2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Темпы наступления танковых армий

Темпы наступления танковых армий

Темпы наступления танковых армий

Одной из особенностей боевого применения танковых армий в наступательных операциях было стремление к достижению высоких темпов наступления, так как от этого в решающей степени зависели темп фронтовых операций и успешное достижение их конечных целей. Высокие темпы наступления способствовали упреждению противника в действиях, достижению внезапности ударов в ходе операции, удержанию инициативы, разгрому противника по частям, лишали его возможности предпринять эффективные контрмеры. По данным генерала армии А.И. Радзиевского, среднесуточный темп наступления танковых армий колебался от 3–5 км (Орловская операция) до 25–45 км (Ясско-Кишиневская, Висло-Одерская, Пражская операции). Максимальные же темпы наступления в отдельные периоды операции составляли 60–90 км в сутки, а в Хингано-Мукденской операции 6-я гвардейская танковая армия продвигалась с темпом от 80 до 100 и более километров в сутки (см. таблицу № 48). Большую роль при этом играли передовые отряды, основу которых составляли усиленные танковые бригады.

Похожие книги из библиотеки

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.

Учебник выживания снайпера. «Стреляй редко, но метко!»

Как снайперу выжить и победить на поле боя? В чем секрет подготовки элитного стрелка? Какое оружие, какие навыки необходимы, чтобы исполнить заветы А.С. Суворова и защитников Сталинграда: «Стреляй редко, но метко!»; «Снайпер – это охотник. Противник – зверь. Выследи его и вымани под выстрел. Враг коварен – будь хитрее его. Он вынослив – будь упорнее его. Твоя профессия – это искусство. Ты можешь то, чего не могут другие. За тобой – Россия. Ты победишь, потому что ты обязан победить!».

Эта книга не только глубокое исследование снайперского дела на протяжении двух столетий, в обеих мировых войнах, многочисленных локальных конфликтах и тайных операциях спецслужб, но и энциклопедия снайперских винтовок военного, полицейского и специального назначения, а также боеприпасов к ним и оптических прицелов. Как сами снайперы являются элитой вооруженных сил, так и снайперские винтовки – «высшая лига» стрелковых вооружений. Насколько снайперская подготовка превосходит обычный «курс молодого бойца», настолько и снайперское оружие дороже, сложнее и взыскательнее массовых моделей. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем главного из воинских искусств.

Неизвестный Яковлев. «Железный» авиаконструктор

«Конструктор должен быть железным», – писал А.С. Яковлев в газете «Правда» летом 1944 года. Не за это ли качество его возвысил Сталин, разглядевший в молодом авиагении родственную душу и назначивший его замнаркома авиационной промышленности в возрасте 33 лет? Однако за близость к власти всегда приходится платить высокую цену – вот и Яковлев нажил массу врагов, за глаза обвинявших его в «чрезвычайной требовательности, доходившей до грубости», «интриганстве» и беззастенчивом использовании «административного ресурса», и эти упреки можно услышать по сей день. Впрочем, даже недруги не отрицают его таланта и огромного вклада яковлевского ОКБ в отечественное самолетостроение.

От первых авиэток и неудачного бомбардировщика Як-2/Як-4 до лучшего советского истребителя начала войны Як-1; от «заслуженного фронтовика» Як-9 до непревзойденного Як-3, удостоенного почетного прозвища «Победа»; от реактивного первенца Як-15 до барражирующего перехватчика Як-25 и многоцелевого Як-28; от учебно-тренировочных машин до пассажирских авиалайнеров Як-40 и Як-42; от вертолетов до первого сверхзвукового самолета вертикального взлета Як-141, ставшего вершиной деятельности яковлевского КБ, – эта книга восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора во всей ее полноте, без «белых пятен» и купюр, не замалчивая провалов и катастроф, не занижая побед и заслуг Александра Сергеевича Яковлева перед Отечеством, дважды удостоившим его звания Героя Социалистического Труда.

Главные мифы о Второй Мировой

?Усилиями кинематографистов и публицистов создано множество штампов и стереотипов о Второй мировой войне, не выдерживающих при ближайшем рассмотрении никакой критики.

Ведущий российский военный историк Алексей Исаев разбирает наиболее нелепые мифы о самой большой войне в истории человечества: пресловутые «шмайсеры» и вездесущие пикирующие бомбардировщики, «неуязвимые» «тридцатьчетверки» и «тигры», «непреодолимая» линия Маннергейма, заоблачные счета асов Люфтваффе, реактивное «чудо-оружие», атаки в конном строю на танки и многое другое – эта книга не оставляет камня на камне от самых навязчивых штампов, искажающих память о Второй мировой, и восстанавливает подлинную историю решающей войны XX века.

Читать еще:  Французские основные боевые танки АМХ-30

?Книга основана на бестселлере Алексея Исаева «10 мифов о Второй мировой», выдержавшем 7 переизданий. Автор частично исправил и существенно дополнил первоначальный текст.

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.

Разделы Библиотеки

    Страны

    • Германия 82
    • СССР 163
    • Россия 58

    Разное

    • Общевоенная подготовка 8
    • Боевые искусства 7
    • Исторические 34

    Оружие

    • Разное 45
    • Ножи 8
    • Пистолеты 16
    • Автоматы 23

    Техника

    • Разное 56
    • Танки 178
    • Корабли 139
    • Ракеты 18
    • Авиация 171
О проекте Арсенал-Инфо.рф

На портале собраны книги, публикции и справочные материалы посвященные современному вооружению, оружию и технике, исторические хроники боевых действий и войн.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Модерация осуществляетвляется по официальным заявлениям правообладателей.

Разделы Библиотеки
  • Страны
    • Германия
    • СССР
    • Россия
  • Разное
    • Общевоенная подготовка
    • Боевые искусства
    • Исторические
  • Оружие
    • Разное
    • Ножи
    • Пистолеты
    • Автоматы
  • Техника
    • Разное
    • Танки
    • Корабли
    • Ракеты
    • Авиация
Категории Публикаций
  • Оружие
  • Приспособления и Аксессуары
  • События и Факты
  • Боеприпасы
  • Мины
  • Пистолеты
  • Военные самолеты
  • Винтовки / Карабины
  • Профессионалы
  • Дробовики
  • Приспособления и Аксессуары
  • Оружейники
Популярные теги
  • SNIPER.RU
  • ZBROYA.INFO
  • СМ СССР
  • НИМРО
  • ДАННЫЕ НА 2011
  • ВМФ СССР
  • ЦК КПСС
  • ЦКИБ СОО
  • WEAPONCAST.COM
  • KALASHNIKOV.RU
  • 1945-2000. М
  • ЦНИИТОЧМАШ
  • WARSPOT.RU
  • 62х51 НАТО
  • ДАННЫЕ НА 2012
  • 1891/30
  • ДАННЫЕ НА 2014
  • ALL4SHOOTERS.COM
  • ДАННЫЕ НА 2013
  • ДАННЫЕ НА 2016
  • ДАННЫЕ НА 2015
  • ВС СССР
  • ВВС СССР
  • МО СССР
  • 56х45 НАТО
  • ДАННЫЕ НА 2010
  • АК-74М
  • 2010-2011
  • 2009-2010
  • АКС-74У
  • 150-200

© Copyright 2014-2021, Все права на материалы, размещенные на этом сайте — принадлежат их правообладателям.

Первый танковый бой операции «Барбаросса»

22 июня 1941 года вооружённые силы Третьего Рейха и его союзников атаковали Советский Союз. Немецкие войска быстро смели советские пограничные заслоны и устремились на восток. В столь тяжёлой ситуации командование РККА спешно бросало в контратаки любые силы, чтобы выиграть время и сдержать врага. Одним из соединений, вступивших в бой в первый же день войны, стала 5-я танковая дивизия, которая попыталась остановить части 7-й танковой дивизии вермахта у литовского города Алитус.

Советские части на Алитусском направлении

Рассматривая масштабную наступательную операцию Германии и её союзников против СССР, начавшуюся 22 июня 1941 года, многие историки акцентируют внимание на громадном численном перевесе Красной армии в личном составе и боевой технике. М.С. Солонин, В.В. Бешанов и прочие утверждают, что СССР превосходил врага не только по количеству танков (13 000-14 000 против 3400-4600), но и по их качеству, ссылаясь на толщину брони и вооружение советских машин, но напрочь забывая о таких компонентах как связь, обзор, подготовка личного состава и многое другое. С этим в советских танковых войсках довоенного времени была большая беда. В Красной армии были созданы громадные мехкорпуса (по 1031 танку и 36 000 военнослужащих), которые в мобильной войне становились обузой, учитывая разные типы техники и слабую подготовку личного состава. По подсчётам американского исследователя Стивена Залоги, 29% советских танков требовали капитального ремонта, а в исправном состоянии находилось лишь 7000 машин. По подсчётам того же Залоги более 73% личного состава мехкорпусов приходилось на призывников, успевших прослужить не более полугода. Можно долго описывать недостатки Красной армии — слабое прикрытие границы, недостаточная подготовка командного состава, просчёты в планировании и прочее.

Был слабо прикрыт и участок границы Сувалки — Алитус — Вильнюс (между Восточной Пруссией и Литвой). Из показаний литовских офицеров, завербованных абвером, и данных авиаразведки немцы хорошо знали расположение советских частей, тем более что в указанном секторе практически не было укреплений «Линии Молотова». 48-й Алитусский укрепрайон протянулся от Кальварии на юг к Капчяместису. Здесь планировалось возвести 273 дота и других сооружений, но на момент немецкого вторжения было лишь готово 20 сооружений, к которым прикрепили части 180-го отдельного пулемётного батальона. Вблизи Каунаса находились подразделения 107-го пограничного отряда НКВД «Мариамполь» майора Петра Шелымагина. Указанный сектор находился в зоне ответственности 29-го стрелкового корпуса (генерал-майор Александр Самохин) 11-й армии (генерал-лейтенант Василий Морозов) Прибалтийского округа. Фактически лишь 18 июня 226-я стрелковая дивизия (полковник Владимир Чугунов) получила приказ выдвигаться к Каунасу. Ранним утром 22 июня штаб Прибалтийского округа приказал 11-й армии направить силы 126-й сд к Кальварии, чтобы перекрыть главную дорогу от границы до переходов через реку Неман у Алитуса. Инженеры не успели установить мины вдоль границы. Оборона Алитусских мостов входила в обязанности 7-й роты 84-го полка 9-й дивизии погранвойск НКВД. В реальности мосты охранял отряд численностью всего лишь 63 бойца, которых поддерживали 37-мм зенитки 5-го дивизиона ПВО. В составе Прибалтийского округа находился 3-й мехкорпус генерал-майора танковых войск Алексея Куркина. По состоянию на 22 июня корпус насчитывал 642 танка (в том числе 431 БТ-7) и 264 бронемашины. В состав корпуса входила 5-я танковая дивизия полковника Фёдора Фёдорова.

Читать еще:  ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГЕРМАНСКИХ СВЕРХТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ

По состоянию на 22 июня в дивизии числилось 170 БТ-7, 18 Т-26, 30 Т-28, 50 Т-34 и 76 бронеавтомобилей. Как и в других соединениях Красной армии, в 5-й тд сильно хромала подготовка личного состава — так, из 564 мехводов 210 (37%) имели опыт вождения менее двух часов. В работах историков встречается информация о том, что у дивизии практически не имелось бронебойных снарядов к орудиям танков Т-34. Состав 5-й тд был следующим:

1. 9-й танковый полк (полковник Иван Верков):

  • 1-й танковый батальон (майор Степан Аксёнов);
  • 2-й танковый батальон (старший лейтенант Иван Вербицкий);
  • 3-й танковый батальон (старший лейтенант Самуил Добрушин);
  • 4-й танковый батальон (капитан Иван Осипов).

2. 10-й танковый полк (полковник Терентий Богданов):

  • 1-й танковый батальон (капитан Петр Комагоров);
  • 2-й танковый батальон (капитан Алексей Лапшинов);
  • 3-й танковый батальон (старший лейтенант Иван Воронин);
  • 4-й танковый батальон (старший лейтенант Степан Кесарев).

3. 5-й мотострелковый полк (полковник Сергей Карапетян) — три батальона.

4. 5-й гаубичный артполк (майор Василий Комаров).

5. 5-й разведывательный батальон (капитан Фёдор Коршунов).

6. 5-й понтонно-мостовой батальон (капитан Алексей Пономаренко).

Немецкие части

Тем временем на северном участке будущего фронта сконцентрировались мощные силы: группа армий «Север» наносила удар вдоль Балтики к Ленинграду, а северное крыло группы армий «Центр» было нацелено на Москву. В результате немцы планировали окружить на северном фланге большое количество советских войск. По данным историка А.В. Исаева, на вильнюсско-каунасском направлении против четырёх стрелковых полков и двух батальонов, расположенных на границе, наступали сразу пять армейских корпусов из состава 16-й и 9-й армий и два моторизованных корпуса (39-й и 57-й) 3-й танковой группы. 39-й моторизованный корпус генерала танковых войск Рудольфа Шмидта включал в себя 7-ю (генерал-майор Ганс фон Функ) и 20-ю (генерал-лейтенант Хорст Штумпф) танковые, 14-ю и 20-ю моторизованные дивизии. 7-я тд насчитывала 17 Pz.I, 55 Pz.II, 30 Pz.IV, 174 танка Pz.38, 64 бронеавтомобиля. В её задачу входил захват двух мостов через реку Неман у Алитуса (один проходил через город, а второй находился южнее него). 7-я тд имела следующий состав:

1. 25-й танковый полк (оберст Карл Ротенбург):

  • 1-й батальон (гауптман Адельберт Шульц);
  • 2-й батальон (майор Герхард Ширмер);
  • 3-й батальон (оберст-лейтенант Вольфганг Томале).

2. 7-я мотопехотная бригада (оберст Ганс Фрейхер фон Бойнебург-Ленгсфельд).

3. 6-й мотопехотный полк (оберст Эрих фон Унгер) — два батальона.

4. 7-й мотопехотный полк (оберст Карл-Ханс Лунгерсхаузен) — два батальона.

5. 7-й мотоциклетный батальон (майор Фридрих-Карл фон Штейнкеллер).

6. 78-й артполк (оберст Готфрид Фройлих) — три дивизиона.

7. 37-й разведывательный батальон (майор фон Ридерер).

8. 42-й истребительно-противотанковый дивизион (майор Витт).

9. 58-й сапёрный батальон (оберст-лейтенант фон Мертенс).

10. 83-й батальон связи (майор Мюллер).

Немецкая тактика блицкрига заключалась в следующем: танковые группы глубоко вклинивались в оборону противника, окружали большие группировки войск, а «перемалыванием» окруженцев занимались пехотные части при поддержке артиллерии и авиации. Одним из главных козырей вермахта был громадный боевой опыт, полученный в Европе в 1939-1941 годах.

39-й корпус наносит удар

Атака 39-го моторизованного корпуса на участке Сувалки — Алитус началась 22 июня в 00:30. За маршевыми группами 7-й тд следовал 21-й тп из состава 20-й тд вермахта. Части 7-го мп отбросили взвод 107-го погранотряда на дороге Сувалки — Кальвария. Для борьбы с фортификацией немцы планировали задействовать 101-й батальон огнемётных танков. В 03:57 артиллерия 7-й тд начала обстрел города Кальвария. 58-й сапёрный батальон стал устранять заграждения из колючей проволоки и засыпать два противотанковых рва, преграждавших дорогу Сувалки — Кальвария. Примерно в 09:00 Кальварии достигли части 7-й тд. Части 7-го мотоциклетного батальона устремились далее на восток. Примерно в 10:50 самолёты люфтваффе нанесли мощные удары по советской авиабазе в районе Варена юго-восточнее Алитуса. Сам Алитус подвергся мощным бомбовым ударам около 11:40.

Узнав о немецком вторжении, полковник Фёдоров попытался собрать части своей дивизии и остановить врага. Ещё 21 июня его дивизия была выведена из состава 3-го мк и передана в подчинение 11-й армии. Один мотострелковый батальон из состава 5-го мсп был направлен в Алитус для защиты Южного моста. Северный мост с восточного берега обороняли танкисты 9-го тп. Для защиты Канюкайского моста были отправлены части 10-го тп с отрядом бронеавтомобилей БА-10, которые должны были произвести разведку западного берега реки Неман. На пути к Неману экипажи бронеавтомобилей вступили в бой с мотоциклистами — была потеряна одна бронемашина.

Читать еще:  БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА КАНАДЫ

Немцы решили захватить мосты двумя боевыми группами — Северный мост атаковала боевая группа оберста Карла Ротенбурга (25-й тп, 37-й разведбат и огнемётные танки), а Южный — боевая группа оберста Лунгерсхаузена (при поддержке 7-го мотоциклетного батальона). Из-за путаницы с указателями некоторые немецкие части сбились с маршрута — так, II/25-й тп оказался у Канюкайского моста вместо Северного.

Тем временем в Алитусе на скорую руку сооружали оборонительные позиции части 5-го мсп, имевшие в своём распоряжении 37-мм зенитки и 76-мм полковые орудия без бронебойных снарядов. I/25-й и III/25-й тп подошли к северному мосту, преодолев сопротивление советских подразделений.

Зенитчики утверждали, что подбили 14 немецких танков, ещё 16 записали на свой счёт артиллеристы (из них 6 — батарея лейтенанта Шишкина), хотя эти данные не подтверждаются ни одним немецким документом. Немцы утверждали, что к 12:45 контролировали оба моста. Темпы немецкого наступления были столь быстрыми, что 4-й отдельный инженерный полк Прибалтийского округа попросту не успел взорвать мосты через Неман. Немцы захватили также переправу в 7 км к югу от Алитуса, которую впоследствии использовали для возведения понтонного моста.

Танковые бои у мостов

Когда через Северный мост стала переправляться бронетехника III/25-го тп, по ней стали бить из засад танки 9-го тп. По утверждению многих историков, экипаж Т-34 младшего командира Макогона сумел подбить 6 вражеских танков. Лейтенант Левитин раздавил своим танком два орудия противника, хотя его танк был подбит. Часть танков 2/9-го тп вела огонь с замаскированных позиций, а экипажи Т-28 1/9-го тп атаковали колонны противника и записали на свой счёт 5 вражеских танков.

Примерно в 14:00 у Северного и Южного мостов через Неман начались советские контратаки. Но так как советские танкисты наступали без поддержки пехоты и артиллерии, немецкие экипажи подпускали их на близкое расстояние и расстреливали с флангов. Большую роль в отражении контратаки у Северного моста сыграла батарея 105-мм орудий 78-го артполка. Согласно советским документам, в боях за Северный мост было безвозвратно потеряно лишь 5 танков.

Танкистам 10-го тп удалось подбить 6 немецких машин у Южного моста. Советские танкисты вели огонь с подготовленных замаскированных позиций. Вот как воспоминал бои у Алитуса командир танка БТ-7 (10-й тп) Иван Кушнер:

«Мне очень припоминается, когда наша рота вышла на дорогу, ведущую в г. Алитус, то по сторонам дороги были очень большие насыпи. Немец пустил мотоциклистов. Наша рота двигалась по направлению к мосту через реку Неман, но там находилась одна из рот 9-го танкового полка, где были зажаты немецкие мотоциклисты. В кюветах лежали мотоциклы и машины, это был самый настоящий ужас, всё было смято гусеницами наших танков. Было уничтожено очень большое количество немецких солдат. Сражение было очень жестоким, но устоять мы не могли, немцы подбрасывали всё новые подкрепления. Горело всё вокруг. После полудня моя машина была подбита, но экипаж спасся, мы ушли в лес. В лесу ещё длился бой с пехотой противника».

Немцы смогли отразить атаки и у Южного моста, где оборону держали бронеавтомобили Panhard 37-го разведбата, пехотная рота и танковый батальон. Согласно советским источникам, у Южного моста танкисты подбили до 30 немецких единиц бронетехники, ещё 6 танков записали на свой счёт мотострелки. В боях у Южного моста участвовала батарея 5-го артполка под командованием лейтенанта Фомина. Артиллеристы заняли позицию в районе деревни Конюхи, имея хороший сектор обстрела моста и противоположного берега реки. Примерно в 17:10 в Алитус прибыли подразделения 21-го тп 20-й тд, которые поделились боекомплектом с танкистами 25-го тп.

Итоги

В ходе боёв у Алитуса части 7-й тд записали на свой счёт от 70 до 90 уничтоженных советских машин: 70 пришлось на 25-й тп, 12 — на 78-й артполк, ещё несколько — на экипажи бронеавтомобилей 37-го разведбата. С советской стороны наибольшие потери понёс 9-й тп — 73 танка из 117 (27 из 44 Т-34, 16 из 28 Т-28, 30 из 45 БТ-7).

Большое количество советских танков было потеряно из-за технических проблем и поломок. Немцы записали в безвозвратные потери 11 танков, включая 4 Pz.IV и один огнемётный.

В последующих боях советская 5-я тд потеряла практически всю боевую технику — 25 июня в строю числилось лишь три танка. Много машин выбыло из строя из-за поломок и нехватки топлива. В некоторых источниках имеется информация, что около 30-40% техники дивизия потеряла в результате ударов люфтваффе. После боёв у Алитуса наступавшим открылась дорога на Вильнюс. Вместе с тем в бою с советскими частями немцы потеряли время, что привело к остановке продвижения 39-го моторизованного корпуса.

В приграничных сражениях 1941 года Красная армия потеряла большинство своих танков, а громадные мехкорпуса рассыпались, как карточные домики. Советским войскам пришлось пройти горькими дорогами отступления, а затем с громадными усилиями и жертвами гнать врага до Берлина.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector