0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новые конструкции танков

Компоновка основных боевых танков

Танк как инженерная конструкция представляет собой комплекс вооружения, броневой защиты, несущей основы, силовой установки и ходовой части. Танк должен обеспечивать возможность передвижения как вне дорог (удельное давление на грунт, не превышающее давление стопы человека) так и по существующей дорожной сети с искусственными сооружениями (вес с полной нагрузкой, не превышающий несущую способность пролетов мостов).

К ходовой части танка предъявляются общие требования к гусеничному движителю, в первую очередь обеспечение равномерной нагрузки опорных катков шасси. Игнорирование этих требований ведет к следующим отрицательным последствиям:
— уменьшению проходимости в связи с неравномерным удельным давлением на грунт;
— повышенным вертикальным колебаниям корпуса при движении по пересеченной местности,
— снижению скорости движения;
— уменьшению точности стрельбы из пушки из-за меньшей эффективности работы её стабилизатора;
— росту утомляемости экипажа;
— увеличенному износу упругих элементов подвески опорных катков и гидроамортизаторов.

Поэтому компоновка танка должна отвечать требованию весовой сбалансированности его составных частей относительно центра опорной поверхности гусениц. В состав основных массивных элементов конструкции танка входят орудийная башня, пушка, боекомплект пушки, двигатель, трансмиссия и топливо, а также броневая и динамическая защита. Экипаж, обладающий на порядок меньшим весом, но занимающий большой внутренний объем, также оказывает непосредственное воздействие на весовую сбалансированность. Взаимное расположение этих элементов и предопределяет эффективность компоновки боевой машины.

Первые типы танков, разработанные в Великобритании и Германии в годы Первой мировой войны, имели простейшую компоновку – общий каземат корпуса с вооружением, размещенным в передней части (по бортам и/или в лобовой детали), и двигателем с трансмиссией, размещенными в задней части. Боекомплект и топливо располагались в центре корпуса. Многочисленный экипаж и броневая защита были равномерно распределены по всему корпусу. Орудийная башня как таковая отсутствовала, вместо неё применялись казематные полубашни, симметрично расположенные по бортам корпуса. Гусеничный движитель имел шасси с малым ходом опорных катков, что видно на примере немецкого танка AV7.

Опыт боевого применения танков простейшей компоновки выявил их конструктивные недостатки:
— слабую броневую защиту казематного корпуса с развитой внешней поверхностью;
— наличие больших мертвых зон обстрела из пушек, установленных в казематных полубашнях;
— низкую скорость передвижения по пересеченной местности в связи с малым ходом подвески.

В связи с этим в конце Первой мировой войны во Франции была выработана оптимальная компоновка для нового ударного боевого средства, ставшая с тех пор классической, повторенной в сотнях образцов опытных и серийных машин во множестве стран мира. Корпус танка «Рено» FT-17 имел очень плотную компоновку, впервые раздельную на четкие функциональные зоны – носовое отделение управления, центральное боевое отделение и кормовое моторно-трансмиссионное отделение. В центре корпуса со смещением в нос была установлена башня кругового вращения с 37-мм пушкой. В отделении управления размещался механик-водитель, в боевом отделении — командир танка и боекомплект, в моторно-трансмиссионном отделении – двигатель, трансмиссия и топливо.

Развитием этой компоновки стала конструкция советского танка КВ-1 начала Второй мировой войны, башня которого имела развитую кормовую нишу, в которой располагалась значительная часть боекомплекта пушки. В конце войны подобную башню получила последняя модификация самого массового советского танка Т-34-85.

Танки во Второй мировой войне в наступательных операциях использовались в соответствии со своей уникальной боевой специализацией – как средство прорыва укрепленной обороны, действующее в прямом огневом контакте с противником. При этом основная угроза поражения танка исходила со стороны фронтального ракурса. Это обусловило необходимость дифференциации защиты с увеличением толщины брони лобовых деталей корпуса и башни и соответствующим уменьшением толщины брони бортовых и кормовых деталей. Центр тяжести сместился вперед относительно центра опорной поверхности гусениц.

С целью восстановления оптимальной весовой балансировки танка необходимо было сместить назад его башню. С этой целью в классическую компоновку была внесена ещё одна новация: все немецкие танки и американский танк «Шерман» М4 имели разнесенную силовую установку – коробка перемены передач и бортовые редукторы располагались в носовой отделении корпуса, а двигатель и топливо – в кормовом. Двигатель был связан с трансмиссией карданным валом. Это решение позволило сместить назад тяжелую башню ценой переноса вперед относительно легкой трансмиссии.

Последний вариант компоновки танка обладал двумя крупными недостатками:
— наличие карданного вала вынуждало увеличивать высоту, объем и площадь поверхности корпуса, уменьшая степень защищенности танка (отношение заброневого объема к весу брони);
— вынесенные на лобовую поверхность бортовые редукторы гусеничного движителя были крайне уязвимы не только для бронебойных снарядов, но также осколков и ударной волны от взрывов осколочно-фугасных снарядов, в отличие от классической компоновки, где корпус экранирует кормовые бортовые редукторы от фронтального обстрела.
Решение проблемы было найдено в конце войны советскими разработчиками в конструкции танка Т-44. Не изменяя классической компоновки, они уменьшили длину кормового отделения за счет поперечного расположения двигателя и трансмиссии, связанных между собой зубчатой передачей. Центр опорной поверхности гусениц сместился вперед в направлении смещения центра тяжести танка. В дальнейшем это инженерное решение (уменьшение габаритов силовой установки) в сочетании ранее реализованным вариантом компоновки (башня с развитой кормовой нишей) было повторено в конструкциях основных боевых танков США, Германии, Франции, Японии и Южной Кореи, в том числе состоящих на вооружении в настоящий момент.

Однако отступление от классической компоновки «Рено» FT-17 с выносом боекомплекта в кормовую нишу привело к ослаблению степени защиты танка за счет роста заброневого объема при одновременном возникновении излишков пространства в боевом отделении корпуса. Причиной было то, что высота корпуса не могла быть уменьшена ниже уровня двигателя в сочетании с его системой охлаждения (примерно 1 метр). При этом высота башни определяется крайними точками опускания ствола (вплоть до касания кромки верхней лобовой детали) и подымания казенника пушки (вплоть до касания потолка башни) при вертикальной наводке орудия (примерно 0,8 метра). При размещении командира и наводчика в основном в башне в подбашенном пространстве образуется объем, достаточный для хранения всего боекомплекта.

Читать еще:  Внимание, танки! История создания танковых войск

Единственная проблема – как обеспечить подъем выстрелов из подбашенного пространства и досылание их в пушку. В 1964 году указанная проблема была решена в советском танке Т-64 путем установки автомата заряжания под вращающимся полом боевого отделения. Все последующие советские, российские, украинские и китайские танки по настоящее время используют эту компоновку.

Другим путем попытались пойти в 1958 году американские разработчики опытного танка Т92. Его оригинальная компоновка была основана на переносе моторно-трансмиссионного отделения в нос корпуса и совмещении с отделением управления, отгороженным броневой перегородкой. Вес лобовой брони, двигателя и трансмиссии уравновешивался весом башни и боекомплекта. Однако совмещение по длине сразу двух отделений корпуса вынуждало увеличивать его высоту с целью вертикальной компоновки оборудования силовой установки. В итоге у танка возрастали заброневой объем и площадь поверхности корпуса при снижении степени защиты. Несмотря на явный недостаток подобной компоновки и отказ от неё американских разработчиков, она была повторена в израильском серийном танке «Меркава» и швейцарском опытном танке «NKPz», что, скорее всего, объясняется отсутствием опыта конструирования танков в указанных странах.

Увеличение эффективности современных бронебойных и кумулятивных снарядов вынудило разработчиков сделать очередной шаг в совершенствовании конструкции танков. В рамках развития классической компоновки в 1980-х годах в СССР и США проводились работы по созданию опытных танков с необитаемыми башнями — соответственно «Боксер/Молот» и ASM Block III. Доведенные до высокой степени готовности эти работы были прекращены в связи с отсутствием на тот момент надежных электронных средств наблюдения и прицеливания для экипажа, полностью расположенного в корпусе.

Работы в этом направлении были возобновлены только в 2012 году в рамках проекта создания нового российского танка «Армата». Опираясь на современные достижения в области автоматических систем детектирования и сопровождения целей в проекте предусматривается сокращение экипажа танка до двух человек, расположенных в отделении управления. Кроме необитаемых боевого отделения и башни, существенным отличием компоновки «Арматы» от компоновки «Рено» FT-17 является увеличение длины носовой оконечности корпуса с целью размещения навесных модулей броневой или динамической защиты. Возросшая длина корпуса положительно сказывается на смещении назад центр опорной поверхности гусениц. Размеры носовой оконечности можно оценить по фотографии опытного танка «Объект 187», использующегося в качестве прототипа «Арматы».

Прогнозируемое развитие функциональности перспективных систем активной защиты танков вплоть до перехвата высокоскоростных кинетических снарядов делает возможным в ближайшем будущем снижение требований к пассивной броневой защите танка, а также к его динамической защите, в настоящее время с успехом применяемой против низкоскоростных реактивных гранат и противотанковых ракет. Причем количество пусковых установок поражающих элементов активной защиты, устанавливаемой на каждый танк, будет обеспечивать одновременный перехват двух и более целей, подлетающих с одного или разных направлений. На основании данного прогноза можно предполагать отказ от динамической защиты, уменьшение толщины бронирования до противоосколочного и переход к всеракурсному недифференцированному бронированию.

Кроме того, уже сегодня имеются готовые решения гибридных силовых установок, состоящих из теплового двигателя (дизеля или одновального ГТД), встроенного электрогенератора, литий-ионной аккумуляторной батареи большой емкости и тяговых электромоторами. Появляется возможность перенести тяговые двигатели вместе с бортовыми редукторами в носовую часть корпуса, равномернее распределив нагрузку по длине опорной поверхности (учитывая большой объем, занимаемый отделением управления и малый вес экипажа из двух человек). При этом дублированные силовые кабели, связывающие электрогенератор с электромоторами, в отличие от карданного вала танков Второй мировой войны, могут быть проведены вдоль надгусеничных спонсонов корпуса, не приводя к увеличению его высоты.

Танк с подобной компоновкой уже был разработан в 2009 году в рамках американской программы FCS, но не пошел в серию из-за неготовности выбранной системы активной защиты Quick Kill к перехвату высокоскоростных кинетических бронебойных снарядов. Однако, учитывая прогресс в области развития подобного типа защиты, в настоящее время велика вероятность, что эта компоновка будет использована в американском аэромобильном танке, концепция которого разрабатывается командованием TRADOC Армии США, и израильском основном боевом танке Rakiya, предназначенном для замены устаревшего танка «Меркава» в бронетанковых частях Армии обороны Израиля, начиная с 2020 года.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Новые конструкции танков

Новые конструкции танков

Разработанные в связи с танковой школой «Кама», созданные примерно в 1928 году опытные образцы танков уже не соответствовали военным требованиям тактического и технического плана, в соответствии с которыми они должны были быть в состоянии успешно сражаться с нападающим противником, оснащенным современным оружием. Поэтому необходимо было разрабатывать новые конструкции боевых машин, которые позднее были воплощены в танках Т III (Pz III) и Т IV (Pz IV). Но так как серийный выпуск танков этих типов по конструкторским и производственным причинам не мог ожидаться ранее 1933–1936 годов, было принято решение в настоящий момент развить производство легких танков массой от 5 до 6 тонн с пулеметным вооружением на шасси типа английской танкетки Carden-Lloyd[40], получение которых в войсках можно было наладить уже с осени 1934 года. В результате с учетом более широких требований сухопутных войск было решено наладить производство легких танков двух типов: танка, вооруженного противотанковым орудием (калибра 37 мм) и танка с более коротким орудием большего калибра (75 мм) для подавления пехотных целей всякого рода и в то же время способного поражать легкобронированные танки противника. Оба типа танков также должны были быть оснащены спаренными с орудием пулеметами для действия против небронированных целей.

Поскольку можно было ожидать усиления бронирования иностранных танков, Ин 6 затребовало увеличения калибра танкового орудия до 50 мм вместо первоначально предусмотренного калибра в 37 мм. Инспекция, однако, не смогла провести в жизнь это требование, поскольку в военном министерстве считали бронебойное действие снаряда 37-мм орудия более чем достаточным, и, кроме этого, еще только находившееся в разработке 50-мм орудие не могло пока выпускаться серийно. Тем не менее Гудериану все же удалось убедить разработчиков планируемого танка (позднее получившего обозначение Pz III) заложить в конструкцию больший диаметр опорного погона с катками для башни для возможной в будущем установки орудия калибра 50 мм. Это предвидение оказалось чрезвычайно полезным в 1940–1941 годах, когда обнаружилась недостаточность пушки калибра 37 мм для борьбы с вражескими танками и было проведено перевооружение этих танков, которые получили 50-мм пушку.

Читать еще:  «Сухопутные корабли» (английские тяжелые танки Первой мировой войны)

Для обсуждения баллистических характеристик орудия танка во всем большом аппарате министерства было проведено одно-единственное совещание, в результате чего ствол нового 50-мм танкового орудия был сконструирован относительно коротким, чтобы им можно было также работать и на различных узостях, например в лесах или при действиях в городских кварталах, — подобное короткое орудие можно было бы развернуть на 180° и беспрепятственно вести огонь по сторонам или назад. Но в результате этого тактического ограничения значительно снизилась бронепробиваемость орудия и дальность стрельбы, тогда как более длинный ствол позволял повысить эти характеристики — что и нашло свое горькое подтверждение в 1941 году. Также дало свой отрицательный эффект отклонение требования Гудериана относительно бронирования танка — было принято решение его ограничить, исходя из требований уменьшения веса, достижения более высокой скорости и подвижности.

В этой связи довольно интересно, как сотрудничали различные службы и отделы военного министерства в случае возникновения каких-либо вопросов по направлениям развития или создания той или иной конструкции. Ответственным подразделением была уже упоминавшаяся оружейная инспекция, которая вносила свое предложение (то есть требование военных) в соответствующий отдел вооружения, ответственный за определение расходов, и все это передавалось в армейский отдел (Генеральный штаб). После проверки на предмет необходимости для войск и обсуждения предложение уже в виде запроса поступало в отдел вооружения сухопутных сил, где оно проверялось с технической точки зрения, предлагались улучшения, после принятия или отклонения которых выбиралась фирма для исполнения контракта. Затем наступал этап разработки чертежей и изготовления модели из дерева или жести; потом изготавливался опытный образец. Образец первоначально поступал в отдел вооружений для проверки и внесения усовершенствований, затем передавался в рабочую группу для испытаний в соответствующий род войск. В мирное время за этим следовали войсковые испытания, после чего изделие запускалось в малую или нормальную серию.

Это был нудный, изобиловавший множеством конфликтов, возможно, излишне обстоятельный путь, длившийся порой годами после получения запроса, который в мирное время невозможно было никоим образом сделать короче.

Новейшие танки России

Наконец-то минобороны представило на своем официальном сайте фотографии новейших российских танков и боевых машин. Теперь мы можем видеть, как выглядит бронетехника на платформах «Армата», «Курганец», «Бумеранг» и самоходная артиллерийская установка «Коалиция», а также противотанковый ракетный корпус «Корнет».

Разработкой танка на платформе «Армата» с 2000 года занимался «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. В 2013 году «Армата» была впервые представлена на закрытом показе, а серийное производство новейших машин на ее базе и поставка их в войска начались после испытаний в 2020 году.

Танкостроение России находится в постоянном развитии. В основу новых типов боевых машин положены самые последние достижения науки и техники. По своим тактико-техническим характеристикам российские новейшие танки значительно превосходят машины предшествующих поколений.

Разработки последних лет направлены на создание тяжёлой унифицированной платформы под шифром «Армата». Это перспективная гусеничная платформа, на основе которой для Вооружённых Сил России будут создаваться боевые танки пятого поколения. На их шасси планируется выпускать целый ряд видов различной военной техники.

Компоновка «Арматы» практически идентична незавершённому проекту танка Т-95 или «Чёрный орёл». Внутри корпуса находится обитаемая бронекапсула, в которой помещен экипаж. За ней размещено боевое отделение, включающее необитаемую башню сверху, позади него устроен моторный отсек.

Т-14 «Армата» сменит находящиеся сегодня на вооружении танки Т-72, Т-80, Т-90.

Новый боевой танк

Многие функциональные разработки и параметры новой машины существенно отличают его от аналогичных конструкций. У него принципиально иные тактико-технические характеристики. Применена схема размещения экипажа в бронированной изолированной капсуле в передней части танка за мощной лобовой бронёй. Это обеспечивает изоляцию экипажа от боекомплекта орудия.

Тактико-технические данные

  • Общая масса – 48 т
  • Экипаж – 3 чел
  • Мощность двигателя – 1500-2000 л.с.
  • Имеется дополнительная силовая установка
  • Время, необходимое для замены двигателя – 0,5 ч
  • Скорость движения максимальная – 90 км/час
  • Запас хода – 500 км
  • Дальность обнаружения цели – 5 км
  • Дальность поражения цели – 8 км
  • Боевая скорострельность – 12 выстрелов в минуту

Имеется возможность кругового обзора с помощью специальной камеры, установлен также командирский панорамный прицел, имеется активная и динамическая защита. Новая радиолокационная станция способна вести одновременно 25 аэродинамических и 40 динамических целей, контролировать территорию радиусом более 100 километров. Т-14 способен в автоматическом режиме уничтожать все летящие в него ракеты или снаряды любого типа.

Впервые в России на танке оборудуют цифровую информационно-управляющую систему – «цифровой борт». Она производит запуск, управление, диагностику и регулировку параметров механизмов. В случае обнаружения неполадки электроника сообщает о том, что именно вышло из строя, и подскажет вариант устранения неполадки и необходимых мер. Иными словами, поломку будет устранять не ремонтная бригада или экипаж, а электроника.

Вооружение

Главный калибр «Арматы» — гладкоствольная пушка 2А82 125-мм. Управление ею полностью дистанционно. Возможна также установка пушки 2А83 152-мм. Используется принципиально новый автомат подачи боеприпасов, емкость которого достигает 40 снарядов разного назначения. Стрельбу можно эффективно вести как из стационарной позиции, так и в движении. Боекомплект танка находится в специальном защищенном модуле.

«Армата» стреляет осколочно-фугасными, бронебойными и кумулятивными снарядами, а также управляемыми ракетами с электронным, спутниковым и инфракрасным наведением. По сути, Т-14 — не просто танк, а универсальная ударная машина. Она объединяет в себе ракетный тактический комплекс, противовоздушную зенитную систему, разведывательный комплекс и собственно танк.

В систему вооружения машины включен спаренный с пушкой пулемёт калибра 7,62-мм. Он находится на башне снаружи, соединён с пушкой приводом. В снаряженном боекомплекте пулемета 1000 патронов, столько же хранится в лентах на корме башни в ящике для запасных частей. Дополнительно может устанавливаться пулемёт «Корд» калибра 12,7 мм со снаряженным БК на 300 патронов и столько же в ящике ЗИП. Управление пулеметом дистанционное при помощи компьютера и электроприводов.

Специально для танка Вооруженных Сил России нового поколения с 2014 года разрабатывают новую управляемую ракету с улучшенными характеристиками. К ней предъявляются высокие требования по пробиванию брони, дальности поражения цели и поражающей заброневой мощности, но при сохранении калибра 125 мм.

Управление огнём танка

Ведение огня в Т-14 управляется прицельным комплексом. Его основные преимущества:

  • Наличие визирного и встроенного лазерного каналов управления, дальномера
  • Возможность регулировки визирного канала кратностью от 4 до 12
  • Дальность, на которой распознаётся объект – 5 км
  • Максимальное расстояние, измеряемое дальномером – 7,5 км
  • Оборудование прицела-дублёра на зависимой линии прицела
  • Устройство баллистического вычислителя
  • Автоматическое сопровождение целей
  • Усовершенствованный стабилизатор вооружения
Читать еще:  Переносной противотанковый комплекс 9К11. Техническое описание и инструкция по эксплуатации

Танк оснащается радарами на базе антенной решетки АФАР, состоящей из большого количества сот-микроволновых передатчиков. Такая антенна обладает способностью быстро изменить направление локации.

Силовая установка, трансмиссия и управление

В основе силовой установки танка заложен отечественный дизельный двигатель марки А-85-3А. Его ресурс не меньше 2000 часов. Технические характеристики:

  • Тип двигателя – Х-образный, 12-цилиндровый, четырёхтактный с газотурбинным наддувом и промежуточным воздушным охлаждением
  • Смесеобразование – впрыск топлива
  • Мощность – 1500 л.с.
  • Масса – 1550 кг
  • Габариты: длина – 813 мм, ширина – 1300 мм, высота – 820 мм
  • Подвеска у «Арматы» управляемая, 6-катковая, на лопастных амортизаторах. Дифференциальный механизм оснащён гидрообъёмной передачей. Автоматическая 12-ступенчатая коробка передач может переключаться вручную. К органам управления относятся: штурвал, педали тормоза и газа, рычаг для переключения скоростей.

Комплексная система защиты

Система защиты танка Т-14 состоит из нескольких составляющих:

  • Броневой защиты. Новый танк на платформе «Армата» защищается специально разработанной броневой сталью. Её характеристики позволяют уменьшить толщину листа и общий вес конструкций.
  • Активной защиты «Афганит», принятой к внедрению в 2014 году. Специально предусмотренные заряды выпускаются против снарядов и ракет противника, поражая их на расстоянии не больше 20 метров. Пусковая установка выполнена из лафета, который вращается в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Ударное ядро наводится на цель при помощи программированного инициирования взрывателей.
  • Динамической защиты. Суть её заключается в том, что по бортам башни устанавливают по три блока. Это – контейнеры с элементами динамической защиты, которые разделены наполнителем. Борта защищаются установкой по семь аналогичных блоков. Кормовая зона закрывается решётчатыми экранами на корпусе и башне. Устанавливаются перед боевыми действиями в особых случаях, например, в условиях города. Дополнительный вес составляет почти тонну, однако это не особо снижает подвижность танка.

Т-14 — танк не просто новый, он определил перспективы танкостроения в России на десятилетия вперёд. В ближайшие годы планируется произвести не менее 2-3 тысячи танков этого типа и бронемашин на его базе.

Видео: новые российские танки

Танк «шерман» в СССР

М4А2: самый удачный танк ленд-лиза.

Соединенные Штаты к началу Второй мировой войны не имели, по сути, танковых войск, однако, благодаря мощной технической базе смогли быстро ликвидировать отставание. А боевые действия в Европе выявили необходимость создания маневренного среднего танка с мощным артиллерийским вооружением. Новый танк с 75-мм пушкой, расположенной во вращающейся башне, должен был заменить мощный, но архаичный по конструкции танк М3 («генерал Ли»). Свое имя «Шерман» или «Генерал Шерман» танк М4 получил в честь энергичного генерала армии северян, известного как рядом военных побед, так и активным применением тактики «выжженной земли» на территории южан. 11 декабря 1941 г. танк был принят на вооружение. «Шерман» производился с 1942 по 1945 г. и имел шесть модификаций, отличавшихся прежде всего двигателем и броневой защитой, став вторым по массовости после Т-34 средним танком Второй мировой войны.

Эшелон с советскими танками «шерман» в Румынии, 1944 г.

Танк «Генерал Шерман»: характеристика и поставки по ленд-лизу

Сразу отметим, что в Красной Армии данный танк, как правило, «шерманом» не называли. В документах чаще упоминается лишь модификация. В СССР поставлялись в основном танки М4А2, имевшие следующие характеристики – масса превышала 30 тонн, максимальная скорость по шоссе 48 км/ч., экипаж состоял из 5 человек. Основным вооружением являлась 75-мм пушка длиной ствола в 37,5 калибров способная поражать средние и легкие немецкие танки. Боекомплект состоял из 97 выстрелов. Пулеметное вооружение включало два 762-мм и один 12,7-мм зенитный пулеметы. Броневая защита «шермана» соответствовала требованиям 1942 г., но быстрое развитие немецких противотанковых средств заставляло постоянно усиливать бронирование танка, что естественно не могло быть бесконечным. К тому же в 1943 г. уже было понятно, что на поле боя броня спасает все реже, а перспективной является модернизация и установка более мощного вооружения.

Так появился М4А2(76)W, который мог сражаться практически со всеми немецкими танками. Эта модификация имела 76-мм пушку, ее снаряд на значительной дистанции пробивал броню немецкого «тигра», что было затруднительно для Т-34/85. Бронебойный снаряд советской 85-мм танковой пушки в силу особенностей производства уступал снарядам 76-мм пушки М4А2(76)W по бронепробиваемости на больших дистанциях. При этом наладить массовый выпуск более качественных бронебойных снарядов без смены парка станков на предприятиях СССР оказалось невозможно.

Герой Советского Союза Д. Ф. Лоза

Военные поставки танков М4А2 в СССР начались в конце 1942 г., но велись весьма нерегулярно, что было обусловлено сложностями доставки (северные конвои, южный маршрут через Иран и поставки через Дальний Восток) и реальной военно-политической обстановкой, когда на первое место выходили потребности собственной американской армии и британских союзников. Насколько велика доля танков М4А2 различных модификаций среди бронетехники, попавшей в СССР по программе ленд-лиза? Всего в СССР прибыло с учетом потерь во время перевозок 10395 американских, английских и канадских танков, из них 4065 «шерманов». В Красной Армии появились целые соединения, укомплектованные М4А2, что облегчало обслуживание и ремонт танков. Так, 1-й механизированный корпус из состава 2-й Гвардейской танковой армии на 23 января 1945 г. имел в строю 136 М4А2 и ни одного Т-34. В тоже время, в 9-м Гвардейском танковом корпусе той же армии в этот момент находились в строю 142 Т-34, но полностью отсутствовали «шерманы». В ряде случаев мог быть и смешанный состав. Например, 8-й Гвардейский танковый корпус имел по списку на 16 июля 1944 г. 76 Т-34 и 140 М4А2.

В целом, в отличие от большинства других танков, поставлявшихся по ленд-лизу, М4А2 получил в Красной Армии положительную оценку. Помимо просторного боевого отделения достоинством танка стало наличие мощных радиостанций, позволявших обеспечивать связь и управление танковыми подразделениями. К недостаткам М4А2 отнесли достаточно значительную высоту танка, делавшую его более заметной целью для противника, проблемы с применением в сложных климатических условиях, а также низкое качество брони у первых машин.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector