0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В.Мальгинов Бронеколлекция 2003 № 05 (50) От «Першинга» до «Паттона» (средние танки М26, М46 и М47)

Содержание

От «Першинга» до «Паттона»

В.Мальгинов Бронеколлекция 2003 № 05 (50) От «Першинга» до «Паттона» (средние танки М26, М46 и М47)

Обложка: 1-я и 4-я стр. — рис. В.Лобачева

История создания

«Першинг» 1-го танкового батальона морской пехоты и «шерманы» М4A3Е8 72-го танкового батальона армии США на боевой позиции. Корея, сентябрь 1950 года

Американский средний танк М4 «Шерман» только поступил в массовое производство, как начались обсуждения требований на разработку очередной боевой машины, которая смогла бы его заменить. Артиллерийский департамент, отвечавший в армии США за создание перспективных образцов вооружений, прекрасно сознавал все недостатки «Шермана», унаследованные от среднего танка М2.

Так, носовое расположение трансмиссии на «Шермане» позволяло устанавливать на нем разнообразные двигатели, а также спарки и мультиблоки, но влекло за собой увеличение высоты корпуса. На новом же танке планировалось перейти к компоновке с кормовым расположением трансмиссии и рядного двигателя жидкостного охлаждения. При насыщении армии США танками М4 не было возможности оснастить их одинаковыми двигателями, новую же машину планировалось сделать стандартной, с единым для всех возможных модификаций мотором.

После длительных дискуссий между Артиллерийским департаментом и Армейской службой снабжения (ASF) было достигнуто соглашение о разработке среднего танка, временно обозначенного как М4Х. ТТТ, утвержденные 25 мая 1942 года, предусматривали массу, примерно такую же, как у «Шермана», но расположение двигателя и трансмиссии — в кормовой части. За счет этого объем корпуса сокращался. Кроме того, требовалось усилить бронирование. Вооружение предполагалось оставить как у М4 — 75-мм пушку, но установить автомат заряжания. После изготовления деревянного макета и дальнейших проработок в сентябре того же года фирме «Фишер» был выдан заказ на постройку трех опытных образцов. Все они оснащались двигателем «Форд» GAV (устанавливался на М4A3), выбранным в качестве стандарта, и гидромеханической коробкой передач. Помимо танка с автоматом заряжания и 75-мм пушкой, предполагалось изготовить две машины с только что закончившей испытания 76-мм пушкой. Корпус предполагалось сваривать из литых и катаных деталей. Лобовая часть не имела люков или смотровых щелей и была монолитной (кроме небольшого выступа под пулеметную установку). Входные люки водителя и его помощника располагались сверху корпуса и имели торсионные противовесы. Особенностью танка, получившего к этому времени обозначение Т20, стало наличие у помощника водителя приводов управления, так что при необходимости он мог взять управление танком на себя. Подвеска была блокированная, как у «Шермана», но с горизонтальными, а не вертикальными пружинами. Чуть позже один из прототипов решили сделать с торсионной подвеской.

Практически одновременно с этим заказом Артиллерийский департамент выдал еще один — на изготовление на основе зенитки новой 90-мм танковой пушки Т7, поскольку специалисты сочли, что даже мощность новой 76-мм пушки мала для перспективного танка.

Опытный образец танка Т20ЕЗ с торсионной подвеской опорных катков. Июль 1943 года

Первый прототип танка T25 во время испытаний на Абердинском полигоне в конце января 1944 года. Эта машина была вооружена 90-мм пушкой и оснащалась электротрансмиссией и подвеской типа HVSS

Вновь созданная для Т20 гидромеханическая трансмиссия вызывала опасения из-за возможных потерь времени на отладку, поэтому для подстраховки решили заказать Т20 и в варианте с механической трансмиссией, а потом и с электрической, разрабатываемой фирмой «Дженерал электрик» для тяжелого танка М6.

Танк с механической трансмиссией получил индекс Т22, с электрической — Т23. Они были заказаны фирме «Крайслер» и изготавливались на Детройтском танковом арсенале, а потому имели некоторые внешние отличия от Т20: другие крылья и ящики ЗИП, иначе установленные передние буксировочные крюки, другой формы прилив под пулеметную установку.

Танков с торсионной подвеской в серии Т22 — Т23 не заказывали, а на Т23 для ускорения производства вообще применили тележки подвески от М4 с вертикальными пружинами. Поэтому Т23 оказались готовы раньше других — уже в январе 1943 года первый опытный экземпляр покинул сборочный цех, в марте — второй. Сначала обе машины вооружили 76-мм пушками, но вскоре на одной из них установили новую 90-мм пушку Т7. Испытания шли довольно успешно, танк отличался маневренностью и легко управлялся, правда, электротрансмиссия была тяжеловата и боялась воды. Для нормальной эксплуатации 90-мм пушки требовалась большая по размеру башня, поэтому в апреле последовал заказ на вариант с башней под 90-мм пушку. Этот танк получил индекс Т25, причем фирму «Крайслер» обязали разработать вариант с блокированной подвеской, а фирму «Фишер» — с торсионной. Одновременно Артиллерийский департамент принял решение заказать и вариант с увеличенной толщиной брони. При возросшей массе подвеска от М4 уже не годилась, и новый танк, названный Т26, должен был оснащаться только торсионной подвеской.

Тем временем вдохновленный успешными испытаниями Т23 Артиллерийский департамент разместил на Детройтском танковом арсенале заказ на 250 таких машин. Они предназначались для испытаний и доработки электротрансмиссии. Для серийной модификации разработали измененную башню, особенностью которой стал вращающийся люк заряжающего с зенитным пулеметом. Позже такой люк применили и на опытных Т25 и Т26.

В июле 1943 года были готовы по два экземпляра Т20 и Т22. При этом Т20 имел подвеску HVSS с горизонтальными пружинами, а Т20ЕЗ торсионную. Башню с 75-мм пушкой и автоматом заряжания установили на Т22Е1, а Т22 нес 76-мм пушку. Тут же стало ясно, что механическая трансмиссия уступает электрической и гидромеханической по легкости управления и маневренности самого танка, и Т22 перестал рассматриваться как кандидат на серийный выпуск. 75-мм пушка с автоматом заряжания показала скорострельность до 20 выстр./мин, но низкую надежность. К тому же это орудие уже не считалось перспективным.

А вот торсионная подвеска на Т20ЕЗ показала себя настолько хорошо, что Артиллерийский департамент тут же предложил запустить в серию Т23 и Т20 с торсионными подвесками (они получили обозначение М27 и М27А1 соответственно). В этом случае ранее заказанные 250 Т23 с блокированной подвеской сыграли бы роль предсерийных.

Но армию США вполне устраивал имевшийся на вооружении «Шерман». Что же касается Т23, то военным не нравилась его большая масса, да и электрическая и гидромеханическая трансмиссии еще не были доведены. Поэтому Армейская служба снабжения отказалась от запуска Т23 в серию. Однако работы над опытными Т20 и Т22 продолжались.

Читать еще:  ОСНОВНЫЕ ТТХ ПРОТИВОТАНКОВОГО РУЖЬЯ М.18 «БАЗУКА»

Опытный образец тяжелого танка T26EI. Июнь 1944 года

В январе 1944 года на Детройтском арсенале изготовили первый Т25, а на арсенале «Фишер» — Т25Е1. Машины имели примерно такие же отличия по корпусу, как Т20 и Т23, но главное — у Т25 были электротрансмиссия, подвеска типа HVSS от М4 и «шермановская» гусеница шириной 585 мм. Т25Е1 стал развитием Т20ЕЗ, получив гидромеханическую коробку передач и гусеницу шириной 483 мм. Еще на стадии проектирования стало ясно, что он будет весить меньше Т25 с электротрансмиссией. Поэтому танков Т25 изготовили всего два, а фирма «Фишер» получила заказ на 40 Т25Е1, который выполнила в мае. Тем временем выяснилось, что масса Т26 с электротрансмиссией оказалась еще больше, поэтому от него отказались в пользу Т26Е1 с гидромеханической трансмиссией, изготовив к июню 10 единиц.

Полномасштабное производство танков Т25 и Т26 могло начаться фактически с весны 1944 года, если бы этот процесс не тормозился искусственно. Дело в том, что с начала Второй мировой войны в американской армии, кроме бронетанковых, имелся отдельный род войск — самоходные истребители танков. По замыслу американских военных, бороться с танками должны были именно истребители — легко бронированные, но мощно вооруженные. Летом 1944 года такая машина — М36, вооруженная 90-мм пушкой, была поставлена в серийное производство.

Однако высадка в Нормандии в июне 1944 года быстро подтвердила, что отсутствие в составе армии сильнобронированных танков — серьезный просчет командования. Нормандия — не Тунис, и хорошо замаскированные среди живых изгородей немецкие танки быстро расправлялись с М4.

Истребители танков также не особенно ярко проявили себя в этой операции, выступив скорее в качестве оружия оборонительного, чем наступательного.

В итоге, Т26, классифицированный как тяжелый танк, стали готовить к массовому производству. Новая его модификация получила индекс Т26ЕЗ. Пушку оснастили дульным тормозом, не столько для уменьшения отдачи, сколько для того, чтобы снизить ударную волну при выстреле, поднимавшую облако пыли, мешавшее прицеливанию. С башни убрали турель крупнокалиберного пулемета заряжающего, поставив обычный люк. Теперь пулемет крепился на стойке, как у «Шермана». Доработали и двигатель с трансмиссией. Наибольшие трудности вызвала реализация требования увеличить возимый боекомплект к 90-мм орудию. На Т26Е1 применялась «мокрая» боеукладка, использовавшаяся и на некоторых модификациях М4.

От «Першинга» до «Паттона». Средние танки М26, М46 и М47 — читать онлайн книгу. Автор: Виктор Мальгинов

Онлайн книга — От «Першинга» до «Паттона». Средние танки М26, М46 и М47 | Автор книги — Виктор Мальгинов

«Першинг» 1-го танкового батальона морской пехоты и «шерманы» М4A3Е8 72-го танкового батальона армии США на боевой позиции. Корея, сентябрь 1950 года

Американский средний танк М4 «Шерман» только поступил в массовое производство, как начались обсуждения требований на разработку очередной боевой машины, которая смогла бы его заменить. Артиллерийский департамент, отвечавший в армии США за создание перспективных образцов вооружений, прекрасно сознавал все недостатки «Шермана», унаследованные от среднего танка М2.

Так, носовое расположение трансмиссии на «Шермане» позволяло устанавливать на нем разнообразные двигатели, а также спарки и мультиблоки, но влекло за собой увеличение высоты корпуса. На новом же танке планировалось перейти к компоновке с кормовым расположением трансмиссии и рядного двигателя жидкостного охлаждения. При насыщении армии США танками М4 не было возможности оснастить их одинаковыми двигателями, новую же машину планировалось сделать стандартной, с единым для всех возможных модификаций мотором.

После длительных дискуссий между Артиллерийским департаментом и Армейской службой снабжения (ASF) было достигнуто соглашение о разработке среднего танка, временно обозначенного как М4Х. ТТТ, утвержденные 25 мая 1942 года, предусматривали массу, примерно такую же, как у «Шермана», но расположение двигателя и трансмиссии — в кормовой части. За счет этого объем корпуса сокращался. Кроме того, требовалось усилить бронирование. Вооружение предполагалось оставить как у М4 — 75-мм пушку, но установить автомат заряжания. После изготовления деревянного макета и дальнейших проработок в сентябре того же года фирме «Фишер» был выдан заказ на постройку трех опытных образцов. Все они оснащались двигателем «Форд» GAV (устанавливался на М4A3), выбранным в качестве стандарта, и гидромеханической коробкой передач. Помимо танка с автоматом заряжания и 75-мм пушкой, предполагалось изготовить две машины с только что закончившей испытания 76-мм пушкой. Корпус предполагалось сваривать из литых и катаных деталей. Лобовая часть не имела люков или смотровых щелей и была монолитной (кроме небольшого выступа под пулеметную установку). Входные люки водителя и его помощника располагались сверху корпуса и имели торсионные противовесы. Особенностью танка, получившего к этому времени обозначение Т20, стало наличие у помощника водителя приводов управления, так что при необходимости он мог взять управление танком на себя. Подвеска была блокированная, как у «Шермана», но с горизонтальными, а не вертикальными пружинами. Чуть позже один из прототипов решили сделать с торсионной подвеской.

Практически одновременно с этим заказом Артиллерийский департамент выдал еще один — на изготовление на основе зенитки новой 90-мм танковой пушки Т7, поскольку специалисты сочли, что даже мощность новой 76-мм пушки мала для перспективного танка.

Опытный образец танка Т20ЕЗ с торсионной подвеской опорных катков. Июль 1943 года

Первый прототип танка T25 во время испытаний на Абердинском полигоне в конце января 1944 года. Эта машина была вооружена 90-мм пушкой и оснащалась электротрансмиссией и подвеской типа HVSS

Вновь созданная для Т20 гидромеханическая трансмиссия вызывала опасения из-за возможных потерь времени на отладку, поэтому для подстраховки решили заказать Т20 и в варианте с механической трансмиссией, а потом и с электрической, разрабатываемой фирмой «Дженерал электрик» для тяжелого танка М6.

Танк с механической трансмиссией получил индекс Т22, с электрической — Т23. Они были заказаны фирме «Крайслер» и изготавливались на Детройтском танковом арсенале, а потому имели некоторые внешние отличия от Т20: другие крылья и ящики ЗИП, иначе установленные передние буксировочные крюки, другой формы прилив под пулеметную установку.

Танков с торсионной подвеской в серии Т22 — Т23 не заказывали, а на Т23 для ускорения производства вообще применили тележки подвески от М4 с вертикальными пружинами. Поэтому Т23 оказались готовы раньше других — уже в январе 1943 года первый опытный экземпляр покинул сборочный цех, в марте — второй. Сначала обе машины вооружили 76-мм пушками, но вскоре на одной из них установили новую 90-мм пушку Т7. Испытания шли довольно успешно, танк отличался маневренностью и легко управлялся, правда, электротрансмиссия была тяжеловата и боялась воды. Для нормальной эксплуатации 90-мм пушки требовалась большая по размеру башня, поэтому в апреле последовал заказ на вариант с башней под 90-мм пушку. Этот танк получил индекс Т25, причем фирму «Крайслер» обязали разработать вариант с блокированной подвеской, а фирму «Фишер» — с торсионной. Одновременно Артиллерийский департамент принял решение заказать и вариант с увеличенной толщиной брони. При возросшей массе подвеска от М4 уже не годилась, и новый танк, названный Т26, должен был оснащаться только торсионной подвеской.

Тем временем вдохновленный успешными испытаниями Т23 Артиллерийский департамент разместил на Детройтском танковом арсенале заказ на 250 таких машин. Они предназначались для испытаний и доработки электротрансмиссии. Для серийной модификации разработали измененную башню, особенностью которой стал вращающийся люк заряжающего с зенитным пулеметом. Позже такой люк применили и на опытных Т25 и Т26.

Читать еще:  ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ МК VI — МК VII

В июле 1943 года были готовы по два экземпляра Т20 и Т22. При этом Т20 имел подвеску HVSS с горизонтальными пружинами, а Т20ЕЗ торсионную. Башню с 75-мм пушкой и автоматом заряжания установили на Т22Е1, а Т22 нес 76-мм пушку. Тут же стало ясно, что механическая трансмиссия уступает электрической и гидромеханической по легкости управления и маневренности самого танка, и Т22 перестал рассматриваться как кандидат на серийный выпуск. 75-мм пушка с автоматом заряжания показала скорострельность до 20 выстр./мин, но низкую надежность. К тому же это орудие уже не считалось перспективным.

А вот торсионная подвеска на Т20ЕЗ показала себя настолько хорошо, что Артиллерийский департамент тут же предложил запустить в серию Т23 и Т20 с торсионными подвесками (они получили обозначение М27 и М27А1 соответственно). В этом случае ранее заказанные 250 Т23 с блокированной подвеской сыграли бы роль предсерийных.

Но армию США вполне устраивал имевшийся на вооружении «Шерман». Что же касается Т23, то военным не нравилась его большая масса, да и электрическая и гидромеханическая трансмиссии еще не были доведены. Поэтому Армейская служба снабжения отказалась от запуска Т23 в серию. Однако работы над опытными Т20 и Т22 продолжались.

В.Мальгинов Бронеколлекция 2003 № 05 (50) От «Першинга» до «Паттона» (средние танки М26, М46 и М47)

Бронеколлекция 2003 № 05 (50) От «Першинга» до «Паттона» (средние танки М26, М46 и М47)

Обложка: 1-я и 4-я стр. — рис. В.Лобачева

Похожие книги из библиотеки

Отечественные колесные бронетранспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80

В середине 1950-х годов стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа для бронетранспортера исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве что работы над самоблокирующимися межколесными дифференциалами, мало что давали. Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам второго послевоенного поколения можно было реализовать только в принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относились: расширенная «танковая» колея; равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах; резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности машины не менее 18 — 20 л.с./т; многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами; самоблокирующиеся межколесные дифференциалы; колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450 — 500 мм; независимые подвески всех колес с большими ходами; гидроусиление рулевого управления; герметичные тормоза; закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву; водоходные движители; башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь; бронекорпуса с большим наклоном утолщенных (до 15 — 20 мм) лобовых и бортовых листов; противоатомная защита экипажа и десанта; возможность авиатранспортировки.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Средний танк Т-55 [объект 155] (часть 2)

В этом номере «Бронеколлекции» редакция продолжает рассказ о послевоенном танке — Т-55, принятом на вооружение нашей армии в 1958 году.

Танк Т-55, являясь, по сути дела, модернизацией своего предшественника Т-54, стал конгломератом опытно-конструкторских разработок харьковского завода № 75 и нижне-тагильского ОКБ-520, воплотив в себе многие радикальные усовершенствования, призванные повысить его тактико-технические характеристики. Идеология, заложенная в конструкцию танка, позволила в свое время использовать его как перспективную базу для создания целого семейства вспомогательных машин, нашедших широкое применение в советских Вооруженных Силах.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Средний танк М48

В середине 1950-х годов, несмотря на все свои недостатки и связанные с этим проблемы, М48 являлся основным танком американских вооруженных сил. «Паттоны III» состояли на вооружении армии и морской пехоты, они дислоцировались как на континентальной части США, так и в Европе. «Европейские» М48 принимали участие в известном противостоянии в августе 1961 года в Берлине. В «международном плане» М48, можно считать, не повезло — он так и остался «промежуточным» между М47 и М60. К примеру, даже в 1965 году в парке натовских машин М48 имелись на вооружении лишь в ФРГ и Норвегии, в то время как остальные страны предпочитали (или не хотели менять) М47 и «центурионы». В самих США уже в 1960-е годы М48 стали передаваться Национальной гвардии.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Советская бронетанковая техника 1945 — 1995 (часть 2)

Приложение к журналу „МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР“

В начале Второй мировой войны был создан и получил широкое распространение новый вид боевой техники — бронетранспортер. Его появление отразило радикальные изменения в тактике ведения боевых действий сухопутными войсками. Без участия бронетранспортеров не проводилась ни одна наступательная операция. О роли и значении этого вида боевой техники во Второй мировой войне можно судить по объемам производства: в Германии было выпущено 22 578 единиц, в США — 67 706, в Великобритании и странах Содружества — около 76 000. Советский Союз во время войны БТРы не выпускал, но получил по ленд-лизу 8522 единицы, которые неплохо зарекомендовали себя в Красной Армии. Два из них — колесный полноприводной «Скаут» МЗА1 и полугусеничный М2 — послужили прототипами для первых отечественных бронетранспортеров послевоенного периода — БТР-40 и БТР-152. Эти машины стали первыми массовыми БТРами Советской Армии и способствовали созданию мотострелковых войск, пришедших на смену стрелковым.

Разработка новых советских многоколесных БТРов началась в 1957 — 1958 годах и велась фактически на конкурсной основе. К началу 60-х были построены опытные образцы шестиколесного ЗИЛ-153, восьмиколесного ГАЗ-49, рубцовского колесно-гусеничного «объекта 19», мытищинского «560» и кутаисских «1015Б» и «1020Б». Принятый на вооружение БТР-60П (ГАЗ-49) стал родоначальником целого семейства боевых бронированных машин, представители которого — БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80 — состоят сегодня на вооружении Российской Армии, пограничных и внутренних войск, а также морской пехоты.

В. Мальгинов — От «Першинга» до «Паттона»

От «Першинга» до «Паттона» читать книгу онлайн

Бронеколлекция 2003 № 05 (50) От «Першинга» до «Паттона» (средние танки М26, М46 и М47)

Обложка: 1-я и 4-я стр. — рис. В.Лобачева

«Першинг» 1-го танкового батальона морской пехоты и «шерманы» М4A3Е8 72-го танкового батальона армии США на боевой позиции. Корея, сентябрь 1950 года

Американский средний танк М4 «Шерман» только поступил в массовое производство, как начались обсуждения требований на разработку очередной боевой машины, которая смогла бы его заменить. Артиллерийский департамент, отвечавший в армии США за создание перспективных образцов вооружений, прекрасно сознавал все недостатки «Шермана», унаследованные от среднего танка М2.

Так, носовое расположение трансмиссии на «Шермане» позволяло устанавливать на нем разнообразные двигатели, а также спарки и мультиблоки, но влекло за собой увеличение высоты корпуса. На новом же танке планировалось перейти к компоновке с кормовым расположением трансмиссии и рядного двигателя жидкостного охлаждения. При насыщении армии США танками М4 не было возможности оснастить их одинаковыми двигателями, новую же машину планировалось сделать стандартной, с единым для всех возможных модификаций мотором.

После длительных дискуссий между Артиллерийским департаментом и Армейской службой снабжения (ASF) было достигнуто соглашение о разработке среднего танка, временно обозначенного как М4Х. ТТТ, утвержденные 25 мая 1942 года, предусматривали массу, примерно такую же, как у «Шермана», но расположение двигателя и трансмиссии — в кормовой части. За счет этого объем корпуса сокращался. Кроме того, требовалось усилить бронирование. Вооружение предполагалось оставить как у М4 — 75-мм пушку, но установить автомат заряжания. После изготовления деревянного макета и дальнейших проработок в сентябре того же года фирме «Фишер» был выдан заказ на постройку трех опытных образцов. Все они оснащались двигателем «Форд» GAV (устанавливался на М4A3), выбранным в качестве стандарта, и гидромеханической коробкой передач. Помимо танка с автоматом заряжания и 75-мм пушкой, предполагалось изготовить две машины с только что закончившей испытания 76-мм пушкой. Корпус предполагалось сваривать из литых и катаных деталей. Лобовая часть не имела люков или смотровых щелей и была монолитной (кроме небольшого выступа под пулеметную установку). Входные люки водителя и его помощника располагались сверху корпуса и имели торсионные противовесы. Особенностью танка, получившего к этому времени обозначение Т20, стало наличие у помощника водителя приводов управления, так что при необходимости он мог взять управление танком на себя. Подвеска была блокированная, как у «Шермана», но с горизонтальными, а не вертикальными пружинами. Чуть позже один из прототипов решили сделать с торсионной подвеской.

Читать еще:  ВМЕСТЕ С ТАНКАМИ И ПЕХОТОЙ

Практически одновременно с этим заказом Артиллерийский департамент выдал еще один — на изготовление на основе зенитки новой 90-мм танковой пушки Т7, поскольку специалисты сочли, что даже мощность новой 76-мм пушки мала для перспективного танка.

Опытный образец танка Т20ЕЗ с торсионной подвеской опорных катков. Июль 1943 года

Первый прототип танка T25 во время испытаний на Абердинском полигоне в конце января 1944 года. Эта машина была вооружена 90-мм пушкой и оснащалась электротрансмиссией и подвеской типа HVSS

Вновь созданная для Т20 гидромеханическая трансмиссия вызывала опасения из-за возможных потерь времени на отладку, поэтому для подстраховки решили заказать Т20 и в варианте с механической трансмиссией, а потом и с электрической, разрабатываемой фирмой «Дженерал электрик» для тяжелого танка М6.

Танк с механической трансмиссией получил индекс Т22, с электрической — Т23. Они были заказаны фирме «Крайслер» и изготавливались на Детройтском танковом арсенале, а потому имели некоторые внешние отличия от Т20: другие крылья и ящики ЗИП, иначе установленные передние буксировочные крюки, другой формы прилив под пулеметную установку.

Танков с торсионной подвеской в серии Т22 — Т23 не заказывали, а на Т23 для ускорения производства вообще применили тележки подвески от М4 с вертикальными пружинами. Поэтому Т23 оказались готовы раньше других — уже в январе 1943 года первый опытный экземпляр покинул сборочный цех, в марте — второй. Сначала обе машины вооружили 76-мм пушками, но вскоре на одной из них установили новую 90-мм пушку Т7. Испытания шли довольно успешно, танк отличался маневренностью и легко управлялся, правда, электротрансмиссия была тяжеловата и боялась воды. Для нормальной эксплуатации 90-мм пушки требовалась большая по размеру башня, поэтому в апреле последовал заказ на вариант с башней под 90-мм пушку. Этот танк получил индекс Т25, причем фирму «Крайслер» обязали разработать вариант с блокированной подвеской, а фирму «Фишер» — с торсионной. Одновременно Артиллерийский департамент принял решение заказать и вариант с увеличенной толщиной брони. При возросшей массе подвеска от М4 уже не годилась, и новый танк, названный Т26, должен был оснащаться только торсионной подвеской.

Тем временем вдохновленный успешными испытаниями Т23 Артиллерийский департамент разместил на Детройтском танковом арсенале заказ на 250 таких машин. Они предназначались для испытаний и доработки электротрансмиссии. Для серийной модификации разработали измененную башню, особенностью которой стал вращающийся люк заряжающего с зенитным пулеметом. Позже такой люк применили и на опытных Т25 и Т26.

В июле 1943 года были готовы по два экземпляра Т20 и Т22. При этом Т20 имел подвеску HVSS с горизонтальными пружинами, а Т20ЕЗ торсионную. Башню с 75-мм пушкой и автоматом заряжания установили на Т22Е1, а Т22 нес 76-мм пушку. Тут же стало ясно, что механическая трансмиссия уступает электрической и гидромеханической по легкости управления и маневренности самого танка, и Т22 перестал рассматриваться как кандидат на серийный выпуск. 75-мм пушка с автоматом заряжания показала скорострельность до 20 выстр./мин, но низкую надежность. К тому же это орудие уже не считалось перспективным.

А вот торсионная подвеска на Т20ЕЗ показала себя настолько хорошо, что Артиллерийский департамент тут же предложил запустить в серию Т23 и Т20 с торсионными подвесками (они получили обозначение М27 и М27А1 соответственно). В этом случае ранее заказанные 250 Т23 с блокированной подвеской сыграли бы роль предсерийных.

Но армию США вполне устраивал имевшийся на вооружении «Шерман». Что же касается Т23, то военным не нравилась его большая масса, да и электрическая и гидромеханическая трансмиссии еще не были доведены. Поэтому Армейская служба снабжения отказалась от запуска Т23 в серию. Однако работы над опытными Т20 и Т22 продолжались.

Опытный образец тяжелого танка T26EI. Июнь 1944 года

В январе 1944 года на Детройтском арсенале изготовили первый Т25, а на арсенале «Фишер» — Т25Е1. Машины имели примерно такие же отличия по корпусу, как Т20 и Т23, но главное — у Т25 были электротрансмиссия, подвеска типа HVSS от М4 и «шермановская» гусеница шириной 585 мм. Т25Е1 стал развитием Т20ЕЗ, получив гидромеханическую коробку передач и гусеницу шириной 483 мм. Еще на стадии проектирования стало ясно, что он будет весить меньше Т25 с электротрансмиссией. Поэтому танков Т25 изготовили всего два, а фирма «Фишер» получила заказ на 40 Т25Е1, который выполнила в мае. Тем временем выяснилось, что масса Т26 с электротрансмиссией оказалась еще больше, поэтому от него отказались в пользу Т26Е1 с гидромеханической трансмиссией, изготовив к июню 10 единиц.

Полномасштабное производство танков Т25 и Т26 могло начаться фактически с весны 1944 года, если бы этот процесс не тормозился искусственно. Дело в том, что с начала Второй мировой войны в американской армии, кроме бронетанковых, имелся отдельный род войск — самоходные истребители танков. По замыслу американских военных, бороться с танками должны были именно истребители — легко бронированные, но мощно вооруженные. Летом 1944 года такая машина — М36, вооруженная 90-мм пушкой, была поставлена в серийное производство.

Однако высадка в Нормандии в июне 1944 года быстро подтвердила, что отсутствие в составе армии сильнобронированных танков — серьезный просчет командования. Нормандия — не Тунис, и хорошо замаскированные среди живых изгородей немецкие танки быстро расправлялись с М4.

Истребители танков также не особенно ярко проявили себя в этой операции, выступив скорее в качестве оружия оборонительного, чем наступательного.

В итоге, Т26, классифицированный как тяжелый танк, стали готовить к массовому производству. Новая его модификация получила индекс Т26ЕЗ. Пушку оснастили дульным тормозом, не столько для уменьшения отдачи, сколько для того, чтобы снизить ударную волну при выстреле, поднимавшую облако пыли, мешавшее прицеливанию. С башни убрали турель крупнокалиберного пулемета заряжающего, поставив обычный люк. Теперь пулемет крепился на стойке, как у «Шермана». Доработали и двигатель с трансмиссией. Наибольшие трудности вызвала реализация требования увеличить возимый боекомплект к 90-мм орудию. На Т26Е1 применялась «мокрая» боеукладка, использовавшаяся и на некоторых модификациях М4.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector