4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проекты — предшественники «танка»

Содержание

Проекты — предшественники «танка»

15 сентября 1916 г. в ходе затянувшегося сражения на реке Сомме вышли в бой первые 32 британских танка. Впервые заявило о себе новое боевое средство, которому суждено было вместе с боевой авиацией, автоматическим оружием, моторизованным транспортом и радиосвязью в корне изменить характер боевых действий, систему вооружения и организации армий и, по сути, определить облик всего двадцатого века.

Книга, предлагаемая вниманию читателей, посвящена истории появления и боевого применения первых танков. Танк стал совершенно новым боевым средством, рождавшимся и делавшим первые шаги непосредственно в ходе войны. Требования к новым машинам, конструктивные решения, направления совершенствования — все это определялось «на ходу» и с изрядной долей импровизации. Тем интереснее тот путь, который успели пройти танки за каких-то два года — от первых почти нелепых и малонадежных машин до «Танка Победы». Главным предметом рассмотрения будут, разумеется, танки, вышедшие на поле боя. Однако будут упомянуты и опытные машины, и, отчасти, те, которые остались на бумаге. Без них картина поисков первых танкостроителей будет неполной. Кроме того, вкратце будут рассмотрены специальные и транспортные машины, самоходные артиллерийские установки, создававшиеся на основе танков или на одном шасси с ними — в той мере, в какой это связано с созданием, развитием и боевым применением первых танков.

Заря танкостроения интересна не только конструкциями самих машин — как воплощенными «в железо», так и оставшимися только в чертежах и эскизах, — но и обстоятельствами, которые вызвали и которые сопровождали рождение первых танков, впервые поставленными вопросами производства, снабжения, эксплуатации и ремонта нового боевого средства. Наконец, не лишены интереса вопросы организации и подготовки первых в истории танковых частей и, конечно, приобретенный ими боевой опыт. Эти вопросы также освещены в данной книге, тем более что они прямо связаны с развитием конструкций танков.

В основе рассказа — история разработки, постройки и боевого применения британских, французских и германских танков. Однако работы над вездеходными боевыми машинами шли в 1914–1918 гг. и в России, в США, в Италии, хотя и не привели до конца войны к практически ценным результатам. Тем не менее они также будут рассмотрены.

Для полноты картины приводятся сведения об экипировке танкистов, вариантах окраски и обозначения танков — ведь эти вопросы также приходилось решать впервые.

Сведения о боевом применении британских и французских танков, построенных в годы Первой мировой войны, приводятся не только по самой этой войне, но и по последующим военным конфликтам — включая Гражданскую войну в России, гражданскую войну в Испании, Вторую мировую войну.

Предыстория танка — тема большая и сложная. Сразу после боев на Сомме военный корреспондент «Таймс» писал в статье «Сухопутный флот»: «Возможно, что прежде, чем окончится война, и мы, и германцы, и наши союзники будут строить новые чудовища, громаднее и страшнее этих; возможно, что мы увидим сражения целых флотов сухопутных дредноутов и мониторов; но несомненно, что в этом деле мы первые. Теперь эта дьявольская машина принадлежит нам, и только нам». Очень скоро на «отцовство» танка начали претендовать другие. В 1919 году вопросом о приоритете занималась специально утвержденная королем комиссия британского парламента. Она установила, что создателями танка все-таки были англичане, хотя германские, американские, а также советские и российские авторы по сию пору имеют на этот счет свое мнение.

В поисках дальних предшественников и прототипов танка можно погружаться глубоко в историю. Чтобы лучше понять, как зарождалось это новое боевое средство и к каким аналогиям прибегали его создатели и свидетели первых его шагов, совершим небольшой исторический экскурс. Тем более что в ходе этого экскурса мы увидим прототипы — отдаленные, правда, — не только боевых машин, но и организационных и тактических форм их применения, а также способов борьбы с ними.

От древних веков до Нового времени

История военной техники древности и Средних веков достаточно сложна и многообразна, поэтому ограничимся отдельными примерами.

Танки создавались для штурма и «взлома» сильно развившихся оборонительных линий. Так что поиски прототипов вполне обоснованно начинают со штурмовых машин, применявшихся в крепостной войне, — осадных башен, таранов и т. п.

Осадные башни, подводимые к стенам города на катках (колесах), использовали разные народы в разные периоды времени — для обстрела обороняющихся с высоты, перехода на стены по перекидным мосткам, подвода к стене тарана, прикрытия солдат, идущих на штурм. Карфагеняне, например, применили шесть больших осадных башен при осаде греческого города Селинунта на Сицилии в 409 г. до н. э.

Пожалуй, самая знаменитая осадная башня (гелеопола) была выстроена по приказу македонского полководца Деметрия I Полиоркета («осаждающего города») при осаде Родоса в 305–304 гг. до н. э. Это было, по свидетельству Диодора, девятиэтажное сооружение высотой 44,5 м и шириной в основании 22 м. Передняя и боковые стенки башни для защиты от зажигательных стрел были обшиты железными листами. На каждом этаже находились метательные машины, внизу — тяжелые камнеметы, вверху — легкие стрелометы, причем амбразуры снабжались механически открываемыми ставнями из шкур с шерстяной прослойкой, пять верхних этажей имели галереи для улучшения защиты. Башня передвигалась на восьми колесах, окованных железом. Для ее передвижения требовалось более 1000 человек. После неудачи осады и ухода осаждавших башня осталась на Родосе, и средства от продажи ее и других осадных машин родосцы пустили на строительство одного из семи чудес света — 30-метровой бронзовой статуи Гелиоса («Колосса Родосского»).

Осадные башни обычно просто толкались людьми, находившимися в ее нижней части внутри и снаружи. Но сохранились изображения башен, приводившихся в движение с помощью установленного на нижней площадке большого ворота, от которого вращение передавалось колесам передней и задней осей механической передачей — тросами. Башни обычно обшивали досками; для защиты от зажигательных снарядов — самой большой опасности для них — использовали невыделанные шкуры, обмазку глиной, для защиты от снарядов ударного действия, кроме шкур, могли служить циновки, мешки со смоченной уксусом мякиной, сети из сырого мха или водорослей. Защита из железных листов была редкой — железо в древние времена стоило дорого.

Осадные (штурмовые) башни, тараны и другие осадные машины были достаточно громоздкими сооружениями и, конечно, не отличались «проходимостью», поэтому для их продвижения сооружались гати, настилы. Армия Александра Македонского при осаде в 332 г. до н. э. крепости Тир, расположенной на острове, смогла даже провести башни и тараны по специально сооруженной дамбе.

На ассирийских барельефах Ашшурнасирпала II (IX в. до н. э.) можно увидеть таран, установленный в защищенной повозке на шести колесах, причем в передней части повозки имеется высокая башенка с бойницами для лучников.

Читать еще:  20-мм противотанковое ружье РЕС обр. 1942 г. (системы Рашкова, Ермолаева, Слухоцкого).

Изображение ассирийского тарана времен Ашшурнасирпала II (IX в. до н. э.). Таран установлен в штурмовой башне со стрелковой площадкой.

Греки и римляне для подвода таранов и других приспособлений к стенам крепости, подхода штурмующих, засыпания рвов под обстрелом со стен крепости сооружали защищенные повозки на колесах — «черепахи» (не путать с построением «черепаха», использовавшимся римской пехотой), «винеи». В ходе Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н. э.) при осаде Самоса афиняне пользовались передвижными защитными крышами. «Черепахи» были сложнее — их крыши, боковые и передние стены покрывали досками, циновками, кожами, сшитыми вдвое, между которыми прокладывали морские водоросли или мякину, — такая «броня» защищала от стрел, камней, отчасти — от зажигательных снарядов. Интересные конструкции таранных «черепах» строили инженеры Диад и Харий, служившие при войске Александра Македонского. Одна из таких «черепах» длиной около 17,7, шириной 13,3 и высотой 7,1 м передвигалась на шести деревянных колесах с железными шинами, имела двускатную крышу, посередине которой возвышалась четырехъярусная башня, на верхнем этаже которой помещались небольшие стрелометные метательные машины, в нижних запасены баки с водой на случай пожара. Таран подвешивался внутри сооружения, а все сооружение покрывалось «броней» из сырых невыделанных кож. Таким образом, кроме «ударного действия» сооружение обладало еще и защищенностью и метательным вооружением. Еще один прототип «танков».

Четыре предшественника «Арматы»

25 марта 2015 в 10:38
Денис Алдохин, 42.TUT.BY

Перспективные танки были задолго до «Арматы», но по разным причинам конструкторские работы над ними были свернуты. Без всякого сомнения, большинство из этих машин опережали свое время, но развал СССР, тотальная нехватка финансирования в 90-е годы похоронили эти проекты.

«Объект 477» «Молот»

Накануне развала СССР тремя конструкторскими бюро Харькова, Ленинграда и Нижнего Тагила была создана уникальная машина с необычной для того времени компоновкой – «Объект 477» «Молот». Экипаж танка размещался в отдельной бронекапсуле, а башня была необитаемой.

Орудие, размещенное в необитаемом модуле, было снабжено уникальной системой перезарядки, благодаря которой скорострельность танка достигала 14 выстрелов в минуту. Механизм был довольно сложный: основной модуль вмещал в себя 10 зарядов и при ведении огня по мере необходимости пополнялся из двух других, емкостью по 16 снарядов.

Пополнение боекомплекта также было быстрым, за счет смены пустых модулей. Учитывая, что калибр орудия был 152 мм, огневая мощь «Молота» впечатляла.

Танк обладал отличной маневренностью и подвижностью благодаря мощному 1500-сильному дизельному двигателю. По шоссе скорость могла достигать 75 км/ч, а по пересеченной местности – 50 км/ч.

Лобовая проекция танка защищалась новейшей комбинированной броней, чей эквивалент стальной гомогенной брони против бронебойно-подкалиберных снарядов – 1200 мм, а против кумулятивных – 1800 мм. Вес танка составлял порядка 50 тонн.

Интересный факт: разработанная почти два десятилетия назад, в начале 2000-х, башня Falcon иорданской компании KADDB в точности повторяла башню «Молота».

«Объект 140» или «Черный орел»

«Объект 140» представлял собой попытку создать танк по типичной для советского/российского танкостроения компоновочной схеме, но при этом лишенный большинства недостатков — своеобразная работа над ошибками.
Корпус представляет собой модернизированное шасси Т-80У, которое было удлиненным, благодаря чему исчезла ослабленная зона в районе перископов механика-водителя, а лобовая плита была значительно усилена.

Корпус танка был разделен на три изолированных друг от друга герметичных отсека при помощи бронированных переборок. Одно из самых уязвимых мест советских/российских танков – боеукладка – была надежно защищена.
Снаряды располагались в автомате заряжания, который представлял собой съемный бронированный модуль с вышибными панелями и устанавливался в развитой нише башни.

В качестве основного вооружения использовалась 125-мм пушка, механизм заряжания которой позволял стрелять как унитарными, так и раздельно-гильзовыми боеприпасами. В дальнейшем предусматривалась установка более мощного орудия калибра 135-152 мм.

Многотопливный газотурбинный двигатель мощностью порядка 1400 л. с. (по другим данным – 1500 л. с.) позволял 48-тонному танку разгоняться до 70 км/ч. Запас хода составлял примерно 500 км.

«Объект 450» или Т-74

Работы над «Объектом 450» начались еще в 70-х годах, танк имел необычную для тех лет компоновку – корпус боевой машины разделялся на пять изолированных отсеков: моторно-трансмиссионное отделение, отсек с боекомплектом, отделение с членами экипажа, с орудием и дополнительным вооружением, а также топливное.

Для большей безопасности танкистов боекомплект был вынесен из боевого отделения, а экипаж при этом размещался в нижней части машины. Бронированная капсула с экипажем была прекрасно шумоизолирована и полностью герметична, благодаря чему члены экипажа могли переговариваться без танкового переговорного устройства.

Лобовая броня была комбинированной и представляла собой многослойную преграду из стали, керамики и других материалов. Эквивалент стальной гомогенной брони порядка 700 мм. Броня бортов и крыши была куда скромнее – всего 70 мм.

Основным вооружением была 125-мм гладкоствольная пушка Д-85 (2А47), механизм заряжания был сконструирован на базе автомата заряжания Т-64А. В качестве альтернативного варианта конструкторы рассматривали 130-мм пушку. Дополнительное вооружение составляли два пулемета калибра 7,62 мм и 30-мм автоматическая пушка.

В качестве силовой установки рассматривался либо дизельный двигатель мощностью 900-1000 л. с., или газотурбинный, выдающий 1250 л. с. Учитывая, что масса танка составляла порядка 40 тонн, машина обладала удельной мощностью 23-27 л. с./т, благодаря чему расчетная скорость движения по шоссе достигала 70-75 километров в час.

«Объект 195» или Т-95

Этот перспективный российский танк впитал в себя огромное количество передовых технологий, а уровень секретности вокруг него был столь высок, что до сих пор об этой машине известно крайне мало.

Танк отличало большое количество нововведений, например, «лафетная» компоновка, при которой орудие монтировалось в небольшой необитаемой башне, а боекомплект находился под башней. По версии из других источников, боекомплект размещался в гондоле с автоматом заряжания, которая крепилась к кормовой части необитаемой башни. Такое конструкторское решение значительно облегчало загрузку боекомплекта.

В качестве основного вооружения использовалась 152-мм танковая пушка 2А83. Ни один зарубежный танк до сих пор не имеет столь мощного орудия. В качестве вспомогательного вооружения использовалась 30-мм автоматическая пушка и 12,7-мм пулемет в дистанционно управляемой турели.

Экипаж танка мог быть уменьшен до двух человек, которые размещались в отдельной бронированной капсуле.
Учитывая своеобразное размещение экипажа, который лишен возможности использовать традиционные для танков оптические приборы, система управления огнем была очень сложной. Информация к танкистам поступала через оптический, тепловизионный и инфракрасный каналы и выводилась на экраны, позволяя экипажу «видеть» сквозь броню.

55-тонная машина должна была оснащаться X-образным дизельным двигателем, выдающим 1500-1800 л. с. (при форсировании мощность возрастала до 2200 л. с.). На танке применена семикатковая ходовая часть предположительно с гидроактивной подвеской. Расчетная скорость составляла до 70 км/ч.

Уникальный танк не пошел в серию, так как Министерство обороны отказалось от Т-95. Это произошло по ряду причин, главной из которых стала невозможность серийного производства «Объекта 195» и его новых сложных комплектующих силами нынешнего российского ВПК.

Проекты — предшественники «танка»

Содержание: Реальная история В 1943 году НАТИ разработал на шасси Т-70М/CУ-76М, арт-тягач, а Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) построил и предоставил на испытания в конце марта 1943 года, .

Юрий Пашолок. Сотрясатели земли

Юрий Пашолок. Сотрясатели земли Содержание: Британский танк Mark I, появившийся на фронте в сентябре 1916 года, был довольно внушительной боевой машиной, но не шёл ни в какое сравнение с тем, .

Самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало-С». СССР

Ранее у на сна сайте выкладывалась статья, посвящённая этим опытным боевым машинам. Однако статья была очень короткой и по сути ознакомительной. На сайте ТопВар выложена более обстоятельная работа .

Бронетранспортёр “Жало-Б” и “Жало-С” (БТР-70 с 85мм и 125мм пушкой). СССР

В 1969-1970 гг. в СССР началось проектирование нового поколения противотанковых пушек. На вооружение предполагалось принять две пушки: 85-мм и 125-мм, причем обе должны были изготавливаться в двух .

Читать еще:  Боевое применение германских танков

Несостоявшаяся альтернатива Т-55. Средний танк Т-22. СССР

Ещё вовсю гремели пушки и ревели моторы на полях Великой Отечественной войны, а советские конструкторы уже готовили замену нашему легендарному танку Т-34. Это был танк Т-44, работы над которым .

Т-34 с автоматом заряжания

Средний танк Т-34 долгое время оставался самым распространенным танком Красной Армии в период Великой Отечественной войны. По мере своей эксплуатации, машина быстро устаревала и требовала глубокой .

Альтернативы Т-60 от «позднего» попаданца.

Содержание: В процессе обсуждения статьи «Опытные САУ как альтернативы Т-60 от «позднего» попаданца» у меня возникли дополнительные идеи на эту тему, в том числе я решил учесть и конструктивную .

Юрий Пашолок. ЗИК-20 — штурмовая альтернатива

Статья Юрия Пашолока на сайте warspot.ru, посвященная проекту штурмового орудия ЗИК-20 на шасси КВ-1. 15 апреля 1942 года состоялось заседание пленума Артиллерийского Комитета ГАУ КА, посвящённое .

Опытные САУ как альтернативы Т-60 от «позднего» попаданца

Я любитель альтернатив именно с попаданцами, альтернатива без оного для меня все равно что брачная ночь без невесты :)), скажем технически подкованный ГГ попадает в СССР от нескольких месяцев .

T-17 Разведывательная танкетка.

Разработчик: КБ ОАТ Год начала работ: 1926 Год выпуска первого прототипа: 1929 Серийно не выпускались из-за закупки лицензии на производство танкеток Carden-Lloyd. В середине 1920-х .

Каким мог стать танк ИС-11 или Объект 770. СССР

В статье посвящённой альтернативному тяжёлому танку ИС-12, я упомянул, что он проиграл конкурс вполне себе реальной машине – Объекту 770, в параллельном мире получившим название ИС-11. Машина эта .

Теория бронетанковых заблуждений: первые годы Великой Отечественной

Теория бронетанковых заблуждений: первые годы Великой Отечественной Еще одна интересная статья уважаемого Юрия Пашолока. Содержание: Одной из любимых тем, касающихся советского танкостроения, .

Юрий Пашолок. Альтернатива с кормовым расположением

Юрий Пашолок. Альтернатива с кормовым расположением Еще одна интересная статья уважаемого Юрия Пашолока. Содержание: К концу Второй мировой войны в целом ряде стран разработка самоходных .

Самый сильный тяжёлый танк СССР – Объект 705

Принято считать, что самым мощным танком Советского Союза является опытный, послевоенный ИС-7. Однако разрабатывалась ещё более мощная машина, которая должная была затмить творения Шашмурина. Если .

Всем бояться! Рапира на колёсах или противотанковое орудие КСП-Т-12. СССР

В 1961 году в СССР принимается на вооружение первое в мире гладкоствольное противотанковое орудие Т-12 «Рапира» (название ГРАУ — 2А19). Данная пушка имела калибр 100 мм и была достаточно мощным .

Штурмтигр по-советски. САУ У-19

В апреле 1942 года зам наркома Танковой Промышленности Котин поручил спец. КБ УЗТМ разработку тяжелой штурмовой САУ. Проект, получивший заводской индекс У-19, предполагал установку на шасси КВ 203-мм .

Юрий Пашолок. ИС-6 — не попавший в амплитуду

У нас на сайте уже были статьи, посвящённые ИС-6. Но, конечно, настолько полной и подробной не было. Поэтому с радостью представляю её вашему вниманию. В 1944 году работы по советским тяжёлым танкам .

Средний танк Т-84. Проект П. Васильева. 1949 г.

Для повышения боевых качеств танка Т-54 обр.46 года, конструктором завода №183 П.П. Васильевым был предложен проект подвески машины с регулируемым клиренсом. Согласно проекту, высота танка, .

Тяжёлый танк «Кировец – 1» так и не ставший ИС-3

Предлагаю вашему вниманию статью посвящённую опытному тяжёлому советскому танку о котором, уверен, многие ни когда не слыхали. Содержание: Предисловие Не смотря на то, что ИС-3 не принял .

Хетцер по-русски. САУ СУ-ИТ-76 ( И13.76-СУ ). Проект НИИ-13. СССР. 1942 г.

Продолжении визуализации, всех известных и не известных, проектов и опытных САУ СССР периода ВОВ. В апреле 1942 года с инициативой организации производства специальных противотанковых САУ .

Как помочь проекту?

Уважаемые коллеги! Благодаря вашей помощи год назад мы смогли провести модернизацию сайта. За что вам огромное спасибо. Однако, обновление сайта кроме удобства для пользователей в плане поступлений от рекламы ни каких…

«Армата» и предшественники. Идеи старых проектов в новом танке

Несмотря на окончание Холодной войны и распад Советского Союза, российские конструкторы продолжали работы по развитию бронетанковой техники. Разрабатывались варианты модернизации существующих танков, а кроме того, создавались совершенно новые проекты. Ожидалось, что последние в ближайшем будущем смогут дойти до серийного производства и привести к началу перевооружения армии. Тем не менее, в течение длительного времени дальнейшая судьба смелых разработок оставалась под вопросом, а в итоге от них отказались в пользу нового проекта.

В качестве потенциальной замены для существующих танков в прошлом рассматривались машины, известные под рабочими обозначениями «Объект 195» и «Объект 640». По известным данным, в этих проектах предлагались новые и пока не характерные для отечественного танкостроения идеи, позволявшие получить заметный прирост характеристик и общей эффективности. Несколько лет назад работы по этим проектам были прекращены. При этом официальные лица отметили, что определенные идеи и решения, проработанные в рамках закрытых проектов, будут использоваться при создании перспективного танка, ныне известного как Т-14 «Армата».

К большому сожалению любителей военной техники, большая часть информации о проектах «Объект 195», «Объект 640» и Т-14 до сих пор закрыта. По этой причине значительный объем доступных ныне данных основывается на отдельных отрывочных сообщениях или даже на оценках и предположениях. Впрочем, и в такой ситуации можно увидеть, какие именно наработки закрытых проектов могли найти применение при создании новейшего отечественного танка.

Напомним, основной боевой танк «Объект 195» создавался Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения (г. Нижний Тагил). Разработка стартовала еще до распада СССР и реализовывалась в рамках программы «Совершенствование-88». Целью проекта являлся поиск новых конструктивных решений, способных обеспечить получение максимально возможных характеристик. Одновременно с этим инженерам пришлось отказаться от целого ряда традиционных идей.

По известным данным, разработка технической документации была завершена не позднее второй половины девяностых годов, и вскоре предприятие «Уралвагонзавод» построило не менее одного опытного танка. Далее, вероятно, «Объект 195» вышел на испытания, в ходе которых подтвердил или опроверг расчеты своих создателей. Те или иные работы по проекту продолжались до конца двухтысячных годов.

Весной 2010 года руководство министерства обороны объявило о прекращении разработки существующего проекта в пользу новой программы «Армата». Чуть позже корпорация «Уралвагонзавод» объявила о планах по завершению создания танка Т-95, но уже без поддержки военного ведомства. Согласно заявлениям того времени, армия сочла предлагаемый танк морально устаревшим и не соответствующим предъявляемым требованиям. После 2010-11 годов новые сообщения об «Объекте 195» не поступали, что может говорить о полной остановке работ.

В 1997 году Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения впервые показало свой вариант танка будущего под названием «Объект 640». Эта бронемашина также носила название «Черный орел». Позже появился и был показан второй опытный вариант танка на переработанном шасси. Обе версии танка получили характерную низкопрофильную башню, которая, однако, всегда закрывалась маскировочной сеткой.

Слухи и отрывочные данные о продолжении работ по «Объекту 640» с возможным принятием на вооружение в будущем появлялись в течение нескольких лет, хотя ни разу речь не шла о конкретных сроках или цифрах. В 2009 году руководство одной из структур министерства обороны указало, что никакого танка «Черный орел» или «Объект 640» не существует. Впрочем, уже в 2011-м стало известно, что некоторые наработки «несуществующего» проекта будут использованы при разработке платформы «Армата».

В 2015 году состоялся первый публичный показ перспективного танка Т-14, построенного на основе универсальной платформы «Армата». Несмотря на чрезвычайно ограниченное количество доступных данных, можно было понять, что в новом проекте действительно использовались те или иные наработки по более старым «Объекту 195» и «Объекту 640». Это привело к определенному внешнему сходству, а также к появлению некоторых общих черт, которые не удастся разглядеть снаружи.

По известным данным, оба проекта недавнего прошлого предусматривали значительную переработку традиционной компоновки, позволявшую заметным образом повысить защищенность экипажа. Новый проект «Армата», как можно судить, заимствовал подобные идеи у танка Т-95. Так, в передней части корпуса Т-14 помещается изолированная броневая капсула с рабочими местами всего экипажа. Позади нее имеется автоматизированное боевое отделение, а корма вмещает силовые агрегаты. Проект «Черный орел» предлагал иную компоновку. В целом, она была похожа на классическую, но предусматривала размещение всего экипажа ниже крыши корпуса.

Читать еще:  Лёгкие танки БТ-2 и БТ-5

По опыту эксплуатации и боевого применения современных танков, в обоих старых проектах предлагалось использование собственной брони корпуса, а также динамической и, возможно, активной защиты. Для противодействия некоторым угрозам танки могли бы нести комплекс оптико-электронного подавления «Штора». Новый проект «Армата» тоже использует такие подходы. Поверх брони корпуса предлагается устанавливать блоки динамической защиты «Малахит». Защита танка от подлетающих боеприпасов возлагается на комплекс «Афганит». Характерной чертой танка Т-14 является «двойная» броневая защита экипажа. Помимо внешнего корпуса его защищает броня внутренней обитаемой капсулы. Новинкой проекта стала противоминная защита, в состав которой включены усиленные панели днища и средства дистанционного обезвреживания взрывных устройств.

Ранее сообщалось, что танк «Объект 195» комплектуется Х-образным дизельным двигателем мощностью не менее 1500-1600 л.с. Позже стало известно, что силовая установка такого типа используется и на бронемашине Т-14. При этом, согласно сообщениям последних лет, двигатель «Арматы» сможет развивать мощность до 1800 л.с. Механик-водитель будет иметь возможность самостоятельного выбора максимальной мощности.

Танки «Объект 195», «Объект 640» и «Армата» отличаются от предшественников компоновкой и конструкцией ходовой части. В связи с ростом боевой массы и некоторым увеличением размеров корпуса пришлось использовать шасси с семью опорными катками на каждом борту вместо «традиционных» шести. Однако на этом сходство новых образцов заканчивается. «Черный орел» и Т-95 должны были комплектоваться торсионной подвеской, тогда как проект Т-14 предусматривает использование активной подвески. Автоматика должна следить за особенностями трассы и изменять параметры амортизаторов. Это должно повысить подвижность танка на пересеченной местности, а кроме того, улучшит точность стрельбы в движении.

В проектах «Объект 195» и «Объект 640» использовались разные подходы к созданию боевого отделения. Нижнетагильский танк получил отделение лафетной компоновки, полностью обслуживаемое автоматикой. В случае с омским проектом использовалась низкопрофильная башня, а рабочие места экипажа были размещены ниже крыши корпуса. Кроме того, два танка отличались вооружением. Использовав имеющиеся возможности, авторы оснастили Т-95 более мощным 152-мм орудием.

Проект Т-14, подобно «Объекту 195», использует необитаемое боевое отделение, все действия в котором осуществляются только автоматикой по командам экипажа. Устройства с дистанционным управлением отвечают за наведение вооружения, подготовку орудия к выстрелу и т.д. Участие человека необходимо только при подготовке бронемашины к выходу на поле боя. После этого все основные задачи берет на себя автоматика.

Взяв у предшественника основные компоновочные идеи, танк «Армата» не стал заимствовать более мощное вооружение. По желанию заказчика, в этом проекте используется орудие-пусковая установка калибром 125 мм. Эта пушка, получившая обозначение 2А82, способна применять все существующие отечественные танковые выстрелы разного назначения. Кроме того, для нее разрабатываются новые боеприпасы. Впрочем, в будущем в проект «Армата» могут внести определенные изменения, направленные на повышение огневой мощи. Неоднократно сообщалось, что новая модификация такого танка может получить 152-мм орудие.

Танки «Черный орел» и Т-95 отличались составом дополнительного вооружения. Так, определенные цели, для которых 152-мм орудие было бы избыточным, танк «Объект 195» должен был атаковать при помощи 30-мм автоматической пушки 2А42. Проект «Объект 640» в этом отношении был более консервативным: орудие танка дополнялось парой пулеметов разного калибра. В основном танке Т-14 реализован подход, характерный для «Объекта 640» и иных предыдущих проектов. Он оснащается двумя пулеметами, спаренным и зенитным; причем второй монтируется на дистанционно управляемом боевом модуле.

Точные сведения о системах управления огнем, разработанных для опытных танков девяностых годов, отсутствуют. Известно только то, что характерная компоновка «Объекта 195» потребовала создать новые прицельные устройства на основе оптико-электронных компонентов. Из-за невозможности применения традиционной оптики экипажу следовало бы полагаться на видеосистемы, выводящие сигнал с камер на экраны рабочих мест. Танк «Армата» тоже получил изолированную капсулу экипажа, в связи с чем комплектуется только оптико-электронными прицельными устройствами.

По известным данным, проект «Черный орел» предусматривал строительство только танка, отличающегося от существующей техники повышенными характеристиками. Схожим образом обстояло дело и с «Объектом 195», но с определенного времени указывалось, что шасси такого основного танка в будущем может стать основой для бронетехники иных типов. На семикатковом шасси с мощным двигателем можно было строить самоходные артиллерийские установки, машины поддержки танков, инженерную технику и т.д.

Проект под шифром «Армата» развил эти идеи. С самого начала он предусматривал создание не конкретной боевой или специальной машины, но универсальной гусеничной платформы, которую можно было бы применять в тех или иных проектах. С учетом нужд армии первым вариантом техники на базе этой платформы стал танк. Также уже разработаны тяжелая боевая машина пехоты и ремонтно-эвакуационная машина. В обозримом будущем ожидается появление новых унифицированных образцов.

На рубеже десятилетий российское министерство обороны определило, как именно будут развиваться бронетанковые войска в обозримом будущем. По всей видимости, к этому времени проект «Объект 640» уже не рассматривался в качестве возможной замены для существующей техники. Будущее армии связывали с альтернативной разработкой – «Объектом 195». Впрочем, и этот танк не смог дойти до серийного производства и эксплуатации в войсках.

В самом конце прошлого десятилетия командование вооруженных сил решило отказаться от имеющегося Т-95. При всех своих преимуществах, этот танк оказывался слишком сложным и дорогим для массового производства. Армии требовалась техника с достаточно высокими характеристиками и рядом преимуществ перед современными образцами, но при этом имеющая приемлемые экономические и эксплуатационные показатели. Именно такие соображения привели к закрытию проекта «Объект 195» в пользу новой программы «Армата».

Следует отметить, что такое решение военного ведомства подверглось критике со стороны специалистов и любителей военной техники. До сих пор они напоминают, что к 2010 году «Объект 195» успел пройти значительную часть испытаний и доводки, а на разработку новой «Арматы» требовалось немало времени. Как следствие, промышленность и армия, получив экономические и иные выгоды, были вынуждены расплачиваться за них потерей времени. Оглашенные сроки поставок серийных Т-14 в войска до сих пор используются как аргумент в пользу этого мнения.

Разработка новой унифицированной платформы и техники на ее базе была поручена научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» – единственному на данный момент российскому производителю танков. В состав корпорации к этому времени вошли оба разработчика танков будущего из девяностых годов, и их опыт можно было использовать в новой программе. Известные результаты проекта Т-14 наглядно показывают, какие именно наработки по предыдущим проектам были использованы при создании перспективного танка.

Действительно, с определенной точки зрения новый танк Т-14 смотрится переработанной, улучшенной и в некоторой мере упрощенной версией предыдущего Т-95. Можно заметить, что «Армата» уступает «Объекту 195» только по калибру основного и составу дополнительного вооружения. В остальных отношениях два танка, как минимум, равны. Современные радиоэлектронные системы, улучшенная защита и другие нововведения должны давать более новому танку заметные преимущества перед предшественником.

Известные проблемы девяностых годов нанесли серьезный удар по развитию отечественной бронетехники. Разрабатывались и испытывались новые танки, но их не удалось довести до серийного производства из-за отсутствия финансирования. А ко времени появления требуемых возможностей существующие новые проекты морально устарели. В результате министерству обороны пришлось запускать совершенно новую программу, в которой, однако, предлагалось использовать уже имеющиеся наработки.

Доступные сведения показывают, что существующие решения, проработанные в рамках нового проекта, не пропали и нашли применение. При этом их соединили с новыми идеями, в результате чего появился основной боевой танк, имеющий большие преимущества как перед отечественными, так и перед зарубежными образцами. В обозримом будущем бронемашина Т-14 «Армата» будет принята на вооружение и начнет поставляться в войска. Таким образом, наработки восьмидесятых-девяностых годов, после определенного переосмысления, все же дадут реальный результат в контексте обновления парка техники армии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector