248 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лоханки» на поле боя – бронетехника Первой мировой

«Лоханки» на поле боя – бронетехника Первой мировой

«Пионерами» в данном вопросе считаются британцы, однако на самом деле на производство танков их вдохновили военные союзники – французы. Многие специалисты сегодня считают Renault FT самым успешным танком Первой мировой войны. Более того, вооруженные силы нескольких стран, в том числе США, приобрели лицензии на выпуск этой машины и использовали различные ее модификации до самой Второй мировой.

Франция

К 1917 году французы сделали прототип, который молниеносно запустили в серийное производство. К концу войны 4500 штук были поставлены на поля сражений практически без всяких дополнительных усовершенствований. Да и к чему?

Renault FT в своем легком весе был почти совершенством. Экипаж танка состоял из двух человек, находившихся один за другим в пространстве, имевшем ширину чуть меньше плеч взрослого мужчины. Впереди водитель, сразу за ним командир-стрелок.

Задний «хвост» был разработан таким образом, чтобы машина легко преодолевала окопы, а современное шасси хорошо работало практически на любом грунте и рельефе. Однако находиться в машине было тем еще «удовольствием»: почти все свободное пространство занимала аппаратура. Четырехцилиндровый двигатель в задней части, рычавший и грохотавший как адская кузница, был отделен от экипажа только тонкой перегородкой.

Механик-водитель буквально «влипал» в рычаги управления. Командир нависал над ним так близко, что единственным способом связи или управления был хороший пинок в спину. Павда, при этом разрабатывалась целая система «кодовых» пинков.

Дело вовсе не в бесчеловечности конструкторов, а в том, что поначалу они планировали использовать FT лишь для коротких атак, и потому не сильно заботились о комфорте экипажа. Ну, приходилось командиру этой машины все время стоять. Потерпит!

Однако жизнь внесла свои коррективы, и со временем разработчики Renault были вынуждены все-таки добавить в его конструкцию некоторые изменения, хоть как-то облегчившие мучения несчастных членов экипажа.

Вооружение FT изначально состояло из 37-миллиметрового полуавтоматического короткоствольного орудия или 7,92-миллиметрового пулемета. К сожалению, французский

оказался технически ненадежным.

Треть свежих экземпляров, покидающих фабрики, приходилось немедленно возвращать в ремонт. Из-за постоянной нехватки деталей обслуживание на поле боя было довольно сложным. Ситуация усугублялась также скверным качеством топливных фильтров и ремней вентилятора. В последние месяцы Первой мировой войны 10 % машин на передовой стояли в ожидании запчастей.

Германия

Поначалу, какими бы ужасными ни были танки Антанты для немцев, они сочли, что дешевле и эффективнее сосредоточить свою энергию на разработке противотанковой артиллерии, а не на постройке собственных аналогичных машин. Однако со временем до тевтонов дошло, что без «брони» на современном театре военных действий – никуда. С изрядным запозданием, но они тоже начали двигаться в этом направлении.

Единственный немецкий танк Первой мировой войны был, скорее, неплохо вооруженным транспортным средством, нежели танком в современном понимании – пусть даже и с поправкой на то далекое время. Его дешевая стальная броня толщиной 20–30 миллиметров защищала разве что от вражеских пуль, но не от гранат.

Зато внутрь дымного и громыхающего «чрева» этого чуда техники экономные немцы умудрились запихать аж 17 солдат! Кроме того, тридцать тонн веса и низкий клиренс сделали A7V пригодным для использования разве что на приличных европейских дорогах. С другой стороны, вооружен он был что надо.

Также немецкий A7V давал фору конкурентам еще кое в чем: два бензиновых двигателя Daimler в 200 лошадиных сил сделали его самой мощной боевой машиной своего времени.

В результате он оказался непревзойденным по скорости движения, хотя данная характеристика никогда не использовалась из-за большого расхода топлива, и в реальности он делал не более 5 километров в час. При этом запас хода составлял 60 километров – несмотря на 500-литровый топливный бак.

Что обязательно стоит отметить в A7V, так это его невероятно качественное изготовление, которое было ужасно дорогостоящим, поскольку проводилось вручную. Из-за последнего стандартизация была практически невозможна. Не было двух одинаковых деталей.

Италия

Подобно французам и немцам, итальянцы отказались от трапециевидной конструкции английских танков.

Усиленно работая, они хоть и с некоторым опозданием, но также поставили в строй бронированных представителей новой армии. В 1917 году были готовы только планы, сам же прототип Fiat появился только в 1918 году. Что заставляет вспомнить об их творении по имени Fiat 2000, так это его вес, вооружение и броня.

Во вращающейся башне 40-тонного монстра находилась самая мощная на тот момент пушка с калибром 65 миллиметров. В состав бортовой системы вооружения, помимо нее, входили восемь 6,5-миллиметровых пулеметов. Его двадцатимиллиметровая броня была сделана из бронеплиты высочайшего качества, которая по своим свойствам превосходила все современные образцы.

Впрочем, в 1917–1918 годах итальянцам ничего не оставалось, как использовать для своих войск «лицензионные» французские FT.

Соединенные Штаты, которые вступили в войну в ее последние месяцы, также появились на европейском поле боя с «вторичной» версией Renault FT. Но практически в то же время Ford Motor Company (первая в США) представила проект полностью американского танка.

Он был легче FT всего на 3 тонны, был шире, что делало его более устойчивым, чем «француз». Стрелок и командир находились уже не друг за другом, а рядом. Однако двигатель не был отделен от салона, поэтому пребывание в зловонном, жарком и шумном внутреннем пространстве, по многочисленным отзывам, сильно снижало боевые качества экипажа.

Читать еще:  Противотанковый ракетный комплекс — Корнет

Еще одним серьезным недостатком этого 3-тонного танка было отсутствие поворотной платформы. Таким образом, его можно было рассматривать только как самоходный 7,62-миллиметровый пулемет, хотя в свое время он считался достаточно маневренным с его 90-сильным двигателем и максимальной скоростью 12 километров в час.

Тем не менее, Ford не успел приобрести серьезный боевой опыт потому, что из заказанных армией 15000 единиц, к концу войны только две прибыли в войска США, дислоцированные во Франции.

Вот такими они были – первые боевые «лоханки».

Композитная броня, сверхсильные двигатели, компьютеризированные системы управления огнем, мощные орудия – все это было еще впереди.

«Дьявол идёт!». Первый бой с участием танков

Таков в крови рассвета горный кряж.

Опасно иссечён скалистый склон,

Куда попал на карте карандаш,

Куда за танком танк, носами в ров,

Прямой наводкой бьют, создав заслон.

Оружьем всех мастей нагружена,

На проволоку, в орудийный рев,

Пехота прёт вперёд. Отражена

На лицах лишь растерянность. Беги

На смерть, спеши на смерть, на смерть ползи…

Грохочет пульс, скрежещет сталь, в грязи

Надежда тонет… Боже, помоги!

Английский поэт Зигфрид Сэссун, участник Первой мировой войны

Танк как решение проблемы позиционного тупика

Наступление англо-французских войск на реке Сомме в Северной Франции к осени 1916 года полностью выдохлось, сведясь к позиционной бойне. Попытки прорыва немецких оборонительных позиций, состоявших из многочисленных рядов траншей, щедро «приправленных» колючей проволокой, всякий раз оборачивались неудачей. При отсутствии заметных результатов потери в наступлении превосходили потери обороняющейся стороны в разы – например, за первый день наступления англичане потеряли около 20 000 человек убитыми и 40 000 ранеными, а потери немцев составили всего около 6000 солдат. Ситуация для англичан казалась тупиковой.

Но у английского генерала Дугласа Хейга в рукаве был припрятан ещё один козырь – новое секретное оружие, которое с целью конспирации назвали tank – «бак, цистерна». Начав производство танков ещё в 1915 году, к осени 1916 года британцы смогли сделать около полусотни бронированных ромбовидных чудовищ. Гусеничные машины Mark I выпускались в двух модификациях – «самки» с пулемётным вооружением и «самцы» со смешанным пулемётно-артиллерийским (два 57-мм орудия и пулемёт).

Переправленные на материк, английские танки скрытно доставили к линии фронта. В результате ночных переходов по неразведанным маршрутам к сборным пунктам на передовой сумели добраться только 32 машины из 49 – часть танков завязла в грязи, часть вышла из строя из-за поломок. «Лунный» ландшафт поля боя с многочисленными взрывными воронками и гром артиллерийской канонады ошеломили личный состав экипажей боевых машин – большинство танкистов оказалось на фронте впервые.

Британцы планировали атакой своей 4-й армии занять деревни Гведкур и Флёр, которые обороняла германская 1-я армия. На это раз самоубийственной атаке пехоты предшествовал дебют танков, на которые англичане возлагали большие надежды.

Первый танковый бой в истории

Ранним утром 15 сентября 1916 перед глазами окопавшихся немецких пехотинцев появился сам дьявол. В промежутках заградительного огня, предусмотрительно оставленных английскими артиллеристами, на позиции немцев двигалось нечто доселе невиданное.

Первым в атаку на немцев (первую танковую атаку в истории!) в 5.15 утра устремился танк-«самец» D1 капитана Мортимера. Уничтожив немецкое пулемётное гнездо в узле обороны между Жинши и Дельвиль Вуд, этот танк был выведен из строя снарядом, попавшим в ходовую часть. Но в бой уже вступали остальные танки.

Разрывая проволоку заграждения и переваливаясь через цепочки траншей, Mk.1 медленно, но уверенно ползли вперёд, одновременно вписывая себя и свои экипажи в мировую историю. Членам экипажа, кстати, приходилось работать в условиях, далёких от комфортных. Грохот орудий и пулемётов, ужасная задымлённость от пороховых и выхлопных газов гармонично дополнялись теснотой – внутри каждого из первых танков находился миниатюрный склад, включавший в себя баки с моторным маслом, топливом, водой, двухдневный запас продовольствия, запасные стволы к пулемётам, запасной пулемёт, снаряжение, а также средства связи в виде сигнального флага, сигнальных ламп и клетки с почтовыми голубями.

Реакцией немецких солдат на атаку британских танков стала паника. Обычный для Первой мировой войны военный психоз от непрерывных артиллерийских канонад — shell-shock — уже никого не удивлял. Но шок немецких войск от появления танков оказался ещё сильнее. Фраза «Дьявол идёт!», выкрикнутая кем-то из немецких солдат, распространилась по траншеям со скоростью пожара. Танкисты сквозь смотровые щели с удовлетворением наблюдали за убегающими с позиций фигурами в серой униформе «фельдграу». К мистическому страху добавлялся и вполне рациональный ужас от того, что индивидуальное стрелковое вооружение пехоты против новых стальных монстров было почти бесполезным.

В ходе наступления некоторые из далеко не совершенных машин с грохотом обрушивались в немецкие убежища или беспомощно застревали в снарядных воронках. Экипажам приходилось экстренно покидать боевое отделение застрявших машин и пытаться вернуть их в строй. В ходе атаки по разным причинам было выведено из строя 10 танков, ещё 7 получили незначительные повреждения. Но те из Mk.I, которые шли дальше, проявили себя очень удачно.

Читать еще:  Описание конструкции танка Т-55

Танк-«самец» D17 «Диннакен» лейтенанта Хасти первым вошёл в деревню Флёр, неспешно преследуя убегающих и прячущихся в погребах немцев. Британский авиационный разведчик, пролетавший над полем боя, не без удовольствия сообщал:

«Танк движется по главной улице деревни Флёр, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении».

Проделывая проходы в проволочных заграждениях и давя пулемётные гнёзда, танки оказали ощутимую помощь британской пехоте. Остановившийся над германской траншеей, Mk.1 очистил её пулемётным огнём, а затем двинулся вдоль окопа, захватив в общей сложности 300 пленных. Другой танк открыл пехоте дорогу в деревню Гведекур, после чего, правда, был подбит артиллерийским выстрелом. Из охваченной пожаром машины сумели спастись лишь два члена экипажа.

Результаты

Безусловный тактический успех первого применения танков имел двоякое значение. С одной стороны, пять часов боя с их участием позволили англичанам при сравнительно небольших потерях захватить участок фронта протяжённостью до 10 км и продвинуться на несколько километров в глубину. Были взяты позиции, атаки на которые долгое время оставались безуспешными. Скептически оценивавший возможности танков, генерал Дуглас Хейг немедленно заказал производство ещё тысячи машин.

С другой стороны, в угоду тактическому наступлению англичане пожертвовали эффектом неожиданности. Впечатление от первого применения ошеломляющих боевых машин одновременно на многих участках могло быть намного сильнее. В реальности же новость об их использовании моментально разлетелась по всему фронту, а затем и по всему миру. Почти в каждой державе-участнице Первой мировой войны, в том числе и на стороне противника, закипела работа военных разведчиков и инженеров по созданию своих танков и средств борьбы с ними.

Российская империя в силу известных революционных событий так и не успела создать свои «сухопутные дредноуты», хотя тщательно следила за их эволюцией. В бумагах Главного управления Генерального штаба, сохранившихся в военных архивах, встречаются такие донесения за декабрь 1916-го (орфография первоисточника сохранена):

«В Германии на заводах Круппа, Эрхарта и Ханза-Лойд в Бремене строится до 120-ти «Танка», пока… двух типов. Предполагается, что германцы будут ими пользоваться на всех фронтах, где они будут наступать, но не для обороны… Наилучшим способом действий против «Танко» признается огонь траншейных 3,7 сантиметровых пушек».

Именно события 15 сентября 1916 года сделали слово «танк» международным и наделили его новым, военным значением. Курьёзные окончания в конце слова в донесении выглядят забавно и объясняются новизной этого слова-заимствования в русском языке на тот момент.

Одновременно с появлением нового слова «танк» в военном лексиконе война приняла новый облик.

  • Митчель Ф. Танки на войне. История развития танков в мировой войне 1914–1918 гг. М., 1935.
  • Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 493. Оп. 2. Д. 6. Ч. 2. Сводки сведений, поступивших в Главное управление Генерального штаба.
  • РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1477. Материалы о мерах борьбы с танками в случае применения их иностранными державами.
  • Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.

Первая мировая война · Русская императорская армия · военное изобретательство

Танки Первой мировой — машины, изменившие историю

Британский электрик Ройстон Леонард — известный эксперт по превращению исторических черно-белых фотографий в цветные. На этот раз он представляет коллекцию цветных снимков танков времен Первой мировой войны. Тогда эти грозные машины впервые появились на полях сражений, внушая страх не только противникам, но и своим солдатам, откровенно опасавшихся бронированных чудовищ. И все же находились смельчаки, которые побеждали в бою против танка!

Танк Renault FT (M17) на европейском театре военных действий, 1916 год.

До начала в 1914 году Первой мировой войны танки были диковинкой. К концу войны, завершившейся в 1918-м, они пользовались заслуженной боевой славой. На фото — ранцузские танкисты в танке Renault FT-17 в 1918 году.

Изначально задачей танков было преодоление труднопроходимой местности и вражеских окопов, защита солдат от огня противника и облегчение захвата вражеских позиций путем атаки через простреливаемую ничейную территорию. На фото — танки на походном марше.

Британский танк преодолевает окопы во Фландрии, Бельгия.

Изначально танки называли «наземными кораблями». Свое нынешнее имя «танк» они получили, когда рабочие танкового завода Уильяма Фостера в Линкольне сравнили их с металлическими цистернами — «танками» для воды. На фото — британские солдаты моют танк на Западном фронте, 22 июня 1918 года.

Ноябрь 1917 года. Немецкие солдаты пытаются поставить захваченный ими британский танк на рельсы, не понимая, как правильнее его использовать. По иронии судьбы, во время Второй мировой немецкая армия долго будет считаться в Европе непобедимой в танковых сражениях.

Впервые в истории танк был использован в бою 15 сентября 1916 года, в ходе битвы за французский город Флер-Курселет. Их главной задачей было проходить препятствия и простреливаемую территорию. Но еще долгое время они считались ненадежными машинами: так, во время знаменитой битвы при Сомме на позиции смогли выйти лишь 32 танка из запланированных 49, а преодолеть ничейную полосу и вовсе смогли только 9. Но к концу войны солдаты освоились с новой техникой. На фото — наступление британской пехоты под прикрытием танков во Франции в 1918-м.

Читать еще:  Второе поколение противотанковых гранатометов и выстрелов к ним

Появление у англичан танков изменило ход войны: англо-французские союзники стали все чаще одерживать победы.

Подполковник армии США Джордж Смит Паттон — огромный энтузиаст танков, интересовавшийся ими еще тогда, когда о них мало кто знал на фронтах. В апреле 1917-го, после присоединения США к войне, Паттон был назначен руководителем программы по внедрению танков в американской армии. Впоследствии Паттон дослужится до генерала, а во время Второй мировой считался лучшим в США экспертом по танкам. На фото — Паттон у французского танка Renault летом 1918-го года.

Первый английский танк, захваченный немцами на фронтах Первой мировой.

Немецкий «штурмпанцерваген» движется по улицам захваченного немцами французского Руана. 21 марта 1918 года.

Этот танк так и не сумел преодолеть линию окопов у Сен-Мишель, Франция. Кстати, в то время танки делились на «мужские» и»женские». На «мужских» устанавливали шесть быстро стреляющих морских орудий, а на женские — всего по пять пулеметов.

В Британии долго не могли запустить производство танков для армии. После нескольких бесплодных попыток проект был отдан на кураторство Уинстону Черчиллю, — и дело двинулось. На фото — британский танк едет на позиции.

Британские танкисты демонстрируют свое мастерство королю Георгу V во время его визита в штаб-квартиру армии во Франции в 1918 году.

Трехмерная инфографика к 98-летию первого боевого крещения танка

К концу 1914 года Первая мировая война зашла в позиционный тупик: оборонительная тактика с использованием пулеметов и проволочных заграждений оказалась намного эффективнее, чем наступательная. Армии обеих сторон засели в окопах, атаки не приносили иного результата, кроме бессмысленных жертв. По этой причине остро обозначилась потребность в бронированных боевых машинах для прорыва эшелонированной обороны противника.

Нужно признать, что участие танков в боевых действиях Первой мировой было не очень масштабным. Однако именно этот период становления нового вида военной техники представляет особый интерес. Грубо говоря, танк возник как попытка скрестить трактор (как правило, гусеничный) с мощным вооружением (артиллерийским или пулеметным). Но в поисках оптимального решения конструкторы как только ни экспериментировали с формой и устройством новой машины.

Великобритания

В феврале 1915 года Уинстон Черчилль, первый лорд Адмиралтейства, сформировал и возглавил Комитет по сухопутным кораблям. Любопытно, что одним из источников идеи послужил фантастический рассказ Герберта Уэллса «Сухопутные броненосцы». Всего год спустя состоялась успешная демонстрация прототипа и армия заказала сто машин под кодовым названием tank (то есть «бак», «цистерна»). В целях секретности распространялись слухи, что британцы по заказу русской армии изготавливают «полевые емкости для воды».

Яркая особенность первых английских танков — их ромбовидный профиль с гусеницами, пущенными поверх корпуса. Основное вооружение при этом размещалось в спонсонах (боковых выступах) — конструктивное решение, позаимствованное у военного флота.

15 сентября 1916 года в битве при Сомме «емкости для воды» впервые показали себя в деле.

Mark I — первый боевой танк

Франция

Французские боевые машины на гусеничном шасси получили название «штурмовой артиллерии». Первенцы, средние (по весовой категории) танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон», принимали участие в боевых действиях с весны 1917 года. Но наиболее успешным французским танком Первой мировой считается легкий (первый в своем классе) «Рено» FT-17. Это также и первый танк классической компоновки: отделение управления впереди, боевое — в центре, моторное — сзади. Легкий танк был дешевле в производстве, отличался маневренностью, к тому же его можно было доставлять на передовую на грузовиках. FT-17 стал самым массовым танком войны. Более того, он эксплуатировался армиями разных стран вплоть до 1940-х годов.

Renault FT-17 — первый танк классической компоновки

Германия

Немцы начали разработку своего танка в конце 1916 года. Первый серийный танк империи получил имя A7V по аббревиатуре 7-го (транспортного) отделения главного управления военного министерства. Эта громоздкая машина с экипажем из 18 человек вышла похожей скорее на передвижную крепость и больше подходила для круговой обороны, чем для прорыва вражеских укреплений. Хотя и с точки зрения обороны имела изъяны в виде «слепых» зон.

A7V — первый серийный танк Германии

Россия

В России тоже велись работы над созданием военных машин для преодоления патовой ситуации на фронте. Один из отечественных проектов, танк Н. Н. Лебеденко, он же «Нетопырь», он же «Царь-танк», считается крупнейшим когда-либо построенным танком (хотя не все историки согласны называть танком эту машину). По сути, он напоминал огромный артиллерийский лафет.
Маленькая движущаяся модель якобы была показана Николаю II и произвела на него большое впечатление. В 1917 году 9-метровый гигант был построен и оснащен двумя мощными немецкими двигателями, снятыми с трофейного цеппелина. Но дальше первого испытания дело не пошло.

Танк Лебеденко — самый большой танк

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: