6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОБРАЗЦЫ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ

Немецко-французская бронетехника. Актуальные и перспективные проекты KNDS

Ведущие европейские страны проводят модернизацию наличных основных боевых танков, а также собираются создавать принципиально новую бронемашину. Ведущая роль в этих процессах отводится недавно созданной компании KMW+Nexter Defense Systems (KNDS), способной объединить технические, инженерные и организационные возможности Франции и Германии. Компания уже выполнила некоторые работы и планирует продолжать их.

Новый игрок на рынке

Совместное немецко-французское предприятие было образовано в 2015 г. путем объединения двух существующих организаций. В ее состав вошли немецкая фирма Krauss-Maffei Wegmann и французская Nexter Defense Systems. Штаб-квартиру нового предприятия основали в нидерландском Амстердаме. Изначально предприятие называлось KANT (KMW And Nexter Together), но затем получило нынешнее название KNDS.

Путем объединения двух крупных оборонных предприятий предлагалось решить широкий круг задач разного рода. В первую очередь планировалось обеспечить объединение технического опыта Германии и Франции с целью более эффективной разработки новых образцов. Кроме того, работе KNDS не мешают ограничения на военный экспорт, вводимые немецкими властями. Также ожидается получение некоторых других выгод.

Еще до фактического объединения KMW и Nexter занимались несколькими совместными проектами, а создание KNDS упростило такие работы. Также появились возможности для составления далеко идущих планов. В настоящее время немецко-французская компания занимается проектами дальнейшей модернизации ОБТ Leopard 2, а также ведет эксперименты с использованием наличной техники. Параллельно разрабатываются перспективный ОБТ MGCS и САУ CIFS.

На базе существующих образцов

KNDS занимается вопросом модернизации существующих танков. Основное внимание уделяется немецкому «Леопарду-2». Немецкая часть совместного предприятия осуществляет модернизацию танков Бундесвера по проекту Leopard 2A7+. В будущем такое же обновление пройдут бронемашины армий Катара и Венгрии. Ожидается появление новых зарубежных заказов.

Параллельно ведется разработка следующего проекта модернизации танка, направленного на рост основных характеристик и боевых качеств. Утверждается, что такой вариант Leopard 2 создается с учетом современной угрозы в виде российского танка Т-14. Планируется усовершенствовать средства защиты, как входящие в конструкцию танка, так и дополнительные. Также требуется обновление и улучшение вооружения. Появление реальных результатов в этом направлении ожидается в первой половине следующего десятилетия.

В прошлом году на выставке Eurosatory 2018 показали любопытный демонстратор технологий – «Европейский ОБТ» (European Main Battle Tank). Эта машина основывается на шасси Leopard 2A7 и оснащена башней от французского танка Leclerc. Такой ОБТ показал способность участников KNDS работать вместе и объединять существующие проекты. При этом были получены любопытные результаты.

EMBT получил сравнительно легкую башню от «Леклерка» с 120-мм орудием и автоматом заряжания. Это позволило облегчить машину и получить запас грузоподъемности в 6 т. Благодаря этому шасси немного повышает свои ходовые характеристики или может перевозить дополнительное оснащение без потерь в параметрах. По общей боевой эффективности EMBT, как минимум, не уступает двум базовым бронемашинам.

«Европейский ОБТ» рассматривается исключительно в качестве опытного образца и демонстратора технологий. Тем не менее, некоторые зарубежные государства заинтересовались такой машиной в контексте возможного перевооружения.

Танк MGCS

Параллельно с развитием существующих ОБТ идет поиск облика перспективной бронемашины. Танк будущего создается в рамках программы MGCS (Main Ground Combat System), рассчитанной на длительный срок. Серийное производство таких танков планируется развернуть не ранее 2030 г. в интересах армий Германии, Франции и, возможно, некоторых других стран.

Необходимо отметить, что пока программа MGCS находится на стадии научно-исследовательской работы и поиска оптимальных решений. Окончательный облик танка еще не сформирован, и потому предлагаются самые разные, в том числе смелые варианты. Предлагаются как классические конструкции танка, так и принципиально новые версии боевых машин со схожими функциями.

В опубликованных материалах по MGCS приводятся разные варианты облика будущего ОБТ. Во всех случаях предлагается применение гусеничного бронированного шасси, но предусматриваются разные его конструкции. Одни варианты напоминают современные танки, такие как Leopard 2, тогда как другие выглядят футуристично и имеют нехарактерные для нынешней техники особенности.

В целом шасси для MGCS предлагается строить с применением комбинированной брони и дополнительной защиты того или иного рода. Возможно применение традиционной компоновки или иных решений, таких как размещение экипажа в изолированной капсуле. Все эти идеи и предложения предстоит изучить и выявить оптимальные для введения в будущий технический проект.

MGCS будет комплектоваться башней с вооружением. Предлагается использование обитаемых или автоматизированных боевых отделений. Изучаются несколько вариантов основного вооружения калибром от 105 до 140 мм. Участники KNDS уже выполнили некоторые исследования в области вооружений. Так, немецкая промышленность создала и испытала перспективную 130-мм танковую пушку, а французская компания Nexter экспериментировала с калибром 140 мм.

Особую роль в новом проекте будут играть радиоэлектронные средства. Применение капсулы экипажа предъявляет особые требования к системам наблюдения, а необитаемая башня нуждается в соответствующей автоматике. Кроме того, ОБТ MGCS должен быть интегрирован в перспективные комплексы управления войсками.

Как именно будет выглядеть танк MGCS – неясно. Однако из опубликованных данных следует, что KNDS планирует применять самые новые и смелые решения, позволяющие получить выдающийся результат. Танкам нового типа предстоит служить в середине XXI века, и они должны будут соответствовать требованиям того времени. Окончательный облик MGCS должен быть сформирован в ближайшем будущем. Вероятно, разработчик сразу раскроет его основные особенности.

САУ CIFS

Параллельно с танком MGCS будет создаваться артиллерийская самоходка CIFS (Common Indirect Fire System), призванная заменить существующие образцы своего класса. KNDS планирует максимально унифицировать САУ с ОБТ или даже построить ее на основе танкового шасси. Таким образом, нынешние научно-исследовательские работы закладывают фундамент сразу для двух проектов.

К сожалению, открытых данных о САУ CIFS пока меньше, чем по ОБТ MGCS. Вероятно, это связано с тем, что компания-разработчик сейчас уделяет больше внимания перспективному танку. Несмотря на свою важность, проект самоходки оказывается вторичным, а кроме того, его создание прямо зависит от разработки танка.

Согласно опубликованным данным, на шасси MGCS или унифицированной базе будет монтироваться боевой модуль. Рассматривается возможность создания полностью автоматической необитаемой башни. Основным оружием САУ станет перспективная пушка-гаубица с автоматическим заряжанием. Вероятнее всего, будет сохранен нынешний калибр 155 мм. Орудие свяжут с перспективными системами управления огнем.

Специально для CIFS будут разрабатываться новые боеприпасы различного назначения. Особое значение имеют перспективные управляемые снаряды с повышенной точностью и увеличенной дальностью. Не исключается возможность применения модульного метательного заряда и других актуальных наработок.

Опытные образцы CIFS появятся позже унифицированных танков-прототипов. То же касается и серийного производства. Первые самоходки нового типа отправятся к заказчику не ранее 2040 г. Стартовым заказчиком, как планируется, станет Бундесвер. В его парке самоходной артиллерии CIFS дополнят наличные PzH 2000. Также такую технику может приобрести Франция. KNDS заинтересована в появлении других заказов от третьих стран.

Создатели будущего

Компании KMW и Nexter до недавнего прошлого играли большую роль в европейской оборонной промышленности. После создания совместного предприятия KNDS ситуация не претерпела серьезных изменений. При этом две крупные компании получили возможность оптимизировать взаимодействие и обойти существующие ограничения.

В ближайшие годы немецко-французская компания сохранит свое влияние в Европе. На вооружении ряда стран состоят ОБТ Leopard 2, а KNDS предлагает несколько вариантов их модернизации. Кроме того, внимание потенциальных покупателей привлек ее экспериментальный образец EMBT. Грамотно реагируя на запросы и пожелания третьих стран, KNDS может зарабатывать солидные суммы и удерживать выгодное положение на международном рынке боевых бронированных машин.

В тридцатых годах KNDS собирается поставить в серию сразу два перспективных образца бронетехники – танк MGCS и самоходку CIFS. Эти машины могут заинтересовать не только Германию и Францию, что позволит компании-разработчику сохранить или укрепить свои позиции на рынке.

Таким образом, компания KNDS претендует на лидирующие позиции и вполне способна их занять. Она учитывает требования текущего времени и занимается перспективными разработками. В ближайшее время могут появиться новые результаты работ, которые позволят точнее оценивать ее потенциал в отдаленном будущем.

Современное состояние и вероятные перспективы развития бронетанковой техники в рамках проходящей модернизации ВС России

Часть 2 (продолжение)

Требования, предъявляемые к огневой мощи танка ХХI века.

  • Необходима реализация возможности дублирования управления установленным комплексом вооружения с рабочих мест, как минимум, двух членов экипажа;
  • Установленное оружие и системы прицеливания должны обеспечивать ведение высокоточной стрельбы не только прямой наводкой, но и за пределами прямой видимости цели;
  • Используемый танком боекомплект должен предусматривать включение широкого спектра боеприпасов в разумных пропорциях, как уже стоящих на вооружении, так и вновь создаваемых (например, ОШС с возможностью дистанционного подрыва последнего на траектории);
  • Танк должен быть вооружён артиллерийскими системами последних разработок, в том числе основанных на новых физических принципах и иметь боеприпасы повышенного могущества (по кинематике);
  • Бортовые системы танка (БСУО) должны позволять вести автоматический поиск цели, её распознавание («свой-чужой»), сопровождение и вести огонь по принципу: «выстрелил-забыл»;
  • Новые комплексы вооружения должны обладать повышенными прицельными и поисковыми возможностями, которые достигаются введением каналов так называемого «технического зрения» и существенно увеличенный обзор благодаря использованию прицельно-наблюдательных систем панорамного типа.
Читать еще:  Пистолет Colt Delta Elite (США)

Вопросы живучести и защищённости.

  • Необходимо существенно повысить эффективность защиты танка в верхней полусфере;
  • Технически решить вопрос оптимального соотношения используемых средств защиты (традиционных, динамических, активных, электронных…). Причём активные средства защиты должны развиваться комплексно, включая:Комплекс нововведений, направленных на повышение живучести машины в случае взрыва возимого боекомплекта (вышибные пластины, изолированные отсеки и т.п.);
    • датчики электромагнитного диапазона, используемые как средства для обнаружения;
    • РЛС мм диапазона и лазерные дальномеры в качестве средств сопровождения;
    • Средства уничтожения атакующих танк боеприпасов;
    • Средства постановки активных и пассивных помех (генераторы помех, дымовые гранаты и т.п.);
  • Топливо, боекомплект и экипаж в танке завтрашнего дня должны быть изолированы друг от друга. Конструкция машины должна гарантированно обеспечить сохранение жизни экипажа при внутренней детонации.

Подвижность нового танка.

  • Новый танк должен существенно прибавить в скорости, как вперёд, так и назад;
  • Чтобы нивелировать влияние вибрации на выполнение экипажем боевых задач требуется решить вопросы увеличения плавности хода и динамики. В частности, за счёт применения гидропневматические подвески, управляемые бортовой ЭВМ;
  • Силовая установка танка, как дизельная, так и газотурбинная, должна иметь:
    1. возросшую мощность (1900-2000 л.с.), то есть не менее30 л.с./т.;
    2. гидромеханическую трансмиссию с ГОП, решённые в едином моноблоке, и новейшими приводами управления;
    3. пониженный расход топлива.

На мой взгляд, приоритет стоит отдать газотурбинному двигателю. Сравнительный анализ плюсов и минусов ГТД и дизеля даёт существенное преимущество первому.

Конечной задачей в области повышения подвижности нового танка является не только, и не столько повышение его подвижности, но и выход на технический уровень, обеспечивающий возможности дистанционного управления бронетехникой в бою.

Немаловажную роль играют требования по командной управляемости новой машины.

  • Танку требуется оснащение новейшими системами навигации, функционирующими в режиме ONLINE;
  • Система должна обеспечивать не только речевой, но и цифровой информационный обмен (формализованное управление оружием и войсковым подразделением); Установленная на танке БИУС должна обеспечивать:
  • Выполнение двух предыдущих пунктов позволит, на мой взгляд, надёжно интегрировать новый танк в информационно-управляющее поле создаваемой в настоящее время, во исполнение Указа Президента России, единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ).
    • Осуществление обзора поля боя на всю его глубину с целью ведения разведки и сбора информации;
    • Оперативный анализ обстановки на основании полученных сведений;
    • Эффективное управление вооружением, в том числе и на максимальных дальностях ведения огня;
    • Система БИУС должна включать в себя многофункциональный комплекс современного оборудования, позволяющий экипажу танка оперативно решать разноплановые задачи, возникающие в ходе боя.

И, наконец, требования, о которых часто забывают, но без учёта которых новый образец вооружения и военной техники создать невозможно. Это технологические требования.

  • Налаживание и поддержание эффективной производственной кооперации в процессе производства нового танка;
  • Обеспечение производства нового образца в достаточно больших количествах;
  • Оперативное внедрение в процесс производства и в конструкцию машины новых технических решений, что позволит танку успешно конкурировать на мировых рынках ВВТ;
  • Должна быть предусмотрена возможность оперативного мобилизационного развёртывания производства в военное время;
  • Необходимо решить вопрос снижения производственных затрат (в первоочередном порядке – себестоимости нового танка).

Из вышесказанного прямо вытекает, что существенного увеличения технических и боевых параметров танка XXI века невозможно достичь без активного использования новейших достижений НИОКР. В настоящее время в России и по всему миру вопросам активного развития ключевых технологий и созданию технических и теоретических заделов для последующего создания новейших образцов ВВТ уделяется пристальное внимание. Давайте вспомним только некоторые работы по указанной тематике:

  • Интенсивно ведутся работы по совершенствованию имеющихся и созданию принципиально новых силовых установок, ходовых частей и электромеханических трансмиссий;
  • Активно используются новейшие материалы и технологии для повышения защищённости ВВТ и экипажа. Продолжаются работы по повышению действенности и эффективности методов традиционной защиты, ведутся активные разработки защиты новых типов: электромагнитной, оптико-электронной, активной;
  • Значительное внимание уделяется повышению боевых возможностей системы управления огнём за счёт совершенствования её возможностей и состава (техническое зрение, тепловизоры). Ведутся активные работы с системами передачи данных, картографии, навигации. Много внимания уделяется автоматизации процессов управления боем и оружием;
  • Активно прорабатываются темы создания электромагнитных (ЭМП), электро- термохимических (ЭТХП), электротермических (ЭТП) пушек, а также орудий с так называемыми ЖМВ (жидкими метательными веществами).

Если развитие танковой промышленности будет идти по этому пути, то можно надеяться, что в ближайшие несколько лет мы станем свидетелями значительных изменений в конструкции и боевых возможностях БТТ.

Резюме. Развитие бронетехники в рамках проходящей в настоящее время военной реформы идёт по трём взаимодополняющим друг друга направлениям:

  • Модернизация танков, стоящих на вооружении, до уровня последних серийных образцов;
  • Создание перспективных образцов бронетехники, налаживание их серийного производства и оснащение ими боевых частей;
  • Плановые работы в рамках концепции танка «послезавтрашнего дня», формирование необходимого теоретического и технического заделов для перехода «с листа» в металл в самом ближайшем будущем.

Анализируя ход военной реформы российских ВС и, сопоставляя её, в части развития бронетанкового вооружения и военной техники, с общемировыми тенденциями, можно сделать вывод о том, что всё лучшее из опыта мирового танкостроения мы учли. И пусть отдельные шаги и высказывания первых лиц МО не всегда понятны и далеко не лицеприятны, в целом общие тенденции позволяют говорить о том, что в ближнесрочной (на период до 2015 года) и среднесрочной (до 2020 года) перспективе эти шаги гарантируют обеспечение военно-технического паритета в развитии танков и иной бронетехники.

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

Главное меню

Навигация по записям

Перспективные средние танки в армиях мира: новое и хорошо забытое старое

Разные страны мира продолжают работать над развитием бронетанковой техники, используя разные подходы к созданию перспективных проектов. Лидеры мирового танкостроения занимаются дальнейшим совершенствованием основных боевых танков, подразумевающим создание новых машин или модернизацию старых. Прочие страны не могут позволить себе столь дорогую технику, в результате чего формируется совершенно новая концепция. Она предусматривает строительство среднего по массе танка с максимально возможными для него характеристиками. Следует отметить, что подобная концепция не является в полной мере новой. Первые проекты такого рода появились еще в семидесятых годах прошлого века.


Средний танк TAM, созданный на основе БМП Marder. Фото Wikimedia Commons

Однако в дальнейшем ситуация в области бронетанковой техники изменялась, и в итоге конструкторам пришлось вернуться к старым идеям, которые можно было бы воплотить с применением современных технологий и компонентов.

Новая старая концепция

На протяжении нескольких последних десятилетий армии и танкостроители проявляют большой интерес к т.н. основным боевым танкам (ОБТ). Техника этого класса сочетает в себе высокую подвижность, хорошую защищенность и выдающуюся огневую мощь. Тем не менее, современные ОБТ не лишены недостатков. Прежде всего, развитие техники и повышение характеристик привело к серьезному росту стоимости. В результате далеко не все армии мира, желающие обновить парк бронетехники, могут позволить себе покупку значительного числа основных танков.

Кроме того, в некоторых регионах закупка полноценных современных ОБТ не имеет смысла по объективным причинам. Вероятный противник страны-покупателя может иметь слабую армию с устаревшей техникой, и в таком случае новейшие танки будут попросту избыточны для решения своих задач. Куда более удачным инструментом ведения войны в такой ситуации мог бы стать танк, имеющий серьезные отличия от классического ОБТ.

В прошлые десятилетия дополнением либо альтернативой для ОБТ считался легкий танк, отличающийся менее мощной защитой и более слабым вооружением. Тем не менее, актуальные угрозы на поле боя к настоящему времени снизили ценность такой техники. Легкие танки прошлого, прежде всего, перестали соответствовать требованиям к защите, и этот факт был учтен при создании новых проектов.

К настоящему времени танкостроительные предприятия нескольких стран – как признанные лидеры отрасли, так и менее крупные производители – успели проработать и сформировать новую концепцию бронетанковой техники. Она еще не получила общепринятого названия, но чаще всего подобные машины именуют средними танками. При этом необходимо учитывать, что современный средний танк существенно отличается от одноименной машины, в прошлом уступившей свое место ОБТ.

Требования и возможности

Ключевой особенностью «нового» среднего танка является уменьшенная стоимость. Эта задача решается путем разумного упрощения комплектации и, как следствие, некоторого сокращения характеристик в сравнении с ОБТ. Подразумевается, что средний танк на поле боя может не встретиться с основным, а его противником станет иная техника. Как следствие, при его проектировании необходимо учитывать реальные угрозы на предполагаемом театре военных действий. Специфика современных локальных конфликтов дает возможность рационально сократить некоторые характеристики, что приводит к удешевлению машины.

Первым способом упрощения, облегчения и удешевления нового среднего танка является применение менее мощной брони. Основной угрозой для техники в нынешних конфликтах являются стрелковое оружие крупных калибров и малокалиберная артиллерия, а также противотанковые ракеты и гранаты. Таким образом, вместо мощной бронепреграды, свойственной лбам ОБТ, на среднем танке можно использовать облегченную защиту, способную выдержать попадание снарядов калибром до 30 мм. Современные противотанковые гранаты и ракеты способны поражать даже основные танки, и потому для защиты от них нужна не только броня. Средний танк следует оснастить динамической или активной защитой. В конфликтах последних десятилетий особое значение имели взрывные устройства, что требует оснастить бронемашину противоминной защитой.

Читать еще:  Бесшумный пистолет Welrod (Великобритания) » Военные люди

На ряде ТВД средний танк не сможет встретиться с основным, поскольку ему предстоит бороться с легкой бронетехникой и устаревшими танками. Благодаря этому появляется возможность сэкономить на вооружении, отказавшись от наиболее мощных орудий. Калибр главного орудия можно сократить до 100-105 мм, что будет достаточно для поражения устаревших танков, не говоря уже о легкой технике. При этом сохраняется необходимость применения спаренного и «зенитного» пулеметов.

Система управления огнем может быть упрощена в соответствии с пожеланиями заказчика, но сильно экономить на ней не следует. При помощи всесуточных и всепогодных приборов наблюдения средний танк сможет раньше находить цели и атаковать их, сокращая риски успешного ответного удара. В ряде ситуаций даже упрощенный танк с современной СУО сможет реализовывать концепцию «охотник-убийца» и эффективно бороться с актуальными целями.

Современный средний танк должен иметь боевую массу не более 35-40 т и показывать высокие характеристики подвижности. При его проектировании желательно использовать уже существующие компоненты того или иного назначения, что ускорит и удешевит производство, а также упростит эксплуатацию.

«Новый средний танк», отличаясь от другой бронетехники, способен решать различные боевые задачи. В первую очередь, он может осуществлять поддержку пехоты в условиях общевойскового боя или конфликта низкой интенсивности. При этом его можно использовать как в сухопутных, так и в воздушно-десантных войсках. Также средний танк может быть разведывательной машиной, способной постоять за себя. Фактически такая техника оказывается более гибким инструментом, чем современный ОБТ традиционного облика.

Первым представителем условного класса «новых» средних танков может считаться бронемашина TAM, разработанная в середине семидесятых годов немецкой промышленностью для армии Аргентины. Заказчик не мог приобрести дорогую машину, а кроме того, предъявлял жесткие требования по массе, связанные с ландшафтом и дорожной сетью страны. Поставленные конструкторские задачи были решены интересным образом. Компания Thyssen-Henschel, разрабатывавшая танк TAM, взяла за основу серийную боевую машину пехоты Marder. Ее внутренности серьезно переделали, а на крыше разместили башню с орудием калибра 105 мм.

Танк TAM имел боевую массу чуть более 30 т, был защищен от пуль, осколков и малокалиберных снарядов, но при этом нес сравнительно мощное орудие. 105-мм снаряды могли поражать все виды бронетехники, состоявшие на вооружении соседних стран. Впоследствии разрабатывались и реализовывались разные проекты модернизации танка. Танковое шасси, разработанное на основе БМП, оказалось весьма удачным. Позже на его базе создавались другие машины разного назначения.

В 2013 году компания Rheinmetall представила свое видение среднего танка под названием Marder Medium MBT. Эта машина тоже основывалась на шасси серийной БМП и по своему общему облику мало отличалась от танка TAM. В то же время, в ней использовались современные агрегаты и компоненты. Представленный образец, как утверждалось, выдерживал попадание снаряда калибром не менее 30 мм, а также нес 105-мм пушку с современной СУО. Боевая масса достигла 43 т – прежде всего, за счет установки дополнительного бронирования корпуса.

Насколько известно, средний танк Marder Medium MBT так и не пошел в серию, хотя смог привлечь внимание зарубежных специалистов. При этом можно считать, что именно эта машина дала толчок новому этапу развития бронетехники, наблюдаемому в настоящее время. Концепция облегченного и удешевленного танка заинтересовала военных разных стран и была реализована в новых проектах. Один из них в самое ближайшее время дойдет до серийного производства.

Согласно последним данным, уже в этом году министерство обороны Индонезии подпишет контракт на серийный выпуск средних танков MMWT Harimau, разработанных совместно с Турцией. В основе этой машины лежит переработанное шасси многоцелевой платформы Kaplan 30. На него устанавливается готовая башня CMI Cockerill 3105 с орудием калибра 105 мм. Танк защищен от малокалиберной артиллерии и способен уничтожать устаревшие танки. Масса, по разным оценкам, не превышает 30-35 т.

Заказчиком танка Harimau была Индонезия, и вскоре она планирует подписать первый договор на поставку серийных машин. Также стало известно, что интерес к этому танку проявляют некоторые другие страны Юго-Восточной Азии. Они тоже могут стать заказчиками такой техники. Если, конечно, индонезийская промышленность справится с ее выпуском.

С появлением ОБТ легкие и средние танки потеряли свое значение, и потому в течение нескольких десятилетий в нашей стране им уделялось не слишком много внимания. Тем не менее, развитие одного из перспективных направлений в прошлом привело к появлению боевой бронированной машины, соответствующей современным требованиям к «новым» средним танкам. Это была самоходная противотанковая пушка (СПТП) 2С25 «Спрут-СД». Любопытно, что в зарубежных публикациях российская СПТП нередко именуется легким или средним танком.

«Спрут-СД» базовой модификации был построен на основе шасси опытного легкого танка. Броня этого корпуса обеспечивала всеракурсную защиту от стрелкового оружия нормального калибра, а лобовой агрегат выдерживал обстрел из крупнокалиберных систем. Не так давно была создана новая модификация 2С25М «Спрут-СДМ1», использующая иное шасси со схожими параметрами защиты. Оба примененных шасси дают машине высокую подвижность, а также обеспечивают пересечение водных преград вплавь.

В полноповоротной башне «Спрута-СД» устанавливается гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А75 калибра 125 мм – доработанный вариант танковой пушки 2А46. Такая пушка может использовать все существующие 125-мм снаряды и ракеты, благодаря чему по своей огневой мощи СПТП 2С25 лишь незначительно отстает от советских и российских основных танков. Основное орудие дополняется пулеметами и дымовыми гранатометами. В последней модификации «СДМ1» самоходка получает современные системы наблюдения и наведения, а также средства управления огнем, усиливающие ее сходство с российскими танками.

Таким образом, несмотря на официальную классификацию, машины линейки 2С25 «Спрут-СД» могут считаться еще одними представителями класса новых средних танков. Они сочетают в себе малую массу, высокую подвижность, ограниченную защиту и огневую мощь почти на уровне ОБТ. Тем не менее, российское командование рассматривает эти СПТП исключительно как средство огневой поддержки воздушных десантов. Такая техника имеется только у ВДВ России и не планируется для перевооружения других родов войск.

Ответ на угрозу

Формирование нового класса боевых бронированных машин приводит к появлению очевидных вопросов о способах борьбы с ними. Внимательное изучение этой темы может показать любопытные особенности ситуации. «Новые» средние танки пока только набирают популярность, а эффективные средства борьбы с ними уже существуют и внедряются.

Очевидно, что специфика борьбы с конкретным образцом бронетехники определяется характеристиками его защиты. Почти все новые средние танки, равно как и многие другие легкие и средние бронемашины иных классов, имеют защиту лобовой проекции, выдерживающую попадание 30-мм артиллерийского снаряда. Это означает, что для борьбы с ними необходимо оружие большего калибра. Однако на поверку оказывается, что для такой задачи подходят не все существующие системы.

Современное танковое орудие калибра 120 или 125 мм гарантированно поразит танк TAM, Marder Medium MBT или Harimau. Однако характеристики такого вооружения излишни для этих целей, и потому стрельба по ним не будет выгодной в экономическом отношении. Более удобным средством для борьбы с актуальными целями могут стать пушки средних калибров. Именно они могут показывать требуемые характеристики при ограниченной стоимости и сложности.

За рубежом в последние годы активно прорабатывается вопрос создания автоматических пушек калибра 40 мм. Такое оружие рассматривается в качестве вооружения модернизируемых и новых боевых бронированных машин. Предусматривается установка 40-мм орудий в башнях и на дистанционно управляемых боевых модулях. Кроме того, в этом год был представлен китайский проект легкой самоходной установки с подобным вооружением, построенной на основе незащищенного вездеходного шасси.

Еще дальше пошли российские конструкторы. Уже несколько лет на выставках демонстрируются перспективные боевые модули, оснащенные 57-мм автоматической пушкой. Такие изделия нашли применение в ряде проектов, предусматривающих строительство новой техники или модернизацию старой. По расчетам, калибр 57 мм обеспечивает значительный прирост дульной энергии и, следовательно, могущества снаряда. За счет этого удается эффективно поражать технику с легкой противоснарядной защитой. Также возможно пробитие брони устаревших танков.

Таким образом, параллельно с новым классом бронетехники развиваются и средства для борьбы с ним, отличающиеся высокой эффективностью. Орудия увеличенных калибров постепенно внедряются в новые проекты и доходят до эксплуатации в войсках. В дальнейшем, по мере появления новой техники с характеристиками, отвечающими современным требованиям, такое вооружение должно будет получить большее распространение.

Ряд характерных факторов, ограничивающих развитие боевых бронированных машин, приводит к формированию новых неожиданных концепций. Так, на фоне бурного развития мощных и эффективных основных боевых танков произошло постепенное возвращение к идее упрощенного и дешевого среднего танка с сокращенными характеристиками и современной аппаратурой. Регулярно появляются новые проекты такого рода, и некоторые из перспективных образцов получают шанс поступить на вооружение.

События последних лет показывают, что небольшие и небогатые страны, не имеющие возможности или желания приобретать основные боевые танки, все же не остаются без необходимой бронетехники. Они предпочитают закупать образцы иных классов, соответствующие имеющимся требованиям и финансовым либо производственным возможностям. Впрочем, не все проекты «новых» средних танков дошли до серийного производства, и подобная техника все еще не получила широкого распространения. Но можно ожидать, что в будущем такая ситуация изменится, и это приведет к новым любопытным событиям.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Читать еще:  Автомобиль «КОЛУН» (Россия) » Военные люди

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Основное предназначение бронированной машины – транспортировка личного состава специальных и воинских подразделений. Дополнительные возможности – установка различного вида вооружения и техники. Бронемашина способна выполнять поставленные задачи на любых дорогах и местности. Возможно использование «Булата» как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких пустынных условиях.

Бронированная машина создана на базе КАМАЗ с использованием агрегатов и узлов от КамАЗ-5350. Бронезащиту получили: периметр салона, крыша, днище, двигательный отсек, кабина (многослойное защитное стекло).

Для повышения живучести личного состава, находящегося в автомобиле, конструкторы разработали фирменную конструкцию кресел. Принцип работы кресел при подрыве мины отделения сидящего в нем человека от последствий взрыва мины. Десантный модуль вмещает в себя до десяти человек в полной экипировке.

Задняя балансирная и передняя зависимая подвески — рессорного исполнения. Коробки передач и раздаточная — механического типа. Тормоза барабанные, пневматические с АБС.

С начала июня 2012 года один экземпляр СБА-60-К2 «Булат» передан сахалинскому подразделению ОМОН, находящемуся на Северном Кавказе в командировке руководством УМВД РФ Сахалинской области, где он и проходит различные испытания. На данный момент эксплуатация бронированной машины проходит довольно успешно, о чем сообщают сотрудники сахалинского ОМОН.

Основные характеристики бронемашины «Булат»:
— длина – 8 метров;
— ширина – 2.5 метра;
— высота – 2.6 метра;
— клиренс – 38.5 сантиметров;
— формула колес – 6Х6;
— база колес – 3.34 (+1.32) метра;
— колесная колея – 2 метра;
— вес полный/макс – 12.8/15.8 тонны;
— полезная нагрузка до 2-х тонн;
— вместимость – 2 + 8/10;
— турбированный дизельный двигатель с мощностью 260 л.с;
— скорость 90 (до 110) км/ч;
— дальность хода до 800 километров;
— вместимость топливных баков 250 литров;

Оборудование и агрегаты базового варианта бронеавтомобиля:
— аварийные люки;
— дополнительные запоры дверей механического типа;
— петли дверей усиленного исполнения;
— фара-искатель;
— оборудование видеонаблюдения;
— кондиционер и отопитель в десантном отделении;
— оборудованные места для крепления личного оружия;
— стандартный комплект средств безопасности.

Максимальная комплектация дополнительно включает:
— навигационную спутниковую систему «GLONASS/GPS»;
— тепло/шумо изоляцию;
— радиостанцию;
— систему очистки воздуха;
— дверные запоры электромеханического исполнения;
— устройство внутренне-внешней связи;
— вставки для колес типа «RunFlat»;
— громкоговорящее светосигнальное устройство;
— любая аудиосистема и сигнализация;
— окрас машины по выбору;
— иное дополнительное оборудование согласно условий заказчика.

Ну а теперь про танки:

Согласно планам отечественного оборонного ведомства, к концу текущего десятилетия российские сухопутные войска должны получить несколько сотен или даже тысяч единиц бронетехники, созданных на базе бронированной платформы «Армата». Подробности этого проекта пока не стали достоянием общественности и всем, кто не имеет непосредственного отношения к проекту, приходится довольствоваться отрывочными сведениями, догадками и парой фотографий некого макета, якобы имеющего отношение к «Армате».

В последние месяцы почти все новости относительно проекта «Армата» касались общих сторон концепции и сроков, в которые планируется его создать. Сперва было объявлено, что прототип новой машины будет построен к концу следующего 2013 года. На прошедшей в Нижнем Тагиле выставке «Оборона и защита-2012» были объявлены скорректированные планы. Первый опытный образец основного боевого танка на базе «Арматы» по-прежнему собираются собрать в следующем году, однако теперь стало известно, что на 2013 год запланировано еще и начало испытаний прототипа. Если эти сроки действительно реальны, то получается, что проект в настоящее время находится в достаточно продвинутой стадии. Возможно, сейчас уже начинаются последние приготовления к окончательной «сборке» проекта или, как минимум, завершаются необходимые испытания новых узлов и агрегатов.

Помимо информации о сроках генеральный директор «Уралвагонзавода» О. Сиенко в очередной раз подтвердил наличие планов на создание нескольких боевых машин с единой базой. Общая численность перспективных танков, которые пойдут в войска, оценивается в 2300-2500 единиц. Относительно конкретных подробностей компоновки или оснащения танка «Армата» данных как не было, так и нет. Поэтому предположения относительно бронированной капсулы экипажа, необитаемого боевого отделения или двигателя в передней части машины пока остаются в силе. По крайней мере, до тех пор, пока мы не увидим готовый танк. Ввиду отсутствия какой-либо технической информации, а также довольно небольших сроков создания проекта, появляются самые разные версии.

В начале августа известный интернет-портал Defence Update опубликовал интересный материал, авторы которого попытались приоткрыть завесу тайны над «Арматой», а также приводят свою версию обозначения новой машины. По мнению автора статьи, новый танк на базе платформы «Армата» будет называться Т-99. Некоторая логика в таком наименовании есть, хотя конкретно эта цифра пока не подтверждена. Более того, в настоящее время неизвестно даже собственное обозначение конструкторского бюро, а именно цифры из названия со словом «Объект». Тем не менее, версия о «Т-99» смотрится неплохо и не вызывает особых претензий.

Куда больший интерес представляют измышления на предмет конструкции условно безымянного танка. По мнению Defence Update, при попытках воссоздать реальный облик «Арматы» стоит вспомнить проект «Объект 195», так же известный под индексом Т-95. Эта бронемашина в перспективе должна была стать основным танком в российских сухопутных войсках. Однако по ряду причин этот танк так и не пошел в серию. Прежде всего, сказались тяжелое финансовое состояние России в девяностых годах, последующие события экономического характера, а также постоянное изменение взглядов военных на новую технику. Как результат, в 2010 году было объявлено, что государственное финансирование проекта «Объект 195» окончательно прекращено. Позже появились сообщения об инициативном продолжении его разработки.

«Объект 195» разрабатывался или разрабатывается в конструкторском бюро нижнетагильского «Уралвагонзавода». Платформа «Армата», в свою очередь, так же создается на Урале. Возможно, именно эти два факта и стали причиной предположения о некоторой преемственности проектов. В то же время, есть определенные сомнения насчет возможности простой переделки Т-95 в Т-99. Прежде всего, стоит вспомнить один из слухов об «Объекте 195», согласно которому перспективный танк имел ровно такую же компоновку, как у своих предшественников. Постоянные заявления военачальников относительно повышения защиты экипажа и даже отдельной бронированной капсулы для него способны полностью вычеркнуть версию о «преемственности поколений». Только ввиду дефицита информации по «Объекту 195» родился и другой слух. Второе предположение гласит о кардинально новой компоновке бронированного корпуса с необитаемым боевым отделением.

Любые попытки представить комплекс вооружения перспективного танка «Армата» на базе Т-95 встречают ровно такие же проблемы. Так, согласно одним источникам, вооружение танка «Объект 195» предполагалось сделать аналогичным имеющимся на вооружении основным танкам. Это 125-миллиметровая гладкоствольная пушка с возможностью запуска управляемых ракет, спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм и, возможно, зенитный 12,7-мм пулемет. Такая версия укладывается в ранние тенденции развития отечественных основных танков, при которых каждая следующая бронемашина представляла собой изрядно доработанную предыдущую. Помимо прочего такой подход позволял упростить снабжение танковых частей боеприпасами и запчастями. Однако уже лет тридцать в околотанковой среде ходят разговоры о необходимости увеличения калибра. В самом конце 80-х на Ленинградском Кировском заводе построили вариант танка Т-80 со 152-мм пушкой, чем была доказана принципиальная возможность установки мощного вооружения на средний по массе танк. Именно подобное орудие планировалось ставить на Т-95 согласно некоторым версиям. Более того, в некоторых источниках упоминается спаренная с основным орудием 30-мм автоматическая пушка. Вероятно, такой комплекс вооружения мог бы ставиться исключительно в необитаемой башне – в противном случае объемы для размещения экипажа мешали бы вооружению и наоборот.

Относительно предполагаемой для Т-95 или «Арматы» аппаратуры тоже существует множество версий. Наиболее вероятной выглядит оснащение перспективного танка комплексом управления вооружением, аппаратурой связи и т.п., которые будут являться прямым развитием существующих систем. Во всяком случае, вряд ли армия пойдет на закупку совершенно нового оборудования, с которым могут возникнуть проблемы. Тем не менее, в случае компоновки с необитаемым отделением новый танк в обязательном порядке получит совершенно новый автомат заряжания. Поскольку в боевом отделении отсутствуют люди, то все снаряды должны быть загружены в автомат. Сейчас на отечественных танках в ячейках автомата заряжания размещается примерно половина боекомплекта (22 снаряда из 42-х для танка Т-90). Согласно задумке конструкторов, экипаж в случае необходимости должен самостоятельно перекладывать выстрелы из укладок в ячейки автомата. При необитаемом боевом отделении такой возможности не будет и, как следствие, нужно разрабатывать автоматику заново.

В целом, версия о «происхождении» нового танка от Т-95 смотрится достаточно интересной, хотя она пока и не подтверждена. Кроме того, пока неизвестен уровень огневой мощи, защиты, а также подвижность будущего танка на базе платформы «Армата». Однако секретность проекта не мешает журналистам Defence Update делать далеко идущие выводы. «Модернизированный» Т-95, по их мнению, может конкурировать и опережать по своим характеристикам только бронетехнику азиатских стран. Что же до Европы или Америки, то с их танками «Армата» тягаться не сможет. В качестве доказательства этому приводятся некие «передовые технологии», которыми обладают войска стран НАТО. Вероятно, авторы публикации попросту забыли, что в современной войне между развитыми государствами «достается» всем – под вопросом только соотношение потерь в живой силе и технике. А предугадывать этот параметр гипотетических боев с участием танка «Армата» можно будет только после того, как разработчики опубликуют технические характеристики новой машины.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector