1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лёгкий танк Panzer I

Производство танков Pz.Kpfw.I

Производство танков Pz.Kpfw.I

ПРИМЕЧАНИЕ. Разница в количестве произведённых шасси и корпусов объясняется тем, что некоторое количество машин не имело бронекорпусов и использовалось в учебных целях. Число башен меньше числа корпусов, поскольку часть машин была выпущена в качестве безбашенных машин управления. Несколько танков были переоборудованы под тягачи артиллерийских систем калибра 75 и 105 мм.

Производство танков модификации В велось на заводах Henschel, Krupp-Gruson в Магдебурге, а с 1936 года и на заводах MAN в Нюрнберге и Wegmann в Касселе. Их выпуск продолжался до середины 1937 года. За это время было изготовлено 1016 танков Pz.I Ausf.B, а фирмой Wegmann в 1938 году ещё 22 корпуса. Серийные номера этих машин: от № 10 478 до № 15 000 и от № 15 201 до № 16 500. Прерывность серийных номеров применяли в целях дезинформации. Ремонт машин обеих модификаций проводился на немецких заводах или на предприятиях оккупированных стран, например, на заводе ?eskomorawsk?-Kolben-Danek (?KD), который после аннексии Чехии был переименован в B?hmische-M?hrische Maschinenfabrik.

Pz.I Ausf.A — вид спереди. На большинстве танков фара со светомаскировочной насадкой устанавливалась посередине, а не слева.

Pz.I Ausf.A с дизелем.

Из-за малой надёжности на дальние расстояния танки перевозились на автомобилях. Для этого в Германии разработали несколько моделей тяжёлых грузовиков грузоподъёмностью 8800–9500 кг. Наиболее массовыми были Bussing-NAG 900 и 900А, Faun L900D567. Для транспортировки танков использовались и трофейные машины: чешские ?koda 6VTP6-T и ?koda 6К, Tatra Т81, французские Laffli S45TL, Bernard и Willeme. Также на вооружении вермахта состояли специальные прицепы Sd.Anh.115 грузоподъёмностью 8000 кг и Sd.Anh.116 грузоподъёмностью 22 000 кг (Sd.Anh. — Sonder Anh?nger — специальный прицеп). В качестве тягловой силы для них применялись тяжёлые колёсные тягачи типа Hanomag SS100 или полугусеничные 18-тонники Sd.Kfz.9 фирмы Famo, хотя Panzer I спокойно буксировался даже восьми- и пятитонными тягачами.

Pz.I Ausf.B. Прекрасно видна изменённая ходовая часть. Небольшая арочная конструкция в середине надгусеничной полки, предназначенная для укладки радиоантенны, — единственная деталь танка, выполненная из дерева.

На шасси модификации А и В было создано большое количество специальных машин. Самой распространённой и, наверное, самой известной была Kleiner Panzerbefehlswagen (малая бронированная командирская машина), которая выпускалась как на шасси А, так и на шасси В. Она имела обозначение Kl.Pz.Bf.Wg. (модификации 1Kl.A, 2Kl.B и 3Kl.B) или Sd.Kfz.265.

В конце 1935 года фирма Daimler-Benz выпустила шесть «вагенов» на шасси Pz.IA, два или три из которых в сентябре 1936 года отправили в Испанию. Башня у них отсутствовала, а высота корпуса была увеличена на 250 мм. Экипаж стал больше на одного человека — появился радиотелеграфист. Сначала эти машины выпускались без вооружения, затем в передней части корпуса установили пулемёт MG 13. Радиооборудование — приёмопередающая радиостанция FuG 6 с дальностью действия 13–16 км и приёмная радиостанция FuG 2.

Pz.I Ausf.B

С 1936 по 1938 год фирма Daimler-Benz выпустила двумя сериями машины на шасси В (номера 15 001 — 15 200). Танки 2Kl.B вооружались одним пулемётом MG 347, установленным в амбразуре. Высокая командирская башенка на них иногда отсутствовала. Толщина лобовой брони по сравнению с 1Kl.A была увеличена с 13 мм до 14,5 мм. На 3Kl.B толщина брони возросла до 19 мм. Пулемёт размещался в шаровой установке. Высокую командирскую башенку заменили на низкую, с двухстворчатым люком. В 1939–1940 годах несколько десятков машин получили новую радиостанцию FuG 8 с большей, чем FuG 6, дальностью действия. Первоначально командирские машины имели жёсткую антенную мачту на деревянной раме, которую вскоре заменили рамочной антенной шириной 2000 мм. С 1939 года устанавливалась более практичная гибкая штыревая антенна.

Танковому батальону по штату полагалось два танка Kl.Pz.Bf.Wg., танковой роте — один (его называли Kompanie Chefpanzer — танк командира роты), управлению полка — три. По мере поступления в войска командирских танков новых типов машины старого образца привлекались к выполнению вспомогательных функций.

Pz.I Ausf.B, вид сзади сверху. Танк стоит «в затылок» Ausf.A. Хорошо видны все отличия в конструкции кормовой части обоих танков, включая новое размещение на Ausf.B инструмента и принадлежностей.

Наиболее оригинальной конструкцией, созданной на базе Pz.I Ausf.B, был Ladungsleger I — бронированная гусеничная подрывная машина для инженерно-штурмовых частей. В первом варианте она оснащалась специальными рельсами, расположенными наклонно над моторным отделением. На них размещался 50-кг подрывной заряд, сброс его на грунт осуществлялся с помощью цепной передачи. Сложность заключалась в том, что танк должен был подходить к подрываемому объекту задним ходом. Второй вариант — конструктивно несколько сложнее. Подрывной заряд весом 75-кг укладывался в ящик, закреплённый на конце рамы почти двухметровой длины, которая монтировалась на крыше моторного отделения танка. С помощью тросового привода днище ящика открывалось — и заряд сбрасывался на крышу дота или иного сооружения, требовавшего подрыва.

Первый вариант командирского танка 1Кl.А, созданный на базе Pz.I Ausf.A.

В обоих случаях заряд имел взрыватель замедленного действия, обеспечивавший отход танка на безопасное расстояние.

Прототипы Ladungsleger I были построены в конце 1939 года. Предполагалось применение этого инженерного танка при прорыве линии Мажино.

Зимой 1939/40 года в железнодорожных мастерских Talbot в Аахене было переоборудовано в Ladungsleger (его иногда называли Zerst?rerpanzer — танк-разрушитель) около 30 танков Pz.I Ausf.B. Правда, в боевых действиях они почти не применялись. Небольшое их количество участвовало во французской (например, в 58-м сапёрном батальоне 7-й танковой дивизии) и балканской кампаниях, а также в начальной фазе операции «Барбаросса».

Несколько десятков танков модификации А и В уже в частях подверглись переоборудованию в машины технической помощи (Instandsetzungkraftwagen I) и приписывались к каждой танковой роте (по 2 единицы). С танка снималась башня и срезалась верхняя часть бронекорпуса. В результате получалась открытая грузовая платформа. Их использовали для перевозки запасных частей, канистр с топливом, маслом и водой, на некоторых устанавливали ветровое стекло из плексигласа и тент над грузовой платформой.

В конце 1939 года на фирме Alkett 51 танк Pz.I Ausf.A был переделан под транспортёр боеприпасов Munitionsschlepper I (Sd.Kfz.111) — их придавали соединениям самоходных и штурмовых орудий. С весны 1942 года шасси танков моделей А и В переоборудовали в транспортёры боеприпасов путём установки на месте башни большого прямоугольного ящика, сваренного из листовой стали. Известно, что 12 машин этого типа использовались в моторизованной дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». Шасси нескольких Pz.I Ausf.A послужили основой для создания мостоукладчиков, предназначенных для преодоления различных препятствий, например, противотанковых рвов. Из двух таких машин получалась переправа длиной 11 м. Мост был постоянно закреплён на корпусе танка, поэтому мостоукладчик заезжал в ров и его корпус превращался в своеобразную опору. Из-за недостаточной прочности и слишком высокого давления на грунт работы над этой машиной были прекращены.

Kl.Pz.Bf.Wg. 1Kl.A

В довольно больших количествах выпускались учебные танки, представлявшие собой, по существу, гусеничные шасси без верхней части броневого корпуса. Строго говоря, первыми в войска поступили именно они. Весной 1934 года изготовили 15 учебных машин Ausf.A, а с 1936 по ноябрь 1938 года — 164 Ausf.B. Помимо использования в роли учебных, эти машины вплоть до 1941 года несли службу в качестве эвакуационных тягачей. С 1942 года почти все они были оснащены газогенераторными установками. В 1945-м несколько учебных машин приняли участие в боевых действиях.

Переделывались машины и непосредственно в частях. Существует фотография Pz.Kpfw.I Ausf.B, принадлежащего 1.Pz.Abt. 1.Pz.Div., который трансформировали в импровизированную санитарную машину. На нём вместо бронекорпуса смонтировали открытую сверху и сзади рубку. Внутри, видимо, располагались крепления для носилок. Эта машина была подбита в Бельгии в 1940 году.

Один танк модификации А из 5-го танкового полка 5-й лёгкой дивизии Африканского корпуса был переоборудован в огнемётный. Вместо правого башенного пулемёта MG 13 на нём установили стандартный пехотный огнемёт Flammenwerfer 40, позволявший производить 10–12 односекундных выстрелов на дистанцию до 25 м. Перевооружённый таким образом танк принимал участие в осаде Тобрука в Северной Африке в мае 1941 года.

Читать еще:  Танки Первой Мировой

Kl.Pz.Bf.Wg. 3Kl.B

В связи с переоборудованием значительного числа Pz.I из линейных танков в САУ и в различные машины специального назначения высвобождалось большое количество башен, которые использовались для вооружения фортификационных сооружений. По состоянию на 26 марта 1945 года в береговой обороне и в сухопутных укреплённых районах — различного рода «валах» — находилось 363 башни танков Pz.I, вооружённых одним пулемётом, и 260 башен, вооружённых двумя пулемётами. Из числа первых 97 находились в Дании, 143 — на Западе и на побережье Атлантики, 91 — в Италии, 32 — на Востоке. Из числа вторых 20 — в Дании, 3 — на Западном фронте, 237 — на Восточном. Боевых танков этого типа в вермахте уже давно не было, а вот башни от них воевали до конца войны.

Любопытно привести ещё один факт использования башни танка Pz.I. Речь идёт о тяжёлом танке-тральщике Schwerer Minenr?umer, находящемся ныне в Музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Эта машина была создана совместными усилиями фирм Krupp, Daimler-Benz и Alkett (последняя проводила окончательную сборку). На одном из шильдиков, сохранившемся на механизме отбора мощности для поворота машины, значится дата — IX.41, что позволяет сделать предположение о времени изготовления этого механизма и машины в целом: осень 1941 — зима 1942 года. Первое упоминание о танке-тральщике в советских документах встречается в датированной осенью 1946 года справке «Об обнаруженных на территории Германии экспериментальных образцах вооружения, представляющих интерес». В начале 1947-го трал был доставлен в Кубинку и подвергнут «осмотру, обмеру, взвешиванию и испытанию движением».

Командирский танк 3Kl.B во время манёвров вермахта.

В передней части корпуса 48-тонной машины, по конструкции напоминавшей орудийный лафет периода Первой мировой войны, с помощью болтов была смонтирована подбашенная коробка, сваренная из броневых листов толщиной 10–35 мм, с установленной на её крыше штатной башней от танка Pz.I Ausf.A с двумя пулемётами MG 34. Машина оснащалась двигателем Maybach HL 120 мощностью 300 л.с. Экипаж — 2 человека, один из которых (командир) располагался в башне. Собственно, башней «генетическая» связь этого монстра с «единичкой» и исчерпывается.

Отличия в конструкции линейного и командирского танков.

Лёгкий танк Panzer I

Первый германский серийный танк после окончания Первой мировой войны, Pz.Kpfw.I Серийно производился с 1934 по 1937 год, всего было выпущено 1574 танка этого типа.

Первое боевое применение танка состоялось в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, позднее танк активно использовался германскими войсками на начальном этапе Второй мировой войны. К 1941—1942 годам он был полностью заменён более современными танками и по причине крайней устарелости снят с вооружения, однако в роли учебно-тренировочной машины Pz.Kpfw.I использовался вплоть до конца войны.

Самым слабым местом Панцер 1 было его вооружение оно составляло два пулемёта калибра 7,92-мм

Pz.Kpfw.I Ausf.A оснащались 4-цилиндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения. Двигатель имел рабочий объём в 3460 см³ и мог развивать максимальную мощностьили 60 л. с. при 2500 об/мин.

Pz.Kpfw.I Ausf.B 6-цилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения При рабочем объёме в 3800 см³, он мог развивать максимальную мощность в 100 л. с. при 3000 об/мин.

Броневая защита Pz.Kpfw.I изначально предназначалась только для защиты от огня пулемётов винтовочного калибра и даже от огня крупнокалиберных пулемётов и противотанковых ружей могла защитить лишь на значительных дистанциях. От артиллерийских орудий же оно не давало практически никакой защиты

Интересно сравнить Pz.Kpfw.I с более поздним (выпуск с 1940 года) советским танком Т-40 — при равной массе, советский танк имел аналогичное бронирование и экипаж, но был лучше вооружён (12,7-мм пулемёт, на поздних образцах 20-мм пушка), превосходил немецкий танк по подвижности, а также мог плавать.

длительное время Pz.Kpfw.I составлял основу танковых сил Германии, лишь в 1937 году было развёрнуто полномасштабное производство Pz.Kpfw.II, сменившего его в этой роли.

К началу операции «Барбаросса» устаревшие Pz.Kpfw.I были в основном заменены в войсках средними и более совершенными лёгкими танками. Во фронтовых частях в целом, находилось лишь приблизительно 400 танков, В основном в саперных батальонах танковых дивизий.

Все эти танки очень быстро закончились еще летом 1941 года. Практически все немногочисленные остававшиеся на советско-германском фронте Pz.Kpfw.I были потеряны зимой 1941/1942 годов

С 1942 года Pz.Kpfw.I практически исчез из частей первой линии, а уцелевшие танки активно переоборудовались в подвозчики боеприпасов и другие специализированные машины. 511 снятых с них при этом башен были использованы впоследствии при строительстве укреплений.

Вплоть до 1943 года они также использовались в роли командирских машин для подразделений САУ Panzerjäger I, несмотря на все протесты командиров, указывавших на непригодность лишённого радиопередатчика и слабо оснащённого приборами наблюдения Pz.Kpfw.I к этой роли.

Единичные танки этого типа участвовали в Курской битве — так, в составе 19-й панцердивизии имелось три таких танка, а дивизия СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» сообщила о потере одного Pz.Kpfw.I Ausf.B из состава противотанкового батальона. Скорей всего его использовали как тягач для противотанковых пушек.

Некоторое количество танков этого типа продолжало оставаться на вооружении ещё вплоть до 1944 года, используясь в основном частями, занимавшимися антипартизанской борьбой.

В роли учебных машин Pz.Kpfw.I использовались практически до самого конца войны и списывались лишь когда ремонт становился нецелесообразным из-за полного износа

САУ На базе танк были созданы несколько вариантов самоходок и специальных машин

Sturmpanzer I — самоходная артиллерийская установка на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B. Одна из первых САУ вермахта, Sturmpanzer I была создана в конце 1939 — начале 1940 года. С Pz.Kpfw.I демонтировалась башня, а на крыше боевого отделения на стальных опорах устанавливалась, вместе с лафетом, колёсами и броневым щитком, 150-мм пехотная гаубица . Вся установка защищалась 4-мм броневой рубкой, открытой сверху и с кормы.

В феврале 1940 года были переоборудованы 38 САУ этого типа, впервые использованные в 1940 году во Французской кампании. Установка оказалась перегруженной и имела склонность к опрокидыванию из-за большой высоты, но несмотря на это пользовалась поначалу популярностью из-за высокой огневой мощи. В дальнейшем Sturmpanzer I использовались также в Балканской кампании и на Восточном фронте

Panzerjäger I — противотанковая САУ на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B. Первая серийная германская САУ такого типа. Проектирование САУ для борьбы с вражеской бронетехникой началось ещё в 1939 году, из-за отсутствия на тот момент собственных противотанковых пушек достаточной мощности, было решено использовать трофейные чехословацкие 47-мм пушки «Шкода» A5.

САУ переоборудовали из линейных танков, при этом башня и подбашенный лист снимались, а на их место устанавливалась пушка, защищённая 14,5-мм броневой рубкой, открытой сверху и с кормы. Всего с марта по июнь 1940 года было переоборудовано 202 САУ этого типа. Panzerjäger I использовались в основном на фронтах Великой Отечественной войны, а также в Североафриканской кампании и несмотря на перегруженность ходовой части и снизившуюся надёжность, показали хорошие результаты в борьбе с танками противника

Flakpanzer I — зенитная самоходная установка на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.A. Создана в 1941 году путём переоборудования линейных танков, с которых срезались башни и большая часть подбашенной коробки, а на их место помещалась платформа с открыто установленной на ней 20-мм зенитной пушкой Flak 38. Всего в том же году были изготовлены 26 САУ этого типа, которые использовались впоследствии в 614-м зенитном батальоне на советско-германском фронте вплоть до уничтожения батальона под Сталинградом в начале 1943 года.

Flakpanzer I

Из-за крайней изношенности шасси, выпущенных ещё в 1935—1936 годах, впрочем, эти ЗСУ большую часть своей службы провели в ремонте

в ходе Североафриканской кампании, несколько Pz.Kpfw.I из состава Африканского корпуса были переоборудованы в огнемётные танки путём установки ранцевого пехотного огнемёта на месте правого башенного пулемёта. Дальность огнеметания не превышала 25 метров, а запаса огнесмеси хватало лишь на 10—12 односекундных пусков. Переоборудованные таким образом Pz.Kpfw.I применялись в ходе осады Тобрука в мае 1941 года

Panzerkampfwagen I Ausf.C (VK 6.01) и Panzerkampfwagen I Ausf.F (VK 18.01) — два опытных танка, разработанных в 1937—1939 годах. Несмотря на то, что они назывались танками Pz.Kpfw.I «нового типа» и обозначались как модификации Pz.Kpfw.I, ничего общего с ним, за исключением названия и некоторых особенностей общей компоновки, эти два танка не имели.

Читать еще:  Тяжелый танк «Фиат»-2000

Panzerkampfwagen-I-Ausf.C-VK-6.01

VK 6.01 был разработан в рамках задания на аэромобильный скоростной разведывательный танк и был, при экипаже из двух человек и боевой массе в 8 тонн, вооружён 20-мм автоматической пушкой и защищён 20—30-мм вертикальной бронёй, будучи при этом способен развивать крайне высокую для гусеничной машины скорость — до 79 км/ч. Но так как парашутно десантные войска у Германии закончились еще на Крите, а оставшиеся применялись как элитная пехота , то и надобность в таких танках отпала.

Похожая ситуация была и в Красной Армии. Где парашутисты также использовались как пехота. А в конце войны надобность в парашутных десантах вообще отпала. Пресловутые 300 орудий на километр фронта смешивали любую немецкую оборону с землей , потом вводились огромные по численности танковые и механизированные соединения, которые останавливались только по причине растянутости коммуникаций и невозможности вовремя подвести горючие и боеприпасы.

Также был разработан его вариант с иной двигательной установкой, получивший обозначение Panzerkampfwagen I Ausf.D или VK 6.02. Всего в 1942 году было выпущено, по разным данным, 40 или 46 машин этого типа, которые практически не участвовали в боях.

VK 18.01 разрабатывался как тяжелобронированный танк для поддержки пехоты. При боевой массе в 21 тонну и экипаже из двух человек, VK 18.01 имел 80-мм лобовое и бортовое бронирование, однако всё его вооружение ограничивалось двумя 7,92-мм пулемётами, а максимальная скорость не превышала 25 км/ч. В 1942 году выпустили серию из 30 танков этого типа, которые ограниченно использовались в 1943—1944 годах, в основном в противопартизанских операциях.

Как создавался танк Panzerkampfwagen I

Версальский мирный договор запрещал Германии иметь бронетанковые войска. Тем не менее, уже в середине двадцатых годов Рейхсвер начал прорабатывать вопрос создания новых боевых бронированных машин, и в будущем такие работы дали желаемый результат. К середине следующего десятилетия военная промышленность завершила разработку первого немецкого танка современного облика. Вскоре в войска пошли серийные машины Pz.Kpfw.I, поставка которых дала старт созданию Панцерваффе.

Во второй половине двадцатых годов сразу несколько немецких предприятий, не обращая внимания на условия Версальского мира, проработали целый ряд новых проектов бронетехники. Были разработаны, построены и испытаны машины нескольких типов, но они не устроили армию, и работы были продолжены. Новый этап бронетанковой программы стартовал в 1931 году по приказу инспектора автомобильных войск генерала Освальда Лутца. В проработке требований к новой технике ведущую роль сыграл Гейнц Гудериан, позже получивший большую известность.

Задание 1931 года предусматривало разработку и строительство перспективного легкого танка с массой до 5 т и пушечно-пулеметным вооружением. Машина должна была показывать максимально возможные характеристики, но во главу угла ставилась технологичность и простота производства. Изначально планировалось построить большое количество линейных танков для подготовки личного состава и возможного участия в боях. Позже новый танк мог стать основой для техники иных классов.

До определенного времени немецкие военные и инженеры старались поддерживать секретность. По этой причине проект нового танка изначально получил наименование Kleintraktor – «Малый трактор». Чуть позже появилось официальное название Landwirtschaftliche Schlepper («Сельскохозяйственный трактор») или La.S. В 1935 году ввели обозначения M.G. Panzerwagen и M.G. Kampfwagen («Пулеметная боевая машина») и только после этого появилось самое известное название – Panzerkampfwagen I или Pz.Kpfw.I.

К программе разработки танков привлекли сразу четыре ведущие компании германской оборонной промышленности. Свои варианты проекта, соответствующего заданию заказчика, предложили компании Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall. Проект компании «Крупп» был представлен уже в середине 1931 года, но заказчик потребовал изменить его. По опыту испытаний предыдущих образцов, было предложено перекомпоновать разработанный танк. Предполагалось, что перенос ведущих колес в переднюю часть корпуса улучшит характеристики шасси.

В начале марта 1932 год Рейхсвер и «Крупп» подписали контракт на завершение разработки проекта и последующее строительство опытного шасси нового типа. Опытный Kleintraktor должен был выйти на испытания к началу июля того же года. При этом конструкторам предстояло вновь доработать проект в соответствии с обновленными требованиями.

Во избежание утечек информации и негативных последствий разработка нового легкого танка была разделена на два самостоятельных проекта. Первый предназначался для создания шасси, тогда как целью второго было проектирование надстройки и башни. Подбашенную коробку и боевое отделение планировалось разработать лишь к концу осени 1932 года, причем с определенного времени одновременно создавалось два проекта: одним занимались инженеры Krupp, вторым – Daimler-Benz.

Весной и летом 1932-го заказчик несколько раз вносил коррективы в существующее техническое задание. Это усложняло разработку проекта и приводило к смещению сроков. Опытный «Кляйнтрактор» начали строить с заметным опозданием относительно изначального графика. Его представили заказчику только в последних числах июля – почти через месяц после изначально определенной даты.

Был построен объект с открытым корпусом из конструкционной стали. В передней части машины находились устройства трансмиссии, рядом с которыми помещался водитель. В центре оставалось место для боевого отделения, а корму занимала силовая установка. «Малый трактор» имел бензиновый двигатель Krupp M.301 мощностью не более 52 л.с. К этому времени были определены основные особенности ходовой части, более не изменявшиеся. В передней части корпуса находились крупные ведущие колеса, за которыми находились четыре опорных катка и направляющие колеса, опущенные на грунт. В составе подвески использовались листовые рессоры и пружины. Снаружи на ходовой монтировались характерные продольные балки.

При создании проекта конструкторам не удалось выполнить все технические требования. Машина весила почти 3 т, что на 300 кг превышало ограничения военных; недостаточно мощный двигатель позволял разогнаться всего до 28 км/ч вместо требуемых 50-54 км/ч. Также имелись некоторые иные проблемы и недочеты как конструктивного, так и технологического характера. После недолгих испытаний началась доработка проекта и построенной опытной машины. В самом начале осени состоялись новые испытания, и 19 сентября комиссия Управления вооружений Рейхсвера официально приняла ее.

Доводка первого опытного шасси не дала все желаемые результаты, и потому в конце 1932 и в начале 1933 года компания Krupp переработала проект в целом. Одновременно с изменением шасси продолжалась разработка надстройки с башней. Работы в этом направлении затянулись по вине заказчика. Осенью 1932 года армия решила, что новый танк не нуждается в 20-мм пушке, которую следует заменить пулеметом. Потребовалась серьезная переработка частично готового проекта башни. В итоге как шасси, так и башню для него удалось завершить только в первых месяцах следующего 1933 года.

Весной 1933 года, еще до завершения основных конструкторских работ, армия заказала строительство пяти опытных шасси обновленной версии. В отличие от единственного предшественника, эти Kleintraktor должны были строиться из броневой стали и нести надстройку с оружием. Заказ предусматривал сдачу пять полноценных опытных образцов к середине июля. Далее военные планировали провести все необходимые испытания, включая стрельбу, и вынести окончательное решение по всему проекту.

Уже после начала строительства требуемой техники Управление вооружений сообщило о планах на закупку первой серии из 150 бронемашин. Кроме того, в этот период рабочее название «Кляйнтрактор» заменили на Landwirtschaftliche Schlepper или La.S.

В связи с различными проблемами фирма «Крупп» вновь отклонилась от графика. Первую машину вывели на испытания только через несколько дней после крайнего срока, в конце июля, а оставшиеся – в начале августа. При этом речь шла только о шасси. В ходе разработки боевого отделения вновь возникли проблемы, в результате чего пять новых прототипов остались без надстроек и башен.

Вероятно, по причине задержек при строительстве опытных образцов, заказ на первую серийную партию разделили между несколькими производителями. Основным изготовителем танков назначили компанию Krupp, которой предстояло собрать 135 машин. Также к работам привлекли Daimler-Benz, Grüsonwerke, Henschel, MAN и Rheinmetall. Каждая из этих организаций должна была представить по три танка и показать свой потенциал в контексте выпуска новой бронетехники. Шесть контрактов на первую серийную партию танков были подписаны уже в июле 1933 года, до завершения испытаний. Последние машины по этому заказу должны были выйти из цеха к лету 1934-го.

Работы вновь отстали от графика, и полторы сотни шасси были достроены только осенью 1934 года. Однако это было не самой серьезной проблемой. Надстройка и башня от фирмы «Крупп» все еще не были готовы к серийному производству и монтажу на выпущенные шасси. В результате этого компания лишилась контракта на этот проект, и башней занялась фирма Daimler-Benz. Новый вариант верхней части корпуса и боевого отделения появился только в следующем году. Были изготовлены несколько десятков надстроек из броневой стали, которые тут же установили на имеющиеся шасси. По очевидным причинам, бронетехника в такой комплектации в дальнейшем использовалась только в качестве учебной.

Читать еще:  Танки Panzer II нового типа

К этому времени ключевые посты в военном и политическом руководстве Германии заняли Адольф Гитлер и его соратники. Дальнейшее развитие проекта La.S., равно как и других разработок военного назначения, теперь велось с прицелом на дальнейшее строительство полноценной армии со всеми желаемыми возможностями. Впрочем, до определенного времени нацисты не торопились открыто заявлять о своих планах и продолжали вести работы в атмосфере секретности.

С начала 1934 года военное и политическое руководство Германии занималось составлением новых планов по строительству бронетанковых войск, и неоднократно меняло свое мнение. К примеру, в середине весны было решено выпустить вторую серию танков La.S. и на этом завершить их строительство для высвобождения производственных мощностей для нового танка La.S. 100 (будущий Pz.Kpfw.II). Чуть позже планы серьезно изменились. Вторую серию увеличили до 300 машин, а в дальнейшем общее количество танков решили довести до 1000 единиц. При этом речь шла о полноценных боевых машинах с броневыми корпусами и надстройками, а также с пулеметным вооружением.

Компания Krupp уже не могла справиться с запланированными заказами самостоятельно. К работам вновь привлекли пять других организаций. К июлю 1935 года шесть фирм совместными усилиями должны были довести общую численность La.S. до тысячи. Наиболее заметный вклад в выпуск техники внес завод Grüsonwerke. Без серьезного отставания от графика он передал армии почти 330 танков. Также отличились компании MAN и Henschel, поставившие 160 и 150 танков соответственно.

16 мая 1935 года германские власти официально объявили о создании полноценных вооруженных сил и отказе от дальнейшего соблюдения условий Версальского договора. К этому времени промышленность успела выполнить большую часть заказа на выпуск легких танков La.S., однако Вермахт все еще должен был получить существенные количества техники.

Более не нуждаясь в конспирации, Германия переименовала новый легкий танк. Теперь он назывался M.G. Panzerwagen. Чуть позже ввели название M.G. Kampfwagen. Только весной следующего года появилось самое известное официальное обозначение – Panzerkampfwagen I. Первая серийная модификация была обозначена как Ausführung A. Впрочем, более старые названия забылись не сразу. До определенного времени новые Pz.Kpfw.I продолжали по привычке называть La.S.

По тем или иным причинам, командование решило расширить парк новейших танков. В связи с этим в 1935 году появились заказы на третью и четвертую серии из 152 и 175 бронемашин соответственно. Их строительство велось по базовому проекту Pz.Kpfw.I Ausf.A. В рамках четырех серий несколько предприятий к осени 1936 года сумели построить более 1300 легких танков. На некоторый период бывший «Кляйнтрактор» обеспечил себе почетное звание самого массового танка Вермахта.

Еще осенью 1932 года, до завершения работ по первой версии танка, был предложен проект модернизации. La.S. на тот момент имел недостаточно мощный двигатель, и в новом проекте предлагалось использовать новый мотор мощностью 80 л.с. Более мощный двигатель отличался увеличенными габаритами, из-за чего пришлось увеличить корпус, уменьшить боевое отделение, а также добавить пару опорных катков, переработать подвеску и поднять задние направляющие колеса над грунтом.

Позже проект получил развитие, и в 1935 году появилось предложение об использовании двигателя Maybach NL 388 Tr мощностью 100 л.с. Корпус и ходовую часть вновь пришлось доработать в связи с особенностями силовой установки. Такой проект носил рабочее обозначение La.S.-May. В 1935 году фирма «Крупп» построила и испытала опытный образец такого танка. После некоторой доводки появился заказ на серийное производство.

В январе 1936 года появился заказ на выпуск более 300 новых танков, обозначенных как Pz.Kpfw.I Ausf.B. Производство машин вновь поручили нескольким предприятиям. Через несколько месяцев 72 шасси велели перестроить в командирские танки, в связи с чем появился дополнительный контракт на 150 линейных бронемашин.

По известным данным, до конца 1937 года четыре завода совместными усилиями построили четыре сотни танков модификации Ausführung B. В первую серию входило около 250 машин, во вторую – около 150. Общая численность построенных танков двух модификаций превысила 1500 единицы.

В 1936 году Управление вооружений заказало разработку и строительство учебных машин на базе существующих легких танков. Для подготовки экипажей танков Pz.Kpfw.I Ausf.A по-прежнему можно было использовать недостроенные шасси первой партии, оставшиеся без надстроек. Для учебы водителей ЗPz.Kpfw.I Ausf.B требовалась иная техника. В том же году предприятие Grüsonwerke получило заказ на 295 учебных машин, получивших название Schulfahrzeuge. Такая техника представляла собой танковое шасси с легкой надстройкой из конструкционной стали.

Чуть позже появилась учебная машина Umsetz-Fahrzeuge. Она так же основывалась на конструкции серийного танка и не имела броневой надстройки с вооружением. При этом новый проект позволял переоборудовать учебную машину в полноценный танк путем демонтажа легкой надстройки и установки броневой коробки с башней. Было собрано почти полторы сотни таких машин.

Легкий танк Pz.I (Sd.Kfz.101) (Германия)

Характеристики легкого танка Pz.I (Sd.Kfz.101)

В 1933 году управление вооружений сухопутных войск Германии предложило фирмам «Крупп», «Хеншель», МАН, «Крупп-Грузон» и «Даймлер-Бенц» разработать проект 5-тонной танкетки. По три машины каждой фирмы с примерно одинаковыми параметрами (максимальной массой 3,5 т и скоростью 37 км/ч) весной 1934 года поступили в учебные подразделения. После сравнительной оценки проектов предпочтение отдали проекту фирмы «Крупп».

Легкий танк Pz.I Ausf. A.

Машина была принята на вооружении под индексом Pz. Kpfw. I Ausf. A. В июле 1934 года началось её производство. Танк имел четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Крупп» М305 мощностью 57 л.с и пятиступенчатую коробку. Место водителя смещено влево от оси по ходу движения, башня, напротив, смещена вправо. Эта модификация имела смешанную подвеску ходовой части — передний каток на индивидуальном узле со спиральной пружиной, остальные блокировались попарно с листовыми четвертьэллиптическими рессорами. Задний каток выполнял роль ленивца. Отличительной особенностью являлась балка жесткости, соединяющая обе тележки катков.

Танк вооружался спаренной пулеметной установкой. Всего по 1936 год изготовили 818 легких танков Pz. Kpfw. I Ausf. A.

Легкий танк Pz.I (Sd.Kfz.101)

Легкий танк Pz.I Ausf. B.

В 1935 был создан Pz. Kpfw. I Ausf. B. На нем установили более мощный шестицилиндровый мотор фирмы «Майбах», из-за чего повысилась скорость движения. Увеличена была и длина корпуса — ввели еще один каток и подняли ленивец. Машина потяжелела, но бронирование и вооружение остались прежними. Эти машины выпускались до июня 1937-го (всего 675 единиц), а строительство шасси продолжалось до 1941 года.

На 1 сентября 1939 года в войсках имелось 1145 машин, а на 1 июня 1941-го их числилось 843. В 1942 году оставшиеся в строю Pz. Kpfw. I, которых осталось около 700 шт, переквалифицировали в учебные и в боях практически не использовали.

Командирские танки и спецмашины на базе легкого танка Pz.I

В 1935-1937 годах фирма «Даймлер-Бенц» построила 184 малых командирских танка Kl Pz Bf Wg I Ausf. B (Sd. Kfz 265). Вместо башни они имели вместительную рубку с пулеметом в шаровой установке. Боевая масса машины составляла 5,9 т, экипаж — 3 человека. Использовались командирами танковых рот, батальонов, полков и бригад. Придавались также подразделениям связи и артиллерийской разведки.

В 1936-1938 годах выпустили 164 легких ремонтно-эвакуационных машин Ber Pz I Ausf. B. Без башни, вооружения, и кранового оборудования их масса составляла 4,0 т. В экипаж помимо командира и водителя входили несколько ремонтников.

Легкий танк Pz.I (Sd.Kfz.101)

В сентябре 1939 года 51 танк переделали в транспортеры боеприпасов Mun Schl. Башню сняли, а отверстие под нее закрыли броневым листом. Со временем обе модификации стали базовыми (после переделки) и для некоторых образцов самоходных установок. И еще по крайней мере три танка переделали в огнеметные машины — Flammenwerfer auf Pz Kpfw I Ausf. A.

Всего было изготовлено 1536 единиц Pz I всех модификаций

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector