0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плавающий танк LVT(A)-1

Гусеничная десантная машина Армии США LVT

Гусеничная десантная машина LVT (англ. Landing Vehicle Tracked) (широко известная как «Амтрэк» (англ. AMTRACK — AMphibious TRACKtor — «плавающий трактор») — семейство амфибийных гусеничных бронированных и небронированных транспортеров и машин огневой поддержки, созданных в США во второй половине 1930-х годов и в период Второй мировой войны.

Многоцелевой транспортер был создан в 1935-1937 годах инженером Д. Роблингом. В 1938—1941 годах Роблингом был разработан вариант военного транспортера по заказу ВМС США и в ходе серийного производства в 1941-1945 годах было выпущено 15498 небронированных транспортеров этой серии, в нескольких вариантах. Помимо этого, в 1943-1945 годах было выпущено 450 бронированных транспортеров и 509 плавающих танков и 2159 машин огневой поддержки (САУ).

Машины этого семейства с 1942 года широко применялись Корпусом морской пехоты и Армией США в боях Второй мировой войны, прежде всего на Тихоокеанском театре военных действий. Помимо этого, хотя и в значительно меньших масштабах, LVT использовались в ходе Итальянской кампании, а также в Западной Европе, но не в ходе высадки в Нормандии, а лишь при преодолении внутренних водных преград. LVT использовались также в Корейской войне, но к середине 1950-х были сняты с вооружения США и заменены десантными бронетранспортерами нового поколения LVT-5. Машины семейства LVT также в значительных количествах поставлялись на экспорт в союзные США страны, в некоторых из которых они продолжали использоваться вплоть до 1970-х годов.

Модификации десантной машины LVT:
LVT-1 (1941 г.)
Первая военная модель, перемещалась со скоростью 6 узлов на воде и 12 миль в час на суше, при этом могла доставить 24 полностью оснащенные штурмовые группы на берег и обеспечивать поддержку огнем из двух 7,62-мм пулеметов. До битвы за Тараву некоторое количество из этих машин были оснащены двумя 12,6-мм пулеметами Browning и дополнительно 7,62-мм пулеметами на корме.

LVT-1 не были бронированным, с тонким стальным корпусом, который фактически не выполнял никакую защитную роль, хотя до битвы за Тараву некоторые из таких машин получили 9 мм башенную броню. Машина демонстрировала хорошую проходимость на песчаных поверхностях, но имела определенные проблемы в преодолении препятствий на твердых покрытиях. Соответствующая и правильная эксплуатация новой машины была часто проблемой, впервые когда несколько подразделений морских пехотинцев начали тренировку использования этих средств в боевых условиях. Особенно первые выпуски этих моделей страдали частыми поломками. Всего было выпущено 1225 LVT-1.

LVT-2 «Water Buffalo», Британское обозначение — Buffalo II (1942 г.)
Выпускался под кодовым названием — «Водный Буйвол» LVT-2, а его улучшенная новая трансмиссия была взята с легкого танка M3A1 и так же новая ходовая системы torsilastic. Езда по твердой поверхности была значительно лучше по сравнению с LVT-1. Всего было выпущено 2962 LVT-2.

LVT(A)-1 (1942 г. бронированный)
Выпускался на базе LVT-2, имел бронированный корпус 6-12 мм. Была так же установлена орудийная башня почти идентичная с башней легкого танка Light Tank M3, с 37-мм орудием M6. Также на заднюю часть машины были установлены два пулемета. Всего было выпущено 510 единиц LVT(A)-1.

LVT(A)-2 «Water Buffalo» («Водный Буйвол») (1943 г.)
LVT(A)-2 «Водный Буйвол» — бронированная версия LVT-2, которая могла перемещать 24 полностью оснащенные штурмовые группы. Всего было выпущено 450 таких средств.

LVT-4 «Water Buffalo», Британское обозначение Buffalo IV (1943 г.)
«Водный Буйвол» LVT-4. Главные изменения в этой версии коснулись двигателя, который был перемещен в передний отсек и также была добавлена большая дверь к задней стороне машины, позволяя солдатам выходить с заднего отсека данного средства. Это новшество также существенно облегчало погрузку и выгрузку груза. Некоторые машины из этой серии получали комплекты брони. Большинство британских версии LVT были оснащены 20 мм орудием Polsten и двумя 7,62-мм пулеметами Browning. Данная версия была самой многочисленной из всех LVT, всего было выпущено 8351 единица.

LVT(F)-4 «Sea Serpent» («Морская Змея»)
«Морская Змея», была сконструирована 79-м Бронированным Дивизионом для использования Британцами на Дальнем Востоке. Вооружение составляло два огнемета «Wasp» («Оса») и один пулемет. Эти машины могли быть использованы «Огнеметной Батареей», Королевскими морскими пехотинцами при любом нападении Японцами, но война закончилась прежде, чем они были испытаны в настоящем бою.

LVT(A)-3
Бронированная версия LVT-4, не была принята на вооружение.

LVT-3 «Bushmaster» (1944 г.)
Разработанная Корпорацией Маркера Borg (the Borg Warner Corporation), эта версия включала в себя улучшение компоновки перемещением двигателя на спонсоны, а рампа устанавливалась на задней стороне аналогично как на LVT-4. Некоторые из этой версии были бронированными. Были впервые использованы при Окинаве в апреле 1945 г. Всего было выпущено 2964 машины.

LVT(A)-4 (1944 г.)
Следующая версия средства огневой поддержки, была оснащена 75 мм гаубицами, а в некоторых случаях они заменялись огнеметами Canadian Ronson. Одиночный 12,6-мм пулемет устанавливался на кольцевом креплении выше задней стороны башни. В последних версиях данного средства, тяжелый пулемет был заменен двумя средними 7,62-мм пулеметами M1919A4 на шаровых креплениях и еще один был на дуговом креплении. Всего было выпущено 1890 таких средств.

LVT(A)-5 (1945 г.)
LVT(A)-4 с усиленной броней башни и гидростабилизатором для гаубицы. Некоторые из них были модернизированы в конце 1940-х изменением толщины брони. Всего было выпущено 269 машин.

LVT-3C (1949 г.)
Модернизированное LVT-3. Была установлена бронированная крыша. Также была улучшена плавучесть. Вооружение включало 2 7,62-мм пулемета на башне и на шаровом креплении. 1200 единиц LVT-3 были модернизированным таким способом.

Плавающий танк LVT(A)-1

Плавающий танк LVT(A)-1

Еще в начальный период работ над транспортером LVT-2 Морская пехота запросила фирму FMC о возможности разработки бронированной модификации и ее вооружения противотанковым орудием. Ожидалось, что в ходе высадки и боя за овладение плацдармом на берегу морской десант может подвергнуться контратакам японских танков.

С другой стороны, в протоколе заседания Артиллерийско-технического комитета от 4 декабря 1941 г. приведены требования к плавающему танку массой около 12,5 т, вооруженному 37-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом, с толщиной брони до 19 мм и экипажем 4 человека. Заказ на разработку танка, получившего обозначение Т10, выдали той же фирме FMC. В марте 1942 года FMC представила деревянную модель. Танк Т10 предлагалось снабдить гребными винтами, хотя испытания, проведенные FMC и Калифорнийским университетом, показывали, что танк также может двигаться на плаву и за счет перемотки гусениц. Тут явно сказался опыт работы над машинами LVT. В конце концов, именно на шасси LVT и остановились. Проект же Т10 остановили решением Артиллерийско-технического комитета в мае 1942 года.

Ранний вариант плавающего танка LVT(A)-1.

Один из вариантов проекта плавающего танка Т10 компании FMC, 1942 г.

Подключившаяся к работам компания «Борг-Уорнер» (Каламазу, шт. Мичиган), известная до того как производитель автомобильных агрегатов, в августе 1942 года представила свой вариант бронированной плавающей машины «Модель А» с башней от легкого танка М3 «Стюарт». FMC параллельно представила свой вариант боевой плавающей машины по типу LVT-2, вооруженной только пулеметами. Тем не менее, представители ВМФ отдали предпочтение уже известному им шасси FMC как более перспективному, в то же время положительно восприняв идею установки башни легкого танка с 37-мм пушкой.

Ускорить работы заставил кровавый боевой опыт. В ноябре 1943 года транспортеры LVT-1 и LVT-2 использовали для высадки войск на о. Тарава, стоившей Армии и Морской пехоте США больших потерь. Ожесточенные бомбардировки, предшествовавшие высадке, не смогли вывести из строя легкие японские пушки на замаскированных позициях, и многие десантные машины оказались подбиты. Стала очевидна насущная потребность, во-первых, в бронировании транспортно-десантных машин, во-вторых, в плавающих машинах для огневой поддержки первой волны десанта.

Читать еще:  Все танки Первой Мировой. Том I

Плавающий танк LVT(A)-1. Вид справа-сзади. Хорошо видны кормовые пулеметные установки с бронезащитой.

Ранний этап разработки плавающего танка — модель «Борг-Уорнер» с башней танка М3 «Стюарт».

Решили использовать шасси LVT-2 и двухместную башню от танка М5А1 «Стюарт» с 37-мм пушкой М6 и подвесным поликом. При этом убрали нишу башни для радиостанции, поскольку внутри корпуса плавающей машины уже имелось место для размещения радиоаппаратуры. Выбор вооружения и башни был связан как с массой и размерами базового шасси, так и с ожидавшимся противником. 37-мм танковая пушка М6 была вполне достаточна для борьбы с японскими танками — ее бронебойный снаряд при начальной скорости 885 м/с пробивал броню толщиной 48 мм на дальности 457 м (500 ярдов) при угле встречи 30°.

К тому же на вооружении танковых батальонов морской пехоты состояли легкие танки М2А4 и М3 «Стюарт», также вооруженные 37-мм пушкой. В боекомплект пушки, кроме бронебойного и осколочного, входил также картечный выстрел. 37-мм пушка М6 монтировалась в башне спаренно с 7,62-мм пулеметом М1919 А5 в установке М44 с бронемаской. Башня имела силовой привод наведения и оснащалась гиростабилизатором орудия в вертикальной плоскости, что повышало меткость стрельбы с ходу. Углы наведения оружия по вертикали — от —10 до +25°. В кормовом листе башни имелся квадратный люк для демонтажа пушки. Для подавления огня противника и самообороны в ближнем бою в кормовой части позади башни в крыше выполнили два больших круглых люка, над которыми смонтировали две установки наподобие турельных для 7,62-мм пулеметов М1919А4 или А5 — благо размеры шасси это допускали. Позже их заменили турельными установками Mark 21, позаимствованными из авиации, но дополненными вполне «сухопутными» бронещитами. Так своеобразно трансформировалась старая идея многобашенных танков. Боекомплект к вооружению башни составлял 104 унитарных выстрела к пушке и 2000 патронов к башенному пулемету, к кормовым пулеметам — 4000 патронов. Люки позади башни использовались также для эвакуации экипажа танка.

Проекции плавающего танка LVT(A)-1 с турельными установками 7,62-мм пулеметов в корме с плоскими бронещитами.

Плавающий танк LVT(A)-1 преодолевает подъем.

Отделения управления и десантное получили бронекрышу, в средней части машины смонтировали возвышающуюся над бортами подбашенную коробку, сомкнув ее с рубкой отделения управления. Машина стала полностью закрытой. Толщина брони составляла от 12,7 до 6,35 мм (т. е. от 0,5 до 0,25 дюйма), защищенность повышалась наклонной установкой листов рубки и подбашенной коробки (первоначально планировали установку единого наклонного верхнего лобового бронелиста, но в результате все же сохранили выраженную рубку управления). В бортах корпуса спереди башни и в крыше отделения управления над местами механика-водителя и его помощника (радиста) выполнили люки с откидными крышками. В крыше монтировались перископические смотровые приборы. В лобовом листе рубки перед местом механика-водителя имелся люк, крышка которого откидывалась вне боевой обстановки для лучшего обзора.

Танк оснащался водооткачивающими насосами (помпами), установленными в боевом отделении и отделении управления. Так в конце 1943 года был создан плавающий танк, получивший обозначение LVT(A)-1 (Landing Vehicle Tracked (Armoured) Mk I — «бронированная десантная вездеходная машина, марка один»). На вооружение он поступил в 1944 г. Новый тип плавающих машин прозвали AMTANK (AMphibious TANK). В прессе LVT(A)-1 иногда также именовали «Водяным буйволом» — по транспортеру, на базе которого он был выполнен. Производство LVT(A)-1 началось на заводе FMC в Риверсайд (шт. Калифорния) в декабре 1943 г. Первый LVT(A)-1 собрали в начале 1944 г., последний — в конце того же года. Всего построено 509 или 510 танков, 328 из них передали Армии, остальные — Корпусу морской пехоты.

Схема устройства танка LVT(A)-1: А — ведущее колесо, В — коробка передач, С — приборный щиток, D, G, R — укладки, Е — крышка люка, F — башня, Н — сцепление, J — двигатель, К — бак, М — батарея, N — трак гусеницы с лопаткой-грунтозацепом, О — опорный каток, Р — генератор, S, Т, W — карданные валы, U — водооткачивающий насос, V — промежуточная коробка, Y — коробка, Z — водооткачивающий насос.

Плавающий танк LVT(A)-1 с «армейскими» обозначениями.

По ходу производства в конструкцию LVT(A)-1 вносили ряд изменений, порожденных боевым опытом — прежде всего, опытом столкновений с японскими пехотинцами — истребителями танков в островных зарослях.

На месте помощника механика-водителя (радиста) сняли перископический смотровой прибор и установили лобовой 7,62-мм пулемет в шаровой опоре для самообороны танка в переднем секторе. Жалюзи моторного отделения прикрыли бронещитками. Наконец, установили дополнительное бронирование кормовых пулеметных установок так, чтобы при стрельбе из пулемета над броней возвышалась только голова пулеметчика в каске (за характерную форму эти высокие изогнутые бронещиты прозвали «трубами»). Машины позднего выпуска имели также по четыре уступа-ступени в бортах понтонов вместо двух на машинах ранних выпусков, могли иметь и дополнительную бронезащиту ходовой части.

Внешне машина выглядела высокой и неуклюжей, но оказалась довольно полезным средством огневой поддержки десанта при высадке на берег. LVT(A)-1 считается первым относительно удачным американским плавающим танком, однако он быстро уступил место на вооружении плавающему танку LVT(A)-4, вооруженному более мощным орудием, хотя некоторое количество LVT(A)-1 еще использовали при вторжении на Окинаву весной 1945 года. Могущества 37-мм осколочного снаряда массой 0,73 кг явно было недостаточно для подавления укрытых огневых точек. Но если уж огонь 37-мм пушек и крупнокалиберных пулеметов с переоборудованных пехотнодесантных судов и катеров, действовавших у самого берега в качестве «канонерских лодок», считался достаточно эффективным, то тем более полезным можно было считать наличие в составе десанта плавающего танка с 37-мм пушкой. Правда, выйдя на сушу, танк становился слишком крупной и медлительной мишенью.

Было разработано крепление на LVT(A)-1 подъемного бульдозерного отвала для производства инженерных работ на берегу.

Плавающий танк LVT(A)-1, вид спереди-сверху. Весь экипаж позирует фотографу.

Плавающий танк LVT(A)-1 с лобовым 7,62-мм пулеметом в шаровой установке.

Танки и бронетехника

Это — Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

Плавающие танки LVТ (А)(1) и LVT (А)(4)

Landing Vehicle Tracked.

Для проведения десантных операций в бассейне Тихого океана в США в 1942-1943 гг. были разработаны и выпускались в большом количестве плавающие транспортеры серии LVT четырех модификаций LVT (1), LVT (2), LVT (3) и LVT (4). Они представляли собой небронированные или частично бронированные машины, движение по воде которых обеспечивалось за счет перемотки гусениц. Для огневой поддержки и сопровождения десантников на базе транспортеров LVT (2) и LVT (4) были разработаны плавающие танки LVT (А)(1) и LVT (А)(4).

Танк LVT (А)(1) имеет полностью закрытый бронированный корпус и башню кругового вращения с 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом. Кроме того, на башне и в люке за башней монтировались в турельных установках два 12,7-мм зенитных пулемета. Танк LVT (А)(4) создан на базе транспортера LVT (4). Он вооружен 75-мм гаубицей, установленной в открытой сверху литой башне кругового вращения. Кроме гаубицы, танк был вооружен тремя пулеметами: два монтировались на башне, а один устанавливался в шаровой опоре в лобовом листе корпуса. Оба плавающих танка отличались хорошими мореходными качествами, слабым бронированием и недостаточной подвижностью на суше, так как используемые на плаву гусеницы мало пригодны для движения на суше из-за сравнительно высоких гребных лопаток. Но, несмотря на эти недостатки, танки сыграли важную роль в многочисленных десантных операциях, проводившихся армией и флотом США в бассейне Тихого океана. Всего в годы войны было выпущено более 18500 плавающих танков, которые состояли на вооружении отдельных батальонов плавающих танков (по 72 плавающих танка в каждом батальоне).

Читать еще:  Станковый противотанковый гранатомет СПГ-9

С началом Второй мировой войны в США была начата разработка так называемых десантных гусеничных машин LVT, которые представляли собой небронированные или частично бронированные плавающие транспортеры и изготовленные на их базе легкие плавающие танки. По конструкции корпуса, ходовой части, обеспечению плавучести, используемым агрегатам силовой передачи плавающие танки аналогичны транспортерам, на базе которых были изготовлены, разница заключается в наличии у танков бронирования, пушечного или гаубичного вооружения, устанавливаемого в башне, а также в компоновке основных агрегатов машины. Так, если у транспортеров в связи с наличием откидной кормы двигатели монтировались в передней части, то на всех плавающих танках двигатели располагались в корме.

Корпуса плавающих машин строились с расчетом облегчения движения их по воде. Из плавающих только транспортер LVT(A)2 имел бронирование; корпуса других плавающих транспортеров были выполнены из стальных небронированных листов. Плавающие транспортеры или не имели вооружения или же были вооружены несколькими пулеметами. Вместимость их, включая трех членов экипажа, составляла 24-27 человек. Грузоподъемность варьировалась от 2 до 4 т. Боевой вес машин находился в пределах 11-16,5 т. Удельное давление на грунт составляло 0,5-0,6 кг/см.

Корпуса плавающих танков сваривались с помощью электросварки из броневых листов толщиной 6,3-мм и 12,7-мм. Плавающие танки серии LVT(A) вооружались 37-мм пушкой или 75-мм гаубицей, установленной в открытой башне, и несколькими пулеметами. Экипажи танков состояли из 6 человек, боевой вес машин колебался в пределах 14-18 т. Для обеспечения надежной плавучести к бортам корпусов плавающих танков почти по всей длине крепились металлические понтоны, с внешней стороны которых были предусмотрены прямоугольные вырезы для удобства посадки экипажа в машину. Внутри понтоны делились перегородками на отсеки. Необходимость размещения десанта и обеспечения достаточного водоизмещения обусловила большие габаритные размеры. Длина машины — около 8 м, ширина — 3,3 м, высота — 3 м.

Силовые передачи плавающих машин состояли из главного фрикциона, пятискоростной коробки передач, двойного дифференциала, который использовался в качестве механизма поворота, и бортовых редукторов. Особенностью американских легких плавающих танков и транспортеров являлось отсутствие гребного винта и рулей поворота. Движение плавающих машин как по воде, так и по суше осуществлялось посредством гусениц, траки которых шириной 360-мм были снабжены резко выступающими съемными лопатками. Поворот осуществляется торможением или полной остановкой одной из гусениц.

В 1943-1944 годах в США были приняты на вооружение плавающие танки LVT(A)1 и LVT(A)4.

Танк LVT(A)1 в отличие от транспортера LVT2, на базе которого он был построен, имел полностью бронированный закрытый корпус и вращающуюся башню, заимствованную у легкого танка М3, в которой устанавливались 37-мм пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Пушка снабжена гироскопическим стабилизатором в вертикальной плоскости наведения. В качестве дополнительного вооружения устанавливался один зенитный пулемет в башне танка и один на круглом люке в кормовой части (за башней). Пулеметы монтировались в турельных установках, Максимальная толщина брони — 12,7-мм.

Кормовые люки предназначались для посадки и высадки экипажа и десанта и для погрузки грузов. Компоновка агрегатов в этом танке осталась та же, что и в транспортере LVT2, т. е. двигатель располагался в корме танка. Благодаря короткому периоду проектно-конструкторских работ и отличной организации производства фирма Borg Warner в сжатые сроки выпустила 509 плавающих танков LVT(A)1.

Танк LVT(A)4 был построен на базе плавающего транспортера LVT(4). В открытой башне этого танка, позаимствованной у самоходной установки М8, устанавливалась короткоствольная 75-мм гаубица с начальной скоростью снаряда 381 м/сек и дальностью стрельбы 8680 м. Кроме гаубицы, танк был вооружен тремя пулеметами, два из которых устанавливались в башне в специальных установках и один в шаровой установке в лобовом листе подбашенной коробки. Корпус танка LVT(A)4 был бронированным, Максимальная толщина брони корпуса достигала 13-мм, а башни — 25,4-мм. Вес этого танка по сравнению с LVT(A)1 возрос до 18 т, а скорость движения снизилась до 24 км/час на суше и до 11 км/час на воде. Запас хода танка LVT(A)4 на суше составил 240 км, на воде — 160 км.

Компоновка основных агрегатов силовой передачи и двигателя в танке LVT(A)4 отличалась от компоновки их на транспортере LVT(4), а именно: моторное отделение располагалось сзади и в нем устанавливался тот же двигатель, что и на транспортере LVT(4), мощностью 250 л. с. Танк оборудовался радиостанцией. Всего было построено 1890 плавающих танков LVT(A)4. Следующая модификация LVT(A)5 отличалась лишь стабилизированной гаубицей и электрическим приводом вращения башни. Эта машина была изготовлена в 269 экземплярах.

Попытка усилить вооружение LVT(A)4 привела к созданию модификации с башней от танка М24. В январе 1945 г. был построен один прототип, который отличался также новой надстройкой корпуса. Улучшенный LVT(A)4 вполне неплохо показал себя на испытаниях, однако из-за окончания войны серийно он не строился.

Первый опыт по установке огнеметного вооружения на LVT(A)1 был сделан в 1942 г. Вместо 37-мм пушки на машину устанавливался огнемет Е14-7R2. Всего построили 9 огнеметных LVT(A)1, но в боевых условиях их не использовали. В 1944 г. было разработано ещё два варианта огнеметной машины на основе LVT(A)1 и LVT4. Вместо 37-мм пушки и 75-мм гаубицы на них устанавливался огнемет Е-7. Модификации с канадским огнеметом Ronson мало чем отличались от предыдущих, только на LVT1 и LVT2 брансбойт-огнемета устанавливался у левого борта в передней части корпуса.

Всего за время второй мировой войны было выпущено около 18500 десантных гусеничных машин. Они широко использовались на тихоокеанском театре военных действий. При этом плавающие танки выполняли, по существу, роль самоходной артиллерии, поддерживающей своим огнем высадку десанта. Вследствие больших габаритов, слабого бронирования и ограниченной маневренности на суше они не могли успешно применяться в боевых действиях сухопутных войск. Эти машины использовались главным образом в десантных операциях по захвату и удержанию плацдарма на морском побережье. В 1944-1945 годах десантные гусеничные машины использовались в Европе, в частности при форсировании Рейна в марте 1945 года, Организационно они были сведены в батальоны плавающих танков и бронетранспортеров.

В США была предпринята попытка создать плавающие самоходные пушки для обеспечения операций по форсированию водных преград и высадке десанта. Эксперименты проводились на опытных образцах самоходных пушек Т86 и Т87, созданных на базе противотанковой 76,2-мм САУ М18. Плавучесть машин обеспечивалась стальными понтонами, имевшими большие размеры и допускавшими ведение огня из пушек на плаву. Однако эти машины не были приняты на вооружение.

Для проведения десантных операций в бассейне Тихого океана в США в 1942-1943 гг. были разработаны и выпускались в большом количестве плавающие транспортеры серии LVT четырех модификаций LVT (1), LVT (2), LVT (3) и LVT (4). Они представляли собой небронированные или частично бронированные машины, движение по воде которых обеспечивалось за счет перемотки гусениц. Для огневой поддержки и сопровождения десантников на базе транспортеров LVT (2) и LVT (4) были разработаны плавающие танки LVT (А)(1) и LVT(A)(4).

Читать еще:  Противотанковая (истребительно-противотанковая) артиллерия

Оба плавающих танка отличались хорошими мореходными качествами, слабым бронированием и недостаточной подвижностью на суше, так как используемые на плаву гусеницы мало пригодны для движения на суше из-за сравнительно высоких гребных лопаток. Но, несмотря на эти недостатки, танки сыграли важную роль в многочисленных десантных операциях, проводившихся армией и флотом США в бассейне Тихого океана. Всего в годы войны было выпущено более 18500 плавающих танков, которые состояли на вооружении отдельных батальонов плавающих танков (по 72 плавающих танка в каждом батальоне).

Плавающий танк LVT(A)-1

За годы Второй мировой войны вооруженные силы США провели на различных театрах военных действий 20 оперативных и более 300 тактических морских десантов. Армия (то есть сухопутные войска) и Корпус морской пехоты (являющийся в США видом вооруженных сил) широко применяли в этих действиях плавающие гусеничные десантные машины, широко известные как машины LVT, AMTRACK или AMTANK. За годы войны в США построили более 18,5 тысячи небронированных, бронированных и частично бронированных машин этого семейства, ведущего свое происхождение от опытной спасательной гусеничной амфибии «Аллигатор». Кроме высадки и снабжения морских десантов, они использовались при форсировании различных водных преград, для ведения разведки, оказания десанту огневой поддержки, эвакуации раненых.

«Разработка плавающего транспортера, или LVT, начатая в середине тридцатых годов, стала решением и одним из важнейших технических составляющих операций по десантированию с корабля на берег. Без этих десантных машин, или амфибий, десантные операции на островах Тихого океана были бы невозможны» — так категорично отозвался о семействе LVT в 1949 г. ветеран Корпуса морской пехоты генерал Холланд М. Смит. Хоть этого генерала, командовавшего частями морской пехоты при высадке на Тараву, Сайпан и Иводзиму, и прозвали «ревущим безумцем», он все же считается одним из творцов «амфибийной доктрины» США и тактики применения плавающих транспортеров и танков в морских десантах, так что его мнение стоит воспринять серьезно. Тем более что с ним солидарны ряд американских командиров и военных историков.

Книга, предлагаемая вниманию читателей, посвящена истории разработки, развития, производства и боевой службы первого поколения машин LVT. Соответственно повествование приходится разделить на две большие части: начать с рассказа о появлении машин LVT, устройстве различных моделей этого семейства и их модификациях, выпущенных в 1941–1945 гг., и затем переходить к опыту их боевого применения в различных десантных операциях Второй мировой войны и в локальных конфликтах первого послевоенного периода, оценке значения этого опыта для развития плавающих десантных машин и способов их боевого применения.

Для полноты картины в конце книги приводятся также краткие сведения о машинах аналогичного назначения, созданных в тот же период как в самих США, так и «по другую сторону фронта» — в Германии и Японии, а также о послевоенных американских «потомках» LVT.

СЕМЕЙСТВО «АЛЛИГАТОРА». ПЛАВАЮЩИЕ МАШИНЫ LVT

Основой для семейства LVT, включившего десантные плавающие машины различного назначения, с различными комплексами вооружения и оборудования, различной степени защищенности, послужила машина, созданная с вполне мирными целями.

Югу Соединенных Штатов Америки не привыкать к осенним ураганам, часто весьма значительной силы. Но с середины 20-х годов прошлого века на штат Флорида обрушилась целая серия разрушительных и просто опустошительных ураганов. Великий ураган «Майами» в сентябре 1926-го, ураган «Окичоби» в сентябре 1928-го, ураган сентября 1932 года. Среди жертв ураганов многие утонули во флоридских болотах или в потоках вызванных ураганами наводнений. Под впечатлением масштабов разрушений и жертв инженер Дональд Роблинг (Donald Roebling, 1908–1959), перебравшийся в теплую Флориду из Нью-Джерси в 1929 году, занялся разработкой спасательной машины-амфибии. Дональд Роблинг был инженером потомственным — его прадед Джон А. Роблинг спроектировал подвесной Бруклинский мост в Нью-Йорке, строителем этого знаменитого моста был дед Дональда полковник Вашингтон Роблинг. Отец Джон Роблинг-второй, хотя и занимался в основном финансовыми делами, тоже получил хорошее инженерное образование. Приличное финансовое положение семьи позволяло Дональду Роблингу самостоятельно вести работы над своими порой эксцентричными изобретениями. Но в 1933 г. он начал работу над плавающей машиной, которая стала бы «мостом между местом, где может причалить корабль, и местом, куда может добраться автомобиль» — как утверждается в литературе, сама идея спасательной машины-амфибии принадлежала его отцу, Дональд же стал непосредственным разработчиком. Помощниками Дональда Роблинга в разработке, начатой на его заводе в Клиэрвотер во Флориде, были Э. Де Болт, У. Коттрелл и С. Уильямс. Ускорить разработку заставил один из самых разрушительных ураганов, вошедший в историю как «ураган Дня Труда», опустошивший в сентябре 1935 года Флориду, Джорджию, Южную и Северную Каролину.

Остатки спасательного поезда, который так и не успел вывезти рабочих прежде, чем «ураган Дня Труда» обрушился на трудовой лагерь № 5 для ветеранов мировой войны. Флорида, сентябрь 1935 г.

Тогда погибло, по разным данным, от 480 до 600 человек (первые жертвы ураган собрал 2 сентября, среди них были рабочие из трудового лагеря для ветеранов мировой войны, что произвело на людей особенно угнетающее впечатление). В том же 1935 году 26-летний Роблинг представил первый вариант своей машины, предназначенной для эвакуации людей или доставки необходимых грузов снабжения при чрезвычайных ситуациях, а также для спасения в прибрежной зоне экипажей морской авиации.

Машина была названа не без юмора «Аллигатором» — ведь болота той же Флориды полны аллигаторов. Машина имела массу 6,5 т, длину около 7,2 м, ширину 2,75 м, высоту 3 м (по крыше рубки), коммерческий рядный бензиновый двигатель «Крайслер» мощностью 92 л.с. Плавучесть[1] должна была обеспечиваться за счет водоизмещения корпуса, грузоподъемность была сравнима со спасательной лодкой. По сути дела, это был металлический понтон, снабженный силовой установкой, гусеничным движителем с жесткой подвеской, рассчитанным на движение по слабым грунтам, и рубкой управления. Корытообразный корпус для уменьшения массы и улучшения плавучести собирался из листов дюралюминия, причем Роблинг, не располагая оборудованием для сварки алюминиевых конструкций, вынужден был использовать клепку. Днище корпуса имело простую форму «сани». Гусеница служила движителем на суше и на воде — Роблинг просто укрепил на звеньях гусеницы поперечные лопатки-гребки.

Несмотря на жесткую подвеску гусеничного хода машина якобы могла развивать на суше скорость до 40,2 км/ч (25 миль в час). На плаву скорость не превышала 3,2 км/ч или 2 мили в час. Кормовое расположение двигателя должно было дать машине Роблинга небольшой дифферент на корму и облегчать выход из воды на берег.

Проект «морского тягача» голландца М. Хюета от 1873 г. интересен не только «амфибийностью» и «вездеходностью» парового локомотива, но и использованием широких катков как гребных колес на плаву.

Немного о предшественниках

Работы над плавающими машинами велись уже давно, в том числе в США. Первой самоходной «амфибией» считается машина, построенная в 1804 г. американцем О. Эвансом в Филадельфии, — изготовив судно-землечерпалку, он нашел единственный способ доставить ее к реке, поставив корпус на колеса и приспособив к ним ременный привод от паровой машины землечерпалки. Так и перемещалась землечерпалка своим ходом от водоема к водоему несколько лет. В 1907 г. в Париже француз Ф. Равайе спустил в Сену первый в истории специально построенный четырехколесный плавающий автомобиль.

Плавучестью машины называется ее способность удерживаться на плаву, погружаясь в воду по расчетную ватерлинию. Мерой плавучести машины является объем ее подводной части.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector