2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

М.Барятинский Бронеколлекция 2003 № 03 (48) Легкий танк «Стюарт»

Легкий танк «Стюарт»

Легкий танк «Стюарт» в определенном смысле можно считать уникальной боевой машиной. Это самый массовый легкий танк Второй мировой войны — выпущено 22 716 единиц. В ходе войны в его адрес высказывались самые противоречивые оценки. С одной стороны — весьма положительные от англичан, с другой — совсем нелестные от советских танкистов.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

1. Коломиец М., Мощанский И. Танки ленд-лиза. — М., Экспринт, 2000.

2. Митчем С.У. Величайшая победа Роммеля. — М., ООО «Издательство АСТ», 2002.

3. Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника армий США, Англии и Франции. — М., Воениздат, 1958.

4. Рольф Д. Кровавая дорога в Тунис. — М., ООО «Издательство АСТ», 2002.

5. Техническое руководство по легкому танку М3. — Издание Амторга, 1942.

6. Труды академии. Сборник №1(25). — М., Издание ВАБТМВ, 1945.

Легкий танк «Стюарт» скачать fb2, epub бесплатно

В 1943 году британский генеральный штаб разработал тактико-технические требования к крейсерскому танку, способному бороться с новейшими представителями немецкого бронированного «зверинца». Толщина лобовой брони перспективной машины задавалась не менее 5 дюймов (125 мм) и определялась пробивной способностью снаряда 88-мм немецкой пушки. Толщина бортов должна была составлять 60% от лобовой брони. Предполагалось, что форма днища корпуса уменьшит поражающее действие противотанковых мин. Ходовую часть планировалось прикрыть фальшбортами для защиты от фаустпатронов. Кроме того, конструкторам предписывалось установить бензиновый двигатель «Метеор» — танковый вариант знаменитого авиационного мотора «Мерлин», которым оснащались легендарные «спитфайры». Танковая пушка в обязательном порядке должна была поражать «тигры», а в боекомплект— входить бронебойные подкалиберные снаряды. Подвижности машины на пересеченной местности придавалось большее значение, чем достижению высокой скорости движения по шоссе.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Полномасштабное производство танков Т25 и Т26 могло начаться фактически с весны 1944 года, если бы этот процесс не тормозился искусственно. Дело в том, что с начала Второй мировой войны в американской армии, кроме бронетанковых, имелся отдельный род войск — самоходные истребители танков. По замыслу американских военных, бороться с танками должны были именно истребители — легко бронированные, но мощно вооруженные. Летом 1944 года такая машина — М36, вооруженная 90-мм пушкой, была поставлена в серийное производство.

Однако высадка в Нормандии в июне 1944 года быстро подтвердила, что отсутствие в составе армии сильнобронированных танков — серьезный просчет командования. Нормандия — не Тунис, и хорошо замаскированные среди живых изгородей немецкие танки быстро расправлялись с М4.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

5 февраля 1932 года советская внешнеторговая фирма АРКОС (Arcos Ltd. — All Russian Cooperative Society Limited) заказала фирме Vickers восемь плавающих танков. Первая машина была поставлена 21 июня, а последняя — 22 октября того же года.

После поступления первых закупленных танков, их испытаний и всестороннего изучения началось интенсивное проектирование отечественных образцов. При этом никакой лицензии не приобреталось.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Номер 4 (49) за 2003 год журнала «Бронеколлекция» — приложения к журналу «Моделист-конструктор». В номере рассказывается об истории создания и опыте боевого применения чешского лёгкого танка LT vz.35.

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20, которым собирались заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Mk II «Матильда» (А. 12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине была вполне объяснима. Разгоралась Вторая мировая война, британские войска вновь отправились на континент и на их пути вновь вставали ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Достаточно ознакомиться с техзаданием на А.20, чтобы понять, что страх перед позиционной войной с Германией был у английского военного руководства уже генетическим.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Если верить статистике, за всё время существования Третьего Рейха в Германии было произведено чуть более 50 000 танков и самоходных орудий – в два с половиной раза меньше, чем в СССР; а если считать ещё и англо-американскую бронетехнику, то численное превосходство союзников было почти шестикратным.

Но, несмотря на это, немецкие танковые войска, ставшие главной ударной силой блицкрига, завоевали для Гитлера пол-Европы, дошли до Москвы и Сталинграда и были остановлены лишь колоссальным напряжением сил советского народа. И даже когда война покатилась обратно на запад, до последнего её дня, панцерваффе оставались страшным противником, способным наносить жестокие удары и огромные потери – и на Западном фронте, и на Восточном.

Чем сильны были немецкие танкисты? Как удавалось им добиваться побед даже при заведомом неравенстве сил? Что позволяло панцерваффе наводить ужас на всю Европу? Боевая выучка экипажей? Талант военачальников? Великолепная организация боевых действий? Грозная бронетехника?

До этой книги в отечественной литературе не было ни одной работы, посвящённой истории боевого применения всех типов немецких танков – от Pz.I до «Королевского тигра» – как не было и столь подробного и обстоятельного анализа их особенностей и возможностей, достоинств и недостатков, побед и поражений.

Читать еще:  Модификации танка АМХ-30

Эта книга – первая.

Ленд-лиз остаётся одной из самых спорных и политизированных проблем отечественной истории со времён советского агитпропа, который десятилетиями замалчивал либо прямо фальсифицировал подлинные масштабы и роль помощи союзников: даже в мемуарах наши лётчики и танкисты зачастую «пересаживались» с «импортной» на отечественную технику

Причём больше всего не повезло именно ленд-лизовским танкам, незаслуженно ославленным как жалкие «керосинки» с «картонной» бронёй и убогими «пукалками» вместо орудий. Да, лёгкий американский Стюарт по понятным причинам был слабее среднего Т-34, но в то же время на порядок лучше лёгких Т-60 и Т-70, вместе взятых! И вообще, если ленд-лизовские танки были так уж плохи — почему Красная Армия широко применяла их до самого конца войны в составе гвардейских мехкорпусов на направлениях главных ударов?

В своей новой книге ведущий специалист по истории бронетехники опровергает расхожие идеологические штампы, с цифрами и фактами доказывая, что «шерманы» и «валентайны», бок о бок с ИСами и «тридцатьчетвёрками» дошедшие до Берлина, также заслужили добрую память и право считаться символами нашей Победы.

Эти легендарные танки в боевом строю уже 70 лет.

Эти грозные, сверхнадежные, недорогие в производстве и простые в эксплуатации машины стали эталоном мирового танкостроения — даже натовские стратеги подсчитывали мощь своих танковых войск в «пятьдесятпятках», которые первыми в мире были оснащены системой противоатомной защиты и способный вести боевые действия в условиях ядерной войны.

Кроме Советской Армии, Т-54 и его «наиболее продвинутая модификация» Т-55 стояли на вооружении в 67 странах и сражались на всех континентах — от подавления Венгерского мятежа 1956 года до разгрома Грузии в 2008-м, от Вьетнама и Афганистана до Югославии и «Бури в пустыне», от арабо-израильских, индо-пакистанской, кампучийской, вьетнамо-китайской, ирано-иракской и ливанской войн до Анголы, Судана, Эфиопии, Сомали и Чада, от Приднестровья, Карабаха, Абхазии и Южной Осетии до Ливии и Сирии.

В новой книге ведущего историка бронетехники вы найдете исчерпывающую информацию о прославленном Т-54/55, заслужившем звание «ТАНК-СОЛДАТ».

ЦВЕТНОЕ коллекционное издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей, «боковиков» и фотографий.

М.Барятинский Бронеколлекция 2003 № 03 (48) Легкий танк «Стюарт»

Издатель: Моделист-Конструктор
Год издания: 2003
Страниц: 36
Качество: Хорошее

Монография, содержащая информацию об истории создания, конструкции и боевом применении американского легкого танка «Стюарт». Содержит 14 чертежей и рисунков, 47 черно-белых и цветных фотографий, цветные рисунки вариантов окраски.

Бронеколлекция на Инфанате:
1995
№1 — Советские танки Второй мировой войны
№2 — Тяжёлый танк Т-35 Обновлённая ссылка!
№3 — Бронетанковая техника Японии 1939 — 1945
1996
№1 — Легкие танки БТ-2 и БТ-5
№2 — Бронетанковая техника Германии 1939 — 1945
№3 — Советские тяжелые послевоенные танки
№4 — Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945
№5 — Легкий танк БТ-7
№6 — «Танки кайзера». Германские танки 1-й мировой войны
1997
№1 — Бронеавтомобили «Остин»
№2 — Тяжелый танк «Пантера»
№3 — Бронетанковая техника США 1939 — 1945
№4 — Легкие танки Т-40 и Т-60
№6 — Боевые машины пехоты НАТО
1998
№1 — Бронетанковая техника СССР 1939-1945 гг.
№2 — «Шилка» и другие. Отечественные зенитные самоходные установки
№3 — Тяжёлый танк ИС-2
№4 — Бронетанковая техника Франции и Италии 1939—1945
№5 — Средний танк «Чи-Ха»
№6 — Тяжелый танк «Тигр»
1999
№1 — Средний танк «Шерман»
№2 — Бронетанковая техника Великобритании 1939 — 1945
№3 — Средний танк Т-34
№4 — Средний танк Т-34-85
№5 — Бронетанковая техника стран Европы 1939 — 1945
№6 — Средний танк Panzer IV
2000
№1 — Самоходные установки на базе Т-34
№2 — Лёгкий танк «Panzer I»
№3 и №4 — Советская бронетанковая техника 1945 — 1995
№5 — «Сухопутные корабли». Английские тяжелые танки 1-й мировой войны
№6 — Средний танк Panzer
2001
№1 — Средний танк Т-28
№2 — Тяжёлый танк «Королевский Тигр»
№3 — Средние и основные танки зарубежных стран 1945 — 2000
№5 — Бронетранспортер БТР-152
№6 — Штурмовое орудие Stug III
2002
№1 — Советские супертанки
№3 — Артиллерийские тягачи Красной Армии
№4 — Легкий танк Panzer II
№5 — Пехотный танк «Валентайн»
№6 — Лёгкие танки зарубежных стран 1945 — 2000
№Сп1 — Бронетанковая техника Третьего рейха
2003
№1 — Амфибии Красной Армии
№2 — Средний танк «Центурион»
№4 — Легкий танк LT vz.35
№5 — От «Першинга» до «Паттона»(средние танки М26, М46 и М47)
№6 — Пехотный танк «Черчилль»
№Сп2 — Легкий танк Т-26
№Сп4 — Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945
2004
№1 — Средний танк М48
№2 — Средний танк Т-62
№3 — Французские танки Второй мировой войны
№4 — Легкий танк Pz.38(t)
№5 — Американские бронетранспортеры Второй мировой войны
№6 — Легкий танк «Скорпион»
№Сп1(5) — Плавающий танк ПТ-76
№Сп2(6) — Бронетанковая техника Красной Армии 1939-1945
2005
№2 — Артиллерийские тягачи Красной Армии (часть 2)
№3 — Танки Хонведшега
№4 — Основной боевой танк М60
№5 — Артиллерийские тягачи Советской Армии. Часть 3
№6 — «Крусейдер» и другие (британские крейсерские танки MkI-MkVI)
№Сп1(7) — «Черная кошка» Панцерваффе
№Сп2(8) — Огнеметные танки Второй мировой войны
2006
№3 — Легкий танк »Ха-го»
№4 — Средний танк Т-54
№5 — Лёгкий танк Шеридан
№6 — Тяжёлый танк КВ
№Сп1(9) — Боевые машины десанта
№2(10) — Автомобили красной армии 1941-1945
2007
№1 — Бронеавтомобили Вермахта
№2 — Американские «Аллигаторы». Гусеничные десантные машины LVT
№3 — Тяжелый танк КВ в бою
№4 — Крейсерский танк «Кромвель»
№Сп1(11) — Отечественные колесные бронетраспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80

Читать еще:  Т-54 и Т-55. «Танк-солдат»

Легкий танк LT vz.35

Монография, содержащая информацию об истории создания, конструкции и боевом…

Средний танк Т-54

Для размещения 1OO MM пушки В КБ завода NQ 183 в октябре 1944 rода приступили к проектированию…

Амфибии Красной Армии

История создания, описание конструкций и боевое применение плавающих танков…

Пехотный танк «Валентайн»

История создания, описание конструкции и боевое применение английского…

Средний танк «Шерман»

Монография о самом популярном американском среднем танке периода Второй…

Шелест гранаты

Эта книга об оружии, но не только – она открывает причудливую мозаику явлений физического…

Переписка И. Сталина с У. Черчиллем и К. Эттли (июль 1941 г. – ноябрь 1945 г.)

Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только на фронтах. Она создавалась в тиши…

Ржев – Сталинград. Скрытый гамбит маршала Сталина

В изданиях, посвященных истории Великой Отечественной войны, мало и неохотно рассказывается…

Разруха в головах. Информационная война против России

Все ваши действия в Интернете известны иностранным спецслужбам. Телефонные разговоры также…

Другая победа. Если бы победил Гитлер

Победителем из Второй мировой войны вышла Германия. Города в руинах, миллионы убиты или…

5 языков любви

Знания этих 5 языков любви помогут вам наладить отношения в семье и даже спасти уже разрушающийся…

Алхимик

«Алхимик» совсем не похож на «Чайку Джонатана» или «Иллюзии» Ричарда Баха…

Одиннадцать минут

Мария разочаровалась в любви и сексе, и образ двух влюбленных, слившихся душой и телом в…

Подсознание может все

В уединении средь лесов канадской провинции Британская Колумбия автор 3 года размышлял…

Легкий способ бросить курить

Книга может помочь бросить вам курить. Здесь нет шокотерапии, у автора для вас исключительно…

М.Барятинский Бронеколлекция 2003 № 03 (48) Легкий танк «Стюарт»

Бронеколлекция 2003 № 03 (48) Легкий танк «Стюарт»

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Обложка: 1-я, 2-я и 4-я стр. — рис. МДмитриева

1. Коломиец М., Мощанский И. Танки ленд-лиза. — М., Экспринт, 2000.

2. Митчем С.У. Величайшая победа Роммеля. — М., ООО «Издательство АСТ», 2002.

3. Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника армий США, Англии и Франции. — М., Воениздат, 1958.

4. Рольф Д. Кровавая дорога в Тунис. — М., ООО «Издательство АСТ», 2002.

5. Техническое руководство по легкому танку М3. — Издание Амторга, 1942.

6. Труды академии. Сборник №1(25). — М., Издание ВАБТМВ, 1945.

7. Gawrych W.J. Czolg lekki Stuart. — W-wa, 1982.

8. Chojnacki A. М3 «Stuart». — W-wa, Militaria, 1997.

9. Zaloga S. Stuart. U.S. Light Tanks in action. — Squadron/Signal Publications, 1979.

10. Zaloga S. US Light Tanks at War 1941 — 45. — Concord Publications Co., 2001.

11. Mesko J. US Self-Propelled Guns in action. —Squadron/ Signal Publications, 1999.

Журналы: «Моделист-конструктор», «Бронеколлекция», «Танкомастер», Military Modelling, AFV news, Steel Masters.

Информация общедоступной сети Интернет.

Следующий номер «Бронеколлекции»: монография «Легкий танк Pz. 35 (t)»

История создания и описание конструкции

Один из первых серийных танков М3 во время испытаний. 1941 год

После окончания Первой мировой войны разработка и производство легких танков в США были свернуты. В течение 1920-х годов основу танкового парка страны составляли французский Renault FT17 и его американский вариант —«6-тонный танк». Но и эти машины в большинстве своем находились на хранении. Несмотря на крайне ограниченный опыт боевого применения этих танков (главным образом, морской пехотой в Центральной Америке и Китае), к началу 1930-х годов американцы, тем не менее, убедились, что их конструкция безнадежно устарела. Разработка же новых боевых машин этого класса (как и всех прочих) сдерживалась двумя факторами: недостатком финансирования и отсутствием единого заказчика.

Первое обстоятельство легко объяснимо — в те годы США проводили изоляционистскую политику, нисколько не претендуя на роль мирового лидера. Большая часть военного бюджета тратилась на нужды флота — основного гаранта безопасности страны.

Что же касается второго фактора, то он стал следствием структурных особенностей вооруженных сил США. Так, двумя основными составляющими сухопутных сил армии (Army Ground Forces) были пехота и кавалерия. При этом, в соответствии с постановлением Конгресса, танки полагалось иметь только пехоте, командование которой видело в них лишь средство поддержки. В то же время среди высшего командования кавалерии идея механизации находила все большее понимание. Но в рамках своего бюджета кавалерия могла позволить себе иметь очень ограниченное количество танков, причем, формально обходя запрет Конгресса, их именовали «боевыми машинами» (Combat Cars). Таким образом, в первой половине 1930-х годов создание легких танков в США проводилось по инициативе лишь двух заказчиков — пехоты и кавалерии. Они же являлись и разработчиками тактико-технических требований, порой весьма различных. Правда, при воплощении этих ТТТ в металл удавалось добиться довольно высокой степени унификации, поскольку и проектирование, и изготовление танков велось на одном предприятии — государственном арсенале в Рок-Исланде (Rock Island Arsenal).

В 1934 году начались испытания двух опытных образцов — легкого танка Т2 для пехоты и боевой машины Т5 для кавалерии. При общей идентичности корпусов, силовых установок и трансмиссий, танки отличались количеством башен (одна у Т2 и две у Т5) и конструкцией ходовой части. На Т2 использовалась подвеска типа Vickers с полуэллиптическими листовыми рессорами. Опорные же катки Т5 были сблокированы попарно в балансирные тележки, подвешенные на вертикальных буферных пружинах. Работоспособность ходовой части этого танка оказалась поразительной! В ноябре 1934 года Т5 совершил испытательный пробег протяженностью 1450 км от арсенала Рок-Исланд до Вашингтона. При этом средняя скорость составила 48 км/ч! Стартовав 14 ноября, капитан Т. Никсон и инженер Дж. Проске уже через три дня достигли Вашингтона, побив все рекорды скорости для гусеничных машин. Неудивительно, что вскоре Т2 модернизировали, установив на нем ходовую часть, аналогичную Т5. Машине, получившей башню несколько измененной формы и командирскую башенку, присвоили индекс Т2Е1, и в 1935 году она была стандартизирована (то есть принята на вооружение) под армейским обозначением М2А1 (М2А1 Light Tank). Американская пехота пополнилась 10 танками этой модификации.

Читать еще:  Танки III Рейха. Том I [Самая полная энциклопедия]

Практически одновременно на вооружение кавалерии приняли боевую машину М1 (Combat Car М1), на которой, в отличие от ее прототипа Т5, установили только одну башню, правда, иную по конструкции, чем у М2А1. В остальном оба танка были идентичны. Их вооружение состояло из двух пулеметов, размещенных в башне, — крупнокалиберного 12,7-мм Browning М2НВ и 7,62-мм Browning М1919 и одного курсового Browning М1919 — в лобовом листе корпуса. На М1, кроме того, на специальном кронштейне устанавливался еще и зенитный пулемет. Обе машины оснащались 7-цилиндровыми звездообразными авиационными бензомоторами Continental W670 и надежными автомобильными трансмиссиями. Использование авиамоторов и отработанных автоагрегатов стало характерной особенностью американского танкостроения в последующем десятилетии.

В конце 1935 года в цехах Rock Island Arsenal началось производство легкого танка М2А2 (изготовлено 239 единиц), который отличался от первой модификации, главным образом, размещением вооружения в двух башнях. Башни имели довольно сложную многогранную форму и разные размеры. Большая — с диаметром погона 914 мм (36″), меньшая — 762 мм (30″). В первой был установлен 12,7-мм пулемет, во второй — 7,62-мм. Размещение вооружения в двух башнях, от которого в Европе к тому времени уже повсеместно отказались, было признано военными США наиболее перспективным для легкого танка сопровождения пехоты.

Следует отметить, что и М2А1, и М2А2, как, впрочем, и кавалерийские боевые машины, создавались еще до гражданской войны в Испании, во многом определившей перспективы развития танкостроения в мире. Учли этот опыт и в США.

Наиболее массовыми легкими танками армии США в предвоенный период были М2 А2 (вверху) иМ2АЗ (головная машина — внизу). На обоих снимках — боевые машины во время летних маневров 1939 года

В 1938 году появился легкий танк М2АЗ, представлявший собой капитальную модернизацию М2А2. Танк получил удлиненную ходовую часть — были увеличены расстояния между осями балансирных тележек и между задней тележкой и направляющим колесом. За счет этого длина М2АЗ возросла до 4432 мм. Увеличилась и длина опорной поверхности гусениц. Это позволило сохранить удельное давление на прежнем уровне, что было важным при возросшей до 8,8 т массе танка. Изменения затронули некоторые агрегаты и системы двигателя, а также приборное оснащение машины. Были смонтированы и новые шаровые установки М12 для пулеметов Browning М1919А4, получивших телескопические прицелы М1918А2.

Наиболее же важным нововведением стало усиление броневой защиты. Лобовая броня корпуса и башни возросла с 15,9 мм до 22,2. Примерно вдвое увеличилась и толщина всех прочих бронелистов. Конечно же, 22-мм броня никак не могла считаться противоснарядной, но это был шаг в нужном направлении.

М.Барятинский Бронеколлекция 2003 № 03 (48) Легкий танк «Стюарт»

Бронеколлекция 2003 № 03 (48) Легкий танк «Стюарт»

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Обложка: 1-я, 2-я и 4-я стр. — рис. МДмитриева

Похожие книги из библиотеки

Палубный истребитель Грумман F4F «Уайлдкэт»

Выпуск № 2 за 2011 г. журнала «Авиаколлекция» — приложения к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР» — знакомит с американским палубным истребителем Грумман F4F «Уайлдкэт», активно использовавшимся в период Второй мировой войны.

Средний танк Panzer IV

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Panzer IV—единственный немецкий танк, находившийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставший самым массовым танком вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и «Шермана» у американцев. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадью» панцерваффе.

«Леклерк» и другие французские основные боевые танки

В соответствие с программой единого танка НАТО ней предполагались постройка прототипов французской и западногерманской конструкции, проведение их сравнительных испытаний и принятие на вооружение лучшей машины. В конечном итоге и этот план потерпел фиаско: на вооружение армий двух стран поступили разные танки: в Западной Германии — «Леопард-1», во Франции — АМХ-30.

Характеристики обеих машин близки, они даже похожи внешне. Однако, если «Леопард-1» рассматривался как танк обороны, то АМХ-30 планировалось использовать прежде всего как танк наступления. К концу 1960-х годов сухопутные войска Франции должны были иметь в своем составе только механизированные подразделения, оснащенные исключительно бронетехникой — боевыми машинами пехоты, пушечными бронеавтомобилями и основными боевыми танками. Командование вооруженных сил исповедовало сугубо наступательную военную доктрину.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Средние и основные танки зарубежных стран 1945 — 2000 Часть 1

Первая часть справочника «Средние и основные танки зарубежных стран 1945 — 2000». Эти боевые машины составляли и составляют основу танкового парка большинства стран мира. В настоящий справочник включены серийные (или подготовленные к серийному производству) боевые машины стран-разработчиков, а также выпускавшиеся по лицензии или спроектированные по заказу других государств. Справочник не содержит информацию по боевому составу танковых войск зарубежных стран и поэтому, например, в раздел «Израиль» не включены модернизированные танки английского, американского и советского производства.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector