2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МАЛЫЕ ТАНКИ И ТАНКЕТКИ

Танки и САУ начала Второй Мировой войны. Танкетки

На 22 июня 41 г. в РККА существовали следующие виды бронированной техники:
Танкетки Т-18 (формально была снята с вооружения), Т-27, Т-37А, Т-38, Т-40, двухбашенный Т-26 (версия с двумя пулеметами, а также с 37-мм орудием «Гочкис», но без бронебойных снарядов как у Рено FT-17).

Легкие танки: Т-60 (формально на 22 июня 1941 г. он еще не поступил на вооружение), Т-26 (однобашенная версия с 45-мм орудием), БТ-2, БТ-5, БТ-7 и Т-50.

Средний танки: Т-28, Т-34.
Тяжелые танки: Т-35, КВ-1, КВ-2.

Бронированные автомобили (о них отдельный разговор)
САУ как класса боевых машин на момент начала войны в РККА не было, были только попытки создания прототипов и исследования.

Самый главный вопрос остается: «сколько было этих машин?». Вопрос «в каком состоянии?» оставим за кадром. Условно будем считать, что любая машина, что находилась в распоряжении тов. Сталина к 22 июня 1941-го, была как только что вышедшая из ворот завода. Потом разберемся с категориями (1-я, 2-я, 3-я, 4-я). Надо заметить, что танкеток 1-2 категории было довольно мало, и на то есть две причины:

а) в основном все эти танкетки разрабатывались в самом начале 30-х и строились в ситуации, когда отлаженной системы производства бронированных машин в стране еще не было. Например, часто на танкетки и легкие танки БТ-2 и Т-26 ставилась «техническая броня», представляющая собой низкосортовую мягкую сталь. Очень посредственной была ходовая часть, слабый моторесурс, сама технология изготовления большинства узлов и деталей, необходимых для такой техники, была тогда еще в процессе становления. Тот же самый «Рено-17/18» сумел пережить 25-30 лет эксплуатации, именно потому что технология его изготовления была самой передовой на тот момент в мире, а не создавалась с нуля как в СССР. Это позволило «старичкам Перовой мировой» воевать и охранять немецкие склады и аэродромы всю Вторую мировую, в то время как его советский аналог Т-18 к 41-му годился только на бронеколпаки для оборонительных линий.

б) очень похоже на то, что изготовив огромное количество танкеток, советское командование так и не нашло решения, как их использовать на поле боя. В результате большинство танкеток на момент начала войны находились на складах в крайне плачевном состоянии.

Стоит еще отметить, что только одна танкетка РККА была на уровне машины немецкой Panzer II по всем показателям (бронирование, вооружение, скорость). И это была как раз еще не пошедшая на тот момент в серию Т-60. Все остальные танкетки шли уровнем ниже Panzer I или французских AMR 33/35.

Итак, пошли с самых маленьких (с самых первых) и наверх.

1. Т-18 (варианты Т-16, Т-17, Т-19, Т-20 – изготавливались штучно в серию не шли).

Т-18 – точная копия французского танка «Рено FT-17», его масса составляла 5,05 — 5,8 т. броня – 16мм листы технологической на первых порах (до 27 года) и после уже катаной броневой стали, крепившейся, как в аналоге, болтами к каркасу.
Вооружение — пушка 37-мм «Гочкис» (21 калибр, 37мм, длина ствола 777мм, вес снаряда 710гр). Впоследствии с 27-го устанавливался модернизированный вариант данного орудия «Гочкис-ПС». Первоначально устанавливались пулеметы спаренный «2х6,5-мм Федорова», затем ставший стандартным для всего отечественного танкостроения до конца Второй мировой войны «7,62-мм ДТ».
Мощность двигателя 35-40 л. с. (меньше чем у «Запорожца»), что обеспечивало неплохую проходимость при предельно малой скорости – 7,5-15 км/ч.
В принципе, все про этот танк. Всего их было выпущено 959 шт. К 22-му июня почти все они были сняты с вооружения, и большинство демонтировано следующим образом: ходовая часть отправлялась на переплавку, а башня использовалась в качестве бронеколпака для дзотов.
На ходу в наличии было порядка 50-и машин, которые использовались в учебных целях.
Отсутствие в комплекте отечественного варианта пушки 37-мм «Гочкис» бронебойного снаряда не дает нам возможности определить Т-18 даже в самые легкие танки. Это классическая пехотная танкетка.

В западном варианте его прямой предшественник Рено FT-17 подвергся массированной модернизации и имел в комплекте бронебойный снаряд. Польские машины этого типа крепко побили в 39-ом немецкие Panzer I и Panzer II. Кроме того получил новую связь, двигатель, позволявший ехать со скоростью до 20к/ч и лобовую броню, наращенную в башне до 22мм. В общем, там сумели выжать из этой самой массовой модели французских танков максимум возможного, в результате уже 7-8-и тонная машина балансировала на грани попадания в класс «легкие танки». Об этой модели будет рассказано в разделе «французская бронетехника», но даже она, на мой взгляд, все равно относится к танкеткам. Хотя, в отличие от нашего варианта, она могла легко победить самые ранние немецкие машины, это показали как и столкновения в Польше, так и на территории самой Франции. Как будет сказано, впоследствии немцы в 40-ом заполучили 1704 машины этого типа, самых крайних модернизаций и активно использовали их всю войну, как дозорные машины, для разведки, для сопровождения пехоты, в противопартизанской войне и для охраны аэродромов.

Класс «танкетка» без всяких «и» или «или».
Вес 2,3 тонны, противопульная броня 6-10, вооружение 1х7,62-мм ДТ, мощность двигателя 40л.с., скорость по шоссе – 40км/ч.
Скоростная танкетка для поддержки пехоты.

Изготовлено 3295 шт.
Варианты: ОТ-27/ХТ-27 – химическая танкетка, МЗ-27 – минный заградитель.
К началу войны в строю было 2343 машины, в основном в учебных частях и на охране объектов. Качественной тактики использования танкеток в бою в РККА так и не было разработано, и в итоге именно в качестве учебных и охранных машин эти танкетки и прослужили всю войну, на поле боя практически не использовались. Порядка 900-1200 машин было утрачено в 41-ом в ходе отступления, в подавляющей массе просто брошено на поле боя или оставлено на складах.
Немцы сохранили только несколько машин для изучения, остальное пустили в переплавку.
Причина?
10мм броня не держала даже бронебойные пули 7,92-мм противотанковых винтовок PzB 39, не говоря уже о более серьезных средствах поражения.
Как «танк», эту машину рассматривать нельзя и ее появление в «Статистическом сборнике №1» именно в качестве танка следует считать конфузом.

Аналогично Т-27 чистой воды «танкетка» без всяких «или» (хотя в советской классификации введен как «малый танк»).
Вес 3,2 тонны, противопульная броня 4-8мм (самая тонкая броня из всех советских машин!), вооружение 1х 7,62-мм ДТ, мощность двигателя 40 л.с., скорость по шоссе – 40км/ч. Изготовлено 2552 шт.

Т-38 отличался более совершенной трансмиссией и более толстой броней (10мм), было собранно 1340 машин.
На момент начала войны в строю было 1478 Т-37А шт. и 1143 Т-38.
Также как и Т-27 не был воспринят армией в качестве боевой машины и использовался в качестве либо учебной, либо охранной.
Танки Т-37А и Т-38 входили в состав различных подразделений РККА, как танковых, так и стрелковых, кавалерийских и воздушно-десантных. В составе танковых частей РККА плавающие танки появились в 1934 году, когда в состав механизированных бригад был включен взвод разведки в составе трех танков Т-37А. В 1935 году количество танков во взводе увеличилось до пяти, но довольно быстро выяснилось, что плавающие танки плохо подходят для совместных действий с Т-26 и БТ по причине меньшей скорости и проходимости. В 1939 году Т-37А и Т-38 были изъяты из штатов танковых бригад. Однако с началом Финской войны было решено сформировать отдельные батальоны плавающих танков, специально предназначенных для действий в лесисто-озерной местности Карелии. Каждый такой батальон включал в себя 54 танка. По окончании войны, в марте 1940 года, танковые батальоны плавающих танков были расформированы.
В ходе финской кампании было утрачено 94 машины. Использование их по назначению в качестве плавающих танков закончилось полным фиаско. В ходе Великой Отечественной войны использовались эпизодически. В основном для оперативной поддержки пехоты, для разведки и для форсирования водных преград.

По советской классификации эти машины идут как «малые танки». Но конечно в любом варианте это просто танкетки. Почему некоторые историки записывают машины с пулеметом в качестве основного вооружения и броней 4-10мм в «танки» остается для меня загадкой. В действительности эти машины (Т-27, Т-37А и Т-38) глобально уступали как Panzer I так и тем паче Рено FT-17. Их вообще по идее нельзя вводить в статистику бронетанковых сил, т. к. они практически не использовались в ходе боевых действий.
Суммарно их было произведено порядка 6700 шт, что весьма и весьма утяжелило общий порядок цифр «Статистического сборника №1» и дало возможность некоторым историкам выпускать шутейные произведения о «гигантских сталинских бронированных армадах».
В действительности всю эту серию танкеток по большому счету следовало бы полностью вывести за рамки статистики Великой Отечественной войны, также как выведен тот же Т-18.

В отличие от вышеперечисленной серии (Т-27, Т-37А и Т-38) это действительно боеспособная и эффективная танкетка:

очень и очень симпатичная машина класса «танкетка» («малый танк» по советской классификации).
Броня 10-15мм., лобовая — уже 20мм.
Вооружение: пулеметы 1х12,7-мм ДШК и 1х7,62-мм ДТ. В пушечном варианте был вооружен 20-мм пушкой ШВАК-Т (ТНШ), бронепробиваемостью бронебойного снаряда 12,7-мм ДШК была порядка 15мм. а в случае пушки – до 25мм.
Вес машины 5,5 тонн.
В отличие от выше перечисленных моделей, оснащался четырехтактным рядным шестицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения ГАЗ-11 мощностью 85л.с., что обеспечивало скорость 25-30км/ч.
По своим характеристикам машина находится в одном ряду с Panzer II, Рено FT-17 или английской машиной Vickers Mk. VI, немножко уступая им по ряду характеристик (надежности, скорости и устойчивости в бою). Кроме того, немецкий и французский танки имели лучше бронированную защиту – 22-30мм.
На момент начала войны было в строю примерно 300 машин, а всего было изготовлено до конца 1941г. 763 машины.
В бою показал себя неплохо, но был заменен начавшим выпускаться в том же 41-ом году Т-60.

Читать еще:  Средний танк Panzer IV

Машина, почти вписавшаяся в параметры «легкого танка». Но в классе «танкеток» находится, потому что на момент начала войны у нее не было бронебойного снаряда и 25мм пушки.

Аналогом Т-26 был английский легкий танк «Виккерс Mk.E», который в принципе по нашему классификатору также следует признать «танкеткой». Именно такое бастардное происхождение от английской танкетки и сделало Т-26 довольно сложным для изучения танком. В отличие от Т-18, который практически не претерпел изменений, Т-26 претерпел и они носили чрезвычайно драматичный для конструкции характер.
Английский аналог Т-26 в тех же практически габаритах весил порядка 6-и тонн и имел две пулеметных башенки, либо одну пушечную. Аналогично получилось и с советской танкеткой на базе этой модели.
Лишь к февралю 31-го удалось определиться с заданием для промышленности и конфигурацией будущей машины.
Выпускался танк одновременно на двух заводах, а именно Ленинградском Заводе № 174 и Сталинградском тракторном заводе с начала 31-го по конец 39-го.
Количество произведенных машин и поставленных в РККА не совпадает, что дает в итоге массу разночтений при конечном подсчете численности парка.
Итак, по годам, произведенные и принятые госкомиссией, поставленные в РККА танки (через «/»). Это конечно двухбашенные (однобашенные в следующей статье):

1931 — 100/17
1932 – 1361/1032
1933 – 576/576
1934 — 1/1

Всего Т-26 двухбашенный образца 31г.в. с двумя пулеметами, либо с 37-мм «Гочкис» и одним пулеметом (образец 1932г.), броня техническая, противопульная 13-16мм, вес 8 тонн: — 2038/1626шт.

Т-26 однобашенный с пушкой 45-мм 20-К, образца 33г с круглой башней и каркасно-заклепочным корпусом. Броня сначала техническая 16мм, впоследствии — гомогенная 13мм, противопульная, вес 8,4 т.: — 4192/3631шт.
Он уже будет изучаться как «легкий танк».
То же, но уже с конической башней и сварным конусом (это тот самый вариант, который чаще всего и попадается в камеру в хрониках и в советских фильмах), включая переделанные более ранние образцы, вес 9,4 – 10,25 т., двигатель мощностью 95 л.с.: — 3616/3958 шт.

Разночтения в численности машин объясняется тем, что часть танков принималась госкомиссией, часть — забраковывалась и возвращалась на заводы. Часть выпущенных переделывались, снимались с вооружения и т. д. «Техническая броня» представляющая 10-16мм листы незакаленной мягкой стали заменялась на 13мм листы уже гомогенной брони, менялся двигатель, ходовая часть и много многое.
По существу на Т-26 проходило обучение советской танкостроительной конструкторской школы. Как следствие этот танк самый сложный для исторического изучения. Он насчитывает порядка 20 модификаций и вариантов.
Общее число машин, поставленных на вооружение РККА, составляет 9686 шт.
Из них 1626 шт. идут как танкетки, а 8060 шт. как полноценные легкие танки.
На момент 22 июня 1941 г. в строю порядка 500 шт. танкеток, и вероятно до 6500 легких танков, а суммарно до 7000 машин (потом я объясню, как вышел на эту цифру).
Порядка 700 машин подсчитаны дважды (переделки более ранних версий), и около 2000 первых выпусков ввиду выработки ресурса сняты с вооружения, и также как и Т-18 башни использовались для создания дотов и неподвижных огневых точек. Это пока примерный расчет и без ссылок.

Таким образом, к июню 41-ого было изготовлено (находилось на вооружении) соответственно:

Т-18 (Т-16, Т-17, Т-19, Т-20) — 959/50 шт,
Т-27 (ОТ-27, ХТ-27, МЗ-27), 3295/2343 шт,
Т-37А, 2552/1478 шт,
Т-38, 1340/1143 шт,
Т-40, 763/300 шт,
Т-26-двухбашенный (тут считаются изготовленные по факту) — 2038/порядка 500-300 шт.

Всего в СССР к моменту начала войны было изготовлено порядка 10947 танкеток из которых на вооружении к моменту начала войны было 5814 шт.

Из них Т-27, Т-37А и Т-38 уступали Panzer I и любым французским танкеткам.
Т-18 и Т-26-двухбашенный были примерно на уровне Panzer I или чуть выше.
Т-40 — практически была на уровне Panzer II, чуть-чуть не дотягивала.

Последняя машина балансирует на гране попадания в класс легких танков, но на 22 июня их в составе войск РККА не было.

В следующей части вы узнаете уже про легкие танки РККА, к которым следует отнести Т-60, БТ-2, БТ-5 и БТ-7 и Т-50.
Затем о средних и тяжелых танках.

Танкетка TKS

Польские танкетки TK и TKS (малые разведывательные безбашенные танки) были созданы на базе шасси знаменитой английской танкетки Carden Loyd. Танкетки производились в Польше с начала 1931 года и активно использовались в боях Второй мировой войны. Обычно они были вооружены пулеметами, но перед самой войной в 1939 году их начали перевооружать 20-мм пушкой, однако до начала боевых действий успели модернизировать таким образом всего 24 машины. К началу Второй мировой войны Польша располагала более чем шестью сотнями боевых машин данного типа: они составляли основу бронетанковых сил страны.

Британская танкетка Carden-Loyd Mk VI стала одной из самых распространенных машин данного класса в мире. Созданная в конце 1920-х годов она привлекла внимание военных многих стран мира, в частности СССР, Польши, Франции. Танкетка была предназначена для вооружения подразделений моторизованной пехоты британской армии. Она должна была повысить тактическую подвижность пехотных соединений — обеспечить непрерывность поддержки пехоты пулеметным огнем, путем быстрого перемещения станковых пулеметов на поле боя с одной позиции на другую.

Британская компания Vickers-Armstrong выпустила небольшую двухместную танкетку Vickers Carden-Loyd Mark VI в 1928 году. Ее конструкция привлекла внимание военных многих европейских стран. Не обошли ее стороной и представители польской армии. Весной 1929 года Польша купила одну такую танкетку. 20 июня того же года боевая машина была доставлена на полигон Рембертов, расположенный недалеко от Варшавы. По результатам проведенных здесь испытаний Польша приобрела еще 10 танкеток. Они прибыли в страну в сентябре, после чего сразу же начались их тщательные и всесторонние испытания. В результате польская армия сделала вывод о том, что британские танкетки обладают достаточным боевым потенциалом и их можно использовать в составе моторизованных кавалерийских частей, а также как разведывательные машины. После этого Варшава приобрела лицензию на выпуск данных танкеток. При этом поляки оснастили танкетку существенно более мощным двигателем, а также добавили в подвеску дополнительную рессору, в результате чего танкетка получила более плавный ход.

В конце 1929 года был изготовлен прототип польской танкетки TK-1, вслед за которым последовал очень похожий на него прототип TK-2. Обе танкетки отличались открытым сверху бронекорпусом и вооружались одним 7,92-мм пулеметом wz.25 или wz.30, который можно было использовать как против наземных, так и против воздушных целей. Бронирование обеих танкеток было одинаковым, толщина брони составляла от 3 до 7 мм. Отличия заключались лишь в расположении мотора, воздухозаборников и конструкции подвески. Так на танкетку TK-1 ставился двигатель Ford-A, а на танкетку TK-2 — Ford-T. Обе машины прошли испытания летом 1930 года в Модлине недалеко от Варшавы, однако в серию данные боевые машины не пошли, работы над созданием польской танкетки были продолжены.

В том же году, основываясь на опыте работ над танкетками TK-1 и TK-2, в Урсусе недалеко от польской столицы был выпущен более тяжелый улучшенный вариант танкетки, получившей обозначение TK-3. После всесторонних тестов, которые продлились с марта по июль 1930 года, эту версию приняли на вооружение польской армии. Серийный выпуск новой танкетки начался в конце 1931 года. В результате до 1934 года компания Panstwowe Zaklady Inzynierii («Урсус») выпустила порядка 300 танкеток TK-3. Данная техника стала первой гусеничной бронемашиной, все детали которой, хотя и по лицензии, были произведены непосредственно в Польше. Экипаж танкетки, состоявший из двух человек, располагался в легкобронированной надстройке с толщиной брони от 3 до 8 мм. Вооружалась данная модель 7,92-мм пулеметом wz.25, огонь из которого вел командир. В качестве силовой установки использовался двигатель Ford-A.

В 1933 году танкетка прошла модернизацию, на ней появился новый двигатель Polski Fiat 122А, который развивал мощность 40 л.с. при 2600 оборотах в минуту. Двигатель расходовал порядка 36 литров при движении по шоссе или 70 литров топлива на 100 километров при движении по пересеченной местности. Всего было выпущено два десятка подобных боевых машин.

Последней и наиболее распространенной модификацией польской танкетки с британскими корнями стала модель TKS. Она оснащалась более удобной и просторной боевой рубкой, а максимальная толщина брони была доведена до 10 мм. С момента начала серийного производства в феврале 1934 года было выпущено порядка 390 боевых машин данного типа. При этом перед началом Второй мировой войны 40 танкеток TKS были переоборудованы в бронедрезины, часть из которых была включена в состав бронепоездов. Подобные дрезины представляли собой платформу с подъемным механизмом, при помощи которого на нее поднималась, а затем и закреплялась танкетка. Вооружение данных машин оставалось прежним, лишь несколько танкеток получили зенитные пулеметы Browning LMG. Полная масса такой дрезины составляла 4150 кг. Иногда 2-3 дрезины соединяли между собой, подобные комбинации носили обозначение TK-ТК или TK-R-TK. Они включали в себя либо две танкетки, либо две танкетки-дрезины типа TK и одну типа R, которая вооружалась легким танком Renault FT-17.

Уже перед самой войной, осознавая, что пулеметного вооружения будет явно недостаточно, польские военные еще раз инициировали модернизацию танкетки TKS, которая получила 20-мм автоматическую пушку Bofors FK-A wz.38. По планам до 30 января 1949 года такими скорострельными пушками планировалось перевооружить 110 танкеток, но до сентября 1939 года в войска попало всего около 20 подобных машин. Они поступили в распоряжение 10-й механизированной бригады, в которой использовались в качестве командирских.

Читать еще:  Программы модернизации танков «центурион»

Также на базе танкетки TKS польскими конструкторами был создан тягач-транспортер C2P. Машина была создана в 1933 году. В первую очередь изменения затронули ходовую часть танкетки: направляющее колесо было увеличено и соприкасалось с землей, уменьшив тем самым давление на грунт. Бронерубка была срезана и приспособлена для транспортировки 4 пехотинцев или амуниции. Машина серийно производилась с 1937 года и вплоть до оккупации Польши гитлеровскими войсками. До этого момента польские предприятия собрали 196 транспортеров-тягачей, в планах было выпустить еще как минимум 117 подобных вспомогательных машин. Главным образом они использовались для транспортировки 40-мм зенитных пушек и 75-мм полевых орудий.

Перед Второй мировой войной в Польше имелось более 600 танкеток ТК-3 и TKS, ими было полностью укомплектовано 11 разведывательных бронедивизионов (в их состав входили 13 танкеток и 8 бронеавтомобилей), 15 отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток в каждой), а также по одной разведывательной танковой роте и одному танковому батальону, входивших в состав механизированных бригад. Уже после начала войны к ним прибавилась рота легких танков при штабе обороны Варшавы, а также несколько импровизированных соединений различной численности, которые укомплектовывались из состава трех Резервных центров бронетанковых вооружений.

В бой польские танкетки вступили в первый же день войны. Так уже 1 сентября 1939 года 21-й бронедивизион при поддержке нескольких бронеавтомобилей wz.34 внезапной атакой обратил противника в бегство под Мокрой. Потери поляков в этом бою составили всего 3 машины. С 3 по 5 сентября совместно с кавалерийскими бригадами танкетки еще несколько раз контратаковали немецкие части с разной степенью успеха. В боях быстро выяснилось, что против немецкой пехоты, вооруженной лишь легким стрелковым оружием, танкетки TKS действовали достаточно успешно, однако как только они встречались с бронетехникой противника, у них начинались серьезные проблемы. Особенно резко проявлялось недостаточное бронирование и слабость пулеметного вооружения.

Во время польского похода Красной Армии советские войска захватили в Львове, где размещался польский 6-й танковый батальон из состава 10-й моторизованной кавалерийской бригады полковника Мачека, до 10 исправных танкеток TKS и тягачей-транспортеров C2P, созданных на их базе. Часть танкеток была захвачена прямо на территории казарм подразделения. Данные танкетки в 1940 году были доставлены на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон), где прошли серию испытаний.

Весьма любопытным представляется тот факт, что при изучении польских танкеток TKS и танка 7TP советские специалисты практически не обратили внимания на перископический прибор наблюдения, созданный Рудольфом Гундлахом. При изучении танкетки они просто отметили факт наличия прибора, а в отчете о танке 7TP дали о нем небольшую справку. При этом в танкетке TKS именно перископический прибор был, скорее всего, самой интересной деталью. Созданный Гундлахом перископический прибор, который сегодня более известен как Vickers Tank Periscope MK.IV (или просто MK.IV), является, пожалуй, лучшим образцом танковой оптики того временного периода. Он обладал хорошей обзорностью и отличался возможностью быстрой замены поврежденной призмы. Данный перископ сначала скопировали англичане, а затем и танкостроители многих других стран. В Советском Союзе данный перископический прибор как будто бы не заметили, о нем вспомнили лишь в 1943 году. При этом в нашей стране обозначение MK-IV он получил не в соответствии с британской спецификацией, а в честь тяжелого танка MK-IV «Черчилль».

Бронекорпус польской танкетки не особо впечатлил советских специалистов. С одной стороны данный корпус был разработан практически с нуля и явно по всем параметрам превосходил не только британский оригинал, но и все остальные машины, которые были созданы на базе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В отличие от них польский экипаж не чувствовал себя в тесноте, корпус получился достаточно просторным. И мехвод, и командир танкетки имели неплохой обзор, широкие люки позволяли им нормально попадать внутрь и покидать боевую машину, а также обеспечивали удобство технического обслуживания узлов и агрегатов техники. С другой стороны очень небольшие габариты танкетки все равно не позволяли разместить силовую установку отдельно от экипажа, мотор был установлен в боевом отделении. Тут же были размещены и топливные баки, перенести которые в другое место было невозможно.

Бронирование танкетки поляки усилили, доведя его до 10 мм в лобовой проекции и до 8 мм по бортам корпуса. Это обеспечивало защиту экипажа от огня противника из стрелкового оружия на дистанции в несколько сотен метров. При стрельбе в упор танкетку можно было поразить бронебойными боеприпасами винтовочного калибра, уязвима она была и для крупнокалиберных пулеметов. Впрочем сами поляки не испытывали особых иллюзий относительно бронирования и боевых возможностей своей танкетки, ее выпуск был прекращен еще весной 1937 года. Сталь, из которой был выполнен ее бронекорпус, также не заинтересовала работников НИИБТ Полигон.

В отличие от советской танкетки Т-27, в которой количество опорных катков в ходовой части довели до 6 на борт, удлинять опорную поверхность поляки не стали, хотя это могло улучшить продольную устойчивость боевой машины. Однако и полной копией британской ходовой части польская разработка не была. В то время как у Carden-Loyd Mk.VI верхнюю ветвь гусеницы поддерживал деревянный брус, у польской танкетки TKS появилось по 4 поддерживающих катка на борт. Претерпела изменения и подвеска, на TKS появилась центральная рессора, к которой крепились тележки, что позволило улучшить условия работы экипажа, особенно при движении по пересеченной местности. У ведущих колес появились съемные венцы, что позволило облегчить обслуживание ходовой части. В случае поломки зубьев зацепления на британской танкетке необходимо было менять все колесо, у польской версии было достаточно заменить венец, что было не только быстрее, но и проще. Подробнее об испытаниях польской танкетки TKS и транспортера C2P вы можете прочесть в статье Юрия Пашолока на сайте warspot.ru.

По итогам проведенных в СССР испытаний и изучения конструкции польской танкетки были сделаны следующие выводы: «В польской армии танкетка TKS была основным типом танка-разведчика. На испытанной танкетке имелась надпись «Эскадрон смерти», на основании которой можно было сделать вывод, что танкетки находились на вооружении польских кавалерийских частей. Выполненная по типу британской танкетки Carden-Loyd, она обладала рядом изменений, которые были связаны с использованием польских автомобильных агрегатов, улучшающих ее конструкцию. Для советской танковой промышленности танкетка TKS представляет лишь учебный интерес».

Тактико-технические характеристики TKS:
Габаритные размеры: длина — 2560 мм, ширина — 1760 мм, высота — 1330 мм, клиренс — 330 мм.
Боевая масса — 2650 кг.
Бронирование — 3-10 мм.
Вооружение — один 7,92-мм пулемет Hotchkiss wz. 25, на 24 машинах — 20-мм пушка wz. 38 FK-A.
Боекомплект — 1920 патронов или 80 снарядов.
Силовая установка — 4-цилиндровый бензиновый двигатель Polski Fiat 122ВС мощностью 46 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе).
Запас топлива — 60 литров.
Запас хода — 160 км (по шоссе), 90 км (по пересеченной местности).
Экипаж — 2 человека (командир и механик-водитель).

Танкетка

Танкеткой называют танк легкого типа, имеющий гусеничную ходовую часть, с пулеметным вооружением. Он рассчитан на одно- или двухместный экипаж. Максимальный вес танкетки не превышает 4 т. Пик популярности танков данного типа пришелся на 20-е годы прошлого столетия.

Разработками танкеток в Советском Союзе начали увлекаться еще в 1919 году. В это же время проводилось обсуждение проекта Максимова — «вездеходного бронированного пулемёта».

И вниманию экспертов было представлено два проекта, которые, кстати, к серийному производству допущены не были. Один из них представлял одноместную танкетку, весившую «всего лишь» 2,6 т.

В качестве оружия на танке такого типа использовался пулемет. Мощность мотора, установленного на эту танкетку, составляла всего лишь 40 л/с. Толщина брони у этой машины была около 1 см. Легкий танк мог развивать скорость до 17 км/ч.

Вторая экспериментальная танкетка получила своеобразное прозвище — «щитоноска». Ее отличительная особенность заключалась в том, что человек, управлявший танком, должен был принимать полулежачее положение. Оно позволило бы сделать танк более компактным и легким — вес такого танка был бы чуть больше 2 т. Однако оба эти проекта дальнейшего развития не получили.

«Поклонником» сверхлегких танкеток можно назвать М. Н. Тухачевского, в 1931 году принятого на должность начальника вооружения Красной Армии. В 1930 году выходит фильм «Танкетка», автором сценария стал сам Тухачевский. Танкетки входили в план вооружения военных сил страны, и к 1930 году собирался целый «танкеточный» батальон. Он состоял из 69 сверхлегких танков.

Интересно узнать! В начале 20-х годов танкетки назывались по-другому. В терминологии той эпохи они числились как «пулеметки сопровождения»!

В 1928 году был одобрен проект танкетки Т-17. В процессе создания использовались составные части экспериментальной танковой машины Т-16 — в частности, в трансмиссии и ходовой части. За образец принимался также двигатель от танка Т-17. Броневую обшивку взяли от танка «Лилипут», испытания которого завершились не слишком удачно в 1926 году.

Танкетка Т-17 весила еще меньше своих «предков» — 1,95 т. Толщина ее брони достигала 16 мм. Мотор развивал мощность в 18 л/с. А передвигаться бронированная машина могла с максимальной скоростью 17 км/ч. Т-17 был вооружен пулеметом конструкции Федорова, калибром 6,5 мм.

Согласно проекту, было изготовлено два танка. Их испытания прошли в 1930 году. Однако результаты эксперимента оказались не слишком удачными. Главная причина заключалась в том, что в танке мог уместиться только один человек. Он не смог бы справиться со всеми задачами одновременно.

С этого момента можно говорить о так называемом «периоде неудач» — был отклонено большое количество проектов. Причем, причины были разными. Некоторые модели слишком медленно передвигались, строительство других было слишком дорогим.

Читать еще:  Военный комиссариат объединенный, Останкинского района СВАО г. Москвы

В августе 1929 года был объявлен конкурс на создание танкетки, вес которой не превышал бы 3,5 т, а мощность мотора была бы не ниже 40-60 л/с. У этой машины должна была быть двойная ходовая часть: гусеничная и колесная. Причем, колеса развивали бы скорость не ниже 60 км/ч, а гусеничная лента — 40 км/ч.

Победил проект танка, конструкция которого была очень схожа с конструкцией «Кристи» — представляла ее уменьшенную копию. Танк данного образца мог также передвигаться по водной поверхности. Однако разработчики встретили на своем пути слишком много препятствий и материальных трудностей, и в 1932 году процесс создания гусенично-колесной танкетки был приостановлен.

Советские конструкторы заимствовали положительный опыт иностранных исследователей. Так, в 1930 году делегация во главе с Халепским и Гинзбургом нанесла визит своим английским коллегам.

Интересно узнать! В Англии танкетки не отличались особой популярностью. В основном, они перевозили пулеметы или использовались во время буксировки. Дальнейшее развитие танкетки получили в других государствах, в свое время позаботившихся о покупке разрешения на их производство.

Делегацию ознакомили с образцом танкетки Carden-Loyd Mk.IV. На тот момент, это была самая совершенная машина данного типа. Танкетки поставлялись в 16 стран мира! Комиссия заинтересовалась бронированной машиной, и было решено закупить двадцать единиц техники. Образцы были продемонстрированы экспертам Советского Союза (включая Тухачевского), и были допущены к серийному производству. И за два года (с 1931 по 1933 годы) было выпущено около трехсот единиц танковой техники.

Английская модель через некоторое время была усовершенствована. Так, появилась танкетка ТКS, отличающаяся более плотной броней и более разумным ее использованием. Пулеметное оружие встраивалось в специальную шаровую установку. Была усилена конструкция подвески. Стала шире гусеничная лента. Что-то изменилось и во внутреннем оборудовании: увеличилась мощность мотора, был поставлен перископ Гундляха (устройство для наблюдения) и оптический прицел.

Танкетки имеют один существенный недостаток: слишком слабое вооружение. Они практически бессильны перед противником в открытом бою. И, постепенно, от производства танкеток начали отказываться.

Тем не менее, танкетки активно использовались в качестве сопроводительных машин TKS. Они подтолкнули конструкторов к идее создания плавающих танков, малых танков или бронетранспортеров.

Интересно узнать! На начальном этапе Второй мировой войны танкетки ТКS были основным орудием польских войск. Они не один раз участвовали в ответных наступлениях.

Больший успех имели танкетки, предназначенные для экипажа в составе двух человек. Но были и одноместные машины. Как правило, у танкеток башен либо нет совсем, либо они оборудованы башнями упрощенной конструкции, которые вращаются вручную. Еще одной отличительной чертой танкетки как подтипа является оружие. Самое распространенное оружие — пулемет (иногда два пулемета). Реже танкетки снабжаются гранатометом или пушкой.

ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

НАШ ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ

8. РАЗВИТИЕ ТАНКЕТКИ

Cоветский малый плавающий танк Т-37А. Боевая масса — 3,2 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — 1 пулемет. Толщина брони- 9 мм лоб и борт корпуса. Двигатель — ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе — 36, на плаву 6 км/ч.

Итак, у танкетки обнаружился большой недостаток: слабость вооружения. И дело заключалось не только в отсутствии пушки: в определенных ситуациях для действий против живой силы противника оказывался достаточным и пулеметный огонь. Но и пулемет в танкетке был размещен не лучшим образом — в лобовом листе корпуса, и имел весьма ограниченный угол обстрела. Если же цель появлялась сбоку, машину приходилось поворачивать. И все же говорить о закате танкетки было бы преждевременным. Военным конструкторам хотелось сохранить ее привлекательные стороны: простоту конструкции и малые размеры. Это, кстати, облегчало и удешевляло производство и упрощало подготовку экипажей. У танкетки выявились и другие положительные качества — хорошая маневренность, способность действовать в стесненных условиях (в лесу и в горах) и довольно высокая скорость.

Однако она (ввиду малых размеров) не могла преодолевать воронки и окопы, а тонкая броня не позволяла применять ее на поле боя для поддержки атакующей пехоты. Такие попытки дорого обошлись итальянцам в ходе гражданской войны в Испании. Усиление броневой защиты неизбежно влечет за собой и увеличение массы. И как следствие — к утере вышеназванных достоинств танкетки (прежде всего возможности использования маломощных автомобильных агрегатов).

Вывод напрашивался сам собой: машину можно с успехом применять только в целях разведки и охранения. Надо лишь более эффективно использовать ее вооружение и улучшить маневренность (в частности, «научить» плавать).

Чтобы усилить действенность вооружения, конструкторы решили во вращающейся башне установить пулеметы.

По этому пути и пошли англичане и японцы в начале 30-х годов. В 1932 году инженеры фирмы «Виккерс — Армстронг», не мудрствуя лукаво, установили пулеметную башню на корпусе танкетки «Карден-Лойд Мк-VIв». Но машина эта выглядела уродливой: относительно большая башня на довольно легком шасси. Гибрида назвали разведывательным танком «Карден-Лойд» образца 1932 года. Масса новой машины (по сравнению с исходной) выросла всего лишь на 600 кг. К тому же на ней поставили новый двигатель, что позволило увеличить скорость движения.

Рис. 21. Английский разведывательный танк «Карден-Лойд» об. 1932 г. Боевая масса — 2,0 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — 1 пулемет. Толщина брони — 11 мм лоб и 9 мм борт корпуса. Двигатель — «Медоус», 40 л. с. Скорость по шоссе — 48 км/ч.

Примерно в те же годы на основе все той же танкетки «Карден-Лойд» был создан тягач с радикально измененной ходовой частью. В то время среди инженеров фирмы «Виккерс — Армстронг» шел спор: какими должны быть опорные катки легких машин — большого или малого диаметра? Первые уменьшают сопротивление движению и создают меньше шума, вторые обеспечивают большую гибкость подвески и менее уязвимы от огня противника. Для проверки обеих концепций упомянутый тягач оснащался катками большого диаметра, сблокированными попарно, с листовыми рессорами в качестве упругого элемента. На базе этой автомашины и был создан легкий разведывательный танк «Виккерс-Карден-Лойд» образца 1933 года. Масса его заметно увеличилась и достигла 3,8 т. Мощный сильный двигатель обеспечивал скорость 48 км/ч. Экипаж же оставался прежним — два человека. Вооружение составлял пулемет калибра 7,71 мм или 12,7 мм. Броня — 7-9 мм. В английской армии танк не использовался, а производился для экспорта — в Бельгию, Литву, Швецию. Эти машины дали начало целой серии легких разведывательных танков, состоявших в производстве до 1940 года. Так возникла первая линия развития танкетки — легкие разведывательные танки.

Вторая линия (или, лучше сказать, вариант ее) воплотилась в малые плавающие разведывательные танки. Первый вариант такой машины был создан на базе упомянутого выше тягача в 1930 году. Он получил широкую известность во всем мире, хотя в английской армии имел ограниченное применение. Назывался он танк-амфибия «Карден-Лойд» 1931 года и был закуплен Китаем, Таиландом, Японией.

У нас на смену танкетке Т-27 в 1932 году пришел малый плавающий танк Т-37 массой 2,9 т. Однако в производство и на вооружение поступил уже его улучшенный вариант Т-37А, отличавшийся от своего предшественника большей массой, несколько увеличенной длиной и наличием поплавков вдоль корпуса машины. Он обладал существенным новшеством — винтом с поворачивающимися лопастями для обеспечения заднего хода. Это снимало необходимость в механизме реверса вращения вала винта. Т-37 был создан конструкторским коллективом во главе с Н. Н. Козыревым и состоял в производстве с 1933 по 1936 годы, пока его не сменил более совершенный Т-38.

Японцы, закупив лицензию на английскую танкетку «Карден-Лойд», сразу же отказались от развития ее безбашенного варианта. После двух лет работы они создали внешне совсем непохожую на свою прародительницу машину. Это была танкетка, или малый танк, образца 2592 года — так обозначался наш 1932 год по традиционному японскому летосчислению. Ходовую часть японцы разработали заново, она послужила образцом для почти всех последующих танков. Машина получилась простой и надежной и прослужила более десяти лет.

Рис. 22. Японская танкетка «2592». Боевая масса — 3 т. Экипаж -2 чел. Вооружение — 1 пулемет. Толщина брони — 8-14 мм. Двигатель — карбюраторный, 45 л. с. Скорость по шоссе — 45 км/ч.

Наш рассказ мы закончим историей о третьей линии танкеток — разведывательных бронетранспортерах. Идея Этьенна о «бронированных застрельщиках» нашла свое воплощение в серии машин, созданных для английской армии и широко применявшихся во второй мировой войне.

В 1935 году английское военное министерство решило купить у фирмы «Виккерс — Армстронг» созданные ею в 1934 году в порядке частной инициативы два варианта машины; пулеметовоз и артиллерийский тягач. В 1937-1938 годах они были модернизированы и получили название от марки установленных на них пулеметов. Это были «Брен-Керриер», «Виккерс-Керриер», а в 1940 году появился «Юниверсал-Керриер» («Керриер» — значит носитель). Легкие, слабо бронированные, эти машины обслуживались экипажем из 2-3 человек. Часть машин марки «Брен» для борьбы с другими, столь же легко бронированными машинами противника вооружалась противотанковым ружьем системы «Бойс». Их было построено более 40 тыс. штук — цифра говорит сама за себя. Наибольшее применение они нашли в кампаниях в Северной Африке, Индии, Малайе, где неплохо себя зарекомендовали.

После войны англичане продолжали развитие этого типа бронетанковой техники (например, бронетранспортер «Оксфорд» 1947 года). История развития этой линии танкетки протянулась на полстолетие.

Рис. 23. Английский бронетранспортер «Юниверсал». Боевая масса — 3,8 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение — 1 противотанковое ружье «Бойс» калибра 14 мм, 1 пулемет. Толщина брони — 10 мм лоб, 7 мм борт корпуса. Двигатель — «Форд», 73 л. с. Скорость по шоссе — 48 км/ч.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector