6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компоновка танка Т-28 выпуска 1939 года:

Т-28 – первый многобашенный танк РККА

Ближе к концу 20-х годов Советский Союз начал разрабатывать новые танки с повышенной маневренностью. Но уже спустя несколько лет стала поступать информация о строительстве в Великобритании танков Vikkers А6, которые имели массу около 16 т (значительную по тем временам).

Одновременно появился проект аналогичной машины Grosstraktor, разработанный германскими специалистами в обход Версальского договора. На основе анализа технических параметров тяжелых иностранных машин появилось решение о начале работ над отечественным аналогом, который впоследствии получил обозначение средний танк Т-28 (или машина прорыва).

История создания

В 1930 году в Великобритании побывала закупочная комиссия, которой продемонстрировали и новый в то время танк А-6. Но компания Vikkers отказалась продавать образец, предлагая взамен услуги по строительству новой машины, которую должны были создать в СССР. При этом запрашивались значительные денежные суммы, и навязывалась закупка легких машин. По этой причине Управление механизации РККА инициировало создание проекта танка, который был поручен академии имени Ф. Дзержинского и специальному конструкторскому бюро при ВОАО.

Проекты были представлены уже летом 1931 года, причем машина академии основывалась на элементах ходовой части от танка Т-26, а техника ВОАО была построена по подобию «виккерсовского» А-6. Этот проект, созданный С. Гинзбургом, О. Ивановым, В. Заславским и А. Гаккелем, изначально носил индекс Т-28.

Летом 1932 года опытный образец танка Т-28 был показан представителям РККА, которые одобрили машину.

Одним из замечаний стало требование применения дизельного мотора, а также улучшенного 76 мм орудия ПС-3. Проект доработали под новые запросы, но двигатель новой схемы танк не получил, поскольку изделие не вышло из стадии опытных работ. Командование бронетанковых частей РККА не стало дожидаться даже постройки новой машины, а сразу выдало задание на серийный выпуск.

Серийное производство и опытные образцы

Для сборки Т-28 был выбран завод «Красный Путиловец», поскольку предприятие обладало квалифицированным персоналом и необходимым станочным парком. Документация на новую машину поступила на завод уже в декабре 1932 года. Несмотря на возникавшие проблемы с оснасткой и оборудованием, первые 12 машин были собраны к 1 мая 1933 года.

Дальнейшее разворачивание производства шло трудно, возникали многочисленные проблемы технического и технологического плана. При этом завод работал совместно с другими предприятиями, поставлявшими компоненты для сборки. Всего до 1940 года «Красный Путиловец» собрал от 503 до 523 машин (точная цифра неизвестна).

Выпущенные машины разделяются на несколько серий, которые обличаются вооружением и элементами внешнего вида. Различают машины образца 1933, 1934, 1938 и 1940 гг. Наиболее отличным является последний вариант, получивший коническую основную башню, но таких машин было построено всего 13. После установки экранов на броню обозначение машин менялось на Т-28Э.

В 1936 году производились танки Т-28А, отличавшиеся уменьшенным передаточным отношением зубчатых пар трансмиссии.

Машины имели повышенную скорость хода, но в дальнейшем от идеи отказались.

Кроме того, существовал ряд опытных машин на базе шасси Т-28:

  • колесно-гусеничный Т-29;
  • инженерная машина ИТ-28, перевозившая мостовую ферму грузоподъемностью 50 т;
  • зенитный танк СУ-8;
  • самоходные установки со 152 мм мортирой и береговой пушкой;
  • самоходная гаубица СУ-14, оснащенная 203 мм орудием Б-4.

Конструкция

Корпус машины Т-28 собирался из листов брони, изготовленных по технологии прокатки. Для усиления конструкции использованы треугольные косынки, добавившие корпусу жесткости на кручение и устойчивости к попаданиям снарядов. Все ранние машины, выпущенные вплоть до конца 1936 года, имели корпуса, собранные на заклепках из листов брони гомогенного типа.

Позднее стала применяться сталь с поверхностной цементацией, технология сборки корпуса стала комбинированной – клепано-сварной. В 1936-38 гг. использовались оба варианта конструкции. После 1938 года производились только клепано-сварные изделия.

В передней части размещалось рабочее место механика-водителя, которое защищалось откидным экраном со смотровой щелью и стеклом «триплекс». Водитель попадал на свое место через люк, выполненный в крыше надстройки. Применение фронтального люка обеспечивало улучшенный обзор механику, но элемент заклинивался от попаданий осколков и крупнокалиберных пуль.

Несколько танков Т-28 в процессе Зимней войны оснастили модернизированным лючком с установленной броневой пластиной толщиной 20 мм.

Броневая защита стандартного танка состояла из листов следующей толщины:

  • лобовые листы корпуса – 15-30 мм;
  • бортовая часть – 20 мм;
  • кормовая секция – 20 мм;
  • лобовая и боковая части башни – 20 мм;
  • горизонтальные элементы корпуса – 10-18 мм.

Позднее было проведено усиление защиты путем установки сваркой броневых экранов толщиной 20-30 мм. Мероприятие заметно повысило устойчивость корпуса Т-28 к артиллерийскому огню, но масса экранированной машины выросла до 32 т.

В кормовой части размещалась силовая установка, включавшая в себя адаптированный для наземной работы авиационный 12-цилиндровый мотор М-17, развивавший мощность 450 л.с. Запас топлива размещался в 2 емкостях, расположенных по бокам корпуса в трансмиссионном отсеке. Суммарная вместимость составляла 660 л, в качестве топлива использовался бензин сорта Б-70. Авиационное прошлое сказалось на системе зажигания, которая состояла из 2 магнето.

Крутящий момент от мотора передавался на 5-скоростную механическую коробку при помощи фрикциона сухого типа. В конструкции трансмиссии предусмотрен предохранитель, исключающий возможность включения передачи без разрыва потока мощности. По бортам танка расположены бортовые редукторы с многодисковыми фрикционами, а также ленточные тормоза.

В состав ходовой части входят по 12 спаренных опорных катков, установленных на подпружиненных балансирах. Ведущее колесо расположено сзади, натяжение гусеницы производится смещением ленивца.

На ранних Т-28 устанавливалась 76 мм пушка КТ-28 построенная на базе ствольной части полкового орудия.

Были доработаны откатные и накатные приспособления, конструкция которых соответствовала специфике танкового орудия. Пушка монтировалась в маске, оснащалась прицелами перископической и телескопической схем. Позднее, с весны 1938 года, стало использоваться орудие Л-10 с аналогичным калибром, имевшее ствол увеличенной длины.

По правой стороне от орудия имелось шаровое яблоко, предназначенное для пулемета ДТ. Аналогичное устройство имелось в нише башни (не на всех выпущенных Т-28). По 1 пулемету с сектором обстрела 165⁰ располагалось в малых башнях.

На борту машины Т-28 имелось 69 патронов к пушке, имевших осколочно-фугасные и шрапнельные гранаты. Бронебойных снарядов в комплекте ранних пушек не имелось, они появились лишь с появлением Л-10. Применение подобных боеприпасов, пробивавших с дистанции 1000 м плиту толщиной 50 мм (под углом 30⁰ к вертикали), заметно повысило боевую ценность Т-28. К пулеметам полагалось перевозить 126 магазинов общей вместимостью 7938 патронов.

Вооружение Т-28 размещалось в 3-х башнях. Основная башня сварной или комбинированной конструкции расположена по оси машины. В кормовой нише выполнена щель бугельной установки пулемета, позднее замененной шаровой системой. Для доступа внутрь применены люки, расположенные на крыше. Конфигурация деталей менялась в процессе производства танка. На машинах, выпущенных после 1936 года, применена турельная установка для зенитного пулемета.

На панели крыши имелась подштамповка в виде 5-конечной звезды, которая облегчала опознание машины с воздуха. На боковых стенках имеются лючки для ведения огня из личного оружия. Полик башни совершал вращение совместно с корпусом. Между сидений и на стойках располагались стеллажи для укладки патронов к орудию. Внутри находился командир танка, наводчик и заряжающий, который одновременно являлся оператором бортовой радиостанции.

Малые пулеметные башни идентичны по конфигурации за исключением боковых панелей, на которых имелись смотровые щели.

Башни 1-местные, оснащены откидными люками. Слабость защиты башни привела к установке усилителя шаровой, а затем монтажу экранов из брони. На боковой части танков Т-28 размещались ящики для приборов дымопуска. Конфигурация и конструкция узлов зависит от года сборки машины.

Боевое использование

Поступление машин Т-28 на вооружение началось в 1933 году, к концу 1935 года подразделения были преобразованы в отдельные тяжелые танковые бригады, дислоцировавшиеся в западных регионах СССР. Одновременно шла активная подготовка экипажей, осуществлявшаяся в Орле и Ленинграде. Материальная часть принимала участие в маневрах и парадах. К началу 1938 года в РККА числилось 262 машины Т-28.

Спустя полтора года состоялся боевой дебют машин, которые приняли участие в «освободительном походе» на территорию Польши. В ходе движения часть подразделений столкнулась с дефицитом топлива, из-за этого отставшим танкам пришлось догонять ушедшие вперед армейские части. Во время похода происходили отдельные боевые столкновения с польскими частями, в результате которых потерь среди Т-28 не отмечено.

Казалось бы, карьера Т-28 шла без запинок, но в конце осени 1939 года началась война с Финляндией. Танки Т-28 приняли участие в поддержке наступления вглубь финской территории, которое поначалу развивалось успешно. Но по мере продвижения сопротивление врага нарастало, к началу декабря было повреждено огнем финской артиллерии 6 танков. Одновременно вскрылось плохое взаимодействие пехотных и танковых подразделений РККА, в результате которого техника шла в атаку без поддержки живой силы. И наоборот, пехота категорически не продвигалась вперед без поддержки бронированной техники.

Читать еще:  От Советского Информбюро: 17 апреля 1945 года » Военные люди

13 декабря в ходе атаки на линию Маннергейма были разбиты на минных полях и артиллерийским огнем 3 танка Т-28, экипажи частью погибли, частью смогли выйти к своим войскам.

К похожим результатам привели и последующие атаки. Так, в ходе боев 19 декабря было уничтожено 29 машин из состава 20-й бригады. Из-за тяжелых потерь и износа материальной части бригаду вывели в тыл вплоть до начала февраля 1940 года.

После возвращения на фронт танки стали использоваться для уничтожения отдельных огневых точек финнов и ведения разведывательных действий. При разрушении огневых точек использовался подвоз взрывчатки весом 1-3 т на специальных санях, крепившихся к корме танков Т-28. Атаки производились совместно с пехотными подразделениями РККА. Установка заряда велась саперным взводом, который прикрывали стрелковые части. При прорыве линии Маннергейма, состоявшемся 13 февраля, были потеряны 4 танка Т-28.

В ходе дальнейшего наступления вглубь Финляндии отмечались одиночные столкновения с танками «Виккерс», имевшимися на вооружении противника. Всего за время боев в Финляндии было потеряно почти 500 танков, большая часть из которых была впоследствии восстановлена. По официальным данным безвозвратно утраченными оказались только 30 танков Т-28, которые полностью выгорели. Еще два экземпляра достались финнам и эксплуатировались долгое время.

К началу Великой Отечественной войны в военных округах находился 481 танк Т-28 (причем часть из этих машин находилось в ремонте). Первые бои с немцами для Т-28 начались на территории Литвы, в результате наступление противника в районе реки Неман удалось замедлить, но все имевшиеся в строю машины были уничтожены, а уцелевшие – подорваны экипажами.

Материальная часть, находившаяся на Минских складах, была захвачена германскими войсками, которые впоследствии применяли ее против советских войск. При этом единичный Т-28 под управлением старшины Д. Малько сумел пройти весь город, ведя бои с немецкими подразделениями. Машина была уничтожена на окраине Минска, но часть экипажа спаслась и вышла к своим подразделениям.

На юго-западном направлении применению Т-28 помешал острый дефицит запасных частей, которые требовались для текущего ремонта изношенной техники. В итоге уже к 1 августа все машины были потеряны в боях или брошены по пути отступления. На ленинградском направлении использование Т-28 оказалось более эффективным, но постепенно машины выбывали из строя из-за повреждений и потерь.

Последние случаи использования танков под Ленинградом относятся к концу 1942 года.

Затем Т-28 передали в учебные части, которые эксплуатировали технику еще весной 1944 года. Отмечено применение небольшого числа Т-28 во время боев под Москвой зимой 1941-42 гг.

Т-28 в армиях других стран

В ходе летних боев 1941 года финны захватили 10 экземпляров Т-28, из которых на ход удалось поставить 5 машин (в том числе 1 экранированный образец). Танки совместно с 2 трофеями Зимней войны прослужили до 1951 года. Постепенно на броню машин установили дополнительные элементы, созданные по подобию экранированного варианта танка Т-28.

В немецкой армии танку присвоили индекс Pz.Kpfw.746(r), но фактически таких машин в штатном расписании не было. Очевидно, трофейные танки Т-28 использовались немцами эпизодически, а по мере выхода из строя бросались, а позднее переплавлялись на металл. Как минимум 1 машина тестировалась на полигоне в Германии (Куммерсдорф), дальнейшая судьба танка неизвестна. Как минимум несколько танков Т-28 были захвачены румынскими и венгерскими частями, но в боях участия не принимали. Причем венгерская машина была найдена в 1945 году в захваченном Будапеште.

Прямым аналогом советского танка является английская машина Cruiser Mark I, построенная компанией Виккерс. В основе британского танка лежит все тот же А-6, но по вооружению и защищенности машина заметно уступает советскому конкуренту.

Компоновка танка Т-28 выпуска 1939 года:

Компоновка танка Т-28 выпуска 1939 года:

1 — пушка Л-10; 2 — маска; 3 — подъёмный механизм пушки; 4 — телескопический прицел ТОП; 5 — перископический прицел ПТ-1; 6 — ограждение пушки; 7 — люк с турелью; 8 — кормовой пулемёт ДТ; 9 — сиденье наводчика (командира башни); 10 — радиостанция; 11 — отверстие для доступа к приборам дымопуска; 12 — жалюзи для доступа охлаждающего воздуха к радиаторам; 13 — воздушный фильтр; 14 — двигатель; 15 — выхлопной коллектор; 16 — глушитель; 17 — главный фрикцион; 18 — вентилятор; 19 — жалюзи; 20 — колпак вентилятора; 21 — бортовой фрикцион; 22 — коробка передач; 23 — бортовая передача; 24 — вторичный привод вентилятора; 25 — первичный привод вентилятора; 26 — подмоторная рама; 27 — необрезиненный опорный каток; 28 — обрезиненный опорный каток; 29 — моторная перегородка; 30 — вытяжной вентилятор; 31 — укладка артвыстрелов на стенке боевого отделения; 32 — вращающаяся боеукладка; 33 — полик боевого отделения; 34 — сиденье пулемётчика; 35 — сиденье механика-водителя; 36 — рычаг управления бортовым фрикционом; 37 — барабанная боеукладка пулемётных магазинов; 38 — направляющее колесо; 39 — бронеколпак фары; 40 — сигнал; 41 — пулемёт ДТ; 42 — прибор наблюдения механика-водителя; 43 — малая башня.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На всех танках Т-28 устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный авиационный двигатель М-17Л эксплуатационной мощностью 450 л.с. при 1400 об/мин. Два бензобака, ёмкостью 330 л каждый, располагались вдоль бортов в трансмиссионном отделении. Подача топлива осуществлялась с помощью бензопомпы. Карбюраторов — два, типа КД-1 (по одному на каждую группу цилиндров). Охлаждение двигателя водяное, ёмкость радиаторов 100 л.

На машинах выпуска 1933–1935 годов бензин, вытекающий из карбюраторов, скапливался на днище танка, вследствие чего часто возникали пожары. Для предотвращения этого были сконструированы специальные карманы, установленные на нижней наружной части картера двигателя. Бензин стекал в них и по специальной трубке отводился наружу за борт танка.

Трансмиссия состояла из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с блокировочным устройством, предотвращающим переключение передач при невыключенном главном фрикционе, многодисковых сухих бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач и ленточных тормозов.

Колонна танков Т-28 на Манежной площади перед парадом. Москва, 7 ноября 1939 года. На турелях головных машин установлены зенитные пулемёты ДТ.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ состояла (применительно к одному борту) из двух тележек, подвешенных к корпусу танка в двух точках. Каждая тележка включала три каретки, связанные между собой рычагами, а каждая каретка — две пары катков, соединённые между собой попарно балансирами. Все каретки подрессоривались цилиндрическими спиральными пружинами. Применение рычагов, пружин и балансиров обеспечивало танку мягкое подрессоривание, хорошую устойчивость от продольных колебаний и исключало тряску при движении на больших скоростях.

Танки и бронетехника

Это — Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

Серийный Т-28 значительно отличался от опытных образцов. Новой формы корпус сваривался из катаных броневых листов толщиной 20-мм и 30-мм и делился на четыре отделения: управления, боевое, силовое и силовой передачи. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для входа и выхода которого в ней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал броневой колпак воздухопотоков к вентилятору.

76,2-мм пушка КТ-28 («кировская танковая») образца 1927-1932 гг с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Прицельные приспособления пушки: танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм — секторного типа, ручной.

В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая — 165°. Характерной особенностью размещения боеприпасов было применение вращающейся боеукладки. Две «вертушки» емкостью по 12 снарядов в каждой располагались под правым (командирским) и левым (наводчика) сиденьями главной башни. По обе стороны механика-водителя на правом и левом бортах машины находилось по одному вращающемуся барабану, в каждом из которых было уложено 40 магазинов к пулеметам.

Двигатель — V-образный авиационный карбюраторный М-17Т водяного охлаждения, эксплуатационной мощностью 450 л. с. при 1400 об./мин. Максимальная мощность составляла 500 л. с. при 1450 об./мин (попытки установки дизельного двигателя успеха не имели). Водяное охлаждение двигателей осуществлялось при помощи радиаторов общей ёмкостью 100 л. На машинах первой серии радиаторы имели разное число секций. Два бензобака ёмкостью 330 л каждый располагались вдоль бортов в трансмиссионном отделении. Подача топлива — под давлением, бензопомпой. В качестве топлива использовался бензин марок Б-70 и КБ-70.

Трансмиссия состояла из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки перемены передач (пять передач вперёд, одна назад), многодисковых сухих бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач с ленточными тормозами. Коробка передач имела блокировочное устройство, предотвращавшим переключение передач при невыключенном главном фрикционе.

Подвеска была разработана в основном по типу фирмы «Крупп» и представляла из себя коробчатую гусеничную раму, приклёпанную или приваренную к броне корпуса, внутри которой размещались все элементы подвески. Ходовая часть применительно к одному борту состояла из 12 парных опорных катков малого диаметра, сблокированных при помощи балансиров в 6 кареток с пружинным подрессориванием.

Читать еще:  БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКОВ KB

Наружный диаметр опорного катка — 350-мм. Изначально все опорные катки имели резиновые бандажи. Начиная с 1936 года на две каретки в самой загруженной части (4-ю и 5-ю) стали устанавливать цельнометаллические катки без бандажей. Также имелись 4 обрезиненных поддерживающих ролика диаметром 280-мм. Ведущие колеса — цевочного зацепления с диаметром делительной окружности 720-мм и 17-ю зубьями, заднего расположения. Зубчатые венцы — съёмные. Направляющие колеса — литые со стальным штампованным ободом и резиновым бандажом. Наружный диаметр колеса — 780-мм. Натяжное приспособление — винтовое, с помощью кривошипа. Мелкозвенчатая гусеничная цепь длиной 15800-мм состояла из 121 стального литого трака. Ширина трака — 380-мм, длина — 170-мм, шаг гусеничной цепи — 130-мм.

На машинах первой партии устанавливалось импортное электрооборудование напряжением 12 В, но затем, с конца 1933 года, перешли на отечественное оборудование, напряжением 24 В. Мощность генератора — 1000 Вт. Внутреннее освещение и электрооборудование машины включало: 3 лампочки щитка водителя, 2 переносных лампочки, 6 штепсельных розеток (3 в главной башне, по одной — в малых и одна в отделении трансмиссии), 4 плафона (2 в главной башне и по одному — в малых).
Для освещения дороги в ночное время танк имел две складные фары, снабжённые броневыми кожухами (аналогичны использовавшимся на Т-26). На корме, на надгусеничных полках, размещалось два задних габаритных фонаря с откидными крышками. Также на ряд машин устанавливались две фары-прожектора для ночной стрельбы (так называемые «фары боевого света»), размещавшиеся на маске орудия, либо непосредственно над его стволом, либо по обе стороны от него.
Для подачи звуковых сигналов имелся гудок «ЗЕТ» вибраторного типа.

Средства наблюдения на Т-28 представляли собой простые смотровые щели, закрытые с внутренней стороны сменным триплексным стеклоблоком, обеспечивавшим защиту от пуль, осколков снарядов и брызг свинца при обстреле бронебойными пулями. По одной смотровой щели располагалось по бортам главной башни, по внешним бортам пулемётных башен и в крышке люка механика-водителя. Кроме этого, командир располагал перископическим панорамным прибором наблюдения ПТК, защищённым бронеколпаком.

Для внешней связи все Т-28 оснащались радиостанциями. На танки ранних выпусков устанавливалась радиостанция 71-ТК (только на командирских, у которых вследствие этого отсутствовал кормовой пулемет), обеспечивавшая связь только на остановках, на дистанцию в 18-20 км. С 1935 года стали устанавливать радиостанцию 71-ТК-2 с увеличенной до 40-60 км дальностью связи, но из-за ненадёжности (радиостанция постоянно перегревалась) её уже с 1936 года заменили более совершенной 71-ТК-3, ставшей наиболее массовой танковой радиостанцией довоенных лет, она обеспечивающая дальность связи телефоном на ходу до 15 км и на стоянке до 30 км, а телеграфом на стоянке — до 50 км. Масса радиостанции без антенны — 80 кг.

На машинах выпуска 1933-1935 годов были проблемы с экранировкой электрооборудования, вследствие чего возникали сильные радиопомехи. Позднее от помех удалось избавиться. Большинство Т-28 оборудовалось антенной поручневого типа, лишь на машинах выпуска 1939-1940 гг. стали устанавливаться штыревые антенны. Для внутренней связи Т-28 оснащались переговорным устройством (танкофоном) ТПУ-6 на всех шестерых членов экипажа. На машинах первой серии устанавливался прибор типа «Сафар».

Танк оборудовался двумя приборами дымопуска ТДП-3, установленными на бортах в специальных ящиках, для управления которыми в бортах корпуса имелись круглые отверстия.

Снаружи к корпусу крепился ЗИП в составе двух 15-тонных домкратов, двух лопат, топора, двуручной пилы, двух ломов, специального стального бруска для снятия катков, буксирных тросов, брезента, запасных катков и запасной каретки нижней подвески. Схема укладки ЗИП существенно различалась в зависимости от года выпуска. На часть танков монтировалась специальная решётка для укладки брезента.

Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течении всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и агрегатов и надежность работы машины в целом. В процессе производства общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудован турелью П-40 для пулемета ДТ, напряжение электромотора для вращения главной башни повысили с 12В до 24В , перестал устанавливаться радиоприбор для внутренней связи «Сафар», были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части.

С 1938 года начали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с, обладавшую значительно большей мощностью, чем КТ-28. Первые маневры с участием Т-28 прошли в ЛВО в январе 1934 года. В них принимало участие 15 машин. Самое большое количество Т-28, одновременно задействованных в маневрах — 52 машины 1-й тяжелой танковой бригады во время учений Белорусского военного округа 8-17 октября 1936 года. В докладе об этом говорилось: «Танками пройдено 250 километров за три дня боя. Мы имеем хорошие отзывы из частей о тактико-технических характеристиках Т-28, однако в части качества машин Кировский завод сделал еще не все».

Тактико-технические характеристики

lsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

Советский средний танк Т-28, без всяких на то оснований, в послевоенное время заработал репутацию «старого танка», т.е. машины откровенно плохой и полностью несоответствующей требованиям начавшейся Великой Отечественной войны.

Когда политические деятели и советские историки объясняли причины, по которым германская армия в 1941 году смогла добиться значительных успехов, то самой первой и удобной причиной было малое количество в войсках новой техники, и в частности новых танков Т-34 и КВ. А в подтверждение своих слов лекторы зачастую демонстрировали фото или видео с многобашенными Т-28 и Т-35, которые в 60-е годы двадцатого века действительно выглядели несколько странно… Постепенно сложился негативный стереотип.

А уж после «победы либерализма» и развала СССР, Т-28 и Т-35 досталось просто по полной программе. Это, оказывается, «бесполезные Сталинские монстры», которыми агрессивный СССР пугал весь мир и которые, в действительности, были просто гигантскими пугалами, годными только для парадов на Красной площади. Бездарные советские конструкторы и военные плодили гигантских монстров – тоталитарные режимы всегда увлекаются гигантоманией и «монстростроительством». В общем, какие танки, такой и социализм.

А между тем, советский трехбашенный Т-28 был, без всяких вариантов, лучшим средним танком в мире на момент его создания.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАНКА Т-28

История среднего танка началась в 1930 году. В тот год советская закупочная комиссия, которую возглавлял С. А. Гинзбург, прибыла в Великобританию с целью приобрести наиболее передовые образцы бронетанковой техники для их последующего изучения и организации в СССР серийного производства.

Членов комиссии очень заинтересовал новый средний танк А6 компании «Виккерс», который в последующем получил известность, как «Виккерс 16-ти тонный».

Однако, представители английской компании выдвинули членам закупочной комиссии просто кабальные условия:

— 20 000 фунтов стерлингов (около 200 000 рублей золотом) только за возможность ознакомиться с конструкцией танка;

— заказ у фирмы не менее 10 танков А6 по цене 16 000 фунтов стерлингов за каждый танк. Но танки будут поставляться без вооружения;

— обязательный последующий заказ у компании «Виккерс» лёгких танков «Виккерс Mk E» и танкеток «Карден-Лойд Mk VI».

Советская комиссия решила, что предложенные английской компанией условия являются просто грабительскими.

Нужно сказать, что в те времена советская власть не ждала, пока буржуины оценят инвестиционную привлекательность и сами чего-то привезут в страну. Работали закупочные комиссии, которые выявляли по всему миру новые технологии и перспективные образцы. А потом эти новинки покупали. В случае, когда владельцы отказывались продавать образцы и технологии, или пытались обмануть (таких случаев было не мало, когда джентльмены получали предоплату и забывали выполнить вои обязательства), к работе подключалось специальное подразделение внешней разведки, которое «добывало» необходимую информацию, или покупало, через сеть специально созданных по всему миру компаний. Элегантно и эффективно.

Провести эскизное проектирование нового танка поручили факультету моторизации и механизации Военно-технической академии имени Ф.Э Дзержинского, а кроме того танко-тракторному конструкторскому бюро ВОАО (это для тех, кто утверждает, что в СССР конкуренции не было).

В результате сравнения проектов победителем стало конструкторское бюро «ВОАО» в составе руководителя С. Гинзбурга, заместителя руководителя В. Заславского и инженеров-конструкторов О Иванова и А. Гаккеля. Разработчики творчески переработали знания полученные на заводе «Виккерс», опыт работы с новыми немецкими танками на полигоне под Казанью.

Предложенный бюро танк Т-28 должен был весить, как и его английский прототип, 16 тонн, вооружаться 45-мм пушкой и тремя пулемётами (один спаренный с пушкой в большой башне и два пулемёта в двух отдельных маленьких башнях). Предполагалось, что у танка будет 20-мм лобовая броня, борта – 16 -17 мм, крыша – 10 мм, днище – 8 мм. В качестве силовой установки предполагалось использовать авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л.с. А кроме того, предполагалось широко использовать узлы и агрегаты от уже находившихся в серийном производстве танков БТ-2 и Т-26.

28 сентября 1931 года Управление моторизации и механизации РККА заключило с конструкторским бюро «ВОАО» договор на изготовление пакета рабочих чертежей и создание двух опытных образцов Т-28 к 1 мая 1932 года.

Читать еще:  Танк Т-26 образца 1938 года

Первый прототип с индексом Т-28-1 был создан в небронированном корпусе, с 37-мм пушкой (поскольку 45-мм ещё не была готова), но с более мощным двигателем М-17. Комиссии Управления моторизации и механизации РККА танк, в целом, понравился. Однако, военные потребовали установить на танк дизель ПГЕ и 76-мм пушку ПС-3.

В результате второй опытный образец был практически полностью переработан – за два месяца конструкторы создали новый танк.

И в октябре 1932 года «Совет труда и обороны СССР» принял решение о начале серийного производства танка Т-28.

СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТАНКА Т-28

Серийное производство танка Т-28 было организовано на ленинградском «Красном Путиловце» (в последствии завод имени Кирова) – танк Т-28 был достаточно сложной машиной и из всех советских заводов именно «Красный Путиловец» обладал соответствующими производственными мощностями и персоналом требующейся квалификации (на заводе к тому времени серийно выпускались наиболее сложные узлы и агрегаты для танка Т-26).

Конструкторам и инженерам пришлось решать огромное количество проблем – в те времена танкостроение, как отрасль, только создавалось. Не хватало соответствующего оборудования и специалистов, ещё не были отработаны технологии и т.д. В общем, производство двигалось вперёд методом проб и ошибок. Началось всё с того, что по личному указанию С.М Кирова со всех советских заводов на «Красный Путиловец» свозили новые станки и переводили высококлассных специалистов.

К апрелю 1933 года первые 12 танков были представлены государственной комиссии и 10 машин даже участвовали в майском параде на Красной площади. Однако, комиссия приняла танки условно – ещё не было оптических прицелов, отсутствовала аппаратура для внутренней и внешней связи, и был выявлен целый ряд мелких недоработок.

В целом серийное производство налаживалось, но через решение огромного количества проблем. Стабильное серийное производство удалось организовать только в 1934 году. А чертежи и технологии производства были, в целом, отработаны только в 1936 году – за это время в конструкцию машины было внесено более 700 изменений и усовершенствований.

Танки выпуска до 1935 года страдали большим количеством «детских болезней» танкостроения – такие машины возвращались госприёмкой на завод для устранения неисправностей и модернизации, а в воинские части регулярно выезжали заводские бригады, которые занимались не только ремонтом, но и изучали эксплуатацию танков в войсках, выявляли недостатки и уже по возвращению на завод вносили изменения в конструкцию машины.

Средний танк Т-28 производился серийно с 1933 по 1940 годы. Точных данных нет, но специалисты говорят о выпуске от 503 до 523 танков Т-28.

ОСНОВНЫЕ СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-28

Т-28 (обр. 1933 года) – первый серийные образец, который производился в 1933 – 1934 годах. Вооружение: пушка «КТ-28» 76,2-мм и четыре пулемёта 7,62 мм «ДТ». Выпущена 41 машина.

Т-28 (обр. 1934 года) – серийное производство 1934 — 1938 годов. Вооружение: пушка «КТ-28» 76,2-мм и четыре-пять пулемётов 7,62 мм «ДТ». Выпущено 266 машин.

Т-28 (обр. 1938 года) – серийное производство 1938 — 1940 годов. Вооружение: пушка «Л-10» 76,2-мм и пять пулемётов 7,62 мм «ДТ». Выпущена 131 машина.

Т-28 (обр. 1940 года) – танк с конической главной башней, производства 1940 годов. Вооружение: пушка «Л-10» 76,2-мм и пять пулемётов 7,62 мм «ДТ». Выпущено 13 машин.

Т-28Э – экранированный танк с усиленным бронированием. Проведено экранирование 111 танков, выпущенных ранее.

Т-28А – танк с улучшенными скоростными характеристиками. Новый ботовой редуктор и КПП позволили увеличить скорость танка до 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокадным направлениям. Было изготовлено 52 танка серии А.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКОВ Т-28

105 танков Т-28 в составе 20-й тяжёлой танковой бригады имени С.М. Кирова принимали участие в боевых действиях на Карельском перешейке. Танки «работали» на «Линии Маннергейма» по своему прямому предназначению – поддержка пехоты огнём. Действия танков были признаны успешными. Танки уверенно двигались по снегу глубиной 80 – 90 см, отлично преодолевали рвы, эскарпы и прочие препятствия. Артиллерийской мощи танка вполне хватало для борьбы с ДЗОТами и небольшими ДОТами, а целый арсенал пулемётов позволял создать перед танком стену огня, которая просто выметала пехоту противника.

Однако, бронирование танков не позволяло им эффективно противостоять финской противотанковой артиллерии. Проблему с бронированием решили путём создания дополнительных экранов. Танк Т-28Э уже успешно противостоял как противотанковой артиллерии, так и эффективно боролся с танками противника.

К лету 1941 году танк Т-28 считался морально устаревшим для РККА, однако по вооружению танк превосходил все танки, стоявшие на вооружении Вермахта, а по броневой защите Т-28 несколько уступал немецкому Т-IV (Т-28Э по бронированию превосходили все немецкие танки). Однако, большинство танков Т-28 были в плохом техническом состоянии – советская промышленность сосредоточила свои усилия на производстве Т-34 и КВ, производство запасных частей, узлов и агрегатов было сильно сокращено. В частях существовала хроническая нехватка запчастей для Т-28.

В начале 1941 года было принято решение о расформировании тяжёлых танковых бригад и воинские части с Т-28 просто сняли с технического довольствия.

Большая часть танков к лету 1941 года выработала свой моторесурс.

Танки активно использовались в первые месяцы войны, но практически все были потеряны. И большая часть – из-за технических неисправностей, в связи с отсутствием ГСМ и запчастей (машины были брошены или взорваны экипажами).

Например, в 10-й ТД 15-го мехкорпуса из 51 танка 4 были потеряны в бою, а остальные оставлены экипажами из-за технических неисправностей или отсутствия топлива.

Есть информация, что осенью-зимой 1941 года Т-28 ещё встречались на фронтах. Так в частности, генерал Лелюшенко вспоминал, что танк Т-28 на Можайском направлении подбил 4 немецких танка.

К середине 1942 года Т-28 можно было увидеть только в частях, которые обороняли Ленинград – Кировский завод, и, соответственно, запчасти, были рядом, а потом уцелевшие танки были экранированы и представляли серьёзную проблему для немецких танков и противотанковой артиллерии. И воевали Т-28 под Ленинградом до зимы 1944 года – танки участвовали в прорыве блокады.

ОЦЕНКА ТАНКА Т-28 ЭКСПЕРТАМИ

Для своего времени танк Т-28 был не просто хорошей, а даже удачной машиной. Просто к началу сороковых годов время многобашенных танков закончилось. И «закончили» это время советские же танки Т-34 и КВ.

А Т-28 был очень хорошим танком сопровождения и огневой поддержки пехоты – три его пулемёта и 76 мм пушка с осколочными снарядами делали машину просто незаменимой. Да и бронирование у Т-28 было вполне адекватное времени и стоящим перед танком задачам. Кроме того, танк имел выдающиеся скоростные и маневренные показатели для машин своего класса и времени.

Его главный минус – это сложное производство и эксплуатация. Танк был очень дорог в производстве и эксплуатации, требовал хорошо подготовленного (даже больше, чем хорошо) экипажа для технического обслуживания и ремонта.

У танка была очень капризная ходовая часть, которая требовала своевременного качественного обслуживания и постоянного наличия запчастей (моторесурс был достаточно невелик).

В общем, для своего времени (середина 30-х годов) это была отличная машина, которая достойно воевала и во времена Великой Отечественной войны. Если были запчасти и топливо.

ТТХ СРЕДНЕГО СОВЕТСКОГО ТАНКА Т-28

Производитель: Кировский завод

Компоновочная схема: классическая, трёхбашенная

Годы производства: 1933—1940

Годы эксплуатации: 1933—1944 (в СССР), 1940—1951 (в Финляндии)

Количество выпущенных, шт.: 503

— Длина корпуса, мм: 7370

— Ширина корпуса, мм: 2870

— Тип брони: стальная катаная гомогенная

— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 30

— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 15

— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30

— Борт корпуса, мм/град.: 20+10

— Корма корпуса, мм/град.: 18—20

— Крыша корпуса, мм: 10

— Лоб башни, мм/град.: 20

— Маска орудия, мм/град.: 20

— Борт башни, мм/град.: 20

— Корма башни, мм/град.: 20

— Крыша башни, мм: 10—15

Вооружение танка Т-28

— Калибр и марка пушки: 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года)

— Тип пушки: танковая

— Длина ствола, калибров: 16,5 (КТ-28) / 26 (Л-10)

— Боекомплект пушки: 69

— Прицелы: телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года

— Пулемёты: 4—5 × 7,62-мм ДТ

— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т

— Мощность двигателя, л. с.: 450

— Скорость по шоссе, км/ч: 42

— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25

— Запас хода по шоссе, км: 180—190

— Запас хода по пересечённой местности, км: 120—140

— Удельная мощность, л. с./т: 17,7

— Тип подвески: полностью сблокированная, на вертикальных пружинах

— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,62

— Преодолеваемый подъём, град.: 37°

— Преодолеваемая стенка, м: 1,0

— Преодолеваемый ров, м: 3,5

— Преодолеваемый брод, м: 1,0

Проекции танка Т-28 образца 1938 года (с пушкой Л-10)
***

Дерзкий рейд танка Т-28 по захваченному немцами Минску

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector