Противотанковая САУ
Противотанковая САУ
Противотанковая САУ — специализированная для борьбы с бронетехникой противника частично и легкобронированная самоходно-артиллерийская установка (самоходно-артиллерийская установка). Именно по своему бронированию противотанковая САУ отличается от истребителя танков, который имеет полную и хорошую броневую защиту.
Самоходные гаубицы
Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.
И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».
В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».
СУ-100 или Jagdpanther: лучшая противотанковая САУ Второй мировой?
Противотанковые самоходные артиллерийские установки во время Второй мировой были очень востребованы. Зачастую они обходились дешевле танков, строились быстрее, но в то же время были отлично вооружены и могли расправиться с любым танком противника на поле боя. Самыми удачными противотанковыми САУ большой войны считаются советская СУ-100 и немецкая Jagdpanther. Но какая из них лучше?
Подвижность СУ-100
На фото: Советские самоходные установки СУ-100 во дворе завода «Уралмаш» перед отправкой на фронт.
СУ-100 оснащалась дизельным двигателем В-2-34 мощностью 500 л. с., который позволял САУ весом в 31,6 т развивать скорость до 50 км/ч, а по проселочной дороге — порядка 20 км/ч. Расход топлива составлял около 180 литров на 100 км.
Фото: Место механика-водителя СУ-100
Jagdpanther
Управлять Jagdpanther было довольно просто: к услугам механика-водителя была полуавтоматическая коробка передач с преселекцией. Семь скоростей вперед и одна назад. Управление самоходкой осуществлялось с помощью рычагов.
Фото: Место механика-водителя Jagdpanther. Те же три педали, как и в автомобиле: педаль управления главным фрикционом (сцепление), педаль тормоза и педаль акселератора
Мощность 12-цилиндрового V-образного двигателя «Майбах» HL230Р30 — 700 л.с. Этого хватало, чтобы разогнать 46-тонный Jagdpanther до 46 км/ч по шоссе и 24 км/ч на бездорожье.
Фото: Двигатель Maybach HL-230P30
Запас хода по шоссе составлял всего 210 км. Бензин OZ 74 (октановое число 74) заливался в шесть баков — всего 700 л. Топливо в карбюраторы подавалось с помощью насоса «Solex», дополнительно имелся ручной насос. В сухой двигатель заливали 42 л масла, при смене масла заливали 32 л.
На фото: Интерьер боевого оделения немецкого истребителя танков «Ягдпантера» («Jagdpanther»).
Бронезащита
Броневая рубка Су-100 собиралась из катаных бронелистов, толщина лобовой детали составляла 75 мм. Она располагалась под наклоном в 50 градусов. Толщина бортовой и кормовой брони достигала 45 мм, а крыши – 20 мм. Маска орудия защищалась 110 мм броней. Броня командирской башенки по кругу составляла 45 мм. Лобовую плиту ослаблял большой люк мехвода.
Конструктивная особенность Jagdpanther
заключалась в том, что рубка представляла собой единое целое с корпусом, а не крепилась к нему болтами или сваркой. Лобовая броня САУ имела отличную геометрию и была практически не поражаема.
На фото: Подбитый немецкий истребитель танков «Ягдпантера» (Panzerjager V Jagdpanther, Sd.Kfz.173) 559-го тяжелого батальона истребителей танков вермахта (schwere Heeres-Panzerjäger-Abteilung 559) в лесу в районе бельгийской деревни Эхтель (Hechtel)
СУ-100 оснащалась 100-мм нарезной пушкой Д-10С образца 1944 г. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 897 м/с. Стрельба велась при помощи телескопического прицела ТШ-19, имевшего четырехкратное увеличение и поле зрения 16 градусов.
На фото: САУ СУ-100 лейтенанта Алферова в засаде. Район озера Веленце.
Для самообороны экипаж комплектовался 7,62-мм пистолетами-пулеметами ППШ-41, 1420 патронами, а также 4 противотанковыми и 24 осколочными гранатами. Боекомплект орудия составлял 33 унитарных выстрела.
На фото: Советские САУ СУ-100 и танки Т-34-85 под Берлином.
Jagdpanther
был вооружен длинноствольной 88-мм пушкой Pak 43/3 L/71. Угол горизонтального наведения пушки – +11°, угол возвышения – +14°, склонения – 8°. В боекомплекте, состоящем из 57 унитарных снарядов, было три типа боеприпасов: осколочно-фугасные, бронебойные и бронебойно-подкалиберные.
На фото: Немецкая тяжелая САУ «Ягдпантера» (Sd.Kfz.173 Jagdpanther) из 654-го батальона истребителей танков с экипажем на марше.
Система пожаротушения
Горели самоходчики часто и страшно, поэтому системе пожаротушения нельзя не уделить внимания. В распоряжении экипажа Су-100 были тетрахлорные огнетушители, которыми пользоваться можно было только в противогазах. Дело в том, что при попадании тетрахлорида углерода на горячие поверхности происходила химическая реакция, в результате которой образовывалось ядовитое вещество фосген.
Фото: Советская САУ СУ-100, подбитая и сгоревшая в чешском городе Брно (Brno) на улице Údolní.
Jagdpanther
Мог похвастать системой автоматического пожаротушения, которая действовала следующим образом: при превышении температуры внутри машины порога в 120 градусов первый огнетушитель заливал противопожарной смесью «СВ» топливный насос и карбюраторы. Второй заливал той же смесью корпус двигателя. У экипажа САУ было три небольших ручных огнетушителя.
Фото: Советский офицер осматривает подбитую в Восточной Пруссии немецкую САУ «Ягдпантера» (Sd.Kfz.173 Jagdpanther). Справа — штабная машина у грузовика артиллеристов с 122-мм гаубицей образца 1910/30 годов, на дальнем плане подбитый советский танк ИС-2.
Подводя итог, отметим, что Jagdpanther превосходил СУ-100 в плане комфорта работы экипажа, качества прицельных приспособлений, возимого боекомплекта и бронепробиваемости.
В то же время немецкая самоходка уступала в подвижности и технологичности производства, а также надежности – большинство болезней танка PzKpfw V «Panther» перешло к САУ.
Фото: Колонна советских средних САУ СУ-100.
Немного фото:
Колонна САУ СУ-100 11-го гвардейского танкового корпуса на марше в Польше.