40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

УСТРОЙСТВО ТАНКА «ПАНТЕРА» Ausf.D

“Пантера” – младшая сестра “Тигра”

Эта боевая машина – возможно, самый известный танк нацистской Германии. Далеко не каждый вспомнит Pz.IV, прошедший всю войну, зато танки с “кошачьими” именами известны повсеместно. При этом за Pz.V закрепилась и репутация самого неоднозначного танка рейха.

В то время, как “Тигр” остался в памяти, как несокрушимое грозное оружие, за “Пантерой” закрепилась репутация танка потенциально мощного, но фактически – капризного и ненадёжного. Она так и не стала основным танком Панцерваффе, а надежды на то, что в каком-то из сражений она сможет сыграть решающую роль, так и не оправдались.

История создания

Перед нападением на Советский Союз основу бронетанковых сил Третьего Рейха составляли средние танки Pz.35(t), Pz.38(t) а также Pz.III и IV. Они проявили себя неплохими машинами, подвижными и надёжными. Но после боёв с французскими B-1 и британскими “Матильдами” было очевидно – их вооружение малоэффективно в борьбе с противоснарядным бронированием. Не вызывала сомнений и недостаточная защищённость немецких машин.

Немцы знали о наличии у Советского Союза тяжёлых танков КВ. Но в 1941 году ещё можно было рискнуть и попытаться повторить блицкриг, исходя из надежд на небольшое количество таких машин в Красной Армии. Эти надежды не оправдались. Мечты о скорой победе растаяли, война начала затягиваться. Более того, ряды РККА стремительно пополнялись танками Т-34, не уступающим КВ по огневой мощи и защите. В такой обстановке и начали разрабатывать «достойный ответ» советской технике.

В 1942 году «ответ» материализовался. Фирма “Даймлер-Бенц” не просто создала свой образец с учётом опыта встреч с Т-34 — даже внешне их прототип напоминал советский танк. Фюрер склонялся к одобрению именно этого варианта, но в итоге предпочтение отдали разработке фирмы MAN. Весной 1943 года стартовало серийное производство танка, получившего полное название Panzerkampfwagen V Panther.

Первая серия “Пантер” получила индекс Ausf.D.

Следующая версия, с обозначением Ausf.A, появилась осенью 1943 года. Их башня лишилась пистолетных амбразур и бокового лючка, командирскую башенку унифицировали с узлом от “Тигра”. Прицел TZF-12 уступил место упрощённому варианту TZF-12А. Бугельная установка курсового пулемёта оказалась неэффективной, и её заменили привычной для танкистов шаровой. Ранние машины Ausf.A выпускались с бугельной стрелковой установкой.

Весной 1944 года освоили, фактически, последнюю серию – Ausf.G. Она же стала и самой массовой. У этих «Пантер» увеличили толщину бортов, убрали лобовой лючок механика-водителя, маску орудия изменили, уменьшив вероятность рикошета (при удачном попадании) в крышу.

Осенью 1944 года намечали пустить в производство модификацию Ausf. F. Для неё подготовили корпус с усиленной бронёй и башню нового типа, известной как “Schmalturm” («тесная башня»). До весны 1945 года не удалось даже построить законченный прототип.

До стадии испытаний не было суждено дойти и танку “Пантера 2“. Это был, фактически, уменьшенный “Тигр 2” с облегчённой бронёй и “тесной башней”. Образец, со штатной башней “Пантеры G”, захватили американцы.

Устройство танка

“Пантера” – первый танк Вермахта, в конструкции которого применили наклон бронелистов под рациональными углами. Верхняя лобовая плита толщиной 80мм, наклонённая под углом в 550, давала надёжную защиту даже от снарядов калибра 85мм (кроме подкалиберных). Верхняя часть борта имела толщину 40 мм при угле наклона в 400. Нижняя часть наклона не имела, но полностью закрывалась катками ходовой части и стальными экранами.

Такая броня должна была дать защиту от советских противотанковых ружей, но случаи пробития всё-таки отмечались.

Кормовой лист, тоже 40 мм, имел наклон в 290, причём наклонён был наружу, затрудняя поражение с воздуха. На “Пантере” серии G толщину верхнего бронелиста увеличили — она достигла 50 мм, угол наклона уменьшился до 300.

Башня – также из катаной брони, листы соединялись сваркой. Поворот башни – с помощью гидропривода, питающегося через устройство отбора мощности. Вспомогательный ручной привод позволял наводить орудие при отказе гидропривода.

Толщина лба башни ранних “Пантер” достигала 100 мм, но почти не имела наклона (всего 120), и обеспечивала меньшую, чем лоб корпуса, защиту. Толщина бортовых и кормовых листов башни – 45 мм. “Пантера” серии G получила новую башню с усиленным лбом толщиной в 120 мм, а “тесная башня” серии F имела защиту в 60мм «по кругу» (лобовая броня осталась прежней толщины — 120 мм).

Механик-водитель и стрелок-радист сидели в носу корпуса, по сторонам от картера трансмиссии. В башне по левую сторону от орудия находился наводчик, справа – заряжающий, а корма башни отводилась командиру. На предсерийных “Пантерах D1” с однокамерным дульным тормозом на борту башни имелся выступ-прилив под смещённую командирскую башенку. Последующие модели получили улучшенный дульный тормоз, башенку сдвинули к центру и убрали прилив.

Основным вооружением всех серийных вариантов “Пантеры” была пушка KwK 42 калибра 75 мм. Несмотря на небольшой калибр, это было очень грозное оружие. От ранних орудий KwK 40 его отличала увеличенная длина ствола – 70 калибров против 40.

При использовании стандартного бронебойного каморного снаряда Pz.Gr 3942 орудие пробивало 160 мм брони с дистанции в 500 метров.

Такая пробиваемость – выше, чем у более мощного 88мм орудия KwK 36. Она позволяла уверенно поражать любые танки противника.

Подкалиберный снаряд Pz.Gr 4042 позволял пробить броню свыше 200 мм толщиной. А небольшой калибр пушки считался достоинством, позволяя увеличить скорострельность, возимый боекомплект, и монтировать орудие в небольшой по габаритам башне. Орудие имело электрический запал, пороховые газы из ствола высасывал компрессор.

Противопехотным оружием служили два пулемёта MG-34. Один — курсовой, управляемый стрелком-радистом. Второй – спаренный с пушкой. На башенках «Пантер» серий A и G предусматривался зенитный пулемёт (MG-34 или MG-42). Также поздние серии оснащались мортирками для постановки дымовых завес, которые при условии применения осколочных гранат можно было использовать для обороны от пехоты.

Двигатель и трансмиссия

Все варианты “Пантеры” оснащались двигателем “Майбах” HL230. Это был карбюраторный 12-цилиндровый мотор объёмом в 23 литра. Блок цилиндров и головки отливались из чугуна, питание осуществлялось четырьмя двухкамерными карбюраторами типа “Солекс”. Камеры в карбюраторах включались последовательно – до 1800 об/мин, в каждом карбюраторе работала только одна камера. Для работы зажигания применялись два магнето.

Читать еще:  20-мм противотанковое ружье РЕС обр. 1942 г. (системы Рашкова, Ермолаева, Слухоцкого).

При 3000 об/мин мотор развивал 700 л.с, но на таких оборотах он быстро перегревался. Поэтому инструкции предписывали не превышать 2600 оборотов в минуту. Мощность при этом составляла 600 л.с.

Моторное отделение выполнялось водонепроницаемым для облегчения преодоления бродов. Недостатком такого решения оказалась недостаточная вентиляция отсека, повышающая вероятность перегрева двигателя. Безопасность экипажа обеспечивали огнеупорные переборки, разделяющие моторный и боевой отсек. Размещение баков с горючим в корме выгодно отличало «Пантеру» от Т-34 с баками в отделении экипажа.

Все «Пантеры» получили 7-ступенчатую коробку передач ZF AK 7-200.

КПП соединялась с главным фрикционом карданной передачей и была полуавтоматической – при смене позиции рычага переключения автоматически выжималось сцепление, и включалась нужная пара шестерён. Планетарный механизм поворота был с КПП единым агрегатом. Управление танком облегчали приводы, оснащённые гидравлическими сервоприводами.

Ходовая часть танка – системы Книпкампа, катки в ней располагались в шахматном порядке. Фактически сплошной ряд катков давал высокую плавность хода и проходимость – равномерно распределяя давление на грунт. Оборотной стороной была сложность в производстве и ремонте, а опыт эксплуатации показал – в распутицу промежутки между катками легко забивались грязью.

Подвеска Pz.V – торсионная, на переднем и заднем катке дополнительно ставили гидравлические амортизаторы. Позже в порядке упрощения задние амортизаторы устанавливать перестали.

Прочее оборудование

Бинокулярный прицел TZF-12 первых “Пантер” имел фиксированную кратность – 2.5х при поле зрения в 30°. Упрощённый (за счёт упразднения левой трубы и превращения в монокулярный) прицел TZF-12A получил переменную кратность – от 2,5× до 5×, поле зрения при этом составляло 30° или 15°.

Командирские “Пантеры” имели дополнительные радиостанции, занимающие место некоторой части боеукладки.

В 1944 году произвели 63 “Пантеры” с приборами ночного видения. Инфракрасный прожектор и прибор наблюдения на командирской башенке дали возможность ночью наблюдать местность на расстоянии до 200 м.

Для ведения ночного боя цели предполагалось подсвечивать мощным инфракрасным прожектором на шасси бронетранспортёра. С сентября 1943 года на танки наносилось покрытие «циммерит», защищающее от магнитных мин. Через год такая практика прекратилась.

Тактико-технические характеристики в сравнении с танками противника

В таблице приводятся характеристики наиболее совершенных модификаций – как “Пантеры”, так и аналогов, в том числе – её прямого предшественника Pz. IV.

В таблице приведены ТТХ только средних танков, но советская классификация военного времени считала «Пантеру» тяжёлым танком.

Танк «Пантера» Ausf.D

Вопреки расхожему заблуждению танки «Пантера» первой серии имели и изначально буквенное обозначение Ausf.D (Dringliche Entwicklung — неотложная разработка) и никогда его не меняли. Производство танков этой модификации получило высший приоритет и было развернуто на промышленных мощностях фирм «Даймлер-Бенц», «МАН», «Хеншель» и «MNH» в период с января 1943 и до сентября текущего года , когда ее в производстве сменила модификация Ausf. А.

Корпус.

Бронекорпус танка создан с использованием принципа наклонного бронирования. Крыша корпуса непосредственно перед башней — съемной конструкции, обеспечивавшей ее демонтаж без снятия башни, для обеспечения легко доступности КПП и управляющим приводам. Посадку — высадку мехвода и стрелка-радиста обеспечивали два люка. Доступ к двигателю обеспечивал широкий распашной люк, при необходимости вся крышка над двигательным отделением демонтировалась.

Большая часть лба башни «Пантеры» была закрыта орудийной маской. Борта башни и корма выгнуты из цельного бронелиста. Крыша- горизонтальная, цельная с наклоном к передней части башни. В крыше имелся вентилятор прикрытый бронеколпаком. Характерная выпуклость под наблюдательной башненкой опытной машины в серийных машинах отсутствовала, для чего сам борт несколько загнут внутрь в задней своей части.

Командирская башенка- цилиндрическая надстройка оборудованная смотровыми щелями закрытыми бронестеклом. Снабжалась люком, по своей конструкции аналогичным люкам мехвода и стрелка-радиста. Он так же и открывался- при поднимался и поворачивался. Посадка-высадка командира, наводчика и заряжающего либо через люки в крыше и задней стенке башни.

Схема бронирования танка «Пантера»

Общий вид с габаритными размерами и углами наклона бронирования «Пантеры»

Единственным членом экипажа имевшим хороший обзор был командир «Пантеры». Командирская башенка давала удовлетворительный обзор. Обзор остальных членов экипажа танка «Пантера» был довольно-таки ограниченным. Наводчик орудия располагал для наблюдения перископическим прибором двух с половиной кратности и бортовой бойницей. Заряжающий мог обозревать местность только посредством единственно бойницы, еще одна находилась в задней стеке. Там же находился Verstandigungsoeffnung — люк для переговоров.

Наблюдательная щель мехвода в бою могла закрываться бронезаслонкой, в таком случае наблюдение велось через две фиксированных панорамы. Одна из них направлена строго вперед, тогда как другая несколько влево. Стрелок-радист наблюдение вел либо через бойницу, либо через две панорамы аналогичных таковым у мехвода.

Вооружение.

Основное вооружение танка «Пантера»- пушка 7,5cm KwK 42. Спаренный пулемет MG вправо от орудия. Ещё один MG у стрелка-радиста который при необходимости вел огонь через бойницу в лобовом листе. В качестве личного оружия экипаж располагал пистолетами, ПП МП-40 и гранатами.

Боекомплект орудия размещался частично в двух боковых спонсонах по обе стороны корпуса (40 выстрелов), частью вертикально по оба борта башни (36 выстрелов) и три выстрела под полом. К обеим танковым пулеметам имелось 5100 винпатронов набитых в ленты по сто пятьдесят штук.

Двигательная установка.

Двигательная установка танка состояла из:

  • бортовых передач;
  • бортовых фрикционов;
  • семи скоростной КПП Zahnradfabrik Friedrichshafen AK 7-200;
  • мотора Maybach HL 210 P30.

Средства связи линейных «Пантер» представлены р/с FuG 5, системой внутренней связи, а также набором ракет и флажков. Командирские танки за счет сокращения боекомплекта располагали дополнительной р/с FUG 2.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Sd.Kfz. 171, Panzerkampfwagen V, Пантера – все это разные наименования одного танка, чаще именуемого Pz.Kpfw V Panther. Об этой машине сложно сказать что-то, не повторяясь. Танк, вдохновленный встречей с советским Т-34, был собранием противоречий. Вроде, и мощное 75-мм орудие, но бортовая броня ранних моделей была «доступна» даже противотанковым ружьям. Вроде, неплохая динамика — для почти 45-тонной машины, но проходимость оставляет желать лучшего. Конструкторский замысел – определенно, неплох. Но низкую надежность и «детские болезни» вылечили лишь через год после начала производства.

Как бы там ни было, но «Пантера» стала вторым по массовости немецким танком Второй мировой после Pz.Kpfw IV. Это при том, что его стоимость составляла 176 тысяч рейхсмарок (К слову, «Тигр» обходился немецкой казне в 250 тысяч)!

Читать еще:  М.Никольский Бронеколлекция 2004 № 01(52) Средний танк М48

Расположение узлов и агрегатов «Пантеры»

Недавно, я создавал пост о тяжёлом танке «Тигр». Но сегодня мы рассмотрим внутреннее убранство немецкого среднего танка «Пантера» глазами членов его экипажа.

«Пантера» была относительно легким в управлении танком — этому способствовали усилители органов управления.

«Вид с места механика-водителя. Справа, под приборной панелью расположена трансмиссия»

За 85-мм бронелистом слева расположен водитель «Пантеры». Под его началом внушительная машина приводилось в движение мотором Maybach HL 210 P30 (позже – HL 230 P45 – с увеличенным крутящим моментом). Танк управлялся легко – относительно машин противника. Рычаги требовали небольшого усилия за счет гидропривода с обратной связью, а 7-скоростная КПП была полуавтоматической. Средства наблюдения тоже менялись: на ранних моделях в лобовом листе был обзорный люк мехвода (прозванный «почтовым ящиком»), который позже упразднили, оставив люк в крыше корпуса с телескопическими приборами наблюдения.

«Вид на приборную панель. В правом нижнем углу — личина замка зажигания»

В отличие от «Тигра» — здесь поворот осуществлялся привычными для гусеничной техники рычагами, а не рулем.

«Поворот машины осуществлялся посредством двух рычагов»

«На машинах ранней модификации (как на фото), у мехвода, помимо перископов, было смотровое окно в лобовой детали корпуса, которая ослабляла бронирование этого участка.»

«Вид на место механика-водителя не до конца собранной «Пантеры». Здесь можно лучше рассмотреть размеры ослабленной смотровым прибором зоны лобовой брони.»

«Слева от радиста расположена радиостанция Fu 5»

В распоряжении этого члена экипажа была радиостанция Fu 5, радиус действия которой в режиме телеграфа превышал 9 километров. Вооружался стрелок пулеметом MG-34, который на первых моделях «Пантеры» располагался в бугельной установке, но с 1943 года ее заменили на традиционную шаровую — с прицелом KZF. 2.

«Пулемет MG-34 с визиром прицела KZF.2»

«Вид на место наводчика из командирского люка»

Оператор 75-мм орудия KwK 42 располагался в башне слева. Основным его инструментом был бинокулярный прицел TZF-12, который отличался низкой надежностью. Позже его заменили на монокулярный TZF-12a.

«Под вращающимся полом боевого отделения расположен вал отбора мощности, который отвечает за поворот башни»

Стоит отметить, что орудие «Пантеры» обладало лучшими бронебойными свойствами, чем 88-пушка «Тигра»

«На фото — поздняя модификация танка, оснащенная монокулярным прицелом Tzf-12»

«Место заряжающего располагалось справа от казенной части орудия»

Справа от казенной части орудия находилось место заряжающего. Ему было доступно 79 (позже — 82) снарядов, расположение которых менялось от модификации – к модификации. У Ausf.D снаряды были под башней – с двух сторон по 18 штук. Позже их количество увеличили до 24. По три снаряда находилось в укладке между водителем и башней, и под вращающимся полом боевого отделения.

«Укладка снарядов в корпусе «Пантеры». К сожалению, более вменяемых снимков этой части машины нет»

Интересной особенностью является то, что при башне, установленной по ходу движения, заряжающий имел доступ только к снарядам у правого борта.

«Вид на командирскую башенку позднего образца. Люк, открывающийся в сторону уже не способствовал рикошетам снарядов в боевое отделение»

Расположенный в задней части башни, командир имел доступ ко всем членам экипажа. Наблюдение за полем боя осуществлялось перископической панорамой командира. Как и в «Тигре», «Пантера» претерпела изменения командирской башенки. С 1943 года она получила обтекаемую башенку с люком, открывающимся в сторону.

«Командир наблюдает за полем боя через перископическую панораму»

Танк обладал одним передатчиком, и двумя приемниками – это позволяло без перенастройки держать связь с другими машинами, и с экипажем. Для того, что бы не мешать радисту, на приемнике соединяли кабелем два гнезда со страшными техническими аббревиатурами немцев (Z.EMPF. FERNH. и Z. SENDER MIKR).

«Вид на место командира.»

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Яндекс.Дзене

и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

Тяжелый танк «Пантеры». Описание конструкции

М. Барятинский

(М. Барятинский. Тяжелый танк «Пантера». Бронеколлекция. — 1997. — № 2)

Компоновка танка PzKpfw V «Пантера» — классический вариант с традиционным для германского танкостроения передним расположением трансмиссии.

Отделение управления находилось в передней части танка. В нем размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления танком, контрольные приборы, курсовой пулемет, часть боекомплекта, радиостанция и рабочие места двух членов экипажа — механика-водителя и радиста (он же — пулеметчик).

Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь размещались: в башне — пушка и спаренный с ней пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под вращающимся поликом башни находился боекомплект.

На днище танка устанавливались водяной насос, насос гидравлической системы поворота башни и поворота танка и воздушный компрессор.

В моторном отделении, располагавшемся в кормовой части танка, размещались двигатель, радиаторы, вентиляторы и топливные баки. Между моторным и боевым отделениями имелась металлическая перегородка.

КОРПУС танка собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом.

Верхний лобовой лист корпуса располагался под углом 38° к горизонтальной плоскости, нижний — под углом 37°. Нижние бортовые листы — вертикальные, верхние наклонены под углом 48°, кормовой лист — под углом 60°.

В передней части крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и радиста. Для входа и выхода из танка крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону с помощью специального подъемно-поворотного механизма (у модификации G — откидывались на петлях). Люки-лазы были выполнены в крышке люка, предназначенного для удобства монтажа и демонтажа коробки передач и механизма управления танком.

Кроме того, в передней части крыши корпуса устанавливались четыре (у варианта G — два) перископических прибора наблюдения (по два для механика-водителя и радиста) и имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком, перед которым монтировалась стойка для фиксации ствола пушки в походном положении.

Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми переборками. Два крайних при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой. В центральный же отсек, где находился двигатель, вода не поступала. Крайние отсеки закрывались сверху броневыми решетками, четыре из них служили для притока воздуха, охлаждавшего радиаторы, а две средние — для его отвода.

Читать еще:  Боевое применение германских танков

Надмоторная часть закрывалась крышкой с двумя вентиляционными отверстиями.

В днище танка были предусмотрены люки для доступа к торсионам подвески, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки, к водооткачивающей помпе и к спускной пробке картера коробки передач.


Схема бронирования танка

БАШНЯ, имевшая форму усеченного конуса,- сварная, с соединением листов в шип и наклоном стенок в 65°. В передней части башни в литой маске полуцилиндрической формы устанавливались пушка, спаренный с ней пулемет и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала двигателя. При 2500 об/мин полный оборот башни осуществлялся за 17 с вправо и 18 с влево. При выключенном двигателе башня поворачивалась вручную. При этом из-за неуравновешенности башни ее поворот вручную при крене свыше 5° был невозможен.

На крыше башни устанавливалась командирская башенка с шестью (позже с семью) смотровыми приборами.

ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение «Пантеры» — пушка 7,5 cm KwK 42 калибра 75 мм, производившаяся на заводе фирмы Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе. Ствол орудия имел длину 70 калибров — 5250 мм; вместе с дульным тормозом — 5535 мм. Масса составляла 1000 кг, а всей установки вместе с маской — 2650 кг. Предельная длина отката — 420 мм. Вертикальная наводка — в пределах от — 8° до +18°.

Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа. Полуавтоматика располагалась на правой стороне казенника (закрывающий механизм) и на люльке (копирное устройство). Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и воздушно-жидкостного накатника. Подъемный механизм пушки — секторного типа.

Выстрел из пушки производился с помощью стационарного электроспуска, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма.

В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливался воздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. Воздух для продува ствола отсасывался из короба гильзоулавливателя.

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе корпуса в бугельной (Ausf D) или в шаровой (Ausf А и G) установках. Командирские башенки модификаций А и G были приспособлены под монтаж зенитного пулемета MG 34.

Танки Ausf D оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF 12, а Ausf А и G — монокулярным TZF 12а. При изменении вертикального угла установки вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением на всем диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения стреляющего. Прицелы изготавливались фирмой Karl Zeiss в Йене.

Боекомплект пушки состоял из 79 выстрелов у Ausf D и А и 82 выстрелов у Ausf G. Выстрелы укладывались в нишах подбашенной коробки, в отделении управления и в боевом отделении.

Боекомплект пулеметов составлял для моделей D и А 5100, а для G — 4800 патронов.

В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat) — мортиркой калибра 26 мм, в боекомплект которой входили дымовые (12 шт.), осколочные (20 шт.) и осколочно-зажигательные (24 шт.) снаряды. Мортирка располагалась в правой задней части крыши башни.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке «Пантера» устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL 230P30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500). Диаметр цилиндра 130 мм. Ход поршня 145 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 6,8. Сухая масса двигателя 1200 кг.

Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость пяти бензобаков 730 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех диафрагменных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJIID.

Система смазки — циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами, из которых один нагнетающий и два отсасывающих.


Схема трансмиссии танка

Система охлаждения — жидкостная. Радиаторов-четыре, соединенных по два последовательно. Емкость радиаторов — около 170 л. По обеим сторонам двигателя располагались вентиляторы типа Zyklon.

Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса.

Трансмиссия состояла из карданной передачи, трехдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач АК 7-200, механизма поворота фирмы MAN, бортовых передач и дисковых тормозов типа LG 900.

Коробка передач — трехвальная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерен и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю.

Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя единый монтажно-демонтажный агрегат (с общими внутренним объемом и системой смазки) трансмиссии: двухпоточный механизм передач и поворота. Механизм поворота состоял из двух планетарных редукторов. К бортовым передачам мощность передавалась короткими поперечными валиками с зубчатыми муфтами на концах. Центровочные работы при сборке танка были сведены таким образом к минимуму, но монтаж и демонтаж механизма передач и поворота из сварной носовой части броневого корпуса представлял большие трудности.

Приводы управления танком — комбинированные,с гидросервоприводом следящего действия с механической обратной связью.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами диаметром 850 мм.

Подвеска — торсионная. В целях получения большого угла скручивания торсионы выполнялись двойными, что обеспечивало вертикальное перемещение опорного катка на 510 мм. Передние и задние катки снабжались гидравлическими амортизаторами.

Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 17 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Между ведущими колесами и первым опорным катком устанавливался отбойный ролик.

Направляющие колеса — литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц.

Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки литые, шириной 660 мм, шаг трака 153 мм.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор Bosch GTLN700 12-1500BJ1 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 А.ч. Потребители: электростартер Bosch BFD624ARS15 мощностью 4,4 кВт, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, спуски пушки и пулеметов.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки «Пантера» оснащались радиостанцией Fu 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Система пожаротушения — автоматическая. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector