2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История создания танкеток в Великобритании

История создания танкеток в Великобритании

История создания танкеток в Великобритании

Танкетки Mk VI во дворе завода фирмы «Виккерс-Армстронг»

На полях сражений Первой мировой войны сначала появились тяжелые танки, а вслед за ними — средние и легкие. Именно легкие французские танки FT17 оказались наиболее приспособленными для сопровождения пехоты и кавалерии в глубине расположения противника, после прорыва полосы его обороны. Благодаря дешевизне и относительной простоте конструкции, легкие танки выпускались в значительно больших количествах, чем остальные. Так, например, к моменту заключения перемирия 11 ноября 1918 года было изготовлено 3177 легких танков FT17. По-видимому, последнее обстоятельство, а также то, что легкие машины с экипажем всего из двух человек оказались на поле боя чуть ли не эффективнее тяжелых, подтолкнуло военных к мысли «одеть» броней каждого пехотинца. Французский полковник Ж.Этьенн и британский майор Дж.Мартель мечтали о «роях бронированных застрельщиков» — легких и дешевых бронированных машинах с экипажем из одного-двух человек. Такие сверхмалые машины получили название «танкетка» — французское уменьшительное от английского слова «танк». Уже после окончания войны идея их создания и боевого применения была развита английским военным теоретиком Дж.Фуллером. В середине 1920-х годов начался своего рода танкетный бум.

Первую такую машину построил в 1924 году майор Дж.Мартель. При ее изготовлении он использовал автомобильные детали и узлы, а сборка шла в его собственном гараже. Спустя год он продемонстрировал представителям военного министерства свое детище. Танкетка Мартеля имела полугусеничный движитель с расположенными за кормой управляемыми колесами. По сути ее шасси представляло собой развернутый задом наперед полугусеничный автомобиль. Толщина броневых листов ящикообразного корпуса составляла 8 —10 мм. Вооружение — один пулемет калибра 7,7 мм, экипаж — один человек. Двигатель мощностью всего 16 л.с., тем не менее, разгонял машину массой 2,5 т до максимальной скорости 24 км/ч и позволял преодолевать значительные подъемы.

Танкетка «Кросслей-Мартель»

Танкетка «Моррис-Мартель»

Машина понравилась военным, и автомобильные фирмы «Моррис» и «Кросслей» получили заказы на ее доработку и выпуск небольшой партии. Обе фирмы в 1926 — 1927 годах изготовили и испытали восемь танкеток «Моррис-Мартель» и «Кросслей- Мартель», практически аналогичных по конструкции и размерам, но отличавшихся по внешнему виду, массе и числу членов экипажа. Первые имели экипаж из двух человек, вторые — из одного. Все танкетки поступили в 3-й батальон Королевского танкового корпуса, входивший в состав «Экспериментальных механизированных сил» (Experimental Mechanised Force).

Одновременно с Мартелем над созданием танкеток работали инженер Джон Карден и его партнер Вивиан Лойд. В мастерской, принадлежавшей Кардену, в 1915 году они построили первый образец одноместной танкетки «Карден-Лойд» Mk I. Это была гусеничная машина массой 2,6 т. Фордовский двигатель мощностью 22,5 л.с. обеспечивал ей неплохую подвижность. Вооружение состояло из 7,7-мм пулемета, который устанавливался за коробчатым поворотным щитом. Движитель — гусеничный.

Однако уже второй вариант танкетки, будучи в основном подобным Mk I, имел колесно-гусеничный движитель с двумя колесами автомобильного типа по бортам машины и небольшим управляемым колесом в корме. При переходе на колесный ход гусеничный движитель вывешивался. Привод на колеса осуществлялся с помощью цепной передачи, ведущая звездочка которой размещалась на оси ведущего колеса гусеничного движителя.

Танкетка «Карден-Лойд» Mk III имела принципиально другую конструкцию и отличалась приземистым корпусом коробчатой формы. Боевое отделение — открытое сверху и сзади. Два члена экипажа размещались рядом друг с другом: механик- водитель — слева, а пулеметчик — справа. Перед ним в вертикальной стенке боевого отделения находился 7,7-мм пулемет «Льюис» воздушного охлаждения. Совершенно очевидно, что эта машина имела преимущества над одноместными танкетками, тем не менее, следующий вариант — Mk IV — вновь разработали как одноместный. В целом его конструкция была аналогичной танкетке Mk II, но превосходила ее по надежности и управляемости. Как наиболее совершенную из одноместных модификаций танкетку Mk IV изготовили в восьми экземплярах, которые в 1927 году поступили в «Экспериментальные механизированные силы». Следует отметить, что появление колесно-гусеничных вариантов танкеток связано со стремлением сберечь крайне ограниченный ресурс гусениц при совершении маршей.

Британский конструктор сэр Джон Карден

Танкетка «Карден-Лойд» Mk I

Тем временем Карден и Лойд, учтя недостатки предыдущих моделей, сконцентрировались на разработке двухместных танкеток. Вслед за Mk III такой машиной стала танкетка Mk V. Ее изготовили в двух вариантах — колесно-гусеничном и гусеничном. На основе последнего в 1928 году создали наиболее удачную танкетку тех лет — «Карден-Лойд» Mk VI. От колесно-гусеничного движителя окончательно отказались, поскольку ресурс гусениц удалось существенно повысить. Так, например, на танкетке Mk V гусеницы прошли 925 км. Этот результат посчитали вполне достаточным. Что касается танкетки Mk VI, то она получилась предельно простой и надежной машиной. Она имела низкий корпус коробчатой формы с открытым сверху боевым отделением. На марше головы механика-водителя и пулеметчика выступали над бортами. В бою им приходилось пригибаться.

Между рабочими местами членов экипажа в середине корпуса в специальном отсеке, изолированном асбестом, размещался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Форд-Т» мощностью 22,5 л.с. Это позволило сократить длину машины и повысить ее поворотливость. Трансмиссия состояла из планетарной коробки передач и автомобильного дифференциала, составлявшего вместе с бортовыми передачами механизм поворота. Четыре обрезиненных опорных катка малого диаметра имели в качестве упругого элемента подвески листовые рессоры, одновременно выполнявшие роль балансиров. Поддерживающих катков не было, верхняя ветвь гусеницы скользила по желобу. Ведущее колесо имело зубовое зацепление с гусеницей. Пулемет «Виккерс» калибра 7,69 мм с водяным охлаждением размещался в амбразуре лобового листа боевого отделения в съемной установке. Его можно было легко снять с машины и установить на своей штатной треноге, которая укладывалась на корпусе танкетки перед местом механика-водителя. Масса танкетки составляла всего 1,4 т. Бронирование: 5 — 9 мм. Максимальная скорость достигала 40 км/ч, запас хода — 144 км.

Танкетка «Карден-Лойд» Mk VI пользовалась исключительной популярностью у военных многих стран. С одной стороны, этому способствовала умелая рекламная кампания, организованная ее производителем — фирмой «Виккерс», а с другой — простота конструкции и дешевизна. С 1928 по 1930 год из ворот фирмы вышли 270 танкеток. Однако лишь сравнительно небольшая их часть поступила на вооружение собственно британской армии. В 1932 году в составе «Экспериментальных механизированных сил» насчитывалось 80 танкеток «Карден-Лойд» Mk VI. Столь прохладное отношение английских военных к этой машине вполне объяснимо: к этому времени уже стало понятно, что дать каждому пехотинцу персональную бронированную танкетку не удастся, да и не нужно. Ни на что, кроме решения задач разведки и связи, она не годилась. Да и вообще в те годы в Соединенном королевстве к бронетанковой технике относились довольно сдержанно, предпочитая в основном эксперименты, как технические, так и организационные. Несомненно, сказывался и некий эффект «почивания на лаврах». По мнению англичан, после Первой мировой войны никакого реального противника для них на Европейском континенте просто не было, а для решения задач в колониях вполне хватало бронеавтомобилей и некоторого количества танков, сохранившихся еще с войны. Такую позицию британского политического и военного руководства можно признать вполне здравой, во всяком случае, до 1933 года, то есть до прихода к власти в Германии нацистов.

Танкетки «Карден-Лойд» Mk II (вверху) и «Карден-Лойд» Mk III

Танкетка «Карден-Лойд» Mk IV во дворе мастерской

Что касается экспериментов английских военных с танкеткой Mk VI, то на ее базе создавали различные боевые машины, в том числе 47-мм самоходную пушку и самоходный миномет системы Стокса; испытывали в качестве тягача для различных артсистем и для специальной гусеничной грузовой прицепки; ставились опыты по использованию Mk VI в качестве машины артиллерийской разведки, оснащенной радиостанцией. По требованию военных, а также по инициативе самих разработчиков были спроектированы трехместный вариант танкетки и двухместный — с тандемным размещением членов экипажа. На танкетках проводили испытания различных двигателей, в частности 4- и 6-цилиндровых «Медоус» и мотора с воздушным охлаждением «Армстронг-Сиддлей».

Продольный разрез танкетки «Карден-Лойд» Mk VI и вид свержу со снятой крышей (фотокопия чертежа из «Наставления бронесил РККА», позиции 46,63, и 67 на оригинале отсутствуют):

1 — двигатель: 2 — капот; 3 — сиденье механика-водителя: 4 — сиденье стрелка: 5 — коробка передач; б — муфта: 7 — редуктор: 8 — дифференциал: 9 — ведущее колесо: 10 — карбюратор; 11 — впускная труба: 12— выхлопная труба: 13 — магнето; 14 — вентилятор; 15 — радиатор; 16 — шкив; 17 — ремень; 18 — верхний шкив; 19 — установочный эксцентрик; 20 — кронштейн; 21 — поперечная труба; 22 — задний кронштейн; 23 — рама; 24 — пусковая рукоятка; 25 — бензобак; 26 — выхлопной патрубок; 27 — заливная горловина радиатора; 28 — рукоятка пружинного запора задних дверец корпуса; 29 — задняя дверца; 30 — заливная горловина бензобака; 31 — крышка вакуум-бачка; 32—топливный фильтр; 33 — трубка от фильтра к вакуум-бачку; 34 — трубка от вакуум-бачка к впускной трубе; 35 — бензиновый краник; 36 — передний кронштейн; 37 — ленивец; 38 — кронштейн ленивца; 39 — гусеничная цепь; 40 — кронштейны рамы; 41 — оси; 42 — рессор-балансиры; 43 — кронштейны балансиров; 44 — оси катков; 45 — катки; 47 — рычаг ручного тормоза; 48 — сектор рычага; 49 — гайка ручной регулировки тормозов; 50 — тормозные тяги; 51 — кронштейн тормозной тяги; 52 — ось качания рычага направления; 53 — тяги переключения скоростей при нажиме на ножные педали; 54 — тяга нейтрального положения передач; 55 — кронштейн-сектор; 56 — рукоятка тяги к акселератору; 57 — рукоятка тяги к магнето; 58 — днище корпуса; 59 — нижний лобовой лист; 60 — кожух картера дифференциала; 61 — верхний лобовой лист; 62 — передний люк; 64 — лобовой лист боевого отделения; 65 — колпак; 66 — кормовой лист; 68—рама буксирного прибора; 69 — буксирный прибор; 70 — передняя буксирная серьга; 71 — ящики для боеприпасов; 72 — крылья; 73 — фары; 74 — пулеметный станок; 75 — глушитель; 76 — инструментальный ящик

Читать еще:  Тяжёлый танк «Пантера»

Танкетки «Моррис-Мартель» и «Карден-Лойд» Mk II в строю «Экспериментальных механизированных сил». 1927 год

Гусеничный вариант танкетки «Карден-Лойд» Mk V

Танкетка «Карден-Лойд» Mk VI на испытаниях

У танкетки «Карден-Лойд» Mk VIb корпус имел измененную форму — стенки боевого отделения сделали выше и расположили под наклоном. Желоб, по которому скользила верхняя ветвь гусеницы, заменили двумя обрезиненными поддерживающими катками, изменили способ крепления направляющего колеса. Опытный образец такой машины поступил в «Экспериментальные механизированные силы». Танкетки Mk VIb, производившиеся для Канады и на экспорт, получили крышу, состоявшую из двух откидывающихся створок.

Именно на экспорт и было изготовлено наибольшее число танкеток «Карден-Лойд» Mk VI. Экспортный успех танкетки не случаен: ее дешевизна позволяла обзавестись бронетехникой даже относительно небогатым странам, а простота конструкции делала возможным ее быстрое освоение личным составом, никогда раньше вообще не видевшим танков. Танкетки Mk VI поставлялись в Данию, Финляндию, Португалию, Швецию, Бельгию, Венгрию, Боливию, Италию, Чехословакию, Румынию, Японию, Китай, Чили и Аравию. Причем речь здесь идет как о поставках партий боевых машин, так и о продаже отдельных образцов для ознакомления и испытаний, чему также придавалось большое значение. Именно в результате таких испытаний лицензии на производство танкеток «Карден-Лойд» Mk VI приобрели пять государств: Польша, Италия, Чехословакия, Франция и СССР. В последующем в этих странах танкеток Mk VI или созданных на их основе было изготовлено в десятки раз больше, чем в Великобритании.

Не лишним будет сказать, что в составе британской армии танкетки Mk VI фактически не использовались в боевых действиях. Свое боевое крещение они получили в 1933 — 1934 годах в ходе войны между Боливией и Парагваем, известной под названием «Война Гран Чако». Незадолго до этого конфликта Боливия приобрела в Великобритании пять танкеток «Карден-Лойд» Mk VIb. Но это было только начало.

Несмотря на свою явную устарелость, танкетки активно участвовали во Второй мировой войне. В первую очередь в армиях тех стран, где был налажен их выпуск.

Танкетки «Карден-Лойд» Mk VIe на маневрах канадской армии. 1938 год

Танкетка «Карден-Лойд» Mk VI, буксирующая прицеп для перевозки пехоты и тяжелый пулемет

Танкетка «Карден-Ллойд» (Carden-Loyd Mk. VI Tankette)

Британская танкетка «Карден-Ллойд» Модель VI (Carden-Loyd Mk. VI) на фоне панорамы в Военном музее в Стокгольме (Швеция)

«Карден-Ллойд» Модель VI (английский вариант — Carden-Loyd Mk. VI или Carden Loyd Tankette) — британская легкая танкетка периода 30-х годов прошлого века. В советской литературе встречается два названия машины: «танкетка Карден-Ллойд» и «гусеничный пулеметовоз Карден-Ллойда».

Британская танкетка «Карден-Ллойд» Модель VI (Carden-Loyd Mk. VI) в экспозиции Музея в Бовингтоне (Великобритания)

История и предпосылки создания.

Британское военное ведомство после окончания Первой мировой войны хорошо понимало, что в современном в тот период бою трудно обойтись без мощной огневой поддержки при наступлении пехоты. В ту пору бытовало мнение, что каждого пехотинца следует вооружить бронированной гусеничной машиной для обеспечения успеха в бою. Но впоследствии стало понятно, что один человек не может одновременно управлять такой машиной и вести огонь, поэтому от одноместных компоновок отказались. В 1928 году британский майор Г.Мертель предложил концепцию создания двухместной танкетки, которую впоследствии назвали по имени завода-производителя — «Карден-Ллойд» (Carden-Loyd). Первые пять прототипов с Mk. I по Mk. V оказались не достаточно удачными в конструкции, и лишь танкетка Carden-Loyd Mk. VI была принята на вооружение британской армии. Серийный выпуск танкеток «Карден-Ллойд» начала фирма «Виккерс-Армстронг» в средине 1929 года на своем заводе «Карден-Ллойд». Выпуск продолжался до конца 1931 года, и за этот период было выпущено 270 данных машин.

Танкетка «Карден-Ллойд» буксирует 94-миллиметровую гаубицу, 1936 год

Компоновка.

Танкетка «Карден-Ллойд» была скомпонована классически для легких танкеток, лишенных башни, при достаточно большой плотности размещения агрегатов и узлов. Трансмиссионное отделение находилось в передней части корпуса, в средней части находился двигатель, а чуть позади двигателя справа и слева — экипаж танкетки, который состоял из 2 человек: командира, который являлся пулеметчиком, и механика-водителя. Командир танкетки размещался в правой части корпуса, а механик-водитель – в левой.

Британская танкетка «Карден-Ллойд», 1937 год

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита танкетки «Карден-Ллойд» разрабатывалась по дифференцированному противопульному принципу и могла защитить экипаж исключительно от пуль легкого стрелкового оружия средних калибров, а так же от мелких осколков.

Бронезащита танкетки «Карден-Ллойд» изготавливалась путем заклепочных и болтовых соединений стальных бронелистов гомогенной катаной брони между собой с последующим креплением их на уголковый каркас. Броневые листы, которые формировали корпус танкетки, не имели рациональных углов наклона, поэтому сама танкетка имела коробчатую форму с выступающей рубкой механика-водителя. Толщина броневых листов была переменной, но в лобовой части и по бортам не превышала 8 миллиметров. Днище танкетки «Карден-Ллойд» формировалось из броневого листа толщиной в 4 миллиметра, что не обеспечивало защиты даже от взрыва противопехотной мины.

Погрузка танкетки «Карден-Ллойд» для транспортировки

Вооружение.

В качестве вооружения танкетки «Карден-Ллойд» использовался тяжелый пулемет с водяным охлаждением ствола «Виккерс» калибра 7,7 миллиметров, который являлся британской версией американского пулемета «Максим». Боекомплект к пулемету состоял, по разным оценкам, от 1800 до 2600 патронов, которые снаряжались в ленты.

Руководители британского военного ведомства позируют возле танкетки «Карден-Ллойд»

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки танкетки «Карден-Ллойд» использовался рядный карбюраторный четырехцилиндровый двигатель Ford T с жидкостным охлаждением фирмы Ford Motor Company, который развивал максимальную мощность в 22 лошадиные силы, что позволяло танкетке развивать максимальную скорость при движении по шоссе до 45 километров в час.

Механическая трансмиссия танкетки «Карден-Ллойд» состояла из:

однодискового сухого сцепления;

механизма поворота, который обеспечивал поворот машины на месте;

четырехступенчатой механической коробки передач (при 4 передачах вперед и одной назад);

дифференциала с тормозами колодочного типа;

двух бортовых редукторов.

Подвеска танкетки «Карден-Ллойд» относилась по классификации к блокированным полужесткого типа на листовых рессорах. Ходовая часть танкетки состояла из четырех опорных обрезиненных катка малого диаметра, ведущего колеса переднего расположения, которое снабжалось зубчатым венцом, направляющего спицованного колеса заднего расположения, оснащенного кривошипным механизмом для натяжения гусениц, а так же мелкозвенчатой гусеничной цепи, которая имела ширину трака в 152 миллиметра.

Колонна британских танкеток «Карден-Ллойд» после военных маневров во Франции 1933 год

Боевое применение.

Британская танкетка «Карден-Ллойд» Модель VI (Carden-Loyd Mk. VI) явилась прародителем и дала толчок к развитию этого вида техники в ряде стран мира. Наиболее массовым по производству продолжением танкетки «Карден-Ллойд» стала советская танкетка Т-27, которая была практически доработанной копией британской версии.

Кроме СССР, танкетки «Карден-Ллойд» поставлялись в 11 стран мира, среди которых Бельгия, Канада, Чили, Китай, Португалия, Италию, Чехословакия и даже Латвия (1 машина).

Поставленные в Боливию танкетки «Карден-Ллойд» приняли активное участие в Чакской войне между Парагваем и Боливией (1932-1935 года), где достаточно неплохо зарекомендовали себя при наступлениях боливийской армии.

Купленные танкетки «Карден-Ллойд» Финляндией приняли участие в Зимней войне 1940 года в качестве разведывательных машин финских пехотных подразделений. Эффективность их применения оказалась не очень высокой, так как большинство из них были потеряны от огня советской артиллерии. Был так же отмечен случай подрыва танкетки на собственной противопехотной мине.

Как ни парадоксально, но танкетка «Карден-Ллойд» проявила чудеса долгожительства и приняла даже участие во Второй мировой войне. В составе армий Польши, Великобритании и Финляндии эти машины использовались, как тягачи в тыловых частях и даже как санитарные транспортные средства (Финляндия, Карельский фронт).

Читать еще:  Противотанковый «лагг»

Прототип транспортера пулемета VAD-50, разработанный на базе британской танкетки Carden-Loyd Mk. VI

История британского танкостроения. Часть 1

28 июля 1914 года над Европой загремела канонада новой войны. Тогда ещё никто не предполагал, что этот конфликт станет глобальной борьбой на истощение. Все участники планировали разбить своих противников за несколько месяцев решительного наступления. Но в схватку ввязывались всё новые государства, армии несли огромные потери, и в конце концов Европа оказалась перечёркнутой линиями окопов от северных до южных морей. Наступления приносили всё меньше результатов: десятками, а то и сотнями тысяч убитых расплачивались буквально за несколько отвоёванных километров. В попытках как-то переломить патовую ситуацию участники войны изобретали всё новые средства уничтожения. Именно в эти годы появились отравляющие газы, огнемёты, впервые был применён самолёт-истребитель. И именно тогда в Британии изобрели танк.

Впервые танки участвовали в бою 15 сентября 1916 года на реке Сомма. Бронированные чудовища проломили немецкую оборону, однако результат был достигнут только на тактическом, но не на оперативном уровне. Вообще, в Первой мировой войне танки не сыграли решающей роли. Ещё более двух десятилетий должно было пройти, чтобы новая военная техника сполна раскрыла свой потенциал. За эти годы предстояло не только усовершенствовать конструкцию танков, но и научиться правильно их применять. Удивительно, но у британцев — пионеров танкостроения — проблемы возникли как с первым, так и со вторым аспектом.

Как обычно, главной причиной этих проблем был человеческий фактор. Начнём с того, что в Военном министерстве Британии было немало откровенных противников развития бронетанковых сил. Историк Д. Браун писал о том, что отношение военных чиновников к танковому корпусу было отмечено духом неудовольствия и зависти. Крайней степенью неприязни были заявления о том, что танки — напрасная трата военного бюджета.

В лагере сторонников тоже не всё было гладко. Здесь не могли прийти к единому мнению относительно того, какая роль должна в будущем отводиться танку на полях сражений. Отчётливо выделялись две точки зрения. Согласно первой, танк должен был наступать вместе с пехотой, прикрывать её броней и помогать сражаться с вражеской пехотой. Бороться с укреплёнными точками, танками и пушками врага должна была артиллерия. Сторонники второй точки зрения склонялись к тому, что танки надо применять так же, как кавалерию. По их мнению, танки должны были быстро прорываться в тылы противника, наносить удары по коммуникациям, складам, атаковать части, находящиеся на марше и не готовые к эффективному отпору.

В конечном счёте англичане решили, образно говоря, сесть на два стула сразу. Было создано разделение на пехотные и крейсерские танки. Первые были медленными и хорошо бронированными, а вторые отличались большой скоростью, но тонкой бронёй. При этом вооружение у них было приблизительно одинаковым. Хотя поначалу пехотные танки вообще планировалось оснащать только пулемётами. Потом всё-таки дошли до оснащения боевых машин орудиями. Но как у пехотных, так и у крейсерских танков калибр пушек был долгое время ограничен, а в боекомплект не включались осколочно-фугасные снаряды.

Рассмотрим немного внимательней оба «семейства» британских танков начального периода Второй мировой войны.

Пехотные танки, как уже говорилось, поначалу не имели пушечного вооружения. Типичным примером такой машины была Matilda I, выпуск которой начался в 1937 году. Это был неповоротливый, но хорошо бронированный танк. Когда в 1940 году британцы впервые схватились с немцами, оказалось, что германские противотанковые средства зачастую не в состоянии обеспечить пробитие этого танка. К сожалению, преимущество в защите напрочь стиралось очень малой огневой мощью машины.

В 1939 году начался выпуск пехотного танка Matilda II, ставшего наиболее тяжело бронированным английским танком начала войны. Его 60-мм броню гарантированно пробивали только 88-мм зенитные орудия и 76-мм пушки немецких противотанковых установок Marder II. В отличие от своей тёзки предыдущей модификации, Matilda II была вооружена 2-фунтовой пушкой. В принципе, для самого начала войны этого было достаточно. Но уже к середине 1942 года Matilda II перестала быть сколь-нибудь значимой в роли орудийного танка. А установить на неё более мощную пушку не представлялось возможным из-за малых размеров башни и диаметра погона.

Самым удачным пехотным танком начала войны признан Valentine. Эта машина получила боевое крещение в 1941 году в Северной Африке. Выпуск «Валентайнов» осуществлялся вплоть до 1944 года, хотя уже в 1942 году танк считался безнадёжно устаревшим. Однозначными его недостатками были малая скорость и слабое орудие. В отличие от «Матильды II», усилить вооружение «Валентайна» удалось: в 1942 году была разработана башня под 57-мм (6-фунтовое) орудие. Башня была тесной и вмещала всего двух человек, что отрицательно сказывалось на эффективности работы экипажа. Говоря о танке Valentine, нельзя не отметить, что около половины построенных машин были отправлены по ленд-лизу в СССР.

Что касается крейсерских танков Великобритании, то к началу Второй мировой войны они всё ещё были далеки от совершенства и отличались крайней ненадёжностью. Причём это было характерно для всей техники данного класса. Родоначальниками крейсерских танков были машины американского инженера Уолтера Кристи.

Первенцем среди крейсерских танков стал Vickers Mk I, выпускавшийся малой серией с 1934 года. Он практически не участвовал в войне, хотя небольшое количество данных машин оставалось в войсках вплоть до 1941 года. Остальные были отведены в тыл и использовались в качестве учебных.

Vickers Mk II и MK III зарекомендовали себя немного лучше, чем первая модель, однако оказались недостаточно хорошо бронированными и вооружёнными. Очень много было небоевых потерь, связанных с низкой надёжностью этих танков.

Попыткой исправить это плачевное положение стал танк Vickers Mk IV. Толщину его брони сумели довести до 30 мм. Делалось это путём наваривания дополнительных листов на башню и прочие уязвимые места. Эта добавочная броня придала башне Mk IV необычную шестигранную форму, впоследствии перешедшую к крейсерскому танку Covenanter. Кроме этого, были проведены небольшие работы по улучшению ходовой части. Mk IV стал более боеспособным по сравнению со своими предшественниками, но всё равно ломался непозволительно часто.

В 1940–1941 годах англичане терпели серьёзные поражения практически на всех фронтах. Франция, Северная Африка, Греция — везде британские танки проигрывали своим противникам. Иногда это происходило по причине технического несовершенства, иногда — из-за некомпетентных командиров. Пришлось сделать выводы и принять меры.

Во второй части статьи мы расскажем, как развивалось бронетанковое вооружение Британии дальше.

Следите за новостями!

Обсудить материал можно здесь.

Также в разделе «Медиа» нашего портала вы можете посмотреть ролик «Броня туманного Альбиона», посвящённый британским танкам.

История британских танковых частей
в межвоенное время (1918 – 1939 гг.)

После 1-й Мировой войны в британской армии началась болезненная демобилизация. К 1920 г. Танковый корпус был сокращен до 4 батальонов и корпусного депо, а в 1923 г. за доблесть в войне и в знак признания заслуг этого нового формирования он был наименован Королевским танковым корпусом. Шефом-полковником корпуса стал король Георг V. Тогда же танкисты официально получили свои черные береты и серебряный знак корпуса с девизом «Fear Naught» (Без страха).

Батальоны переименовали в 1-й – 4-й Королевские танковые полки. Каждый полк стал состоять из 4 эскадронов и по силе продолжал быть равным танковому батальону.

С изменением официальных взглядов на боевое применение танков последовали и организационные мероприятия. В 1927 г. в Солсбери-Плейн сформировали первую танковую бригаду — соединение нового типа, объединившее в себе моторизованные подразделения разных родов войск.

Структура танковой бригады (на 1927 г.):

  • Один разведывательный батальон (две роты пулеметных бронемашин, одна рота малых танков);
  • батальон танков «Vickers»;
  • пулеметный батальон на вездеходах;
  • артиллерийский полк на тракторной тяге;
  • саперная рота;
  • рота связи.

«Великий танковый скандал»

К 1928 г. среди британских военных четко определились две точки зрения относительно использования бронетанковых соединений.

Одна, наиболее влиятельная и состоящая из высших офицеров Генерального штаба британской армии группа, опираясь на свое видение применения танков в 1-й Мировой войне, по-прежнему настаивала на разделении танков на пехотные (тяжелые) и кавалерийские (средние), действующие при поддержке других родов войск в составе крупных смешанных соединений. Подобный подход исключал из состава танковых войск легкие разведывательные танки, которым просто не находилось места в стройной штабной концепции. Однако срок службы последних тяжелых танков 1-й Мировой войны Mk. V истекал, а средние танки Mk. I и Mk. II имели массу неустранимых недостатков.

Вторая группа, в которую входили генерал Эллес, полковник Джон Фуллер, военный инженер Джиффорд Мартель и капитан в отставке Бэзил Лиддел Гарт; настаивала на образовании способных действовать самостоятельно крупных бронетанковых соединений, состоящих из танков, бронетранспортеров и бронемашин разных типов. Они утверждали, что армии потребуется масса танкеток и легких разведывательных танков, а существующие тяжелые и средние танки должен заменить один тип машины, обладающий высокой скоростью, противопульным бронированием, большим запасом хода и вооружением, достаточным для борьбы с живой силой, орудиями и танками противника.

Читать еще:  Станковый пулемет «Максим» обр.1910 г.

До 1929 г. группа Фуллера – Гарта – Мартеля имела определенное влияние как в армии, так и в инженерных кругах, инициировав принятие на вооружение танкетки Mk. VI «Карден-Лойд» и разработку нового поколения средних танков Mk. III (А6), А7, А8, легкого танка «Виккерс 6-тонный» и разведывательного танка «Карден-Лойд».

С 1928 г. Королевский танковый корпус стал нести ответственность за всю «броню» британской армии. Его учебные заведения и тренировочные центры начали работу по механизации кавалерии.

После окончания 1-я Мировой войны британская кавалерия начала медленное движение к моторизации. Высшее командование рассматривало ее как потенциальное усиление танковых частей. После демобилизации регулярная кавалерия насчитывала 2 гвардейских и 20 армейских полков. Для начала у всех полков были моторизованы тылы.

Полная механизация кавалерии началась в 1929 г., когда 11-й гусарский и 12-й Королевский уланский получили бронеавтомобили, и закончилась в 1941 году, когда элитный полк «Шотландские Серые» поменял своих лошадей на танки.

В 1929 г. Имперский генеральный штаб организовал две экспериментальные бригады в составе трех батальонов, перевозимых на автомашинах, одного батальона легких танков и одной минометной роты. Маневры последующих лет показали, что пехота, идущая за танками, задерживает их и мешает их быстрому продвижению. Поэтому уже в 1931 г. танковые батальоны были объединены в 1-ю армейскую танковую бригаду в составе батальона легких танков (150 машин) и трех смешанных танковых батальонов, по 3 роты и 48 танков в каждом. В роту входили взвод легких танков (6 машин) и взвод средних танков (5 машин).

Наличие в составе первичного подразделения разных типов боевых машин позволяло действовать более гибко и обеспечить легким танкам постоянную огневую поддержку. Состав бригады постоянно менялся в связи с ростом числа танковых полков, количество которых на активной службе с 1935 по 1938 г. достигло 8 (1-й – 8-й Королевские танковые полки).

В 1932 г. были утверждены новые штаты кавалерийского полка, рассматриваемого теперь, как средство разведки и усиления танковых частей. Генеральный штаб планировал в случае войны сформировать в составе Британского экспедиционного корпуса одну кавалерийскую дивизию, в которую должны были войти две моторизованные кавалерийские бригады, два полка бронемашин и бригада моторизованной конной артиллерии.

Вначале предполагалось, что все полки армейской конницы станут бронеполками (имевшими в своем составе один эскадрон управления, три бронеэскадрона по 10 – 15 бронеавтомобилей в каждом). Однако недостаток материальной части не позволили реализовать эту идею и к началу 2-й Мировой войны. Лишь два кавалерийских полка были полностью укомплектованы бронеавтомобилями — 12-й уланский в метрополии (бронеавтомобили «Ланчестер») и 11-й гусарский в Египте (бронеавтомобили «Роллс-Ройс»).

Состав и численность полка бронеавтомобилей (на 1934 г.):

  • Один эскадрон управления;
  • три бронеэскадрона.

Всего 21 офицер, 33 сержанта и подофицера, 384 капрала и рядовых, 40 лошадей, 38 бронемашин, 16 автоповозок, 16 мотоциклов с коляской, 30 мотоциклов без коляски.

Все остальные кавалерийские полки с 1937 г. стали пересаживаться на бронетранспортеры Mk. I (II) «Bren-Carrier», причем механизированы были в первую очередь кавалерийские полки пехотных дивизий регулярной армии: 13-й и 18-й Королевский гусарский полк, входивший в 1-ю пехотную дивизию; 4-й и 7-й Королевские гвардейские драгунские полки (2-я пехотная дивизия); 15-й и 19-й Королевские гусарские полки (3-я пехотная дивизия); 5-й Королевский Иннискиллингский гвардейский драгунский полк (4-я пехотная дивизия).

По штату эти полки должны были иметь по 28 легких танков. Однако работа по созданию более крупных танковых соединений не прекращалась, и в 1934 году было сформировано механизированное соединение, включающее в себя все роды войск: танковую бригаду (один батальон легких танков, три смешанных батальона); моторизованную пехотную бригаду (3 батальона); две роты бронеавтомобилей; две батареи орудий сопровождения на механизированной тяге; две зенитные батареи; саперную роту; роту связи; санитарную роту; подразделения снабжения.

Кроме 4 танковых полков в составе бригады, один танковый полк находился в Египте, 8 отдельных рот легких танкового Королевского танкового полка дислоцировалось в Индии.

Но по-настоящему значимым итогом работы по укреплению бронетанковых войск стало создание в 1938 году первой бронетанковой дивизии, соединения, предназначенного для самостоятельных действий на большую глубину, и укомплектованного крейсерскими танками. Командовать дивизией был назначен генерал Алан Брук. В ходе боевой подготовки дивизии упор делался на тесное взаимодействие всех родов войск, входящих в дивизию.

В несколько измененном составе эта дивизия послужила образцом для формирования бронетанковых соединений, к созданию которых в Великобритании приступили с начала 1940 г.

В 1939 г. был образован Королевский бронетанковый корпус (Royal Armoured Corps), в состав которого вошли Королевский танковый полк, преобразованный из Танкового корпуса, и вся механизированная кавалерия британской армии (кроме дворцовой кавалерии, которая образовала сводный конный полк для церемониальной службы). «Мобильная дивизия» были переименована в 1-ю бронетанковую дивизию.

Впоследствии уточнили структуру рот и эскадронов танковых и кавалерийских полков. Кавалерийские полки, имеющие на вооружении танки и входящие в состав соединений, должны были иметь в своем составе 2 эскадрона по 15 легких танков и 1 эскадрон из 15 крейсерских танков (всего в кавалерийском полку — 45 машин). Структура танковых полков была смешанной, они включали в себя 3 роты, в каждой из которых насчитывалось 9 легких и 5 средних танков (всего в танковом полку — 42 танка).

Возросшая угроза со стороны Италии (захватившей в 1936 г. Абиссинию) Египту и восточно-африканским колониям Британской империи (Судан, Кения) побудила британской Генеральной штаб усилить свои войска, в том числе и бронетанковые, на Ближнем Востоке. Вместо одного танкового полка в Египте в 1939 г. развернули отдельную бронетанковую дивизию, которая в годы 2-й Мировой войны получила название «Крысы Пустыни». Она отличалась от 1-й бронетанковой дивизии в метрополии тем, что являлась по сути, сводным соединением, имея в своем составе меньше подразделений, частей и бронетехники, которая к тому же была разнотипна.

Кроме бронетанковых дивизий (Armoured Division), в британской армии продолжали числиться армейские танковые бригады (Army Tank Brigade), в задачу которых входило взаимодействие с пехотными дивизиями. На их вооружение поступали только пехотные танки.

Однако на активной службе к сентябрю 1939 г. находилась только 1-я армейская танковая бригада (Олдешот) в составе 4-го, 7-го и 8-го Королевских танковых полков. Это было обусловлено поздним налаживанием производства техники и плохой организацией выпуска материальной части. Полки бригады имели на вооружении пехотные танки Matilda I и Matilda II.

Из остальных частей Королевского бронетанкового корпуса не входили в состав этих соединений 12-й уланский полк (Олдешот) и 17-й и 21-й уланские полки (Колчестер), дислоцировавшийся в метрополии.

Два кавалерийских полка: 1-й Королевский драгунский и 2-й Королевский северо-британский (Шотландские Серые) находились в Палестине. В Индии несли службу 3-й гвардейский драгунский и 14-й и 20-й гусарские полки.

В Индии дислоцировалось и несколько отдельных рот легких танков Королевского танкового полка, в Шанхае — рота бронеавтомобилей, в Гонконге — бронеавтомобильный взвод, одна рота бронеавтомобилей находилась в Малайе, подразделение пустынных механизированных сил в составе Арабского легиона охраняло границу в Трансиордании. Кроме того, королевские ВВС сформировали несколько рот бронеавтомобилей для охраны аэродромов в колониях. 1-я рота охраняла базу ВВС в Хаббании (Ирак), 2-я рота несла служба на базе ВВС Дженин под Иерусалимом (Палестина).

Таким образом, в регулярных бронетанковых войсках Британской Империи к сентябрю состояло 8 танковых и 20 кавалерийских полков (каждый полк равнялся по численности батальону), как отдельных, так и объединенных в две бронетанковые дивизии и одну танковую бригаду, а также несколько отдельных рот легких танков и бронеавтомобилей.

Кроме регулярный сил, Британия имела и территориальные бронетанковые войска, служившие резервом 1-й очереди и мобилизуемые с началом войны. Конечно они имели крайне устаревшую матчасть, но, однако, наличие постоянных кадров дало возможность британским вооруженным силам быстро развернуть свои соединения даже при условии дефицита новой техники.

Основу территориальных бронетанковых сил составляли 6 бригад:

  • 20-я легкая бронетанковая (1-й Королевский Глочестерширский гусарский полк, 1-й и 2-й полки йоменов Нортхэмптоншира). Южное командование, зона Мидланд.
  • 21-я армейская танковая (42-й и 48-й Королевские танковые полки). Восточное командование, зона Вулвич.
  • 22-я тяжелая бронетанковая (3-й и 4-й полки йоменов графства Лондон). Лондонский район.
  • 23-я армейская танковая (4-й и 46-й Королевские танковые полки). Западное командование, зона Западный Ланкасшир.
  • 24-я армейская танковая (41-й и 47-й Королевские танковые полки). Западное командование, зона Восточный Ланкасшир.
  • 25-я армейская танковая (43-й и 49-й Королевские танковые полки). Северное командование, зона Нортумбрии.

Армейские танковые бригады предназначались для поддержки пехотных дивизий, легкие и тяжелые бронетанковые бригады должны были составить новую бронетанковую дивизию. После поражения 1940 г. именно эти бригады послужили основой для развертывания новых бронетанковых соединений, которые должны были прославить себя в песках Северной Африки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector