5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Химический танк ХТ-130

ХТ-130

ОТ-130 в бронетанковом музее в Кубинке
ОТ-130
Классификациялёгкий огнемётный танк
Боевая масса, т12
Компоновочная схемаклассическая
Экипаж, чел.3
История
Годы разработки1935
Годы производства1936-1937
Годы эксплуатации1936-1941
Количество выпущенных, шт.402
Основные операторы
Бронирование
Тип бронигомогенная
Лоб корпуса, мм/град.15
Лоб корпуса (верх), мм/град.10
Лоб корпуса (середина), мм/град.7
Лоб корпуса (низ), мм/град.9
Борт корпуса, мм/град.10
Корма корпуса, мм/град.8
Днище, мм4
Лоб башни, мм/град.15
Маска орудия, мм/град.15
Борт башни, мм/град.10
Корма башни, мм/град.7
Крыша башни, мм4
Вооружение
Пулемёты7,62 — 1 ДТ
Другое вооружениеогнемет КС-25

Форум военной истории и масштабного моделизма

Модератор: Doctor Web

  • Версия для печати

#1 Легкий танк Т-26 — история и матчасть.

Сообщение Doctor Web » 22 июл 2012, 19:30

28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой “Виккерc” о производстве для СССР 15 двухбашенных танков “Виккерc” 6-тонный (он же “Виккерс-Е”).
Первые полученные Советским Союзом машины (получившие обозначение В-26) послужили прототипом для создания танков ТММ-1 и ТММ-2, с шестицилиндровым двигателем “Геркулес”, однако в серийное производство они запущены не были.
Первый образец танка ТТМ-1 был построен в 1931 году. По сравнению с английской машиной, у него несколько изменили конструкцию корпуса из-за установки двигателя жидкостного охлаждения “Геркулес” мощностью 95 л.с. Два пулемета “Виккерс” с водяным охлаждением стволов находились в двух башнях, а советский ДТ — справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8 тонн, толщина брони до 13 мм, как на прототипе, а скорость до 30 км/ч. Есть сведения, что было изготовлено около десятка ТММ-1.
В следующем году появился ТММ-2 с одной башней для 37-мм пушки (боевая масса — 8 тонн, экипаж — 3 человека; двигатель, бронирование и скорость остались без изменений).
13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк “Виккерс” приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Его производство первоначально предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), но в итоге остановились на ленинградском заводе “Большевик”, уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А.Гинзбурга.
Для выполнения большой программы производства Т-26 заводом “Большевик” были выделены цеха, выпускавшие танки, и образован самостоятельный завод №174 им. К.Е.Ворошилова. Именно это предприятие в течение 10 лет оставалось монопольным производителем танков Т-26.
Первоначально двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Как и его английский аналог, танк имел клепаный корпус коробчатого сечения и две башни с пулеметным вооружением. Башни вращались независимо друг от друга в секторе 240 градусов. В переднем и заднем секторах (по 100 градусов) могли вести огонь обе башни. Такое размещение вооружения, по мысли английских конструкторов, обеспечивало наибольший темп стрельбы и позволяло вести огонь одновременно с правого и левого бортов. Но при такой компоновке оказалось трудно установить в башне пушечное вооружение из-за малого диаметра погона, а также использовать всю огневую мощь на борт. В отличие от английского образца, на советском Т-26 толщина брони была увеличена с 13 до 15 мм, а также был установлен 4-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 90 л.с. Масса танка достигла 8,2 т.
В 1932 году в правой башне стали устанавливать 37-мм орудие “Гочкис”, снятое с танков МС или 37-мм пушку Б-3 с плечевым упором. Боевая масса танка выросла до 8,4 т, остальные характеристики остались прежними. Эти танки предназначались для командиров взводов и рот и поэтому зачастую оснащались приемо-передающими радиостанциями 71-ТК-1 с рамочной антенной в задней части корпуса.
Опыт использования двухбашенных танков Т-26 показал, что координировать ведущийся из башен огонь практически невозможно, поэтому начиная с 1933 года, промышленность перешла на выпуск однобашенных танков с гораздо более сильным вооружением. Всего до августа 1933 года было изготовлено 1626 двухбашенных танков Т-26.
В конце 30-х годов двухбашенные танки Т-26 наряду с однобашенными состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (по 256 танков в бригаде) и танковых рот танковых батальонов стрелковых дивизий (17 танков в роте).
Непосредственно перед войной эти соединения и подразделения были расформированы и танки были обращены на формирование танковых и мотострелковых дивизий, хотя изначально они не предназначались для использования в составе таких соединений, создававшихся для ведения маневренных боевых действий.
— двухбашенный легкий танк Т-26 с 37-мм пушкой в правой башне, в левой — пулемет.
P.S. Просьба к Админу: Владимир, сделай отдельный альбом в Фотогалерее форума, чтобы я мог туда кидать все фото.

Читать еще:  Танки Первой Мировой

#2 Re: Легкий танк Т-26 — история и матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 22 июл 2012, 20:39


Чтобы достичь мастерства в чем-либо — надо заниматься этим каждый день.

#3 Легкий танк Т-26 — история и матчасть.

Сообщение Doctor Web » 22 июл 2012, 21:39

#4 Легкий танк Т-26 — история и матчасть.

Сообщение Doctor Web » 21 авг 2012, 13:11

В 1933 году началось производство однобашенного варианта, которому было суждено стать самым массовым. От своего предшественника (двухбашенного) он отличался усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначался для непосредственной поддержки пехоты.
Т-26 сохранил компоновочную схему корпуса прототипа — английского 6-тонного танка «Виккерс». Машина имела переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее — отделения управления и боевого и кормовое — моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед танком из отделения управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась вероятность поражения ведущих колес.
Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. На шариковой опоре подбашенной коробки устанавливалась башня цилиндрической формы с нишей, расположенной в кормовой части. На крыше башни имелось два люка для посадки экипажа, запираемых изнутри вращающимися на петлях крышками. Броневые катаные листы толщиной 8-13 мм соединялись заклепками. В передней части надгусеничных полок устанавливались козырьки, защищавшие смотровые приборы от грязи и снега. Для буксировки танка в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные петли.
Вооружение однобашенного танка состояло из 45-мм полуавтоматической танковой пушки, находящейся в маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового пулемета ДТ. Пушка предназначалась для ведения огня по бронированной технике, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам и живой силе противника как бронебойными, так и осколочными снарядами. По своему времени она обладала хорошими тактико-техническими показателями. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла З600 м, а наибольшая — 4800 м. Масса бронебойного снаряда 1,435 кг, начальная скорость 760 м/с. Он пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90 градусов. Скорострельность до 12 выстр/мин с исправлением наводки. Углы наведения по вертикали от -6 градусов до +22 градусов. Для легких и средних зарубежных танков, имевших противоснарядное бронирование, пушка была серьезным оружием. Конструкция башни позволяла пушке и пулемету осуществлять круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Боекомплект танка состоял из 138 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов). Командирский танк вмещал 96 артиллерийских выстрелов.
В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применялись смотровые щели со стеклоблоками, установленные в корпусе и башне. Средствами внешней связи у линейных танков служили сигнальные флажки, а у командирских — танковая приемопередающая телефонно-телеграфная симплексная радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Радиостанция обеспечивала связь при работе в качестве телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке. Она размещалась в нише башни. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство на два абонента ТПУ-2.
На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров. Его мощность 66 кВт (90 л.с.), что позволяло машине развивать неплохую для того времени скорость — до 30 км/ч. Он располагался продольно в кормовой части корпуса маховиком в сторону носовой части.
Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя, пятиступенчатой коробки передач, соединявшейся с главным фрикционом карданным валом, двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал поворот машины с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (2,18 м).
Гусеничный движитель состоял из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми сдвоенных опорных и четырех сдвоенных поддерживающих катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска была блокированной (зависимой). В качестве упругих элементов использовались листовые четвертьэллиптические рессоры. Проходимость для танка такого типа была хорошей.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или снаружи с помощью пусковой рукоятки. Танк оснащен системой противопожарного оборудования, состоявшей из двух переносных огнетушителей, заряженных тетрахлором и приводимых в действие от руки, и стационарного огнетушителя, соединенного трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными а моторном отделении.
Экипаж состоял из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении, справа и слева от пушки, а механик-водитель — в отделении управления, у правого борта корпуса. Командир заодно выполнял обязанности заряжающего и радиста.
— Т-26 обр.1933 года выпуска и командирские Т-26 на Красной площади, середина 30-х годов (легко отличимы по поручневым антеннам радиостанций).

Читать еще:  Опыт Первой мировой войны и его влияние на развитие танкостроения и танковых войск

В процессе серийного производства Т-26 было создано свыше 25 модификаций этой машины.
Так, в 1935 году корпус и башню начали изготавливать сварными, увеличили вместимость топливного бака.
В 1934 году установили дополнительный 7,62-мм танковый пулемет в нише башни, ввели съемные бандажи катков, изменили механизм натяжения гусениц.
В 1937 году начали применять зенитный 7,62-мм пулемет ДТ на турельной установке на крыше башни, танковое переговорное устройство на три абонента ТПУ-3, фару-прожектор и форсировали двигатель до 70 кВт (95 л.с.). При этом масса танка увеличилась до 9,75 т.
В 1938 году машина получила коническую башню, сваренную из броневых катаных листов толщиной 15 мм, в днище корпуса стали делать люк-лаз, а поручневую антенну заменили штыревой. На Т-26 стали устанавливать новую 45-мм танковую пушку образца 1938 года, затвор которой допускал ведение стрельбы боеприпасами с электрокапсюльной втулкой . Для ведения прицельной стрельбы пушку со стабилизатором оснастили телескопическим прицелом. В машине поставили два топливных бака общей вместимостью 290 л, что обеспечивало запас хода по топливу до 240 км.
— Т-26 образца 1938 года с конической башней (на фото — на переднем плане, в зимнем камуфляже), зима 1940 года.
В 1939 году была введена подбашенная коробка с наклонными листами, установлены новые жалюзи с усиленной защитой, изъят пулемет, размещаемый в кормовом листе башни . Вместо него смонтирована дополнительная боеукладка на 32 артиллерийских выстрела. Увеличилась мощность двигателя до 73 кВт (97 л.с.), поставлены усиленные рессоры. Масса танка достигла 10,25 т.
— Т-26 образца 1939 года с конической башней (музейный).
В 1940 году машина претерпела последнюю модернизацию. На части эксплуатировавшихся танков были установлены экраны, а на находящихся в производстве увеличена толщина броневых листов подбашенной коробки с 15 до 20 мм, применен новый погон башни, покрыли бакелитовым лаком топливные баки. Масса танка с экранами превысила 13 т.
Т-26 был одним из основных танков Красной Армии довоенного периода. Их изготовили около 11 тысяч. Эти машины принимали участие в боях на озере Хасан и на реке Халхин-Гол, во время советско-финской войны и начального периода Великой Отечественной войны, а на некоторых участках советско-германского фронта, например, Ленинградском, вплоть до 1944 года. Последнее боевое применение Т-26 относится к 1945 году на Дальнем Востоке.

Читать еще:  Программы модернизации танков «центурион»
Внешние изображения
Огнеметный танк ХТ-130 в атаке. Линия Маннергейма.

Танки принимали участие в боевых действиях на озере Хасан, в которых участвовало 9 танков ХТ-26, и на реке Халхин-Гол — к началу боёв 57-й Особый корпус имел всего 11 химических танков ХТ-26 в роте боевого обеспечения 11-й танковой бригады (два взвода по пять танков и танк командира роты). Огнемётной смеси имелось три зарядки в частях и четыре на складе. 20 июля 1939 года в район боев прибыла 2-я рота химических танков 2-й танковой химической бригады. Она имела 18 ХТ-130 и 10 зарядок огнемётной смеси. Но оказалось, что личный состав роты слабо подготовлен к огнеметанию. Поэтому до выхода роты в район боевых действий с ним провели практические занятия по огнеметанию и изучили боевой опыт, имевшийся у танкистов-химиков 11-й танковой бригады. Кроме того, в прибывшей 6-й танковой бригады имелось 9 танков ХТ-26. Всего к началу августа в войсках 1-й армейской группы 19 Т-26 и 18 ХТ-130. В последующих боях там, где применялись огнемётные танки, японцы неизменно оставляли укрытия, не проявляя стойкости. [1]

В «Зимней войне», помимо рот боевого обеспечения танковых бригад, участвовали и пять отдельных химических танковых батальонов — 201-й, 204-й, 210-й, 217-й и 218-й — из 30-й и 36-й танковых бригад. Во время боевых действий химические танки проявили себя эффективно при борьбе с финскими укреплениями. Но они оказались более уязвимы, чем обычные танки, и поэтому несли большие потери. Количество химических танков на фронте неуклонно возрастало. Так, если на 30 ноября во всех пяти батальонах и ротах боевого обеспечения танковых бригад 208 ХТ-26 и ХТ-130, то в ходе войны с завода им. Ворошилова поступило в войска 168 новых (165 ХТ-133, два ХТ-134 и один ХТ-130), и прибыло из других военных округов 70 ХТ-26 и ХТ-130. На Карельском перешейке действовало 290, а остальные в полосе 8-й и 15-й армий. Из 446 химических танков, участвовавших в боях, 118 было потеряно безвозвратно. Для обслуживания химических танков 18 января на Карельский перешеек прибыл и 302-й ремонтно-восстановительный батальон. До конца войны он отремонтировал 59 и эвакуировал 69 ХТ. Несмотря на достаточно высокую эффективность химических танков, в ходе боев у них выявился главный недостаток, присущий всем танкам Т-26, — слабость бронирования. Но если линейные Т-26 могли вести огонь по противнику с дальних дистанций, то небольшая дальность огнеметания не позволяла химическим танкам поражать цели с более 50 м, при этом они несли большие потери. Поэтому некоторые ХТ-133 получали на заводе-изготовителе дополнительную экранировку из 30-40-мм брони. В ходе советско-финской войны заэкранировано 17 ХТ-133. [1]

На 22 июня 1941 года в механизированных корпусах РККА 994 химических танка на базе Т-26. ХТ активно использовали в начале Великой Отечественной войны. К концу 1941 года большая часть химических «двадцать шестых» потеряна. Но небольшое их количество еще использовалось в боях на Юго-Западном, Южном и Крымском фронтах весной 1942 года. Некоторые машины остались в строю вплоть до 1942 года. [1]

После заключения 29 января 1942 г. между СССР, Великобританией и Ираном договора, положившего конец прогерманской политике, проводившейся правительством Ирана, СССР смог перебросить в Крым значительное количество находившихся в Иране танков ХТ, вошедших в состав 55 и 56 танковых бригад Крымского фронта (всего 54 танка ОТ-130 и ОТ-133), один из которых показан в фильме «Битва за Севастополь» (1944). [2]

В июне 1941 года эти танки так же находились на вооружение ВМФ.

2 ХТ-130 и 1 ХТ-133 составили взвод огнеметных танков в отдельной химической роте Береговой обороны Балтийского района КБФ.

По 3 ХТ-133 находилось в составе таких же взводов в отдельной химической роте Севастопольской ВМБ, отдельной химической роты Береговой обороны Главной базы и отдельной химической роты Береговой Обороны Одесской ВМБ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector