ТАНКОВЫЙ МОСТОУКЛАДЧИК МТУ-90
ТАНКОВЫЙ МОСТОУКЛАДЧИК МТУ-90
- Главная
- Танки
- Бронетехника
- Военные самолеты
- Гражданские самолеты
- Пистолеты
- Автоматы
- Пулеметы
- Винтовки
- Ружья и карабины
- Артиллерия
- Вертолеты
- Ракеты
- Военные корабли
- Подводные лодки
- Авианосцы
- Войска ПВО
- Гранатометы
- Военная служба
- Страйкбольное оружие
- Главная
- Танки
- Бронетехника
- Военные самолеты
- Гражданские самолеты
- Пистолеты
- Автоматы
- Пулеметы
- Винтовки
- Ружья и карабины
- Артиллерия
- Вертолеты
- Ракеты
- Военные корабли
- Подводные лодки
- Авианосцы
- Войска ПВО
- Гранатометы
- Военная служба
- Страйкбольное оружие
Танковые мостоукладчики
Мостоукладчики – один из важнейших видов специальной техники, состоящей на вооружении инженерных подразделений в составе танковых войск.
В конце 1940-х годов в инженерных войсках Советской армии был проведен конкурс на лучшую конструкцию перспективного мостоукладчика. После рассмотрения представленных проектов командование отдало предпочтение конструкции, предложенной инженер-полковником А. Ф. Кравцевым. Опытный образец мостоукладчика, получившего обозначение К-67, изготовили в январе 1951 года на Опытном заводе инженерного вооружения Советской армии в подмосковном поселке Нахабино.
МТУ
Два последующих опытных образца мостоукладчика К-67 были изготовлены на заводе № 75 в Харькове, где получили . После прохождения ооширнои программы испытании приказом министра обороны от 21 января 1955 года мостоукладчик был принят на вооружение под обозначением МТУ (встречаются также обозначения МТУ-12 и МТУ-54). Серийное производство мостоукладчиков осуществлялось на заводе № 75 им. Малышева в Харькове. С 1956 года мосты изготавливались на заводе металлоконструкций в г. Ворожба. С 1960 года мостоукладчик производили на базе среднего танка Т-55. Машина выпускалась в больших количествах (более 1500 единиц) и по существу стала первым серийным советским танковым мостоукладчиком. Официально он был снят с вооружения только в 1998 году. МТУ предназначался для сопровождения первых эшелонов танковых подразделений в бою с целью обеспечения преодоления танками узких водных преград, оврагов, противотанковых рвов, эскарпов и контр-эскарпов. Мост наводился (снимался) экипажем без выхода его из машины, т. е. экипаж был защищен от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Наличие оборонительного вооружения обеспечивало экипажу защиту машины и моста от противника, его стрелков и легких противотанковых средств. Танковая радиостанция Р-113 обеспечивала экипажу связь с командиром танкового подразделения. По мосту мог следовать как личный состав пешком, так и все типы колесных и гусеничных машин общей массой до 60 т. Наличие деревянного покрытия моста в виде отдельных шашек обеспечивало хорошее сцепление гусениц и колес техники с проезжей частью моста при любом его положении. С помощью МТУ можно было наводить однопролетный металлический мост грузоподьемностью 60 т через препятствия шириной до 11 м. Длина моста 12 м., ширина – 3,2 м. Ширина колеи моста – 1,2 м. Допускаемое превышение (принижение) противоположного берега препятствия – до 2,5 м. Время наводки (снятия) моста – до 4 ми н. Экипаж три человека. Вооружение машины: крупнокалиберный пулемет ДШКМ с боекомплектом 400 патронов.
Читать: Автомобили семейства GOER
Мостоукладчики МТУ состояли на вооружении в инженерно-саперных ротах мотострелковых и танковых полков.
МТУ-20
В 1960-1965 годах в Омске в КБ завода № 174 под руководством А. А. Морова был разработан танковый мостоукладчик МТУ-20 на базе танка Т-55. Опытные образцы, имевшие обозначение «объект 602», прошли полигонно-войсковые испытания в мае – июле 1964 года. Приказом министра обороны СССР от 12 ноября 1964 года мостоукладчик МТУ-20 был принят на вооружение Советской армии взамен мосто-укладчика МТУ Серийное производство осуществлялось в Омске на заводе № 174, начиная с 1966 года. Изготовлено 1222 мостоукладчика.
Из-за применения в конструкции моста алюминиевого сплава он приходил в полную негодность после проезда по нему 15-20 танков. Ремонтопригодность также была на низком уровне из-за необходимости аргоновой сварки, которая в войсках отсутствовала. Из-за всех этих негативных факторов приказом МО СССР использование мостоукладчика МТУ-20 для переправы танков в мирное время было запрещено.
МТ-55
Танковый мостоукладчик МТУ-55 (МТ-55) разрабатывался на замену танковому мостоукладчику МТУ-20. Это была совместная разработка СССР, ЧССР и ГДР для унификации и использования странами Варшавского договора. Проектированием машины с 1962 по 1967 год занимался завод ZTS в г. Мартин. Серийное производство началось в 1969 году под обозначением МТ-55А.
Читать: Эсминцы проекта 7У — «Сторожевой» и его собратья
Мостоукладчик МТ-55А был создан на базе среднего танка Т-55. При транспортировке складывался по длине по схеме «ножницы». Ширина перекрываемого препятствия – 16 м (по другим данным – 18 м). Время установки моста – до 3 мин. Укладка моста может производиться при дифференте до 15°. Кроме того, МТ-55 может производить укладку моста, находясь под водой. Общий объем производства в 1969-1983 годах составил 1762 мостоукладчика, включая 183 экспортных MT-55KS (поставлялись за пределы Варшавского договора) и 301 шасси для ГДР под установку моста BLG-60.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ МТУ-20
Мостоукладчик МТУ-20 состоял из колейного моста балочного типа и собственно мостоукладчика.
Мост грузоподъемностью 50 т позволял различным образцам боевой техники преодолевать преграды шириной до 18 м при превышении противоположного берега над исходным до 2,2 м. Ширина проезжей части моста составляла 3,3 м.
МОСТ
Конструктивно мост состоял из двух колей, каждая из которых в свою очередь состояла из средней секции и двух концевых секций, двух левых и двух правых аппарелей и тяг между колеями. Укладка концевых секций колей на средние секции для транспортировки моста на мостоукладчике и раскладывание их при установке моста на препятствие производилось раскрывающими механизмами, которые располагались в колеях моста и приводились в действие от гидросистемы мостоукладчика. Пролетное строение моста длиной 20 м и массой 7 т изготавливалось из алюминиевого сплава.
МОСТОУКЛАДЧИК
Собственно мостоукладчик представлял собой бронированную гусеничную машину, представлявшую собой шасси танка Т-55 (броневой корпус, двигатель, трансмиссия и ходовая часть), оборудованную специальными механизмами и гидросистемой. Внутри корпус мостоукладчика состоял из отделения управления, отделения дополнительной трансмиссии и моторно-трансмиссионного отделения. В отделении управления, находившемся в носовой части корпуса, размещались рабочие места механика-водителя – слева и командира мостоукладчика – справа. Между их сиденьями располагались аккумуляторные батареи.
Читать: САУ СУ-12 и СУ-1-12
Отделение дополнительной трансмиссии занимало среднюю часть корпуса. В нем были установлены редуктор механизма наводки моста с гидронасосом, цепная передача, гидроцилиндры механизма наводки моста, топливный бак емкостью 805 л, бак гидросистемы, подогреватель и баллоны системы ППО. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса мостоукладчика. В нем устанавливались двигатель и трансмиссия танка Т-55.
Мостоукладчик оснащался системой противоатомной защиты, автоматическим противопожарным оборудованием, термодымовой аппаратурой и инфракрасными приборами ночного видения. Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции Р-113 или Р-123, а внутренняя – с помощью ТПУ Р-120 или Р-124 соответственно.
В ДЕЙСТВИИ
Мост устанавливался на препятствие способом надвижки с предварительным раскрытием концовых секций. Противовесом сом являлся сам мостоукладчик, оборудованный выносной опорой – аутригером. Такой способ установки моста обеспечивал механику-водителю хорошую обзорность места установки и уменьшал уязвимость мостовой конструкции от огня противника вследствие се более низкого росположения. Однако углы подъема и опускания мостовой конструкции при установке ее на препятствие были ограничены. Установкой моста руководил командир мостоукладчика по ТПУ, а все операции по установке выполнялись механиком-водителем. В зависимости от обстановки мост мог устанавливаться на препятствие днем как при закрытых, так и при открытых люках и без выхода экипажа или с выходом командира из машины, а ночью с открытыми люками. Время установки моста от подхода к препятствию до готовности моста к пропуску техники составляло днем не более 5 мин., ночью – не более 8 мин.
Возможно вам будет интересно:
- Советский тяжёлый танк ИС-5
- Советский тяжёлый танк ИС-4
- Гусеничный минный заградитель (ГМЗ)
- Военная техника на базе танка «Черчилль»
- Колесно-гусеничные танки БТ
- БТР-70 — транспортирование и огневая поддержка
Подписывайтесь на
наш канал в Яндекс.Дзен