Т-35, Тяжелый танк
Полные характеристики
Боевая масса, т: | 52 |
Запас хода, км: | 150 |
Вооружение: | пушка КТ-28 обр. 1927/32 г. калибра 76 мм; 2 пушки 20К обр. 1932 г. калибра 45 мм, 6 пулеметов ДТ калибра 7,62 |
Боекомплект: | 76-мм выстрелов — 96, 45-мм выстрелов — 220, 7,62-мм патронов — 9230-10000 |
Экипаж, чел: | 11 |
История создания
В 20-е годы парк бронетанковой техники молодого советского государства состоял в основном из устаревающих машин времён Первой Мировой. С трудом налаживалось производство лёгкого танка МС-1. А между тем доклад комиссии по танкостроению гласил, что Красной Армии будет нужен и тяжёлый танк для прорыва укреплённых линий обороны. Впрочем, в 1924 году разработку такой машины задачей первостепенной важности не сочли.
Вернулись к идее только в 1929 году, сформулировав, наконец, технические требования. Мешало созданию отсутствие опыта (да и необходимой инфраструктуры). Первоначально планировалось найти образец, на который можно будет ориентироваться, за рубежом. В 1930 году И. Халецкий, командированный за границу с целью закупки образцов, попытался договориться о проектировании тяжёлого танка с британской фирмой «Виккерс», но успехом попытка не увенчалась.
Затем разработку поручили выписанным из Германии инженерам во главе с Эдвардом Гроте. Построенный ТГ нашли непригодным для массового выпуска в СССР, но участвовавшие в разработке ТГ советские инженеры получили ценный опыт. И в 1932 году, наконец, им поручили разработать на основе ТГ 35-тонный тяжёлый танк прорыва.
Указанная в задании масса и дала машине индекс – Т-35.
Уже в августе того же года собрали первый опытный образец, известный как Т-35-1. После испытания его передали в распоряжение учебных курсов, а к весне 1933 года построили второй прототип – Т-35-2. Его башню главного калибра унифицировали с башней танка Т-28, упразднили слишком сложную пневматическую систему управления фрикционами, двигатель М-6 (лицензионная копия двигателя «Испано-Сюиза») заменили на М-17 (лицензионный вариант BMW VI).
1 мая 1933 оба прототипа участвовали в парадах – первый в Ленинграде, а второй – в Москве. Интересно, что танк, который предполагалось запустить в серию (официально названный Т-35А) серьёзно отличался от обоих прототипов конструкцией корпуса и ходовой части. Его выпуск постановили развернуть на Харьковском Паровозостроительном Заводе.