0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легкий танк АМХ «Тюренн».

Легкий танк АМХ «Тюренн».

11* Бортовые непланетарные коробки передач впервые появились на ромбовидных британских тяжелых танках Mkl — MkIV выпуска 1916–1917 гг. Они были дополнительными агрегатами к центральной коробке передач и поэтому переключение передач по сигналу механика-водителя производили два его помощника. При повороте танка в коробке передач со стороны одного борта вручную включалась первая или вторая передача, а со стороны другого борта — нейтраль. В дальнейшем за рубежом от этой конструктивной схемы трансмиссии отказались. В отечественных танках Т-64, Т-72 и Т-80 и их модификациях установлены две планетарные бортовые коробки передач с системой гидросервоуправления, которые обеспечивают увеличение сил тяги и скоростей движения танка, плавное трогание танка с места, устойчивое прямолинейное движение вперед и назад, повороти торможение машины, а также длительную работу двигателя на холостом ходу на стоянке.

12* Впервые пневматическую подвеску применили в 1940 г. на британских легких танках «Тетрарх» MkVII и «Гарри Гопкинс», хотя такая подвеска была впервые предусмотрена в проекте сверхтяжелого 170-тонного танка, разработанного В.Д. Менделеевым в 1916 г. Гидравлическая подвеска нашла применение в авиации.

13* Релаксационный амортизатор — поршневой гидравлический амортизатор двухстороннего действия. На обратном ходу он работает как обычный гидроамортизатор. На прямом ходу его сопротивление зависит не только от скорости как у обычного гидроамортизатора, но и от величины перемещения опорного катка. Эта зависимость конструктивно достигается созданием высоких давлений 88-118 МПа (900-1200 кгс/см2) рабочей жидкости на прямом ходу, при которых проявляется сжимаемость рабочей жидкости при перемещении опорного катка. При движении машины по мелким неровностям, в том числе на высоких скоростях, когда перемещения опорного катка незначительны, он имеет малое сопротивление и поэтому избавляет экипаж от действия больших вертикальных ускорений (тряски).

14* Водные преграды по ширине условно подразделяются на узкие (до 100 м), средние (от 100 до 250 м), широкие (от 250 до 600 м) и крупные (свыше 600 м).

15* Величина запаса плавучести определяется наибольшим дополнительным грузом (выражается в процентах от боевой массы машины), не вызывающим опасного погружения машины в воду.

Танки США 1950-х гг. (слева направо): танк М103 со 120-мм пушкой, танки М48 и М47 с 90-мм пушкой и легкий танк М41 с 76-мм пушкой.

Тяжелый танк М103 (США).

Танк «Центурион» Мк7 с 83,4-мм пушкой (Великобритания).

Тяжелый танк «Конкэрор» (Великобритания).

Таблица 3 Танки первого послевоенного периода

Каркасные плавсредства имели небольшие массу и размеры в походном положении, невысокую стоимость и достаточно малое время подготовки установки (20–30 мин.). В отличие от ОПВТ они не требовали продолжительной и трудоемкой разведки дна реки и не имели ограничений по глубине преодолеваемых водных преград. Кроме создания индивидуальных плавсредств в нашей стране проводились испытания первого в мире танко-десантного средства на подводных крыльях.

В годы Великой Отечественной войны выявилась острая необходимость в танковой навигационной аппаратуре, особенно для командирских танков и командно-штабных машин. В результате проведенных после войны исследований в этом направлении на указанных машинах стала устанавливаться танковая навигационная аппаратура «Янтарь-Трасса», а затем — более совершенная аппаратура ТНА-2 «Сетка».

В послевоенные годы для определения направлений дальнейшего развития отечественного танкостроения необходимо было решить два принципиальных вопроса: какой тип танка составит основу танкового парка Советской Армии и, следовательно, какому боевому свойству нужно отдать предпочтение- подвижности или защищенности, и какое должно быть на танке основное оружие — пушечное, ракетное или комбинированное? Единого мнения по этим вопросам не существовало ни у нас, ни за рубежом.

Так, в начале 1950-х гг. в США и Великобритании была принята классификация танков по калибру основного оружия, согласно которой танки подразделялись на легкопушечные, среднепушечные и тяжелопушечные. Если придерживаться существовавшей в то время в СССР классификации танков по величине боевой массы машины, то в первое послевоенное десятилетие в Великобритании серийно выпускались только тяжелые танки «Центурион» (среднепушечный) и «Конкэрор» (тяжелопушечный), в США — легкие танки М41 и тяжелые танки М46, М47, М48 (среднепушечные) и М103 (тяжелопушечный), а во Франции — только легкие танки АМХ-13 «Тюренн».

Сторонники легких танков утверждали, что поскольку ПТУР способны пробивать монолитную броневую преграду любой толщины, какую реально можно было иметь на танках, то не имело смысла создавать танки с мощной броней. Однако жизнь опровергла это утверждение. Как известно, в Советском Союзе проблему создания танка с противоснарядной броней пришлось решать уже во второй половине 1930-х гг. в связи с применением во время гражданской войны в Испании в 1936–1939 гг. противотанковой артиллерии против танков Т-26 и БТ-5 советского производства, имевших противопульную броню. В результате проведенных работ по созданию новых танков к началу Великой Отечественной войны на вооружение Красной Армии поступили танки Т-34, КВ-1 и КВ-2 с противоснарядной броневой защитой.

Читать еще:  Гудериан приходит в 1929 году к идее оперативных танковых частей

В годы Великой Отечественной войны проблема защищенности вновь обострилась в связи с применением противником сначала бронебойно-подкалиберных снарядов, а затем и кумулятивных снарядов, имевших высокую бронепробиваемость. В начале 1990-х гг. эта проблема широко обсуждалась за рубежом в связи с использованием армией США высокоточного оружия в локальной войне многонациональных сил против Ирака в районе Персидского залива в январе-феврале 1991 г. Тем не менее ни водной армии мира танки противоснарядного бронирования не только не были сняты с вооружения, а наоборот — продолжают совершенствоваться. Танки по-прежнему являются тем универсальным наступательным и оборонительным боевым средством, которое еще длительное время будет незаменимо на поле боя. Следовательно, надежно защищенные танки будут нужны до тех пор, пока будут существовать сухопутные войска.

Сторонники легких танков также считали, что при использовании ядерного оружия главной задачей сухопутных войск будет захват местности, для чего достаточно иметь только авиатранспортабельные легкие танки с противопульной броней. Однако они не учитывали, что на поле боя танку придется действовать не только против ПТУР, но и против других многочисленных огневых средств. Как показал опыт Великой Отечественной войны, танки с противопульным бронированием оказались непригодными для ведения боевых действий в качестве танков непосредственной поддержки пехоты против сильного противника. В середине войны их производство было прекращено, а находившиеся в войсках танки использовались для разведки, охранения, связи и выполнения других специальных задач.

Тяжелый танк АМХ-50.

Тяжелый танк АМХ-50.

В 1951 г. было изготовлено несколько образцов 50-г танка АМХ-50 (рис. 81), вооруженного 120-мм пушкой. Он оказался малоподвижным и в серийное производство не поступил.

Похожие книги из библиотеки

Линейные корабли ВМС США типа «Айова». Cоздание, боевое использование, конструкция

Во время второй мировой войны линейные корабли уступили свою лидирующую роль на море авианосцам, а в послевоенные годы их боевое применение стало и вовсе проблематичным. Однако в составе военно-морских сил США сейчас находится 4 корабля подобного класса — они построены еще в начале 40-х годов. Мало того, за последние семь-восемь лет линкоры подверглись модернизации и срок их службы продлен еще на 20 лет.

Линейные корабли типа «Айова” считаются одними из лучших среди тяжелых артиллерийских кораблей в мире. Им присущи сильная артиллерия и мощная броневая защита, высокая скорость и надежность, что, по- видимому, и продлило их жизненный век после окончания войны, когда все ведущие морские державы спешили избавиться от линкоров. Судя по всему, четкого представления о перспективах боевого применения кораблей данного класса американцы не имели. Линкоры привлекали к участию в войне против Северной Кореи, периодически выводили из состава флота в резерв и, наконец, в середине 1958 года решили переоборудовать в ударные ракетные корабли, а чуть позже еще раз модернизировать с целью увеличить объем топливных цистерн до 16,5 тыс.т. Что указывало на намерение командования ВМС США и в будущем применять линейные корабли в кризисных регионах вдали от побережья страны.

История Войска Донского. Картины былого Тихого Дона

Генерал Петр Николаевич Краснов вошел в историю России прежде всего как доблестный воин, один из лидеров Белого движения, а также как военный историк и писатель. Литературное творчество П.Н. Краснова многообразно. Его перу принадлежат прекрасные путевые дневники, яркие исторические работы, любопытные мемуарные очерки, глубокий труд по военной психологии, исторические романы и исследования. П.Н. Краснов был большим знатоком и патриотом донского казачества. Одна из его лучших исторических книг – «Картины былого Тихого Дона» (в нашем издании «История войска Донского»), где он ярко и увлекательно описывает славные страницы истории Дона, традиции, быт казачества, рассказывает о казачьих героях – Краснощекове, Денисове, Платове, Бакланове и др. По мнению Краснова, слава Дона связана именно с самоотверженным служением казаков общерусскому делу. Причем имперский период дал наибольшее число казачьих имен, ставших национальной гордостью всей России.

Лёгкий танк LT vz.35

Номер 4 (49) за 2003 год журнала «Бронеколлекция» — приложения к журналу «Моделист-конструктор». В номере рассказывается об истории создания и опыте боевого применения чешского лёгкого танка LT vz.35.

Легкий танк Pz. I История, конструкция, вооружение, боевое применение

В настоящем издании рассказывается об истории создания легкого танка Pz.I, его боевом применении, приводятся иллюстрации, рисунки, схемы и тактико-технические характеристики его модификаций.

Книга предназначена для читателей, интересующихся вопросами истории и развития военной техники.

Легкий танк АМХ «Тюренн».

В стремлении к дальнейшему резкому сокращению веса и габаритных размеров гусеничных бронированных машин французы пошли по пути создания серии так называемых легких боевых машин ELC весом до 7,5 г, некоторые образцы которых иногда относят к легким танкам. Эти машины вооружаются противотанковыми орудиями и различным пехотным оружием – минометами, легкими пушками, пулеметами.

Читать еще:  Дальнейшая служба трофейных танков

К характерным чертам легкого и тяжелого танков относятся сварной корпус, выполненный с большими углами наклона лобовых деталей, и литая составная, так называемая «качающаяся» башня. Верхняя часть башни с пушкой, спаренным с ней пулеметом и прицелами может поворачиваться в вертикальной плоскости на цапфах, имеющих опору в гнездах, расточенных в приливах нижней половины башни. Горизонтальная наводка осуществляется поворотом половины башни,, связанной с погонным устройством.

Применение башни такой конструкции объясняется стремлением уменьшить ее высоту и вес, облегчить механизацию заряжания орудия, уменьшить диаметр погона башни и, следовательно, ширину корпуса танка. Кроме того, в составных башнях устраняется необходимость в специальных тягах, связывающих пушку с прицелом, а также уменьшается сечение вырезов в лобовой броневой детали башни под пулемет и прицел. Механизация заряжания, повысившая скорострельность, позволила также уменьшить численность экипажа в легком танке до трех человек и в тяжелом танке до четырех человек.

Однако в новом среднем танке французы отказались от качающейся башни. По-видимому, при установке в танк 105-мм пушки и размещении в башне заряжающего качающаяся башня не имела бы весовых преимуществ, а герметизация ее оказалась бы более сложной.

В качестве основного вооружения танков применяются нарезные пушки калибра 75- 105 мм с высокими начальными скоростями снарядов. В боекомплекте танка имеются специальные боеприпасы для борьбы с танками.

В качестве дополнительного вооружения танков используются пусковые установки ПТУРС, монтируемые на башне танка. Повышение меткости стрельбы обеспечивается использованием оптических дальномеров. Новые танки оборудуются инфракрасными приборами наблюдения и прицеливания.

Удельные мощности танков 18,6- 21,8 л. с./г, что обеспечивает достижение максимальных скоростей движения для легкого и нового среднего танка 65 км/час.

На легком танке устанавливается бензиновый двигатель, у которого обычная карбюра* торная система заменена аппаратурой непосредственного впрыска бензина, обеспечивающей по сравнению с карбюраторной системой более экономичную работу, а следовательно, увеличение запаса хода танка.

Проблема повышения экономичности получила кардинальное решение в новом среднем танке, в котором используется значительно более экономичный дизельный двигатель воздушного охлаждения, работающий на различных сортах жидкого топлива. Запас хода танка увеличен до 480 км.

Около 10 лет ведется разработка газотурбинного двигателя для танка, однако до настоящего времени еще нет практических результатов.

Подвеска танков индивидуальная, торсионная. Гусеницы металлические. Компоновка танков различна: с размещением силового отделения и ведущих колес в передней или в задней части танка.

В новых образцах боевых машин предусматривается обеспечение противоатомной, химической и бактериологической защиты экипажа посредством герметизации корпусов, оборудования машин фильтровентиляционными установками с созданием противодавления.

Плавающих танков в сухопутных войсках Франции нет. Для переправы танков используются в основном самоходные паромы.

На вооружении французской армии в настоящее время, кроме танков собственного производства, главным образом легких танков АМХ, состоят американские танки М24 М26, М46 и М47.

Таким образом, французская армия до появления отечественного танка АМХ-63 не имела на вооружении более мощного танка чем танк М47.

Легкий танк АМХ «Тюренн».

Разработка авиатранспортабельного танка АМХ «Тюренн» (рис 77) проводилась в соответствии с принятой во Франции в 1946 г программой танкостроения. Серийное производство его начато в 1951 г. Этот танк известен также под марками АМХ-51 и АМХ-13.

Танк весит 14,5 т, вооружен 75-мм длинноствольной пушкой и спаренным с ней 7,5-мм пулеметом. Бронебойный снаряд этой пушки имеет начальную скорость 1000 м/сек. В боекомплекте танка имеются кумулятивные снаряды. Пушка снабжена дульным тормозом.

На танке установлена составная качающаяся башня FL10.

Рис. 77. Легкий танк АМХ «Тюренн»

Нижняя часть башни установлена на вращающейся опоре на крыше корпуса танка, а верхняя, с которой жестко связана пушка, соединена с нижней посредством цапф.

Максимальный угол возвышения пушки, определяемый при такой конструкции башни упором кормовой части башни в крышу танка, составляет +13°, а угол склонения – 6°, Пушка значительно вынесена из башни вперед, внутри башни оставлен только казенник. Противооткатные устройства концентрического типа помещены в вытянутом приливе лобовой части башни.

Необходимая уравновешенность пушки относительно цапф обеспечивается наличием кормовой ниши башни, где расположена часть боекомплекта. Значительный вынос из башни пушки и противооткатных устройств позволил уменьшить размеры башни, диаметр ее погона, а следовательно, и ширину корпуса, которая доведена до 2510 мм.

При такой конструкции башни создались благоприятные условия для механизации заряжания орудия с применением механизма досылания выстрелов. В механизированной боеукладке используются два магазина барабанного типа по шести выстрелов в каждом. Магазины снаряжаются через люки в крыше башни. Стреляные гильзы выбрасываются через люк в задней стенке кормовой ниши башни.

Механизация заряжания повысила скорострельность орудия до 10 выстрелов в минуту, а также дала возможность исключить из экипажа заряжающего.

В башне слева от пушки размещается командир танка, а справа – наводчик. Механизмы наведения орудия в горизонтальной и вертикальной плоскостях снабжены электрогидравлическими приводами.

Башня танка установлена ближе, чем обычно, к корме машины. Максимальная толщина брони лобовых деталей корпуса и башни 40 мм, бортов 20 мм.

Легкий танк АМХ «Тюренн».

Легкий танк АМХ «Тюренн».

Разработка авиатранспортабельного танка АМХ «Тюренн» (рис 77) проводилась в соответствии с принятой во Франции в 1946 г программой танкостроения. Серийное производство его начато в 1951 г. Этот танк известен также под марками АМХ-51 и АМХ-13.

Читать еще:  Производство и модернизация танков Т-54

Танк весит 14,5 т, вооружен 75-мм длинноствольной пушкой и спаренным с ней 7,5-мм пулеметом. Бронебойный снаряд этой пушки имеет начальную скорость 1000 м/сек. В боекомплекте танка имеются кумулятивные снаряды. Пушка снабжена дульным тормозом.

На танке установлена составная качающаяся башня FL10.

Рис. 77. Легкий танк АМХ «Тюренн»

Нижняя часть башни установлена на вращающейся опоре на крыше корпуса танка, а верхняя, с которой жестко связана пушка, соединена с нижней посредством цапф.

Максимальный угол возвышения пушки, определяемый при такой конструкции башни упором кормовой части башни в крышу танка, составляет +13°, а угол склонения – 6°, Пушка значительно вынесена из башни вперед, внутри башни оставлен только казенник. Противооткатные устройства концентрического типа помещены в вытянутом приливе лобовой части башни.

Необходимая уравновешенность пушки относительно цапф обеспечивается наличием кормовой ниши башни, где расположена часть боекомплекта. Значительный вынос из башни пушки и противооткатных устройств позволил уменьшить размеры башни, диаметр ее погона, а следовательно, и ширину корпуса, которая доведена до 2510 мм.

При такой конструкции башни создались благоприятные условия для механизации заряжания орудия с применением механизма досылания выстрелов. В механизированной боеукладке используются два магазина барабанного типа по шести выстрелов в каждом. Магазины снаряжаются через люки в крыше башни. Стреляные гильзы выбрасываются через люк в задней стенке кормовой ниши башни.

Механизация заряжания повысила скорострельность орудия до 10 выстрелов в минуту, а также дала возможность исключить из экипажа заряжающего.

В башне слева от пушки размещается командир танка, а справа – наводчик. Механизмы наведения орудия в горизонтальной и вертикальной плоскостях снабжены электрогидравлическими приводами.

Башня танка установлена ближе, чем обычно, к корме машины. Максимальная толщина брони лобовых деталей корпуса и башни 40 мм, бортов 20 мм.

Силовое отделение расположено в передней части танка.

Восьмицилиндровый бензиновый двигатель марки «SOFAM» жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 270 л. с. установлен в передней части корпуса справа по ходу танка. Использование этого двигателя обеспечило танку максимальную скорость движения до 65 км/час и позволило снизить высоту танка до 2230 мм.

Силовая передача поперечного расположения включает механическую пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами и механизм поворота – двойной дифференциал.

В наклонном лобовом листе корпуса предусмотрены люки для доступа к агрегатам силового отделения.

Сиденье водителя размещено слева по ходу танка и в силу переднего расположения силовой передачи смещено несколько назад.

Откидная крышка люка водителя снабжена перископическими смотровыми приборами.

В распоряжении командира танка имеется специальная башенка со смотровыми приборами по ее окружности. В кормовой части башни установлен вентилятор, над люком которого закреплен выступающий над крышей башни колпак.

Подвеска танка индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами. Опорные катки имеют внутреннюю амортизацию. Ведущее колесо расположено спереди. Гусеница металлическая с открытыми шарнирами.

Танк оборудован двумя радиостанциями, снабжен фильтровентиляционной установкой.

На бортах башни установлены гранатометы (по два с каждой стороны) для постановки дымовых завес.

Запас хода танка 350-400 км.

Танк АМХ до настоящего времени находится в серийном производстве и является пока единственным легким танком армий капиталистических стран, который может транспортироваться по воздуху, самолетом «Трансолл» фирмы «Нор Авиасьон».

С 1951 г. танк AiVIX используется в разведывательных и истребительно-противотанковых подразделениях танковых частей французской армии.

В 1953 г. танк принят на вооружение швейцарской армии, а с 1955 г. используется в армиях Израиля и Египта. Он состоит также на вооружении армий ФРГ, Италии, Бельгии, Голландии, Австралии, Индии, Венесуэлы и Ливана.

Известна модель танка АМХ с башней FL11, с 75-мм укороченной пушкой. Эта модель предназначена для использования в колониальных войсках.

В 1957 г. изготовлен опытный образец танка АМХ, вооруженного длинноствольной 90-мм пушкой.

В 1960 г. разработана и принята в качестве дополнительного вооружения для танка АМХ пусковая установка четырех ПТУРС SS-11 (рис. 78), которая монтируется на лобовой поверхности верхней качающейся части башни.

Ведутся работы по модернизации танка АМХ по вооружению путем установки на нем новой модернизированной башни FL12 со 105-мм пушкой, из которой можно вести огонь новым кумулятивным снарядом с начальной скоростью 800 м/сек и бронепробиваемостью до 400 мм.

На шасси легкого танка АМХ создано около полутора десятка образцов боевых и специальных бронированных машин, а именно: 105-мм и 155-мм самоход ные гаубицы, 120-мм самоходный миномет, самоходные установки 40-мм и 30-мм спаренных автоматических пушек, бронетранспортеры для перевозки пехоты игру- зов, штабной бронетранспортер, саперный танк, мостоукладчик, ремонтно-эвакуационная машина.

Башня танка АМХ используется для установки на других боевых машинах. В частности, специалисты США, Франции и Израиля проводили совместные работы по модернизации американских легких танков М24 путем установки на них башни с вооружением легкого танка АМХ.

Рис. 78. Легкий танк АМХ, оснащенный ПТУРС SS-11

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector