0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

БРИТАНСКИЕ ТАНКИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ

Содержание

БРИТАНСКИЕ ТАНКИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ

БРИТАНСКИЕ ТАНКИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ

В феврале 1918 года «отец французских танков» генерал Жан-Батист Этьен заявил о необходимости тяжелых танков, способных «возглавлять атаку». Дело в том, что имевшиеся к тому времени во Франции средние танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон» больше подходили для поддержки атаки пехотой второй линии окопов противника, а только созданные легкие «Рено» FT служили для сопровождения пехоты. С первыми британскими тяжелыми «ромбовидными» танками Этьен познакомился, посетив летом 1916 года завод Фостера в Линкольне. Поскольку французские работы по тяжелым танкам шли крайне медленно, решили использовать английские. В январе 1918 года французское правительство запросило британское об уступке танков Mk V в обмен на легкие «Рено». Англичане предложили передать 300 танков Mk V*. Вопрос необходимости в пополнениях танками самой британской армии отложили до осени. Личный состав французского 3-го батальона танков «Шнейдер», оставшегося без машин после боев в Шампани, в конце сентября направили в Буррон. В начале октября туда прибыли первые 25 Mk V*, всего к 1 ноября прибыло 77. Экипажи прошли обучение, но в боях не участвовали. После войны батальон вошел в состав 551-го тяжелого танкового полка. В начале 1920-х годов 57-мм пушки заменили укороченными 75-мм (боекомплект составил 200 выстрелов). На 1929 г. на вооружении французской армии оставалось 70 Mk V*.

Потом их частично заменили французские 2С. Британскими танками заинтересовались и русские специалисты. Летом 1917 г. находящаяся в Англии временная техническая комиссия Главного военно-технического управления русского военного министерства обратила внимание на «новый тип тяжелых полевых крейсеров английской армии номер 2» (скорее всего имелся в виду прототип тяжелого Mk V, но термин «крейсер» наводит на мысль и о прототипе среднего Mk А). Подчеркивалась проходимость танков, имевшая «огромное для русских условий значение». Отметим, что в России поначалу либо прямо использовали английское «tank», либо переводили его как «лохань». Слово «танк» утвердилось у нас окончательно как раз во время Гражданской войны (поначалу широко использовался и женский род — «танка»), когда с этими машинами пришлось иметь дело непосредственно. Но тогда танки в Россию так и не попали — союзники, сами лишь разворачивавшие выпуск нового средства войны, не слишком спешили делиться им с русской стороной. Британцы предпочитали «маскировать» свои работы мифическими «русскими заказами», но даже показывали танки русским представителям неохотно. Зато в 1918 г. танки союзников «добрались» сюда для противодействий красным армиям.

Французский офицер осматривает подбитый тяжелый британский танк Mk IV.

Похожие главы из других книг:

Британские острова

Британские острова В 1900 г. островное королевство Великобритания было сильнейшей из мировых держав. Она владела территориями на всех континентах земного шара, и четверть населения земли была подданными английской королевы Виктории. Английский флот мог одержать победу

1. Французский фронт в 1917 г. Поражения французской армии. Военные бунты во Франции

1. Французский фронт в 1917 г. Поражения французской армии. Военные бунты во Франции Трудное время пережила Франция за шестнадцать месяцев, протекших между началом русской революции и «второй Марной», т. е. битвой на Марне 15–17 июля 1918 г. Дело было не только в ослаблении, а

Британские войска СС

Британские войска СС Британия царит над волнами, Германия — на континенте. Де Слад «Иомены Валгаллы» С одобрения Фюрера члены Британского добровольческого корпуса, основанного в 1942 г. («Легион святого Георгия») — это «истинно британское, добровольное воинство

Глава 12 Танки Красной армии

Глава 12 Танки Красной армии Второй фронт на ДнепреС момента моего возвращения прошло десять дней. Мой приезд мы отпраздновали на славу. В избе без окон, в которой отдыхали, устроили настоящее пиршество. Правда, ни водки, ни бисквитов не было. Но на войне как на войне.Излишек

Отступление французской армии

Отступление французской армии Уход Наполеона из Москвы ? Бой под Малоярославцем ? Бой при Вязьме ? Бои под Красным Уход Наполеона из Москвы. Не получая ответа на предложения начать переговоры о мире и не рассчитывая разбить усилившуюся армию Кутузова, Наполеон думал об

Глава 10 БРИТАНСКИЕ КЕЛЬТЫ

Глава 10 БРИТАНСКИЕ КЕЛЬТЫ Клавдия в детстве держали в изоляции, потому что считали умственно и физически нездоровым.Он заикался, хромал и был очень болезненным ребенком.В это время одиночества он жадно читал, вооружившись обширными знаниями, которые оказались

70. Вторжение французской армии

70. Вторжение французской армии Принц-регент, королева и вся королевская семья поднялись на борт кораблей, сосредоточенных в устье Тежу, и отплыли в Бразилию. В составе многочисленной свиты, сопровождавшей их, было много представителей знати, богатые торговцы, высшие чины

Британские сомнения

Британские сомнения Хейг полагал, что немцы находятся на пределе человеческих возможностей, и делал вывод, что требуется фронтовая активизация. Его поддержал южноафриканский генерал Смете: наступать — моральная обязанность англичан. Хейг уверял, что совершит на Ипре в

ЧИСЛЕННОСТЬ ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ

ЧИСЛЕННОСТЬ ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ Пришло время сказать о силе и составе французской армии. О ее количестве нельзя сообщить ничего конкретного – сведения во французских источниках отсутствуют, остается предполагать и догадываться. Принимая во внимание все уже нам

Британские

Британские Вскоре после прибытия бельгийцев, в первый день нового — 1916 года в Александровске (Мурманске) высадились британская бронеавтомобильная часть[94]. Она была известна как «Русский бронеавтомо-бильный дивизион Королевской морской авиационной службы» и находился

Британские истребители

Британские истребители Супермарин Спитфайер («Спит»). Одноместный, восьмипушечный истребитель (в более поздних моделях с четырьмя или шестью более тяжелыми пушками). Максимальная скорость 365 миль в час на высоте 19 000 футов (Mk II–370)Хокер Харрикейн («Харри»). Одноместный,

Британские «морские волки»

Британские «морские волки» Примерно в 1555 году в Англии было создано торговое общество «Для открытия неизвестных территорий» с участием богатых торговцев, кораблевладельцев, капитанов и предприимчивых вельмож. Открыто провозглашенной целью общества было пока что

Англичане и Британские острова

Англичане и Британские острова Англия как государственное объединение представляет собой явление уникальное и парадоксальное. Начать с того, что страна эта не имеет определенного названия. То есть, конечно, все знают, что Англия – это часть Великобритании, она же

Британские владения

Британские владения Египет, номинально независимый с 1922 г., сбросил британскую опеку после революции Насера в 1952 г. Судан завоевал свободу в 1956 г.В Западной Африке колония Золотой Берег получила автономию под руководством Нкрумы в 1952 г. Она стала полностью независимой в

Британские острова

Британские острова Королевство АнглияДом Уэссексов802–839 – Эгберт (король Уэссекса с 802, присоединил Кент в 825, верховный правитель всех английских королевств в 829–830)839–858 – Этельвульф (сын, только Кент в 856–858)856–860 Этельбальд (сын, Уэссекс)858–865 Этельберт (брат, Кент в

Читать еще:  Разминирование и танки-тральщики

Британские солдаты*

Британские солдаты* (Эскиз с натуры)Парижскому корреспонденту радикальной миланской газеты «Secolo» удалось случайно натолкнуться — неизвестно, около какого города, — на большой английский лагерь, к которому позднее присоединились и вновь прибывшие индийские войска.

БРИТАНСКИЕ ТАНКИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ

БРИТАНСКИЕ ТАНКИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ

В феврале 1918 года «отец французских танков» генерал Жан-Батист Этьен заявил о необходимости тяжелых танков, способных «возглавлять атаку». Дело в том, что имевшиеся к тому времени во Франции средние танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон» больше подходили для поддержки атаки пехотой второй линии окопов противника, а только созданные легкие «Рено» FT служили для сопровождения пехоты. С первыми британскими тяжелыми «ромбовидными» танками Этьен познакомился, посетив летом 1916 года завод Фостера в Линкольне. Поскольку французские работы по тяжелым танкам шли крайне медленно, решили использовать английские. В январе 1918 года французское правительство запросило британское об уступке танков Mk V в обмен на легкие «Рено». Англичане предложили передать 300 танков Mk V*. Вопрос необходимости в пополнениях танками самой британской армии отложили до осени. Личный состав французского 3-го батальона танков «Шнейдер», оставшегося без машин после боев в Шампани, в конце сентября направили в Буррон. В начале октября туда прибыли первые 25 Mk V*, всего к 1 ноября прибыло 77. Экипажи прошли обучение, но в боях не участвовали. После войны батальон вошел в состав 551-го тяжелого танкового полка. В начале 1920-х годов 57-мм пушки заменили укороченными 75-мм (боекомплект составил 200 выстрелов). На 1929 г. на вооружении французской армии оставалось 70 Mk V*.

Потом их частично заменили французские 2С. Британскими танками заинтересовались и русские специалисты. Летом 1917 г. находящаяся в Англии временная техническая комиссия Главного военно-технического управления русского военного министерства обратила внимание на «новый тип тяжелых полевых крейсеров английской армии номер 2» (скорее всего имелся в виду прототип тяжелого Mk V, но термин «крейсер» наводит на мысль и о прототипе среднего Mk А). Подчеркивалась проходимость танков, имевшая «огромное для русских условий значение». Отметим, что в России поначалу либо прямо использовали английское «tank», либо переводили его как «лохань». Слово «танк» утвердилось у нас окончательно как раз во время Гражданской войны (поначалу широко использовался и женский род — «танка»), когда с этими машинами пришлось иметь дело непосредственно. Но тогда танки в Россию так и не попали — союзники, сами лишь разворачивавшие выпуск нового средства войны, не слишком спешили делиться им с русской стороной. Британцы предпочитали «маскировать» свои работы мифическими «русскими заказами», но даже показывали танки русским представителям неохотно. Зато в 1918 г. танки союзников «добрались» сюда для противодействий красным армиям.

Французский офицер осматривает подбитый тяжелый британский танк Mk IV.

Похожие книги из библиотеки

Учебник выживания снайпера. «Стреляй редко, но метко!»

Как снайперу выжить и победить на поле боя? В чем секрет подготовки элитного стрелка? Какое оружие, какие навыки необходимы, чтобы исполнить заветы А.С. Суворова и защитников Сталинграда: «Стреляй редко, но метко!»; «Снайпер – это охотник. Противник – зверь. Выследи его и вымани под выстрел. Враг коварен – будь хитрее его. Он вынослив – будь упорнее его. Твоя профессия – это искусство. Ты можешь то, чего не могут другие. За тобой – Россия. Ты победишь, потому что ты обязан победить!».

Эта книга не только глубокое исследование снайперского дела на протяжении двух столетий, в обеих мировых войнах, многочисленных локальных конфликтах и тайных операциях спецслужб, но и энциклопедия снайперских винтовок военного, полицейского и специального назначения, а также боеприпасов к ним и оптических прицелов. Как сами снайперы являются элитой вооруженных сил, так и снайперские винтовки – «высшая лига» стрелковых вооружений. Насколько снайперская подготовка превосходит обычный «курс молодого бойца», настолько и снайперское оружие дороже, сложнее и взыскательнее массовых моделей. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем главного из воинских искусств.

Танки Первой Мировой

Первая Мировая война привела не только к грандиозным социальным потрясениям, но и к целой серии радикальных переворотов а военном деле. И главным из них стала

, позволившая преодолеть «позиционный тупик» Западного фронта.

Великая Танковая революция

Именно в 1914–1918 гг. танк из «нелепой игрушки» превратился в нового «бога войны». Именно на полях сражений Первой Мировой родился новый род войск и тактика его боевого применения. Именно здесь был совершен колоссальный прорыв в танковом деле, на десятилетия определивший характер современной войны.

Новая книга ведущего историка вооружений — самое полное исследование периода становления танковых войск, глубокий анализ их создания, развития и боевого применения на фронтах Первой Мировой.

Танк № 1 «Рено ФТ-17». Первый, легендарный

Этот легендарный танк совершил настоящую революцию в военном деле, став «законодателем мод» и образцом для подражания, определив классическую танковую компоновку с вращающейся башней. Именно с этой машины был скопирован первенец советского танкостроения «Борец за свободу товарищ Ленин». За четверть века боевой службы «Рено ФТ-17» участвовал во множестве войн и вооруженных конфликтов — от Первой до Второй Мировой, от Франции до Африки и Индокитая, от России до Южной Америки, — а в последний раз пошел в бой в августе 1945 года против японцев у крепости Ханой. И если оценивать бронетехнику XX века по вкладу в развитие танкостроения, то не знаменитые «тридцатьчетверки», «тигры», «абрамсы» и «меркавы», а именно «Renault FT-17» следует признать ТАНКОМ № 1.

Новая книга ведущего специалиста по историка бронетехники — лучшее отечественное исследование создания, службы и боевого применения легендарного танка.

Все танки Первой Мировой. Том II

Самая полная энциклопедия танков Первой Мировой! Всё о рождении нового «бога войны» и Великой Танковой Революции, которая навсегда изменила военное искусство — не только тактику, но и стратегию, — позволив преодолеть «позиционный тупик» Западного фронта. Британские Мk всех модификаций, французские «шнейдеры», «сен-шамоны» и «Рено» FT, германские A7V, LK и «К-Wagen» («Колоссаль»), а также первые русские, итальянские и американские опыты — в этой энциклопедии вы найдете исчерпывающую информацию обо всех без исключения танках Первой Мировой войны, об их создании, совершенствовании и боевом применении. КОЛЛЕКЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.

Танки – павшие гиганты Первой мировой войны.

Развитие танков в Первой мировой войне стало ответом на патовую ситуацию, которая сложилась на Западном фронте. Тяжелые потери, понесенные в первые месяцы боевых действий, стимулировали развитие этого нового вида боевой единицы, которая бы соединяла воедино броню, огневую мощь и вездеходную мобильности. Исследования по проектированию танков проводились в Великобритании и Франции, и с некоторым опозданием и в Германии.

Британский танк, который врезался в дерево, неподалеку от Камбре, Франция, 1917 год.

В Первую мировую войну танки были потомками гусеничных тракторов, построенных Растин и Хорнсби Линкольн и используемых в Англии, 1902 год.

В Великобритании, первый танк, по прозвищу маленький Вилли, был построен компанией Уильям Фостер & Co в августе и сентябре 1915 года. Прототип нового дизайна, который стал бы танком Марк 1, был продемонстрирован британской армии 2 февраля 1916 года. Для сохранения секретности производящиеся новые боевые транспортные средства были названы “танк” (бочка). Термин был выбран, когда стало известно, что рабочие завода Уильяма Фостера называют первый прототип “ бочка ” из-за своего сходства с стальным водяным баком.

Читать еще:  Противотанковая артиллерия

Легкий танк движется по пересеченной местности, 1917 год.

Французы выпустили первые танки в апреле 1917 года и вскоре стали производить значительно больше танков, чем все другие участники войны.

Один из первых американских танков проезжает мимо “Флэтайрон-Билдинг” в Нью-Йорке, 1917 год.

Немцы разработку танков начали только в ответ на появление союзных танков на поле боя. В то время как союзники изготовили несколько тысяч танков в ходе войны Германия успела выпустить только 1680 танков своего собственного производства.

Британский танк во Франции во время Первой Мировой Войны, 1917 год.

Первые танки были механически ненадежными. Сильно обстреливаемая местность была непроходимой для обычных транспортных средств, и её могли преодолевать только высоко мобильные танки, такие как Марк и ФЦ. Вместе с танками в ходе Первой мировой войны также начали выпускаться первая самоходка (Британский Перевозчик пушки МК I) и первый бронетранспортер (Британский МК IX).

Британский бронированный автомобиль, искалеченный вражескими выстрелами с экипажем либо мертвы, либо захвачены в плен. 1918 год.

Французские войска, вступившие в Рейнланд, 1918 год.

Американский танк, 1917 год.

Американский танк, 1917 год.

“Мужской” танк на Лорд-мэр шоу в Лондоне, 1917 год.

Бульдог Победы позирует на танке на Трафальгарской площади во время кампании по продаже сертификатов военного займа, 1917 год.

Человек, стоящий на вершине танка на Трафальгарской площади и выступающий в поддержку военных облигаций, 1917 год.

Захваченные британские танки немцы ремонтировали, перекрашивали и воевали на них сами, 1917 год.

Легкий танк, который оказалась в затруднительном положении после падения в траншею, 1917 год.

Британский танк пересекает окопы во Фландрии, 1917 год.

Немецкий танк выходит из леса, готовясь к нападению, 1917 год.

Британский средний танк Марк Уиппет продвигается по грязи, пытаясь проникнуть в немецкие линии обороны. Только двести из этих танков были изготовлены, 1918 год.

Ранний французский танк на пересеченной местности, 1917 год.

Британский танк горит, попав в струю немецкого огнемета, 1918 год.

Американский солдат идет впереди британского танка, 1918 год.

Британский танк из числа тех, которым удалось сломать немецкие проволочные заграждения обороны в Камбре, 1918 год.

Американский танк, 1917 год.

Первый в мире военный корабль такого рода, во Франции, в ноябре 1916 года.

Ранний британский танк, оснащенный деревянными фашинами, для удобства преодоления препятствий. Бельгия, около 1917 год.

Экипаж немецкого танка, сдающийся в плен экипажу британского танка в сцене из британского фильма, снятого в Дорсете, Англия, 1927 год.

Работник разрезает танк газовой горелкой, во время послевоенного разоружения в Германии, 1920 год.

Легкий танк Рено ft-17 на патрулировании в районе французской концессии в Китае, 1927 год.

Британский армейский танк проходит испытания в Линкольншире, 1918 год.

Воины 18-й стрелковой дивизии, спасаются от снарядов, во французской деревне, 1918 год.

Немецкие солдаты собрались вокруг танка на Берлинской улице во время беспокойного периода Веймарской Республики, 1920 год.

Французские солдаты держат в руках флаги и едут на танках перед Триумфальной аркой на Елисейских полях в День взятия Бастилии и празднования окончания Первой Мировой Войны, Париж, Франция, 1919 год.

Группа мужчин осматривает танк, Лондон, 1919 год.

Две женщины за рулем парового двигателя на площадке для испытаний танка в Линкольншире, 1918 год.

Танк, который сыграл заметную роль в восстании в Йоханнесбурге. Танк проезжает угловой дом, где размещался Головной офис палаты шахт Йоханнесбургской сводной инвестиционной корпорации, 1925 год.

Британский танк Первой мировой войны поднимается на борт корабля в Лондоне. Он будет отправлен в Корнельский университет в Нью-Йорке, 1926 год.

Разбитый танк на поле боя, 1919 год.

Два манекена танка толкают по дороге немецкие солдаты, 1925 год.

Человек демонтирует танк после окончания войны, 1920 год.

Фельдмаршал Уильям Роберт Робертсон (1860-1933) посещает испытания танка в Линкольншире, 1918 год.

Британские танки в Вестминстер-Бридж-Роуд, Лондон, принимают участие в мирном шествии, 1919 год.

Толпы людей собираются, чтобы посмотреть танки во время французской оккупации Дюссельдорфа, 1923 год.

Британский бронированный танк покидает казармы Веллингтона в Лондоне, 1926 год.

По условиям Версальского договора Германия была обязана разоружиться. Этот танк является, по сути, британским танком, захваченным немцами, 1919 год.

Французские мастодонты: танки, опоздавшие на войну

Приступая к разговору о французских тяжелых и сверхтяжелых танках, хотелось бы сразу сказать, что их появлению в период Первой мировой войны Франция обязана полковнику (впоследствии бригадному генералу) Жану-Батисту Эстьену — человеку на десятилетия опередившему свое время. Тот факт, что армии необходим тяжелый танк прорыва, стал очевиден еще в конце 1916 года, когда британцы первые применили свои «ромбы» — Франция, увы, сопоставимыми по боевым качествам танками не обладала. Машины Saint-Chamond и CA-1 Schneider, выполненные на базе тракторного шасси, может быть, и обладали лучшей защитой, но их проходимость по пересеченной местности и маневренность оставались абсолютно ничтожными — в итоге эти танки были полностью заменены на легкий FT-17 и импортные британские образцы.

Спецификации на разработку тяжелого танка получили сразу несколько фирм — «Рено», упомянутые выше «Шнейдер» и «Сен-Шамон», а также «Средиземноморское Общество Железноделательных заводов и верфей», в сокращении FCM. Предполагалось, что масса танка должна составить 38 тонн, вооружение — 105-мм пушка, бронирование не меньше 30-мм. Двигатель мощностью 200 л.с. должна была предоставить фирма «Рено».

Основным же требованием заказчика было размещение орудия во вращающейся башне — французы первыми твердо осознали, что пушка в спонсонах или лобовой части корпуса есть путь, ведущий в тупик, а наведение орудия в строго ограниченных секторах резко снижает боевую ценность танка. Сказано — сделано: специалисты FCM взялись за работу и к лету 1917 года появился прототип с индексом FCM 1A, куда больше напоминавший танки эпохи Второй мировой, чем архаичные «ромбы» — В передней части корпуса размещалось отделение управления, где находились места механика-водителя и его помощника. Далее располагался боевой отсек, по бортам которого были сделаны по две амбразуры для стрельбы из пулеметов и по одному смотровому прибору. Тут размещалось сразу пять членов экипажа: командир, наводчик, заряжающий, пулеметчик и моторист. Моторный и трансмиссионный отсек находились в кормовой части корпуса, занимая более половины его длины. Лобовая часть корпуса и башня изготовлялась из 35-мм брони, борта и корма корпуса — из 20-мм брони, крыша и днище — из 15 мм.

Впрочем, не обошлось без «чисто английских» странностей — «ромбы», с гусеницами полностью охватывающими корпус и большой длиной предназначались в основном для преодоления траншей, а потому детище фирмы FCM унаследовало от британских родственников высокую (в человеческий рост) ходовую часть, что резко снижало маневренность — в сущности, нормально двигаться машина могла только по прямой, а на поворотах скорость снижалась до минимальных 2-3 километров в час.

Военных привели в восторг башня с мощным орудием и усиленное бронирование, однако на серийных танках решили устанавливать все же 75-мм пушку благодаря значительно меньшей отдаче при выстреле, более компактным габаритам и большему боекомплекту. Если для 105-мм орудия планировалось 120 снарядов, то для 75-мм их можно было загрузить уже 200 штук.

Попутно были изготовлены еще два варианта танка — FCM 1В и FCM 1С соответственно. Последний оказался подлиннее и потяжелее: 62-тонный танк длиной 9,31 метра; вооружение и бронирование осталось прежним. 1С был изготовлен в середине 1918 года, предполагался заказ промышленности на триста машин, но Германия капитулировала и потребность в тяжелом танке прорыва отпала.

Читать еще:  Противотанковый ракетный комплекс «Корнет-ЭМ»

Тем не менее доработанный 1С получивший индекс Char 2C несколько лет спустя был запущен в малую серию — были устранены некоторые недостатки ранней стадии разработки, а генерал Эстьен настоял на производстве десяти машин хотя бы из соображений национального престижа. Char 2C так и остался венцом развития тяжелой бронетехники эпохи Первой мировой — танк был предназначен для позиционной войны, и никто не мог предположить, что всего через полтора десятилетия наступят времена стремительного блицкрига с прорывами на глубину, стратегическим охватом, разгромом беззащитных тылов и прочими прелестями «моторизованной войны».

Как это не удивительно, но вплоть до конца 30-х годов индустриальныя Франция практически не занималась разработкой тяжелых танков, если не считать единственного принятого на вооружение проекта 1 bis, иногда именуемого «французским КВ». Бдительность Франции усыпило проклятие, под названием «линия Мажино», по сравнению с которой финская «линия Маннергейма» выглядела канавкой, прокопанной детскими совочками и украшенной ДОТами из спичечных коробок. Представить только — общая длина больше четырехсот километров, четыре десятка узловых пунктов обороны, по полтысячи бункеров и орудийных казематов. С учетом модернизации старых оборонительных линий в тылу, глубина обороны составляла без малого сотню километров.

Отдельно хотелось бы напомнить, что прямо напротив «линии Мажино» стояла германская «линия Зигфрида» построенная в 1936-1940 годах. Французское командование было свято уверено: немецкие орды разобьются о неприступные позиции, повторится «великое стояние» образца Первой мировой, а чтобы впоследствии успешно провести наступление против Германии, придется прорывать «линию Зигфрида». Следовательно, необходимы тяжелые штурмовые танки, или, во французской классификации, «Char de forteresse», танки-крепости.

Вот тут-то и возродилась концепция строительства мастодонтов наподобие FCM 2C и супертяжелых машин. К тому времени все до единой страны мира, производящие танки — включая даже Великобританию, где проектирование бронетехники было, мягко говоря, весьма странным, — отказались от дальнейшей разработки многобашенных тяжеловооруженных монстров, французское военное руководство продолжало настаивать на производстве «Char de forteresse». В Советском Союзе к началу 1940 года было принято окончательное решение: тяжелые танки строить будем, но строго с одной башней. В Германии проект трехбашенного Neubaufahrzeug, более известного Nb.Fz, тихо прикрыли еще раньше, целиком сосредоточившись на массовом выпуске «инструмента блицкрига», то есть средних танков Pz.III и Pz.IV. Англичане построили один-единственный A1E1 «Independent» о пяти башнях, ужаснулись его стоимости и сложности производства, после чего навеки отправили в музей.

Стоит задать вопрос: насколько же серьезную психологическую травму перенесли французы в Первую мировую, что впоследствии полностью игнорировали очевидные направления мирового танкостроения? Всё так, они до дрожи, панически боялись новой окопной войны и сопряженных с ней колоссальных потерь. В итоге в 1938 и 1939 годах военное министерство выдает промышленности технические задания на сверхтяжелый двухбашенный танк, по компоновке очень сходный с советскими проектами СМК и Т-100. Фирма AMX поскромничала и разработала машину массой всего-навсего пятьдесят тонн, дав ей обозначение «Tractuer C». Корпорация FCM решила, что раз требуется танк-крепость, то пускай будет крепость — сто сорок тонн!

Два дизеля мощностью в 550 лошадиных сил могли разогнать FCM F1 до двадцати четырех километров в час по ровному твердому покрытию. По большому счету, данный танк должен был стать мощнейшим в мире: лобовая броня 120 миллиметров, бортовая — 100 миллиметров. Расположение башен традиционно двухярусное: в главной башне на корме 105-миллиметровая пушка, во вспомогательной в передней части корпуса — 90 миллиметров. Длина-ширина-высота машины были практически как у появившегося через пять лет «Мауса», отличие в считанные сантиметры.

Отличная цель для артиллерии и штурмовиков? Да, безусловно. Совершенно непонятно, почему французские генералы этого не понимали? Двигающуюся с скоростью черепахи «крепость» уничтожат за минуты, не взирая на солидное бронирование! Возможно дело в том, что французская армия оставалась невероятно косной, консервативной и практически не поддающейся модернизации структурой. Танк не сможет двигаться по мягкому и заболоченному грунту? Ходовая часть ниже всякой критики — то есть традиционная «сороконожка», двадцать маленьких опорных катков и гусеница с устаревшего B1 bis? Запредельная масса? Сомнительная боевая ценность? Чепуха какая! Зато огромный как мамонт, забронированный по самое не могу, и две башни с тяжелыми орудиями. Фирма FCM даже построила детализированный деревянный макет в натуральную величину — его фотографии сохранились. Продемонстрировала макет господам генералам 12 апреля 1940 года. До начала сокрушительного германского наступления оставалось меньше месяца.

Самое любопытное в том, что армия заказала двенадцать машин к маю 1941 года. Потом, когда производство будет налажено, можно будет выпускать по четыре танка в месяц. Одновременно, военные очень попросили усилить бортовую броню до 120 миллиметров. Скорость снизится до 20 километров в час по шоссе? А что такого-то? При штурме линии Зигфрида потребуется не скорость и маневренность, а хорошая бронезащита и большие пушки! А в это самое время фон Рунштедт, Лееб, Клейст и Гудериан просчитывали прорыв через Арденны — прорыв на таких маленьких, но очень быстрых «двоечках», «тройках» и прочих легких и средних танках, поддерживаемых моторизованной пехотой и авиацией.

Подумать только, какое неслыханное помрачение рассудка постигло Францию! Нет-нет, это не ошибки вызванные недооценкой потенциала противника. Это образ мысли, покалеченная Первой мировой ментальность. Ладно, если бы в разработку пошел только FCM F1, но ведь «Tractuer C» от фирмы AMX тоже готовился если не к производству, то по меньшей мере к созданию доработанного прототипа с индексом D! И смех и грех: на этот танке предусматривалось даже место для второго мехвода на корме! При том, что компоновка «тяни-толкай» сама по себе являлась порочной — обеспечить равноценное маневрирование передним и задним ходом в тридцатые годы не удавалось никому, а с окончательной победой концепции однобашенного танка эта теория окончательно ушла в историю.

Хотелось бы напомнить, что германская армия обычно весьма активно использовала трофейную технику — на вооружении Вермахта стояли чехословацкие танки и австрийские броневики ADGZ, немецкие специалисты вовсю использовали вражескую документацию для создания новых образцов техники. Однако, 1940 году они ознакомились с описанными танкостроительными проектами и сразу этот балаган прикрыли — что само по себе показательно.

Впрочем, у проекта FCM F1 нашлось немало противников и во французском Генеральном Штабе. Часть офицерского командного состава справедливо полагала, что постройка тяжелых двухбашенных танков, пусть даже защищенных 120-мм броней, отнимет часть времени и ресурсов, которые были бы более полезны при производстве танков B1bis. К тому же, боевая ценность F1 выглядела крайне сомнительной, так как до испытаний танка в начале 1940 года было еще далеко. Учитывая соотношение длины танка к ширине, которое составляло примерно 3,5:1, его ходовые качества оказались бы на уровне советского Т-35, а проходимость неудовлетворительной — из-за своей огромной массы передвижение F1 по мягкому и заболоченному грунту не представлялось возможным, а выдержать 140-тонную машину был способен далеко не каждый мост.

В любом случае, история с проектами сверхтяжелых танков в предвоенной Франции окончилась ничем — возможно, проведи Германия наступление два года спустя, эти чудовища были бы построены в ограниченной серии, но их влияние на ход войны оказалось бы ничтожным: эти танки опоздали на Первую мировую, и оказались бы не нужны во Второй мировой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector