4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжёлый танк «Тигр»

Содержание

Panzerkampfwagen VI «Tiger» — тяжелый танк «Тигр»

Этот самый грозный немецкий танк Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники.

История создания танка весьма протяженна и запутанна. Разработка нового тяжелого танка в рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen — машина прорыва). Параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжелого танка работала и фирма Porsche (доктор Порше был вообще любимчиком фюрера). Обе фирмы создали к 1941 году собственные варианты шасси соответственно VK 3001 (H) и VK 3001 (Р). Но в мае 1941 года во время совещания в Бергхофе Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка, обладавшего повышенными огневой мощью и броневой защитой и призванного стать ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин.

В свете предложений фюрера и с учетом результатов испытаний опытных тяжелых танков были разработаны тактико-технические требования, а затем выдан заказ на разработку танка VK 4501. Изготовить прототипы предполагалось к маю — июню 1942 года. Уже готовые танковые платформы пришлось создавать практически заново. Конкуренция обоих фирм достигла апогея весной 1942го, когда обе машины, оснащенные одинаковыми башнями от фирмы Friedrich Krupp AG, прибыли в ставку «Волчье логово» (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии для показательных испытаний.

Министр вооружений Третьего Рейха Albert Speer лично тестирует шасси нового танка «Тигр»

Обе машины имели еще свои (иногда существенные) недостатки. Так например сырая, недоведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование VK 4501(Р), например, с огромным трудом танк совершал повороты на 90°. При испытаниях на скорость, VK 4501(H) разогнался на участке 850 м лишь до 45 км/ч, при этом двигатель перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. Взвесив все «за» и «против», несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла все же решение в пользу танка фирмы Henschel. Шасси же VK 4501(Р) использовали позднее для САУ «Фердинанд».

Ввеху — прототип танка «Тигр» от Порше, хорошо видна конструкция катков,
использованных позднее в «Фердинандах» (внизу)

В начале августа 1942 года началось серийное производство нового тяжелого танка, что, впрочем, не означало конец испытаний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошел к тому времени 960 км. По среднепересеченной местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива составлял при этом 430 л на 100 км.

В процессе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, практически непрерывно вносились изменения и улучшения. У первых же серийных машин был изменен ящик для снаряжения и ЗИПа, крепившийся на корме башни. На прототипах использовался ящик, позаимствованный у Panzerkampfwagen III. Лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни заменили на люк-лаз.

Рисунок: общий вид танка, первые модели были именно так окрашены,
считалось что танки так мощны, что никакая защитная окраска им не требуется,
напротив — один их вид должен был внушать страх.

Для самообороны от вражеской пехоты по периметру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа «S». Эта мина, боевая часть которой включала 360 стальных шариков, выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась. Кроме того, на башнях танков устанавливались дымовые гранатометы NbK 39 калибра 90 мм.
В то время «Тигр» был единственным серийным танком в мире, оснащенным в массовом порядке оборудованием подводного вождения (для преодоления водных препятствий — не все мосты выдерживали массу танка), которое нашло широкое применение в танкостроении лишь в 50-е годы. Правда, в войсках это оборудование практически не использовалось и от него со временем отказались. О качестве системы говорит хотя бы тот факт, что в ходе испытаний на заводском полигоне, где для этой цели был построен специальный бассейн, танк с работающим двигателем находился под водой до двух с половиной часов.
На «Тиграх» использовались два типа гусениц — транспортные, шириной 520 мм и боевые, шириной 725 мм. Первые применялись для перевозки по железной дороге, дабы вписаться в габарит платформы (также специально усиленной — шестиосной), и для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием вне боя.

Замена транспортировочных гусениц на боевые

Конструкция танка представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии.
В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект.
В передней части башни в литой маске устанавливалось основное вооружение «Тигра» — пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88 мм, разработанная на базе знаменитого зенитного орудия Flak 18. Ствол пушки имел длину 56 калибров — 4928 мм; вместе с дульным тормозом — 5316 мм. От прототипа KwK 36 отличалась прежде всего наличием электроспуска и высокоэффективного дульного тормоза, существенно снижавшего отдачу пушки при выстреле. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschussgerät 42 можно было установить еще один (зенитный) пулемет MG-34.

Восточный фронт. Загрузка снарядов в «Тигр»

Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом на днище танка мощностью 4 кВт. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную, но из-за длинного ствола уже при наклоне в 5° ручной разворот был невозможен.
В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 210P30 в 650 л.с. или Maybach HL 230P45 в 700 л.с. (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактные. Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230P45 был практически идентичен двигателю танка «Пантера». Система охлаждения — жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Топливом служил этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков — 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 270 л, по бездорожью — 480 л.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95 мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих — внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Слабым местом ходовой части «Тигра», от которого никак не удавалось избавиться, был быстрый износ и последующее разрушение резиновых бандажей опорных катков.

Большая часть произведенных «Тигров» шла на восточный фронт.

Начиная с 800-й машины на танк начали устанавливать опорные катки с внутренней амортизацией и стальными бандажами. При этом наружный ряд одинарных катков был снят. За счет применения автоматического гидравлического сервопривода для управления 56-тонным танком не требовалось сколь-нибудь значительных физических усилий. Передачи переключались буквально двумя пальцами. Поворот осуществлялся легким поворотом штурвала. Управление танком было настолько простым, что с ним мог справиться любой член экипажа, что в боевой обстановке оказывалось немаловажным.

Корпус танка — коробчатого типа, собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня — катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. При этом, установив все бронелисты корпуса вертикально, конструкторы танка полностью игнорировали простой и весьма эффективный способ усиления бронезащиты посредством наклонного расположения бронелистов. И хотя толщина лобовой брони корпуса составляла 100 мм, а бортов и кормы — 82 мм, бронебойные снаряды советской 76,2-мм пушки ЗИС-3 могли поражать лобовую броню танка с 500 м, а бортовую и кормовую броню — даже с расстояния 1500 м.

Москва, лето 1943 года. Первый трофейный «Тигр» на выставке в ЦПКиО им. Горького.

Специально для танков «Тигр» была создана новая тактическая единица — тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung — sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Впоследствии были образованы 14 таких батальонов, один из них действовал в Африке, другой в Италии, остальные — на восточном фронте.

Колонна «Тигров» в районе города Бердичева.

В августе 1942 года первые танки уже «проходили испытания» в предместьях осажденного Ленинграда (а уже в январе 1943 нашими войсками был захвачен первый почти не поврежденный «Тигр»). Наиболее массово «Тигры» использовались во время Курской битвы, или, как она называлась у немцев, операции «Цитадель». К 12 мая 1943 года для участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых «тигров», но план этот не выполнили, передав в войска только 246 машин.

Тигры идут на Курск. Транспортировка без перехода на транспортные гусеницы.

К началу высадки союзников в Нормандии в июне 1944-го немцы располагали на Западе 102 «Тиграми» в составе трех тяжелых танковых батальонов СС. Один из них отличился больше других, в основном благодаря тому, что одной из его рот командовал самый результативный немецкий танкист — оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Его подвиги в большой степени составили славу танка, всего же на его счету числится 138 танков и САУ.

Читать еще:  Танки Т-26 подводного хода

Михаэль Виттман и экипаж его «Тигра» №S21

В целом, эффективность использования танка базировалась на его эффективном вооружении, дополненном прекрасной оптикой и продуманностью внутренней компоновки. Большинство танков тех лет уступали «Тиграм» в дальнобойности и скорострельности. Таким образом, экипаж «Тигра» мог начать бой еще с безопасного для себя расстояния и закончить его, не дав противнику толком приблизиться. Все известные случаи победы в танковых боях над «Тиграми» — при значительном численном перевесе. Тот же Виттман погиб в конце-концов прорываясь через строй «Шерманов», он просто был расстрелян в упор как минимум пятью танками.

Главным недостатком танка являлась, несомненно, его броня, вернее ее количество и масса. Расположив более тонкие броневые листы под большими углами наклона, конструкторы «Пантеры», например, смогли добиться почти аналогичных «Тигру» параметров защищенности, на 13 тонн снизив массу.

Вертикальная броня «Тигра» — его слабое место.

«Тиграм» же при максимальной мощности двигателей того времени в 700 лс, было очень затруднительно эффективно передвигаться по пересеченной местности. Танк весом в 56 тонн элементарно вяз на болотистых почвах. Для сравнения: Т-34 при весе в 26 тонн приводился в движение 500-сильным дизелем. Кроме того, это же являлось причиной многих усложнений в конструции и часто вело к проблемам при транспортировке и эксплуатации.

В городских боях на узких улицах, «Тигры» теряли почти все свои преимущества.

«Тигр» часто называют лучшим тяжелым танком Второй мировой войны (конкуренцию может составить разве что ИС-2) и несмотря на все его недостатки, по совокупности параметров так это вероятно и было — многие концепции и технические решения используются в танкостроении до сих пор.

Немецкий танк Тигр 1 и Тигр 2: история создания, достоинства и недостатки, применение во Второй мировой войне

Стратегия блицкрига, разработанная в Германии перед Второй Мировой войной, не предусматривала применения тяжелых танков прорыва. Соответственно в данном направлении изначально не было точных предписаний и разработок. Такое положение дел сохранялось до столкновения с советскими танками.

Первые бои с КВ и Т-34, срыв стратегии блицкрига и столкновение с укрепленной обороной — все это показало слабую эффективность бывших на вооружении средних танков Panzerkampfwagen III и IV. Возникла необходимость срочной разработки более мощных машин.

Танк Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger — немецкий тяжелый танк, применяемый Германией в период Второй Мировой. Разработан для борьбы с танками и противотанковыми средствами противника, а также для преодоления его линий обороны.

История создания танка «Тигр»

Первые разработки по созданию тяжелых танков в Германии относят к 1937 году. Исследованиям отводилась второстепенная роль, поскольку необходимости в машинах для прорыва не было. В данном контексте проекты носили теоретический или испытательный характер.

В 1939-41 г.г. Эрвин Адерс предпринял практические шаги по конструированию танков прорыва. Были собраны первые прототипы с использованием компонентов от PzKpfw IV. Данные образцы не позиционировались как тяжелые машины — их вес не должен был превышать 30 тонн, а толщина брони составила менее 50 мм.

Нападение на СССР показало слабость PzKpfw IV. По мере преодоления сложной обстановки первых месяцев и укрепления обороны советские войска все эффективнее противостояли танковым наступлениям и немецким штурмам.

С учетом данных факторов возникла практическая необходимость в тяжелых танках прорыва, способных соперничать с Т-34 и КВ. Попытка модернизировать имевшиеся машины не давала нужного результата, хотя и позволила улучшить ситуацию. Для Германии первостепенной задачей стала разработка аналога советского КВ.

Тигр 1

Техническое задание на разработку тяжелого танка поступило сразу в две фирмы — «Хеншель» и «Порше». Обе компании представили свои образцы ко дню рождения Гитлера в апреле 1942. Предпочтение было отдано разработкам Хеншеля.

В своем проекте Эрвин Адерс использовал традиционные разработки германского танкостроения, применяемые при конструировании PzKpfw IV. Подобное решение снижало производственную сложность новых танков. Также впервые для танков применялось шахматное расположение опорных катков.

Однако проект Тигр 1 «Хеншеля» фактически не имел башни, ее прототип находился на доработке. При этом предполагалось использовать орудие KwK 42 L/70 с калибром 75 мм, которое в 1942 уже не отвечало поставленным задачам. В данном контексте решено было позаимствовать башню у проекта «Порше». Именно данный гибрид двух фирм и стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger. В СССР он известен как танк Тигр, Т-6, Т-VI.

Тигр 2

Задание на разработку танка с усиленным бронированием поступило в «Хеншель» и «Порше» уже в августе 1942. Акцент делался на угловом расположении листов по аналогии с Т-34, а также на более мощном орудии KwK 43 L/71 калибром 88 мм.

Проект «Хеншель» оказался более удачным и на этот раз. Прототип «Порше» отклонили в основном из-за сложной электрической трансмиссии. Последняя требовала большое количество меди и других материалов, которые у Германии были в дефиците.

Контракт на новый танк с «Хеншель» подписали в начале 1943. Однако Эрвину Адерсу предложили доработать проект и внести в него ряд конструктивных решений от параллельной разработки «Пантеры-II». Данный аспект затянул конструирование нового танка еще на несколько месяцев. Первый прототип собрали лишь в октябре 1943.

Новый проект стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Королевский тигр», «Тигр-II», Тигр 2. С учетом того, что «Порше» начал производство башен для своих танков до того, как его проект был отклонен, первые 50 «Королевских тигров» получили его башни. На последующие модели устанавливались башни Адерса с упрощенной компоновкой и увеличенной лобовой броней.

Устройство и конструкция боевого агрегата

«Тигр» имеет стандартную компоновочную схему — управление и трансмиссия в передней части, боевое отделение в средней и мотор в задней. Устройство танка «Тигр» отличалось хорошей эргономикой, обеспечивая надежность и простоту управления и ведения боя.

Передний отсек

Отделение управление предназначалось для механика-водителя и стрелка-радиста. К элементам управления относят рулевое колесо, выполненное как у автомобиля, педали газа, сцепления и тормоза. Справа перед сиденьем имеется рычаг переключения передач и стояночный тормоз. Еще один такой же дополнительно был слева. За сиденьем аварийные рычаги управления.

В передней части корпуса имелся курсовой пулемет. Здесь же находились приборы внешней связи. Блоки радиостанции FuG-5 располагались рядом с сиденьем радиста. Устойчивая связь передачи и приема информации работала в пределах 6,4 км для телефона и 9,4 км телеграфом.

Для внутреннего общения применялись ларингофоны и головные телефоны, подключенные к танковому переговорному устройству. Уязвимость данной системы дополнялась экспериментальными световыми сигналами, позволяющими командиру давать механику-водителю простые команды.

Средняя часть машины

Боевое отделение включало остальную часть экипажа, приборы наблюдения и наведения, боекомплект. Здесь располагались места командира, наводчика и заряжающего. Также имелся спаренный с орудием пулемет.

Слева от орудия располагался оптический прицел. Сначала это был бинокулярный TZF-9a фирмы Цейсс с 2,5-кратным увеличением. С апреля 1944 применялись монокулярные TZF-9b с диапазоном увеличения в 2,5-5 раз. Шкала прицеливания для орудия варьировалась в диапазоне 100-4000 м, для пулемета — от нуля до 1200 м.

Кормовая часть

В задней части танка располагался моторный отсек и топливные баки. Для защиты экипажа в случае подрыва последних между кормовой частью и боевым отделением имелась броневая перегородка.

Корпус и башня

Установка орудия калибра 88 мм определила конструктивные особенности корпуса «Тигра». Впервые ширина немецкого танка имела разные значения. Нижняя часть стала базовой, верхняя расширена спонсонами для установки нужного погона башни под предписанное орудие.

Почти все броневые листы корпуса стыкуются под углом, близкому к прямому. Лобовая броня имеет наклон в 80 градусов, на ней располагается курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя. Верхний лист расположен почти горизонтально, нижний — под углом 66 градусов. Все листы соединены стыками по методу «ласточкин хвост».

Башня танка расположена почти по центру с незначительным смещением к корме. В крыше имеется два люка и вентиляционное отверстие, закрываемое бронеколпаком с горизонтальными щелями. На поздних моделях появился перископ для заряжающего, а также мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на небольших дистанциях.

Технические характеристики

У танка «Тигр» технические характеристики рассматриваются по первым моделям. «Королевский тигр», несмотря на возросшую мощь и броню, оказался неудачной разработкой ввиду низкой мощности двигателя, слишком большого веса и слабых ходовых качеств. Многие экипажи отмечали общую ненадежность данной разработки и частые поломки.

Подвеска и двигатель

Двигатель «Тигра» двенадцатицилиндровый, карбюраторный, бензиновый, от Maybach. Первые 250 танков имели моторы HL210 с мощностью 650 л. с. Последующие — HL230 на 700 л. с. Подвеска независимая, торсионная.

Моторное отделение имело собственную систему пожаротушения. Огнетушители располагались рядом с топливными насосами и карбюратором. Для охлаждения двигателя использовался водный радиатор и четыре вентилятора.

Ходовая часть и гусеницы

В основе ходовой части танка предусмотрено шахматное расположение катков. Диаметр большой, поддерживающих катков не имеется. Ведущее колесо находилось впереди, диаметр — 0,84 м. Для опорных катков предусматривался резиновый бандаж.

«Тигры» использовали два типа гусениц. Первый вариант применялся для транспортирования, ширина — 0,52 м, траки K.gs-63/520/l30. Второй вариант гусениц боевой, из траков Kgs-63/725/130, ширина — 0,725 м.

Коробка передач

Коробка передач двенадцатиступенчатая (8 передних и 4 задние), взаимодействовала с главным фрикционом и механизмом поворота. Относится к типу преселективных, на полуавтоматическом управлении. Благодаря КПП танк имел 16 радиусов поворота вперед и 8 назад, также мог вертеться вокруг своей оси.

Расход топлива

В качестве топлива использовался этилированный бензин OZ 74. Топливные баки рассчитаны на 530 л. Усредненный расход топлива составлял 80-100 литров на 100 км.

Максимальная скорость

Наибольшая скорость танка «Тигр» по шоссе — 44 км/ч, запас хода составлял 195 км. Машина отличалась хорошей проходимостью, могла преодолевать подъемы до 35 градусов. Высота преодолеваемого барьера — 0,8 м, ширина рва — 2,3 м, брод — 1,2 м.

Экипаж

Экипаж «Тигра» состоял из пяти человек — механик-водитель, стрелок-радист, командир, наводчик и заряжающий. Первые двое располагались в отделении управления, обеспечивая движение танка и связь с другими машинами. Остальные находились в боевом отделении.

Габариты и вес

По габаритам «Тигр» имел следующие технические характеристики:

  • длина корпуса — 6,316 м, с повернутой вперед пушкой — 8,45 м;
  • ширина — 3,705 м;
  • высота — 2,93 м;
  • клиренс — 0,47 м.

Вопрос о том, сколько весит танк, решается просто — боевая масса составляла 57 тонн. При данном весе удельное давление на грунт составило 1,03 килограмма на квадратный сантиметр.

Вооружение

Вооружение «Тигра» состояло из орудия и двух пулеметов — курсового и башенного, спаренного с орудием. Позднее появились мортирки, позволяющие создавать дымовую завесу или поражать ближайшую пехоту осколочными гранатами.

Читать еще:  Пехотный танк «Черчилль»

Пушка

Основное орудие танка — нарезная пушка KwK 36 L/56 калибром 88 мм. Длина ствола составляла 56 калибров. Благодаря гидроприводу пушка могла вести обстрел по полной окружности в горизонтальной плоскости. В вертикальной диапазон наведения варьировался от -8 до +15 градусов.

Дальность поражения составляла 4 км, с появлением нового монокулярного прицела TZF 9b — 5 км. Боекомплект состоял из 92-94 снарядов. С 1945 этот показатель увеличен до 120 боеприпасов.

Пулеметы

«Тигры» имели два, реже три пулемета MG-34. На поздних моделях применялись его модификации — 34/40, 34/S, 34-41. Стрельба из курсового пулемета велась радистом, из спаренного — наводчиком. Дальность поражения — до 1200 м, общий боекомплект — 4500 патронов.

Дымовые гранатометы

В качестве гранатометов использовались противопехотные мортирки S-типа. помимо создания дымовых завес стреляли осколочными гранатами на высоту 5-7 метров. Взрыв на такой высоте поражал окружающую танк пехоту.

Броневая защита

Для защиты танка применялась хромомолибденовая катаная броня с поверхностным закаливанием. Ее толщина имела следующие показатели:

  • верхняя лобовая плита корпуса — 100 мм, 8 градусов наклона;
  • средняя лобовая — 63 мм, 10 градусов;
  • нижняя лобовая — от 100 мм при 21 градусе наклона с переходом в 80 мм при скосе в 66 градусов;
  • борта корпуса — 80 и 63 мм вверху и внизу при нулевом наклоне;
  • задняя часть — 80 мм при наклоне в 8 градусов вверху и 48 внизу.

Днище корпуса имело толщину в 28 мм, крыша первоначально 26 мм, в 1944 оба показателя усилились до 40. Лобовая броня башни — 100 миллиметров, борта и корма 80, наклоны нулевые. Маска орудия варьировалась от 90 до 200 мм.

Преимущества и недостатки «Тигра»

Среди преимуществ «Тигров» отмечают:

  • мощное орудие, позволявшее поражать в лоб практически все САУ и танки до 1944 года;
  • бронирование, обеспечивавшее надежную защиту танка до 1943;
  • хорошую эргономику, обеспечивавшую изнутри простоту управления;
  • качественные приборы наблюдения и связи.

В большинстве случаев именно последний фактор оказывался решающим для исхода боя. По некоторым оценкам преимущества «Тигра» сделали его в 1942-43 годах сильнейшим танком в мире.

Однако у машины были и недостатки:

  • техническая сложность производства, замедлявшее массовое изготовление;
  • высокая стоимость — «Тигры» обходились в два раза дороже многих танков других стран;
  • низкая ремонтопригодность ходовой части и некоторых других агрегатов ввиду недостатка деталей;
  • сложность транспортировки, особенно через мосты.

Данные факторы в значительной степени осложняли применение «Тигров». Для буксировки подбитых машин на ремонт требовалась специальная техника, что не всегда было удобно во фронтовой обстановке. А железнодорожная перевозка таких танков требовала по одному пустому вагону спереди и сзади для облегчения нагрузки.

Применение танка «Тигр» во Второй мировой войне

Концепция применения танков «Тигр» допускала их использование и в наступлении, и в обороне. Основная задача — борьба с танками, обеспечивая прорыв своих сил через линии укреплений или снижая способность к прорыву у противника.

Первое применение в бою относят к 23 августа 1942 под Ленинградом. Сразу после выгрузки появились проблемы с коробкой передач и двигателем, в результате чего танки были отправлены на ремонт. В сентябре ситуация повторилась, из-за бездорожья и технических проблем «Тигры» не смогли реализовать свой потенциал.

Полноценное участие в боевых действиях относят к боям под Харьковом в феврале-марте 1943. Позже «Тигры» принимали участие в Курской битве, на африканском и итальянском фронтах. В 1944-45 годах танки активно использовались на восточном и западном фронте.

Первый исправный «Тигр» советские войска смогли захватить 27 декабря 1943 под Ленинградом. Вместе с машиной была захвачена и техническая документация, приборы, оружие. 5-7 января танк использовался советскими войсками для обороны захваченных позиций.

В ходе войны трофейные танки захватывались и другими частями на разных участках фронта. Однако активного применения такие машины не находили — отсутствие запасных частей, сложность ремонта и буксировки не позволяли возвращать подбитые машины в строй.

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, или «Тигр» – это первый немецкий тяжелый танк времен Второй мировой войны. Один из самых знаменитых танков Германии.

История создания

История знаменитого «Тигра» началась в 1937 году. Тогда у Вермахта не было тяжелых танков, в то время, как у французов был Char B1, а у русских – Т-35. При этом во Франции и Польше малоподвижные машины особенно были не нужны, так что требования к тяжелому танку составили весьма расплывчатые.

В 1937 году фирме «Хеншель и сын АГ» заказали разработать тяжелый 30-33-тонный танк прорыва, DW1. Главной задачей танка должна была стать поддержка пехоты в ближнем бою, так что на него решили поставить пушку с PzKpfw IV, 75-миллиметровую. Уже было готово шасси, но в 1938 неожиданно было приказано сворачивать работы и начать разрабатывать 65-тонный сверхтяжелый танк.

Вскоре создали два прототипа VK 6501, но в самом начале испытаний было приказано снова вернуться к DW1. В итоге к 1940-му был создан прототип DW2, 32-тонный, с 75-мм гаубицей. В 1941 прототип начали испытывать, и над танком прорыва стали работать еще и фирмы МАН, Даймлер-Бенц АГ и «Порше».

В ходе испытаний машине присвоили обозначение VK 3001 (Н). По форме танк был похож на PzKpfw IV, но с принципиально новой ходовой.

В 1941 танк уже собрались выпускать серийно, но на сцене возник советский Т-34, и немцы решили повременить. Проект VK 3001(H) отбросили, хотя созданные прототипы превратили в артиллерийские самоходки Рz Sfl V.

Конструкторы снова засели за чертежи, и вскоре новые проекты тяжелого танка были готовы. Фирма «Порше» предложила проект VK 3001 (Р), «Леопард», но он показался комиссии слишком сложным, так что его отклонили. Фирмам МАИ и Даймлер-Бенц АГ тоже не повезло – проекты посчитали слишком устаревшими. В итоге к марту 1942 Хеншель и сын АГ все-таки создали прототип, который соответствовал всем пожеланиям лично фюрера. На нем стояла отличная 88-мм зенитная пушка FlaK 36, которая успешно справлялась с чужими танками. В итоге проект VK 4501(H) был запущен в производство и получил имя «Тигр» Panzerkampfwagen VI Ausf. H1

Кстати, практически сразу были начаты работы по его модернизации и создании «Королевского тигра», который появился только в 1944 году.

ТТХ Тигра 1

Общая информация

  • Классификация – тяжелый танк;
  • Боевая масса – 56 тонн;
  • Компоновочная схема – моторное отделение сзади, трансмиссия и отделение управления спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы разработки – 1941;
  • Годы производство – 1942-1944;
  • Годы эксплуатации – 1942-1945;
  • Всего выпущено – 1354 штуки.

Размеры

  • Длина корпуса – 6316 мм, с пушкой вперед 8450 мм;
  • Ширина корпуса – 3705 мм;
  • Высота – 2930 мм;
  • Клиренс – 470 мм.

Бронирование

  • Тип брони – катанной хромомолибденовая, поверхностно закаленная;
  • Лоб корпуса, верх – 100/8 мм/градус;
  • Борт корпуса, верх – 80 мм;
  • Корма корпуса, верх – 80/8 мм/градус;
  • Днище – 28 мм;
  • Крыша корпуса – 26 мм, к концу войны 40 мм;
  • Лоб башни – 100 мм;
  • Маска орудия – от 90 до 200 мм;
  • Борт башни – 80 мм;
  • Корма рубки – 80 мм;
  • Крыша башни – 28 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 88-мм KwK 36 L/56;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 56 калибров;
  • Боекомплект – от 92 до 120 в 1945 году;
  • Углы ВН: −8…+15°;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Прицел – телескопический TZF 9a;
  • Пулеметы — 7,92-мм MG-34, 2 или 3 штуки;
  • Другое вооружение – противопехотная мортира S.

Подвижность

  • Тип двигателя – сначала «Майбах» HL210P30, в остальных машинах «Майбах» HL230P45 V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный с жидкостным охлаждением;
  • Скорость по шоссе – 44 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 195 километров;
  • Запас хода по пересеченной местности – 110 километров;
  • Удельная мощность – 12,9 л.с./т;
  • Тип подвески – торсионная индивидуальная;
  • Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 метров;
  • Преодолеваемый ров – 2,3 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1,2 метра.

Модификации

  • Pz.VI Ausf E(F) – машина для работы в тропиках, с большими воздушными фильтрами;
  • Pz.VI Ausf E с зенитным пулеметом, активно применялся на западном фронте;
  • Panzerbefehlswagen Tiger (Sd.Kfz. 267/268) – две командирские машины.

Pz.VI Ausf E(F), модель

Машины на базе танка Тигр

На базе «Тигра» было создано несколько достаточно знаменитых специальных машин:

  • Штурмтигр – тяжелая САУ с 380-мм реактивным корабельным противолодочным бомбометом, помещенным в неподвижную бронированную рубку. В Штурмтигры переделывали поврежденных Тигров – всего было создано 18 машин;
  • Бергетигр – ремонтно-эвакуационная машина, без оружия, но с краном;
  • Ladungsliger Tiger – тяжелая саперная машина, единственная в своем роде, переоборудованная из одного поврежденного тигра. Раньше его ошибочно называли «Bergetiger с краном», но на самом деле это была совершенно другая машина.

Штурмтигр в Кубинке

Боевое применение Panzerkampfwagen VI Ausf. H1

29 августа 1942 года несколько «Тигров» были выгружены в Ленинградской области на станции Мга и начали продвигаться на исходные позиции. Несколько танков были повреждены просто в ходе движения, но их быстро восстановили, и в течение месяца они несколько раз сталкивались со второй ударной армией Волховского фронта. Сначала «Тигры» часто подбивали, но позже они стали действовать успешнее, эффективно справляясь с танками врага.

Восточный фронт

Наиболее широко танки «Тигр» применялись на Восточном фронте – именно на них Гитлер делал основную ставку в кампании 1943 года. «Тигры» включили во все элитные мотострелковые дивизии и во многие другие части. Особенно массово они участвовали в операции «Цитадель», Курской битве. В ходе боев немцы потеряли несколько машин. Вообще на Восточном фронте к концу 1943 года немцы потеряли 274 Pz. VI, из которых отремонтировано было только 19 машин.

Запад

Когда союзники высадились в Нормандии, у немцев на том фронте было 102 «Тигра». Однако из-за особого рельефа и авиационной поддержки союзников танки оказались здесь не слишком эффективны. Исключением можно назвать только бой 13 июля 1944 в Виллер-Бокаже, где Михаэль Виттман уничтожил (по своим словам) 26 танков противником. Документально это, правда, не подтверждено, но в целом вражеских танков, автомашин и бронетранспортеров было повреждено и уничтожено много.

Конец войны

В ноябре 1944 у Германии было 317 «Тигров» на Восточном фронте, 84 – на Западном, и 36 в Италии. К первому марта 1945 всего осталось 322 боеспособных машины. Малое количество делало их уже не такими опасными, хотя при встрече с ним многие танкисты, в том числе советские, предпочитали по возможности отступать, так как он «навевал ужас всем своим видом» и часто был недосягаем для вражеских снарядов.

Читать еще:  Противотанковые ракетные комплексы (ПТРК): история создания

В Арденнской операции 1945 года именно на Тигров и их преемников, Королевских тигров, делало ставку немецкое командование.

Очень многие машины в конце войны были уничтожены своими же экипажами из-за того, что авиация «Союзников» разрушала мосты там, где отступал вермахт.

Танк в культуре

Танк «Тигр» достаточно широко представлен в различных играх, посвященных Второй мировой войне. Его можно встретить в онлайн-играх о танковых боях «World of Tanks» и «WarThunder».

«Тигры» также играет важную роль во многих советских и российских фильмах о Великой Отечественной войне. Правда, там под «тигры» зачастую «камуфлировалась» иная техника, нередко — более современная.

«Тигры» можно встретить и во многих зарубежных фильмах. Например в фильмах «Спасение рядового Райана», «Ярость» и т.д.

Также танк встречается в стендовом моделизме – модели есть у фирм Taigen и Heng Long, и у российской фирмы «Звезда».

Память о танке

Несмотря на популярность танка, в музеях его сохранилось не так уж много. Одна машина, способная передвигаться самостоятельно, есть в Великобритании, в Танковом музее Бовингтона. В России посмотреть на «Тигра» можно в Кубинке. Еще один танк у нас стоит в подмосковном поселке Снегири, но качество очень плохое, машина вся во вмятинах и пробоинах. В США, на Абердинском испытательном полигоне танк срезан слева, чтобы получить доступ внутрь. А в Германии, в танковом музее Мунстера выставлен танк, собранный из разных частей подбитых машин.

Тигр в Бовингтоне

Фото и видео

Тяжелый танк «Тигр»

«Тигр», «Тайгер», «Тигрис» — это слово, произносимое на русском, английском, польском, французском языках солдатами армий антигитлеровской коалиции, заставляло учащенно биться сердца если не от страха, то от чувства смертельной опасности.

Немецкий тяжелый танк Pz.VIE «Тигр» был разработан фирмой Henschel. Он выпускался заводами Henschel и Wegmann с августа 1942 по август 1944 года. Было изготовлено 1350 танков. Первоначально машина имела обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz. 181) Tiger Ausf.H 1, а после принятия на вооружение в 1944 году танка Tiger II название изменили на Tiger Ausf.E или Tiger I.

СОЗДАНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО

В процессе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, практически непрерывно вносились изменения и улучшения, поэтому танки разных периодов выпуска заметно отличались друг от друга, как внутренним устройством, так и внешним видом. Со второй половины 1943 года, например, на «Тигры» стали устанавливать новую командирскую башенку (с 391 -й машины), унифицированную с башенкой «Пантеры» и имевшую устройство для крепления зенитного пулемета MG 34, а также перископический прибор наблюдения перед люком заряжающего. Были внесены изменения в спусковой механизм пушки, в стопор пушки no-походному, крепление спаренного пулемета, сиденья членов экипажа и др. С октября изменилась конструкция лючка для стрельбы из личного оружия, танки стали покрывать «циммеритом» — специальным составом, благодаря которому к броне не прилипали магнитные мины.

В кормовой части корпуса появился специальный фиксатор ствола орудия в транспортном положении. Впрочем, использовался он недолго — уже в феврале 1944-го от него отказались.

КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА «ТИГР»

Компоновка танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии. В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа). Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект. На днище танка крепился гидропривод поворота башни.

В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. Башня и корпус танка — сварные с соединением броневых листов в шип. Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 100 мм. Борт и корма защищались 82-мм броней; крыша, днище — 28-мм. Броня листов башни колебалась в пределах от 28 до 100 мм. Вооружение танка «Тигр» включало 88-мм пушку KwK 36 и два пулемета MG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект состоял из 92 артвыстрелов и 5100 патронов. Наведение пушки и спаренного пулемета в цель осуществлялось с помощью бинокулярного телескопического прицела T2F 9а.

На танк устанавливался 12-цилиндровый двигатель Maybach HL 230Р45 — карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощностью 700 л. с. (515 кВт) при 3000 Об/мин. Рабочий объем двигателя — 23 095 см3. На первых 250 танках был установлен двигатель Maybach HL 210Р30. Трансмиссия состояла из безвальной коробки передач (8 вперед, 4 назад) со встроенным многодисковым главным фрикционом с трением в масляной ванне; механизма поворота (фрикционно-шестеренчатого) и бортовых передач.

Ходовая часть включала в себя 24 опорных катка в четыре ряда на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска — индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 96 траков шириной 725 мм, шаг трака 130 мм. Последние 800 танков имели опорные катки с внутренней амортизацией. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли танку массой 56,9 т развивать скорость 40 км/ч. Запас хода составлял 140 км. Экипаж танка состоял из 5 человек. На всех танках устанавливалась радиостанция Fu 5.

ТИГРЫ В БОЮ

«Тигр» сыграл важную роль в сражениях Второй мировой войны. Его появление на фронте существенно отсрочило поражение нацистской Германии.

Специально для танков «Тигр» была создана новая тактическая единица — тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung — sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Формирование первых тяжелых танковых батальонов — 501-го и 502-го — началось в мае 1942 года.

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКОВЫЕ БАТАЛЬОНЫ

Впервые «Тигры» были применены осенью 1942 года на северо-западном участке Восточного фронта в составе 502-го тяжелого танкового батальона. Спустя два месяца в Северной Африке вступили в бой «Тигры» 501 -го батальона. В январе 1943 года под Ростовом-на-Дону вступили в бой Pz.VIE 503-го тяжелого танкового батальона.

5 марта 1943 года появилось новое штатное расписание, полностью изменившее структуру подразделений тяжелого танкового батальона. По новому штату штабная рота батальона тяжелых танков включала три Pz.VIE, в том числе два командирских танка. Рота тяжелых танков состояла из штабной секции и трех взводов. В штабной секции имелось два Pz.VIE, а в каждом взводе было по четыре Pz.VIE. Таким образом, батальон тяжелых танков образца 1943 года насчитывал 45 танков «Тигр».

НА КУРСКОЙ ДУГЕ

По состоянию на 1 июля 1943 года вермахт на Восточном фронте располагал тремя тяжелыми танковыми батальонами и танковой ротой в составе моторизованной дивизии «Великая Германия». Кроме того, по одной танковой роте «Тигров» имелось в каждой из моторизованных дивизий 2-го танкового корпуса СС. Таким образом, в операции «Цитадель» приняли участие только 139 (по другим данным — 144) тяжелых танков «Тигр», что составляет примерно 7,5 % от общего количества немецких танков, задействованных в наступлении под Курском. В июле — августе 1943 года в боях на Курской дуге советские войска уничтожили 73 «Тигра», а к концу года — 274 танка. При этом в 1943 году в строй после ремонта вернулись только 19 танков этого типа.

БОИ ЗА УКРАИНУ

В боях на Украине зимой 1943-1944 годов на довольно ограниченной территории между Киевом, Житомиром, Бердичевым, Белой Церковью и Черкассами действовала наиболее крупная за время Второй мировой войны группировка тяжелых танковых батальонов. С сентября по март здесь практически одновременно сражались 503, 506, 507 и 509-й тяжелые танковые батальоны, а также «Тигры» 2-го танкового корпуса СС.

В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

Первые три «Тигра» из 501 -го тяжелого танкового батальона выгрузились в Бизерте 23 ноября 1942 года. Еще 17 машин были доставлены в течение следующих двух месяцев. С начала декабря 1942 года «Тигры» группами по две-три машины принимали участие в стычках с англо-американскими войсками. В ходе Тунисской кампании в серьезном сражении тяжелым немецким танкам довелось участвовать только один раз. Да по сути такое сражение и было всего одно. В середине февраля 1943 года 5-я немецкая танковая армия под командованием генерал-полковника фон Арнима начала операцию «Фрюлингсвинд» («Весенний ветер»), известное также как сражение в проходе Кассерин. На начало операции в 501-м батальоне имелось 11 боеспособных «Тигров».

К середине дня 14 февраля бронетехника 2-го армейского корпуса США оказалась в окружении. Было подбито 68 американских танков. 3-й батальон американского 1-го танкового полка потерял 44 «Шермана», из этого числа 15 машин записали на свой счет танкисты 501-го тяжелого танкового батальона. В марте — апреле 1943 года в Тунис прибыли 11 «Тигров» 504-го тяжелого танкового батальона. В период с 20 по 24 апреля 1943 года 501-й и 504-й батальоны в боях уничтожили по меньшей мере 75 танков противника. Однако это была уже агония немецкой армии в Африке. 13 мая 1943 года немецкие и итальянские войска в Тунисе капитулировали. Все уцелевшие к этому времени танки обоих батальонов были взорваны экипажами и попали в руки союзников.

НА ЗАПАДЕ ЕВРОПЫ

К началу высадки союзников в Нормандии в июне 1944 года немцы располагали на Западе 102 «Тиграми» в составе трех тяжелых танковых батальонов СС: 101, 102 и 103-го. 101-й тяжелый танковый батальон СС в боях у Фалеза был разгромлен. Всего же в 1944 году немцы потеряли 756 «Тигров», при этом из ремонта вернулись в строй только 60. На начало ноября 1944 года вермахт и войска СС располагали 317 «Тиграми» на Восточном фронте, 84 — на Западном и 36 — в Италии. К 1 марта 1945 года Красной Армией и войсками западных союзников было уничтожено 1032 танка этого типа. На ту же дату, по официальной немецкой статистике, в армии резерва имелось 43 «Тигра», включая пять учебных, а во фронтовых частях — 142 машины, включая 31 командирскую.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА PZ.KPFW.VI «ТИГР»

  • Экипаж, чел.: 5
  • Боевая масса, т: 56,9
  • Габаритные размеры, мм:
    — длина (без пушки) — 6316,
    — ширина — 3705,
    — высота — 2930,
  • Вооружение: пушка 88-мм KwK 36 L/56, пулеметы 2-3 х 7,92-мм MG-34, противопехотная мортира тип « S»
  • Бронирование, мм: лоб корпуса — 100, лоб башни — 100, борт — 80, корма — 80, крыша корпуса, днище — 26
  • Двигатель: «Майбах» HL230P45 V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения максимальной мощностью 700 л. с. (515 кВт) при 3000 об./мин
  • Скорость макс, км/ч: по шоссе: 40,
  • Запас хода шоссе, км: 140
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector