Немецкий сверхтяжелый танк Maus
Любовь немцев к большим формам в плане танкостроения обнаружилась еще в годы Первой Мировой Войны. Уже тогда одним из первых немецких танков являлся прототип сверхтяжелого танка ромбовидной компоновки Kolossal. Тогда проекту не дали никакого хода. Но в 1942 году максимализм обострился и 1 мая Гитлеру уже приносят деревянную модель странного коробковидного танка. Все приближенные радостно поддерживают концепцию 180-тонной «Мыши», кроме разве что отца бронетанковых войск Германии «Быстрого Гейнца» Гудериана. В итоге Адольф Гитлер распорядился собрать первый полноразмерный экземпляр, который увидел свет в декабре 1943 года. После весьма успешных испытаний был отдан приказ на постройку аж десяти таких машин, но из-за недостаточности производственных мощностей удалось полностью собрать только два опытных образца. Оба они были взорваны из-за подходящих к месту их дислокации советских сил и невозможности немедленной эвакуации в тыл. Впрочем, лишь один был основательно поврежден — из двух взорванных танков впоследствии удалось собрать один, который сейчас находится в музее бронетанковой техники на Кубинке.
23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Стоит отметить, что пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалось легкость управления танком. Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.
В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
В состав конструкторского бюро, которое должно было начать работы над танком, вошло множество специалистов, в том числе:
- инженер Карл Рабе (Rabe) — начальник конструкторского бюро фирмы Порше;
- инженер Эрвин Комеда (Komeda) — конструктор корпуса;
- инженер Леопольд Шмидт (Schmidt) — конструктор ходовой части и гусениц;
- инженер Ульрих (Ulrich) — конструктор планетарной коробки передач;
- инженер Вальтер Шмидт — конструктор механических узлов;
- инженер Отто Цадник (Zadnik) — конструктор, электрооборудования (в сотрудничестве с фирмой Сименс (Берлин));
- инженер Карл Фролих (Frohlich) — начальник отделения коробки передач в КБ Порше;
- инженер Шлихтер (Schlichter) — ответственный за ходовые испытания танка;
- инженер Герберт Кес (Kaes) — ответственный за связь с фирмами-поставщиками вооружения и с полигоном в г. Кумерсдорфе;
- инженер Вилли Мюллер (Mueller) — представитель фирмы Порше в Берлине;
- Карл Генсбергер (Gensberger)- водитель-испытатель (именно он проводил испытания тяжелого танка VK 4501 — «Тигр»(Р)).
Тяжелый танк Pz.Kpfw.VIII «Maus» (Германия)
Адольф Гитлер был бесконечно предан идее сверхоружия — ему непременно надо было создать такой аргумент, на который не нашлось бы контр доводов ни у кого на земле. Поэтому неудивительно, что ещё в 1941 году, когда значительную часть мехсоединений вермахта составляли различные «бронеповозки» типа Pz I и II, конструкторы Германии уже вовсю трудились над созданием сверхтанка.
Толчком к созданию «тяжеловеса» был опыт изучения практически непробиваемого германской противотанковой артиллерией советского танка КВ-1. К началу 1942 года фирма «Крупп» разработала проекты прототипов танков «Tiger-Maus» (VK7001) и PzKpfw.VII «Lowe» (VK7201), но в марта того же года работы были свернуты — фюрер посчитал, что новая машина должна быть ещё более грозной.
Чертеж тяжелого танка Pz.Kpfw.VIII «Maus»
Сверхтяжелый танк Гитлера — от «Мамонта» к «Мыши»
21-22 марта 1942 года контракт на разработку нового 100 тонного танка — VK10001 (Porsche Typ 205) получила фирма Порше, а в мае, снова по личному распоряжению Гитлера, к разработке присоединился и Крупп. Теперь требования были более определенными — танк должен был весить 120 тонн, иметь боезапас не менее 100 снарядов и быть вооруженным мощным орудием L/60 или же L/72. Разработка корпуса, башни и вооружения входили в компетенцию Круппа, за сборку машины отвечала фирма Алкетт. Прототип необходимо было создать до весны 1943 года.
В декабре 1942 года были закончены работы по разработке нескольких систем вооружения: 150-мм орудия, 128-мм морского орудия, 128-мм зенитного орудия и той же пушки, но с удлиненным стволом. Сроки сдачи проекта сдвинули на лето 1943 года. Первым «официальным» названием тяжелого танка VK10001 был «Мамонт». Затем, в декабре 1942 года, проект был переименован в Maeuschen («мышиный»), а в феврале 1943 года — в Maus («мышь»).
Новоявленный «Мышь» должен был быть вооружён 2-я орудиями: 128-мм и 75-мм, однако не смотря на то, что разработчики давно уже вышли за лимит в 120 тонн («Maus» весил 188 тонн), установленный заданием минимальный боезапас так и не был достигнут.
1 мая 1943 года Гитлеру был представлен деревянный макет сверхтяжелого танка «Maus», который был немедленно одобрен, причем сразу же последовал приказ выпустить серию из 150 таких танков. Такой темп работ выдержать было просто нереально, в результате, к ноябрю 1943 года был готова лишь одна машина, а приказ о серийном строительстве был отменен.
Тяжелый танк Pz.Kpfw.VIII «Maus»
Тяжелый танк «Маус» проходит испытания
Только 24 декабря 1943 года первый прототип «Мауса» — V1 (Maus I) начал проходить испытания, которые сразу же показали его отвратительную подвижность — обладая авиационным двигателем мощностью в 1000 л.с., 188-тонная махина едва ползла со скоростью 13 км/ч, причем не по бездорожью, а по шоссе. Ни одного моста способного выдержать вес «Мауса» просто не было, но эту проблему «обошли», решив, что водные преграды танк будет преодолевать по дну своим ходом. Более серьезной проблемой была явная слабость подвески, с трудом тащившей на себе многотонную громаду. Испытания «мыши» закончились бесславно. К слову, башня для Maus I так и не была построена — танк как был, так и остался с её муляжом.
В марте 1944 года был изготовлен второй прототип V2 (Maus II), отличавшийся усиленной подвеской фирмы «Шкода» с двойными дорожными колесами, новым двигателем, наличием «настоящей» башни с установленным вооружением, системой кондиционирования и опытной рулевой системой. 25 июля 1944 года Крупп отрапортовал о том, что в ближайшее время будут готовы ещё 4 корпуса, но уже 27 июля приказом фюрера эти корпуса были отправлены в металлолом. «Мышь» не оправдала возложенных на неё надежд и 19 августа 1944 года все работы по танку были свернуты.
Тем не менее, в сентябре 1944 года начались испытания уже готового Maus II. Как не старались конструкторы, как не трудились ремонтники, испытаний машина не прошла из-за частых поломок и общей недоработанности конструкции.
Тяжелый танк Pz.Kpfw.VIII «Maus»
Дальнейшая судьба танка «Маус»
Второй «Маус» был взорван персоналом испытательного полигона в Куммерсдорфе. До наших дней могло бы не дойти вообще ни одной такой машины, если бы не удалось собрать целый танк используя уцелевшую башню от V2 и корпус от V1 — именно этот «Маус», единственный в мире, и можно видеть в танковом музее на Кубинке.
Кроме того, после окончания войны, на заводе Круппа была обнаружена почти достроенная башня предназначавшаяся первому «Маусу» (V1) и корпус от несостоявшегося Maus (V3) — их дальнейшая судьба мне не известна.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет