8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Фирма «Крупп Атлас Электроник» предложила модульную лазерную систему управления огнем MOLF-30 (Modular Laser Faire Control). В состав системы входит гиростабилизированный комбинированный дневной/ночной прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером. Электрогидравлический привод разворота башни подлежал замене на полностью электрический. По желанию клиента немцы предлагали оснащать танк системой юстировки орудия и дополнительной навесной бронезащитой башни.

Супер АМХ-30 представлял собой эквивалент «Леопарда-1А5», до уровня которого АМХ-30В2 так и не дотянули. Несомненно, куда более удачная по сравнению с АМХ-30В2 западногерманская модель модернизированного танка, тем не менее, не нашла заказчиков. Супер АМХ-30 так и остался в стадии прототипа, послужив еще одним примером высокого профессионализма германских танкостроителей.

Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Учебный танк

Вместо башни на учебном танке монтируется кабина для инструктора и курсанта.

БРЭМ AMX-30D

БРЭМ предназначена для эвакуации бронетехники с поля боя, замены двигателей и вооружения в полевых условиях, прокладки колонных путей, производства земляных работ. Экипаж из четырех человек (командир, механик-водитель и два механика) располагается в передней части машины, представляющей собой неподвижную бронерубку. В передней части машины смонтирован бульдозерный отвал. Стрела гидравлического крана грузоподъемностью 13 т (15 т при использовании бульдозерного отвала в качестве опоры) в положении по-походному укладывается вдоль левого борта корпуса. Сектор поворота стрелы крана 240°. БРЭМ оснащена гидравлической лебедкой с тяговым усилием 35 т, длина троса 80 м; вспомогательная лебедка имеет тяговое усилие 20 т, длина троса 120 м. В задней части крыши корпуса оборудована площадка для транспортировки танкового двигателя. Вооружение — пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке.

Бронированная ремонтно- эвакуационная машина AMX-30D

Бронированная инженерная машина EGB

Бронированная инженерная машина EBG предназначена для прокладки колонных путей, расчистки завалов на маршрутах движения войск, устройства заграждений, проделывания проходов в заграждениях. В передней части машины имеется бульдозерный отвал, предусмотрена возможность крепления минного трала или рыхлителя для использования на твердых или мерзлых грунтах. В правой передней части корпуса смонтирована стрела гидравлического крана. В состав оборудования входит гидравлическая лебедка с тяговым усилием 20 т, длина троса — 80 м. В средней части крыши корпуса находится башенка кругового вращения с 5-ствольной установкой дистанционного минирования. Каждый ствол/пусковая установка может быть снаряжен пятью противотанковыми минами, которые выстреливаются с помощью пиропатронов. Разработка машины EBG завершена в конце 1980-х годов.

Мостоукладчик

Вместо башни на корпусе мостоукладчика смонтирован механизм, удерживающий мостовую сочлененную конструкцию. Ее длина в разложенном положении — 22 м, ширина — 3,94 м, масса — 8200 кг. Установка моста занимает около 10 минут. Экипаж мостоукладчика состоит из трех человек — командира, механика-водителя и оператора.

Мостоукладчик на базе танка АМХ-30

САУ 155-мм GCT

Разработка 155-мм самоходноартиллерийской установки на шасси танка АМХ-30 началась в 1969 году. Самоходка получила обозначение 155 mm GCT (Grande Cadence de Tir), она предназначалась для замены 105-мм САУ Мк 61 и 155-мм САУ Мк F3. Серийный выпуск установок начался в 1977 году на заводе в Роанне.

Шасси САУ идентично шасси танка АМЗ-ЗО. Вместо танковой башни смонтирована новая башня большего объема, имеющая вертикальные борта, кормовой бронелист, установленный под небольшим отрицательным углом и наклонный лобовой бронелист. В левом и правом бортах башни предусмотрено по дверце. На крыше башни находится командирская башенка, над сиденьем заряжающего выполнен люк. Вооружение — 155-мм орудие, ствол пушки снабжен двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения в вертикальной плоскости: от -4° до +66°. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность 8 выстр./мин. При ручном обслуживании орудия скорострельность снижается до трех выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы — 18 000 м. Боекомплект — 42 выстрела; в его состав могут входить любые стандартные боеприпасы калибра 155 мм, используемые в армиях стран НАТО. Перед люком заряжающего может устанавливаться пулемет калибра 7,62 мм (боекомплект 2050 патронов) или 12,7 мм (боекомплект 800 патронов). В нижней передней части башни монтируются два блока сдвоенных 80-мм дымовых гранатометов. Экипаж САУ состоит из четырех человек. Места командира и наводчика расположены справа от орудия, заряжающего — слева.

Батарея 155-мм самоходных гаубиц GCT готова к открытию огня

Самоходно-артиллерийские установки 155 mm GCT состоят на вооружении сухопутных войск Франции, Кувейта, Саудовской Аравии, Алжира. В 1990-х годах башня САУ 155 mm GCT в исследовательских целях была установлена на шасси российского танка Т-72. «Гибридная» самоходка успешно прошла испытания.

AMX-30DCA

Зенитная самоходно-артиллерийская установка AMX-30DCA представляет собой комбинацию шасси основного боевого танка АМХ-30 и башни S.401A, в которой установлены две автоматические пушки «Испано-Сюиза» HSS-831A калибра 30 мм. Скорострельность каждой пушки составляет 600 выстр./мин. Прицеливание может осуществляться по оптическому или радиолокационному каналу наведения. В состав системы управления огнем входит импульсная доплеровская РЛС. Параболическая антенна РЛС смонтирована на крыше башни, в ее задней части.

Боеукладка 155-мм выстрелов занимает всю кормовую часть башни и загружается снаружи через два больших люка

Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Учебный танк

Вместо башни на учебном танке монтируется кабина для инструктора и курсанта.

БРЭМ AMX-30D

БРЭМ предназначена для эвакуации бронетехники с поля боя, замены двигателей и вооружения в полевых условиях, прокладки колонных путей, производства земляных работ. Экипаж из четырех человек (командир, механик-водитель и два механика) располагается в передней части машины, представляющей собой неподвижную бронерубку. В передней части машины смонтирован бульдозерный отвал. Стрела гидравлического крана грузоподъемностью 13 т (15 т при использовании бульдозерного отвала в качестве опоры) в положении по-походному укладывается вдоль левого борта корпуса. Сектор поворота стрелы крана 240°. БРЭМ оснащена гидравлической лебедкой с тяговым усилием 35 т, длина троса 80 м; вспомогательная лебедка имеет тяговое усилие 20 т, длина троса 120 м. В задней части крыши корпуса оборудована площадка для транспортировки танкового двигателя. Вооружение — пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке.

Читать еще:  М. Барятинский Бронеколлекция 1996 № 04 (7) Бронетанковая техника Великобритании 1939—1945

Бронированная ремонтно- эвакуационная машина AMX-30D

Бронированная инженерная машина EGB

Бронированная инженерная машина EBG предназначена для прокладки колонных путей, расчистки завалов на маршрутах движения войск, устройства заграждений, проделывания проходов в заграждениях. В передней части машины имеется бульдозерный отвал, предусмотрена возможность крепления минного трала или рыхлителя для использования на твердых или мерзлых грунтах. В правой передней части корпуса смонтирована стрела гидравлического крана. В состав оборудования входит гидравлическая лебедка с тяговым усилием 20 т, длина троса — 80 м. В средней части крыши корпуса находится башенка кругового вращения с 5-ствольной установкой дистанционного минирования. Каждый ствол/пусковая установка может быть снаряжен пятью противотанковыми минами, которые выстреливаются с помощью пиропатронов. Разработка машины EBG завершена в конце 1980-х годов.

Мостоукладчик

Вместо башни на корпусе мостоукладчика смонтирован механизм, удерживающий мостовую сочлененную конструкцию. Ее длина в разложенном положении — 22 м, ширина — 3,94 м, масса — 8200 кг. Установка моста занимает около 10 минут. Экипаж мостоукладчика состоит из трех человек — командира, механика-водителя и оператора.

Мостоукладчик на базе танка АМХ-30

САУ 155-мм GCT

Разработка 155-мм самоходноартиллерийской установки на шасси танка АМХ-30 началась в 1969 году. Самоходка получила обозначение 155 mm GCT (Grande Cadence de Tir), она предназначалась для замены 105-мм САУ Мк 61 и 155-мм САУ Мк F3. Серийный выпуск установок начался в 1977 году на заводе в Роанне.

Шасси САУ идентично шасси танка АМЗ-ЗО. Вместо танковой башни смонтирована новая башня большего объема, имеющая вертикальные борта, кормовой бронелист, установленный под небольшим отрицательным углом и наклонный лобовой бронелист. В левом и правом бортах башни предусмотрено по дверце. На крыше башни находится командирская башенка, над сиденьем заряжающего выполнен люк. Вооружение — 155-мм орудие, ствол пушки снабжен двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения в вертикальной плоскости: от -4° до +66°. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность 8 выстр./мин. При ручном обслуживании орудия скорострельность снижается до трех выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы — 18 000 м. Боекомплект — 42 выстрела; в его состав могут входить любые стандартные боеприпасы калибра 155 мм, используемые в армиях стран НАТО. Перед люком заряжающего может устанавливаться пулемет калибра 7,62 мм (боекомплект 2050 патронов) или 12,7 мм (боекомплект 800 патронов). В нижней передней части башни монтируются два блока сдвоенных 80-мм дымовых гранатометов. Экипаж САУ состоит из четырех человек. Места командира и наводчика расположены справа от орудия, заряжающего — слева.

Батарея 155-мм самоходных гаубиц GCT готова к открытию огня

Самоходно-артиллерийские установки 155 mm GCT состоят на вооружении сухопутных войск Франции, Кувейта, Саудовской Аравии, Алжира. В 1990-х годах башня САУ 155 mm GCT в исследовательских целях была установлена на шасси российского танка Т-72. «Гибридная» самоходка успешно прошла испытания.

AMX-30DCA

Зенитная самоходно-артиллерийская установка AMX-30DCA представляет собой комбинацию шасси основного боевого танка АМХ-30 и башни S.401A, в которой установлены две автоматические пушки «Испано-Сюиза» HSS-831A калибра 30 мм. Скорострельность каждой пушки составляет 600 выстр./мин. Прицеливание может осуществляться по оптическому или радиолокационному каналу наведения. В состав системы управления огнем входит импульсная доплеровская РЛС. Параболическая антенна РЛС смонтирована на крыше башни, в ее задней части.

Боеукладка 155-мм выстрелов занимает всю кормовую часть башни и загружается снаружи через два больших люка

Зенитная самоходная установка AMX-30DCA

Самоходная пусковая установка тактических ракет «Плутон»

Ходовая часть пусковой установки тактических ракет «Плутон» идентична ходовой части танка АМХ-30. Верхняя часть корпуса спроектирована заново. В передней части корпус имеет большую высоту, чем в задней. Ракета крепится к рельсовой направляющей, смонтированной в ангаре коробчатого типа. Ангар установлен на крыше корпуса, ближе к корме и занимает примерно две трети длины машины. Диапазон поражения целей 10 — 120 км.

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Роланд»

«Роланд» разработан французской фирмой «Аэроспасьяль» и западногерманской «Мессершмитт- Бёльков-Блом» (МВВ) в 1968 году. ЗРК предназначен для прикрытия от ударов с воздуха высокомобильных соединений сухопутных войск. В ФРГ ЗРК монтировался на шасси БМП «Мардер», во Франции — на шасси основного боевого танка АМХ-30.

Самоходная пусковая установка тактических ракет «Плутон»

Ходовая часть боевой машины ЗРК идентична ходовой части танка АМХ-30, верхняя часть корпуса спроектирована заново, его высота значительно увеличена, лобовой бронелист установлен под углом 70° к горизонту. В передней части корпуса монтируется платформа кругового вращения с антеннами РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей и двумя ракетными пусковыми установками. Боекомплект — десять ракет (две — на пусковых установках и восемь — в двух вращающихся барабанах, расположенных внутри корпуса). Ракеты способны поражать воздушные цели, летящие на скоростях до М = 1,3, в диапазоне дальностей от 500 до 6300 м. Максимальная досягаемость по высоте — 3000 м. Масса собственно ЗРК с платформой составляет 6 т. Окончательная сборка и интеграция систем самоходного комплекса велись фирмой «Аэроспасьяль». Экипаж ЗРК включает трех человек: командира, оператора ЗРК и механика-водителя.

Самоходные ЗРК «Роланд» французского производства состоят на вооружении во Франции, Катаре и Испании.

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Шахин». На втором плане — машина целеуказания

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Шахин»

Самоходный ЗРК «Шахин» разработан фирмой «Томсон-CSF» по заказу вооруженных сил Саудовской Аравии. Первая партия поставлена Саудовской Аравии в 1979 — 1982 годах, вторая — в середине 1980-х годов. Ракетный комплекс создан на основе ЗРК «Кроталь». ЗРК первой партии поставлялись в буксируемом варианте, второй — в самоходном. Шасси боевой машины базируется на шасси танка АМХ-30. Ходовая часть осталась неизменной, лишь добавлены бортовые экраны (как у танка AMX-30D). Верхняя часть корпуса полностью перепроектирована, по типу шасси ЗРК «Роланд». Значительно увеличена высота корпуса, надстройка сварена из плоских бронелистов. Лобовой бронелист расположен под углом 70° к горизонту, в нем имеется люк-лаз с дверцей.

Читать еще:  Легкий танк Pz. I История, конструкция, вооружение, боевое применение

Ближе к передней части машины на крыше корпуса смонтирована платформа кругового вращения с шестью ракетными пусковыми установками и аппаратурой наведения ракет. В состав боекомплекта входят только ракеты, которые находятся в пусковых установках. РЛС обеспечивает наведение на цель одной-двух ракет. Ракеты способны поражать маневрирующие воздушные цели, летящие на скоростях до М = 1,2, в диапазоне высот от 15 до 6800 м и дальностей от 500 до 11 500 м.

На вооружении зенитно-ракетной батареи состоят четыре самоходные пусковые установки и две машины с РЛС обнаружения воздушных целей, которые позволяют обнаруживать до 40 объектов на дистанции до 18,5 км и 18 из них сопровождать одновременно.

Самоходные ЗРК «Шахин» состоят только на вооружении ВВС и сухопутных войск Саудовской Аравии.

Боевые машины, снаряжение и боеприпасы 4-го драгунского полка после разгрузки в порту Янбу. Саудовская Аравия, 1991 год

АМХ-30В2 во время боевых действий. Операция «Буря в пустыне», 1991 год

Галльский бог войны

В начале 70-х годов на вооружении французской самоходной артиллерии имелись две модели отечественного производства: 105-мм САУ AMX Mk61 и 155-мм AMX F3. Обе артсистемы были созданы в 50-е годы на базе лёгкого танка АМХ-13 и существенно уступали по боевым возможностям основной самоходке НАТО — 155-мм САУ М109 американского производства. Закупка американской артсистемы являлась нецелесообразной по политическим мотивам, поэтому французское руководство инициировало создание собственной САУ нового поколения. Ею стала GCT.

Создание новой самоходки началось в 1969 году. Выбор шасси для неё был очевиден — за основу взяли основной боевой танк АМХ-30. Не возникло сомнений и с определением калибра — стандартные «натовские» 155 мм. Требование установки орудия в закрытой полностью поворотной башне и оснащение самоходки системой защиты от оружия массового поражения также не являлось чем-то из ряда вон выходящим: всё это уже было реализовано на САУ М109. А вот требование оборудовать самоходку механизированной боеукладкой должно было обеспечить преимущество в огневой производительности французской САУ над американской «родственницей». Самоходка должна была сохранять боеспособность в широком диапазоне температур окружающего воздуха — от −30 до +60°С.

Особенности конструкции

Машина, известная под обозначением GCT (Grande Cadence de Tir, то есть «скорострельная»), или же AUF1, является самоходкой закрытого типа на шасси танка АМХ-30. Масса корпуса САУ по сравнению с массой базового танка снижена на 2 т за счёт меньшей толщины брони. Компоновка соответствует базовому танку: в передней части находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя, в средней — боевое отделение с закрытой башней, вращающейся на 360°, в задней — моторно-трансмиссионное отделение.

Поскольку перед французскими конструкторами не ставилась задача обеспечения перевозки GCT самолётами военно-транспортной авиации, они не были скованы жёсткими габаритными ограничениями. САУ получила башню довольно большой высоты, позволяющую разместить солидный боекомплект (42 выстрела), механизированную боеукладку и обеспечить комфортные условия работы для трёх членов экипажа: командира (справа-сзади от орудия), наводчика (перед командиром) и заряжающего (слева от орудия). В крыше башни имеются два одностворчатых люка (в командирской башенке и над местом заряжающего), откидываемые назад, а в бортах — две большие двери. Лобовая стенка башни установлена под углом, боковые – вертикальные, а кормовая имеет небольшой отрицательный угол установки. Толщина брони башни составляет 20 мм.

Установленное в башне 155-мм орудие имеет длину ствола 40 калибров и объём зарядной каморы 19,51 л. Затвор — клиновой горизонтальный. Штатный привод открытия и закрытия затвора — гидравлический, аварийный привод — ручной. Спусковой механизм — электромеханический. Орудие снабжено двухкамерным дульным тормозом. Диапазон углов вертикальной наводки составляет от −4 до +66°.

Орудие смонтировано в люльке цилиндрического типа. Противооткатные устройства — гидропневматические. Длина отката — постоянная на любых углах возвышения и составляет 950 мм. Давление пороховых газов в стволе при стрельбе на полном заряде достигает 300 МПа. Живучесть ствола составляет 4000 выстрелов.

В кормовой части башни расположена механизированная боеукладка: справа размещены 42 снаряда (7 рядов по 6 снарядов), а слева — такое же количество зарядов в сгораемых гильзах. В основном, используются две стандартные комплектации снарядов для САУ: 36 осколочно-фугасных и 6 дымовых или же 30 осколочно-фугасных, 6 дымовых и 6 осветительных. Механизм заряжания обслуживает заряжающий с пульта. В аварийной ситуации возможно ручное заряжание, в этом случае на помощь приходит механик-водитель, который обучен для выполнения функций второго заряжающего. Пополнение боекомплекта осуществляется снаружи САУ через два больших откидных люка в кормовой стенке башни, открывающих доступ к укладкам снарядов и зарядов.

Дополнительное вооружение представлено 7,62-мм или 12,7-мм пулемётом, установленным на турели у люка заряжающего. Боекомплект в первом случае состоит из 2050 патронов, во втором — из 800. В нижней части лобового бронелиста башни установлены два двуствольных 80-мм дымовых гранатомёта.

Силовая установка и ходовая часть САУ соответствуют базовому танку. В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырёхтактный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель HS110-2 мощностью 720 л.с. Механическая трансмиссия SSD-200D обеспечивает пять передач переднего хода и пять заднего. В ходе производства на САУ стали монтировать силовую установку, аналогичную танку АМХ-30В2 (дизель «Рено-Мак» Е9 мощностью 750 л.с.) и гидромеханическую коробку передач. Топливные баки общей ёмкостью 960 л установлены в моторно-трансмиссионном отделении и отделении управления.

Ходовая часть включает в себя пять опорных катков и пять поддерживающих роликов на борт. Опорные катки — двухскатные, из алюминиевого сплава со стальными ступицами и резиновыми бандажами. Подвеска — торсионная; на первом и пятом опорных катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы.

Для работы САУ на позиции с выключенным основным двигателем служит вспомогательная силовая установка — бензиновый мотор «Ситроен» GAP мощностью 8 л.с. Средства связи представлены радиостанцией TRVP 11 либо TRVP 13, установленной на рабочем месте заряжающего, а также танковым переговорным устройством (ТПУ). В задней части башни имеется гнездо для подключения к ТПУ полевого телефона.

Боекомплект

Основным типом снарядов, применяемых САУ AUF1, является mod. 56/69 (OE 155 56/69) массой более 40 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляет 21 км, а усовершенствованным mod. F1 (OE 155F1) — 23 км. Кроме того, в боекомплект входят следующие снаряды:

  • дальнобойный осколочно-фугасный LU211 (дальность стрельбы — 24 км);
  • дымовой mod. F2A (OFUM 155) массой 40 кг и дальностью стрельбы 20 км;
  • осветительный OECL 155F1 (дальность стрельбы — 21 км);
  • кассетный OMI H1, снаряжённый шестью противотанковыми минами (масса — 46 кг, дальность стрельбы — 18 км);
  • кассетный OGRE, снаряжённый кумулятивно-осколочными поражающими элементами (масса — 45 кг, дальность стрельбы — 18 км).
Читать еще:  ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ГРАНАТОМЕТЫ СРЕДСТВА БЛИЖНЕГО БОЯ

Самоходка может применять снаряды иностранного производства, например, широко распространённые американские М107. Также допускается стрельба снарядами с донным газогенератором (максимальная дальность стрельбы — 28 км) и активно-реактивными снарядами (32 км). Минимальная дальность при огне непрямой наводкой составляет 4,2 км (при угле возвышения 11,25° и заряде №1). Для стрельбы из AUF1 применяются переменные заряды в сгораемых гильзах. Всего таких зарядов семь, они обеспечивают снаряду начальную скорость в пределах 350–800 м/с.

Механизм заряжания обеспечивает выполнение трёх выстрелов в течение 15 секунд или шести в течение 45 секунд. Продолжительный темп огня составляет 72 выстрела в час.

Испытания, производство и совершенствование

Разработку САУ GCT и постройку прототипов осуществлял центр EFAB в Ле-Бурже. 11 января 1972 года состоялась презентация прототипа Р1 (отличавшегося от последующих прототипов и серийных самоходок конструкцией передней части башни и типом уравновешивающего устройства). В том же году к испытаниям подключился образец Р2, всего же изготовили семь прототипов AUF1 и десять (по другим данным — шесть) предсерийных САУ. В 1977 году Минобороны Франции заказало первую серийную партию: 80 самоходок. Производство осуществлял завод ARE в Руане, принадлежащий концерну GIAT. Поставки серийных машин французской армии начались в 1979 году. Характерно, что производство самоходок на экспорт (для Саудовской Аравии) началось годом ранее.

Армия Франции получила 276 САУ, в том числе 179 в базовом варианте AUF1 и 97 в модернизированном AUF1T. Поставки последних осуществлялись в 1988–1996 годах. Вариант AUF1T отличается наличием механической гироплатформы CITA 20, обеспечивающей автономную навигацию и определение азимута, доработанным (с целью повышения надёжности) механизмом заряжания и газотурбинным вспомогательным двигателем «Жёводен» фирмы «Микротурбо» мощностью 16 л.с. (вместо бензинового).

В 2004 году начались поставки модернизированных САУ AUF1TА (они не производились «с нуля», а дорабатывались из уже выпущенных самоходок). Главным отличием этого варианта является установка баллистического вычислителя CALP CS2002, благодаря которому САУ превратилась в автономную боевую единицу, способную выполнять огневые задачи самостоятельно, а не в составе батареи. Также были установлены новая радиостанция PR4G, приёмник спутниковой навигационной системы GPS и программирующее устройство взрывателей PRISM. Первоначально армия Франции предполагала модернизировать до уровня AUF1TА более 100 машин, но в связи с сокращением вооружённых сил это число снизилось примерно вдвое.

Следующим этапом совершенствования самоходки GCT должно было стать её оснащение новым орудием со стволом длиной 52 калибра и зарядной каморой объёмом 23 л. САУ, обозначавшаяся как AUF2, соответствовала новому стандарту НАТО для 155-мм артиллерии и могла вести огонь с применением модульных зарядов MCS. Однако в 2003 году французская армия отказалась от закупок AUF2 в пользу колёсных САУ «Цезарь». Не увенчались успехом и попытки продать эту самоходку за рубеж, несмотря на то, что разработчик декларировал возможность установки башни (как от AUF1, так и от AUF2) на шасси по требованию заказчика. В целом особенностью конструкции САУ AUF является размещение в башне всех ключевых элементов самоходки, а также боекомплекта (пространство внутри корпуса практически не используется). Благодаря этому возможна установка башни на практически любое шасси, подходящее по грузоподъёмности. Ещё в 80-е годы вариант AUF1 на шасси «Леопарда» 1 предлагался Бельгии, Нидерландам и Норвегии. Индии предлагались самоходки на базе танков Т-72 и «Арджун», а для продажи в другие страны — на шасси «Леопарда» 2. На базе Т-72 даже построили прототип САУ, но до серийного производства дело не дошло из-за отсутствия заказов.

Служба и боевое применение

В 1979 году 40-й артиллерийский полк армии Франции, дислоцированный в Сюиппе, получил первые шесть САУ AUF1. Поступление на вооружение новых самоходок совпало с реорганизацией армии: вместо механизированных дивизий формировались бронетанковые. К 1985 году сформировали шесть таких дивизий, каждая из которых по штату располагала двумя артиллерийскими полками. Полк, в свою очередь, включал в себя батарею управления и обслуживания, четыре огневые батареи (шестиорудийные), а также взвод ПЗРК «Мистраль». На вооружении имелось 24 САУ, 12 ПЗРК «Мистраль», 18 бронетранспортёров и около 260 автомобилей, численность личного состава достигала 850 человек. Кроме того, самоходками AUF1 предполагалось вооружить шесть корпусных артполков (по два на армейский корпус). Таким образом, армия планировала обзавестись 18 полками AUF1, для которых требовалось 432 самоходки. Однако реальный объём поставок таких САУ был гораздо меньше, поэтому в корпусную артиллерию они не попали вовсе, а часть артполков бронетанковых дивизий имела сокращённый состав.

После окончания «Холодной войны» французская армия претерпела несколько этапов сокращения. К 1994 году в ней осталось четыре бронетанковые дивизии (по два артполка в каждой). В начале XXI века сухопутные войска Франции отказались от дивизий в пользу более компактных бригад. К настоящему времени в их составе остался единственный полк САУ AUF1TА — 40-й, первым получивший такие самоходки в 1979 году. Он входит в состав 2-й бронетанковой бригады и включает в себя четыре батареи по восемь орудий, всего 32 САУ. Ещё пять самоходок находятся в учебных частях, некоторое количество законсервировано, а большинство отправлено на переплавку.

Французские самоходки AUF1 не принимали участия в операции «Буря в пустыне», к ней привлекались лишь буксируемые орудия TRF1. Боевым дебютом для них стала операция НАТО в Боснии и Герцеговине в 1995 году, в которой задействовали сводную батарею из восьми AUF1 (из состава 40-го артполка и 1-го артполка «марин»). Во время осады Сараево она участвовала в контрбатарейной борьбе у горы Игман, эффективно поражая позиции сербской артиллерии. В дальнейшем французские самоходки участвовали в операциях в Косово и Ливане. В 2002 году батарея AUF1 в составе восьми орудий участвовала в учениях французских сухопутных войск на полигоне «Широкий Лан» (Украина).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector