8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПЕРВЫЕ БОИ ТАНКОВ С ТАНКАМИ

Первый танковый бой. Вильер-Бретонн, 24 апреля 1918 года

24 апреля 1918 года недалеко от городка Вильер-Бретонн на севере Франции состоялся первый в истории танковый бой. В сражении принимали участие три немецких и три британских танка.

С британской стороны танки были представлены отделением из трёх танков Mk IV: двух «самок» с пулемётным вооружением и одного «самца», оснащённого двумя короткоствольными 6-фунтовыми пушками в бортовых спонсонах. Командовал отделением Mk IV капитан Дэвид Браун, находившийся в орудийном танке. Этим танком, в свою очередь, командовал лейтенант Фрэнк Митчелл.

Кроме MK IV в бою принимали участие 7 средних танков «Уиппет», более скоростных, но значительно хуже бронированных и вооружённых.

Англичанам противостояли три немецких тяжёлых танка A7V. Эти машины весили 30 тонн, имели неплохое для того времени бронирование, но были неповоротливыми и не могли похвастаться хорошей проходимостью. Вооружение A7V состояло из 57-мм пушки в переднем броневом листе и 6 пулеметов «Максим», расположенных по кругу. Обслуживал эту громадину экипаж из 18 человек.

Немцы вели наступление в направлении Амьена. Ранним утром 24 апреля капитан Браун вернулся с рекогносцировки и доложил о том, что ему удалось вскрыть направление движения немецкой пехоты. О том, что у наступающих немцев имеются танки, Брауну узнать не удалось. Английские танки двинулись по опушке леса, чтобы атаковать наступающую немецкую пехоту. Обзор у первых танков был очень плохим, так что вперёд отправился наблюдатель. Около 9 часов утра он прибежал и доложил, что обнаружил впереди немецкий танк.

Браун выскочил из своего танка и побежал к «самкам», чтобы предупредить их об опасности (пулемётные Mk IV не могли причинить вреда немецкому танку, а вот A7V, у которого была пушка, мог их просто расстрелять). В это же время лейтенант Митчелл, командовавший танком, приказал открыть огонь по врагу.

Немцы обнаружили британские пулемётные Mk IV как раз тогда, когда они разворачивались, чтобы отступить. Один из английских танков получил попадание, но остался на ходу. Танк Митчелла вёл на ходу огонь из орудия правого спонсона, но долгое время не мог пристреляться и попасть. Немецкий танк отступал задним ходом, ведя орудийный и пулеметный огонь по английской машине также без осязаемого результата.

Фрэнк Митчелл, исполнявший обязанности командира орудийного Mk IV, приказал англичанам остановиться. Это дало возможность прицелиться и трижды поразить немецкий танк. Немцы потеряли убитыми трёх членов экипажа, была повреждена масляная система. Задним ходом удалось отвести повреждённый A7V на два километра в тыл, после чего двигатель заглох.

Танк Митчелла переключился на артиллерийскую поддержку своей пехоты. В это время 7 «Уиппетов» проскочили линию проволочных заграждений, остановились перед английской линией обороны и прижали немецких солдат к земле пулемётным огнём.

К несчастью для английских танкистов, они оказались совсем недалеко от двух других A7V. Немцы, словно в тире, расстреляли два из семи танков. Остальные стали поспешно отступать, но буквально через несколько секунд у третьего «Уиппета» вышел из строя двигатель, и танк остановился. Четвёртый танк сломался немногим позже. Таким образом, из семи британских средних машин вернулись из боя невредимыми только три.

Митчелл тем временем открыл огонь по второму немецкому танку. Но удача отвернулась от него в этот день. Сначала на Mk IV сбросил бомбу английский лётчик, перепутавший с воздуха свою машину с вражеской, а затем от прямого попадания миномётной мины у танка порвалась гусеница. Митчелл отдал приказ покинуть машину и отступить.

Первый танковый бой не был масштабным, однако он наглядно продемонстрировал преимущество пушечного вооружения перед пулемётным. Наличие пушки стало обязательным для большинства танков, которые выпускались в Европе и в мире.

Первый танковый бой в истории и его последствия

Сегодня ни для кого не является секретом тот факт, что основное оружие танка — это его пушка. Однако в начале прошлого века эта истина еще не являлась истиной. Первоначально танки разрабатывались для поддержки пехоты и подавления огневых средств противника, конструкторы даже не думали о том, что танк может стать и эффективным противотанковым средством. Поэтому англичане изначально вооружали некоторые свои танки исключительно пулеметами. Но уже первый в истории танковый бой, который произошел 24 апреля 1918 года, наглядно показал, какое именно оружие должно быть основным для танка.

Первая мировая война стала первой, в которой на поля сражений вышли танки. Первыми танки в боевых действиях использовали англичане. Это произошло 15 сентября 1916 года во время сражения на Сомме. Первые английские танки Mark I были далеки от совершенства, но абсолютно точно знакомы многим благодаря своему необычному внешнему виду. Эти танки представляли собой бронированную «коробку» ромбовидной формы с обведенной по ее корпусу стальной гусеницей. Данные машины при весе около 28 тонн обладали очень скромным бронированием — 10-12 мм лоб корпуса и до 5-6 мм борта. Такая броня могла защитить только от винтовочных пуль (не бронебойных), легких осколков снарядов и шрапнели. При этом танки не имели башни, вооружение располагалось в спонсонах, расположенных по бортам корпуса.

Изначально англичане создали танки двух типов: «самка» (пулеметный) и «самец» (пушечный). Конструкторы английского танка считали, что «самец» будет использоваться в основном против пулеметных гнезд противника, а «самка» против его живой силы. Таким образом, сразу же они внесли некоторое разделение по боевому назначению между двумя танками. Танки эти по хорошей дороге едва разгонялись до 6 км/ч, а вне дорог, где и велись основные боевые действия, едва делали 1-3 км/ч, то есть уступали по скорости пешеходу. Проблемой всех первых танков был также очень плохой обзор. Экипаж мог наблюдать за полем боя только через незащищенные щели, сквозь которые при обстреле могли залетать брызги расплавленного свинца. Неудивительно, что у танкистов тех лет очень распространены были глазные ранения.

Вторыми танки использовали французы. Это произошло 16 апреля 1917 года. Дебют французских танков вышел неудачным. При этом французы бросили в атаку одновременно танки двух типов: «Шнейдер» и «Сен-шамон». Отличительной особенностью данных машин было то, что французские конструкторы изначально оснастили обе машины пушечным вооружением. Точно так же поступили и немцы, которые позднее всех вывели на поле боя свой танк — A7V. Первый бой немецких танков состоялся 21 марта 1918 года у местечка Сент-Кантен, расположенного примерно в 50 километрах от того места, где впервые были брошены в бой английские танки.

Так как немецкие танки, которых, к слову, было собрано всего 20 штук, появились на полях сражений Первой мировой войны только в последний ее год, столкновений между британскими, французскими и немецкими танками просто не происходило. Даже тот факт, что такой бой все-таки произошел, учитывая незначительность немецкого танкового парка (немцы вынуждены были использовать даже трофейные английские Mark I ), сам по себе уникален.

Первый танковый бой, который оказался встречным, произошел 24 апреля 1918 года у местечка Виллер-Бретонне. При этом отправившиеся в бой английские танкисты не подозревали, что на этом направлении немцы задействовали собственные танковые части. Ситуация на фронте на тот момент складывалась следующим образом: к апрелю 1918 года немцы находились на расстоянии всего 7 миль от Амьена — очень важного железнодорожного узла, который являлся также стыком британской и французской армий. Стоило немцам овладеть Виллер-Бретонне и высотами между ними и Каши, как в их руках появились бы отличные позиции для точного артиллерийского обстрела Амьена с возможностью его последующего захвата. Захват этого города мог иметь для союзников самые тяжелые последствия.

Читать еще:  СОВЕТСКАЯ БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА 1945 -1995

Для предотвращения подобного развития событий французы ввели здесь в бой ударные части, включая подразделения Иностранного легиона, который частично занимал позиции у леса Бланжи (Bois de Blangy) в 4-х милях к западу от Виллер-Бретонне вместе с английскими танками роты «А» 1-го танкового батальона. Тактика боевого использования данных танков получила название «Дикие кролики». Английские танки использовались в контратаках, выжидая в засадах и лишь в самый важный момент, выскакивая на поле боя как «дикие кролики из своих нор», отмечал генерал Хью Эллес. Танки использовались для удара по флангам наступающих немецких частей.

На вооружении роты «А», которая до этого понесла серьезные потери, находились поспешно модифицированные тяжелые танки Mk IV, которые отличались от Mk I, главным образом, бронированием и размещение топливных баков вне корпуса. Отделение №1, которым командовал капитан Дж. Браун, состояло из трех танков — двух «самок», которые были вооружены лишь пулеметами и одного «самца», которым командовал 2-й лейтенант Фрэнк Митчелл. Помимо наличия двух короткоствольных 6-фунтовых орудий и отсутствия хвостовых колес, этот танк мало чем отличался от Mk I. Также в том бою приняло участие 7 английских средних танков Mk A «Whippet» (с англ. борзая), входивших в состав батальона «С», которым командовал капитана Т.Р. Прайс. Данные танки весили 14 тонн, были вооружены лишь четырьмя пулеметами и имели довольно тонкую броню. Однако скорость их достигала более 8 миль в час, а проходимость считалась хорошей. Экипаж каждого такого танка составлял 3 человека, в то время как в Mk IV их было 8.

Всем этим английским машинам противостояли немецкие тяжелые танки A7V Sturmpanzerwagen. С боевой загрузкой их вес доходил до 33 тонн, а экипаж состоял из 18 человек (командир танка, механик-водитель, два механика, артиллерист, заряжающий, а также 6 пулеметных команд (по 2 человека в каждой). Бронированы эти танки были лучше — до 15-30 мм. На вооружении этих боевых машин находилась 57-мм пушка и 6 пулеметов, которые размещались по всему периметру танка. Максимальная скорость немецкого танка достигала 10-12 км/ч по шоссе, запас хода составлял 35 км. По сути, это была хорошо защищенная мобильная артиллерийская платформа, которая была предназначена для поддержки пехотных частей. При этом первый немецкий танк был плохо сбалансирован, отличался плохой проходимость и недостаточной мощностью двигателя.

В 9:30 утра 24 апреля 1918 года колонна из трех английских танков Mk.IV (один пушечный и два пулеметных) выдвинулась в направлении траншеи Каши-Суитч, оборону которой они должны были укрепить. Только за 500 метров до непосредственного места боя англичане узнали о том, что на этом участке присутствуют три немецких танка A7V. На самом деле немецких танков должно было быть 4, однако из-за густого тумана они заблудились и один танк (Elfriede) выдвинулся слишком далеко на север, после чего свалился в кювет и перевернулся. Хотя экипаж данной боевой машины продолжил бой, сражаясь вместе с немецкой пехотой, сам танк в бою никакого участия уже не принимал.

В результате завязавшейся между танками артиллерийской дуэли два пулеметных Mk.IV быстро вышли из боя. Немецкие танкисты добились по ним нескольких прямых попаданий, нанеся им повреждения и фактически заставив выйти из боя. После этого танковая дуэль свелась к противостоянию пушечного Mk.IV Митчелла и одного A7V, которым командовал лейтенант Вильгельм Билтц. При этом превосходство в позиции оказалось на стороне англичан. Из-за особенностей ландшафта немцы не могли использовать два других своих танка A7V. При этом экипаж немецкого танка вел огонь с места, стреляя не только из пушки, но и из пулеметов — бронебойными пулями. В отличие от немцев, танк англичан постоянно маневрировал и, совершив несколько выстрелов с ходу, перешел к ведению огня с коротких остановок. В результате трех попаданий англичан в экипаже Билтца был убит артиллерист, еще два члена экипажа получили смертельные ранения, трое легкие. Танк получил повреждения и вынужден был отступить, покинув поле боя, отойдя на два километра, он просто заглох. Британский визави также не смог долго продолжать бой, где-то к 12:45 танку Митчелла миной разорвало гусеницу, после чего англичане также вынуждены были покинуть танк, укрывшись в траншее позади боевой машины.

Во время боя в небе появлялся британский самолет-разведчик, который незамедлительно запросил помощи у капитана Прайса, часть которого находилась в 5 километрах от Каши-Суитч. В результате 7 средних пулеметных танков Mk.A «Whippet» выдвинулись к месту боя, чтобы разгромить пехоту немцев в этом районе. При этом их экипажи ничего не знали о немецких танках. По какой причине летчик не сообщил им о них, неизвестно. Около 11 часов утра 7 танков Mk.A появились из-за северной окраины Каши, проскочив на максимальной скорости линию проволочных заграждений и выйдя к линии обороны.

В первые минуты боя им удалось внести смятение в ряды наступающей немецкой пехоты и рассечь ее атакующие порядки, продвигаясь вперед и ведя огонь по противнику из пулеметов. Затем неожиданно один из атакующих танков остановился, и Митчелл увидел, как из него повалили клубы дыма, потом загорелся еще один танк. Остальные пять начали пятиться к Каши, однако примерно в 100 метрах от деревни один танк остановился, из него выскочил танкист и подбежал к другому Mk.A, который забрал его с собой. Четвертый танк вышел из строя уже недалеко от сада вблизи деревни, то есть из боя без повреждений смогли вернуться только 3 английских танка.

При этом стоит отметить, что из-за неудовлетворительной видимости из танков и тумана над полем боя, экипажи Mk.A «Whippet» даже не поняли, что находились под обстрелом немецких танков. Свои потери они считали результатом действий немецкой полевой артиллерии из состава 4-й гвардейской дивизии, которая располагалась в этом районе. Немецкие артиллеристы действительно вели по ним огонь, но стрелял по ним и как минимум один танк из группы Билтца. Это был танк под номером 525, которым командовал Фридрих Биттер. Он вел огонь по англичанам с расстояния всего 300 метров, так что с большей долей вероятности мог поразить какое-то количество из 4-х потерянных англичанами танков.

Первый же в истории танковый бой наглядно показал конструкторам и военным преимущество пушечного танка и всю беспомощность перед ними пулеметных машин. Каждый из немецких танков A7V, участвовавших в этом бою, был вооружен 57-мм орудием. Несмотря на тот факт, что формально победителями сражения считаются англичане, за которыми в итоге осталось поле боя, немецким танкистам удалось всего лишь тремя танками эффективно противостоять 9 пулеметным и одному артиллерийскому танку англичан. Ставшее очевидным преимущество пушечных танков над пулеметными предопределило облик будущих боевых машин на много лет вперед.

Как в Первую мировую боролись с танками

Сегодня благодаря ТВ мы можем воочию увидеть сгоревшие в различных боях танки и, в общем-то, знаем, как именно с ними сегодня борются. Для этого есть и ПТУРСы, и гранатометы РПГ, и даже противотанковые ружья Дегтярева и Симонова. А вот как обстояло с этим дело 100 назад, когда танки только что появились и никто не знал, как с ними бороться?

Первые танки считали дьяволом

Начнем с того, что с самыми первыми английскими танками, вступившими в бой на реке Сомме в 1916 году, немцы не боролись никак! Кто-то крикнул, что появился дьявол, и все побросали оружие и разбежались кто куда. Известны случаи, когда немецкие солдаты целыми подразделениями сдавались одному танку. Но вскоре страх перед танками прошел, и немцы начали с ними вести активную борьбу.

Читать еще:  Средний танк Т-34-85

Прежде всего, они повели по ним артиллерийский огонь, но оказалось, что тогдашние полевые орудия стрелять по танкам не могут. Дело в том, что у них не было механизма поворота ствола влево-вправо, а точная наводка осуществлялась в пределах всего 5 градусов, для чего ствол вместе с противооткатными приспособлениями скользил по колесной оси. Нужен больший угол? Изволь ворочать саму пушку! Это было неудобно, хотя было замечено уже тогда, что любой, даже шрапнельный снаряд, поставленный на удар, проламывает броню любого английского танка!

Но каждого пехотинца пушкой не снабдишь и что было делать германским солдатам? А вот что! Они придумали забрасывать английские и французские танки гранатами! Приматывали проволокой к одной гранате по пять боеголовок со снятыми рукоятками от других гранат и эту вот «связку» бросали на крышу танка (благо он и в самом деле походил на огромный бак!), когда он проходил мимо. Взрыв проламывал броню, разрушал выхлопной коллектор, а то даже мог повредить и двигатель.

На пути танков закладывали мины, а то даже и просто ящики с динамитом. В окопе сидел солдат с веревочкой и когда видел, что танк заехал на место закладки, дергал за нее, от чего происходил взрыв. Пробовали стрелять по танкам из минометов. Дело в том, что тогдашние немецкие минометы совсем не походили на современные. Они заряжались с казенной части и помещались на круглом лафете, позволявшем наводить их в разные стороны. Вот это-то их качество и пришлось германским военным по нраву — удобство наводки на цель!

Наступающие танки в конце войны обстреливали химическими снарядами. Понятно, что танкисты сразу же надевали противогазы. Но… внутри танков было так жарко и так душно, так отвратительно воняло бензином, что находиться там еще и в противогазе было исключительно тяжело. Кроме того, от газа в танках погибали голуби, использовавшиеся для связи, и танк терял возможность сообщать о своем движении и получать приказы. Известны случаи, когда танкисты насмерть угорали в своих танках, так как от угарного газа противогазы не защищали!

Впрочем, англичане и французы быстро находили ответ на многие германские угрозы. Так, заметив, что немцы бросают гранаты на крыши их танков, англичане придумали натягивать над ними крыши из металлической сетки! Гранаты ударялись об эту сетку и скатывались на землю. Но даже если они и взрывались, взрыв происходил на расстоянии от брони и никакого вреда танку не причинял! Французам показалось это неудобным и они просто-напросто сделали крыши своих танков покатыми — «домиком», чтобы заброшенные на них гранаты скатывались с них сами собой.

Поэтому немцы решили использовать против танков бронебойные пули, тем более что англичане применяли их с 1915 года для стрельбы по пулеметными щитам. Такая пуля имела калибр 7,71-мм и зеленый наконечник, а внутри стальной закаленный стержень, залитый свинцом. У американцев тоже были такие пули, но с черным наконечником и калибра 7,62-мм. Пуля французской винтовки Лебель калибра 8-мм была из томпакового сплава целиком, и во Франции посчитали ее пробивные качества достаточными.

Читайте также:

Изобретение противотанкового ружья

Раз так, подумали немцы, то… лучше всего сделать специальное противотанковые ружье… и сделали! То есть сначала они тоже начали использовать бронебойные пули к обычным винтовкам калибра 7,92-мм, но англичане и французы просто увеличили на танках толщину брони. Тогда-то и было решено создать винтовку калибра 13-мм, против которой любая броня окажется бессильной! Работу поручили фирме Маузер и она ее выполнила, однако слишком поздно — к лету 1918 года!

Называлось новое оружие «Танкгевер M1918», а вес его составлял… 17,3 кг. Правда, бронепробиваемость у него была высокой: 26-мм на расстоянии 100 м, и 18-мм на 500! Такой брони на тогдашних танках союзников не было, однако подбить с его помощью им удалось всего лишь семь французских танков! Дело в том, что отдача у этого ружья была настолько сильной, что стрелять из него было очень некомфортно, и это еще мягко сказано.

Другая причина заключалась в том, что танки того времени были внутри довольно «пустыми». То есть в них можно было попадать, делать дырки в броне, экипаж этого часто даже и не замечал. Попасть в мотор было практически невозможно и… как же тогда вывести такой танк из строя? Немцы стреляли, а танк продолжал движение! Вот они и бросали это неудобное оружие, считая его совершенно бесполезным!

Зато когда на англичан двинулись их же собственные танки — немецкие трофеи, оказалось, что им с ними бороться нечем! Подумали и решили — бороться с танками при помощи винтовочных гранат. Такая граната имела корпус начиненный аматолом, ударный взрыватель, а сзади длинный проволочный хвост, вставлявшийся в ствол. Винтовка заряжалась холостым патроном, после чего производился выстрел по танку. Французы производили сразу три таких гранаты: 30-мм, 40-мм и 75-мм с «крылышками» для стабилизации. Увы, точность стрельбы оказалась низкой, а бронепробиваемости никакой, поэтому сразу после войны от них отказались.

Наконец, для стрельбы по танкам начали использовать 37-мм пехотные орудия, которые для этого использовались для уничтожения вражеских пулеметов. Однако толку от них было мало: бронебойные снаряды внутри танка больших разрушений произвести не могли, а фугасные брони не пробивали!

Известен бой английских танков с немецкими, когда англичане стреляли по немецкому танку с своих 57-мм орудий, а немецкий танк из 37-мм. Немецкий танк в итоге был подбит, съехал в воронку от снаряда и опрокинулся, но вряд ли это можно считать такой уж чистой победой одного танка над другим.

Читайте также:

Первая мировая война и противотанковые рвы

Наиболее эффективным средством, как это ни удивительно, в Первую мировую войну оказались… противотанковые рвы! Их копали такой ширины, чтобы танк, попав в такой ров, не мог бы из него выбраться. Танки останавливались перед этим препятствием и вот тут-то их, неподвижных, и расстреливала артиллерия. Сначала англичане решили такие рвы засыпать. Для этого они придумали крепить на свои огромные фашины — связки хвороста, которые устанавливались на специальные рельсы им на крышу.

Танк подходил ко рву вплотную, танкисты вылезали из танка, скатывали фашину в ров, и… спокойно через него переезжали. Если глубина было порядочной, то свою фашину туда же сбрасывал второй танк, а за ним и третий.

Немцы стали делать рвы глубже, но тогда англичане свои танки начали строить длиннее. Появились даже танки «Тедпол тейл» — «хвост головастика» с удлиненными гусеницами в задней части, длина которых превышал 7 м. К концу войны планировались танки длиной до 13 м, что настолько увеличило бы объем земляных работ, что они стали бы просто бессмысленными!

Применялась против танков даже авиация! Аэропланы пикировали на танки и обстреливали их бронебойными пулями сверху, где их броня была тоньше. На них сбрасывали мелкие бомбы и острые стальные стрелы. Падая с большой высоты, они опять-таки легко пробивали тонкую верхнюю броню, вот только внутри особых поражений не наносили.

То есть, если такая стрелка не поражала кого-нибудь из членов экипажа или двигатель, то и толку от ее применения не было никакого! Так что, как видите, бороться с танками в годы Первой мировой войны было не так-то и легко.

Читайте также:

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Читать еще:  ЛЕГКИЕ ТАНКИ 1940-х ГОДОВ

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

«Дьявол идёт!». Первый бой с участием танков

Массивный, серо-дымчатый мираж –

Таков в крови рассвета горный кряж.

Опасно иссечён скалистый склон,

Куда попал на карте карандаш,

Куда за танком танк, носами в ров,

Прямой наводкой бьют, создав заслон.

Оружьем всех мастей нагружена,

На проволоку, в орудийный рев,

Пехота прёт вперёд. Отражена

На лицах лишь растерянность. Беги

На смерть, спеши на смерть, на смерть ползи…

Грохочет пульс, скрежещет сталь, в грязи

Надежда тонет… Боже, помоги!

Английский поэт Зигфрид Сэссун, участник Первой мировой войны

Танк как решение проблемы позиционного тупика

Наступление англо-французских войск на реке Сомме в Северной Франции к осени 1916 года полностью выдохлось, сведясь к позиционной бойне. Попытки прорыва немецких оборонительных позиций, состоявших из многочисленных рядов траншей, щедро «приправленных» колючей проволокой, всякий раз оборачивались неудачей. При отсутствии заметных результатов потери в наступлении превосходили потери обороняющейся стороны в разы – например, за первый день наступления англичане потеряли около 20 000 человек убитыми и 40 000 ранеными, а потери немцев составили всего около 6000 солдат. Ситуация для англичан казалась тупиковой.

Но у английского генерала Дугласа Хейга в рукаве был припрятан ещё один козырь – новое секретное оружие, которое с целью конспирации назвали tank – «бак, цистерна». Начав производство танков ещё в 1915 году, к осени 1916 года британцы смогли сделать около полусотни бронированных ромбовидных чудовищ. Гусеничные машины Mark I выпускались в двух модификациях – «самки» с пулемётным вооружением и «самцы» со смешанным пулемётно-артиллерийским (два 57-мм орудия и пулемёт).

Переправленные на материк, английские танки скрытно доставили к линии фронта. В результате ночных переходов по неразведанным маршрутам к сборным пунктам на передовой сумели добраться только 32 машины из 49 – часть танков завязла в грязи, часть вышла из строя из-за поломок. «Лунный» ландшафт поля боя с многочисленными взрывными воронками и гром артиллерийской канонады ошеломили личный состав экипажей боевых машин – большинство танкистов оказалось на фронте впервые.

Британцы планировали атакой своей 4-й армии занять деревни Гведкур и Флёр, которые обороняла германская 1-я армия. На это раз самоубийственной атаке пехоты предшествовал дебют танков, на которые англичане возлагали большие надежды.

Первый танковый бой в истории

Ранним утром 15 сентября 1916 перед глазами окопавшихся немецких пехотинцев появился сам дьявол. В промежутках заградительного огня, предусмотрительно оставленных английскими артиллеристами, на позиции немцев двигалось нечто доселе невиданное.

Первым в атаку на немцев (первую танковую атаку в истории!) в 5.15 утра устремился танк-«самец» D1 капитана Мортимера. Уничтожив немецкое пулемётное гнездо в узле обороны между Жинши и Дельвиль Вуд, этот танк был выведен из строя снарядом, попавшим в ходовую часть. Но в бой уже вступали остальные танки.

Разрывая проволоку заграждения и переваливаясь через цепочки траншей, Mk.1 медленно, но уверенно ползли вперёд, одновременно вписывая себя и свои экипажи в мировую историю. Членам экипажа, кстати, приходилось работать в условиях, далёких от комфортных. Грохот орудий и пулемётов, ужасная задымлённость от пороховых и выхлопных газов гармонично дополнялись теснотой – внутри каждого из первых танков находился миниатюрный склад, включавший в себя баки с моторным маслом, топливом, водой, двухдневный запас продовольствия, запасные стволы к пулемётам, запасной пулемёт, снаряжение, а также средства связи в виде сигнального флага, сигнальных ламп и клетки с почтовыми голубями.

Реакцией немецких солдат на атаку британских танков стала паника. Обычный для Первой мировой войны военный психоз от непрерывных артиллерийских канонад — shell-shock — уже никого не удивлял. Но шок немецких войск от появления танков оказался ещё сильнее. Фраза «Дьявол идёт!», выкрикнутая кем-то из немецких солдат, распространилась по траншеям со скоростью пожара. Танкисты сквозь смотровые щели с удовлетворением наблюдали за убегающими с позиций фигурами в серой униформе «фельдграу». К мистическому страху добавлялся и вполне рациональный ужас от того, что индивидуальное стрелковое вооружение пехоты против новых стальных монстров было почти бесполезным.

В ходе наступления некоторые из далеко не совершенных машин с грохотом обрушивались в немецкие убежища или беспомощно застревали в снарядных воронках. Экипажам приходилось экстренно покидать боевое отделение застрявших машин и пытаться вернуть их в строй. В ходе атаки по разным причинам было выведено из строя 10 танков, ещё 7 получили незначительные повреждения. Но те из Mk.I, которые шли дальше, проявили себя очень удачно.

Танк-«самец» D17 «Диннакен» лейтенанта Хасти первым вошёл в деревню Флёр, неспешно преследуя убегающих и прячущихся в погребах немцев. Британский авиационный разведчик, пролетавший над полем боя, не без удовольствия сообщал:

«Танк движется по главной улице деревни Флёр, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении».

Проделывая проходы в проволочных заграждениях и давя пулемётные гнёзда, танки оказали ощутимую помощь британской пехоте. Остановившийся над германской траншеей, Mk.1 очистил её пулемётным огнём, а затем двинулся вдоль окопа, захватив в общей сложности 300 пленных. Другой танк открыл пехоте дорогу в деревню Гведекур, после чего, правда, был подбит артиллерийским выстрелом. Из охваченной пожаром машины сумели спастись лишь два члена экипажа.

Результаты

Безусловный тактический успех первого применения танков имел двоякое значение. С одной стороны, пять часов боя с их участием позволили англичанам при сравнительно небольших потерях захватить участок фронта протяжённостью до 10 км и продвинуться на несколько километров в глубину. Были взяты позиции, атаки на которые долгое время оставались безуспешными. Скептически оценивавший возможности танков, генерал Дуглас Хейг немедленно заказал производство ещё тысячи машин.

С другой стороны, в угоду тактическому наступлению англичане пожертвовали эффектом неожиданности. Впечатление от первого применения ошеломляющих боевых машин одновременно на многих участках могло быть намного сильнее. В реальности же новость об их использовании моментально разлетелась по всему фронту, а затем и по всему миру. Почти в каждой державе-участнице Первой мировой войны, в том числе и на стороне противника, закипела работа военных разведчиков и инженеров по созданию своих танков и средств борьбы с ними.

Российская империя в силу известных революционных событий так и не успела создать свои «сухопутные дредноуты», хотя тщательно следила за их эволюцией. В бумагах Главного управления Генерального штаба, сохранившихся в военных архивах, встречаются такие донесения за декабрь 1916-го (орфография первоисточника сохранена):

«В Германии на заводах Круппа, Эрхарта и Ханза-Лойд в Бремене строится до 120-ти «Танка», пока… двух типов. Предполагается, что германцы будут ими пользоваться на всех фронтах, где они будут наступать, но не для обороны… Наилучшим способом действий против «Танко» признается огонь траншейных 3,7 сантиметровых пушек».

Именно события 15 сентября 1916 года сделали слово «танк» международным и наделили его новым, военным значением. Курьёзные окончания в конце слова в донесении выглядят забавно и объясняются новизной этого слова-заимствования в русском языке на тот момент.

Одновременно с появлением нового слова «танк» в военном лексиконе война приняла новый облик.

  • Митчель Ф. Танки на войне. История развития танков в мировой войне 1914–1918 гг. М., 1935.
  • Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 493. Оп. 2. Д. 6. Ч. 2. Сводки сведений, поступивших в Главное управление Генерального штаба.
  • РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1477. Материалы о мерах борьбы с танками в случае применения их иностранными державами.
  • Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.

Первая мировая война · Русская императорская армия · военное изобретательство

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector