1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

М. Барятинский, М. Коломиец Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7

М. Барятинский — Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7

К вечеру 15 февраля батальоны подошли к противотанковому рву в 2 км южнее станции Кямяря. Утром началась атака. 9-й тб совместно с батальоном 15-й спбр наступал левее дороги с задачей захватить южную окраину Кямяря, правее наступал 15-й тб с 158-й спб и артгруппой (10 артиллерийских танков БТ-7А). Батальоны двигались по глубокому снегу, без дорог. К 11.00 саперы проделали проходы во рву, и танки двинулись вперед. Противник стал отходить. Около 14.00 завязались бои непосредственно за Кямяря. Неожиданный выход танковых батальонов на фланги заставил финнов в панике бежать на север, и вскоре Кямяря была взята.

В боях за Кямяря противник потерял около 800 человек убитыми, до 200 ранеными и 80 пленными. Было захвачено 8 танков «Рено» FT-17 без вооружения, уничтожено 12 ПТО, 16 пулеметов и 12 дзотов. Наши потери: в 15-м тб подбито 5 танков, сгорело — 2, подорвалось на минах — 2, в 9-м тб был подбит один танк.

После захвата станции Кямяря перед 13-й лтбр поставили задачу овладеть одноименной деревней и перехватить пути отхода противника на Выборг. Для этого требовалось захватить переправу через реку Перон-Иоки.

В течение 17 февраля 9-й тб с пехотой 15-й спбр медленно продвигался вперед, но к концу дня наступление было остановлено сильным артогнем. Батальон потерял 4 танка сгоревшими и 10 подбитыми. В течение последующих двух дней 13-й и 15-й тб продолжали выполнять поставленную задачу. При этом они преодолели два противотанковых рва и два ряда надолб. На этом участке противник применял огонь кочующих ПТО и имел большое количество дзотов. Потери в танках оказались серьезными: сгорело 5, подбито 6, подорвался на минах 1. Неудачу наступления на этом участке можно объяснить слабой поддержкой со стороны 344-й сп, командир которого потерял связь со своими батальонами.

21—22 февраля бригада вела бой за овладение высотой 45,0. Финны силами до батальона неоднократно переходили в контратаки на 13-й и 15-й тб, но каждый раз отступали с большими потерями.

28 февраля 1940 года 13-й тб овладел окраиной Писн-Перо и двинулся на Ликтула. На следующий день батальон занял станцию Перо, финны бежали, в спешке не успев взорвать мост.

9-й и 15-й тб совместно с 348-м сп двигались по маршруту Пиллула — Перо — Суур-Перо — Репола. При движении по этому маршруту в районе высоты 50,2 танки встретили лесные завалы с фугасами и минное поле. Движению к тому же сильно препятствовал глубокий снег. 4 марта 9-й тб вместе с 348-м сп с боем овладел Дюкюля. На следующий день 15-й тб начал бои за Манникала и Тали. В районе Манникала имелись каменные надолбы, проволочные заграждения, местность по обе стороны дороги была залита водой. После тяжелых боев, в ходе которых 15-й тб потерял 6 танков сгоревшими и два подбитыми, Манникала была взята.

8 марта 9-й тб начал атаку Репола и к исходу дня подошел к переправе севернее Тали, но мост оказался взорванным. В ночь с 8 на 9 марта построили пере праву и части 348-го сп с боем заняли южную часть Репола. обеспечив переправу танков. К 10 марта при активном участии 9-й тб Репола была взята.

В течение дня 12 марта и ночи с 12-е на 13-е 9-й тб вел бой за овладение Нурмилампи. Финны оказывали ожесточенное сопротивление, часто переходили в контратаки, но к концу войны Нурмилампи пал.

В 12.00 13 марта в соответствии с заключенным мирным договором боевые действия прекратились, можно было подвести некоторые итоги:

— подбито артиллерийским огнем — 124 танка;

— подорвалось на минах — 64;

— застряло в болоте (потом вытащено) — 29;

— вышло из строя по техническим причинам — 337;

— восстановлено в части — 498;

— отправлено на заводы — 84.

С начала боевых действий 13-я лтбр имела всего два трактора «Коминтерн», которые не справлялись с задачей по эвакуации подбитых боевых машин, поэтому их основную массу приходилось эвакуировать танками же.

Танкисты 13-й легкотанковой бригады обсуждают боевую задачу. Весна 1940 года.

Родители Александра, Михаила и Василия Цукановых слушают объяснения сыновей. Западный особый военный округ, 1940 год.

Ведомость потерь 13-й лтбр в боевой технике Состояние на 1.12.1939 Поступление с 1.12.1939 Состояние на 30.3.1940 Требуют капремонта Не подлежат восстановлению Сдано на заводы БТ-7 246 67 227 20 54 80 Т-26 10 5 11 4 — 4 БТ-2 — 2 2 — — —

Снабжение и подвоз всего необходимого в течение всей войны также осуществлялись на танках, так как колесные машины просто не могли двигаться по снежной целине.

Потери в личном составе 13-й лтбр за все время войны составили 234 человека убитыми, 484 — ранеными и 23 — пропавшими без вести.

В ходе боевых действий бригада захватила 170 пленных, уничтожила и захватила 27 противотанковых орудий, 5 полевых орудий, 8 танков «Рено» FT-17 (захвачены на ст.Кямяря, 5 из них использовались как огневые точки, а на трех только было снято вооружение), 3 танка «Виккерс» (захвачены на ст.Перо).

353 человека в бригаде получили награды: тринадцати присвоено звание Героя Советского Союза, 14 удостоены ордена Ленина, 103—Красного Знамени, 72 — Красной Звезды. За мужество и героизм, проявленные личным составом во время войны с Финляндией, 13-я легкотанковая бригада была награждена орденом Красного Знамени.

К началу Великой Отечественной войны танки БТ-7 входили в состав практически .всех вновь сформированных механизированных корпусов. Их количество колебалось от нескольких единиц до нескольких сотен. Так, например, на 22 июня 1941 года в 1-й Краснознаменной тд (1-й мк) имелось 176 БТ-7, в 3-й тд (1-й мк) — 232, в 13-й тд (5-й мк) 238, в 17-й тд (5-й мк) — 255, в 14-й тд (7-й мк) >— 179, в 28-й тд (12-й мк) — 210.

На боевых действиях 29-й танковой дивизии в первый военный месяц можно остановиться подробнее. При этом следует подчеркнуть, что всем танковым соединениям Красной Армии летом 1941 года пришлось вести бои в примерно аналогичных условиях.

Эта дивизия входила в состав 12-го механизированного корпуса (командир — генерал-майор Шестопалов) и накануне войны дислоцировалась в Риге. 18 июня комкор отдал приказ о приведении частей в боевую готовность и выступлении в районы сосредоточения. 22 июня колонна 28-й тд подверглась первой бомбардировке, в результате которой из строя вышли 10 боевых машин.

Наутро, в соответствии с приказом штаба 8 й армии, 12-й мк во взаимодействии с 3-м мк и стрелковыми соединениями нанес удар по противнику в направлении на г.Тауроген. При этом части корпуса были разбросаны на фронте шириной до 90 и глубиной до 60 км. Таким образом корпус не мог нанести массированного удара, к тому же часть его сил, а именно 23-ю тд, передали в оперативное подчинение 10-му ск, и она получила другую задачу. 28-я же танковая дивизия, совершив 50-км марш, вышла на рубеж атаки, почти не имея горючего, которое подвезли только через 5 часов.

В 22.00 55-й танковый полк 28-й тд был обстрелян противником, развернулся и пошел в атаку, уничтожив немецкую батарею из 7 ПТО. Потери полка составили 13 танков. В этом бою геройски погиб замкомандира полка майор Попов, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Почувствуй на миг,

Как огонь полыхал,

Как патроны рвались и снаряды,

Как руками без кожи

Защелку искал командир,

Как механик упал,

По угрюмому лесу пунктир

Крючок пулемета сжимая.

«У разбитого танка»

Следует подчеркнуть характерную особенность тех дней — командование корпуса фактически не являлось хозяином своих частей. Вышестоящие штабы, отдавая приказы через голову штаба корпуса, вносили дезорганизацию в управление частями. Отсутствие разведданных и незнание обстановки на фронте, равно как и поспешность в принятии решений, приводили к распылению сил. Так, 28-я тд наступала на г.Кельме, занятый нашими войсками и в котором оборонялась 202-я мед этого же корпуса.

Читать еще:  Компоновка танка Т-28 выпуска 1939 года:

М. Барятинский — Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7»

Описание и краткое содержание «Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7» читать бесплатно онлайн.

С танком БТ-7, как правило, ассоциируется все семейство легких советских колесно-гусеничных танков БТ. И это не случайно. Танков БТ-7 было выпущено больше, чем его предшественников — «собратьев» по семейству — БТ-2 и БТ-5. Кроме того, «семерка» конструктивно и технологически была наиболее совершенной. Вобрав в себя все лучшие черты обеих ранних моделей, БТ-7 был избавлен от их многих «детских болезней», став полноценным боевым танком Красной Армии.

Созданная в 1935 году «семерка» находилась на вооружении 10 лет. Свой боевой путь танк начал на Дальнем Востоке в 1938 году, а закончил в 1945 году там же, на восточных рубежах России, пройдя при этом через две войны и три вооруженных конфликта.

М. Барятинский, М. Коломиец

Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Обложка: 1-я стр. — рис. В. Лобачева;

2—4-я стр. — рис. М. Дмитриева.

Чертежи и схемы выполнены М. Коломийцем, М. Дмитриевым и М. Павловым.

В номере использованы фотографии из фондов Российского Государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и Центрального музея Вооруженных Сил (ЦМВС)

Следующий номер «БРОНЕКОЛЛЕКЦИИ»: монография «A7V и другие» (германские танки 1-й мировой войны).

Список встречающихся сокращений:

АБТУ — Автобронетэнковое управление, БА — бронеавтомобиль, БХМ — бронированная (или боевая) химическая машина, гв.тбр — гвардейская танковая бригада, гсд — горнострелковая дивизия, ДВФ —Дальневосточный фронт, ЗабВО — Забайкальский военный округ, ЗОВО — Западный особый военный округ, кд — кавалерийская дивизия, кк — кавалерийский корпус, кп — кавалерийский полк, КМГ — конно-механизированная группа, КОВО — Киевский Особый военный округ, ЛВО — Ленинградский военный округ, лтбр — легкотанковая бригада, мббр — мотоброневая бригада, МВО— Московский военный округ, мк — механизированный корпус, мсбр — мотострелковая бригада, мед — мотострелковая дивизия, мсп — мотострелковый полк, мспбр — мотострелково-пулеметная.бригада, мцп — мотоциклетный полк, НКО — Народный комиссариат обороны, ОдВО — Одесский военный округ, ОрВО — Орловский военный округ, отб — отдельный танковый батальон, пд — пехотная дивизия, ПОВО — Прибалтийский Особый военный округ, пп — пехотный полк, ПриВО — Приволжский военный округ, ПТО — противотанковое орудие, рб — разведывательный батальон, рбо — рота боевого обеспечения, сд — стрелковая дивизия, ск — стрелковый корпус, сп — стрелковый полк, спб — стрелково-пулеметный батальон, спбр — стрелково-пулеметная бригада, тб — танковый батальон, тбр — танковая бригада, тд — танковая дивизия, тк — танковый корпус, тп — танковый полк, УР — укрепленный район.

С танком БТ-7, как правило, ассоциируется все семейство легких советских колесно-гусеничных танков БТ. И это не случайно. Танков БТ-7 было выпущено больше, чем его предшественников — «собратьев» по семейству — БТ-2 и БТ-5. Кроме того, «семерка» конструктивно и технологически была наиболее совершенной. Вобрав в себя все лучшие черты обеих ранних моделей, БТ-7 был избавлен от их многих «детских болезней», став полноценным боевым танком Красной Армии.

Созданная в 1935 году «семерка» находилась на вооружении 10 лет. Свой боевой путь танк начал на Дальнем Востоке в 1938 году, а закончил в 1945 году там же, на восточных рубежах России, пройдя при этом через две войны и три вооруженных конфликта.

В январе 1933 года харьковский завод № 183 получил задание на разработку новой машины, в которой предполагалось устранить все недостатки предшественников—БТ-2 и БТ-5. Тактико-техническими условиями на новый танк предусматривалась установка на нем двигателя М-17, наличие полностью сварного корпуса с улучшенной обзорностью для механика- водителя, увеличенная емкость топливных баков и, наконец, новая башня с 76-мм пушкой. Короче говоря, планировалось создать «ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия». Разработкой нового проекта занималась группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова и Морозова. На выпуск новой машины планировалось перейти в IV квартале 1933 года. Однако сроки не выдерживались: чертежи сдали в производство лишь в начале 1934-го, а первый образец танка из обыкновенной стали с 76-мм пушкой изготовили к 1 мая, второй — с 45-мм пушкой — к 7 ноября. Новая боевая машина получила индекс БТ-7.

Характерная особенность первых прототипов БТ-7 — размещение курсового пулемета справа от люка механика-водителя, остроугольная корма корпуса с дополнительным бензобаком емкостью 480 л и башня оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем форма и размеры башни определились как «контур наименьших размеров, обтекающих собой вооружение, стрелков и механизмы». В башне отсутствовали такие привычные детали, как рамка и маска пушки. Последняя устанавливалась на специальных кронштейнах, к которым крепился изогнутый лист, являвшийся маской пушки и поворачивавшийся вместе с ней. Конструкция башни предусматривала возможность монтажа без каких-либо изменений любой из существовавших тогда танковых пушек: 76-мм КТ-28 и ПС-3, 45-мм 20К. В нише башни размещалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 76-мм снарядов или радиостанция. Справа от пушки в шаровом яблоке располагался пулемет ДТ с углом горизонтального (без поворота башни) обстрела 20°. В моторном отсеке, также без переделок, могли устанавливаться двигатели М-5 или М-17.

Танки прошли обширную программу испытаний с июня по декабрь 1934 года, но АБТУ их забраковало главным образом из-за конструкции башни под 76-мм пушку. От нее заказчик отказался в пользу башни Т-26-4, более отработанной и уже запущенной в производство. Башню же с 45-мм пушкой забраковали по причине раздельной установки пушки и пулемета, что справедливо было признано шагом назад. Кроме того, для машины с экипажем из трех человек курсовой пулемет посчитали ненужным.

Так, в начале 1935 года начался выпуск танка с несколько упрощенным бронекорпусом и серийной башней от БТ-5. Годовой производственный план — 500 машин — выполнили полностью, но с огромным трудом — из-за несвоевременных поставок брони Мариупольским металлургическим заводом имени Ильича и двигателей М-17 заводом № 26 (г.Рыбинск). Каждая машина БТ-7 обходилась государству в 98 тыс. руб.

В соответствии с решением АБТУ в 1936 году были выпущены первые пять артиллерийских танков БТ-7А с башней Т-26-4, вооруженные 76-мм пушкой КТ-26. В 1937-м за ними последовали еще 149 таких машин. В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-10 (1937 г.) и Ф-32 (1939 г.).

8 1936 году по указанию К.Е.Ворошилова на Научно-испытательном оружейном полигоне в танк БТ-7 вместо штатной 45-мм пушки установили крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДК, спаренный с двумя ДТ. При этом боекомплект составлял: ДК — 1750, а ДТ 2073 патрона. По результатам испытаний, проведенных в марте 1937-го, предполагалось изготовить 50 танков с пулеметами ДК, но из-за отсутствия последних эти планы не осуществились.

Танк на стрельбище. 1936 год.

Годом раньше в Академии механизации и моторизации РККА имени И.В.Сталина разработали еще один интересный, но так и не реализованный проект универсальной установки 45-мм зенитной пушки в башнях танков Т-26 и БТ-7.

Во второй половине 1937 года началось серийное производство танка БТ-7 с конической башней, трехскоростной коробкой передач и усиленной подвеской. Вооружение стало более мощным за счет размещения в нише башни пулемета ДТ, впрочем, на машинах более позднего выпуска от него отказались. Кроме того, часть танков оснащалась зенитно-пулеметной установкой и радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой, а затем и со штыревой антенной. Для ведения стрельбы ночью из пушки и спаренного пулемета танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа. Впоследствии такие фары появились и на машинах более ранних выпусков.

В 1938-м ликвидировали резиновые бандажи на ведущих колесах гусеничного хода. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую. Всего с крупнозвенчатой гусеницей изготовили 2620 БТ-7. В 1939 году на части из них гусеницы заменили на мелкозвенчатые.

В ходе модернизации толщина лобовой брони корпуса достигла 22 мм. Боевая масса возросла до 13 925 кг.

Читать еще:  Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945

Несмотря на возросшую более чем в два раза емкость бензобаков, большой удельный расход топлива (до 1,5 кг на 1 км при движении на колесах!) не позволял существенно увеличить запас хода. В связи с этим опытные работы по установке дизеля на танк БТ не прекращались. Еще в 1936 году «Планом опытных работ ХПЗ» предполагалось изготовить два образца танка RT-8 с дизелем БД-2. Но из-за задержки с выполнением чертежей эти машины были построены только в 1937 году, а еще две — в 1938-м.

В заводской и межведомственной переписке в период проведения опытных работ дизель БД-2 стал называться «Заказ В». При освоении серийного производства двигатель уже именовали как «Заказ В-2». С середины 1937 года за ним закрепили индекс В-2.

Следует отметить, что в том же году были введены литерные обозначения военных изделий завода № 183 — танки получили обозначения в соответствии с армейскими: БТ-2 — А-2, БТ-5 — А-5, БТ-7 — А-7, БТ-8 — А-8.

В создании двигателя В-2 большую помощь ХПЗ оказал Центральный институт авиационного моторостроения — ЦИАМ. Так, в начале 1937 года на ХПЗ из ЦИАМ были командированы ведущий конструктор отдела нефтяных двигателей Т.П.Чулзхин и главный технолог по двигателю АН-1 М.Поддубный. Определенный вклад в создание и освоение В-2 внесли также сотрудники Военной академии механизации и моторизации имени И.В.Сталина во главе с начальником кафедры двигателей профессором Ю.А.Степановым.

М. Барятинский — Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7

К вечеру 15 февраля батальоны подошли к противотанковому рву в 2 км южнее станции Кямяря. Утром началась атака. 9-й тб совместно с батальоном 15-й спбр наступал левее дороги с задачей захватить южную окраину Кямяря, правее наступал 15-й тб с 158-й спб и артгруппой (10 артиллерийских танков БТ-7А). Батальоны двигались по глубокому снегу, без дорог. К 11.00 саперы проделали проходы во рву, и танки двинулись вперед. Противник стал отходить. Около 14.00 завязались бои непосредственно за Кямяря. Неожиданный выход танковых батальонов на фланги заставил финнов в панике бежать на север, и вскоре Кямяря была взята.

В боях за Кямяря противник потерял около 800 человек убитыми, до 200 ранеными и 80 пленными. Было захвачено 8 танков «Рено» FT-17 без вооружения, уничтожено 12 ПТО, 16 пулеметов и 12 дзотов. Наши потери: в 15-м тб подбито 5 танков, сгорело — 2, подорвалось на минах — 2, в 9-м тб был подбит один танк.

После захвата станции Кямяря перед 13-й лтбр поставили задачу овладеть одноименной деревней и перехватить пути отхода противника на Выборг. Для этого требовалось захватить переправу через реку Перон-Иоки.

В течение 17 февраля 9-й тб с пехотой 15-й спбр медленно продвигался вперед, но к концу дня наступление было остановлено сильным артогнем. Батальон потерял 4 танка сгоревшими и 10 подбитыми. В течение последующих двух дней 13-й и 15-й тб продолжали выполнять поставленную задачу. При этом они преодолели два противотанковых рва и два ряда надолб. На этом участке противник применял огонь кочующих ПТО и имел большое количество дзотов. Потери в танках оказались серьезными: сгорело 5, подбито 6, подорвался на минах 1. Неудачу наступления на этом участке можно объяснить слабой поддержкой со стороны 344-й сп, командир которого потерял связь со своими батальонами.

21—22 февраля бригада вела бой за овладение высотой 45,0. Финны силами до батальона неоднократно переходили в контратаки на 13-й и 15-й тб, но каждый раз отступали с большими потерями.

28 февраля 1940 года 13-й тб овладел окраиной Писн-Перо и двинулся на Ликтула. На следующий день батальон занял станцию Перо, финны бежали, в спешке не успев взорвать мост.

9-й и 15-й тб совместно с 348-м сп двигались по маршруту Пиллула — Перо — Суур-Перо — Репола. При движении по этому маршруту в районе высоты 50,2 танки встретили лесные завалы с фугасами и минное поле. Движению к тому же сильно препятствовал глубокий снег. 4 марта 9-й тб вместе с 348-м сп с боем овладел Дюкюля. На следующий день 15-й тб начал бои за Манникала и Тали. В районе Манникала имелись каменные надолбы, проволочные заграждения, местность по обе стороны дороги была залита водой. После тяжелых боев, в ходе которых 15-й тб потерял 6 танков сгоревшими и два подбитыми, Манникала была взята.

8 марта 9-й тб начал атаку Репола и к исходу дня подошел к переправе севернее Тали, но мост оказался взорванным. В ночь с 8 на 9 марта построили пере праву и части 348-го сп с боем заняли южную часть Репола. обеспечив переправу танков. К 10 марта при активном участии 9-й тб Репола была взята.

В течение дня 12 марта и ночи с 12-е на 13-е 9-й тб вел бой за овладение Нурмилампи. Финны оказывали ожесточенное сопротивление, часто переходили в контратаки, но к концу войны Нурмилампи пал.

В 12.00 13 марта в соответствии с заключенным мирным договором боевые действия прекратились, можно было подвести некоторые итоги:

— подбито артиллерийским огнем — 124 танка;

— подорвалось на минах — 64;

— застряло в болоте (потом вытащено) — 29;

— вышло из строя по техническим причинам — 337;

— восстановлено в части — 498;

— отправлено на заводы — 84.

С начала боевых действий 13-я лтбр имела всего два трактора «Коминтерн», которые не справлялись с задачей по эвакуации подбитых боевых машин, поэтому их основную массу приходилось эвакуировать танками же.

Танкисты 13-й легкотанковой бригады обсуждают боевую задачу. Весна 1940 года.

Родители Александра, Михаила и Василия Цукановых слушают объяснения сыновей. Западный особый военный округ, 1940 год.

Ведомость потерь 13-й лтбр в боевой технике Состояние на 1.12.1939 Поступление с 1.12.1939 Состояние на 30.3.1940 Требуют капремонта Не подлежат восстановлению Сдано на заводы БТ-7 246 67 227 20 54 80 Т-26 10 5 11 4 — 4 БТ-2 — 2 2 — — —

Снабжение и подвоз всего необходимого в течение всей войны также осуществлялись на танках, так как колесные машины просто не могли двигаться по снежной целине.

Потери в личном составе 13-й лтбр за все время войны составили 234 человека убитыми, 484 — ранеными и 23 — пропавшими без вести.

В ходе боевых действий бригада захватила 170 пленных, уничтожила и захватила 27 противотанковых орудий, 5 полевых орудий, 8 танков «Рено» FT-17 (захвачены на ст.Кямяря, 5 из них использовались как огневые точки, а на трех только было снято вооружение), 3 танка «Виккерс» (захвачены на ст.Перо).

353 человека в бригаде получили награды: тринадцати присвоено звание Героя Советского Союза, 14 удостоены ордена Ленина, 103—Красного Знамени, 72 — Красной Звезды. За мужество и героизм, проявленные личным составом во время войны с Финляндией, 13-я легкотанковая бригада была награждена орденом Красного Знамени.

К началу Великой Отечественной войны танки БТ-7 входили в состав практически .всех вновь сформированных механизированных корпусов. Их количество колебалось от нескольких единиц до нескольких сотен. Так, например, на 22 июня 1941 года в 1-й Краснознаменной тд (1-й мк) имелось 176 БТ-7, в 3-й тд (1-й мк) — 232, в 13-й тд (5-й мк) 238, в 17-й тд (5-й мк) — 255, в 14-й тд (7-й мк) >— 179, в 28-й тд (12-й мк) — 210.

На боевых действиях 29-й танковой дивизии в первый военный месяц можно остановиться подробнее. При этом следует подчеркнуть, что всем танковым соединениям Красной Армии летом 1941 года пришлось вести бои в примерно аналогичных условиях.

Эта дивизия входила в состав 12-го механизированного корпуса (командир — генерал-майор Шестопалов) и накануне войны дислоцировалась в Риге. 18 июня комкор отдал приказ о приведении частей в боевую готовность и выступлении в районы сосредоточения. 22 июня колонна 28-й тд подверглась первой бомбардировке, в результате которой из строя вышли 10 боевых машин.

Наутро, в соответствии с приказом штаба 8 й армии, 12-й мк во взаимодействии с 3-м мк и стрелковыми соединениями нанес удар по противнику в направлении на г.Тауроген. При этом части корпуса были разбросаны на фронте шириной до 90 и глубиной до 60 км. Таким образом корпус не мог нанести массированного удара, к тому же часть его сил, а именно 23-ю тд, передали в оперативное подчинение 10-му ск, и она получила другую задачу. 28-я же танковая дивизия, совершив 50-км марш, вышла на рубеж атаки, почти не имея горючего, которое подвезли только через 5 часов.

Читать еще:  Французские основные боевые танки АМХ-30

В 22.00 55-й танковый полк 28-й тд был обстрелян противником, развернулся и пошел в атаку, уничтожив немецкую батарею из 7 ПТО. Потери полка составили 13 танков. В этом бою геройски погиб замкомандира полка майор Попов, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Почувствуй на миг,

Как огонь полыхал,

Как патроны рвались и снаряды,

Как руками без кожи

Защелку искал командир,

Как механик упал,

По угрюмому лесу пунктир

Крючок пулемета сжимая.

«У разбитого танка»

Следует подчеркнуть характерную особенность тех дней — командование корпуса фактически не являлось хозяином своих частей. Вышестоящие штабы, отдавая приказы через голову штаба корпуса, вносили дезорганизацию в управление частями. Отсутствие разведданных и незнание обстановки на фронте, равно как и поспешность в принятии решений, приводили к распылению сил. Так, 28-я тд наступала на г.Кельме, занятый нашими войсками и в котором оборонялась 202-я мед этого же корпуса.

М. Барятинский, М. Коломиец Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7

М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев

Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Обложка: 1—4-я стр. — рис. М.Дмитриева.

Следующий номер «БРОНЕКОЛЛЕКЦИИ»: справочник «Бронетанковая техника Великобритании 1939—1945»

Авторы выражают благодарность М.В.АШИКУ за помощь, оказанную 8 сборе материалов для данного издания.

В номере использованы фотографии из фондов Российского Государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и Агентства ФОТО- ИТАР-ТАСС

ГБТУ — Главное бронетанковое управление Советской Армии, ГКО — Государственный Комитет Обороны, ДТМ — пулемет Дегтярева, танковый модернизированный, ДШКМ — пулемет Дегтярева — Шпитального, крупнокалиберный модернизированный, ЗИП —запасные части и приспособления, КП — коробка передач, КПВТ — крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый, МБР — межконтинентальная баллистическая ракета, МДШ — малая дымовая шашка, НУРС — неуправляемый ракетный снаряд, ОПВТ — оборудование подводного вождения танка, ПМП — планетарный механизм поворота, ППО — противопожарное оборудование, ПТУР — противотанковая управляемая ракета, РСД — ракета средней дальности, САУ — самоходно-артиллерийская установка, ТПУ — танковое переговорное устройство.

Тяжелые танки ИС-3 на Красной Площади. 1 мая 1949 года.

В начале второй мировой войны только две страны — Советский Союз и Германия — имели в составе своих армий более или менее значительное количество тяжелых танков. Однако немецкие Pz.IV, относившиеся в то время к классу тяжелых, по существу, являлись средними танками. И только советские КВ можно рассматривать как полноценные тяжелые танки того периода. Это единоличное лидерство продолжалось до конца 1942 года, то есть до появления на поле боя немецкого тяжелого танка «Тигр». Впоследствии, вплоть до 1945 года, тяжелые танки в значительных количествах строились по-прежнему только в СССР и Германии. Две другие великие державы — участницы второй мировой войны — США и Великобритания, так и не смогли создать отвечающей тогдашним требованиям боя конструкции тяжелого танка.

Доля тяжелых боевых машин в танковых войсках постоянно возрастала и достигла в 1944 году 37,5%. При этом по численности лидером по-прежнему оставался Советский Союз, в котором с 1939 по 1945 год было выпущено 8258 тяжелых танков, за это же время в Германии — всего 1839!

Количественное превосходство напрямую сказалось как на организации тяжелых танковых частей, так и на тактике применения боевых машин этого класса. Если немцы не пошли дальше тяжелых танковых батальонов, то в Красной Армии, начав с танковых полков прорыва в 1942 году, спустя два года пришли к сосредоточению тяжелых танков в составе тяжелых танковых бригад. Тактика их применения была соответственной — можно по пальцам пересчитать случаи, когда немецкие «тигры» использовались в качестве ударного кулака наступающих танковых частей. Самые известные из них — Курская битва и сражение у озера Балатон в Венгрии. В основном же уделом немецких тяжелых танков на завершающем этапе войны стали действия из засад, стрельба с места. Советские же КВ, и еще в большей степени ИС-2 использовались как главная ударная сила значительно чаще.

Вместе с тем взгляд на боевое предназначение тяжелых танков в ходе войны существенно изменился. Если первоначально они разрабатывались главным образом для прорыва сильно укрепленной обороны, то в дальнейшем, после оснащения мощными длинноствольными пушками, их главной задачей стала борьба с танками противника на больших дальностях стрельбы, огневая поддержка средних танков. Тяжелые танки отличались более высокой огневой мощью и защищенностью, но были менее подвижными, чем средние.

В послевоенные годы при создании боевых машин первого послевоенного поколения в СССР (как, впрочем, в Англии и США) была реализована «двухтанковая» политика, когда основу танкового парка составляли средние танки, усиленные небольшим количеством тяжелых. Однако развитие конструкторской мысли и достижения технологии танкостроения привели к тому, что разница в тактико-технических характеристиках средних и тяжелых танков стала заметно уменьшаться и постепенно сошла на нет. На авансцену вышел основной боевой танк, являющийся логическим развитием среднего, но уже к концу 70-х годов практически догнавший по всем показателям вытесненные им тяжелые танки.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны основным советским тяжелым танком был ИС-2, созданный в 1943-м конструкторами Челябинского Кировского завода (ЧКЗ). В том же году новую боевую машину запустили в серийное производство. До момента его прекращения в середине 1945 года было изготовлено 3483 ИС-2, причем 60 из них собрали в Ленинграде, на восстановленном Кировском заводе.

Эта машина оставалась на вооружении Советской Армии вплоть до начала 60-х годов. Планировавшийся ей на смену ИС-3 имел существенные конструктивные недостатки, затруднявшие эксплуатацию танка в войсках. Тяжелый танк ИС-4 также оказался сложным в эксплуатации и обслуживании. В то же время ИС-2 вполне устраивал армию как технически надежная и простая боевая машина. Поэтому в 1954 году была осуществлена крупная модернизация танка ИС-2 с целью продления срока его службы.

Был изъят кормовой башенный пулемет, боекомплект пушки увеличили до 35 выстрелов, ввели подъемный механизм пушки со сдающим звеном. Стеклоблок (триплекс) механика-водителя заменили призменным перископом, а кроме того, установили прибор ночного видения ТВН- 2 или БВН. Двигатель В-2-10 заменили на В-54К-ИС с маслозакачивающей системой, форсуночным подогревателем НИКС-1 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункера. Была установлена коробка передач с масляным насосом и системой охлаждения масла, введено жесткое крепление ее к задней опоре. Усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменили сальниковые уплотнения. Количество аккумуляторных батарей увеличили с двух до четырех. Установили радиостанцию Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120 послевоенной конструкции. Модернизированные таким образом танки получили обозначение ИС-2М. Они находились на вооружении тяжелых танко-самоходных полков и окончательно были заменены в войсках танками Т-10.

Помимо Красной Армии танки ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского. 71 боевая машина была передана для формирования 4-го и 5-го полков тяжелых танков. За время боев в Померании 4-й полк тяжелых танков уничтожил 31 танк противника, потеряв при этом 14 своих. Оба полка принимали участие в битве за Берлин. Планировалось сформировать еще два таких полка — 6-й и 7-й, но сделать этого не успели — закончилась война. К концу боевых действий в Войске Польском осталось 26 ИС-2 (21 машину вернули Красной Армии, а остальные были потеряны в боях). Сохранившиеся танки и вошли после войны в состав польского 7-го тяжелого танкового полка.

В послевоенный период ИС-2 поступили на вооружение и чехословацкой армии.

В начале 1950-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. В Корее китайские добровольцы применяли их против американцев. По данным американской разведки китайские войска в Корее имели четыре отдельных танковых полка, каждый из которых состоял из четырех рот Т-34-85 и одной роты ИС-2 (по 5 танков в каждой).

ИС-2М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны в Москве на Поклонной горе. В лобовом листе корпуса над смотровой щелью механика-водителя расположена шахта для установки прибора ночного видения ТВН-2. Большие кронштейны на кормовом листе танка предназначены для крепления двух 200-литровых бочек с топливом, маленькие кронштейны между ними—для дымовых шашек. В центре кормового листа — кронштейн для крепления пушки при развернутой назад башне. Кормовой башенный пулемет изъят, а его шаровая установка заварена.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector