5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки

Содержание

Читать онлайн «Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки» автора Барятинский Михаил Борисович — RuLit — Страница 1

М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев

Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Обложка: 1—4-я стр. — рис. М.Дмитриева.

Следующий номер «БРОНЕКОЛЛЕКЦИИ»: справочник «Бронетанковая техника Великобритании 1939—1945»

Авторы выражают благодарность М.В.АШИКУ за помощь, оказанную 8 сборе материалов для данного издания.

В номере использованы фотографии из фондов Российского Государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и Агентства ФОТО- ИТАР-ТАСС

ГБТУ — Главное бронетанковое управление Советской Армии, ГКО — Государственный Комитет Обороны, ДТМ — пулемет Дегтярева, танковый модернизированный, ДШКМ — пулемет Дегтярева — Шпитального, крупнокалиберный модернизированный, ЗИП —запасные части и приспособления, КП — коробка передач, КПВТ — крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый, МБР — межконтинентальная баллистическая ракета, МДШ — малая дымовая шашка, НУРС — неуправляемый ракетный снаряд, ОПВТ — оборудование подводного вождения танка, ПМП — планетарный механизм поворота, ППО — противопожарное оборудование, ПТУР — противотанковая управляемая ракета, РСД — ракета средней дальности, САУ — самоходно-артиллерийская установка, ТПУ — танковое переговорное устройство.

Тяжелые танки ИС-3 на Красной Площади. 1 мая 1949 года.

В начале второй мировой войны только две страны — Советский Союз и Германия — имели в составе своих армий более или менее значительное количество тяжелых танков. Однако немецкие Pz.IV, относившиеся в то время к классу тяжелых, по существу, являлись средними танками. И только советские КВ можно рассматривать как полноценные тяжелые танки того периода. Это единоличное лидерство продолжалось до конца 1942 года, то есть до появления на поле боя немецкого тяжелого танка «Тигр». Впоследствии, вплоть до 1945 года, тяжелые танки в значительных количествах строились по-прежнему только в СССР и Германии. Две другие великие державы — участницы второй мировой войны — США и Великобритания, так и не смогли создать отвечающей тогдашним требованиям боя конструкции тяжелого танка.

Доля тяжелых боевых машин в танковых войсках постоянно возрастала и достигла в 1944 году 37,5%. При этом по численности лидером по-прежнему оставался Советский Союз, в котором с 1939 по 1945 год было выпущено 8258 тяжелых танков, за это же время в Германии — всего 1839!

Количественное превосходство напрямую сказалось как на организации тяжелых танковых частей, так и на тактике применения боевых машин этого класса. Если немцы не пошли дальше тяжелых танковых батальонов, то в Красной Армии, начав с танковых полков прорыва в 1942 году, спустя два года пришли к сосредоточению тяжелых танков в составе тяжелых танковых бригад. Тактика их применения была соответственной — можно по пальцам пересчитать случаи, когда немецкие «тигры» использовались в качестве ударного кулака наступающих танковых частей. Самые известные из них — Курская битва и сражение у озера Балатон в Венгрии. В основном же уделом немецких тяжелых танков на завершающем этапе войны стали действия из засад, стрельба с места. Советские же КВ, и еще в большей степени ИС-2 использовались как главная ударная сила значительно чаще.

Вместе с тем взгляд на боевое предназначение тяжелых танков в ходе войны существенно изменился. Если первоначально они разрабатывались главным образом для прорыва сильно укрепленной обороны, то в дальнейшем, после оснащения мощными длинноствольными пушками, их главной задачей стала борьба с танками противника на больших дальностях стрельбы, огневая поддержка средних танков. Тяжелые танки отличались более высокой огневой мощью и защищенностью, но были менее подвижными, чем средние.

В послевоенные годы при создании боевых машин первого послевоенного поколения в СССР (как, впрочем, в Англии и США) была реализована «двухтанковая» политика, когда основу танкового парка составляли средние танки, усиленные небольшим количеством тяжелых. Однако развитие конструкторской мысли и достижения технологии танкостроения привели к тому, что разница в тактико-технических характеристиках средних и тяжелых танков стала заметно уменьшаться и постепенно сошла на нет. На авансцену вышел основной боевой танк, являющийся логическим развитием среднего, но уже к концу 70-х годов практически догнавший по всем показателям вытесненные им тяжелые танки.

Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки

М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев

Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Обложка: 1—4-я стр. — рис. М.Дмитриева.

Следующий номер «БРОНЕКОЛЛЕКЦИИ»: справочник «Бронетанковая техника Великобритании 1939—1945»

Читать еще:  Парабеллум – уникальный пистолет Георга Люгера

Авторы выражают благодарность М.В.АШИКУ за помощь, оказанную 8 сборе материалов для данного издания.

В номере использованы фотографии из фондов Российского Государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и Агентства ФОТО- ИТАР-ТАСС

ГБТУ — Главное бронетанковое управление Советской Армии, ГКО — Государственный Комитет Обороны, ДТМ — пулемет Дегтярева, танковый модернизированный, ДШКМ — пулемет Дегтярева — Шпитального, крупнокалиберный модернизированный, ЗИП —запасные части и приспособления, КП — коробка передач, КПВТ — крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый, МБР — межконтинентальная баллистическая ракета, МДШ — малая дымовая шашка, НУРС — неуправляемый ракетный снаряд, ОПВТ — оборудование подводного вождения танка, ПМП — планетарный механизм поворота, ППО — противопожарное оборудование, ПТУР — противотанковая управляемая ракета, РСД — ракета средней дальности, САУ — самоходно-артиллерийская установка, ТПУ — танковое переговорное устройство.

Тяжелые танки ИС-3 на Красной Площади. 1 мая 1949 года.

В начале второй мировой войны только две страны — Советский Союз и Германия — имели в составе своих армий более или менее значительное количество тяжелых танков. Однако немецкие Pz.IV, относившиеся в то время к классу тяжелых, по существу, являлись средними танками. И только советские КВ можно рассматривать как полноценные тяжелые танки того периода. Это единоличное лидерство продолжалось до конца 1942 года, то есть до появления на поле боя немецкого тяжелого танка «Тигр». Впоследствии, вплоть до 1945 года, тяжелые танки в значительных количествах строились по-прежнему только в СССР и Германии. Две другие великие державы — участницы второй мировой войны — США и Великобритания, так и не смогли создать отвечающей тогдашним требованиям боя конструкции тяжелого танка.

Доля тяжелых боевых машин в танковых войсках постоянно возрастала и достигла в 1944 году 37,5%. При этом по численности лидером по-прежнему оставался Советский Союз, в котором с 1939 по 1945 год было выпущено 8258 тяжелых танков, за это же время в Германии — всего 1839!

Количественное превосходство напрямую сказалось как на организации тяжелых танковых частей, так и на тактике применения боевых машин этого класса. Если немцы не пошли дальше тяжелых танковых батальонов, то в Красной Армии, начав с танковых полков прорыва в 1942 году, спустя два года пришли к сосредоточению тяжелых танков в составе тяжелых танковых бригад. Тактика их применения была соответственной — можно по пальцам пересчитать случаи, когда немецкие «тигры» использовались в качестве ударного кулака наступающих танковых частей. Самые известные из них — Курская битва и сражение у озера Балатон в Венгрии. В основном же уделом немецких тяжелых танков на завершающем этапе войны стали действия из засад, стрельба с места. Советские же КВ, и еще в большей степени ИС-2 использовались как главная ударная сила значительно чаще.

Вместе с тем взгляд на боевое предназначение тяжелых танков в ходе войны существенно изменился. Если первоначально они разрабатывались главным образом для прорыва сильно укрепленной обороны, то в дальнейшем, после оснащения мощными длинноствольными пушками, их главной задачей стала борьба с танками противника на больших дальностях стрельбы, огневая поддержка средних танков. Тяжелые танки отличались более высокой огневой мощью и защищенностью, но были менее подвижными, чем средние.

В послевоенные годы при создании боевых машин первого послевоенного поколения в СССР (как, впрочем, в Англии и США) была реализована «двухтанковая» политика, когда основу танкового парка составляли средние танки, усиленные небольшим количеством тяжелых. Однако развитие конструкторской мысли и достижения технологии танкостроения привели к тому, что разница в тактико-технических характеристиках средних и тяжелых танков стала заметно уменьшаться и постепенно сошла на нет. На авансцену вышел основной боевой танк, являющийся логическим развитием среднего, но уже к концу 70-х годов практически догнавший по всем показателям вытесненные им тяжелые танки.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны основным советским тяжелым танком был ИС-2, созданный в 1943-м конструкторами Челябинского Кировского завода (ЧКЗ). В том же году новую боевую машину запустили в серийное производство. До момента его прекращения в середине 1945 года было изготовлено 3483 ИС-2, причем 60 из них собрали в Ленинграде, на восстановленном Кировском заводе.

Эта машина оставалась на вооружении Советской Армии вплоть до начала 60-х годов. Планировавшийся ей на смену ИС-3 имел существенные конструктивные недостатки, затруднявшие эксплуатацию танка в войсках. Тяжелый танк ИС-4 также оказался сложным в эксплуатации и обслуживании. В то же время ИС-2 вполне устраивал армию как технически надежная и простая боевая машина. Поэтому в 1954 году была осуществлена крупная модернизация танка ИС-2 с целью продления срока его службы.

Был изъят кормовой башенный пулемет, боекомплект пушки увеличили до 35 выстрелов, ввели подъемный механизм пушки со сдающим звеном. Стеклоблок (триплекс) механика-водителя заменили призменным перископом, а кроме того, установили прибор ночного видения ТВН- 2 или БВН. Двигатель В-2-10 заменили на В-54К-ИС с маслозакачивающей системой, форсуночным подогревателем НИКС-1 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункера. Была установлена коробка передач с масляным насосом и системой охлаждения масла, введено жесткое крепление ее к задней опоре. Усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменили сальниковые уплотнения. Количество аккумуляторных батарей увеличили с двух до четырех. Установили радиостанцию Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120 послевоенной конструкции. Модернизированные таким образом танки получили обозначение ИС-2М. Они находились на вооружении тяжелых танко-самоходных полков и окончательно были заменены в войсках танками Т-10.

Читать еще:  Подвиг 12-й погранзаставы история видео смотреть онлайн

Помимо Красной Армии танки ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского. 71 боевая машина была передана для формирования 4-го и 5-го полков тяжелых танков. За время боев в Померании 4-й полк тяжелых танков уничтожил 31 танк противника, потеряв при этом 14 своих. Оба полка принимали участие в битве за Берлин. Планировалось сформировать еще два таких полка — 6-й и 7-й, но сделать этого не успели — закончилась война. К концу боевых действий в Войске Польском осталось 26 ИС-2 (21 машину вернули Красной Армии, а остальные были потеряны в боях). Сохранившиеся танки и вошли после войны в состав польского 7-го тяжелого танкового полка.

В послевоенный период ИС-2 поступили на вооружение и чехословацкой армии.

В начале 1950-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. В Корее китайские добровольцы применяли их против американцев. По данным американской разведки китайские войска в Корее имели четыре отдельных танковых полка, каждый из которых состоял из четырех рот Т-34-85 и одной роты ИС-2 (по 5 танков в каждой).

ИС-2М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны в Москве на Поклонной горе. В лобовом листе корпуса над смотровой щелью механика-водителя расположена шахта для установки прибора ночного видения ТВН-2. Большие кронштейны на кормовом листе танка предназначены для крепления двух 200-литровых бочек с топливом, маленькие кронштейны между ними—для дымовых шашек. В центре кормового листа — кронштейн для крепления пушки при развернутой назад башне. Кормовой башенный пулемет изъят, а его шаровая установка заварена.

Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки

Доля тяжелых боевых машин в танковых войсках в течение второй мировой войны постоянно возрастала и достигла в 1944 году 37,5%. При этом по численности лидером по-прежнему оставался Советский Союз, в котором с 1939 по 1945 год было выпущено 8258 тяжелых танков, за это же время в Германии — всего 1839!

Количественное превосходство напрямую сказалось как на организации тяжелых танковых частей, так и на тактике применения боевых машин этого класса. Если немцы не пошли дальше тяжелых танковых батальонов, то в Красной Армии, начав с танковых полков прорыва в 1942 году, спустя два года пришли к сосредоточению тяжелых танков в составе тяжелых танковых бригад. Тактика их применения была соответственной — можно по пальцам пересчитать случаи, когда немецкие «тигры» использовались в качестве ударного кулака наступающих танковых частей. Самые известные из них — Курская битва и сражение у озера Балатон в Венгрии. В основном же уделом немецких тяжелых танков на завершающем этапе войны стали действия из засад, стрельба с места. Советские же КВ, и еще в большей степени ИС-2 использовались как главная ударная сила значительно чаще.

Похожие книги из библиотеки

Советская бронетанковая техника 1945 — 1995 (часть 2)

Приложение к журналу „МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР“

В начале Второй мировой войны был создан и получил широкое распространение новый вид боевой техники — бронетранспортер. Его появление отразило радикальные изменения в тактике ведения боевых действий сухопутными войсками. Без участия бронетранспортеров не проводилась ни одна наступательная операция. О роли и значении этого вида боевой техники во Второй мировой войне можно судить по объемам производства: в Германии было выпущено 22 578 единиц, в США — 67 706, в Великобритании и странах Содружества — около 76 000. Советский Союз во время войны БТРы не выпускал, но получил по ленд-лизу 8522 единицы, которые неплохо зарекомендовали себя в Красной Армии. Два из них — колесный полноприводной «Скаут» МЗА1 и полугусеничный М2 — послужили прототипами для первых отечественных бронетранспортеров послевоенного периода — БТР-40 и БТР-152. Эти машины стали первыми массовыми БТРами Советской Армии и способствовали созданию мотострелковых войск, пришедших на смену стрелковым.

Разработка новых советских многоколесных БТРов началась в 1957 — 1958 годах и велась фактически на конкурсной основе. К началу 60-х были построены опытные образцы шестиколесного ЗИЛ-153, восьмиколесного ГАЗ-49, рубцовского колесно-гусеничного «объекта 19», мытищинского «560» и кутаисских «1015Б» и «1020Б». Принятый на вооружение БТР-60П (ГАЗ-49) стал родоначальником целого семейства боевых бронированных машин, представители которого — БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80 — состоят сегодня на вооружении Российской Армии, пограничных и внутренних войск, а также морской пехоты.

Бронетанковая техника США 1939 — 1945

К чести американцев, они очень быстро сделали выводы из успехов германских танковых соединений в Польше и Франции. 10 июля 1940 года началось создание бронетанковых войск армии США — Armored Force, во главе с генералом А.Чаффи (английское’ слово «armoured» — броневой, бронетанковый — в «американском» варианте языка пишется «armored»). Спустя пять дней на базе существовавших танковых и механизированных частей приступили к формированию 1-й и 2-й танковых дивизий (Armored Division). В состав каждой входили два полка легких танков и один — средних, разведывательный батальон (Reconnaissance Armored Battalion), мотопехотный батальон (Infantry Armored Battalion), артиллерийский (Field Artillery Battalion Armored) и инженерный (Engineer Battalion Armored) батальоны. Формирование дивизий завершили к лету 1941 года. В каждой из них насчитывалось свыше 24 тыс. человек личного состава, 375 танков, 42 75-мм самоходных орудия, 54 самоходные гаубицы, 126 самоходных противотанковых орудий. Такая дивизия была громоздкой и трудноуправляемой.

Читать еще:  Оценки соотношения между возможностями танка и его обороной

Бронеколлекция 1999 № 01 (22) Средний танк «Шерман»

«Шерман» — самый массовый американский танк периода Второй мировой войны, уверенно делящий первое место по популярности с советским Т-34. Долгое время импортную технику у нас было принято ругать, а не хвалить. Из книги в книгу, из статьи в статью кочевал длинный перечень недостатков, в то время как не менее длинный перечень достоинств содержался в документах с различными грифами секретности. Но времена меняются, и вслед за «Пантерой» и «Тигром» наступила очередь «Шермана». Плох он был или хорош? Попробуем разобраться.

Бронетранспортеры вермахта

«Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха до тех пор, пока местность не будет полностью захвачена и очищена от противника»—это положение, выдвинутое германским танковым теоретиком генералом Г.Гудерианом еще в 1936 году, показывает, какая роль отводится пехоте при взаимодействии ее с танками. Гудериан правильно предвидел, что в условиях все возраставшей эффективности противотанкового оружия потери атакующих танков, не имевших прикрытия пехоты, будут слишком большими. Да и сам захват и удержание местности одними танками без пехоты были невозможны.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Журнал «Бронеколлекция»

Популярный массовый специализированный журнал для любителей истории бронетанковой техники и танкостроения. Издается с 1995 года в качестве приложения к журналу «Моделист-конструктор».

В нем публикуются тематические справочники, посвященные бронетехнике разных стран мира и разных периодов, а также монографии, которые рассказывают о наиболее интересных машинах — танках, самоходках, бронетранспортерах и бронеавтомобилях.

Все номера готовятся на основе эксклюзивных, в том числе архивных документов и материалов, иллюстрируются большим количеством подробных чертежей и рисунков, множеством редких фотографий. Периодичность издания — один номер в два месяца. Печать — офсетная, с цветными обложками.

Специальные выпуски «Бронеколлекции» издаются с 2002 года и имеют самостоятельную подписку. Тематически они аналогичны обычным приложениям — справочники и монографии, но имеют увеличенный объем: от 64 до 96 страниц.

Часть спецвыпусков готовится на основе эксклюзивных, еще не издававшихся, материалов, часть представляет собой улучшенные и дополненные, в первую очередь фотографиями и чертежами, справочники и монографии уже публиковавшиеся в приложении «Бронеколлекция» в прошлые годы.

Скачать все журналы «Бронеколлекция» с облака Mail.ru:

Список журналов Бронеколлекция:

Бронеколлекция 1995

02 — Тяжелый танк Т-35

Бронеколлекция 1996

02 — Бронетанковая техника Германии 1939-1945

03 — Советские тяжелые послевоенные танки

04 — Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945

05 — Легкий танк БТ-7

Бронеколлекция 1997

02 — Тяжелый танк ‘Пантера’

03 — Бронетанковая техника США 1939-1945

04 — Легкие танки Т-40 и Т-60

05 — Бронетанковая техника Германии 1939-1945 (ч.2)

Бронеколлекция 1998

02 — «Шилка» и другие отечественные зенитные самоходные установки

03 — Тяжелый танк ИС-2

04 — Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945

05 — Средний танк «Чи-Ха»

Бронеколлекция 1999

02 — Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 (ч.2)

03 — Средний танк Т-34

04 — Средний танк Т-34-85

05 — Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945

Бронеколлекция 2000

02 — Легкий танк Panzer I

03 — Советская бронетанковая техника 1945-1995 (ч.1)

04 — Советская бронетанковая техника 1945-1995 (ч.2)

05 — Сухопутные корабли. Английские тяжелые танки ПMB

Бронеколлекция 2001

02 — Тяжелый танк «Королевский тигр»

03 — Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000 (ч.1)

04 — Пехотный танк «Матильда»

05 — Бронетранспортер БТР-152

Бронеколлекция 2002

02 — Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000 (ч.2)

03 — Артиллерийские тягачи Красной Армии

04 — Легкий танк Panzer II

05 — Пехотный танк «Валентайн»

Бронеколлекция 2003

02 — Средний танк «Центурион»

03 — Легкий танк «Стюарт»

04 — Легкий танк «LT vz.35»

05 — От «Першинга» до «Паттона». Средние танки М26, М46 и М47

Бронеколлекция 2004

02 — Средний танк Т-62

03 — Французские танки Второй мировой войны

04 — Легкие танки Pz.38(t)

05 — Американские бронетранспортеры Второй мировой войны

Бронеколлекция 2005

02 — Артиллерийские тягачи Красной Армии (ч.2)

03 — Танки Хонведшега

04 — Основной боевой танк М60

05 — Артиллерийские тягачи Советской Армии

Бронеколлекция 2006

02 — Тяжелые САУ Красной Армии

03 — Легкий танк «Ха-го»

04 — Средний танк Т-54

05 — Легкий танк «Шеридан»

Бронеколлекция 2007

02 — Американские «аллигаторы»

03 — Тяжелый танк КВ в бою

04 — Крейсерский танк «Кромвель»

05 — «Леклерк» и другие. Французские основные боевые танки

Бронеколлекция 2008

02 — Легкий танк М41

03 — Танкетка Т-27 и другие

04 — Танк Т-55. (ч.1)

05 — Танк Т-55. (ч.2)

Бронеколлекция 2009

02 — Полуторатонные грузовики Германии 1939-1945

03 — Бронетехника Ленд-Лиза

04 — Тяжелый танк Т-10

05 — Колесные бронеавтомобили Франции 1920-1945

Бронеколлекция 2010

02 — Бронетехника армии Австралии

03 — Танк победы ИС-3

Бронеколлекция 2011

Бронеколлекция Спецвыпуски

02 — Легкий танк Т-26

03 — Т-34. История танка

04 — Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945

05 — Плавающий танк ПТ-76

06 — Бронетанковая техника Красной Армии 1939-1945

07 — «Черная кошка» панцерваффе

08 — Огнеметные танки Второй мировой войны

09 — Боевые машины десанта

10 — Автомобили Красной Армии 1941 — 1945

11 — Отечественные колесные бронетранспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector