5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танки армии обороны Израиля

Танки армии обороны Израиля

Танки армии обороны Израиля

Первые танки ЦАХАЛа

Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 года по вопросу раздела Палестины, находившейся после Первой мировой войны под управлением Великобритании. В 17:31 по нью-йоркскому времени решение было принято большинством в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся.

В преддверии решения ООН по палестинскому вопросу делегация ишува (еврейского населения Палестины) встречалась с руководством Лиги арабских государств (ЛАГ) с целью попытаться выработать компромиссное решение о разделе сфер влияния в Палестине. Эта попытка была встречена отказом. Председатель ЛАГ, египетский дипломат Аззам-Паша, дал понять еврейским посланникам, что мирного раздела Палестины не будет и свое право на любую часть ее территории им придется отстаивать с оружием в руках.

Согласно резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины, на ее территории должны были быть созданы два независимых государства – еврейское и арабское, а также Большой Иерусалим – территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трех территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Евреи согласились на раздел, а арабы отказались его признавать и требовали создания в Палестине единого государственного образования. Уже на следующий день после голосования, 30 ноября, арабы обстреляли автобус с евреями, направлявшийся из Натании в Тель-Авив, убив пять и ранив семь человек. Началась война.

На первом этапе войны, с 29 ноября 1947 года по 15 мая 1948 года, вялотекущие вооруженные столкновения, происходившие с середины 1930-х годов, переросли в полномасштабные боевые действия почти во всех районах соприкосновения евреев с арабами. Этот этап войны характеризовался противоборством между еврейскими и арабскими иррегулярными формированиями. Британские войска готовились к предстоящей эвакуации и мало интересовались происходящим. Еврейские же и арабские военизированные формирования стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых пунктов сразу же после ухода британских войск.

14 мая 1948 года была провозглашена независимость государства Израиль, а в ночь на 15 мая войска пяти арабских государств вторглись в Палестину. Впрочем, описание событий Войны за независимость не является целью этой книги. Нас, собственно, интересуют танки.

Легкий танк H39 «Гочкис» в экспозиции израильского танкового музея в Латруне. Судя по форме командирской башенки, эта машина в годы Второй мировой войны побывала в руках немцев

В строю «русская» рота 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. 1948 год. Машина с номером «612» имеет командирскую башенку французского образца. Обращают на себя внимание танковые шлемы советского образца. Такие шлемы чехословацкого производства использовались в АОИ до конца 1950-х годов

Итак, первые танки были захвачены отрядами еврейской военизированной организации «Хагана» 20 мая 1948 года. Это были 2–3 сирийских легких танка R35. 31 мая 1948 года «Хагана» была преобразована в ЦАХАЛ – регулярную Армию обороны Израиля (АОИ). В июне в ее составе был сформирован 82-й танковый батальон, ставший единственным танковым подразделением АОИ во время Войны за независимость. На его вооружение поступили 10 танков «Гочкис» H39, приобретенные во Франции в марте и прибывшие в Израиль в июне 1948 года. Однако техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего, и уже в октябре 1948-го было решено вывести их из боевого состава. Вместо них на свалке в Италии по цене металлолома были приобретены 30 средних танков «Шерман» без вооружения. Впрочем, о «шерманах» мы поговорим отдельно.

Кроме «гочкисов» в 82-м батальоне имелись и два танка «Кромвель» (по разным данным, модификации Mk III или Mk IV), похищенные с английской военной базы в районе города Хайфа в ночь на 30 июня 1948 года.

«Кромвель» и «Шерман» из состава «английской» роты 82-го танкового батальона

В декабре 1948 – январе 1949 года в ходе боев с египетскими войсками было подбито и захвачено девять танков М22 «Локаст», три из которых поступили на вооружение 82-го батальона. Правда, произошло это уже после окончания войны. По состоянию на 1 марта 1949 года один танк этого типа значился как исправный, а два находились в ремонте.

Все вышеперечисленные танки никаких особых обозначений в Израиле не получили, а назывались просто «Рено», «Гочкис», «Кромвель» и «Локаст», без указания моделей и модификаций. Все эти боевые машины были сняты с вооружения в 1952 году.

Следует отметить, что в связи с Войной за независимость упоминаются и танки других типов. Так, например, в 1948 году у египетских войск были захвачены несколько легких танков Mk VI английского производства, но на вооружение они приняты не были. В июле 1950 года в ремонте числился один танк «Валентайн». Происхождение его неизвестно, возможно, он был обнаружен на свалке металлолома на одной из покинутых английских военных баз. На вооружение он также не принимался.

Израильские солдаты осматривают захваченный сирийский танк «Рено» R35. 1948 год

В марте – апреле 1948 года в США были приобретены 35 (по другим данным – 38) легких танков М5А1 «Стюарт». Однако в июле 1948 года они были конфискованы ФБР и в Израиль не прибыли. В течение 1948 года велись переговоры с Чехословакией о закупке 32 легких танков двух типов, именовавшихся в документах «9-тонными» и «16-тонными». Речь шла о танках Pz.38(t) и истребителях танков «Хетцер», а точнее – LT-38/37 и ST-1. Сделка не состоялась, поскольку стороны не сошлись в цене.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Танк «Меркава» – революционная колесница Бога

Несмотря на небольшие размеры, государство Израиль одна из самых значимых стран. Это справедливо как к европейско-ближневосточной, так и к мировой арене. Созданное в 1948 году, оно вынуждено было с рождения бороться за независимость и право на существование. Само собой, вести борьбу невозможно без нового и современного оружия.

Одной из главных разработок израильской армии, ЦАХАЛА, является танк «Меркава». Созданный, по сути, в спешке, в условиях постоянно надвигающейся войны, этот аппарат стал одним из лучших образцов бронетехники ХХ века, и в ХХI продолжает удерживать свои позиции.

Создание «Меркавы»

С момента создания государства Израиль силами самообороны производились закупки техники за рубежом, в основном в Британии и США. Сначала это были образцы, оставшиеся со времен Второй Мировой войны. Затем на вооружение ЦАХАЛА стали поступать новейшие на тот момент образцы танков «Чифтен». Сложная международная обстановка привела к тому, что в 1970 году Британия отказала Израилю в поставке новой техники.

В принципе, израильский генералитет был готов к такому развитию событий. Развернувшуюся работу по созданию собственной модели танка возглавил Исраэль Таль.

На момент описываемых событий «Талик» прошел службу в Еврейском легионе британской армии в ходе Второй Мировой войны, а так же участвовал в Шестидневной войне. Блестящий теоретик, именно он создал тактику и стратегию использования бронетанковых сил ЦАХАЛА, а так же координировал создание «идеального» танка для действий в условиях климата Палестины.

Проект получил название «Меркава», что переводится как «колесница». Важно знать, что у названия есть религиозная подоплека. В священных еврейских текстах Меркава – колесница Бога, трон, на котором Всевышний передвигается в книге пророка Иезекииля. Пафосное название для танка, в проектирование которого вложил душу один из лучших танкистов в истории.

При проектировании модели Таль основывался на общей стратегии армии обороны Израиля.

Она подразумевала осознание тотального превосходства противника в живой силе и технике, невозможность стратегического или тактического отступления, а так же ведения войны «на истощение». Учитывались и все особенности климата Палестины и Ближнего Востока, где танкам предстояло показать себя.

Машина должна была отвечать нескольким боевым параметрам. Первое, и главное, у нового танка должен был быть пониженный силуэт и небольшая башня. Анализ боевых действий показал, что большая часть попаданий приходилась именно в башню. Пробитие брони означало в большинстве гибель или серьезные ранения для экипажа.

Рисковать танкистами ни Таль, ни кто бы то ни было, не хотели, поэтому требования учли. Другой важный момент, стрельба на дальнюю дистанцию. Израильтяне должны были выбивать танки противника как можно раньше, на подходе к оборонительным позициям. Отсюда особое внимание к орудию и к подготовке наводчика.

Декабрь 1974 года ознаменовался первыми серьезными армейскими испытаниями прототипов. В 1979 году ЦАХАЛ получил первую партию серийных танков, принятых на вооружение.

Конструкция «Меркавы»

Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Читать еще:  Трофейная бронетанковая техника вермахта

Такая необычная для танка компоновка позволяла защитить экипаж и давала свободное пространство в корме.

Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.

На машине применяется дизельный двигатель американской конструкции AVDS-1790-5A, развивающий за счет турбонаддува мощность до 900 л.с.

Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.

Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.

Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только крупнокалиберные пулеметы Браунинг, но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.

Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.

Модификации танка

Разработки и совершенствование боевой машины ведется по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких доработок, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:

  • Mk.1, первый в серии танк, обладающий множеством «детских болезней», испытанный в ходе Ливанской войны;
  • Mk.2, с усиленной броневой защитой и силовой установкой;
  • Mk.3, получившая модульную броню;
  • Mk.4, лучший основной танк по версии многих военных агентств, обладающий, однако, и множеством недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой на ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а так же изменить марку двигателя, то серьезно повысило ходовые качества.

Разработки нового «танка будущего» ведутся и сейчас. Будет ли это очередная модификация «Меркавы» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.

Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 пока практически ничего не известно.

Сравнение с аналогами

Как известно, лучше всего характеристики танка выглядят, если сравнить их с аналогичными показателям у вероятного противника. Данная таблица приводит обобщенные данные самых распространённых основных танков и их модификаций.

Большой еврейский погром танкового ЦАХАЛа в Южном Ливане

Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) традиционно отличается высочайшим уровнем боевой и морально-психологической подготовки. В этой стране действует поголовный призыв в вооруженные силы (в том числе и для женщин) без всяких «альтернативных служб» и безупречно отработанная система постоянной переподготовки резервистов. Ливанская группировка «Хезболла» уж никак не казалась серьезным противником для еврейского государства.

«Партия Аллаха» (так переводится название этой организации) необычна тем, что, хотя и состоит из арабов, но находится под контролем персов, т.е. Ирана. Причина в том, что члены «Хезболлы» — шииты, а Иран — главная шиитская страна в мире. В данном случае религия оказалась важнее национальности. В Ливане шииты составляют относительное большинство жителей, при этом их представительство в органах власти ниже, чем доля в населении. Отчасти именно отсюда возник феномен «Хезболлы». Чтобы вести успешную борьбу за власть в Ливане, надо иметь репутацию непримиримых борцов с сионизмом. «Хезболла» воюет с Израилем много лет, но долгое время израильские власти не рассматривали это движение как серьезного противника.

Ситуация внезапно изменилась в июле 2006 года. Бойцы «Хезболлы» 12 июля разгромили израильский блокпост на границе с Ливаном, захватив в плен двух солдат. При попытке их немедленно освободить военные потеряли танк «Меркава» со всем экипажем, который подорвался на 300-килограммовом фугасе. Таким образом, за один день ЦАХАЛ потеряла восемь человек убитыми, двух пленными и современный танк. По израильским меркам, это экстремально высокие потери.

В ответ по позициям «Хезболлы» на территории Ливана были нанесены артиллерийские и авиационные удары, на что шиитская группировка ответила ракетными обстрелами израильской территории. Эффективность этих обстрелов является очень низкой, но в Израиле к ним относятся крайне нервно. Теперь уже нужно было проводить наземную операцию для разгрома инфраструктуры «Хезболлы» в приграничной зоне, в частности уничтожения ракетных установок и цехов по производству ракет.

Когда Голиаф становится Давидом

Особых проблем генералы не ожидали — потенциал ЦАХАЛ и «Хезболлы» несопоставим. Кроме того, у израильских силовиков есть опыт ведения противопартизанской борьбы с палестинскими боевиками, которые отличались фанатизмом, но крайне низким уровнем боевой подготовки.

Реальность, однако, преподнесла неприятный сюрприз. Уже 14 июля израильтяне получили удар там, где его совсем не ожидали. Боевики «Хезболлы» с берега поразили китайской противокорабельной ракетой (ПКР) С-802 (точнее — ее иранской копией) корвет «Ханит», обстреливавший побережье. При этом погибли четыре моряка, корабль получил серьезные повреждения. Сам факт наличия ПКР у партизан — явление почти уникальное, но дело не только и не столько в этом. «Ханит» — третий и последний корабль в серии корветов типа «Саар-5», построенных в США специально для Израиля. Эти корветы являются самыми мощными в мире в своем классе, по вооружению не уступая эсминцам. С-802 — обычная дозвуковая ПКР, никаких особых технологических изысков в ней нет. Корветы типа «Эйлат» имеют сразу три средства борьбы с такими ракетами — зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Барак» (не менее 32 зенитных управляемых ракет, готовых к старту, время реакции — 6 секунд), артустановки «Вулкан-Фаланкс» (одна) и «Си Вулкан» (две). Никто, однако, даже не попытался сбить ракету. Соответствующие РЛС на корвете вообще не работали, экипаж не ожидал, что у противника может оказаться ПКР. Нельзя не отметить, что «не ожидал» — не оправдание для командира корабля, выполняющего боевое задание. Кроме того, появился вопрос к хваленой «Моссад»: почему же она не имела информации о том, какое оружие один из главных врагов Израиля поставляет другому из его главных врагов?

19 июля израильская армия начала наземное наступление вглубь Ливана. Группировка включала 91-ю и 162-ю дивизии. В составе 91-й дивизии находились 1-я пехотная бригада «Голани» (на БМП «Ахзарит», созданных в Израиле на шасси трофейных советских танков Т-55), 7-я бронетанковая бригада (на танках «Меркава» Мк2) и элитная 35-я воздушно-десантная бригада. 162-я дивизия включала 401-ю бронетанковую (на новейших танках «Меркава» Мк4) и 933-ю пехотную бригады. Этих сил казалось более чем достаточно для разгрома противника.

Однако израильтян продолжали преследовать неудачи. В этот же день при взлете разбился новейший истребитель-бомбардировщик F-16I. Двумя днями позже столкнулись в воздухе и разбились два боевых вертолета АН-64 «Апач», через три дня разбился еще один «Апач». Во всех случаях «Хезболла» была не при чем, тем не менее это были очень серьезные потери.

На земле тоже все шло не слишком здорово. Израильская армия втянулась в бои за укрепрайон Бинт-Джбейль. Выяснилось, что «Хезболла» успела создать в приграничной зоне разветвленную сеть отлично защищенных тоннелей и бункеров, использовавшихся для боев и маневров. И боевая, и морально-психологическая подготовка боевиков «Партии Аллаха» была на голову выше, чем у палестинцев. Шииты действовали небольшими мобильными группами, вооруженными массой современных противотанковых средств (ПТРК и РПГ), которые очень эффективно использовали против израильской бронетехники, включая «Меркавы», имевшие репутацию самых защищенных танков в мире. В итоге бои за укрепрайон затянулись на четыре дня (здесь погибли восемь военнослужащих бригады «Голани»), а фактически продолжились до 11 августа, т.е. почти до конца войны.

Читать еще:  Все танки Первой Мировой. Том I

Поскольку операция шла гораздо сложнее, чем ожидалось, израильская группировка была усилена 2-й и 609-й пехотными бригадами (на «Ахзаритах») и 188-й бронетанковой (на «Меркавах» Мк3). В ночь с 1 на 2 августа был высажен крупный вертолетный десант в районе Баальбека, но никаких ощутимых результатов он не принес. Более того, «Хезболла» продолжала пуски ракет по территории еврейского государства.

Когда Голиаф становится Давидом

9 августа израильская наземная группировка ЦАХАЛ была еще раз радикально усилена, получив еще три бронетанковые, три воздушно-десантные и две пехотные бригады, включая 84-ю пехотную бригаду «Гивати», переброшенную с противоположного конца Израиля, из сектора Газа. В тот же день боевики «Хезболлы» подбили из ПТРК 11 танков «Меркава» Мк4 — запредельное количество для подобной войны. 11 августа израильтяне высадили в тылу противника еще один крупный десант с 50 вертолетов, при этом был сбит из ПЗРК вертолет СН-53.

К 12 августа численность израильской группировки на юге Ливана достигла 30 тыс. военнослужащих и 400 танков против 2,5 тыс. человек у «Хезболлы». В этот день ЦАХАЛ потеряла убитыми 24 человека — самые большие дневные потери. Впрочем, к этому моменту израильские войска вышли к реке Литани, которая и считалась основным рубежом наступления. 14 августа было объявлено перемирие. Полный вывод израильских войск из Ливана завершился к 1 октября.

Потери Израиля убитыми составили 119 военнослужащих и 44 мирных жителя. Были подбиты из ПТРК и РПГ 45 танков «Меркава» и 14 БМП на базе танков, еще шесть и один соответственно подорвались на фугасах. Погибло 30 танкистов. Впрочем, безвозвратные потери составили лишь пять танков: по одной «Меркаве» Мк2 и Мк4 от фугасов, по одной «Меркаве» Мк2, Мк3 и Мк4 от ПТРК «Метис» и «Корнет». Потери в авиации были перечислены выше: один F-16I, три АН-64, один СН-53. Кроме того, были потеряны четыре беспилотника: три упали в Ливане (предположительно по техническим причинам), один сбит ПВО Сирии.

«Хезболла» потеряла убитыми от 250 до 600 человек. Также погибли 43 ливанских военнослужащих (хотя ливанская армия в войну на своей территории не вмешивалась), пять наблюдателей ООН, от 300 до 500 мирных жителей.

На территории Израиля за время конфликта упало 3970 ракет, выпущенных «Хезболлой».

В целом, действия ЦАХАЛ в этой войне оказались неудачными. Если во всех предыдущих арабо-израильских конфликтах (кроме, пожалуй, войны в том же Ливане в 1982 году) Израиль выступал в роли Давида, то в 2006 году он впервые оказался Голиафом. Армия обороны Израиля, всегда с блеском побеждавшая гораздо более многочисленного и почти всегда хорошо вооруженного противника, на этот раз тупо задавила «Хезболлу» массой. При этом она не смогла уничтожить эту группировку (хотя и нанесла ей весьма ощутимые потери) и даже не сумела освободить двух своих пленных, из-за которых война и началась. Более того, авторитет «Хезболлы» не только в самом Ливане, но и во всем арабском мире взлетел очень высоко.

Почему ЦАХАЛ оказалась не на высоте? В Израиле выросло целое поколение не воевавших военных (борьбу с палестинцами всё же никак нельзя приравнять к полноценной войне). Были резко снижены расходы на переподготовку резервистов, без мобилизации которых израильская армия войны не ведет. Крайне вредным оказалось излишнее увлечение американскими теориями «бесконтактной войны», в соответствие с которыми можно победить только авиацией и, в крайнем случае, артиллерией. Наконец, израильтяне стали слишком хорошо жить, а это в любой стране ведет к снижению боевого духа.

Впрочем, пока ЦАХАЛ не деградировала до уровня европейских армий и по-прежнему готова вести жесткую наземную контактную войну. В связи с этим нельзя не отметить важнейшего факта. Израильская армия — единственная в мире, отказавшаяся по сути от традиционных БМП и БТР, поскольку эти машины с «картонной» броней пехоту не защищают, а убивают. Конечно, выкинуть шесть тысяч американских БТР М113 израильтяне сразу не могут, но в бой их уже не пускают (разве что против палестинцев). Для настоящей войны предназначены только БМП на базе танков (пусть даже очень устаревших Т-55 или «Центурион»). Если бы не такие машины, потери в живой силе в боях с «Хезболлой» были бы в разы выше. Сейчас в Израиле уже выпускается БМП «Намер» на шасси «Меркавы» Мк1.

Для НАТО уроки ливанской войны 2006 года не очень интересны: не только Европа, но и США от наземных операций, по сути, отказались. Не в том смысле, что они такие сильные, что выиграют любую кампанию одной авиацией, а в том, что если Североатлантическому блоку понадобится вести боевые действия на суше, НАТО просто откажется от такой войны.

Для России израильские уроки важны чрезвычайно. Например, что надо отказываться от традиционных БМП и создавать таковые только на шасси танков (кажется, это подразумевается в рамках проекта «Армата»). А главное — ни в коем случае нельзя расслабляться.

Как ирландец и шотландец угнали для Армии обороны Израиля первые танки

Если первыми боевыми самолетами, которые оказались в распоряжении израильской армии,стали Мессершмитты чешской послевоенной сборки (S-199), то их первыми танками стали английские «Кромвели». При этом первые два средних танка Cromwell были в буквальном смысле угнаны прямо из-под носа у англичан. В этой детективной истории оказались замешаны два сержанта: ирландец-механик Майкл Фланаган и шотландец Гарри Макдональд. Один из угнанных ими танков до сих пор можно увидеть в Латурне, где расположен израильский музей бронетанковых войск «Яд ле-Ширьон».

В 1947 году Великобритания приняла решение отказаться от своего колониального мандата на управление Палестиной. Англичанам откровенно надоело искать какое-либо решение арабо-еврейского конфликта, поэтому они решили устраниться от данной проблемы. Официально окончание действия их мандата должно было произойти 14 мая 1948 года. В тот же день было объявлено о создании независимого государства Израиль, после чего начался второй этап арабо-израильской войны 1947–49 годов, которая в самом еврейском государстве, как и в большинстве стран мира, носит название «Война за независимость» (в то время как государства, которые сочувствовали антиизраильской коалиции, называют ее по-другому – «Накба», то есть «катастрофа»).

Фактически война на территории Палестины началась еще до того, как ее покинули представители британской администрации. Однако на первом этапе данного конфликта боевые действия носили исключительно позиционный характер, а стороны конфликта главным образом занимались добычей вооружения, строительством фортификационных сооружений и укреплением своих позиций. При этом к началу войны евреи успели создать две крупных военных организации полуподпольного плана – «Хагану» и «Иргун». Обе организации в 1948 году были распущены, влившись в образованную в мае того же года Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ).

При этом Армия обороны Израиля была вооружена самым различным по своему происхождению оружием. Сбор различного оружия начался задолго до мая 1948 года. Собранные евреями арсеналы были невероятно разномастные по моделям, калибрам, происхождению и возрасту. К примеру, еще до начала Второй мировой войны в распоряжении Хаганы появились пистолеты-пулеметы, полученные контрабандным путем, это были финские «Cуоми» и американские «Томпсоны», которые были очень удобны для боев в городе и поселениях. Не прекращался поток контрабанды оружия и после завершения большой войны в Европе. С 1946 по 1948 годы в Израиль было передано более 1300 различных пистолетов-пулеметов, а еще примерно 870 пистолетов-пулеметов, главным образом британских «Стэн», было добыто за период 1941-1947 годов непосредственно «на месте». Их похищали с британских складов, покупали у арабских контрабандистов и т.д. Таким же способом шла добыча магазинных винтовок и даже легких минометов.

В результате территория Палестины оказалась буквально нашпигована оружием. Схроны находили по всей стране. Так в 1946 году в Тель-Авиве только в одном здании школы Тахемони представители британской администрации обнаружили более 50 минометов, 50 винтовок и несколько тысяч патронов и мин к ним. А в кибуце Дорот было найдено два десятка пистолетов-пулеметов и ручных пулеметов. Оружие покупалось даже у самих британцев. При этом объяснялось это достаточно просто: дисциплина в войсках, которые уже считали дни до своего ухода из Палестины, мягко говоря, хромала. К примеру, уже в 1951 году в Великобритании был осужден офицер, который в 1948 году продал евреям партию оружия. Первоначально он собирался сбыть всю партию арабам за 25 000 фунтов стерлингов, однако представители Хаганы предложили за нее 30 тысяч и выиграли. В результате этой сделки они получили бронеавтомобиль, машину типа «джип», 180 пулеметов «Браунинг», винтовки и тысячи патронов к ним. При этом «Хагана» скупала оружие не только у британцев, но и у самих арабов на территории Палестины, а также соседних Египта и Сирии.

Шла охота и за серийной бронетехникой, ее добывали у тех же британцев. В некоторых случаях бронеавтомобили просто угонялись. Действовали евреи по всем правилам: брали бронемашину под свое наблюдение и дожидались того момента, пока экипаж отправится искупаться или перекусить. Однако речь шла не о танках. Первые танки, которые стали родоначальниками израильских танковых войск, были угнаны у британского контингента самими британскими военнослужащими гусарского полка, расположенного в Хайфе. Это были два средних танка Cromwell, вооруженных 75-мм пушками.

Читать еще:  Организационно-штатная структура танковых армий

До отмены действия британского мандата в Палестине Хагана успела раздобыть перечисленные выше два танка «Кромвель», один бронеавтомобиль «Даймлер», два разоруженных танка «Шерман» (были куплены) и разведывательный автомобиль GМС «Оттер». Уже в мае 1948 года началось формирование израильской бронетанковой службы, однако на 15 мая из всех танков только что провозглашенного израильского государства на ходу был лишь один. В июне того же года в Израиль прибыли 10 легких танков «Гочкис» Н-39, которые на тот момент времени являлись безнадежно устаревшими машинами, их купили во Франции. А в июле «Гочкисы», «Кромвели» и «Шерманы» уже приняли участие в боях с арабами в составе 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. При этом из 30 неисправных танков «Шерман», которые спешно были приобретены в Италии, во время войны удалось ввести в строй всего две машины.

Возвращаясь к британскому среднему танку «Кромвель», который по английской терминологии был крейсерским танком, можно отметить, что во время Второй мировой войны этот танк по праву считался одной из лучших британских боевых машин. Данный танк был создан в Великобритании уже в годы войны и, благодаря сравнительно легкому бронированию и мощному двигателю «Роллс-Ройс», отличался высокой скоростью передвижения. Вооруженный 75-мм пушкой танк нашел себе достойное применение в годы Второй мировой войны, сражаясь против немецких войск. История появления данных танков в ЦАХАЛ начинается с идеи, которая пришла в голову Ицхаку Саде – основателю первой танковой бригады еврейского государства. Весной 1948 года, он принял решение воспользоваться проводимой британцами эвакуацией своей армии, для того чтобы просто угнать несколько таких машин, присоединив их к силам «Хаганы».

Первая попытка украсть танки у англичан во время их перегона из сворачиваемой военной базы в Изреэльской долине в Хайфу была запланирована на конец мая 1948 года. Предварительно, специально созданный при «Хагане» отдел «закупок» смог договориться с несколькими британскими солдатами о том, что во время переезда последние танки отстанут от колонны и свернут на боковую дорогу, где их будут поджидать бойцы организации. За каждый из угнанных танков солдатам обещали передать по 3 тысячи фунтов стерлингов. Однако данный план провалился, так как охрана колонны был усилена, что испугало солдат, принявших участие в сделке. Но Ицхак Саде не собирался сдаваться и приказал заниматься поиском новых возможностей, чтобы завладеть танками. Так в начале лета того же года «Хагана» смогла выйти на двух британских сержантов – ирландца-механика Майкла Фланагана и шотландца Гарри Макдональда, который служил командиром одного из танков.

Операция по угону бронетехники была запланирована на ночь с 29 на 30 июня 1948 года, накануне отхода из Палестины последних частей британской армии. Четыре остававшихся танка «Кромвель» планировалось угнать с базы, находящейся при хайфском аэродроме, при помощи двух вышеназванных сержантов и пары еврейских бойцов, которые успели пройти ускоренный курс управления танком Cromwell. За неимением для этого других возможностей британские сержанты обучали своих напарников управлению боевой машиной, проводя лишь теоретические занятия в одном из кафе Хайфы – при помощи чертежей и рисунков.

Вечером перед «днем Х» подготовленные бойцы «Хаганы» проникли на британский аэродром, где спрятались внутри легкого самолета, который принадлежал одному из состоятельных евреев. В назначенный ночной час все четверо угонщиков заняли свои места в заранее подготовленных сержантами к угону танках, которые были нагружены запасными частями и боеприпасами. Однако тут начались первые проблемы. Один из новоиспеченных израильских механиков-водителей не смог завести танк и, бросив боевую машину, сбежал с базы. Три других танка, проломив ворота базы, устремились в сторону киббуца Ягур, находящегося в Изреэльской долине, в нескольких десятках километров к востоку от Хайфы. Здесь окончательно выяснилось, что теоретической подготовки, которая была получена в кафе, явно недостаточно для управления танков. Еще один «Кромвель», которым управлял еврейский водитель, сошел с дороги и буквально увяз в песке. Пытаясь освободить танк из ловушки, неопытный механик-водитель только вывел из строя коробку передач. В итоге боевую машину пришлось бросить. Впоследствии стало понятно, что два оставленных танка помогли скрыться остальным. В атмосфере страшной неразберихи, которая возникла на британской базе после дерзкого угона, офицеры потратили не менее 30 минут на выяснение ситуации и осмотр двух брошенных танков, что позволило двум другим «Кромвелям» успешно оторваться от погони.

Непосредственно в кибуце Ягур танки должны были встретить автомобили-трейлеры, предназначенные для их транспортировки, но грузовиков на месте не оказалось. Ждать их прибытия было опасно, так как британцы к тому моменту подняли в воздух авиацию, которая должна была найти и уничтожить беглецов. Поэтому «Кромвели» помчались в Тель-Авив, но своим ходом. Впереди, указывая танкистам дорогу, следовал джип «Хаганы». А заранее купленные еще в ходе подготовки к проведению операции старые грузовики, загруженные щебнем и с пробитыми шинами, перегораживали вслед за прошедшими танками узловые перекрестки, отрезая их от возможных преследователей. Добравшиеся до Тель-Авива боевые машины были спрятаны непосредственно во дворе жилого дома в одном из восточных пригородов города – Гиватаиме.

Узнав об успешном угоне танков, британское командование было в бешенстве. Офицеры отказались от участия в прощальном банкете, который организовывал мэр Хайфы и, надеясь как-то замять эту позорную для британской армии историю, неофициально предлагали провести обмен, отдав «Хагане» взамен двух угнанных «Кромвелей», три танка другого типа. По всей видимости, предложение оказалось не таким интересным и британские офицеры получили отказ.

А уже неделю спустя оба угнанных танка «Кромвель» оказались в расположении 82-го танкового батальона 8-й танковой бригады Ицхака Саде. Собственно они вместе с танком «Шерман», у которого на тот момент не было орудия, составляли первую и единственную на тот момент времени тяжелую танковую роту израильской армии. Помимо них танковая бригада располагала лишь несколькими легкими французскими танками, которые были отбиты у сирийцев еще во время боев в мае 1948 года.

В июле того же года израильская танковая часть приняла участие в дерзкой и успешной операции «Дани», результатом которой стал последующий захват аэропорта Лидда (сегодня это аэропорт «Бен-Гурион») и других стратегических позиций, расположенных в центре страны. В октябре 1948 года бригада была переброшена на южный фронт, где в ходе операции «Иоав» смогла захватить полицейский форт Ирак-Сувейдан. А во время зимней операции «Хорев» израильские танки сумели разгромить части египтян и вышли на границу с Синаем.

Память о первых израильских «Кромвелях» живет по сей день, силуэт данного танка украсил эмблему, которую можно встретить на беретах израильских танкистов. Сами танки смогли попасть в Музей танковых войск, находящийся на месте британского форта Латрун, который так и не удалось захватить во время Войны за независимость (израильтяне захватили форт только во время Шестидневной войны). Британские сержанты Гарри Макдональд и Майкл Фланаган остались в Израиле, поступив на службу в бригаду Саде. Со временем Макдональд покинул службу и уехал из Израиля, а Фланаган прошел гиюр, женился на Рут Леви, которая служила в том же подразделении, и поселился с ней в киббуце Шаар ха-Амаким.

До сих пор довольно трудно судить о том, что именно заставило двух сержантов британской армии летом 1948 года дезертировать, прихватив с собой танки. Со временем данная история, как это часто бывает, обросла большим количеством легенд – и про девушек, которыми «Хагана» соблазнила сержантов, и про огромное денежное вознаграждение, и про то, что бойцы израильского подполья угрожали сержантом оружием. Возможно, свою роль сыграло и то, что оба угонщика по национальности были ирландцем и шотландцем и в британской армии чувствовали себя не совсем уютно.

Однако Амнон Думани, который лично был знаком с Фланганом на протяжении многих лет, пока тот жил в киббуца Шаар ха-Амаким, убежден, что ирландца на угон танка толкнули вовсе не лирические и коммерческие причины. На его выбор повлияло совсем другое. Майкл Фланган в 16 лет окончил военное училище, а в возрасте 19 лет принял участие в освобождении концлагеря Берген-Бельзен в Европе. В концлагере он увидел то, что сильно потрясло его и навсегда изменило его жизнь. При этом он никогда подробно не рассказывал об увиденном лагере, стараясь уйти от этих разговоров. За время своей службы в Палестине после окончания Второй мировой войны он стал открыто симпатизировать евреям, решив в итоге остаться в стране, чтобы помочь молодому государству устоять в борьбе с арабами. Сержант Гарри МакДональд был его единомышленником, поддержав его выбор.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector