0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ТАНКИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

После Первой мировой войны, показавшей важность танков, этот вид боевой техники стал очень популярным – во многих странах танки либо конструировали и производили самостоятельно, либо закупали у других государств. В итоге во Второй мировой войне танки активно применялись с самого начала, существенно влияя на исход сражений.

Танки СССР

  • Т-37А, Т-38 и Т-40 – плавающие танки, единственные подобные машины во Второй мировой войне;
  • Танки линейки БТ – БТ-2, БТ-5 и БТ-7;
  • Т-18, модернизация танка МС-1, «Русский Рено»;
  • Т-26 с одной и двумя башнями;
  • Т-50 – один из лучших легких танков войны;
  • Т-60, Т-70 и Т-80 – следующие друг за другом модернизации танка Т-40, уже не являющиеся плавающими танками.
  • Т-28 – танк, разработанный еще в 1933 году, и к Второй мировой изрядно устаревший. В дальнейшем был переработан в Т-29;
  • Т-34 и его модификация Т-34-85 – легендарная машина, признанная едва ли не лучшим танком Второй мировой войны;
  • Т-44 – танк, выпущенный уже ближе к концу войны. Являлся не развитием Т-34, а машиной нового поколения – средним по массе, но тяжелым по бронированию и вооружению.
  • Т-35 – многобашенный танк, олицетворявший в свое время силу Советского Союза, активно использовавшийся на парадах. Ко Второй мировой уже несколько устарел;
  • Танки линейки КВ – КВ-1, КВ-2, КВ-1С и КВ-85. Первые действительно эффективные и хорошо бронированные тяжелые танки;
  • ИС-1, ИС-2 и ИС-3 – тяжелые танки с мощным вооружением, созданные в ответ на выведение немцами на поле боя «Тигра».
  • СУ-76М – легкая САУ на базе танка Т-70;
  • СУ-76И – легкая САУ на базе немецкого танка Т-III;
  • СУ-122, СУ-85 и СУ-100 – САУ, созданные на базе танка Т-34;
  • СУ-152 – машина на базе танка КВ-1С, спроектированная и изготовленная в виде опытного образца всего за 25 суток;
  • ИСУ-152 и ИСУ-122 – САУ на основе танка ИС-1, «истребители танков». ИСУ-152 называли «Зверобоем» за ее эффективность против немецких машин, имевших «звериные» названия;
  • ЗСУ-37 – зенитная САУ для защиты танковых частей от воздушных ударов.

Перед началом Второй мировой войны у СССР были самые мощные бронетанковые силы во всем мире. На вооружении Красной армии имелось 23 000 легких, средних и тяжелых танков, причем последних пока не было ни у одного государства, не считая устаревшие французские тяжелые танки. Также у СССР был огромный парк плавающих танков, которых тоже не было ни у одной армии мира и уже в то время на вооружении стояло порядка 1 500 новых танков КВ-1, КВ-2 и Т-34, 90% которых дислоцировались на западной границе. У Германии на начало Великой отечественной в нападении приняло участие более 3 300 танков.

11 000 танков Красной армии было потеряно в первые недели войны. К 22 июня структурная реорганизация Красной армии не бала завершена. Танковые соединения располагались друг от друга на большом расстоянии. Сказалось отсутствие скоординированных действий, отсутствие достоверных донесений разведки, нехватка достаточного количества обученных экипажей, проблемы с поставками ГСМ и снарядов.

Но тем не менее, новые танки СССР поразили наступающую Германию. Особенно выделялись танки серии КВ – единственные в мире на тот момент серийные тяжелые танки, которые вобрали в себя опыт разработки многих опытных тяжелых танков, таких, например, как СМК и Т-100.

КВ-1 — первый серийный тяж СССР

Однако сила советской армии была не только в тяжелых танках. Очень важную роль в сражениях играли средние танки, которых у СССР тоже было очень много, причем зачастую они превосходили зарубежные аналоги. Совершенно особую роль в войне сыграл средний танк Т-34, и его модификация Т-34-85. Этот танк был не только самым массовым, но и, по оценкам советских и зарубежных экспертов, самым лучшим танком Второй мировой войны.

Т-34 — главный танк Второй мировой

Было в СССР немало и легких танков, причем как довоенных, так и произведенных и разработанных уже во Вторую мировую. Правда, в этой войне легкие танки уже неспособны были справиться со многими задачами, однако при их грамотном использовании они оказывали серьезную поддержку пехоте. Из советских легких танков особенно выделялся Т-50, признанный одним из лучших легких танков того времени. Однако его было выпущено очень мало по многим причинам, и гораздо активнее Красной армией применялись Т-60 и Т-70.

Т-70 — советский легкий танк

Также стоит сказать о Т-37А, Т-38 и Т-40 – единственных во Второй мировой плавающих танках. К сожалению, в основном их применяли просто как легкие танки, хотя известны и случаи их применения по назначению, то есть для форсирования водных преград.

Плавающий танк Т-40

Также стоит отметить, что лишь у СССР и у Германии на вооружении состояли современные САУ.

В целом можно сказать, что во Вторую мировую СССР обладала самым обширным и, без сомнения, самым мощным танковым парком во всем мире. Кроме того, советские конструкторы очень быстро реагировали на усовершенствование вражеской техники, тут же выпуская новые, более прочные танки с увеличенной огневой мощью.

Легкие танки в Великой Отечественной войне

Самым многочисленным на 22 июня 1941 года был танк Т-26 – в войсках их было 10000 в самых различных модификациях, построенных с 1931 по 1941 гг. На фото танки Т-26 под Москвой в декабре 1941 г. В колонне танки разных модификаций, имеющие башни различных типов

Читать еще:  Великая танковая война 1939 – 1945

Вооруженные двумя пулеметами калибра 7,62 мм, самые ранние двухбашенные модификации Т-26 к началу войны безнадежно устарели. На фото немецкие солдаты фотографируются рядом с подбитым двухбашенным танком образца 1931. Машина, предположительно, из состава 5-го мехкорпуса 16-й Армии Юго-Западного фронта, август 1941 г.

На второстепенных участках фронта Т-26 воевали еще дольше. Фото сделано на мурманском направлении: по одним данным, на острове Кильдин, по другим – на полуострове Рыбачий

Кроме использования по прямому назначению, Т-26 служили в качестве тягачей, их шасси использовались для производства импровизированных САУ. На фото, сделано осенью 1941 г., рабочие ленинградского завода им. Кирова устанавливают на шасси танка 76-мм пушку. Эти машины активно использовались в боях под Ленинградом

Символический кадр лета 1944 года – основной советский танк позднего периода войны Т-34-85 проезжает на запад мимо погибшего при отступлении на восток в 1941 году основного танка первого года войны Т-26

Кроме Т-26, легкие танки в РККА на начало войны были представлены семейством «быстроходных» танков БТ — БТ-2, БТ-5 и БТ-7. К июню 1941 г. в строю еще находилось более 500 танков БТ-2, выпущенных в 1931-1933 гг. Переведенные к началу войны в разряд учебных, тем не менее, эти вооруженные 37-мм пушкой или спаркой 7-62-мм пулеметов машины вынуждены были вступить в бой

Солдаты вермахта у горящего пулеметного танка БТ-2 из 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса в районе Дубно, Юго-Западный фронт, июнь 1941 года. Закрытые люки и вывалившаяся заглушка для стрельбы из личного оружия в башне говорят о том, что экипаж погиб вместе с машиной

Танк БТ-5, выпускавшийся в 1933-1934 гг., стал развитием конструкции БТ-2. Эта машина, вооруженная 45-мм пушкой, была уже более боеспособной. Фото сделано на осенних тактических маневрах 1939 г.

Танки БТ-5 идут на фронт по проспекту Володарского в блокадном Ленинграде

БТ-5, брошенный у дороги из-за неисправности. Возможно, машина из состава 24-й танковой дивизии 8-й Армии Северо-Западного фронта

Наиболее совершенной моделью семейства БТ был производившийся в 1935-1940 гг. БТ-7. К началу войны в войска поступило более 5000 таких машин. На фото БТ-7 Ленинградского военного округа на первомайском параде 1941 г.

Части, вооруженные танками БТ-7, не избежали разгрома летом 1941 года. На фото два подбитых танка поздних серий, брошенных при попытке эвакуации

Танки 1-й гвардейской танковой бригады в засаде. На переднем плане БТ-7, за ним виден Т-34. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД)

Кроме Т-26 и БТ, в бой с началом войны вступили и машины, которым было давно пора на покой. На фото поврежденные и брошенные первые серийные танки советской разработки Т-18М (МС-1), производство которых было прекращено еще в 1931 году. Предполагалось, что они будут переоборудованы в неподвижные огневые точки, но некоторым пришлось воевать и как танкам

Пришлось повоевать и безнадежно устаревшим на начало войны танкеткам Т-27. На фото немецкие солдаты позируют на фоне уничтоженного Т-27, осень 1941 г.

В качестве импровизированного танка использовался в первый год войны вооруженный пулеметом винтовочного калибра бронированный тягач Т-20 «Комсомолец». Фото сделано на параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве

Неизвестно, использовался ли в годы войны по прямому назначению малосерийный танк Т-46, выпускавшийся в 1936-1937 гг., но известно о его применении в качестве неподвижных огневых точек. На фото такой танк из экспозиции музея на Поклонной горе в Москве

Много было в войсках на июнь 1941 года и легких плавающих танков Т-37А и Т-38, которых было выпущено около 2500 и 1300 штук соответственно. Вооруженные 7,62-мм пулеметами, они использовались, в основном, для ведения разведки и были выбиы в первый год войны. Советский легкий плавающий танк Т-37А на Киевских маневрах 1935 г.

Легкие плавающие танки Т-37А, захваченные немцами в Бресте

Захваченный финнами легкий плавающий танк Т-37А после ремонта и покраски

Развитием Т-37А стал Т-38. Фото сделано на уже упомянутом выше параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве

Сгоревший Т-38, оставленный экипажем, лето 1941 г.

Для замены Т-37 и Т-38 был создан танк Т-40, который производился в 1940-1941 гг. Он, а также его модификация с усиленным бронированием Т-30 были построены серией более 700 штук. Вооружались Т-40 и Т-30 крупнокалиберным пулеметом ДШК, либо авиационной 20-мм пушкой ШВАК

Т-40 на улице освобожденного Юхнова, Западный фронт, март 1942 г.

Легкий танк Т-30

Развитием Т-40 стал легкий танк Т-60, выпущенный в 1941-1943 гг. большой серией (5920 экз.) и прозванный в Вермахте за многочисленность «неистребимой саранчой». На фото Т-60, захваченный вермахтом у города Холм

Легкий танк Т-60 с десантом на броне проезжает мимо сапера с миноискателем

Наиболее многочисленным советским легким танком военной постройки стал Т-70, воевавший до конца войны. В 1941-1943 гг. был выпущен 8231 экземпляр этой вооруженной 45-мм орудием машины. На фото Т-70 5-го Гвардейского танкового корпуса со спешившимся танковым десантом движутся развернутым боевым порядком

Сгоревший в бою Т-70

Т-70 с десантом на броне

Т-70 форсирует реку Шпрее

На фото опытный образец легкого танка Т-80, 1942 г. Всего было выпущено от 75 до 85 этих машин, ставших развитием Т-70 с новой двухместной башней. В серию они пошли тогда, когда пересматривалась сама концепция применения легких танков, да и производственные мощности требовались под производство самоходки СУ-76, производившейся на шасси Т-70

Наиболее удачным легким серийным танком многими специалистами признается Т-50, вооруженный 45-мм пушкой. Разработанный в 1940 году, он, к сожалению, по ряду причин был выпущен очень небольшой серией (не более 75 штук)

Читать еще:  Оборонительные операции танковых армий

Серийный Т-50, 1941 г.

При рассказе о легких танках, использовавшихся советскими танкистами, нельзя не упомянуть танки, поставлявшиеся по ленд-лизу союзниками. Одним из двух типов стал американский M3A1 «Стюарт». Поставленный в СССР в количестве 1681 экземпляра, он является самым многочисленным легким танком Второй мировой войны (23685 шт.)

M3A1 «Стюарт» с собственным именем «Суворов». Донской фронт, 1942 г.

Завершает обзор британский пехотный танк Mk.III «Валентайн», классифицировавшийся в СССР как легкий. Всего было построено 8275 машин, из них 3332 поставлено в Советский Союз. На фото запечатлена погрузка танка на судно

Подбитый в бою «Валентайн» с собственным именем «За Сталина!» Эти подвижные хорошо вооруженные и бронированные машины были востребованы до конца войны в качестве командирских, ими комплектовались танковые части кавалерийских корпусов

Легкие танки в Великой Отечественной войне

Самым многочисленным на 22 июня 1941 года был танк Т-26 – в войсках их было 10000 в самых различных модификациях, построенных с 1931 по 1941 гг. На фото танки Т-26 под Москвой в декабре 1941 г. В колонне танки разных модификаций, имеющие башни различных типов

Вооруженные двумя пулеметами калибра 7,62 мм, самые ранние двухбашенные модификации Т-26 к началу войны безнадежно устарели. На фото немецкие солдаты фотографируются рядом с подбитым двухбашенным танком образца 1931. Машина, предположительно, из состава 5-го мехкорпуса 16-й Армии Юго-Западного фронта, август 1941 г.

На второстепенных участках фронта Т-26 воевали еще дольше. Фото сделано на мурманском направлении: по одним данным, на острове Кильдин, по другим – на полуострове Рыбачий

Кроме использования по прямому назначению, Т-26 служили в качестве тягачей, их шасси использовались для производства импровизированных САУ. На фото, сделано осенью 1941 г., рабочие ленинградского завода им. Кирова устанавливают на шасси танка 76-мм пушку. Эти машины активно использовались в боях под Ленинградом

Символический кадр лета 1944 года – основной советский танк позднего периода войны Т-34-85 проезжает на запад мимо погибшего при отступлении на восток в 1941 году основного танка первого года войны Т-26

Кроме Т-26, легкие танки в РККА на начало войны были представлены семейством «быстроходных» танков БТ — БТ-2, БТ-5 и БТ-7. К июню 1941 г. в строю еще находилось более 500 танков БТ-2, выпущенных в 1931-1933 гг. Переведенные к началу войны в разряд учебных, тем не менее, эти вооруженные 37-мм пушкой или спаркой 7-62-мм пулеметов машины вынуждены были вступить в бой

Солдаты вермахта у горящего пулеметного танка БТ-2 из 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса в районе Дубно, Юго-Западный фронт, июнь 1941 года. Закрытые люки и вывалившаяся заглушка для стрельбы из личного оружия в башне говорят о том, что экипаж погиб вместе с машиной

Танк БТ-5, выпускавшийся в 1933-1934 гг., стал развитием конструкции БТ-2. Эта машина, вооруженная 45-мм пушкой, была уже более боеспособной. Фото сделано на осенних тактических маневрах 1939 г.

Танки БТ-5 идут на фронт по проспекту Володарского в блокадном Ленинграде

БТ-5, брошенный у дороги из-за неисправности. Возможно, машина из состава 24-й танковой дивизии 8-й Армии Северо-Западного фронта

Наиболее совершенной моделью семейства БТ был производившийся в 1935-1940 гг. БТ-7. К началу войны в войска поступило более 5000 таких машин. На фото БТ-7 Ленинградского военного округа на первомайском параде 1941 г.

Части, вооруженные танками БТ-7, не избежали разгрома летом 1941 года. На фото два подбитых танка поздних серий, брошенных при попытке эвакуации

Танки 1-й гвардейской танковой бригады в засаде. На переднем плане БТ-7, за ним виден Т-34. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД)

Кроме Т-26 и БТ, в бой с началом войны вступили и машины, которым было давно пора на покой. На фото поврежденные и брошенные первые серийные танки советской разработки Т-18М (МС-1), производство которых было прекращено еще в 1931 году. Предполагалось, что они будут переоборудованы в неподвижные огневые точки, но некоторым пришлось воевать и как танкам

Пришлось повоевать и безнадежно устаревшим на начало войны танкеткам Т-27. На фото немецкие солдаты позируют на фоне уничтоженного Т-27, осень 1941 г.

В качестве импровизированного танка использовался в первый год войны вооруженный пулеметом винтовочного калибра бронированный тягач Т-20 «Комсомолец». Фото сделано на параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве

Неизвестно, использовался ли в годы войны по прямому назначению малосерийный танк Т-46, выпускавшийся в 1936-1937 гг., но известно о его применении в качестве неподвижных огневых точек. На фото такой танк из экспозиции музея на Поклонной горе в Москве

Много было в войсках на июнь 1941 года и легких плавающих танков Т-37А и Т-38, которых было выпущено около 2500 и 1300 штук соответственно. Вооруженные 7,62-мм пулеметами, они использовались, в основном, для ведения разведки и были выбиы в первый год войны. Советский легкий плавающий танк Т-37А на Киевских маневрах 1935 г.

Легкие плавающие танки Т-37А, захваченные немцами в Бресте

Захваченный финнами легкий плавающий танк Т-37А после ремонта и покраски

Развитием Т-37А стал Т-38. Фото сделано на уже упомянутом выше параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве

Сгоревший Т-38, оставленный экипажем, лето 1941 г.

Для замены Т-37 и Т-38 был создан танк Т-40, который производился в 1940-1941 гг. Он, а также его модификация с усиленным бронированием Т-30 были построены серией более 700 штук. Вооружались Т-40 и Т-30 крупнокалиберным пулеметом ДШК, либо авиационной 20-мм пушкой ШВАК

Читать еще:  Тяжёлый танк «Пантера»

Т-40 на улице освобожденного Юхнова, Западный фронт, март 1942 г.

Легкий танк Т-30

Развитием Т-40 стал легкий танк Т-60, выпущенный в 1941-1943 гг. большой серией (5920 экз.) и прозванный в Вермахте за многочисленность «неистребимой саранчой». На фото Т-60, захваченный вермахтом у города Холм

Легкий танк Т-60 с десантом на броне проезжает мимо сапера с миноискателем

Наиболее многочисленным советским легким танком военной постройки стал Т-70, воевавший до конца войны. В 1941-1943 гг. был выпущен 8231 экземпляр этой вооруженной 45-мм орудием машины. На фото Т-70 5-го Гвардейского танкового корпуса со спешившимся танковым десантом движутся развернутым боевым порядком

Сгоревший в бою Т-70

Т-70 с десантом на броне

Т-70 форсирует реку Шпрее

На фото опытный образец легкого танка Т-80, 1942 г. Всего было выпущено от 75 до 85 этих машин, ставших развитием Т-70 с новой двухместной башней. В серию они пошли тогда, когда пересматривалась сама концепция применения легких танков, да и производственные мощности требовались под производство самоходки СУ-76, производившейся на шасси Т-70

Наиболее удачным легким серийным танком многими специалистами признается Т-50, вооруженный 45-мм пушкой. Разработанный в 1940 году, он, к сожалению, по ряду причин был выпущен очень небольшой серией (не более 75 штук)

Серийный Т-50, 1941 г.

При рассказе о легких танках, использовавшихся советскими танкистами, нельзя не упомянуть танки, поставлявшиеся по ленд-лизу союзниками. Одним из двух типов стал американский M3A1 «Стюарт». Поставленный в СССР в количестве 1681 экземпляра, он является самым многочисленным легким танком Второй мировой войны (23685 шт.)

M3A1 «Стюарт» с собственным именем «Суворов». Донской фронт, 1942 г.

Завершает обзор британский пехотный танк Mk.III «Валентайн», классифицировавшийся в СССР как легкий. Всего было построено 8275 машин, из них 3332 поставлено в Советский Союз. На фото запечатлена погрузка танка на судно

Подбитый в бою «Валентайн» с собственным именем «За Сталина!» Эти подвижные хорошо вооруженные и бронированные машины были востребованы до конца войны в качестве командирских, ими комплектовались танковые части кавалерийских корпусов

Тяжелый танк КВ-1: один в поле воин

КВ-1 — тяжелый танк времен Великой Отечественной войны, производство которого было начато в 1939 году. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов». Серийное производство было развернуто на Кировском заводе в Ленинграде. Однако начиная с июля 1941 года началась эвакуация в Челябинск.

Огромным подвигом рабочих завода №371 был ремонт танков во время блокады. Истощенные люди с трудом стояли на ногах и могли поднять инструмент, однако предприятие работу не остановило. К началу апреля 1942 года здесь было капитально отремонтировано 53 КВ-1 и, более того, собрано пять новых.

На начало войны КВ-1 был самым мощным и защищенным танком Красной армии. Единственным средством, которое могло эффективно пробивать его броню, было зенитное 88-мм орудие, которое ставилось на прямую наводку.
Основное назначение тяжелых танков — уничтожение укрепленных точек, живой силы и бронетехники противника. И вплоть до 1943 года КВ-1 успешно справлялся с этой задачей. Но с появлением на полях сражения тяжелых «Тигров» и «Пантер» стало понятно, что боевых свойств для борьбы с ними КВ-1 уже не хватает. На его замену был создан тяжелый танк ИС-2.

Интересные факты

У танкистов были серьезные нарекания по поводу ненадежной трансмиссии, особенно у перегруженных танков военного времени. Модернизация же КВ-1 не представлялась возможной: усиление бронезащиты привело бы к дальнейшему повышению массы, что было недопустимо.

Однако модернизации танка во время войны проходили. Так, в августе 1942 года было решено начать производство КВ-1С («С» означает «скоростной»). Основной целью было снизить массу машины, в том числе за счет утончения брони (например, снизили толщину борта и кормы корпуса до 60 мм, лба литой башни — до 82 мм). Она все равно осталась непробиваемой для немецких пушек. Но зато масса танка уменьшилась до 42,5 тонны, а скорость и проходимость существенно выросли.

Решение о создании КВ-1С было оправданным, однако с его выпуском армия не получила тяжелого танка, который отличался бы от средних по боевой мощи. Попытки установить на КВ-1С пушку калибра 85-мм были, однако дальше опытной партии дело не пошло.

КВ-1 был совсем не простым в производстве. Всего вплоть до 1942 года выпущено 3 236 КВ-1.

Боевое применение

Первое боевое применение КВ-1 получил во время войны с Финляндией. Именно тогда стали заметны все минусы и плюсы боевой машины. Военные отмечали хорошую защищенность и в то же время — малую эффективность пушки против бетонных дотов. Тогда конструкторами был создан танк КВ-2, на котором была установлена 152-мм пушка-гаубица. Позже, когда Гитлеру сообщили о существовании этой машины, он не поверил, что на танк вообще можно установить орудие такого калибра. Однако широкого распространения КВ-2 не получил.

Несмотря на все свои недостатки, КВ-1 хорошо зарекомендовал себя во время войны. Причем были случаи, когда один «Клим Ворошилов» останавливал наступление десятков вражеских танков.

Широко известен подвиг Зиновия Колобанова. Экипаж его танка КВ-1 в одном бою в районе стратегического транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск (ныне Гатчина) подбил из засады 22 танка противника в колонне; всего же полуротой Колобанова, состоявшей из пяти тяжелых танков КВ-1, совместно с курсантами пограничного училища и ополченцами Ленинграда в тот день в том районе было подбито 43 немецких танка из 1-й, 6-й и 8-й танковых дивизий.

Характеристики

Боевая масса — 47 тонн; экипаж — пять человек; пушка калибра 76,2 мм; четыре пулемета 7,62 мм; мощность двигателя — 600 л. с.; скорость — 34 км/ч.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector