2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ СЕРИИ МК I — MK IV

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ СЕРИИ МК I — MK IV

«Черчилль» (англ. Infantry Tank Mk.IV «Churchill»), A22 — пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны, тяжёлый по массе. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Спроектирован в 1939—1940 годах, серийно производился с 1941 по 1945 год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. Как все «пехотные» танки «Черчилль» отличался невысокой скоростью, однако мощное бронирование (лобовая броня 101 мм, позднее доведена до 152 мм) обеспечивало эффективность боевого применения вплоть до конца войны. К концу 1950-х годов «Черчилль» был снят с вооружения, но некоторое количество этих танков в огнемётном варианте принимало участие в Корейской войне.

«Черчилль» являлся танком классической компоновки. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка, боевое отделение находилось в средней части, а отделение управления — в лобовой. Экипаж танка состоял из пяти человек: командира танка, наводчика и заряжающего, находившихся в башне и механика-водителя с пулемётчиком, на танках модификации Mk I выполнявшим функции наводчика и заряжающего гаубицы, располагавшихся в отделении управления.

Танк «Черчилль» был единственным тяжёлым танком, который поставлялся союзниками в СССР по программе «ленд-лиза». Первые 10 единиц прибыли в середине июля 1942 года (5 Churchill II и 5 Churchill III) с конвоем PQ-17. В сентябре с конвоем PQ-18 прибыли последние за 1942 год 74 танка (15 Churchill II и 59 Churchill III). 27 января 1943 года в Мурманск пришел конвой JW-52, с которым прибыли следующие 40 танков. Зачтена эта поставка была уже февралём. Среди прибывших танков имелись Churchill III и Churchill IV. Самая крупная поставка в количестве 121 танка была зачтена мартом. На самом деле эти танки прибыли в СССР еще в конце февраля 1943 вместе с конвоем JW-53. Последние 8 танков прибыли в августе 1943 года через Владивосток.

Уже на первых этапах ознакомления с танком был обнаружен целый ряд конструктивных и производственных дефектов. Разгром конвоя PQ-17 достаточно сильно повлиял на процесс формирования частей, в которые должны были поступать английские тяжелые пехотные танки. Вплоть до конца сентября 1942 года «Черчилли» были сосредоточены в 194-й учебной танковой бригаде. Она была сформирована в апреле 1942 года для обучения экипажей английских танков. Помимо экипажей «Черчиллей», здесь готовили экипажи «Валентайнов» и «Матильд». В дальнейшем все прибывавшие в Горьковский автобронетанковый центр «Черчилли» также сначала проходили через 194-ю танковую бригаду. Помимо обучения экипажей, здесь же выявлялись и неисправности.

Tank Mk.IV «Churchill», A22

Формирование новых частей началось в октябре 1942 года. Все английские танки данного типа попадали в отдельные гвардейские танковые полки, формировавшиеся по штату № 010/267. Согласно штатному расписанию, в каждый полк входил 21 танк и 3 бронемашины. Первыми 8 октября 1942 года сформировали 47-й, 48-й, 49-й и 50-й отдельные гвардейские танковые полки. 50-й гв. тп первоначально имел на вооружении исключительно Churchill II (из 20 поставленных Churchill II, 19 отправили в 50-й гвардейский тяжелый танковый полк; еще один танк оказался в составе 194-й учебной танковой бригады), но позже его доукомплектовали двумя Churchill III. В целом статистика по количеству танков, имевших различные дефекты, выглядела далеко не радужно. В 47-м гвардейском танковом полку те или иные неисправности обнаружились на 12 танках, в 48-м гв. тп на 16, в 49-м гв. тп на 15 и в 50 гв. тп – на 8. Неудивительно, что отправка на фронт затянулась.

В ходе эксплуатации было установлено, что танки буксуют на обледеневших склонах холмов, поскольку их гусеницы не обеспечивают достаточно надёжное сцепление с грунтом. В результате, на гусеницы наклепали небольшие металлические шипы, что позволило улучшить проходимость танка.

Первым был признан боеготовым 48-й гвардейский танковый полк. 31 декабря 1942 года он поступил в распоряжение командующего Донского фронта.

48-й гв. тп был не единственным полком на «Черчиллях», который сражался в Сталинграде. Неподалеку действовал 47-й гв. тп, который с 9 января использовался в составе 65-й армии. Он действовал совместно с 91-й танковой бригадой, 33-й стрелковой и 67-й гвардейской стрелковой дивизиями. К концу января полк сражался в районе завода Баррикады, при этом полностью работоспособными оставались лишь 3 его машины. Как и в случае с 48-м гв. тп, большинство его машин не было потеряно безвозвратно, а требовало ремонта.

Следующей частью на «Черчиллях», которая вступила в бой, стал 50-й гвардейский танковый полк. 8 марта он совершил марш до железнодорожной станции в Горьком, а 16 числа эшелон с матчастью 50 гв. тп прибыл на станцию Войбокало Ленинградской области. В первую атаку танки пошли 19 марта.

49-й гв. тп. 14 марта 1943 этот полк прибыл на станцию Обухово, правда, в бой он пошел значительно позже. В течение 1943 года он находился в резерве, боевой дебют состоялся только 15 января 1944 года. 49-й гв. тп (точнее, к тому времени уже 49-й гв. ттп — гвардейский тяжелый танковый полк) участвовал в окончательном снятии блокады Ленинграда.

Новая волна полков, вооруженных «Черчиллями», начала формироваться весной 1943 года. Связано это было с получением северными конвоями более чем полутора сотен машин. Танки данного типа в течение весны 1943 года передали в 10-й, 15-й, 34-й и 36-й гвардейские танковые полки. Кроме того, в мае 1943 года произошла ротация матчасти в 47-м и 48-м тяжелых танковых полках. Два полка из вышеперечисленных (36-й и 48-й) участвовали в Курской битве.

В дальнейшем танки этого типа применялись на Курской битве и при освобождении Киева в ноябре 1943 года, принимали участие в Выборгской наступательной операции в июне 1944 года.

Интенсивное использование «Черчиллей» сделало свое дело: к 1 января 1944 года безвозвратные потери составили 160 танков, к 1 июня было потеряно еще 27 машин. Из 66 оставшихся танков в частях находилась 31 штука. Сосредоточены они были, в основном, на Ленинградском фронте, где самым активным образом использовались в операциях. Например, 16 июня 1944 года 260-й гвардейский тяжелый танковый полк получил 6 «Черчиллей», которые использовал в ходе боев за Выборг. В сентябре 1944 года 82-й танковый полк, имевший в своем составе 10 «Черчиллей» и 11 КВ-1с, участвовал в освобождении Таллина. К 1 января 1945 года в войсках еще имелось 63 танка данного типа, из которых 9 было потеряно в течение оставшихся месяцев войны. К 1 июня в Красной армии оставалось 54 «Черчилля», но в действующих частях их было всего 3 штуки.

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ СЕРИИ МК I — MK IV

Танк Mk IV, «подаренный» правительству Великобритании властями Малайзии — тогдашней британской колонии.

В сентябре 2016 г. исполнится 100 лет первому появлению танков на поле боя. 15 сентября 1916 г. о себе заявило новое боевое средство, которому суждено было вместе с боевой авиацией, автоматическим оружием и новыми средствами связи в корне изменить характер боевых действий, систему вооружения и организацию армий. Впрочем, тогда еще трудно было предположить, что новая боевая машина будет играть одну из ведущих ролей в истории последующих ста лет. Заря танкостроения интересна не только конструкциями машин, воплощенными «в железо» или оставшимися только в чертежах и эскизах, но и обстоятельствами, которые вызвали и которые сопровождали рождение первых танков, впервые поставленными вопросами производства, снабжения, эксплуатации и ремонта. Наконец, не лишены интереса вопросы организации и подготовки первых в истории танковых частей и, конечно, приобретенный ими боевой опыт. Попробуем рассмотреть эти вопросы на примере тяжелых британских танков, широко известных под прозвищем «ромбовидные», с которых, собственно, и начиналось боевое применение танков. Эти танки составили семейство, включившее серии Мк I-Мк IV, Mk V-Mk V**, танки Мк VII, Мк IX и ряд опытных машин.

Читать еще:  Основной боевой танк Т-80

ПОЯВЛЕНИЕ ТАНКОВ: ИДЕИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В поисках предшественников и прототипов танка можно погружаться глубоко в историю и в результате найти наиболее близкий аналог в боевых слонах. Кстати, именно на боевых слонов прошлого ссылались многие изобретатели первых вездеходных боевых машин, а первые танки даже именовали «механическим боевым слоном». Ведь в боевом слоне уже проявились и вездеходность, и относительная защищенность, и сочетание «огневой мощи» сидящих в «башне» стрелков с «ударной силой» самого слона. Боевым колесницам древности, чтобы считаться прототипом танка, не хватает защищенности и вездеходности. Часто упоминаемые черепахообразные «повозки, вооруженные пушками», описанные Леонардо да Винчи в 1482 г. в письме герцогу Сфорца, были, по сути, развитием давно известных закрытых повозок, толкаемых самими бойцами. Такие повозки — римские «винеи», средневековые европейские «кошки» — использовались при штурме крепостей. Да Винчи предлагал снабдить такие повозки механической трансмиссией и вывести в полевое сражение. Эта боевая машина, как и многие другие, предлагавшиеся различными авторами (например, «Гуляй-крепость» Хольцшуэра, 1558 г.), осталась нереализованной. Нашедшие себе ограниченное применение в английской армии «Тюдоровские повозки», в которых деревянная обшивка защищала лошадей и стрелков, были малоподвижны и на деле весьма уязвимы. «Танк» можно рассматривать как соединение в одной машине четырех основных элементов — универсального механического двигателя, вездеходного (желательно, гусеничного) движителя, броневой защиты и скорострельного оружия.

«Малый гусеничный» трактор «Горнсби» системы Д. Робертса с бензиновым двигателем, 1909 г. Обратим внимание на устройство ходовой части с массивными башмаками гусениц и с приподнятыми над грунтом направляющим и ведущим колесами.

Эти элементы не могли сойтись в одной машине ранее второй половины XIX века. Именно тогда появились проекты вездеходных бронированных боевых машин. Француз Э. Буйен в 1874 г. «свел» воедино стальную гусеницу, паровой двигатель, броню и вооружение в фантастическом проекте «самого грозного орудия войны», справедливо осевшем в архивах. Не привлек внимания и проект боевой машины француза Ле Вавассера 1903 года. Любопытно, что в том же году журнал «Strande Magazine» опубликовал рассказ Герберта Дж. Уэллса с описанием «путешествующих крепостей». В 1911 г. австрийский обер-лейтенант Г. Бурштынь представил вполне реализуемый проект «Моторгешютц», тогда же британский офицер капитан Т. Туллок предложил построить на гусеничном шасси «Горнсби» — бронированный транспортер для доставки солдат к полю боя. Причем здесь якобы и прозвучало впервые слово «tank» по отношению к бронетехнике — Туллок назвал так корпус машины.

В 1912 г. постройку бронированной гусеничной машины предлагал британскому военному ведомству австралийский конструктор Ланселот Э. де Моль. Свое изобретение он назвал «„цепнорельсовой машиной“, способной легко управляться и нести тяжелые грузы по пересеченной местности и канавам». Согласно проекту, машина должна была иметь упругую подвеску, специальные штыри для преодоления препятствий, поворачивать за счет изгиба гусениц в горизонтальной плоскости. К достоинствам проекта де Моля относится гусеничный обвод, приподнятый над опорной поверхностью в передней и задней частях. Часть чертежей и пояснений военное министерство в 1913 г. вернуло де Молю с отказом и указанием, что эксперименты с гусеничными машинами уже окончены, часть документов осталась в министерстве. В это же время подал свой проект изобретатель, увлекавшийся изготовлением механических игрушек и оставшийся в истории как «водопроводчик из Ноттингема» (его именуют также «ноттингемским слесарем» — одно другому не противоречит). Его «откопали» в архиве министерства уже после войны — вместо отзыва на проекте стояла краткая резолюция: «Этот человек — сумасшедший». Что касается де Моля, то он напомнил о своем изобретении уже во время войны — в 1916 г., а в конце 1917-го даже представил в Министерство снабжения самоходную модель в масштабе 1/8, но без результата — в 1916 г. проект даже не переслали вовсю действовавшему Комитету по сухопутным кораблям. Только после войны комиссия, разбиравшая вопрос об «авторстве» танка, отметила, что из всех предвоенных британских проектов (Австралия входит в Британское содружество) этот был наиболее реален и перспективен. Хотя де Моль не указывал ни двигателя, который намеревался установить на свою машину, ни вооружения, считая, что этот выбор сделают соответствующие специалисты. Де Молю даже выписали 965 фунтов стерлингов в возмещение расходов. Модель машины де Моля хранится в австралийском Военном Мемориале в Канберре.

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ТАНКОВ

Только позиционный тупик Первой мировой войны заставил изменить отношение к подобным проектам. Все вступившие в войну стороны стремились решить свои задачи стремительным наступлением, но маневренный период войны закончился на Западном фронте войны в декабре 1914. Последний период кампании 1914 г. на западноевропейском театре характеризовался так называемым «бегом к морю» — в течение целого месяца германские войска и войска союзников пытались опередить друг друга в обходном маневре и выиграть открытый северный фланг. Но ни одна из сторон не имела превосходства ни в маневренности, ни в способности преодолеть огонь противника, ни в средствах подвоза. Новые массы войск вводились в дело одинаковыми «порциями», последовательно набегали друг на друга, быстро обескровливались в горячих, но кратковременных схватках, чтобы затем вынужденно перейти к обороне, которую приходилось последовательно укреплять и прикрывать огнем и заграждениями от внезапных атак противника. Линия позиционного фронта все тянулась на северо-запад, к берегам Ла-Манша. Уже к середине ноября активные операции прекратились, противники зарылись в землю, и на всем протяжении от швейцарской границы до фландрского побережья установился позиционный фронт со сплошными линиями постоянно совершенствуемых окопов, прикрытых проволочными заграждениями и пулеметным огнем, срывавшим любые атаки. Прорыв такой обороны массами пехоты уже в этот период стоит больших потерь, занимает немало времени, давая противнику возможность подтянуть резервы и восстановить положение. Имеющиеся инженерные средства позволяют развивать и совершенствовать позиции обороны, но не дают достаточных средств для ее прорыва. Противопоставление окопу, колючей проволоке, пулеметам и гаубицам противника массы собственной артиллерии (в том числе тяжелых орудий большой мощности, которые раньше были мыслимы только в крепостной войне и береговой обороне) и долгие — до нескольких суток и даже недель — артобстрелы с невиданным ранее расходом снарядов только усугубили проблему. Поле боя, сузившееся до нейтральной полосы и передовых траншей, превращается в территорию, изрытую ямами и воронками, утыканную препятствиями и простреливаемую с обеих сторон. Противники развивают позиции в глубину, создают сети траншей и ходов сообщений, громоздят блиндажи и убежища, увеличивают число рядов колючей проволоки, дополняя его минами, наращивают плотность пулеметов в траншеях, тщательнее маскируют огневые точки. Не решило проблему и применение боевых отравляющих веществ, начавшееся в 1915 г., — «боевые газы» ужасали, но не потрясали фронт, расчищая от противника передовые траншеи на определенном участке, они не могли ни перенести через них пушки и пулеметы наступающего, ни увеличить темп атаки. Воплощением позиционного тупика стали две операции 1916 года, беспримерные по длительности, затрате ресурсов, людским потерям и мизерности результатов- германское наступление на Верден и британское на Сомме. «Верденская мясорубка», например, длилась с 21 февраля по 21 декабря 1916 г., притянула к себе 69 французских и 50 германских дивизий и стоила более чем 162 300 человек убитыми с французской и более чем 143 000 с германской стороны (и это не считая раненных и контуженных). Наступление союзников на Сомме началось 1 июля 1916 г., артиллерия на участке прорыва достигала 3500 стволов, авиация — свыше 300 самолетов. Уже в августе в операции участвовали 51 дивизия союзников против 31 германской дивизии. За два первых месяца боев британцы потеряли около 200 тысяч, французы — более 80 тысяч, германцы — свыше 200 тысяч, при этом продвижение союзников в глубь обороны противника составило 3–8 км. К тому времени уже давно шла моторизация армий западных и центральных держав. Британская армия еще в 1854–1855 гг. применяла в Крыму колесные паровые тракторы, а в англо-бурскую 1899–1902 гг. использовала для доставки грузов даже бронированные «паровые дорожные поезда». Довольно рано обратил на себя внимание военных и автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, которым планировали заменить обозных и артиллерийских лошадей. В 1907–1908 гг. британская армия испытывала гусеничный трактор фирмы «Горнсби энд Санз» системы Д. Робертса. Вскоре патенты Робертса использовала американская «Холт Компани», чьи гусеничные тракторы имели немалый успех на рынке. При весьма незначительном запасе хода гусеничные тракторы демонстрировали недоступные колесным машинам и лошадям проходимость и тяговые свойства. Английская, французская и русская тяжелая артиллерия выбрали трактор «Холт» в качестве тягача. Этим тракторам суждено было сыграть важную роль и в появлении танков. К 1914 г. британская армия планировала иметь около 900 машин, хотя реально располагала 80 грузовиками, 15 мотоциклами и несколькими гусеничными тракторами типа «Холт» (в Великобритании гусеничные трактора производились по лицензии под марками «Клейтон» и «Рустон»).

Читать еще:  М.Барятинский Бронеколлекция 2003 Специальный выпуск 03 Т-34 История танка

Танк Mk IV

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Mark IV – это британский тяжелый танк, созданный и применявшийся во время Первой мировой войны. Как и его предшественники, Mark IV выпускали в двух модификациях: Самец (Male) — с пушкой и пулеметами, и Самка (Female) — только с пулеметами.

История танка Mark IV
В 1916 году, во время сражения на Сомме, произошел первый опыт применения танков в бою. Это показало, что танки Mk I обладают целым рядом существенных недостатков, которые следует немедленно исправить. Практически сразу были выпущены танки Mk II и Mk III, однако изменения, внесенные в конструкцию, были незначительными – военные понимали, что нужны более серьезные улучшения, которые в конце концов и воплотились в танке Mk IV. Заказ на танки Mk IV поступил уже в 1916 году. К производству танк был готов в феврале 1917, а поставлять эти машины начали уже в марте. Планировалось выпустить около 1200 танков, однако выпустили всего 1015: 595 самок и 420 самцов. В итоге Mk IV стал самым массовым танком во всей Первой мировой войне. Для сравнения, с 1916 по 1918 году было построено всего 2370 тяжелых танков (от от Mk I до Mk IX), примерно 250 средних и всего 35 специальных танков. Так что Mk IV составил примерно треть от всех танков Первой мировой войны.

Модификации
Mk IV активно использовали для разнообразных опытов. Самой популярной модификацией танка была «Тэдпол», или «Головастик». Гусеничный привод Тэдпола был значительно понижен в задней части, но имел удлиненную опорную поверхность. Сначала даже хотели перестроить все танки Mk IV по этой схеме, но переделку не провели, так что «Головастиков» было совсем немного.

Иногда между выступами ходовой части сзади крепили миномет Стокса, что, по сути, делало танк первым образцом самоходного миномета.

Применение танка Mark IV
В боях танки Mk IV участвовали недолго, однако их боевая история является весьма насыщенной. Впервые эти танки использовались во Фландрии, во время наступления у Мессин 7-15 июня 1917 года. Бой был выигран, правда, скорее не из-за танков (их здесь было всего 32), а из-за мощной артиллерии. Участвовали Mk IV и в «третьем сражении на Ипре» 11 июля – 10 ноября 1917 года, но из-за неподходящей болотистой местности практически полностью вышли из строя.

Mk IV приняли участие в очень важном бое – сражении у города Камбрэ 20 ноября-7 декабря 1917 года. Этот бой наглядно подтвердил тактические возможности танков и стал настоящим переломным моментом для танковых войск. Проходимая для танков местность, внезапность, массированная атака и хорошее техническое обеспечение – в бою были соблюдены все условия удачной танковой атаки. В результате британцам удалось продвинуться вглубь обороны на 10 километров, захватить множество пленных и орудий, и при этом обойтись малыми потерями. И несмотря на участие в операции других танков, именно Mk IV сыграл главную роль в таком ошеломительном успехе.

В ходе сражения многие танки вышли из строя, и в ходе контрнаступления их захватили немецкие войска. В 1918 году Германия не раз использовала их в боевых действиях.

В 1918 году появились новые, гораздо более совершенные тяжелые танки, но Mk IV все еще оставались в строю и были активными участниками сражений. Приняли они участие и еще в одном интересном танковом событии – первой битве танков с танками 24 апреля 1918 г. у Виллер-Бретонэ. Три танка Mk IV столкнулись с тремя тяжелыми немецкими танками A7V. Двух «Самок» быстро подбили, и пушечный Mk IV продолжал бой в одиночку, повредив один A7V и вынудив отойти остальные. Хотя сам Mk IV в итоге тоже оказался выведен из строя, можно сказать, что в первом танковом бою победа осталась за англичанами.

В 1917 году три Mk IV воевали в Египте, принимая участие в атаке к западу от Газы в ночь с первого на второе ноября.

Когда Первая мировая была окончена, многие Mk IV, в первую очередь «самки», были разобраны или установлены в британских городах как монументы победы. Впрочем, некоторые Mk IV воевали и после этого – в 1919 году в Германии контрреволюционные фрайкоры применяли их в уличных боях в Лейпциге и Берлине.

Боевая масса – 28 т «самец», 26,4 т «самка»;
Компоновочная схема – ромбовидный танк;
Экипаж – 8 человек;
Годы производства – 1916-1917;
Годы эксплуатации – 1917-1925;
Выпуск – 1015 штук;
Размеры:
Длина корпуса – 7930 мм;
Ширина корпуса – 3900 мм «самец», 3300 мм «самка»;
Высота – 2610 мм;
Клиренс – 406 мм;
Бронирование:
Тип брони – стальная;
Лоб корпуса – 16 мм/град;
Борт корпуса – 12 мм/град;
Крыша корпуса – 8 мм.
Вооружение:
Калибр и марка пушки — 2 × 57-мм (6-фнт) «Гочкис» L/23 («самец»);
Тип пушки – нарезная;
Боекомплект пушки – 332;
Пулемёты — 4 × 7,7-мм «Льюис» («самец»), 5-6 × 7,7-мм «Льюис» («самка»)
Подвижность:
Тип двигателя — «Даймлер», бензиновый, карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя – 125 л.с. (при 1000 об./мин);
Скорость по шоссе — 6,4 км/ч;
Запас хода по шоссе – 54 км;
Преодолеваемый подъём – 30 град;
Преодолеваемая стенка – 1,2 м;
Преодолеваемый ров – 3 м;
Преодолеваемый брод – 0,6 м.

Английский пехотный танк Mark IV «Черчиль» (А22)

Характеристики пехотного танка Mark IV «Черчиль»

История создания тяжелого танка Mark IV «Черчиль» (А22)

Тяжелый пехотный танк Mark IV «Черчиль» (Infantry Tank Mk. IV Churchill A22) — наиболее защищенный и массовый английский танк времен Второй Мировой Войны. Машина имела не только отвратительный внешний вид, но и кучу других недостатков (сам сэр Черчиль, как известно, пошутил по этому поводу, что у него меньше недостатков, чем у танка названного его именем), однако успела побывать на всех военных театрах Второй Мировой войны, по ленд-лизу поставлялась в СССР, в некоторых модификациях прослужила до 1950-х г.г., и вообще, по отзывам воевавших на ней танкистов, была очень даже неплохой.

Читать еще:  ПРОТИВОТАНКОВЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ

По назначению, тяжелый танк Mark IV «Черчиль» создавался как дополнение/замена средних танков типа «Матильда II», медлительных и в то же время довольно уязвимых для новых немецких пушек.

Чертеж тяжелого танка Mark IV «Черчиль»

Несмотря на грубость и примитивность конструкции, представлявшей собой даже в некоторой степени шаг назад — к концепции танков первой мировой войны (за счет гусениц как бы охватывающих корпус), танк неплохо преодолевал рвы и окопы большой ширины, был сравнительно не сложен в изготовлении и обслуживании.

Прототип Mark IV «Черчиль» A22 был построен фирмой Vouxhall в 1940 году. Серийное производство началось летом 1941 года и продолжалось вплоть до декабря 1945 года.

Всего за годы войны промышленность выпустила 5640 танков Mark IV «Черчиль».

Танки Mark IV «Черчиль» первых моделей. Обратите внимание на второй ствол на лобовом листе — гаубица к вашим услугам!

Конструкция тяжелого танка Mark IV «Черчиль» (А22)

Британский танк Mark IV «Черчиль» имел классическую компоновку с задним расположением двигателя и трансмиссии, и передним расположением отделения управления. Коррус танка имел коробчатую прямоугольную форму и состоял из катанных броневых листов, прикрепленных заклепками на уголковый каркас.

Экипаж танка Mark IV «Черчилль» состоял из 5 человек. Командир танка размещался в башне, заряжающий и наводчик по правую и левую от него стороны. Место механика-водителя находилось почти по центру корпуса, но со смещением к правому борту, слева от водителя размещался пулеметчик, первоначально (на первой модели «Черчиля») бывший ещё и оператором гаубицы, располагавшейся в лобовом листе корпуса танка (начиная со второй модели — заменена пулеметом).

Посадка и высадка экипажа в танк осуществлялась через два двухстворчатых люка прямоугольной формы в крыше башни. Правый люк использовался заряжающим, левый командиром и наводчиком. Так же два двухстворчатых люка прямоугольной формы располагались и в крыше передней части корпуса, ими пользовались механик-водитель и пулеметчик.

Тяжелый танк Mark IV «Черчиль» в профиль

Башня танка имела форму слабо выраженного шестигранника, изготавливалась методом литья (модели Mk. I, Mk. II, Mk. IV, Mk. V, Mk. VI), клепкой на каркасе (Mk. III) и комбинированным способом (Mk. VII и Mk. VIII). В последнем случае передняя деталь была литой, прочие сваривались из катаных бронелистов.

Поворот башни осуществлялся с помощью электопривода или вручную.

Ходовая часть танка «Черчилль» состояла из одиннадцати опорных сдвоенных катков, имевших диаметр в 254 миллиметра, ленивца и ведущего колеса, на один борт. Подвеска индивидуальная, пружинного типа. Ось каждого катка укреплялась на балансир, который одним концом крепился шарнирно к кронштейну, приваренному на корпус танка, а другим упирался в пружину, закрепленную на кронштейне.

Интересно, что почти каждый опорный каток имел специальное назначение: первый и последний (с обоих бортов) были приподняты и грунта не касались, работая только в случае преодоления машиной препятствий. 2-й,9-й,10-й имели с укороченный ход подвески и работали в основном при движении танка по мягкому и болотистому грунту.

Тяжелый танк Mark IV «Черчиль» первой модели, отлично видна гаубица в лобовом листе. Уже со второй модели её заменили пулеметом.

Модификации танка Mark IV «Черчиль»

Mark IV Churchill I —первая серийная модель танка, 40-мм (2-фунтовая) пушка Мк IX или МкХА в башне и 76мм (3-дюймовая) гаубица Мк 1 в лобовом листе корпуса. Надгусеничные полки отсутствовали. Боекомплект 150 выстрелов для пушки и 58 для гаубицы. Изготовлено 303 единицы.

Mark IV Churchill II— вместо 3-дюймовой гаубицы в лобовом листе корпуса установлен 7,92-мм пулемет BESA. Изготовлено 1127 единиц.

Mark IV Churchill IICS — 3-дюймовая гаубица в башне и 2-фунтовая пушка в корпусе танка.

Mark IV Churchill III — 6-фунтовая пушка Мк III в башне увеличенных размеров. Гусеницы закрыты крыльями. Изготовлено 675 единиц.

Mark IV Churchill IV — «Черчиль» с литой башней вместо сварной. Изготовлено 1622 единицы.

Mark IV Churchill IV (NA 75) — вариант «Черчиля» для средиземноморского театра военных действий (NA — North Africa), 75-мм американская пушка МЗ со спаренным пулеметом Browning, позаимствованной у «Шермана». Пулемет Browning в корпусе. Переоборудовано 120 единиц.

Mark IV Churchill V— «Черчиль» IV с 95-мм гаубицей. Боекомплект 47 выстрелов. Изготовлена 241 единица.

Mark IV Churchill VI—»Черчиль» IV с 75-мм английской пушкой.

Mark IV Churchill VII — новая модель с увеличенной до 152 мм толщиной лобовой брони корпуса и до 95 мм — башни. Башня увеличенных размеров с 75-мм пушкой и командирской башенкой. Усиленная подвеска, новая коробка передач и другие небольшие изменения и усовершенствования. Боевая масса 41 т. Макс. скорость 20 км/ч. Боекомплект 82 артвыстрела. Экипаж 5 чел.

Mark IV Churchill VIII — «Черчиль» VII с 95-мм гаубицей.

Mark IV Churchill IX—»Черчиль» III или IV, модернизированные до уровня «Черчиль» VII, но с 6-фунтовой пушкой.

Mark IV Churchill IX LT— «Черчиль» IX с башней от «Черчиль» III или IV (LT— Light turret — легкая башня).

Mark IV Churchill X—»Черчиль» VI, модернизированный до уровня «Черчиль» VII.

Mark IV Churchill XLT— «Черчиль» X с башней от «Черчиль» VI.

Mark IV Churchill XI—»Черчиль» V, модернизированный до уровня «Черчиль» VIII.

Mark IV Churchill XILT— «Черчиль» XI с башней от «Черчиль» V.

Тяжелый танк Mark IV «Черчиль». Гусеницы прикрыты «брызговиками», от чего танку явно не добавилось внешнего лоска

Боевое применение танка Mark IV «Черчиль»

Первой боевой операцией с участием пехотных танков Mark IV «Черчиль» был рейд на Дьепп 19 августа 1942 года. В нем приняли участие 28 танков модификаций I, II и III из 14-го канадского армейского танкового полка. Только шесть танков смогли вступить в бой (остальные погибли вместе с десантными судами или же были подбиты при преодолении полосы прибоя), и все они к концу дня были потеряны.

Несколько танков «Черчилль III» были опробованы в боях у Эль-Аламейна.

Во вторжении на Европейский континент летом 1944 года участвовали две бригады «Черчиллей» — 43-я армейская танковая и 6-я гвардейская армейская танковая бригады. Обе бригады вступили в бой в середине июля. Следует отметить, что на вооружении танковых войск английской армии других пехотных танков в то время уже не было.

301 танк «Черчилль», в основном модификаций III и IV, был отправлен в Советский Союз по программе ленд-лиза. На советско-германском фронте «черчилли» участвовали в таких крупных операциях, как Курская битва и снятие блокады с Ленинграда.

На базе танка «Черчилль» было построено большое количество машин специального назначения: мостоукладчиков, БРЭМ, огнеметных и саперных танков. Основная масса этих машин летом 1944 года была сосредоточена в 79-й танковой дивизии.

С вооружения английской армии «черчилли» были сняты после замены их «центурионами» в конце 40-х годов.

В 1951 году огнеметные танки Churchill Crocodile принимали участие в корейской войне, а саперные Churchill AVRE послевоенной модификации состояли на вооружении вплоть до 1965 года.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector