4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Основной боевой танк Франции AMX-30

Разработка нового основного боевого танк для вооруженных сил Франции была начата в 1957 г. в соответствии с тактико-техническими требованиями для единого танка НАТО. Первых два опытных образца были изготовлены в 1960 г., на вооружение французской армии новый танк был принят в 1963 г. под обозначением AMX-30. Серийное производство танка было развернуто в 1966 г., общее количество произведенных танков этого типа, включая модификации, оценивается в 2800 машин.
Танк AMX-30 выполнен по классической компоновочной схеме. Отделение управления находится в передней части корпуса слева, боевое – в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное отделение занимает кормовую часть корпуса.

Корпус танка AMX-30 имеет сварную конструкцию. Толщина броневых плит лобовой части корпуса составляет 79 мм, бортов – 30-57 мм, днища и крыши – 15 мм. Башня литая, толщина ее лобовой части составляет 81 мм, боковых стенок башни – 41 мм, крыши – 20 мм. Такая броня защищает только от снарядов малокалиберных пушек, пуль и осколков снарядов, но пробивается всеми типами танковых кумулятивных снарядов, всеми ПТУРами и почти всеми гранатами ручных противотанковых гранатометов.
В отличие от броневой защиты, которая оценивается как самая слабая из всех существующих основных боевых танков, вооружение танка считается достаточно мощным. Танк AMX-30 вооружен французской нарезной 105-мм пушкой CN-105 F-1, которая по своим характеристикам сопоставима с английской L7, но имеет несколько большую длину ствола (56 калибров = 5,88 м).

Французской промышленностью для пушки разработаны унитарные выстрелы с подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, зажигательными и осветительными снарядами. Могут быть использованы также все боеприпасы английской пушки L7. Французский кумулятивный снаряд, выстреливаемый со скоростью 1000 м/с, обеспечивает бронепробиваемость 420 мм. Боекомплект пушки состоит из 47 выстрелов, из которых 19 размещены в башне, а 28 – в передней части корпуса справа от механика-водителя.
Управление огнем могут осуществлять наводчик и командир танка, расположенные в башне справа от пушки (место заряжающего – слева от нее). Башенка командира снабжена десятью перископическими приборами наблюдения. Перед ней смонтирован комбинированный дневной и ночной прицел командира М-270. В распоряжении командира – оптический дальномер, который может использоваться также для наблюдения за полем боя. Наводчик находится в башне перед командиром и несколько ниже его. Он пользуется комбинированным дневным и ночным прицелом М-271. Для этого прицела над левой частью башни установлен инфракрасный прожектор, освещающий цель на расстоянии до 1200 м.
Важным фактором, снижающим возможность ведения огня из танка AMX-30с ходу, является отсутствие y танка системы стабилизации пушки.

Вспомогательное вооружение состоит из 20-мм автоматической пушки, наведение которой в вертикальной плоскости (до +40°) может осуществляться независимо от нее. Первые серийные танки вместо 20-мм пушки имеют 12,7-мм пулеметы. Кроме того, на командирской башенке установлен 7,62-мм зенитный пулемет, управление которым может осуществляться дистанционно с места командира или наводчика.
Для постановки дымовых завес на бортах танка установлены дымовые гранатометы.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен двенадцатицилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения HS-110-2 фирмы «Испано-Сюиза». При 2800 об/мин он развивает максимальную мощность 720 л. с. Трансмиссия механическая, ее коробка передач обеспечивает пять передач переднего хода и пять – заднего.
В ходовой части использована торсионная подвеска с пятью опорными катками с каждого борта. Узлы подвески первого и пятого опорных катков снабжены гидроамортизаторами. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеницы стальные со съемными резиновыми накладками.

Танк AMX-30 преодолевает подъем до 30°, вертикальную стенку высотой 0,93 м и ров шириной 2,9 м. Без предварительной подготовки он форсирует водную преграду глубиной до 2 м, а для форсирования водоемов глубиной до 4 м имеется ОПВТ с воздухопитающей трубой, монтируемой на люке заряжающего.
Танк AMX-30 оборудован системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения. Имеются также две радиостанции, танковое переговорное устройство и телефон для связи с пехотой.
С 1982 г. в подразделения французской армии поставлялся модернизированный вариант танка AMX-30В2, на котором усилена броневая защита и установлена новая фильтровентиляционная установка. Этот танк оснащен более современной системой управления огнем. Для обеспечения прицельной стрельбы ночью на дальности до 1000 м используется телевизионная система, камера которой монтируется справа на башне. В боекомплект орудия введен новый бронебойный подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником.
Подвижность танка AMX-30В2 повышена благодаря применению более мощного двигателя HS-110-S2, новой гидромеханической трансмиссии ENC-200 и торсионов улучшенной конструкции.
До уровня AMX-30В2 модернизировано около 700 ранее выпущенных танков AMX-30.

Модификации танка AMX-30:
— Танк AMX-30 (1963—1981) — базовый образец. Имеет оптический прицел-дальномер, стабилизатор вооружения отсутствует. С пушкой спарен пулемет калибра 12,7 мм. Двигатель HS-110 мощностью 515 кВт в моноблоке с механической трансмиссией 5SD-200D;
— Танк AMX-30S — экспортный вариант танка AMX-30 для действий в пустыне. Отличался установкой бортовых экранов, двигателя мощностью 620 л. с. с измененной конструкцией коробки передач, а также усиленной системой кондиционирования и противотермитной обработкой изоляционных материалов;
— Танк AMX-30B2 (1982—1986) — улучшенная система управления огнем, применение телевизионной системы, двигателя HS-110-2 и гидромеханической трансмиссии. Вместо спаренного пулемета может устанавливаться 20-мм автоматическая пушка;
— Танк AMX-30B2 «Brenus» — специальная модификация, оснащенная динамической защитой в виде 112 контейнеров, размещенных на корпусе и башне. Для компенсации увеличения массы (до 37,7 т), на танке установлен тепловозный дизельный двигатель мощностью 725 кВт;
— Танк AMX-30 «super» (модификация 1988 года, обозначается в наименовании малой литерой s) — модернизированный вариант AMX-30, предложенный группой немецких фирм для Саудовской Аравии. Отличается новой системой управления огнем, двигателем мощностью 850 л. с., увеличенной до 1028 л емкостью топливных баков, автоматической трансмиссией, улучшенной ходовой частью.

Машины на базе танка AMX-30:
— 155-мм самоходная пушка — AMX-30 AUF1;
— зенитная самоходная установка — AMX DCA;
— самоходная пусковая установка тактических ядерных ракет «Плутон» — AMX-30 Pluton;
— зенитно-ракетный комплекс «Роланд» — AMX-30 Roland;
— танковый минный тральщик — AMX-30EBD;
— танковый мостоукладчик — AMX-30EBG;
— бронированная ремонтно-эвакуационная машина — AMX-30D;
— машина с измененной внешней конфигурацией корпуса для изображения танков противника во время учений — AMX-30 FORAD.

Производство танков AMX-30 для поставки на экспорт производились с 1966 по 1981 год на танкосборочном заводе ARE (город Роанни).
С 1982 года завод перешел на выпуск танков AMX-30В2, серийное производство которых было прекращено в 1986 году. Последний танк модели AMX-30 был собран во Франции в 1993 году.
Помимо Франции, производство танков AMX-30S с 1974 по 1984 год осуществлялось по лицензии в Испании, на танковом заводе в городе Севилья. Всего было выпущено около 2800 машин различных модификаций.

Читать еще:  Боевое применение танков тип 95 «Ха-го»

Кроме французской армии, имеющей 387 единиц AMX-30s и 659 единиц AMX-30B2s, модификации танка AMX-30 состоят на вооружении сухопутных войск Боснии (40 единиц AMX-30s), Венесуэлы (82 единицы модернизированной в 1989 году AMX-30Vs и 4 единицы AMX-30D), Греции (102 единицы AMX-30B2s), Испании (299 единиц AMX-30s), Катара (24 единицы AMX-30Ss), Кувейта (18 единиц AMX-30), Нигерии (16 единиц AMX-30), ОАЭ (64 единицы AMX-30s), Саудовской Аравии (290 единиц AMX-30Ss и AMX-30SAs), Хорватии (42 единицы AMX-30s), Кипра (102 единицы AMX-30B2s). В Чили также имелось 60 единиц AMX-30s, которые теперь сняты с вооружения.
В 1992 году на смену морально устаревшей модели AMX-30 пришел новый танк «Leclerc».

Технические характеристики основного боевого танка AMX-30:
Боевая масса, т: 36;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина с пушкой вперед – 9480, ширина – 3100, высота – 2290, клиренс – 440;
Бронирование, мм: (тип брони — стальная катаная и литая) лоб корпуса – 30..80, борт корпуса – 30..35, корма корпуса – 25..30, днище – 15, крыша корпуса – 15, лоб башни – 80, маска орудия – 150, борт башни – 35, корма башни – 30, крыша башни – 20;
Вооружение: 105-ммнарезная пушка CN-105-F1 (боекомплект 47 выстрелов), 1 х 20-мм пулемет m693, 1 х 7,62-мм пулемет f1;
Двигатель: Hispano-Suiza HS 110, 12-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения,
Мощность двигателя, л. с.: 720;
Скорость по шоссе, км/ч: 65;
Запас хода по шоссе, км: 520;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 30; стенка, м — 0,9; ров, м — 2,9; брод, м — 1,3 (4 с ОПВТ)

Боевые машины на базе французского танка AMX-30

Французский танк AMX-30 послужил базой для целого семейства вспомогательных боевых машин. В этой статье, рассмотрим основные из них.

БРЭМ/инженерная машина AMX-30D на базе танка AMX-30

БРЭМ и инженерная машина AMX-30D

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина предназначена не только для эвакуации, ремонта и замены отдельных габаритных частей бронетехники, но также выполняет и инженерные функции — производить земляные и погрузочные работы.

Экипаж БРЭМ AMX-30D включает командира, механика-водителя и двух механиков. Все члены экипажа размещаются в неподвижной бронерубке, смонтированной в передней части машины. В задней части корпуса находится транспортная площадка достаточная для перевозки танкового двигателя.

В передней части БРЭМ AMX-30D смонтирован бульдозерный отвал, который также может использоваться в качестве опоры для работы крана. Сам кран — гидравлический, обеспечивает грузоподъемность в 13-15 тонн, и в походном положении укладывается вдоль левого борта машины.

БРЭМ AMX-30D оборудован двумя лебедками:

  • гидравлической с тяговым усилием 35 т и длинной троса 80 м
  • вспомогательной лебедкой с тяговым усилием 20 т и длинной троса 120 м.

Вооружение БРЭМ AMX-30D составляет 1х пулемет 7,62 мм, установленный на командирской башенке.

Бронированная инженерная машина AMX-30EBG на базе танка AMX-30

Бронированная инженерная машина AMX-30EBG

Бронированная инженерная машина AMX-30EBG предназначена для прокладки колонных путей, расчистки завалов на маршрутах движения войск, устройства и разрушения заграждений.

В передней части машины имеется бульдозерный отвал, при необходимости, есть возможность установки минного трала или рыхлителя грунта. На корпусе, справа-спереди смонтирована стрела гидравлического крана.

В состав оборудования AMX-30EBG входит гидравлическая лебедка с тяговым усилием 20 т и тросом длинной 80 м., а также установка дистанционного минирования. Расположена установка в средней части крыши корпуса и представляет собой небольшую башню кругового вращения с пятью стволами пусковой установки. Каждый из стволов, в свою очередь, может быть снаряжен 5 противотанковыми минами, выстреливающимися с помощью пиропатронов.

Изготовлена 71 машина типа AMX-30EBG.

Самоходная артиллерийская установка GCT 155 mm на базе танка AMX-30

САУ GCT 155 mm

В 1969 году на базе танка АМХ-30 была разработана 155-мм самоходная артиллерийская установка GCT 155 mm (Grande Cadence de Tir). С 1977 года САУ находилась в серийном производстве.

Шасси GCT 155 mm идентично шасси танка AM3-30. Вместо танковой башни смонтирована новая башня большего объема, имеющая вертикальные борта, кормовой бронелист, установленный под небольшим отрицательным углом и наклонный лобовой бронелист.
В левом и правом бортах башни предусмотрено по дверце. На крыше башни находится командирская башенка, над сиденьем заряжающего выполнен люк.

Вооружение — 155-мм орудие, унифицированное для стрельбы 155-мм снарядами стандартов НАТО, боекомплект составляет 42 выстрела, максимальная дистанция стрельбы — 18 км. Орудие оснащено автоматом заряжания, обеспечивающим скорострельность в 8 выстрелов в минуту (или 3 при ручном заряжании).
Дополнительное вооружение GCT 155 mm включает 7,62-мм или 12,7-мм пулемет, а также 2х сдвоенных 80-мм дымовых гранатометов.

Место водителя — спереди-слева корпуса, командир и наводчик размещаются в башне, справа от орудия, заряжающий — слева.

САУ GCT 155 mm состояли на вооружении: Франции, Саудовской Аравии и Ирака, причем на вооружении первых двух стран, машины состояли вплоть до нашего времени.

Самоходная пусковая установка тактических ракет АМХ-ЗОР (Pluton)

Самоходная пусковая установка тактических ракет АМХ-ЗОР (Pluton)

Фактически — передвижная платформа для ракет, на базе танка АМХ-30. Ходовая часть машины идентична танковой, верхняя часть корпуса спроектирована заново, с тем расчетом, что в передней части корпус имеет большую высоту, чем в задней.

Ракета Pluton крепится к рельсовой направляющей, расположенной в т.н. «ангаре» коробчатого типа, установленном на крыше корпуса. Ангар смещен к корме машины и занимает 2/3 длинны корпуса.

Диапазон поражения целей ракетой Pluton составляет 10 — 120 км. Всего, с 1974 года было изготовлено 44 самоходных установки этого типа для нужд Франции + 12 машин для Саудовской Аравии.

Ядерными боеголовками были оснащены только французские тактические ракеты.

Зенитная ракетная установка AMX-30R (Roland)

Зенитная ракетная установка AMX-30R (Roland)

Самоходная платформа для зенитных ракет ближнего радиуса действия «Roland» (1 — дневная и 2 — всепогодная) совместной разработки Франции и Германии. В немецком варианте в качестве базы используется шасси от БМП «Marder», во французском — на базе танка AMX-30.

Ходовая часть ЗРК AMX-30R идентична ходовой части танка АМХ-30, верхняя часть корпуса спроектирована заново, имеет значительно более высокий силуэт, лобовой бронелист установлен под углом 70 градусов.

В передней части корпуса смонтирована платформа кругового вращения с антеннами РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей и двумя ракетными пусковыми установками. Боекомплект — десять ракет из которых 2 боеготовы, а 8 находятся в 2 вращающихся барабанах, расположенных внутри корпуса.

Экипаж ЗРК AMX-30R включает: командира, оператора ЗРК и механика-водителя.

В 1977 — 1978 годах французская армия получила 181 машину AMX-30R (83 Roland 1 и 98 Roland 2). Кроме Франции AMX-30R приобрели: Нигерия (16 Roland 2), Испания (9 Roland 1 и 9 Roland 2), Ирак (13 AMX-30R и 100 стационарных установок Roland 2) и Катара (3 Roland 2).

Зенитная самоходно-артиллерийская установка AMX-30SA

Зенитная самоходно-артиллерийская установка AMX-30SA

ЗСУ AMX-30SA выполнена на шасси танка АМХ-30, штатная башня которого заменена на башню типа S.401A, со смонтированными в ней 2-я автоматическими 30-мм пушками Hispano-Suiza HSS-831А.

Общая скорострельность AMX-30SA составляет 1200 выстрелов в минуту, прицеливание осуществляться по оптическому или радиолокационному каналу наведения.

В состав системы управления огнем входит импульсная доплеровская РЛС. Параболическая антенна РЛС смонтирована на задней части крыше башни.

В 1975 году 52 ЗСУ AMX-30SA приобрела Саудовская Аравия, на вооружение Франции машина не поступала.

Зенитная ракетная установка АМХ-30C1 «Shanine-2»

Зенитная ракетная установка АМХ-30C1 «Shanine-2»

ЗРК на базе АМХ-30, разработанный по заказу Саудовской Аравии. Ходовая часть повторяет ходовую базового танка и отличается лишь установкой бортовых экранов. Верхняя часть корпуса похожа на ЗРК AMX-30R, отличается от неё лишь незначительно, например, в переднем бронелисте добавлен небольшой люк.

Читать еще:  Станковый противотанковый гранатомет СПГ-9

В передней части корпуса смонтирована платформа кругового вращения с 6-ю ракетными пусковыми установками и аппаратурой наведения ракет. В состав боекомплекта входят только ракеты, которые находятся в пусковых установках. РЛС обеспечивает наведение на цель одной — двух ракет. Сами ракеты — малой и средней дальности, способны поражать цель в диапазоне высот 15-до 6800 м на дальности 500-11 500 м.

На вооружении Саудовской Аравии состояло около 50 АМХ-30С1 «Shanine-2», на вооружение других стран (в том числе Франции) машина не поступала.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Учебный танк

Вместо башни на учебном танке монтируется кабина для инструктора и курсанта.

БРЭМ AMX-30D

БРЭМ предназначена для эвакуации бронетехники с поля боя, замены двигателей и вооружения в полевых условиях, прокладки колонных путей, производства земляных работ. Экипаж из четырех человек (командир, механик-водитель и два механика) располагается в передней части машины, представляющей собой неподвижную бронерубку. В передней части машины смонтирован бульдозерный отвал. Стрела гидравлического крана грузоподъемностью 13 т (15 т при использовании бульдозерного отвала в качестве опоры) в положении по-походному укладывается вдоль левого борта корпуса. Сектор поворота стрелы крана 240°. БРЭМ оснащена гидравлической лебедкой с тяговым усилием 35 т, длина троса 80 м; вспомогательная лебедка имеет тяговое усилие 20 т, длина троса 120 м. В задней части крыши корпуса оборудована площадка для транспортировки танкового двигателя. Вооружение — пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке.

Бронированная ремонтно- эвакуационная машина AMX-30D

Бронированная инженерная машина EGB

Бронированная инженерная машина EBG предназначена для прокладки колонных путей, расчистки завалов на маршрутах движения войск, устройства заграждений, проделывания проходов в заграждениях. В передней части машины имеется бульдозерный отвал, предусмотрена возможность крепления минного трала или рыхлителя для использования на твердых или мерзлых грунтах. В правой передней части корпуса смонтирована стрела гидравлического крана. В состав оборудования входит гидравлическая лебедка с тяговым усилием 20 т, длина троса — 80 м. В средней части крыши корпуса находится башенка кругового вращения с 5-ствольной установкой дистанционного минирования. Каждый ствол/пусковая установка может быть снаряжен пятью противотанковыми минами, которые выстреливаются с помощью пиропатронов. Разработка машины EBG завершена в конце 1980-х годов.

Мостоукладчик

Вместо башни на корпусе мостоукладчика смонтирован механизм, удерживающий мостовую сочлененную конструкцию. Ее длина в разложенном положении — 22 м, ширина — 3,94 м, масса — 8200 кг. Установка моста занимает около 10 минут. Экипаж мостоукладчика состоит из трех человек — командира, механика-водителя и оператора.

Мостоукладчик на базе танка АМХ-30

САУ 155-мм GCT

Разработка 155-мм самоходноартиллерийской установки на шасси танка АМХ-30 началась в 1969 году. Самоходка получила обозначение 155 mm GCT (Grande Cadence de Tir), она предназначалась для замены 105-мм САУ Мк 61 и 155-мм САУ Мк F3. Серийный выпуск установок начался в 1977 году на заводе в Роанне.

Шасси САУ идентично шасси танка АМЗ-ЗО. Вместо танковой башни смонтирована новая башня большего объема, имеющая вертикальные борта, кормовой бронелист, установленный под небольшим отрицательным углом и наклонный лобовой бронелист. В левом и правом бортах башни предусмотрено по дверце. На крыше башни находится командирская башенка, над сиденьем заряжающего выполнен люк. Вооружение — 155-мм орудие, ствол пушки снабжен двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения в вертикальной плоскости: от -4° до +66°. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность 8 выстр./мин. При ручном обслуживании орудия скорострельность снижается до трех выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы — 18 000 м. Боекомплект — 42 выстрела; в его состав могут входить любые стандартные боеприпасы калибра 155 мм, используемые в армиях стран НАТО. Перед люком заряжающего может устанавливаться пулемет калибра 7,62 мм (боекомплект 2050 патронов) или 12,7 мм (боекомплект 800 патронов). В нижней передней части башни монтируются два блока сдвоенных 80-мм дымовых гранатометов. Экипаж САУ состоит из четырех человек. Места командира и наводчика расположены справа от орудия, заряжающего — слева.

Батарея 155-мм самоходных гаубиц GCT готова к открытию огня

Самоходно-артиллерийские установки 155 mm GCT состоят на вооружении сухопутных войск Франции, Кувейта, Саудовской Аравии, Алжира. В 1990-х годах башня САУ 155 mm GCT в исследовательских целях была установлена на шасси российского танка Т-72. «Гибридная» самоходка успешно прошла испытания.

AMX-30DCA

Зенитная самоходно-артиллерийская установка AMX-30DCA представляет собой комбинацию шасси основного боевого танка АМХ-30 и башни S.401A, в которой установлены две автоматические пушки «Испано-Сюиза» HSS-831A калибра 30 мм. Скорострельность каждой пушки составляет 600 выстр./мин. Прицеливание может осуществляться по оптическому или радиолокационному каналу наведения. В состав системы управления огнем входит импульсная доплеровская РЛС. Параболическая антенна РЛС смонтирована на крыше башни, в ее задней части.

Боеукладка 155-мм выстрелов занимает всю кормовую часть башни и загружается снаружи через два больших люка

Зенитная самоходная установка AMX-30DCA

Самоходная пусковая установка тактических ракет «Плутон»

Ходовая часть пусковой установки тактических ракет «Плутон» идентична ходовой части танка АМХ-30. Верхняя часть корпуса спроектирована заново. В передней части корпус имеет большую высоту, чем в задней. Ракета крепится к рельсовой направляющей, смонтированной в ангаре коробчатого типа. Ангар установлен на крыше корпуса, ближе к корме и занимает примерно две трети длины машины. Диапазон поражения целей 10 — 120 км.

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Роланд»

«Роланд» разработан французской фирмой «Аэроспасьяль» и западногерманской «Мессершмитт- Бёльков-Блом» (МВВ) в 1968 году. ЗРК предназначен для прикрытия от ударов с воздуха высокомобильных соединений сухопутных войск. В ФРГ ЗРК монтировался на шасси БМП «Мардер», во Франции — на шасси основного боевого танка АМХ-30.

Самоходная пусковая установка тактических ракет «Плутон»

Ходовая часть боевой машины ЗРК идентична ходовой части танка АМХ-30, верхняя часть корпуса спроектирована заново, его высота значительно увеличена, лобовой бронелист установлен под углом 70° к горизонту. В передней части корпуса монтируется платформа кругового вращения с антеннами РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей и двумя ракетными пусковыми установками. Боекомплект — десять ракет (две — на пусковых установках и восемь — в двух вращающихся барабанах, расположенных внутри корпуса). Ракеты способны поражать воздушные цели, летящие на скоростях до М = 1,3, в диапазоне дальностей от 500 до 6300 м. Максимальная досягаемость по высоте — 3000 м. Масса собственно ЗРК с платформой составляет 6 т. Окончательная сборка и интеграция систем самоходного комплекса велись фирмой «Аэроспасьяль». Экипаж ЗРК включает трех человек: командира, оператора ЗРК и механика-водителя.

Самоходные ЗРК «Роланд» французского производства состоят на вооружении во Франции, Катаре и Испании.

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Шахин». На втором плане — машина целеуказания

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Шахин»

Самоходный ЗРК «Шахин» разработан фирмой «Томсон-CSF» по заказу вооруженных сил Саудовской Аравии. Первая партия поставлена Саудовской Аравии в 1979 — 1982 годах, вторая — в середине 1980-х годов. Ракетный комплекс создан на основе ЗРК «Кроталь». ЗРК первой партии поставлялись в буксируемом варианте, второй — в самоходном. Шасси боевой машины базируется на шасси танка АМХ-30. Ходовая часть осталась неизменной, лишь добавлены бортовые экраны (как у танка AMX-30D). Верхняя часть корпуса полностью перепроектирована, по типу шасси ЗРК «Роланд». Значительно увеличена высота корпуса, надстройка сварена из плоских бронелистов. Лобовой бронелист расположен под углом 70° к горизонту, в нем имеется люк-лаз с дверцей.

Читать еще:  ОПЫТНЫЙ СВЕРХТЯЖЕЛЫЙ ТАНК «К-WAGEN» — ПЕРВЫЙ «СВЕРХТАНК»

Ближе к передней части машины на крыше корпуса смонтирована платформа кругового вращения с шестью ракетными пусковыми установками и аппаратурой наведения ракет. В состав боекомплекта входят только ракеты, которые находятся в пусковых установках. РЛС обеспечивает наведение на цель одной-двух ракет. Ракеты способны поражать маневрирующие воздушные цели, летящие на скоростях до М = 1,2, в диапазоне высот от 15 до 6800 м и дальностей от 500 до 11 500 м.

На вооружении зенитно-ракетной батареи состоят четыре самоходные пусковые установки и две машины с РЛС обнаружения воздушных целей, которые позволяют обнаруживать до 40 объектов на дистанции до 18,5 км и 18 из них сопровождать одновременно.

Самоходные ЗРК «Шахин» состоят только на вооружении ВВС и сухопутных войск Саудовской Аравии.

Боевые машины, снаряжение и боеприпасы 4-го драгунского полка после разгрузки в порту Янбу. Саудовская Аравия, 1991 год

АМХ-30В2 во время боевых действий. Операция «Буря в пустыне», 1991 год

«Леклерк» и другие французские основные боевые танки (4 стр.)

Улучшена система охлаждения двигателя. Был разработан вариант танка АМХ-30В2 с двигателем HS110-2SR мощностью 800 л.с., однако армия Франции отказалась от закупок танков с дизелями повышенной мощности.

Танки АМХ-30В2 серийно выпускались заводом в Роанне с 1981 по 1986 год, кроме того, до уровня «В2» модернизировали несколько сот танков АМХ-30 французской армии. Постройка новых и модернизация старых машин велись параллельно на двух производственных линиях. На вновь построенных машинах увеличили толщину брони маски пушки. В начале 1990-х годов фирма GIAT разработала для танков АМХ-30В2 комплект навесной динамической защиты BS G2 (BS — Brique de Surblindage), по уровню защищенности эквивалентный стальной броне толщиной 400 мм.

Танк АМХ-30В2 с комплектом навесной динамической защиты BSG2

Вид сверху-сбоку на танк АМХ-30В2, оснащенный комплектом навесной динамической защиты

Проект модернизации танков АМХ-30, поставленных на экспорт, был разработан во второй половине 1980-х годов группой западногерманских фирм в составе AEG, «Крупп Атлас Электроник», MTU, «Вегманн», «Диль», ZF и GLS. Впервые публично широкой публике Супер АМХ-30 был продемонстрирован в Саудовской Аравии, из-за чего в ряде отечественных изданий указывается, будто бы машину модернизировали именно под саудовские требования. На самом деле планы немцев были куда амбициознее.

«Ключом» модернизации стала полная замена силового блока. На танке установили немецкий дизель MTU МВ833 Ка501 мощностью 850 л.с. вместе с полностью автоматической трансмиссией ZF LSG-3000 и новой системой охлаждения. Помимо большей мощности, германский мотор выгодно отличался от французского лучшей приемистостью и меньшим удельным расходом топлива. Емкость топливных баков была доведена до 1028 л. У механика-водителя предусматривалась установка новой приборной доски. Улучшения ходовой части танка заключались в установке новых торсионов, ограничителей вертикального хода опорных катков и гидроамортизаторов на всех узлах подвески. Диаметр самих опорных катков несколько увеличили (до 800 м). За счет нововведений удалось почти вдвое уменьшить величину моментов, передаваемых от ходовой части к корпусу танка. Супер АМХ-30 стал гораздо более устойчивой платформой для вооружения, нежели исходный АМХ-30. Гусеница набрана из траков «тип 234» фирмы «Диль», имеющих ресурс вдвое больший, чем французские траки. Равно как и силовая установка, полной замены потребовала система управления огнем.

Двигатель MTU МВ833 Ка501

Основной боевой танк Супер АМХ-30

Супер АМХ-30. Хорошо видны опорные катки увеличенного диаметра и гусеницы западногерманской фирмы «Диль», более широкие, чем французские

Фирма «Крупп Атлас Электроник» предложила модульную лазерную систему управления огнем MOLF-30 (Modular Laser Faire Control). В состав системы входит гиростабилизированный комбинированный дневной/ночной прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером. Электрогидравлический привод разворота башни подлежал замене на полностью электрический. По желанию клиента немцы предлагали оснащать танк системой юстировки орудия и дополнительной навесной бронезащитой башни.

Супер АМХ-30 представлял собой эквивалент «Леопарда-1А5», до уровня которого АМХ-30В2 так и не дотянули. Несомненно, куда более удачная по сравнению с АМХ-30В2 западногерманская модель модернизированного танка, тем не менее, не нашла заказчиков. Супер АМХ-30 так и остался в стадии прототипа, послужив еще одним примером высокого профессионализма германских танкостроителей.

Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Вместо башни на учебном танке монтируется кабина для инструктора и курсанта.

БРЭМ предназначена для эвакуации бронетехники с поля боя, замены двигателей и вооружения в полевых условиях, прокладки колонных путей, производства земляных работ. Экипаж из четырех человек (командир, механик-водитель и два механика) располагается в передней части машины, представляющей собой неподвижную бронерубку. В передней части машины смонтирован бульдозерный отвал. Стрела гидравлического крана грузоподъемностью 13 т (15 т при использовании бульдозерного отвала в качестве опоры) в положении по-походному укладывается вдоль левого борта корпуса. Сектор поворота стрелы крана 240°. БРЭМ оснащена гидравлической лебедкой с тяговым усилием 35 т, длина троса 80 м; вспомогательная лебедка имеет тяговое усилие 20 т, длина троса 120 м. В задней части крыши корпуса оборудована площадка для транспортировки танкового двигателя. Вооружение — пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке.

Бронированная ремонтно- эвакуационная машина AMX-30D

Бронированная инженерная машина EGB

Бронированная инженерная машина EBG предназначена для прокладки колонных путей, расчистки завалов на маршрутах движения войск, устройства заграждений, проделывания проходов в заграждениях. В передней части машины имеется бульдозерный отвал, предусмотрена возможность крепления минного трала или рыхлителя для использования на твердых или мерзлых грунтах. В правой передней части корпуса смонтирована стрела гидравлического крана. В состав оборудования входит гидравлическая лебедка с тяговым усилием 20 т, длина троса — 80 м. В средней части крыши корпуса находится башенка кругового вращения с 5-ствольной установкой дистанционного минирования. Каждый ствол/пусковая установка может быть снаряжен пятью противотанковыми минами, которые выстреливаются с помощью пиропатронов. Разработка машины EBG завершена в конце 1980-х годов.

Вместо башни на корпусе мостоукладчика смонтирован механизм, удерживающий мостовую сочлененную конструкцию. Ее длина в разложенном положении — 22 м, ширина — 3,94 м, масса — 8200 кг. Установка моста занимает около 10 минут. Экипаж мостоукладчика состоит из трех человек — командира, механика-водителя и оператора.

Мостоукладчик на базе танка АМХ-30

Разработка 155-мм самоходноартиллерийской установки на шасси танка АМХ-30 началась в 1969 году. Самоходка получила обозначение 155 mm GCT (Grande Cadence de Tir), она предназначалась для замены 105-мм САУ Мк 61 и 155-мм САУ Мк F3. Серийный выпуск установок начался в 1977 году на заводе в Роанне.

Шасси САУ идентично шасси танка АМЗ-ЗО. Вместо танковой башни смонтирована новая башня большего объема, имеющая вертикальные борта, кормовой бронелист, установленный под небольшим отрицательным углом и наклонный лобовой бронелист. В левом и правом бортах башни предусмотрено по дверце. На крыше башни находится командирская башенка, над сиденьем заряжающего выполнен люк. Вооружение — 155-мм орудие, ствол пушки снабжен двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения в вертикальной плоскости: от -4° до +66°. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность 8 выстр./мин. При ручном обслуживании орудия скорострельность снижается до трех выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы — 18 000 м. Боекомплект — 42 выстрела; в его состав могут входить любые стандартные боеприпасы калибра 155 мм, используемые в армиях стран НАТО. Перед люком заряжающего может устанавливаться пулемет калибра 7,62 мм (боекомплект 2050 патронов) или 12,7 мм (боекомплект 800 патронов). В нижней передней части башни монтируются два блока сдвоенных 80-мм дымовых гранатометов. Экипаж САУ состоит из четырех человек. Места командира и наводчика расположены справа от орудия, заряжающего — слева.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector