0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжёлый танк «Пантера»

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Пантера (PzKpfw V «Panther») – это немецкий танк времен Второй мировой войны. По немецкой классификации он был средним, а по всем другим скорее мог относиться к тяжелым.

История создания

Когда в начале Второй мировой немцы столкнулись с советскими Т-34, они испытали настоящее потрясение – этот танк превосходил всю бронетехнику Германии того времени. Поэтому уже в 1941 году было решено начать разработку нового немецкого среднего танка. Вообще работы над такой машиной велись еще с 1938 года, но Т-34 их очень сильно подстегнул.

В ноябре 1941 года компаниям MAN и Daimler-Benz выдали техническое задание на новую боевую машину массой 35 тонн, двигателем 600-700 лошадиных сил и броневой защитой 40 мм. Новому танку сразу присвоили имя «Пантера». А немного раньше начали разрабатывать новое танковое орудие 75 мм, для пробития брони 140 мм на дистанции километр.

Немецкие конструкторы внимательно изучили трофейные образцы танков противников, особенно Т-34, и уже весной обе фирмы представили свои прототипы. Танк от Daimler-Benz оказался слишком похож на Т-34, но в целом понравился Гитлеру. У танка от фирмы MAN была более традиционная для немцев компоновка и вешний вид. Кстати, обе фирмы от подвески Кристи, которая использовалась в Т-34, отказались из-за ее архаичности.

Чтобы выбрать из двух вариантов была собрана специальная «Пантер-комиссия». В мае она после многочисленных испытаний и обсуждений все-таки постановила, что танк от компании MAN больше подходит немецкой армии.

У немцев танк считался средним потому, что тяжелыми были машины с орудиями калибром больше 75 мм. При этом готовая машина получилась весом 44 тонны, что по всем остальным классификациям делало ее тяжелым танком.

В конце 1942 года построили две опытные машины. В ходе эксплуатации были выявлены различные недостатки, которые исправляли буквально на ходу. И уже в январе 1943 года с конвейера сошла первая серийная машина Pz.Kpfw.V Panther. Кстати, просто «Пантерой» танк стали называть только в начале 1944 – ранее для его обозначения всегда использовали индекс Pz.Kpfw.V.

Пантера Ausf. D1, первая модификация

Общая информация

  • Классификация – средний танк по немецкой классификации;
  • Боевая масса – 44,8 тонн;
  • Компоновочная схема – моторное отделение сзади, управления спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – 1942-1945;
  • Годы эксплуатации – 1943-1947;
  • Всего выпущено – 5976 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6870 мм;
  • Длина с пушкой вперед – 8660 мм;
  • Ширина корпуса – 3270 мм;
  • Высота – 2995 мм;
  • Клиренс – 560 мм.

Бронирование

  • Тип брони – катаная, средней и низкой твердости, поверхностно закаленная;
  • Лоб корпуса, верх — 80/55° мм/градус;
  • Борт корпуса, верх — 50/30° мм/градус;
  • Корма корпуса, верх — 40/30° мм/градус;
  • Днище – 17-30 мм;
  • Крыша корпуса – 17 мм;
  • Лоб башни – 110/10° мм/градус;
  • Маска орудия – 100 мм, литая;
  • Борт башни — 45/25° мм/градус;
  • Корма рубки — 45/25° мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 75 мм KwK 42;
  • Длина ствола – 70 калибров;
  • Боекомплект пушки – 81;
  • Пулеметы — 2 × 7,92 MG-42.

Подвижность

  • Тип двигателя – карбюраторный, 12-цилиндровый, V-образный;
  • Мощность – 700 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 55 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 25-30 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 250 км;
  • Удельная мощность – 15,6 л.с. на тонну;
  • Тип подвески – торсионная.

Модификации

  • Pz.Kpfw.V Panther Ausf. D1 – первые двадцать серийных машин. Никогда не участвовали в боях – на них готовили экипажи в тылу. У машин был двигатель HL 210 P45 и лобовая броня 60 мм;
  • Ausf. D2 – первая серийная модификация, очень похожая на D1. Была усилена лобовая броня, командирская башня и дульный тормоз приобрели «пантеровский» вид;
  • Ausf. А – модификация с новой башней, без амбразур и небольших люков, с более удобным прицелом и привычной шаровой установкой курсового пулемета. Часто машины оснащали фальшбортами;
  • Ausf. G – самая массовая модификация, производилась с весны 1944 года, с усиленным бронированием. Некоторым «Пантерам» поставили маску орудия с «юбкой», чтобы башню не заклинивало от попаданий снарядов противника;
  • Ausf. F – последняя модификация, была разработана осенью 1944. Должна была быть еще более защищенной, но до конца войны выпустили только несколько корпусов и башен и ни одного прототипа не собрали.

Осенью 1943 года начали разрабатывать вторую «Пантеру», на которую бы поставили 88-мм пушку, как на Королевском тигре, и новую башню, то есть своеобразный облегченный второй Тигр. Но подходящего двигателя для машины так и не подобрали.

Башня Ausf. F Изображение прототипа Panther II

Машины на базе танка «Пантера»

  • Ягдпантера – тяжелая САУ, истребитель танков. Была разработана после успеха Фердинанда на Курской дуге как новая САУ на более мобильном шасси от «Пантеры». Одна из лучших САУ того времени, с хорошим бронированием и огневой мощью;
  • Bergepanther – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо башни на нее ставилась открытая платформа, лебедка и кран. Имелся пулемет для обороны. Также считалась лучшей БРЭМ Второй мировой.

Jagdpanther

Несколько машин на базе «Пантеры» так и осталось на стадии проекта или прототипа:

  • Panzerbeobachtungswagen Panther – танк артиллерийских наблюдателей – вместо пушки ставился деревянный макет. У машины было несколько перископов и стереоскопический дальномер. Было построено либо один экземпляр, либо 41 машина, точных данных нет;
  • Существовало несколько проектов САУ на шасси «Пантеры», но все они не стали даже прототипами, и остались только на бумаге;
  • Также было несколько проектов Зенитных самоходных установок на базе «Пантеры». Многие отклонили, но в 1944 году наконец приняли проект ЗСУ Flakpanzer «Coelian». Построили только макет, прототип так и не изготовили.

Flakpanzer «Coelian», макет

Боевое применение

Свою боевую карьеру «Пантеры» начали в июле 1943 года, и за 22 месяца службы успели побывать на Итальянском, Западном и Восточном фронте.

Первое крупное сражение, в котором они участвовали – это операция «Цитадель». Многие из руководства относились к операции насторожено, отмечая в том числе, что «Пантеры», на которые другие так надеются, еще не идеальны и требуют испытаний. В итоге нападение откладывалось, что дало советским войскам возможность улучшить оборону. В сражении со стороны немцев в основном участвовали «Тигры», Pz Kpfw IV и Pz Kpfw III, а вот «Пантеры» действительно постоянно ломались и горели – из 200 машин из строя вышло 160, причем многие не удалось эвакуировать.

Пока шло советское наступление, недостатки PzKpfw V исправили, и наконец они стали боеспособными. Иногда удавалось проводить эффективные контратаки. Часто «Пантеры» и другие танки использовались для быстрых перебросов в разные места для сдерживания наступления Красной армии. К примеру, в бою под Балабановкой полк «Ваеске» нанес противнику очень серьезные повреждения, потеряв всего пять Пантер и одного Тигра.

Достаточно активно танки участвовали в боях на Украине, особенно под Каменец-Подольским. Там себя хорошо проявил генерал Хубе, хотя против немецких танков и были погодные условия – машины постоянно ломались из-за раскисших дорог.

После гибели Хубе Первой танковой армии явно нужна была небольшая передышка, но Гитлер в ней отказал. Несмотря на достаточно высокую эффективность «Пантер» сдерживать советские войска немцы уже не могли.

На Западе

На Западе «Пантеры» тоже активно участвовали в боях, и наносили союзникам серьезный ущерб. Англичане и американцы считали, что чтобы подбить один PzKpfw V нужно потерять пять Кромвелей или Шерманов. Но численное превосходство союзников и тут делало свое дело. Кроме того, было запрещено отступать, и танки часто попадали под артналеты, а местность Нормандии совершенно не подходила для танков. Единственным крупным успехом в этой зоне была ликвидация прорыва англичан под Вильер-Бокаж.

Бои шли по-разному – 11 июля 1944 года «Патеры» сильно пострадали в бою против истребителей танков союзников, но уже 18 числа того же месяца первый танковый корпус СС остановил три английские танковые дивизии.

Читать еще:  УСТРОЙСТВО ТАНКА «ПАНТЕРА» Ausf.D

Подбитая Пантера

«Пантеры» участвовали в операции «Льеж», но почти половина танков была уничтожена авиацией союзников. Также много танков было потеряно в окружении под Фалезом. Однако разведка докладывала, что «Пантера» становится все более надежной, и ее уже считали самым опасным танком Германии.

Последней крупной операцией на Западном фронте, в которой участвовали «Пантеры», было наступление в Арденнах. Операция провалилась с потерей практически всех танков. И хотя PzKpfw V показывал себя очень эффективно, их было слишком мало.

Вообще эксперты считают, что «Пантеры» была лучшим немецким средним танком Второй мировой войны, однако ее нужно было немного довести до ума – она превосходила Pz Kpfw IV по всем показателям, кроме надежности, однако в 1943 году надежность была не так важна, как мощь, скорость и бронирование.

Танк в культуре

Танк «Пантера» был распространен очень широко, так что его можно встретить почти во всех компьютерных и мобильных играх, посвященных Второй мировой войне, таких, как Блицкриг, «Panzer General» и другие. Есть он и в играх о танковых боях,

Танк «Пантера» можно увидеть в следующих компьютерных играх: World of Tanks и War Thunder.

Очень часто в играх ТТХ танка не совпадают с реальными.

«Пантеры» можно увидеть в советском фильме 1949 года «Падение Берлина» — в съемках участвовали настоящие танки на ходу.

Также существует довольно много моделей «Пантеры», производимой разными фирмами, в том числе российской «Звездой». Есть как пластиковые, так и бумажные модели для стендового моделизма.

Раскрашенная модель фирмы «Звезда»

Память о танке

До наших дней дошло 16 «Пантер» в хорошем состоянии. Три стоит в Бельгии, 2 – в Великобритании, все модификации G. В Германии и Канаде можно увидеть Ausf. A, в Нидерландах – Ausf. D и Ausf. G. В России в Кубинке выставлена Пантера Ausf. G, восстановленная до ходового состояния. Пять машин модификаций А и G находятся в различных музеях США. Четыре танка модификации A выставлены во Франции, одна машина Ausf. D есть в Швейцарии.

Пантера в Кубинке

Фото и видео

“Пантера” – младшая сестра “Тигра”

Эта боевая машина – возможно, самый известный танк нацистской Германии. Далеко не каждый вспомнит Pz.IV, прошедший всю войну, зато танки с “кошачьими” именами известны повсеместно. При этом за Pz.V закрепилась и репутация самого неоднозначного танка рейха.

В то время, как “Тигр” остался в памяти, как несокрушимое грозное оружие, за “Пантерой” закрепилась репутация танка потенциально мощного, но фактически – капризного и ненадёжного. Она так и не стала основным танком Панцерваффе, а надежды на то, что в каком-то из сражений она сможет сыграть решающую роль, так и не оправдались.

История создания

Перед нападением на Советский Союз основу бронетанковых сил Третьего Рейха составляли средние танки Pz.35(t), Pz.38(t) а также Pz.III и IV. Они проявили себя неплохими машинами, подвижными и надёжными. Но после боёв с французскими B-1 и британскими “Матильдами” было очевидно – их вооружение малоэффективно в борьбе с противоснарядным бронированием. Не вызывала сомнений и недостаточная защищённость немецких машин.

Немцы знали о наличии у Советского Союза тяжёлых танков КВ. Но в 1941 году ещё можно было рискнуть и попытаться повторить блицкриг, исходя из надежд на небольшое количество таких машин в Красной Армии. Эти надежды не оправдались. Мечты о скорой победе растаяли, война начала затягиваться. Более того, ряды РККА стремительно пополнялись танками Т-34, не уступающим КВ по огневой мощи и защите. В такой обстановке и начали разрабатывать «достойный ответ» советской технике.

В 1942 году «ответ» материализовался. Фирма “Даймлер-Бенц” не просто создала свой образец с учётом опыта встреч с Т-34 — даже внешне их прототип напоминал советский танк. Фюрер склонялся к одобрению именно этого варианта, но в итоге предпочтение отдали разработке фирмы MAN. Весной 1943 года стартовало серийное производство танка, получившего полное название Panzerkampfwagen V Panther.

Первая серия “Пантер” получила индекс Ausf.D.

Следующая версия, с обозначением Ausf.A, появилась осенью 1943 года. Их башня лишилась пистолетных амбразур и бокового лючка, командирскую башенку унифицировали с узлом от “Тигра”. Прицел TZF-12 уступил место упрощённому варианту TZF-12А. Бугельная установка курсового пулемёта оказалась неэффективной, и её заменили привычной для танкистов шаровой. Ранние машины Ausf.A выпускались с бугельной стрелковой установкой.

Весной 1944 года освоили, фактически, последнюю серию – Ausf.G. Она же стала и самой массовой. У этих «Пантер» увеличили толщину бортов, убрали лобовой лючок механика-водителя, маску орудия изменили, уменьшив вероятность рикошета (при удачном попадании) в крышу.

Осенью 1944 года намечали пустить в производство модификацию Ausf. F. Для неё подготовили корпус с усиленной бронёй и башню нового типа, известной как “Schmalturm” («тесная башня»). До весны 1945 года не удалось даже построить законченный прототип.

До стадии испытаний не было суждено дойти и танку “Пантера 2“. Это был, фактически, уменьшенный “Тигр 2” с облегчённой бронёй и “тесной башней”. Образец, со штатной башней “Пантеры G”, захватили американцы.

Устройство танка

“Пантера” – первый танк Вермахта, в конструкции которого применили наклон бронелистов под рациональными углами. Верхняя лобовая плита толщиной 80мм, наклонённая под углом в 550, давала надёжную защиту даже от снарядов калибра 85мм (кроме подкалиберных). Верхняя часть борта имела толщину 40 мм при угле наклона в 400. Нижняя часть наклона не имела, но полностью закрывалась катками ходовой части и стальными экранами.

Такая броня должна была дать защиту от советских противотанковых ружей, но случаи пробития всё-таки отмечались.

Кормовой лист, тоже 40 мм, имел наклон в 290, причём наклонён был наружу, затрудняя поражение с воздуха. На “Пантере” серии G толщину верхнего бронелиста увеличили — она достигла 50 мм, угол наклона уменьшился до 300.

Башня – также из катаной брони, листы соединялись сваркой. Поворот башни – с помощью гидропривода, питающегося через устройство отбора мощности. Вспомогательный ручной привод позволял наводить орудие при отказе гидропривода.

Толщина лба башни ранних “Пантер” достигала 100 мм, но почти не имела наклона (всего 120), и обеспечивала меньшую, чем лоб корпуса, защиту. Толщина бортовых и кормовых листов башни – 45 мм. “Пантера” серии G получила новую башню с усиленным лбом толщиной в 120 мм, а “тесная башня” серии F имела защиту в 60мм «по кругу» (лобовая броня осталась прежней толщины — 120 мм).

Механик-водитель и стрелок-радист сидели в носу корпуса, по сторонам от картера трансмиссии. В башне по левую сторону от орудия находился наводчик, справа – заряжающий, а корма башни отводилась командиру. На предсерийных “Пантерах D1” с однокамерным дульным тормозом на борту башни имелся выступ-прилив под смещённую командирскую башенку. Последующие модели получили улучшенный дульный тормоз, башенку сдвинули к центру и убрали прилив.

Основным вооружением всех серийных вариантов “Пантеры” была пушка KwK 42 калибра 75 мм. Несмотря на небольшой калибр, это было очень грозное оружие. От ранних орудий KwK 40 его отличала увеличенная длина ствола – 70 калибров против 40.

При использовании стандартного бронебойного каморного снаряда Pz.Gr 3942 орудие пробивало 160 мм брони с дистанции в 500 метров.

Такая пробиваемость – выше, чем у более мощного 88мм орудия KwK 36. Она позволяла уверенно поражать любые танки противника.

Подкалиберный снаряд Pz.Gr 4042 позволял пробить броню свыше 200 мм толщиной. А небольшой калибр пушки считался достоинством, позволяя увеличить скорострельность, возимый боекомплект, и монтировать орудие в небольшой по габаритам башне. Орудие имело электрический запал, пороховые газы из ствола высасывал компрессор.

Противопехотным оружием служили два пулемёта MG-34. Один — курсовой, управляемый стрелком-радистом. Второй – спаренный с пушкой. На башенках «Пантер» серий A и G предусматривался зенитный пулемёт (MG-34 или MG-42). Также поздние серии оснащались мортирками для постановки дымовых завес, которые при условии применения осколочных гранат можно было использовать для обороны от пехоты.

Двигатель и трансмиссия

Все варианты “Пантеры” оснащались двигателем “Майбах” HL230. Это был карбюраторный 12-цилиндровый мотор объёмом в 23 литра. Блок цилиндров и головки отливались из чугуна, питание осуществлялось четырьмя двухкамерными карбюраторами типа “Солекс”. Камеры в карбюраторах включались последовательно – до 1800 об/мин, в каждом карбюраторе работала только одна камера. Для работы зажигания применялись два магнето.

При 3000 об/мин мотор развивал 700 л.с, но на таких оборотах он быстро перегревался. Поэтому инструкции предписывали не превышать 2600 оборотов в минуту. Мощность при этом составляла 600 л.с.

Читать еще:  Американские танки и САУ в английской армии

Моторное отделение выполнялось водонепроницаемым для облегчения преодоления бродов. Недостатком такого решения оказалась недостаточная вентиляция отсека, повышающая вероятность перегрева двигателя. Безопасность экипажа обеспечивали огнеупорные переборки, разделяющие моторный и боевой отсек. Размещение баков с горючим в корме выгодно отличало «Пантеру» от Т-34 с баками в отделении экипажа.

Все «Пантеры» получили 7-ступенчатую коробку передач ZF AK 7-200.

КПП соединялась с главным фрикционом карданной передачей и была полуавтоматической – при смене позиции рычага переключения автоматически выжималось сцепление, и включалась нужная пара шестерён. Планетарный механизм поворота был с КПП единым агрегатом. Управление танком облегчали приводы, оснащённые гидравлическими сервоприводами.

Ходовая часть танка – системы Книпкампа, катки в ней располагались в шахматном порядке. Фактически сплошной ряд катков давал высокую плавность хода и проходимость – равномерно распределяя давление на грунт. Оборотной стороной была сложность в производстве и ремонте, а опыт эксплуатации показал – в распутицу промежутки между катками легко забивались грязью.

Подвеска Pz.V – торсионная, на переднем и заднем катке дополнительно ставили гидравлические амортизаторы. Позже в порядке упрощения задние амортизаторы устанавливать перестали.

Прочее оборудование

Бинокулярный прицел TZF-12 первых “Пантер” имел фиксированную кратность – 2.5х при поле зрения в 30°. Упрощённый (за счёт упразднения левой трубы и превращения в монокулярный) прицел TZF-12A получил переменную кратность – от 2,5× до 5×, поле зрения при этом составляло 30° или 15°.

Командирские “Пантеры” имели дополнительные радиостанции, занимающие место некоторой части боеукладки.

В 1944 году произвели 63 “Пантеры” с приборами ночного видения. Инфракрасный прожектор и прибор наблюдения на командирской башенке дали возможность ночью наблюдать местность на расстоянии до 200 м.

Для ведения ночного боя цели предполагалось подсвечивать мощным инфракрасным прожектором на шасси бронетранспортёра. С сентября 1943 года на танки наносилось покрытие «циммерит», защищающее от магнитных мин. Через год такая практика прекратилась.

Тактико-технические характеристики в сравнении с танками противника

В таблице приводятся характеристики наиболее совершенных модификаций – как “Пантеры”, так и аналогов, в том числе – её прямого предшественника Pz. IV.

В таблице приведены ТТХ только средних танков, но советская классификация военного времени считала «Пантеру» тяжёлым танком.

Пантера F и Пантера 2. Немного о вундерваффе

Среди моделистов уже который год цветет и пахнет тема Panzerwaffe’46, вся суть которой заключается в том, что Третий Рейх смог пережить 1945 год и к 1946-му наплодил нцать моделей всевозможного вундерваффе, такого, как «Маус», Е-100, «Пантера 2» и прочие «бумажные» уродцы Е-серии. Приложили руку к этому и создатели ММО-игры World of Tanks, насытив свою игрушку всеми возможными видами немецких вундервафель, дав им совершенно заоблачные характеристики. При том, что, окромя «Мауса», Е-100 и «Пантеры 2» ни один из этих проектов не то что начал воплощаться в металле — далее проработки эскизных проектов дело чаще всего не уходило. А из того, что все же увидело свет, что «Маус», что «Е-100» уже были отвергнуты самим фюрером и все работы по этим мастодонтам велись в порядке частной инициативы. Самое удивительное в линейке немецких эскизных проектов — их неуместность и фантастичность. Все «бумажные» танки той же Е-серии, не говоря уже о «супертяжях», упирались в банальную невозможность их постройки в силу отсутствия для них полноценных узлов и агрегатов — характеристики уже производившихся машин упирались в железобетонную стену реальности в виде слабо подходивших для них двигателей и коробок передач (ярчайший пример — невероятно перегруженные силовые установки танков Tiger II и истребителей танков Jagdtiger, превратившие их эксплуатацию в путешествия между станцией разгрузки и рембазой) и отсутсвия каких-либо возможностей промышенности в условиях утраты источников сырья и нарушения цепочек смежников создать в какие-либо реальные сроки сколько-либо приемлемые образцы перспективных силовых установок и трансмиссий. Совершенно ясно, что, несмотря на все хотелки фанатов вундерваффе, почти все перспективные проекты немецких оружейников находились в области фантазий, ибо не было даже призрачного шанса для их осуществления. Но немецкие конструкторы вместо оптимизации существующих моделей бронетехники под условия производства и упрощения их конструкции для увеличения объемов выпуска в условиях цейтнота последнего года мировой войны занимались форменной маниловщиной, пытаясь решить все проблемы путем создания некоего убероружия. Не удивительно, что вся эта «бумага» закончилась, не успев даже начаться. Наиболее трезво и реально из всего этого парада фантазий выглядели проекты модернизации танка PzKpfw. V Panther — Panther Ausf. F и Panther II. Правда, подлинная их история малоизвестна, и даже их достоверный облик под вопросом.

Чертежи «Пантеры F» и «Пантеры II». Если первый худо-бедно соотносится с реальностью, то второй не имеет с ней ничего общего.

По сети гуляет масса противоречивой информации об этих машинах, и найти что-либо более или менее подробное «с ходу» непросто, хотя оба этих танка — неизменные участники различных компьютерных игр и модельных проектов. К примеру, Википедия сообщает следующее:

В конце 1944 года управлением вооружений был выдан заказ на изготовление двух «Пантер II», однако успели изготовить только один корпус, на который для испытаний была установлена башня от серийной «Пантеры» Ausf. G. Но испытания проведены не были, и данный танк был захвачен американскими войсками. Корпус этого танка хранится в музее кавалерии и танковых войск Паттона — в Форт-Ноксе.

Назвать такие сведения чем-то большим, нежели обрывками информации, трудно. Более подробную информацию об этих танках найти сложно, однако, ищущий да обрящет. В свое время я как-то упустил из виду книгу Максима Коломийца «Тяжелый танк «Пантера». Первая полная энциклопедия», где приводится действительно подробная информация об обоих проектах. Чтобы не заниматься пересказыванием, я решил просто процитировать соответсвующие главы из книги, так как у меня все равно лучше не получится, а Максим Коломиец — вполне авторитетный исследователь, чтобы доверять его сведениям. Его текст я дополнил как иллюстрациями из электронной версии книги, так и самостоятельно найденными в сети, а также собственными подписями. Надеюсь, подобный раздербан уже выложенной в сети книги не является посягательством на авторские права.
Итак, сначала — Пантера 2.

Танк «Пантера II»

По первоначальному варианту «Пантера 2» отличалась от «Пантеры» лишь усиленным бронированием и, соответственно, возросшей массой. Так, в отчёте рейхсминистерства вооружений от 22 января 1943 года приводились следующие характеристики обеих машин (см. таблицы 3).

1 ноября 1943 года отдел испытания танкового вооружения (Wa.Prüf.6) представил в рейхсминистерство вооружений отчёт о ходе проектирования «Пантеры II», в котором приводилась таблица сравнительных характеристик по бронированию последней в сравнении с «Пантерой» Ausf.А (см. таблицу 4).

Лишь шесть дней спустя, 7 ноября, компания Rheinmetall представила первые эскизные проработки башни с 75-мм орудием KwK 42. Башня имела более узкий передний броневой лист (schmale Blendenausführung). Это отражало существовавшую в тот период времени тенденцию уменьшить лобовую проекцию башни для уменьшения вероятности попаданий вражеских снарядов. Кстати, данный проект башни не имел ничего общего с проектами так называемой «узкой» башни «Schmalturm», разработанной в 1944 году для танка «Пантера» Ausf.F (о нём будет рассказано ниже). А утверждения некоторых авторов о том, что «Пантера II» получила «Schmalturm», да ещё и с 88-мм пушкой KwK 43 L/71, не соответствуют истине и не подтверждаются документами.

Наиболее вероятный облик «Пантеры II», если бы она была целиком изготовлена в металле.

В 1944 году удалось изготовить только одно шасси без башни, к выпуску второго образца так и не приступили. Кстати, некоторые авторы пишут о том, что на «Пантеру II» смонтировали башню от «Пантеры» Ausf.G, что не соответствует действительности. На самом деле для проведения испытаний на корпусе установили дополнительные грузы, доведя шасси до расчётной массы «Пантеры II».

Вывоз неопознанного шасси американцами летом 1945 года. Вероятно, это и есть шасси «Пантеры II». Можно сказать, что шасси повезло, если бы оно оказалось в руках советских военных, с большой долей вероятности оно было бы расстреляно на НИИБТ полигоне в Кубинке. В СССР испытывалось значительное число немецкой бронетехники, большая часть которой была уничтожена на полигонах в процессе испытаний или отправилась на переплавку. То, что сохранилось в Кубинке — едва ли не треть от имевшегося добра.

Шасси «Пантеры II» на полигоне в Абердине, США

Шасси «Пантеры II» в музее Паттона в Форте Нокс. Там шасси находилось до 2013 года, ныне находится на хранении в связи с реорганизацией музеев в Абердине и Форте Нокс.

Читать еще:  М. Барятинский Бронеколлекция 1996 № 04 (7) Бронетанковая техника Великобритании 1939—1945

Вот такая вот интересная история. Получается, что уже в мае 1943 года от этого проекта отказались, потом вспомнили снова в связи с началом серийного производства танка Tiger II, провели попытку стандартизации этих конструкций, в результате чего появилось опытное шасси, но в итоге проект снова закрыли. Уже осенью 1944 года проект «Пантера II» был похоронен наглухо. Было ясно, что ни о какой стандартизации в текущих условиях речи быть не может, не говоря уж о каком-либо серийном производстве нового танка. Даже облик той машины был далек от предлагающегося модельной и игровой индустрией, а «привычная» нам «Пантера 2» не более чем фантазия «немцефилов» из этих отраслей. Тем не менее, у нас есть еще одна «Пантера» — модификация Ausf. F, машина куда более реальная, нежели «Пантера 2». О ней — в продолжении.

Тяжелый танк Pz.V «Panther II»

История создания тяжелого танка Pz.V «Panther II»

Уже в 1942 году становилось ясным, что новый немецкий тяжелый танк Pz.V «Пантера» несет слишком легкую броню, которая не может эффективно защитить танк от противотанкового оружия, которое появится в распоряжении Красной Армии в следующем году. Попытки усилить броню с помощью навески дополнительных листов столкнулись со значительными трудностями. Фактически, в последний момент возникла серьезная необходимость едва ли не спроектировать новую «Пантеру», несущую более толстую броню!

Проект нового танка называли «Пантера I», а в апреле 1943 года название сменили на «Пантера II». 3 января 1943 года Гитлер во время совещания со Шпеером заявил, что новый танк должен иметь лобовую броню толщиной 100 мм и бортовую броню 60 мм. До тех пор, пока новый танк не будет спроектирован, надлежало выпускать старые «Пантеры».

Тяжелый танк Pz.V «Panther II»

Как можно узнать из рапорта от 22 января 1943 года новая «Пантера» отличалась от старой только толщиной брони и, соответственно, большей массой. Никаких других отличий не предусматривалось.

10 февраля 1943 года в Нюрнберге д-р Вибике (начальник конструкторского бюро MAN) заявил, что в нынешнем виде «Пантера» не отвечает тем требованиям, что предъявляются к танкам, действующим на Восточном фронте. Конструкцию «Пантеры» следовало коренным образом переработать, по возможности использовав узлы, позаимствованные у «Тигра», в том числе рулевое управление, бортовые передачи и др. Ходовую часть и башню также следовало переработать. Новый танк получил обозначение «Panther II», Масса танка должна была возрасти с 35 тонн до 50 тонн и более. Фирма MAN должна была передать сборщикам чертежи в апреле-мае 1943 года. По возможности от дальнейших изменений «Пантеры» следовало воздержаться, чтобы сконцентрироваться на доработке «Пантеры II».

От утяжеления брони к радикальной переработке танка

17 февраля 1943 года во время встречи со Шпеером было решено стандартизовать многие узлы танков «Tiger II» («Konig Tiger») и «Panther II». Порше полагал, что рулевое управление с фиксированным радиусом будет эффективно работать на обоих танках. Сразу после наладки крупносерийного выпуска рулевого управления с двойным радиусом (Zweiradienlenkgetriebe) планировалось ставить на танки именно его. О готовности к серийному выпуску нового рулевого управления должен был доложить директор Блайхер. Новые «Тигр» и «Пантера» должны были оснащаться трансмиссией Zahnradfabrik Friedrichshafen AK 7/200, двигателем Maybach HL 230 и опорными катками с резиновым бандажом. «Пантера II» получала семь опорных катков, а «Тигр II» — девять. Рычаги подвески у «Пантеры» и «Тигра» были разными. Боевые гусеницы «Пантеры» шириной 660 мм следовало также использовать на «Тигре» в качестве транспортных гусениц.

На встрече 18 февраля 1943 года между представителями WaPrüf 6 и Rheinmetall обсуждалась конструкция башни «Пантеры II». Было решено, что радиус основания башни не будет превышать 1570 мм. Подрезав углы башни радиус основания можно было сократить до 1565 мм, таким образом, имелся запас в 15-20 мм. Этот запас не давал башне цепляться за люки механика-водителя и стрелка-радиста. Чтобы открывался люк двигательного отделения, расстояние от середины башни до задней стенки не должно было превышать 1240 мм.

Тяжелый танк Pz.V «Panther II», модель. Как видно, танк в этой модификации больше напоминает не оригинальную «Пантеру», а скорее «Королевский тигр»

Чертежи 021 Gr50201 — 021 Gr50248 использовались для создания шасси «Panther II». Новые опорные катки (Gummisparende Laufrolle) устанавливались не только на «Panther II», но и на отдельные экспериментальные экземпляры PzKpfw V Ausf. G, а также на «Королевские Тигры» и «Тигры», начиная с машины Fgst.Nr.250822.

В рапорте WaPrüf 6 от 1 ноября 1943 года приводятся значения и углы расположения бронеплит «Пантеры II» в сравнении с «Пантерой» Ausf. D.

На чертеже №. H-Sk A 86176, датированном 7 ноября 1943 года изображено крепление спаренного с пушкой пулемета для «Panther II». Пушка размешалась в зауженной маске (schmale Blendenausfuehrung). Новая маска для «Пантеры» потребовалась потому, что старая часто вызывала рикошет снарядов вниз, в сторону крышек люков механика-водителя и стрелка-радиста.

В рапорте от 22 января 1943 года сообщалось, что выпуск танков «Panther II» предполагалось начать в сентябре 1943 года. 10 февраля 1943 года приняли решение начать производство новых танков без предварительной серии, сразу приступив к крупносерийному выпуску. В соответствии с требованиями Munitionsministerium сборочные цеха фирмы Demag должны были начать подготовку к выпуску «Panther II», не начиная выпуска обычных «Пантер».

29 марта 1943 года д-р Блайхер приказал всем производителям «Пантер» продолжать выпуск танков на протяжении 1943 и 1944 годов. В конце 1944 года следовало переключить производство на выпуск «Panther II». В сентябре 1943 года завод Krupp-Gruson должен был приступить к выпуску «Panther II», производя 3 в сентябре, 15 в октябре, 30 в ноябре и 45 в декабре 1943 года. Фирма Werk Falkensee в январе-феврале 1944 года должна была начать выпуск танков «Panther II», а фирма Nibelungenwerke должна была присоединиться к программе в середине 1944 года.

5 апреля 1943 года г-н Йегер из WaPrüf 6 выяснил, что на последней встрече членов танковой комиссии с представителями MAN было решено определить срок поставки первой экспериментальной «Panther II» на середину августа.

На встрече, состоявшейся 29 апреля 1943 года в резиденции Шпеера, было решено использовать шасси танков «Пантера» для выпуска истребителей танков Jagdpanther наряду с выпуском стандартных танков. Работы над «Panther II» еще не завершились. Защиту бортов «Пантеры» удалось значительно повысить, прикрыв борта юбкой из мягкой стали (Schuerzen). Благодаря юбке нижняя чисть борта уже не пробивалась советскими 14.5-мм противотанковыми ружьями.

Рассматривалась возможность оснастить «Пантеру» новыми опорными катками без резинового бандажа и с внутренней амортизацией (gummisparenden Laufrollen). Если бы установить новые опорные катки на танк не представлялось возможным, то серийный выпуск «Пантеры II» был бы предрешен. Руководство WaPrüf 6 настаивало на проведении скорейших ходовых испытаний. «Пантера», оснащенная новыми опорными катками, весила 50 тонн, что было на 3.5 тонны больше, чем предполагалось. «Panther II» с новыми катками имела расчетную массу 52,5 тонны. Окончательно вопрос актировалось разрешить в мае 1943 года на совместном заседании танковой и автомобильной комиссий.

Тяжелый танк Pz.V «Panther II». Самое явное отличие прототипа «Пантера II» от оригинала — конусообразная маска пушки.

Лучше — враг хорошего: отказ от «Panther II»

4 мая 1943 года появилось заключение о нецелесообразности развертывания серийного выпуска «Panther II». Весь опыт, полученный при работе над «Panther II», был учтен в конструкции серийной «Пантеры».

3 июня 1943 гола руководство фирмы Henschel получило уведомление о том, что развертывание серийного выпуска «Panther II» отменяется. Одновременно было решено, что все фирмы, которые должны были выпускать «Panther II», обязывались организовать выпуск обычных «Пантер».

После войны не раз возникали вопросы о том, участвовали ли прототипы «Panther II» в боях. Руководство фирмы MAN ответило на один из запросов так: «Было заказано только два прототипа «Panther II». Мы выпустили одно шасси. Есть вероятность, что этот единственный прототип участвовал в боях.»

Единственное шасси «Panther II» с башней Ausf. G после войны попало в руки американцев и было отправлено в Штаты на Абердинский полигон. Позднее машину передали танковому музею в Форт-Ноксе, где она и находится в настоящее время.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в т.ч. книги: Пантера лучший танк Panzerwaffe. Часть 1, Военно-техническая серия.— Киров.: Кировское общество любителей военной техники и моделизма.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector