2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средний танк Mk A «Уиппет»

Средний танк
Мк.А Уиппет
(Mk.A Whippet)

При конструировании первых танков добивались высокой их проходимости по пересеченной местности. В результате прототипы первых машин могли преодолевать довольно широкие рвы и другие препятствия, но скорость передвижения даже по дорогам была чрезвычайно малой. В 1916 году появились требования относительно повышения скорости танков, с целью их использования не только для прорыва заграждений, а й для стремительного наступления. Поэтому один из первых в мире конструкторов танков, Уильям Триттон, начал работы по созданию модели машины, отвечающей новым условиям.

Официально новая машина называлась Мк.А (Mk.A), однако вскоре за ней прочно закрепилось прозвище Уиппет (Whippet — гончая). В передней части корпуса находится моторное отделение с расположенными двумя двигателями от автобуса, мощность 45 л.с. (34 кВт) каждый. Двигатели приводили в движение гусеничную ленту по своему борту, поворот танка осуществлялся за счет разницы скорости вращения гусениц. За моторным отделением слева располагался механик-водитель. Справа от него — боевое отделение с пулеметами Гочкис. Толщина броневых листов корпуса среднего танка Мк.А Уиппет (Mk.A Whippet) составляла от 5 до 14 мм.

В феврале 1917 года начались полевые испытания опытного экземпляра танка Мк.А Уиппет (Mk.A Whippet). В июне 1917 года было принято решение развернуть серийное производство новой машины, однако первый серийный танк Мк.А Уиппет (Mk.A Whippet) был выпущен только к концу 1917 года.

Боевое крещение танка Мк.А Уиппет (Mk.A Whippet) состоялось во Франции в марте 1918 года. В боях танки показали себя не с лучшей стороны. Основная проблема состояла в том, что механику-водителю было трудно одновременно управлять двумя двигателями, кроме того, часто случались поломки механизмов. Тем не менее, скорость танка значительно превышала ту, которую могли максимально развить другие модели подобной техники.

Первоначально танки Мк.А Уиппет (Mk.A Whippet) направляли на наиболее угрожаемые направления, где ожидалось немецкое наступление. Вскоре командование решило использовать эти танки для проведения контратак и даже рейдов по тылам противника. Так, известен случай, когда один такой танк в течение 9 часов крушил тыловые сооружения немцев, уничтожая по пути живую силу противника. Танк наделал много шума в тылу германских войск, поэтому его назвали «музыкальная шкатулка». Правда, в конце концов, машина была подбита выстрелом из полевого орудия.

После подписания соглашения о перемирии танки Мк.А Уиппет (Mk.A Whippet) были отозваны с фронта. В 1920 году партия таких машин была отправлена в Японию. Интересно, что немцы, захватившие в боях несколько танков Мк.А Уиппет (Mk.A Whippet), использовали их для сравнительных испытаний и в последствии создали на их базе свой вариант – LK II.

Уиппет Mk A







После сражения у Камбрэ, которое стало звездным часом для танков, даже самым закоренелым скептикам стало очевидно, что в будущем проводить успешное наступление без использования танков просто невозможно. Без танков наступавшая сторона за каждый километр отвоеванных у противника позиций была вынуждена расплачиваться десятками тысяч убитых и огромными расходами боеприпасов. Английские танки вышли на поле боя в середине Великой войны. Нельзя сказать, что они решили исход всей войны, но роль их, действительно, оказалась значительной. Результат применения танков оправдал все возлагавшиеся на них надежды.
И все же успехи не могли скрыть недостатков нового оружия. Тяжелые танки не обладали ни достаточным запасом хода, ни маневренностью. Среди британских военных распространилось мнение о необходимости дополнить тяжелые танки более подвижными легкими. Раньше других это осознал полковник Фуллер, предложивший концепцию создания «кавалерийского» танка, обладающего большим запасом хода и высокой скоростью, пусть даже в ущерб пушечному вооружению. В соответствии с теоретическими предпосылками англичане приступили к конструированию среднего танка.
В принципе, на фирме У. Фостера его проект был готов еще до того, как заказ на такую машину поступил из военного ведомства. Танк изготовили в декабре 1916 года, испытали в феврале 1917, а в июне того же года военные выдали заказ на первую партию из 200 средних танков.
В марте 1918 года первые серийные танки, получившие обозначение Мк.А., сошли со сборочной линии завода. Новый танк, созданный Уильямом Триттоном на фирме У. Фостера в городе Линкольне, считался быстроходным, и за то, что развивал вдвое большую скорость нежели Мk-IV, заработал прозвище «Whippet» — «Борзая».

Средний танк Мk.А. «Whippet». Англия, 1918г. Масса 14 т, длина – 6080 мм., ширина – 2620 мм., высота – 2750 мм., толщина брони 6 — 14мм., скорость по шоссе — до 14 км/ч, вооружение – 3 или 4 7,7-мм пулемета «Гочкиса». Экипаж – 3 человека. Преодолеваемые препятствия: высота стенки – 0,75 м., ширина рва – 2,10 м., глубина брода – 0,80 м. Запас хода составлял 130 км.

Компоновка танка Мк.А. «Whippet».
Особенностью танка «Whippet» было наличие двух двигателей, а не одного, как на тяжелом танке. Размещены двигатели «Тейлор» мощностью по 45 л.с., также были необычно — в передней части корпуса, рядом с топливными баками. Каждый двигатель через свою коробку передач приводил в движение одну из гусениц. Коробки передач и ведущие колеса находились в задней части корпуса. Поворот танка мог осуществляться одним из трех способов – либо путем уменьшения числа оборотов одного из двигателей, либо путем переключения передачи, либо и тем и другим способом одновременно. Одним из недостатков конструкции было то, что если из строя выходил один из двигателей, танк не мог продолжать движение.
Вообще-то это был не единственный недостаток танка. Не смотря на увеличение скорости до 14 км/ч, подвеска оставалась жесткой (хотя к тому времени во Франции уже появились танки с мягкой подвеской). Из-за этого скорость танка Мк.А. на пересеченной местности по-прежнему оставалась невысокой. Танк оказался очень сложным в управлении, и от водителя требовалось немалое мастерство, да и обзор из кормовой рубки, где размещался экипаж и вооружение (4 пулемета), был неважным. От вращающейся башни конструкторы отказались с целью упрощения и удешевления производства танка, хотя прототип «Уиппета» — легкий танк Триттона, имел вращающуюся башню.
Мк.А. «Whippet» были дороги и сложны в производстве и эксплуатации, но, тем не менее, превосходили своих тяжелых «коллег». Танкисты хвастали, что «Борзые» способны своим ходом вернуться из боя на исходную позицию! Тяжелым Mk-I – Mk-IV из-за частых поломок и небольшого запаса топлива это удавалось далеко не всегда.

Средний танк Мk.А. «Whippet»

Средний танк Мk.А. «Whippet»

Средний танк Мk.А. «Whippet». Вид сзади
Мк.А. начали службу 26 марта 1918 года. В тот день 12 танков были посланы на разведку в Колинкам. А свой первый бой «Борзые» приняли под Виллер-Бретонни 24 апреля 1918 года. 7 танков на скорости около 10 км/час появились на поле боя и обратили в бегство около 1 200 немцев, готовившихся к атаке. Было убито 400 немецких солдат. Правда, и цена за успех оказалась большой – из 7 танков вернулись 3, остальные 4 сгорели (один танк подбил A7V № 525 «Зигфрид»; еще три Мк.А. уничтожили артиллеристы).
Танки «Whippet» приняли самое активное участие во всех сражениях конца войны, в том числе и под Амьеном 8 августа 1918 года, когда 96 средних танков Мk.А. впервые в истории танковых войск осуществили нечто похожее на оперативный прорыв. Оторвавшись от своей пехоты и сопровождаемые кавалерией, они провели впечатляющий рейд по немецким тылам. В результате согласованных действий всех родов войск англичанам уже к вечеру того дня удалось захватить 16 000 пленных и 400 орудий, а также продвинуться на 11 км в глубь сильной германской обороны. О том, на сколько Мk.А. «Whippet» мог быть грозным оружием, можно судить по действия танка с довольно странным прозвищем «Музыкальный ящик» лейтенанта Арнольда в сражении за Амьен. «Whippet», оторвавшись от своей залегшей под шквальным артогнем кавалерии, в одиночку совершил дерзкий рейд по немецким тылам. Приблизительно за 12 часов рейда экипаж танка подавил батарею, рассеял колонну из автомобилей и повозок и уничтожил более 200 солдат противника. Только два попадания, воспламенившие бензин, вытекший из укрепленных на крыше запасных канистр, вывели танк из строя. Следует заметить, что канистры были закреплены в нарушение инструкции (их полагалось крепить сзади).
И все же «кавалерийским» стать танку «Whippet» не удалось. По мнению личного состава батальонов «Уиппетов» взаимодействия с кавалерией, как такового, вообще не было, и оба вида оружия не помогали друг другу, а скорее мешали. При наступлении, когда танки должны были развернуться перед конницей, скорость их оказалась недостаточной — их перегнали эскадроны, шедшие галопом. Во время же боя конница не поспевала, она осталась позади пехоты, и поэтому танки «Whippet» должны были вести бой самостоятельно, помогая пехоте там, где представлялся удобный случай. Выход на оперативный простор был невозможен без поддержки мотопехоты на бронетранспортерах и грузовиках, без подвижных машин связи и снабжения, без четкого взаимодействия с кавалерией. Всего этого в 1918 году достичь было невозможно.
Пытаясь исправить недостатки конструкции Мk.А. англичане в 1918 году сконструировали две новые модификации среднего танка – Мк.В. и Мк.С. Удачными их ни как не назовешь. Эти машины в общих чертах повторяли своего предшественника. Танки «подросли», но по-прежнему сохранили жесткую подвеску. Следуя традиции британского танкостроения, они сохранили форму тяжелых машин с гусеницами, охватывавшими корпус. Компоновка танка изменилась. Рубка и двигатель (теперь один —100-сильный) поменялись местами. Вооружение на обоих танках размещалось в рубке в шаровых установках с ограниченными углами обстрела. Кроме четырех пулеметов в рубке, еще два пулемета у Мк.В. размещались в боковых спонсонах, делая боевое отделение еще более тесным. Мк.В. получился перетяжеленным для среднего танка. Поскольку мощность двигателя была явно недостаточной для 18-тонной машины, скорость его оказалась даже ниже, чем у Мк.А. – менее 10 км/ч. На Мк.В. установили новинку — аппаратуру для создания дымовых завес.

Средний танк Мк.В Боевая масса — 18 т. Экипаж — 4-5 чел. Вооружение — 6 пулеметов. Толщина брони — 14 мм лоб и борт корпуса. Двигатель «рикардо» — 100 л. с. Скорость по шоссе — 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе — 105 км.

Средний танк Мк.В
Мк.С. оказался еще тяжелее — 19,5 т., но благодаря мощному 150-сильному двигателю развивал скорость до 13 км/ч. Экипаж насчитывал 4 человека. Вооружение в варианте «самки» состояло из четырех пулеметов, и в отличие от Мк.В. размещалось только в рубке. Проект «самца» с 57-мм пушкой и тремя пулеметами остался нереализованным. Толщина брони на танках не превышала 15 мм.

Средний танк Мк.С
Последним образцом среднего танка, который англичане создали до конца войны, был Мк.D. Другое обозначение танка — Мк-I (не путать с тяжелым!). Он имел вращающуюся башню, низкий корпус и был первым танком, «умевшим» плавать. На воде танк держался за счет объема корпуса и передвигался со скоростью 5 км/ч. Перемещение по воде осуществлялось за счет перематывания гусениц с траками оригинальной овальной формы, которые крепились к канатной основе средней частью («змеевидная гусеница»). При массе 13,5 т. танк мог развивать, за счет двигателя мощностью 240 л. с., достаточно высокую по тому времени скорость — до 43 км/ч. Мк.D. имел экипаж из 4 танкистов и был вооружен тремя пулеметами. Всего до конца войны изготовили 4 танка.
Британское командование планировало выпустить 6 тысяч средних танков, но после окончания войны заказ значительно сократили, а всего в итоге было выпущено 36 Мк.С. из 200 заказанных и 45 Мк.В. из 450. Последние продолжали служить в английской армии до 1925 года. Среди закупленных Японией в начале 1920-х годов для испытаний танков было несколько Мк.В.. Небольшое количество Мк.В. состояли на вооружении латвийской армии.
Трофейные танки Мk.А. использовались немецкой армией. Танкам Мk.А. и Мк.В. довелось повоевать и в России во время Гражданской войны в рядах Белой армии и интервентов. Распределены они были следующим образом. 3 танка Мк.В., из них два английских и один русский — № 1613, входили в состав Северной Армии. Один из них был захвачен Красной Армией в 1920 году в Архангельске.
Армия генерала Деникина имела 2 отряда танков, 2-й и 4-й, полностью укомплектованных Мk.А. 2-й отряд включал танки «Тигр», «Степняк», «Сфинкс» и «Крокодил» (позднее «Сибиряк»). 4-й отряд состоял из танков «Генерал Врангель», «Садко», «Генерал Шкуро» и «Уралец». Два Мk.А. приняли участие в штурме Царицына.
В конце Гражданской войны «Уиппеты» досталась Красной Армии. Под названием «Тейлор» (по типу установленных двигателей) 12 Мk.А. эксплуатировались в СССР до начала 30-х годов.

Британские танки Мk.А. захваченные Красной Армией в 1919 г. возле Новороссийска

Русские офицеры-танкисты на танках Мk.А., поставленных союзниками Добровольческой Армии генерала Деникина, 1919 г.

Танки Мk.А., поставленные союзниками Добровольческой Армии

Танки Мk.А. в Красной Армии

Читать еще:  СРЕДНЕПУШЕЧНЫЕ ТАНКИ

Энциклопедия танков . 2010 .

Смотреть что такое «Уиппет Mk A» в других словарях:

Уиппет — Характеристики Рост кобели 47 51 см суки 44 47 см … Википедия

Уиппет — как гладкошерстная борзая практичного среднего роста пользуется большой популярностью в кругах любителей борзых. В отличие от других пород борзых (за исключением левреток), которые своими вариациями должны быть благодарны влиянию изменяющихся… … Полная энциклопедия пород собак

Уиппет — порода охотничьих собак, разновидность борзых. Происхождение неизвестно. В 18 19 вв. использовалась для охоты на зайцев, позднее в спортивных состязаниях на преследование искусственного зайца, а также как комнатная. Разводят в странах… … Большая советская энциклопедия

Мк. А «Уиппет» — Medium Mk A Whippet Whippet Firefly of F Battalion in The Museum of the Army in Brussels (original colours) Тип: Танк Страна … Википедия

Мк А «Уиппет» — Medium Mk A Whippet Whippet Firefly of F Battalion in The Museum of the Army in Brussels (original colours) Тип: Танк Страна … Википедия

Medium Mk.A Уиппет — … Википедия

Mk A Уиппет — … Википедия

Mark A (танк) — Medium Mk A Whippet Whippet Firefly of F Battalion in The Museum of the Army in Brussels (original colours) Тип: Танк Страна … Википедия

Whippet — Medium Mk A Whippet Whippet Firefly of F Battalion in The Museum of the Army in Brussels (original colours) Тип: Танк Страна … Википедия

Танки Белого движения — Танки Белого движения совокупность танков, используемых армиями Белого движения в ходе Гражданской войны в России. Танки были преимущественно английского и французского производства (переданы белым армиям союзниками России по блоку Антанта… … Википедия

Фронтовые приключения «Музыкальной шкатулки»

Вряд ли будет преувеличением утверждать, что один из самых известных и кровавых примеров использования танков в годы Первой мировой войны — это рейд английского танка «Музыкальная шкатулка», имевший место 8 августа 1918 года в первый день битвы под Амьеном – так называемый «Черный день немецкой армии». Тогда танк «Уиппет» под командованием Кавалера Британской империи лейтенанта Арнольда проник в тыл немецких позиций и находился там в течение десяти часов, нанося неприятелю большой урон и внося хаос и деморализацию в его ряды. История эта примечательная, и ее давно уже пора рассказать.

Читать еще:  Модификации танка «Шеридан»

Танк «Уиппет» («Борзая») выдвигается к линии фронта. Для быстрого опознавания на носовом бронелисте и экранах гусениц спереди накрашены красно-белые кокарды.

Танк «Музыкальная шкатулка» «Уиппет» принадлежал к роте Б, 6-го батальона. В состав экипажа, кроме самого Арнольда, входили еще двое: пулеметчик Риббанс и водитель Карни – то есть стандартный экипаж этой машины, считавшейся в британской армии «скоростным танком». Конструкция его была примитивной. Планировалось поставить на танк вращающуюся башню с пулеметом, но что-то с ней не вышло, и танк получил рубку, из которой во все стороны торчали четыре пулемета «Гочкис».

Таким он планировался, но таким он не стал.

История «Музыкальная шкатулка» началась в 4.20 утра, час «Х», 8 августа 1918 года, когда началось наступление британских войск и она двинулась сторону Виллерс-Бретонне. Лейтенант Арнольд потом вспоминал: «Мы пересекли железную дорогу и прошли через австралийскую пехоту, двигавшуюся под прикрытием наших тяжелых танков (Марка V.)»

Однако дальше Арнольду и его товарищам не повезло. «После 2000 ярдов я остался один, другие наши танки были отброшены. Я видел танки Мк V, за которыми следовала австралийская пехота. Тут я попал под прямой огонь немецкой четырехорудийной полевой батареи». То, что это означает, может понять только тот, кто знает, что тогдашняя полевой пушка могла стрелять со скоростью от десяти до двадцати выстрелов в минуту, то есть выпустить сорок снарядов за всего лишь одну суетную минуту. Стрельба батареи была настолько точной, что выбила два танка Мк V, двигавшихся рядом с «Музыкальной шкатулкой». Арнольд отреагировал поворотом влево и, развив максимальную скорость, двинулся по диагонали вдоль фронта батареи на расстоянии 600 ярдов, маневрируя таким образом, чтобы стрелять по цели сразу из двух пулеметов. Затем Арнольд достиг группы деревьев и стал неуязвим от артиллерийского огня. Затем он выдвинулся на одну линию с батареей, повернул вправо и атаковал ее сзади.

Зато стал таким! «Уиппет» из Бавингтона.

Немцы не успели развернуть свои пушки, как пулеметчик Риббанс и Арнольд прикончили их огнем своих пулеметов. Уничтожение немецкой батареи немедленно отразилось и на пехоте. «Австралийцы также продвинулись вперед и укрылись за дорогой в 400 ярдов перед покинутой батареей».

Тут Арнольд позволил себе немного передохнуть: «Я вышел из танка и спросил австралийского лейтенанта, хочет ли он помощи, и во время нашего разговора он был поражен пулей в плечо». Ничего не оставалось, как садиться обратно в танк и ехать на нем дальше. Куда? На восток, конечно. Туда, где раздавались выстрелы и явно шел бой, потому что здесь уже все было кончено.

«Двигаясь дальше на восток, я подошел к узкой лощине, отмеченной на моей карте как «склад боеприпасов». Когда я подошел, там было много людей и много ящиков, и когда я открыл по людям огонь, они стали разбегаться и прятаться. Я объехал лощину, а затем Риббанс вышел и посчитал убитых, которых оказалось около шестидесяти».

Таких пулеметов на «Уиппете» было четыре штуки!

Потом Арнольд повернул налево от железной дороги и совершил «кругосветное путешествие» по линии фронта, вдоль траншей вражеской пехоты. «Мы стреляли в них с расстояния от 200 до 600 ярдов. По мере того, как наш круиз продолжался, потери противника росли». А потом его танк и вовсе оказался в тылу у немцев. «Я не видел больше наших войск или машин после ухода нашего кавалерийского патруля, но решил продолжить движение». Танк непрерывно обстреливался винтовочным огнем. Пули щелкали по броне, но пробить ее им не удавалось. Плохо было другое. На танк снаружи были навешаны дополнительные канистры с бензином. Пули, естественно, их пробивали и бензин, вытекая и испаряясь, делал пребывание в танке просто невыносимым. Танкистам поэтому пришлось надеть противогазы, срок действия которых составлял около 10 часов.

«Уиппет» и английская пехота.

Тем не менее, несмотря на все эти трудности, танк продолжал движение. «Примерно в два вечера я снова двинулся на восток и оказался на большом аэродроме, где обстрелял находившиеся там транспортные средства и сбил воздушный шар с двумя наблюдателями, которые упали с большой высоты и, конечно, разбились».

Затем танк Арнольда расстрелял движущийся по дороге грузовик и вышел к железной дороге. «Железная дорога была совсем близко, и я видел, как множество солдат идут на посадку на дальностях от 400 до 500 ярдов. Я начал в них стрелять и нанес им большой урон. Оставив их в панике, «Музыкальная шкатулка» двинулась дальше, ведя последовательно огонь по отступавшим колоннам германских войск, а также по моторному и конному транспорту с расстояния 600 – 800 ярдов. Здесь танк подвергся ожесточенному обстрелу, причем у него была повреждена шаровая установка одного из пулеметов. Арнольд извлек из нее пулемет и закрыл отверстие. Для девятичасового пребывания под огнем это было минимальное повреждение, однако судьбу не следует испытывать так долго, а лейтенант об этом забыл. Бензин, обильно вытекавший из пробитых канистр, в это время вспыхнул. Водитель Карни попытался развернуться, но тут их танк получил сразу два снарядных попадания.

Читать еще:  Все танки Первой Мировой. Том II

«Музыкальная шкатулка» в руках у немцев!

«Карни и Риббанс открыли дверь и рухнули на землю. Мне тоже удалось вывалиться на землю, и я смог оттащить их обоих подальше, так как пылающий бензин бежал к нам по земле. Свежий воздух оживил нас, мы все встали и сделали короткую перебежку, чтобы уйти от горящего бензина… В этот момент Карни был застрелен в живот и погиб».

Хорошо, что на этом танке была такая большая дверь!

«Тут я видел, как враги приближаются ко мне со всех сторон. Первый подбежал ко мне с винтовкой и штыком. Я схватил ее, и передняя часть штыка вошла мне в предплечье. Второй человек ударил меня по голове прикладом. Когда я пришел в себя, вокруг меня были уже десятки германских солдат, и все, кто мог до меня добраться, старались нанести мне удары». Далее он пишет, что поскольку одежда, пропитанная бензином, на нем все еще тлела, то… эти удары, в общем-то, были даже полезны, потому что сбили пламя с него окончательно.

Вот из таких полевых пушек германцы обстреляли и подбили английский танк.

«В конце концов мы отправились в землянку. Позже мы прошли мимо полевой кухни, где я знаками показал, что хочу есть. У нас не было ничего из еды с 8.30 утра, так что неудивительно, что я проголодался. Затем меня отвезли к старшему офицеру и допросили. Когда я отвечал: «Я не знаю», он сказал: «Вы имеете в виду, что не знаете, или вы не скажете мне? «Я ответил: «Как хотите, так и понимайте!», после чего он ударил меня в лицо и ушел». Только после этого Арнольда накормили, перевязали раны и вновь отправили на допрос.

«Во второй раз, когда меня допрашивали, я получил пять дней одиночного заключения в комнате без окна – на этот раз мне, правда, дали немного супа с хлебом. Тут Арнольд пригрозил сообщить о поведении допрашивавшего его офицера старшим по званию, и эта угроза произвела на немца просто ужасное впечатление. Его тут же отправили в лагерь военнопленных во Фрайбурге, где он… встретил своего брата, взятого в плен незадолго до этого! А затем в лагере под Кентербери, в январе 1919 года, через который братья проходили репатриацию, они встретили живого пулеметчика Риббанса.

Лейтенант Арнольд в лагере военнопленных. Фрейбург, 1918 г.

В целом рейд танка «Музыкальная шкатулка» продолжался с 4-20 до 15-30. Потери, нанесенные им неприятелю, англичане оценивали как примерно такие, какие в тех же условиях могла бы ему нанести пехотная бригада ценой… выхода из строя половины своего состава.

Из книги «Боевые танки – рассказ о Королевском танковом корпусе в действии 1916-1919», опубликованной в 1929 году под редакцией Г. Мюррея Уилсона.

Орден «Distinguished Service Order» (DSO) «За выдающиеся заслуги», который получил лейтенант Арнольд.

П.С. Когда лейтенант Арнольд вернулся в Англию в 1919 году, его наградили орденом «За выдающиеся заслуги», который обычно присваивали в чине от майора и выше, и только в исключительных случаях младшим офицерам. Командование посчитало, что это как раз такой случай!

Средний танк Мк А «Уиппет» — британская «борзая»

Вскоре после первой танковой атаки на Сомме стало очевидным, что тяжелые танки нуждаются в дополнении более легкими, но зато и более скоростными боевыми машинами.

Последующие танковые бои только подтвердили это. Тяжелые танки оказались неспособными развивать успех в глубину. Кавалерия, наиболее мобильный в то время род войск, нуждалась в сопровождении скоростными танками.

СОЗДАНИЕ

Разработка танка началась в конце 1916 года на заводе «Фостер энд Компани» в Линкольне, где создавались и первые тяжелые танки. Поскольку работу было необходимо выполнить быстро, главный конструктор танка Уильям Триттон сконструировал ходовую часть по типу «Маленького Вилли», а в силовой установке использовал два автомобильных двигателя Тейлора мощностью 45 л. с. каждый и две коробки передач. Моторное отделение располагалось в передней части танка, а боевое и совмещенное с ним отделение управления — в задней. Вооружение у опытной машины устанавливалось в небольшой башне кругового вращения и состояло из одного пулемета.

Испытания, надо сказать, довольно основательные, проходили весной 1917 года в Олдбери близ Бирмингема. Новый танк на них был представлен как «легкая машина Триттона № 2».

Военные торопили, и уже в июне последовал заказ на 200 машин. Танк получил обозначение «средний» Мк А, а Триттон присвоил ему название «Уиппет» — «Борзая». Поскольку сразу возникли сложности с производством башен, то от них решили отказаться. В корме танка разместили неподвижную рубку с пулеметами по периметру. Правда, при этом экипаж увеличился с двух до четырех человек.

КОНСТРУКЦИЯ

Корпус танка собирался с помощью клепки на каркасе из уголков и стальных полос. Толщина броневых листов колебалась в пределах от 5 до 14 мм. Механик-водитель размещался в рубке на сиденье справа. Командир стоял слева от него в выступающей вперед нише с пулеметной установкой. Позади находился пулеметчик, обслуживавший правый и кормовой пулеметы. Из-за тесноты рубки от четвертого члена экипажа (еще одного пулеметчика) обычно отказывались, и огонь из левого пулемета вел командир.

Для вентиляции и наблюдения в крыше рубки имелся прямоугольный люк, закрывавшийся крышкой. Посадка и высадка экипажа осуществлялись через кормовую дверь рубки. Вооружение танка состояло из четырех 7,7-мм пулеметов «Гочкис», три из которых монтировались в шаровых установках, а четвертый был запасным. При необходимости пулеметы можно было легко переставить из одной установки в другую. Боекомплект состоял из 5400 патронов, снаряженных в обоймы по 30 патронов в каждой. Обоймы укладывались в стеллажах на полу рубки. В моторном отделении вдоль продольной оси танка параллельно друг другу устанавливались два карбюраторных двигателя «Тейлор» JB4 жидкостного охлаждения. Доступ к двигателям осуществлялся через люки в крыше моторного отделения, закрывавшиеся откидными крышками, подобно автомобилям тех лет. Топливный бак размещался в бронированном коробе в носовой части танка перед двигателями, что делало его весьма уязвимым от вражеского огня. Каждый двигатель соединялся со своей четырехскоростной коробкой передач. Гусеничный ход с жесткой подвеской собирался на бронированных рамах по бортам корпуса. Гусеничный обвод выступал за габариты корпуса, что повышало проходимость и способствовало преодолению препятствий.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА МК А «УИППЕТ»

  • Боевая масса, т: 14,225
  • Экипаж, чел.: 3
  • Габаритные размеры, мм:
    — длина: 6040
    — ширина: 2620
    — высота: 2730
  • Макс.скорость, км/ч: 12,8
  • Запас хода, км: 64
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector