3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танковый ас № 1 Микаэль Виттманн

Бой, вписавший Виттмана в историю

Многим, кто увлекается историей Второй мировой войны, знакомо имя Михаэля Виттмана – одного из лучших немецких танковых ассов. Его можно сравнить с такими знаменитыми воздушными асами как Рудель или Покрышкин, только в отличие от них он сражался на земле. К 14 июня 1944 года на счету Виттмана было 138 уничтоженных танков и 132 орудия, большая часть из которых приходилась на Восточный фронт, однако бой, который вписал Виттмана в историю, произошел 13 июня в Нормандии у городка Виллер-Бокаж.

Виттман родился 22 апреля 1914 года в Баварии. С 1934 года находился на службе в вермахте, с 1936 года в войсках СС. Принял участие в самых удачных операциях блицкрига против Польши, Франции и Греции. Во время вторжения в СССР командовал взводом штурмовых орудий, с 1943 года получил под свое командование взвод Тигров. На Тигре Виттман принял участие в сражении на Курской дуге. Именно с помощью танка Тигр Виттману и его экипажу удалось добиться столь значительных побед.

С весны 1944 года Виттман служил в Нормандии, под его командованием находилась 2-я рота 101 тяжелого танкового батальона в составе 1-й танковой дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». Именно в составе этой роты Виттман провел свой самый известный бой, разгромив у местечка Виллер-Бокаж разведку 7-й английской бронетанковой дивизии, получившей прозвище «Пустынные Крысы» за свои успехи в Африке. В этом бою наиболее ярко проявилось не только мастерство Виттмана, но и превосходство немецкого танка Тигр над бронетехникой союзников. В ходе скоротечного боя, который занял менее получаса, танк Виттмана уничтожил 11 танков союзников, 13 бронетранспортеров и 2 противотанковых орудия. Во многом благодаря решительным действиям Михаэля Виттмана английский прорыв в направлении Виллер-Бокаж был ликвидирован.

Михаэль Виттман погиб в бою 8 августа 1944 года. Его танк был поражен с воздуха ракетой, выпущенной штурмовиком Hawker «Typhoon» Мк.1В Королевских ВВС. Ракета ударила в кормовую часть корпуса, пробила левую надрадиаторную решетку и взорвалась. Взрыв ракеты спровоцировал взрыв в моторном отсеке и детонацию боекомплекта, взрывом с Тигра сорвало башню, весь экипаж танка погиб. К моменту своей гибели Виттман был кавалером Рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами. Чтобы подчеркнуть почетность награды, стоит отметить, что Рыцарским крестом с дубовыми листьями и мечами было награждено лишь 160 человек.

Всего за годы войны в Германии было выпущено 1354 танка Тигр. Без сомнения он являлся одним из самых лучших тяжелых танков периода Второй мировой войны. Его компоновка обеспечивала очень комфортные условия для работы экипажа, в первую очередь в бою, и позволяла достаточно удобно разместить все внутренние агрегаты. Техническое обслуживание трансмиссии можно было осуществлять изнутри танка. Наряду с этим серьезный ее ремонт требовал демонтажа башни.

О трансмиссии и органах управления танком стоит сказать отдельно. Ничего даже близкого с точки зрения удобства механика-водителя в то время просто не существовало, исключением является лишь «Королевский тигр», который имел аналогичную трансмиссию. За счет использования автоматического гидравлического сервопривода для управления танком весом в 56 тонн не требовалось прилагать сколь-нибудь сильных физических усилий. Передачи можно было переключать буквально «двумя пальцами». Поворот танка осуществлялся легким поворотом штурвала. Управление тигром было настолько простым и удобным, что любой член экипажа, не имеющий специальных навыков, мог с ним справиться, что было особенно важно в боевых условиях.

Подробно говорить о вооружении данного танка нет необходимости. Высокая эффективность его 88-мм орудия KwK 36 общеизвестна. Можно лишь подчеркнуть, что замечательным характеристикам самого орудия полностью соответствовало качество используемых прицелов. Цейсовская оптика позволяла немецким танкистам добиваться попаданий по целям на дистанциях до 4 км. Характеристики 88-мм орудия – бронепробиваемость, скорострельность, габариты и масса свидетельствуют о том, что в 1942 году немцы сделали абсолютно правильный выбор, обеспечив своему тяжелому танку превосходство по вооруженности на перспективу.

При этом на малых дистанциях ведения боя Тигр лишался своих преимуществ в броневой защите и вооружении. Интенсивно маневрировать он не мог. Здесь сказывался его основной недостаток – чрезмерно большая масса, что было связано с нерациональным расположением броневых листов корпуса, а также применением ходовой с использованием шахматного расположения катков.

Расположив броневые листы с рациональными наклонами, конструкторы Пантеры смогли добиться почти аналогичных более тяжелому Тигру параметров защищенности, существенно снизив при этом массу танка (почти на 13 тонн). Ходовая часть с применением шахматного расположения катков имела ряд существенных преимуществ – плавность хода, меньший износ резиновых бандажей. Но при этом была очень сложной в эксплуатации и производстве, а также имела большой вес. Масса катков Тигра составляла 7 т., тогда как у советского тяжелого танка ИС-2 этот показатель равнялся 3,5 т.

Бой у Виллер-Бокаж

Спустя неделю после высадки союзников во Франции рота под командованием Виттмана располагалась у высоты №213 возле городка Виллер-Бокаж. После марша от города Бовэ под непрерывными налетами союзной авиации 2-я рота Виттмана понесла потери и включала в себя 6 тигров. С 12 на 13 июня рота готовилась к бою. Всему 101 тяжелому батальону была поставлена задача не допустить прорыва англичан во фланг и тыл Учебной танковой дивизии, а также удерживать под контролем дорогу на Кан.

Примерно в 8 часов утра 13 июня Виттман заметил колонну английской бронетехники, которая передвигалась по дороге возле Виллер-Бокаж, примерно в 150-200 метрах от его позиций. Виттман не владел всей боевой информацией, он лишь в общих чертах представлял положение на данном участке фронта. Как завороженный он наблюдал за колонной из Кромвелей и Шерманов, двигавшихся в сопровождении бронетранспортеров Брен Кэрриер в сторону Кана. Перед Виттманом был передовой отряд знаменитой английской дивизии «Пустынные Крысы». Виттман связался по радио со штабом батальона, доложил обстановку и запросил подкрепление. При этом он не стал пассивно наблюдать за происходящим и принял решение атаковать колонну в одиночку. Он понимал, что в обычных условиях у него не было бы ни единого шанса. По всем законам войны при простом соотношении сил его атака выглядела изощренным способом самоубийства.

После боя Виттман сказал: «Принять решение об атаке было очень трудно. Никогда до этого я не был так впечатлен мощью противники, как в тот момент, когда наблюдал за колонной бронетехники, идущей на Кан. И все-таки я принял решение атаковать».

Виттман завел свой замаскированный Тигр с номером 205, но у того обнаружились неполадки в двигателе. Тогда он быстро пересел в машину под номером 212, отдал остальным танкам роты приказ удерживать позиции, а сам двинулся навстречу колонне. Сблизившись с ней на 100 метров, он открыл огонь и двумя первыми выстрелами уничтожил Шерман и Кромвель, идущие в голове колонны, затем он поджег танк в ее хвосте, тем самым исключив отход остальных. После этого он перенес огонь на бронетранспортеры, находящиеся в центре. Виттман уничтожал все, что появлялось в зоне его видимости. Атакуя неподвижно стоящие цели, он отправлял снаряд за снарядом по танкам и бронетранспортерам почти в упор, с самых коротких дистанций, а под конец таранил в бок танк Кромвель, который преграждал ему въезд в город.

Виттман направил свой танк к центру Виллер-Бокаж, где уничтожил еще 3 танка штабной группы 4-го полка 22-ой бронебрегады, один танк этой группы уцелел, так как механик-водитель вовремя отвел его с улицы в сад. Танк не имел возможности открыть огонь, наводчик в это время был вне машины. Командир одного из Шерманов, 30-летний Стэн Локвуд, услышав возникшую в городе стрельбу, двинулся навстречу бою. В 200 метрах впереди себя он обнаружил Тигр Виттмана, который стоял к нему бортом и вел беглый огонь вдоль одной из улиц. Наводчик Локвуда успел выпустить по Тигру четыре снаряда. Один из них разорвал танку гусеницу. Ответный огонь немцев не заставил себя ждать, своими выстрелами экипаж Тигра обрушил на Шерман половину здания, погрузив место боя в облака пыли. Виттман продолжал вести огонь из обездвиженного танка, уничтожая все, что появлялось в зоне его видимости. В конце концов, он уничтожил четвертый Кромвель штабной группы 4-го полка. Подобрав наводчика, тот решился атаковать Тигр сзади, но в итоге был подбит. Через некоторое время Виттману и его экипажу пришлось оставить подбитую машину и пешком отходить из города. Виттман верил, что еще вернется назад и заберет свой танк.

Читать еще:  Танки третьего поколения

Так в итоге и вышло. К вечеру немцы полностью заняли Виллер-Бокаж. На подступах к городу и на его улицах англичане потеряли 25 танков, 14 полугусеничных бронетранспортеров M9A1 и 14 бронетранспортеров Брен Кэрриер, а также сотни солдат. Немецкий 101-й тяжелый танковый батальон потерял при взятии городка 6 драгоценных танков Тигр, но при этом так напугал англичан, что те еще много недель спустя были очень осторожны и почти не атаковали город.

Танковый ас № 1 Микаэль Виттманн

ББК 63.3(0)62 В 19

Оформление художника 77. Волкова

Васильченко А. В.

В 19 Танковый ас № 1 Михаэль Виттманн. — М. : Яуза-пресс, 2009. — 320 с.

Его величали «бесстрашным рыцарем Рейха».

Его прославляли как лучшего танкового аса Второй мировой.

Его превозносила геббельсовская пропаганда.

О его подвигах рассказывали легенды.

До сих пор гауптштурмфюрер Михаэль Виттманн считается самым результативным танкистом в истории — по официальным данным, за три года он уничтожил 138 танков и 132 артиллерийских орудия противника.

Однако многие подробности его реальной биографии до сих пор неизвестны. Точно задокументирован лишь один успешный бой Виттманна, под Вилье-Бокажем 13 июня 1944 года, когда его «тигр» разгромил британскую колонну, за считаные минуты подбив около 20 вражеских танков и бронемашин. Не до конца прояснены и обстоятельства смерти Виттманна — существует несколько взаимоисключающих версий его гибели. Почти 40 лет его экипаж считался пропавшим без вести — останки были обнаружены и опознаны лишь в 1983 году.

Эта книга — первая русская биография знаменитого танкового аса, подробный рассказ о его боевом пути от простого артиллериста до командира роты тяжелых танков. Изучив всю доступную литературу, проанализировав противоречивые сведения и показания очевидцев, пересмотрев список боев и побед, автор разоблачает многочисленные мифы о «лучшем танкисте всех времен и народов», сложенные еще при жизни Виттманна и окружаюшие его имя после смерти, вплоть до наших дней.

О А.В. Васильченко, 2009 © ООО «Яуза-пресс», 2009

С определенной уверенностью можно говорить о том, что Вторая мировая война была войной танковой. В этой связи примечательно, что в отечественной литературе фактически не уделялось внимания тринадцати тяжелым танковым батальонам Ваффен-СС, которые на протяжении долгого времени для немецкого командования были своего рода тактической панацеей, которую применяли во всех критических ситуациях. Они активно использовались зимой 1943 года под Харьковом, летом 1943 года во время Курского сражения, которое для немцев более известно как операция «Цитадель», в конце осени — зимой того же 1943 года под Киевом, Житомиром, Черкассами, летом 1944 года на участке Западного фронта между Каном и Фалезом, в декабре 1944 года в Арденнах, в начале 1945 года в Венгрии и Австрии. Отдельное внимание из всех этих тактических подразделений необходимо уделить 501-му тяжелому танковому батальону Ваффен-СС, в составе которого воевал один из самых прославленных танкистов Второй мировой войны Михаэль Виттманн.

Если посмотреть на карьеру этого танкиста, на его способности, тактическое чутье, то без какого-либо преувеличения Виттманна можно назвать самым успешным танковым офицером. Он воевал в составе этого батальона с самого момента его возникновения до момента своей гибели 8 августа 1944 года, когда Михаэль Виттманн стал командиром этого подразделения. Если посмотреть

на состав 501-го (позже переименованного в 101-й) тяжелого танкового батальона, то можно увидеть, что в нем служили в большинстве своем молодые люди 1923— 1925 годов рождения. Это поколение не успело принять участия в Первой мировой войне, но оно прекрасно помнило, как их деды сражались в 1870—1871 годах против французов под Седаном и Марс-ла-Туром, а их отцы проливали кровь в лесах Аргона, Фландрии и под Верденом.

Немецкое военное превосходство во время кампании против Польши в 1939 году, Бельгии и Франции в 1941 году и агрессии на Балканах в 1941 году было предопределено на тот момент революционной тактикой использования танковых дивизий. Вместо того чтобы применять танки как традиционный вид вооружений, предназначенный для поддержки пехоты, германское командование решило употребить их как самостоятельные наступательные подразделения, которые позволяли почти моментально вклиниваться в позиции противника, заставая его врасплох. Танковые клинья, поддерживаемые с воздуха силами Люфтваффе, а на земле моторизированной пехотой, на протяжении нескольких лет были залогом военных успехов Германии.

Ситуация в корне изменилась летом 1941 года, когда Германия вторглась на территорию Советского Союза. Здесь немецким вооруженным силам пришлось столкнуться с советскими танками КВ-1 и Т-34, которые по целому ряду показателей превосходили немецкие машины. Советские танки имели более толстую броню, более мощные двигатели, а орудия позволяли вести огонь на более длинные расстояния. Немецкое командование пребывало в немалом недоумении, когда выяснилось, что 75-миллиметровое короткоствольное орудие среднего танка РНУ было фактически не в состоянии пробить лобовую броню советских танков КВ-1 и КВ-2. При этом 76,2-миллиметровое орудие танка Т-34 превосходило немецкие танковые пушки не только по дальности выстрела, но и по пробивной мощи снаряда. В итоге тактические успехи немецких танкистов начала Великой Отечественной войны объяснялись отнюдь не техникотактическим отставанием советской боевой техники, а более высокими боевыми навыками германцев, которые, кроме постоянных тренировок, имели за плечами несколько успешных военных операций.

Немецкое командование не оставило без внимания факт отставания немецких танков от советских. Почти сразу же были предприняты меры. Короткоствольная пушка среднего танка РНУ была заменена на длинноствольное 75-миллиметровое орудие, которое позволяло вести не только прицельный огонь, но и в значительной мере усиливало бронебойность снарядов. Однако факт оставался фактом: германская армия нуждалась в более тяжелом танке с более мощным орудием, с более толстой броней и с более сильным двигателем, который позволял бы справиться с российским бездорожьем.

Попытки создать в Германии тяжелый танк были предприняты еще в 1937 году, но тогда работы заглохли. Они были возобновлены лишь в начале 1941 года. Создание опытного образца тяжелого танка было поручено фирме «Хеншель & сын». Однако представленные образцы не соответствовали предъявляемым к ним требованиям. В итоге в начале 1941 года нескольким фирмам («Хеншель», «Манн», «Даймлер-Бенц», «Порше») было поручено создать несколько образцов 30-тонного танка, которые должны были быть вооружены 75-миллиметровыми танковыми орудиями Б24, Б48 (длинноствольное), а также 105-миллиметровым орудием Г28. На конференции, проходившей в загородной резиденции в Бергхофе (Оберзальцбург), Гитлер заявил присутствующим офицерам и представителям промышленности, что новая модель танка должна была обладать наряду с толстой броней более мощным орудием. «Мы должны создать машины, которые, во-первых, обладают лучшей пробивной мощью по сравнению с танками противника, во-вторых, имеют более тяжелую броню, а в-третьих, должны развивать скорость до 40 километров в час!»

Будущий танк должен иметь лобовую броню в 10 сантиметров, и бортовую —- в 6 сантиметров. Компания «Хеншель» планировала установить на танковой башне экспериментальное орудие, в то время как «Порше» предпочла обойтись проверенной 88-миллиметровой пушкой. В итоге проект по созданию танка под кодовым наименованием УК 3001 был преобразован в создание танка УК 4501. Название «тигр» возникло несколько позже. Традиция применения к немецкой бронетехнике названий хищных зверей продолжается до сих пор. За «тигром» и «пантерой» последовала «куница» («Мардер»), а на службе бундесвера уже стояли «гепард», «рысь» («Лухс») и самый известный танк ФРГ — «леопард».

Андрей Васильченко — Танковый ас № 1 Микаэль Виттманн

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Танковый ас № 1 Микаэль Виттманн»

Описание и краткое содержание «Танковый ас № 1 Микаэль Виттманн» читать бесплатно онлайн.

Его величали «бесстрашным рыцарем Рейха».

Его прославляли как лучшего танкового аса Второй мировой.

Его превозносила геббельсовская пропаганда.

О его подвигах рассказывали легенды.

До сих гауптштурмфюрер Михаэль Bиттманн считается самым результативным танкистом в истории – по официальным данным, за три года он уничтожил 138 танков и 132 артиллерийских орудия противника.

Однако многие подробности его реальной биографии до сих пор неизвестны. Точно задокументирован лишь один успешный бой Виттманна, под Вилье-Бокажем 13 июня 1944 года, когда его тигр разгроми британскую колонну, за считанные минуты подбив около 20 вражеских танков и бронемашин. Не до конца прояснены и обстоятельства смерти Виттманна – существует несколько взаимоисключающих версий его гибели. Почти 40 лет его экипаж считался пропавшим без вести – его останки были обнаружены только в 1983 году.

Читать еще:  ИДея применения танков

Эта книга — первая русская биография знаменитого танкового аса, подробный рассказ о его боевом пути от простого артиллериста до командира роты тяжелых танков. Изучив всю доступную литературу, проанализировав противоречивые сведения и показания очевидцев, пересмотрев список боев и побед, автор разоблачает многочисленные мифы о «лучшем танкисте всех времен и народов», сложенные еще при жизни Виттманна и окружающие его имя после смерти, вплоть до наших дней.

Танковый ас № 1 Микаэль Виттманн

ВВК 83.3(0)62

A.В. Васильченко, 2009

OOO «Яуза-пресс», 2009

С определенной уверенностью можно говорить о том, что Вторая мировая война была войной танковой. В этой связи примечательно, что в отечественной литературе фактически не уделялось внимания тринадцати тяжелым танковым батальонам Ваффен-СГ, которые на протяжении долгого времени для немецкого командования были своего рода тактической панацеей, которую применяли во всех критических ситуациях. Они активно использовались зимой 1943 года под Харьковом, летом 1943 года во время Курского сражения, которое для немцев более известно как операция «Цитадель», в конце осени — зимой того же 1943 года под Киевом, Житомиром, Черкассами, летом 1944 года на участке Западного фронта между Каном и Фалезом, в декабре 1944 года в Арденнах, в начале 1945 года в Венгрии и Австрии. Отдельное внимание из всех этих тактических подразделений необходимо уделить 501-му тяжелому танковому батальону Ваффен-СС, в составе которого воевал один из самых прославленных танкистов Второй мировой войны Михаэль Виттманн.

Если посмотреть на карьеру этого танкиста, на его способности, тактическое чутье, то без какого-либо преувеличения Виттманна можно назвать самым успешным танковым офицером. Он воевал в составе этого батальона с самого момента его возникновения до момента своей гибели 8 августа 1944 года, когда Михаэль Виттманн стал командиром этого подразделения. Если посмотреть на состав 501-го (позже переименованного в 101-й) тяжелого танкового батальона, то можно увидеть, что в нем служили в большинстве своем молодые люди 1923— 1925 годов рождения. Это поколение не успело принять участия в Первой мировой войне, но оно прекрасно помнило, как их деды сражались в 1870 — 1871 годах против французов под Седаном и Марс-ла-Туром, а их отцы проливали кровь в лесах Аргона, Фландрии и под Верденом.

Михаэль Виттманн со своим экипажем. Слева направо: радист Вернер Иррагнг, наводящий — Бобби Волль, Михаэль Виттманн, заряжающий — Рольф Реснер, водитель Ойген Шмидт

Немецкое военное превосходство во время кампании против Польши в 1939 году, Бельгии и Франции в 1941 году и агрессии на Балканах в 1941 году было предопределено на тот момент революционной тактикой использования танковых дивизий. Вместо того чтобы применять танки как традиционный вид вооружений, предназначенный для поддержки пехоты, германское командование решило употребить их как самостоятельные наступательные подразделения, которые позволяли почти моментально вклиниваться в позиции противника, заставая его врасплох. Танковые клинья, поддерживаемые с воздуха силами Люфтваффе, а на земле моторизированной пехотой, на протяжении нескольких лет были залогом военных успехов Германии.

Ситуация в корне изменилась летом 1941 года, когда Германия вторглась на территорию Советского Союза. Здесь немецким вооруженным силам пришлось столкнуться с советскими танками КВ-1 и Т-34, которые по целому ряду показателей превосходили немецкие машины. Советские танки имели более толстую броню, более мощные двигатели, а орудия позволяли вести огонь на более длинные расстояния. Немецкое командование пребывало в немалом недоумении, когда выяснилось, что 75-миллиметровое короткоствольное орудие среднего танка PzIV было фактически не в состоянии пробить лобовую броню советских танков КВ-1 и КВ-2. При этом 76,2-миллиметровое орудие танка Т-34 превосходило немецкие танковые пушки не только по дальности выстрела, но и по пробивной мощи снаряда. В итоге тактические успехи немецких танкистов начала Великой Отечественной войны объяснялись отнюдь не технико-тактическим отставанием советской боевой техники, а более высокими боевыми навыками германцев, которые, кроме постоянных тренировок, имели за плечами несколько успешных военных операций.

Немецкое командование не оставило без внимания факт отставания немецких танков от советских. Почти сразу же были предприняты меры. Короткоствольная пушка среднего танка PzIV была заменена на длинноствольное 75-миллиметровое орудие, которое позволяло вести не только прицельный огонь, но и в значительной мере усиливало бронебойность снарядов. Однако факт оставался фактом: германская армия нуждалась в более тяжелом танке с более мощным орудием, с более толстой броней и с более сильным двигателем, который позволял бы справиться с российским бездорожьем.

Попытки создать в Германии тяжелый танк были предприняты еще в 1937 году, но тогда работы заглохли. Они были возобновлены лишь в начале 1941 года. Создание опытного образца тяжелого танка было поручено фирме «Хеншель & сын». Однако представленные образцы не соответствовали предъявляемым к ним требованиям. В итоге в начале 1941 года нескольким фирмам («Хеншель», «Манн», «Даймлер-Бенц», «Порше») было поручено создать несколько образцов 30-тонного танка, которые должны были быть вооружены 75-миллиметровыми танковыми орудиями L24, L48 (длинноствольное), а также 105-миллиметровым орудием L28. На конференции, проходившей в загородной резиденции в Бергхофе (Оберзальцбург), Гитлер заявил присутствующим офицерам и представителям промышленности, что новая модель танка должна была обладать наряду с толстой броней более мощным орудием. «Мы должны создать машины, которые, во-первых, обладают лучшей пробивной мощью по сравнению с танками противника, во-вторых имеют более тяжелую броню, а в-третьих, должны развивать скорость до 40 километров в час!»

Будущий танк должен иметь лобовую броню в 10 сантиметров, и бортовую — в 6 сантиметров. Компания «Хеншель» планировала установить на танковой башне экспериментальное орудие, в то время как «Порше» предпочла обойтись проверенной 88-миллиметровой пушкой. В итоге проект по созданию танка под кодовым наименованием VK 3001 был преобразован в создание танка VK 4501. Название «тигр» возникло несколько позже. Традиция применения к немецкой бронетехнике названий хищных зверей продолжается до сих пор. За «тигром» и «пантерой» последовала «куница» («Мардер»), а на службе бундесвера уже стояли «гепард», «рысь» («Лухс») и самый известный танк ФРГ — «леопард».

«Тигр» на полевых учениях

На кассельском предприятии «Хеншель» разработка и производство танка «тигр» стало самым приоритетным проектом. Под непосредственным руководством фон Хейкинга, которого Оскар Хеншель именовал не иначе как «комиссаром по производству тигра», к 20 апреля 1942 года был закончен первый опытный образец нового танка. Его длина составляла 4,93 метра, а вес — 1310 килограммов. Опытный образец был оснащен 88-миллиметровым орудием. Увеличение веса танка заставило почти на треть увеличить ширину гусениц — с 52 до 72,5 сантиметра. А это значило, что «тигр» не мог транспортироваться на стандартных железнодорожных платформах. В итоге Рейхсбан (имперская железная дорога) была вынуждена приобрести 27 специальных вагонов-платформ, которые предназначались для перевозки грузов весом свыше 82 тонн. Кроме этого, новая модель танка должна была оснащаться специальными узкими гусеницами, которые заменялись на стандартные (широкие) после разгрузки с платформы.

В день рождения Гитлера, 20 апреля 1942 года фюреру в его Ставке «Вольфшанце» были продемонстрированы опытные образцы танков, разработанные Хеншелем и Порше. Гитлер остался доволен их испытанием, несмотря на то, что во всех представленных образцах танков имелись определенные недочеты и недоделки. Не обращая внимания на значительное количество изъянов, Гитлер первоначально отдал предпочтение образцу Порше. Однако окончательное решение относительно того, какая из компаний в будущем будет производить танки типа «тигр», было отложено. Имперский министр вооружений Альберт Шпеер планировал привлечь для испытания представленных образцов полковника Томале, награжденного Рыцарским крестом. Именно полковник должен был вынести свой вердикт, какой из представленных образцов был более многообещающим. В мае 1942 года несколько образцов «тигров» «Порше» и «Хеншеля» были посланы на очередные испытания. Экспертная комиссия возглавлялась полковником Томале и профессором Эбераном. Томале как опытный танкист должен был оценить «тигры» с военной точки зрения, а профессор Эберан, преподаватель Дрезденского технического университета, должен был исследовать машины на предмет последующего их технического усовершенствования.

После многочисленных испытаний комиссия единодушно высказалась в пользу образцов «Хеншеля». Одним из решающих факторов при вынесении подобного решения оказалась простота в эксплуатации и обслуживании образцов «Хеншеля». «Тигр» «Порше» был оснащен новой моделью электропривода, которую было весьма затруднительно ремонтировать в боевых условиях. Полковник Томале лично сообщил Гитлеру об оценках, которые поставила экспертная комиссия. В итоге именно компания «Хеншель» получила выгодный контракт на производство «тигра». Но не стоит полагать, что все компоненты «тигра» производились именно в Касселе на заводах Хеншеля. Двигатель и трансмиссия OG 4 G 1216 поставлялись «Майбахом», гусеницы — предприятием «Ричер — Моорбург», тормоза — предприятием «Зюддойче Аргус», пушки и башня приходили с заводов Круппа, пулеметная шаровая установка — из «Даймлер-Бенц», оптические приборы производились фирмой «Алькетт» (Берлин).

Читать еще:  М. Барятинский Бронеколлекция 1999 №04 (25) Средний танк Т-34-85

Михаэль Виттман (Michael Wittmann) — биография, информация, личная жизнь

Михаэль Виттман (Michael Wittmann)

Михаэль Виттман (нем. Michael Wittmann). Родился 22 апреля 1914 года в Фогельталь, Бавария — убит 8 августа 1944 года близ городов Сенто и Сент-Эньян-де-Крамений, департамент Кальвадос, Франция. Немецкий танкист-ас Второй мировой войны, гауптштурмфюрер СС. Уничтожил 138 танков и 132 ПТО.

Михаэль Виттман родился 22 апреля 1914 года в Фогельталь (Бавария) в крестьянской семье.

Отец — Иоганн Виттман (Johann Wittmann).

Мать — Урсула Лахермайер (Ursula Lachermayer).

Особых талантов в обучении не проявлял. По свидетельству очевидцев большим умом не отличался.

C 1934 года служил в вермахте.

В ноябре 1935 года ему было присвоено звание ефрейтор.

С 1 ноября 1936 года — в войсках СС, личный номер — 311623.

Участвовал в операциях против Польши, Франции, Греции. Во время боев в Польше, Франции и на Балканах командовал самоходной штурмовой артиллерийской установкой.

В ходе вторжения в СССР командовал взводом штурмовых орудий.

В июле 1941 появляется на Восточном фронте (на Юге Украины). В одном из боев неподалеку Южного Буга замаскированная самоходная пушка Виттмана уничтожает 8 советских танков. Сам он позже рассказывал: «Я воспользовался своей любимой тактикой — хорошо замаскировался, подпустил врага на близкое расстояние и расстрелял в упор». За этот бой он был награжден первым Железным крестом. Во время штурма Ростова и Таганрога экипаж Виттмана уничтожает 25 советских танков и 32 противотанковых орудия.

Михаэль Виттман в молодости

Участвовал в сражении на Курской дуге. За один день 13 ноября 1943 года уничтожил 20 танков Т-34.

За один день 13 января 1944 года уничтожил 19 танков и 3 САУ СУ-76.

В феврале 1944 года прославленного танкиста принимал сам Гитлер и вручил редкую награду — Крест в обрамлении из дубовых листьев. Фюрер заметил, что у Михаэля нет передних зубов. Это были последствия ранения, полученного еще в 1941 году. Гитлер отправил танкиста к своему личному стоматологу.

С весны 1944 года служил в Нормандии. Там 6 июня 1944 союзники высадили 200 тысяч солдат. Остановить их должны была танковая дивизия генерала Дитриха, где служил Михаэль. Из-за господства союзников в воздухе немцы потеряли половину своих танков на марше. 13 июня рота Виттмана стала на ремонт.

Виттмана прославил знаменитый бой у Виллер-Бокаж 13 июня 1944 года, где ярко проявилось как мастерство Виттмана, так и превосходство тяжёлого танка «Тигр» в бронировании над машинами союзников.

Командуя ротой «Тигров» 101-го тяжёлого танкового батальона, внезапно атаковал стоящую колонну бронетехники противника, совместными действиями за 15 минут танки батальона уничтожили несколько танков, 2 противотанковых орудия и около 15 бронетранспортёров противника, из состава эскадрона разведки британской 7-й бронетанковой дивизии англичан, так называемых «пустынных крыс», которые доставили немало хлопот Роммелю и прославились ещё в Африке. В ходе дальнейшего боя до того как его танк был подбит, действуя отдельно от роты вывел из строя ещё несколько танков.

По итогам боя экипаж Виттмана уничтожил до 11 танков, 1 — 2 противотанковых орудия и несколько бронетранспортёров. Из-за действий Виттмана британцам не удалось удержать высоту 213, хотя в последующей фазе боя немцы и понесли существенные потери.

О том бое Виттман рассказывал: «Решение об атаке такого количества вражеских танков было самым трудным в моей жизни. Но несмотря на это, я решил напасть первым. Из засады подбил два первых и последний танк. Колонна стала неподвижной. Я ездил вдоль нее и стрелял как в тире по большим мишеням».

Виттман успокоился только тогда, когда закончились снаряды. Он оставляет танк и возвращается за подкреплением. Он рассказывал: «Я решил не подрывать машину, ибо был уверен, что к вечеру мы вернем город. В конце концов так и произошло».

Командир 2-й роты 101-го тяжёлого танкового батальона СС (на тот момент находился в подчинении 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер») Михаэль Виттман погиб 8 августа 1944 года между населёнными пунктами Сент-Эньян-де-Крамений и Сенто в окрестностях Кана.

В мемуарах бывшего служащего Mr.F.R из состава sSSPzAbt 101, указывается, что официальная версия на тот момент гласила, что «Тигр» Виттмана был уничтожен авиабомбой. Кроме того, нашлись и такие подразделения союзников, которые приписывали уничтожение «Тигра» № 007 себе, хотя в тот момент многие из этих подразделений даже близко не находились к месту сражения.

Обе основные версии гибели «Тигра» № 007 были опровергнуты в 1945 году Сержем Вареном (фр. Serge Varin), который нашёл остатки «Тигра» № 007. Варен заинтересовался этим танком, так как его башня была сорвана и лежала в стороне от корпуса. Варен обследовал «Тигр» Виттмана и нашёл, что в ходе боя он не получил никаких пробоин. Единственным повреждением было большое отверстие в кормовой части корпуса, рядом с двигателем. В ходе дальнейшего обследования Варен заключил, что повреждение было нанесено с воздуха. Ракета ударила в кормовую часть корпуса, пробила левую надрадиаторную решётку (находится в горизонтальной проекции) и взорвалась. Это стало причиной взрыва в моторном отсеке и в боевом отделении, что привело к детонации боезапаса. Взрыв уничтожил экипаж и сорвал башню.

«Тигр» Виттмана был уничтожен ракетой, запущенной со штурмовика Hawker Typhoon Мк.1В Королевских Воздушных Сил. Однако позднее было выяснено, что в тот день Королевские ВВС не осуществляли вылеты в тот район. На Западе основная версия — это поражение «Тигра» Виттмана огнём британских или канадских танков.

Патрик Агте (Patrick Agte) в своей биографии Виттмана приводит свидетельство немецкого танкиста Ханса Хёфлингера (Hans Höflinger): «Мы ехали по шоссе, Михаэль с четырьмя другими танками — по одной полосе, а я и брат Хайнца вон Вестерхагена — по другой. Справа метров через 800 началась рощица, и мне она показалась подозрительной. Там-то всё и решилось. Времени на разведку у нас не было. Спустя пару километров, я получил сообщение от Михаэля, и оно подтвердило мои худшие опасения. Раздалось лишь: «сильный противотанковый огонь справа» — и все оборвалось. Я вылез посмотреть и вижу: танки Михаэля остановились. На мои позывные он уже не отвечал. Тут в нас самих попало прямой наводкой, танк загорелся, и пришлось выбираться. Мы побежали со всех ног. Я в ужасе заметил, что всего мы потеряли пять «Тигров». У танка Михаэля снаряд угодил прямо в башню. Было сразу ясно, что никто не выжил».

В 1983 году не отмеченное захоронение экипажа «Тигра» № 007 было найдено в ходе строительства дороги и эксгумировано. По записям карточки дантиста были идентифицированы останки Михаэля Виттмана (его удалось опознать по необычному протезу челюсти, который тот носил после ранения на Восточном фронте) и его водителя Генриха Реймерса (нем. Heinrich Reimers).

После этого Виттман и его экипаж были официально перезахоронены на немецком военном кладбище «De La Cambe» в коммуне Ла-Камб департамента Кальвадос в Нормандии (Франция). Кладбище находится по адресу Национальная Дорога, 13 (RN 13) между городами Изиньи-сюр-Мер (Isigny-sur-Mer) и Байё (Bayeux). Михаэль Виттман похоронен в квадрате № 47, ряд № 3, могила № 120 (кладбище «De La Cambe»).

Михаэль Виттман

Личная жизнь Михаэля Виттмана:

Жена — Хильда Бурмайстер (Hildegard Burmester). Поженились 1 марта 1944 года.

Михаэль Виттман и жена Хильда

Награды Михаэля Виттмана:

Железный крест (1939), 2-й класс (12 июля 1941), 1-й класс (8 сентября 1941);
Кольцо «Мёртвая голова»;
Рыцарский крест Железного креста (1944), Рыцарский крест (14 января 1944), 380-й — Дубовые листья (30 января 1944), 71-й — Мечи (22 июня 1944);
Нагрудный знак «За ранение» чёрный (1941);
Нагрудный знак «За танковую атаку» в серебре (1941);
Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/42» (1942);
Медаль «В память 1 октября 1938 года» (1938);
Медаль «В память 13 марта 1938 года» (1938);
Награда СС за долгую службу;
Упоминался в «Вермахтберихт» (ежедневный доклад верховного командования вермахта в годы Второй мировой войны) 13 января 1944 года.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector