4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сравнительные характеристики танков

Сравнительные ТТХ современных основных танков

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Сравнительные ТТХ современных основных танков» в других словарях:

Шаблон:Сравнительные ТТХ современных основных танков — Сравнительные ТТХ современных основных танков Т 90А … Википедия

Т-90 — Т 90А на репетиции Парада в честь 67 ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне … Википедия

Абрамс (танк) — Для термина «М1» см. другие значения … Википедия

БМ «Оплот» — … Википедия

Леклерк (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Леклерк (значения) … Википедия

Т-64БМ — «Булат» Кла … Википедия

Леопард 2 — У этого термина существуют и другие значения, см. Леопард (значения) … Википедия

Меркава — Эта статья о танке «Меркава»; о религиозно мистическом понятии в Каббале см. Меркава (Каббала) … Википедия

Челленджер 2 — У этого термина существуют и другие значения, см. Челленджер … Википедия

Зульфикар (танк) — Зульфикар 1 … Википедия

9 лучших танков XX века

Человечество накопило громадный танковый опыт. Каждой машине и эпохе свойственны свои условия — сравнивать их напрямую не совсем корректно. Поэтому — в строго хронологическом порядке.

Танки покоряют поля сражений уже более сотни лет. Им было суждено исполнять множество ролей — от средства прорыва неприятельской обороны до объекта демонстрации силы. Они развивали успех, совершали грандиозные обходные маневры, были костяком маневренных подразделений, замыкающих стенки громадных котлов. Вели наступление и цементировали оборону.

1. Мал, да удал: «Рено» Ft-17

Но именно «малыш» Ft-17 стал прародителем лучших танков современности. Его революционная, по временам Первой мировой, компоновка (одна башня сверху, двигатель сзади, в отдельном отсеке, мехвод спереди — и больше никаких спонсонов с огневыми точками) обеспечила наилучшее сочетание проходимости, размеров и огневой мощи. Это был именно тот путь, по которому пошла большая часть танков мира — в том числе и восемь из десяти машин, представленных в этой статье.

2. Танк Победы: Т-34

Конечно, эта подборка не могла обойтись без него. И это ни в коем случае не дань традиции — вклад «тридцатьчетверки» в войну переоценить очень сложно. Конструкторам удалось создать достаточно грозный танк с серьезным заделом на дальнейшие модификации, благодаря чему он оставался актуальным вплоть до конца Великой Отечественной.

Что еще важнее — путем проб и ошибок «тридцатьчетверку» удалось сделать технологичной — не в последнюю очередь по этой причине он стал одним из самых массовых танков всей войны. А в большом индустриальном конфликте XX века решает вовсе не немногочисленный, но качественный продукт, а «крепкий середняк». И Т-34 на эту роль подходил просто великолепно.

3. Самый массовый «генерал»: M4 «Шерман»

У нас многие недооценивают этот американский средний танк, а зря. В чем-то он уступает русской «тридцатьчетверке», а в чем-то превосходит. Например, просторное боевое отделение увеличивало комфортность работы экипажа, а значит, и получаемые результаты. «Шерман» отличался плавностью движения, что позволяло результативно стрелять из пушки сразу после остановки, а также был довольно надежен.

На выходе получалась эдакая «американская тридцатьчетверка» — массовый средний танк, отлично подходящий для большой индустриальной войны. Оценили продукт и сами русские — из всей бронетехники ленд-лиза «Шерманы» были одним из самых желанных объектов поставок. Поэтому они массово поучаствовали в завершающих сражениях на Восточном фронте, не избежав и Берлинской операции.

4. Крепкий орешек панцердивизий: Pz VI «Тигр»

Но на тактическом уровне появившийся в 1942 году «Тигр» был крайне серьезным противником. Отличная, на первых порах, защищенность дополнялась одним из лучших противотанковых орудий за всю войну — переделанной для установки в танк 88-мм зенитки. Благодаря этим качествам «Тигры» были очень хороши в обороне — они могли вести бой на дальних дистанциях и вполне подходили для сравнительно быстрого перебрасывания на самые тяжелые участки. А это было именно то, в чем нуждались немцы во второй половине войны.

5. Опасный хищник Третьего рейха: Pz V «Пантера»

«Пантера» предназначалась для постепенной замены Pz IV — самого массового танка Третьего рейха, который к 1943 году практически исчерпал заделы для модернизации. Замена была хороша — рациональные углы наклона брони, отличное орудие, приличная скорость.

Имелась и ложка дегтя — традиционная для немецкой конструкторской школы сложность в производстве. Но сильная промышленность более-менее справлялась — до конца войны немцы успели изготовить почти 6 тысяч «Пантер», что, по их меркам, довольно много. Это было лишь на 2,5 тысячи меньше, чем тех же самых «четверок». Таким образом, «Пантеры» внесли вполне ощутимый вклад, позволяя Третьему рейху оттягивать свой неизбежный конец.

Читать еще:  Советская бронетанковая техника 1945 — 1995

6. Мститель за «сорок первый»: ИС-2

Этот танк начал массово появляться в войсках в 1944 году — когда дела у РККА в целом уже шли намного лучше. Но сполна отомстить за летние поражения 1941–42 годов он смог не только поэтому.

ИС-2 был по-настоящему удачной машиной. Конструкторам удалось совместить привычный вес (как у тяжелого танка КВ) и немного улучшить скорость и дальность езды. И при этом оснастить его шикарным орудием для борьбы с пехотой и укреплениями — но подходившем при этом и для сражения с грозными «Тиграми». А еще ИС-2 был защищен куда лучше старичка КВ — и все это при сохранении прежних размеров.

7. Орудие Третьего мира: Т-55

Этот гость из 50-х оставался актуальным довольно долго. Годы, конечно, шли, и из передового танка Т-55 превращался в машину второго и даже третьего эшелона. Но он обладал качествами, обеспечившими ему долгую и интересную жизнь — надежностью, ремонтопригодностью и сравнительной простотой эксплуатации.

Т-55 стал «рабочей лошадкой» Третьего мира. Стран, чьи интересы во многом пересекаются с такими же, как они. И чьи шансы встретить на поле боя не то что суперсовременное, а просто подразделение хорошо обученных и решительных солдат были не так уж и велики. Что делало боевое применение даже устаревающего, но удобного и дешевого в эксплуатации Т-55 вовсе не бесперспективным.

8. Основа танкового парка: Т-72

Список конфликтов, в которых удалось поучаствовать танку, тоже впечатляет — арабо-израильские войны, Ирак, Чечня, Донбасс и современные войны на Ближнем Востоке. И этот перечень далеко не полон. Всего было изготовлено более 30 тысяч танков, многие из которых рассредоточены по миру до сих пор. А еще Т-72, его глубокие модификации и машины на его базе составляют основу танковых сил современной России.

9. Боевая колесница, пулеметчик молодой: «Меркава»

Израиль всегда был государством-крепостью — военная составляющая была для него на первом месте. Положение усугублялось тем, что Тель-Авиву часто не хотели продавать оружие — то по политическим причинам, то не желая злить арабский мир, то пытаясь повлиять. Евреев подобное радовать не могло, и они стремились создавать свое вооружение. Одним из таких примеров и стал танк «Меркава», пошедший в серию в 1979 году.

Танк успешно воюет на Ближнем Востоке, собирает хвалебные отзывы танкистов и военных экспертов, модернизируется и уходить на пенсию не собирается.

Танки

В этом разделе собрана информация о танках как отечественного, так и зарубежного производства. Вы сможете найти материалы об истории создания боевых машин, их описание и технические характеристики, а также познакомиться с фактами, которые касаются боевого применения танков. Мы расскажем вам о современных танках и о легендарных машинах прошлого.

Танк – это боевая машина с мощной броней на гусеничном ходу с пушечным вооружением. Первые танки появились в начале прошлого столетия во время Первой мировой войны. Родиной этих боевых машин является Англия.

Первая мировая война полностью изменила тактику ведения боевых действий. Глубоко эшелонированная оборона, появление скорострельного оружия, применение артиллерии привело к ситуации, которую позже историки назвали «позиционным тупиком». Ни одной из сторон конфликта не удавалось прорвать оборону противника. Захват каждого рубежа или крошечной части вражеской территории обходился ценой неисчислимых жертв.

Первый английский танк Mark I появился в 1916 году, он был несовершенен, имел только пулеметное вооружение, но первое применение этих машин сразу принесло ощутимые результаты.

Уже к началу следующей мировой войны танки превратились в основную ударную силу сухопутных войск сильнейших армий мира. Вторую мировую войну не зря называют «войной моторов». Лучшие танки того времени были на вооружении вермахта и советской армии. Немецкие танки не имели себе равных, но после начала боевых действий на Восточном фронте немецких танкистов ожидал настоящий шок. Советские Т-34 и КВ значительно превосходили лучшие немецкие машины. Именно на Восточном фронте произошли самые крупные танковые сражения, в которых советские и немецкие танки показали свои наилучшие качества. У нас вы сможете найти сравнение танков того исторического периода.

Вторая половина прошлого столетия ознаменовалась противостоянием, которое сегодня называют Холодной войной. Советские танки были настоящим кошмаром для западных генералов.

После Второй мировой войны сменилось три танковых поколения, сегодня конструкторы работают над созданием новых танков четвертого поколения. В этом вопросе наша страна пока занимает лидирующие позиции: единственный серийный танк четвертого поколения Т-14 «Армата» выпускается в России. «Армата» — настоящая гордость российских оружейников. Однако и кроме Т-14 отечественным конструкторам есть чем похвастать.

Танки России – это успешный и узнаваемый бренд, который высоко ценится на мировом оружейном рынке. Мы подготовили для вас серию статей о новейших российских боевых машинах, а также о планах, которые ставят перед собой отечественные танкостроители.

Соединенные Штаты Америки – это еще одна страна, которая имеет прекрасную школу танкостроения. Противостояние советских и американских танков (к счастью, заочное) было одним из центральных во времена Холодной войны. Современные танки США – это совершенные боевые машины, прекрасно защищенные, оснащенные новейшей электроникой и мощным вооружением. Смотрите сравнение танков США и России.

Читать еще:  Советские танковые армии в бою

В последние годы количество государств, способных создавать и изготавливать танки значительно выросло. Отличные боевые машины научился делать Китай, не отстают от него Япония и Южная Корея. Собственные танки пытаются делать даже совсем экзотические страны.

Традиционно хорошие боевые машины делает Германия, Франция, Израиль и Великобритания. Мы подготовили информацию о новых танках этих стран, а также об общих тенденциях развития современного танкостроения.

Сравнительный анализ 4 лучших современных танков.

Часто возникают сравнения и разговоры, по большей части диллетантские, о том, какой танк лучше. Вопрос это неоднозначный, часто опирается на субъективное мнение человека, высказывающего это мнение. Часто на мнение влияют взгляды, далекие от техники и тактики применения вооружений, например, коммерческие, политические и даже националистические — с понтами «патриотические».

Для начала, я бы хотел показать изображения, сравниваемых основных боевых танков.

Первое, что бросается в глаза, внешняя похожесть первых трех танков и некоторая обособленность форм последнего. Израильтяне всё-таки остались приверженцами рациональных углов наклона бронелистов. Возможно, это связано с компоновкой, о которой речь впереди.

Второе, что сразу бросается в глаза — очень большие башни у всех четырех машин. По ширине они покрывают почти всю ширину корпуса, а по длине — примерно 2/3.

Третье, и это будет видно в таблице, длина, на которую ствол орудия выступает за передний край корпуса. На самом деле, это немаловажная деталь, касающаяся проходимости и оперативной подвижности танков. Чем меньше вылет ствола за габарит — тем лучше, особенно при действиях в лесистой местности, горах, среди холмов и оврагов и на улицах населенных пунктов. Но с другой стороны, длинный ствол — выше начальная скорость снаряда и точность стрельбы. По этой категории, очко явно у Меркавы — сдвинутая назад башня позволила иметь такой же длины ствол, как у Абрамса, но он свешивается у американского танка на 1885 мм, а у израильского на 1440 мм.

Пора переходить к таблице сравнительных характеристик.

Если за каждый лучший параметр ставить 1 балл и просуммировать их по каждой машине, то Меркава собирает 18 баллов, а ближайший конкурент, немецкий Леопард, только 5, но и по этим позициям Меркава не очень отстала от Леопарда: что такое лишних 2 км/час скорости по шоссе или 0,3 лс/т удельной мощности?

Но это всё «бумажные» показатели, а что всё-таки самое главное?

Самое главное, оказывается, это экипажи. Это самое главное просто потому, что железяка становится боевым комплексом только при наличии людей. Квалификация, опыт и физические кондиции экипажа важнее всего.

При всех прочих равных, эти параметры ни в одной табличке не покажешь, а боеспечивать их надо как можно лучше, ибо танк, пока во всяком случае, без экипажа не воюет, а если танкистым неудобно в машине, если пот заливает глаза и душит кашель от загазованности, если из танкиста тряска и качка вытряхнули душу и вывернули желудок наизнанку, толка от экипажа не будет. И если высокой квалификации экипажа можно добиться учебой и тренировками, если комфортность обитаемого отсека — дело конструкторов, то боевой опыт приходит не только в результате участия в боях, но и за счет выживаемости экипажа. Ибо весь вместе опыт погибших ребят погибает вместе с ними, а опят выжившего в боях, даже если машина погибла, остается с танкистом и продолжает увеличиваться. Даже не из гуманистических соображений, а из чисто практических, чтоб танковые войска становились лучше и лучше, надо экипажи сохранять изо всех сил.

Когда я, много лет назад, узнал, что «израильтяне развернули танк задом наперед», поставили двигатель и трансмиссию впереди, я обомлел. Ну в самом деле, почему люди своими бесценными жизнями и хрупкими телами должы прикрывать это железо, а не железо защищать их? Решение совершенно гениальное с массой дополнительных бенефитов!

  1. Сзади высвобождается огромное пространство под обитаемый объем.
  2. Можно и нужно сдвинуть башню к корме. Башня, сдвинутая к корме позволяет иметь длинный ствол пушки, а пушка не очень далеко выставится за габарит корпуса. Общая длина машины с пушкой вперед сокращается — повышается маневренность!
  3. Сзади можно поставить хорошо защищенный люк, чтобы экипаж подбитой машины не выбирался наверх, на броню, под пули противника, но, покинув машину, оставался под защитой её брони.
  4. Освободившееся пространство в кормовой части можно использовать как отсек для нескольких танкодесантников.

Ведь как оно раньше-то было? Танкам нужна пехота, защищающая машину. И потому танкодесантники ох, как нужны танкистам. Помните как это было во время 2МВ? Помните эти кадры, когда человек 5-6 пехотинцев, держась за любые выступы на броне, сидят верхом на Т-34, идущей по полю сражения? Я спрашивал у воевавших. Танкодесантников называли просто — «смертники».

А в Меркаве их поместили внутри танка. И выход их наружу — под защитой брони.

Но самое-самое главное — это повышение защищенности и выживаемости экипажей при лобовом поражении танка. Пусть впереди стоит самая лучшая броня, но нет непробиваемой брони. И если эту броню всё-таки пробьют, то двигатель и трансмиссия встанут на пути снаряда. Танк потом можно отремонтировать. Особенно, если броня модульная — заменить пробитую бронеплиту, заменить двигатель, трансмиссию и машина снова готова к бою. А экипаж цел и невредим, снова займет свои места.

Читать еще:  Бронетанковая техника Германии 1939—1945

Блестящая идея и совершенно блистательно реализованная на Меркаве.

Вот по этой причине, в первую очередь по этой, Меркава на порядок превосходит конкурентов.

К этой защищенности, а её никогда не бывает мало, израильтяне разработали 2 уникальные системы активной защиты: Трофи и Железный Кулак. Трудно сказать какая из них лучше, пока на Меркавы ставят Трофи.

Уникальность этих систем не только в том, что они обеспечивают 360 градусов замкнутый купол периметра защиты, не только то, что они могут защитить от нескольких угроз одновременно, не только то, что система автоматически указывает экипажу откуда в них стреляли, но и то, что эти системы могут перехватывать даже противотанковые кинетические снаряды, что до сих пор считалось невозможным.

Ещё одна особенность Меркавы — её фантастическая подвеска и уникальные гусеницы.

Все танки могут ездить по бездорожью, по грязи и по болотам, по снегу и поразмокшей пашне. Все танки «грязи не боятся». Для этого танки имеют мощные двигатели, высокую удельную мощность и низкое удельное давление на грунт, обеспечиваемое гусеницей с большой площадью опорной поверхности.

Но есть такие местности, которые называют «противотанковыми». Это те «ландшафты», где много камней и валунов. При наезде на камни на большой скорости, они рвут и срывают гусеницы, а иногда корежат и выворачивают опорные катки танка. С этим советские танкисты впервые столкнулись во время Зимней войны, у линии Маннергейма. Пришлось резко снизить скорость движения танковых частей, буквально ползти по снегу, под которым скрывались коварные каменюги. Вольготно было БТ-шкам гонять на колесах по монгольским степям и по испанским равнинам. А вот в финнскую войну.

Что-ж делать израильтянам, если у них вокруг вся местность «противотанковая»? Везде каменистые пустыни, густо усеянные камнями! По пескам, по дюнам они уже научились ходить. Даже там, где другие не могли проползти. Но камни.

Меркава поектировалась изначально, с самого первого чертежа — по пожеланиям танкистов. Это, кстати, тоже впервые в истории танкостроения, чтобы конструкторы, начиная рисовать первые штрихи на эскизах, пошли в танковые роты говорить с экипажами. И, конечно, первое, что они услышали, это были «добрые слова» про гусеницы и подвеску, которые всё время надо чинить на каменистой местности.

Израильтяне, впервые за долгие десятилетия мирового танкостроения, обратились к уже забытой подвеске Кристи. Они придумали, как уйти от недостатков, которые были родимым пятном этой подвески, встроив в неё дополнительный гидравлический амортизатор,

зато получили большой вертикальный ход катков.

И в довершение, они создали уникальную конструкцию гусеницы, которая не рвется на этих камнях, на какой бы скорости машина ни мчалась по ним.

Ни Абрамс, ни Челленджер, ни Леопард, ни Леклерк, ни Т-90 не смогут мчать по камням в пустынях, только Меркава на это способна. Зато везде, где смогут ходить танки-конкуренты Меркавы, она тоже пройдет и не хуже всех остальных. И по пескам, и по дюнам, и по болотам, и по размокшей пашне, и по рыхлому снегу — нет проблем. У Меркавы удельная мощность одна из самых высоких, а удельное давление на грунт 0,94 кг/см² — чуть меньше, чем у Т-90СА. Из 4 показателей преодоления препятствий, Меркава 4 ни разу не отодвинулась даже на 2 место.

Меркава не уступает ни одному танку в маневренности и только Леопарду уступает в максимальной скорости, но только на шоссе и всего на 2 км/час.

По огневой мощи Меркава 4 тоже переплюнула всех конкурентов. Израильтяне модифицировали немецкую пушку, повысив давление газов в стволе и изменив систему откатника. В результате они увеличили начальную скорость снарядов, а значит эффективную дальность, бронепробиваемость и точность.

Мало того, они разработали свои уникальные боеприпасы, не имеющие аналогов в мире. Например, универсальный снаряд, который может менять тип перед выстрелом или даже в полете. Он может быть бронебойно-фугасным, фугасным, фугасно-осколочным, может крушить стены, а может пробивать их и взрываться осколочным за стеной. У израильтян есть активные бронебойные снаряды невероятной силы. Активный — означает, что в него встроен воздушно-реактивный двигатель, поддерживающий гиперзвуковую скорость кинетического бронебойного снаряда на огромном расстоянии, что позволяет с 4 километров прошивать насквозь в боковой проекции несколько танков типа Т-72, стоящих в ряд. У американских Абрамсов тоже есть похожие снаряды, но чуток поменьше скорость у них, и пробиваемость, соответственно, чуть хуже.

Только Абрамсы и Меркавы имеют сетецентрические БИУСы, а система управления огнем Меркавы 4 превосходит даже аналогичную систему Абрамса, не говоря уже об английских и немецких машинах. Израильтяне шутят, что это потому, что они пишут справа налево.

Американцы и европейцы говорят, что Меркава слишком тяжелая. Мол её трудно самолетами транспортировать, а значит мобильность ниже. Меркава имеет меньшие габариты и меньший вес, чем Абрамсы. Что они плетут про «тяжелую и гроиоздкую Меркаву»? Значит 70-тонный Абрамс легкий и мобильный, значит Абрамс можно перевозить транспортными самолетами-гигантами, а 65-тонную, меньшую по габаритам Меркаву нельзя?

Все сравниваемые лучшие танки мира очень близки по характеристикам и показателям, но Меркава им почти ни в чем не уступает, а по большинству характеристик даже чуточку превосходит. Плюс лучшая защищенность экипажа, лучшая подвижность, маневренность, проходимость и чуть выше огневая мощь.

Вот поэтому я и очень многие специалисты, считают Меркаву лучшим из лучших танков.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector