5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевое применение германских танков

Боевое применение германских танков

Боевое применение германских танков

Во время наступления в Пиккардии (операция «Михаэль», 21 марта -4 апреля 1918г.) германцы на фронте 765 км ввели в дело 59 дивизий при 6 824 орудиях, 1000 самолетах и всего 19 танках (из них 9-трофейных). Впервые германские танки вступили в бой 21 марта 1918г. у Сент-Кантен (в 50-52 км оттого места, где вышли в первый бой английские танки), в полосе наступления 18-й германской армии против английских войск. 4 танка A7V 1 -го «штурмового отделения» под командой капитана Грайфа и 5 танков Mk IV двинулись в бой утром, из-за сильного тумана часто теряли связь с пехотой и действительно «продвигались независимо». Mk IV не выполнили задач из-за недостатка горючего и повреждений от артиллерийского огня, у двух A7V выявились технические дефекты. Более- менее удачно действовали только A7V №№ 501 и 506. Все это, а также слабый грунт на пути движения не позволили судить об эффективности танков.

Тем не менее впечатление, произведенное ими в первый день на английских солдат, немногим уступает ужасу немецкой пехоты на Сомме в сентябре 1916-го. В одной из записей штаба 17-й германской армии говорилось: «Наши танки в огромной степени укрепляли дух пехоты даже тогда, когда они применялись в небольшом числе; в то же время, как показал опыт, они производили большой деморализующий эффект на неприятельскую пехоту». Вполне ожидая, что Германия сможет создать собственные танки и применить их в наступлении, союзники почти ничего не сделали, чтобы подготовиться к их встрече.

В ходе этой операции танки 2-го и 3-го «штурмовых отделений» помогли 18-й армии также в захвате Нуайон и Мондидье, где действовали уже против французских частей. После появления германских танков на поле боя германская пресса заговорила о том, что «только немецкий гений мог развернуть все средства и возможности, доступные танкам». Столь крутой поворот в оценке танков был логичным в плане пропагандистского обеспечения, но был весьма далек от действительности.

Наиболее известен бой с участием A7V у Виллер-Бретоне 24 апреля 1918г. Этот населенный пункт имел важное значение – его захват и удержание обеспечили бы германцам последующий захват Арраса и углубление разрыва между союзными армиями.

Здесь были задействованы все три отделения A7V. Перед боем обнаружились неисправности двух танков во 2 и 3-м отделениях. Поэтому только 13 A7V, разбитые на три группы, вышли в бой в полосе наступления 2-й германской армии против частей 4-й английской армии. Первая группа под командой обер- лейтенанта Скопника (командира танка № 526) включала танки N°№ 526, 527 и 560 первого отделения и действовала с 228-й пехотной дивизией; вторая под командой оберлейтенанта Билайна (танки №№ 501, 505, 506, 507 второго отделения, 541 и 562 первого отделения) – с 4-й гвардейской дивизией; третья оберлейтенанта Штайнхарда (танки 525, 542, 561 и 504 третьего отделения) – с 77-й резервной дивизией. В соответствии с избранной тактикой, танки направили на самый важный объект – деревню Виллер-Бретонне. Первая группа двигалась на деревню, вторая – вдоль ее южной окраины, третья – на близ расположенную Каши. По выполнении своих задач танки должны были вернуться к месту сбора позади передовых германских окопов. Атака началась в установленные сроки. У Виллер-Бретонне некоторым танкам пришлось преодолевать железнодорожные пути. Танк № 506 («Мефисто») вскоре застрял на местности, но оставшиеся 12 очистили деревню от английских подразделений,продвинулись на Каши и до леса Аббе.

Здесь в 9:30 три A7V 3-го «штурмового отделения» встретились с вышедшими из леса тремя английскими Mk IV роты «А» 1 -го танкового батальона. Так что первый в истории бой танков с танками носил характер встречного и для обеих сторон был внезапным. Англичане оказались в не самом выгодном положении: из трех танков два были пулеметными («самки»), а экипажи были измотаны длительным нахождением в противогазах – их позиции накануне обстреляли химическими снарядами. Таким образом, англичане, на первый взгляд, уступали германцам в огневой мощи, бронировании и работоспособности экипажей. Однако уже в этом бою сказались такие факторы, как маневренность танков, опыт и слаженность экипажей. Интересно, что бой происходил возле позиций английской пехоты и на виду у германской артиллерии. Но они не приняли в нем участия – германские артиллеристы опасались поразить свои танки, а английские пехотинцы попросту не имели противотанковых средств. Хотя пулеметные Mk IV с развороченными снарядами бортами вынуждены были вскоре отойти в тыл, пушечный («самец») под командой лейтенанта Ф. Митчелла продолжал бой. Немецкие танки остановились неудачно – бой фактически вел только один из них (№ 561, «Никсе», командир лейтенант Блиц), стреляя с места из пушек и пулеметов, в том числе – бронебойными пулями. В отличие от германцев, английский танк постоянно маневрировал и, сделав нескольких выстрелов сходу, перешел к ведению огня с коротких остановок. После трех попаданий у A7V был поврежден масляный радиатор. Пользуясь тем, что «англичанину» разорвало гусеницу, A7V смог отойти на небольшое расстояние, после чего был покинут экипажем. Два других отошли. Это дало основание англичанам справедливо считать себя победителями в первой танковой схватке.

Часть танков второй группы остановилась у первой линии английских окопов за деревней и отошла назад. А в ночь с 24 на 25 апреля английские танки с австралийской пехотой отбили и Виллер- Бретонне. В тот же день, 24 апреля, восточнее Каши один A7V № 525 («Зигфрид», командир лейтенант Биттер) из третьей группы встретился с семью средними английскими Mk А «Уиппет» – эти танки впервые вышли тогда в бой. Ведя огонь с места, он подбил один «Уип, пет» (еще три подбили артиллеристы 4-й гвардейской дивизии) и повредил три. Тем не менее, эти «Уиппет» в ходе своей контратаки успели «опрокинуть 1200 человек, из которых не менее 400 были убиты», и фактически сорвать германскую атаку на этом направлении, а три поврежденных «Уиппет» своим ходом вернулись в свое расположение. Германские «штурмовые отделения» потеряли в тот день три танка, 9 человек убитыми и 36 ранеными, 1 пропавшим без вести. Бой у Виллер-Бретонне открыл еще одну роль танка – эффективного противотанкового средства.

Подбитый A7V №561 германцы ночью эвакуировали. Танк № 506, несмотря на одну попытку в течение боя и две ночью, эвакуировать не удалось, не были сняты даже орудие и пулеметы; 14 июня танк вытащила и взяла как трофей австралийская пехота. Танк № 542 лейтенанта Штайна опрокинулся, переходя через воронку, экипаж покинул машину с карабинами и тремя пулеметами и принял участие в атаке как штурмовая пехотная группа. То же выполнил экипаж лейтенанта Бартенса после ранения водителя и повреждения тормозов танка. 15 мая англичане оттащили танк № 542 двумя Mk IV той же роты «А» первого батальона с помощью солдат 37-й марокканской дивизии.

В первый день наступления во Фландрии на р.Лис (операция «Жоржетт», 9-30 апреля 1918г.) 15 танков действовали в полосе 6-й германской армии против английских и португальских частей в полосе между Ля-Бассе и Армантьером.

Во время второго германского наступления 1918 года на р.Эн (операция «Блюхер», 27 мая -14 июня) 15 танков были введены в бой в полосе 7-й армии, располагавшей тогда 25 дивизиями, 3 953 орудиями и 687 самолетами. В первый день наступления танки действовали вместе с дивизиями 65-го корпуса и 5-й гвардейской дивизией 4-го резервного корпуса на участке Воклер-Берри-о-Бак против французских позиций. Успех их атаки был всячески расписан германской прессой. Однако на деле танки прорвали первую линию обороны, но остановились перед широким окопом второй полосы («Дарданнельский окоп»), а основная тяжесть содействия пехоте легла на артиллерию.

Перед остановкой второго наступления танки приняли участие в атаках 7-го резервного и 15-го корпусов на Реймс, оборонявшийся частями 4-й французской армии. 31 мая здесь участвовали в бою танки 2-го отделения, при этом танк №529 был подбит огнем артиллерии.

1 июня танки 1 -го отделения, действовавшие северо-западнее, у форта Помпель, имели небольшой успех, но вскоре танки №№ 526 и 527 были подбиты огнем французской артиллерии (527, например, получил попадание в рубку) и брошены экипажами. Безуспешной была атака и 5 июня. 9 июня восстановленный № 526 первого отделения был вновь подбит артиллерией, а № 527 – гранатометчиками. Всего у Реймса огнем артиллерии было подбито 8 германских танков.

15 июля, в первый день последнего германского наступления (т.н. «сражения за мир» или «второй Марны»), танки первого и второго отделений вновь действовали на флангах Рейнского участка, в полосе 1-й германской армии. Атака успеха не имела, поскольку главная полоса обороны французов совершенно не пострадала в ходе артподготовки. В полосе 1 -го Баварского корпуса четыре танка подорвались на минах.

9 августа, во время наступления Антанты, 1 -е и 3-е «штурмовые отделения» поддерживали действия 18-й германской армии юго-западнее Нуайона против частей 3-й французской армии. Танк № 560 первого отделения получил повреждения от артогня, № 562 попал в воронку, № 541 повредил двигатель и трансмиссию. Третье отделение действовало успешнее, хотя танк № 564 застрял на деревенской улице.

31 августа танки первого и второго отделений были использованы в контратаке у Фремикур против частей 1-й английской армии, наступавшей на Камбрэ. Контратаки имели целью выиграть время на правом фланге фронта и обеспечить отход германских армий южнее. Танки №№ 504 и 528 второго отделения были подбиты артиллерией и захвачены, танк № 562 поражен осколками авиабомбы, а у танка № 563 оказались технические неисправности. После этого второе «штурмовое отделение» перестало существовать, а машины и личный состав переданы в первое отделение. У Фремикур действовало и одно отделение трофейных Mk IV.

7 октябрю, уже после отхода германских армий на позицию «Зигфрид», танки A7V третьего «штурмового отделения» приняли участие в контратаке частей 3-й германской армии против французских войск у Сент-Этьен. Все вышедшие в бой танки были в конце концов подбиты. 8 октября 15 танков (A7V или Mk IV) были введены в «брешь» германского фронта против частей 1 -й английской армии у Камбрэ. Появление танков снова вызвало панику среди английских солдат, и «восстановить порядок удалось лишь после того, как два из них были выведены из строя». У деревни Ньерж произошла встреча четырех английских тяжелых танков с германской группой из семи трофейных Mk IV. Однако танкового боя не состоялось-английские танкисты, спешившись, подбили два танка противника из захваченных германских орудий и ПТР. То есть немецкое оружие использовалось англичанами против английских танков «на германской службе».

Танки №№ 525,563,501,540 и 560 первого «штурмового отделения» применили севернее Камбрэ у Сент-Обере и Иву 11 октября – за месяц до заключения перемирия. Атака у Иву была вполне успешной – прорыв англичан на участке был ликвидирован. А на следующий же день начался отход германских частей с этих позиций. Танк № 560 в этом бою вновь получил повреждение-обрыв гусеницы. Это было последнее применение германских танков в Первой мировой войне.

Читать еще:  Противотанковая артиллерия

Вся боевая работа германских танковых «штурмовых отделений» составила около полутора десятков эпизодических частных атак в течение полугода. Танки двигались разрозненно, мелкими группами, и в результате вместе в атаке действовали не более 7-8 танков. Действия трех «штурмовых отделений» у Виллер- Бретонне были, пожалуй, единственным примером «массированной» танковой атаки с германской стороны. Взаимодействие с пехотой организовывалось плохо. По мнению австрийского генерала Эймансбергера, «танки, имевшиеся в германской армии, применялись без всякого знания этого рода оружия». Применение танков не было случайным или беспорядочным – германское командование стремилось использовать их на ответственных участках фронта. Иногда атаки «штурмовых отделений» имели успех, но количество применявшихся танков никак не соответствовало масштабам операций. Плотность танков на фронте 18-й армии на 21 марта составляла 0,5 на 1 км, в 6-й армии на 9 апреля – 1, в 7-й армии на 27 мая – 0,3 танка на 1 км фронта. Для сравнения – к началу контрнаступления Антанты (18 июня 1918г.) 10-я французская армия располагала 16 дивизиями при 1573 орудиях, 531 самолете и 337 танках, а плотность танков составляла 9-14 на 1 км фронта.

Немецкое танкостроение в двух мировых войнах

В марте 2018 г. немецкое танкостроение отметило свое столетие. По этому поводу авторитетный военный журнал «Europäische Sicherheit &Technik» опубликовал статью под названием: «1918 – 2018: 100 лет немецким танкам. От A7V к «Леопарду 2 А7V». Ниже приводится отрывок из этой статьи, касающийся двух мировых воин.

Электронная книга
Танкисты Гудериана рассказывают. «Почему мы не дошли до Кремля»
Автор: Йоганн Мюллер
Из серии: Врага надо знать! Немецкие мемуары Второй Мировой

В рамках операции «Михаэль» («Michael») на Западном фронте 21 марта 1918 г. 63 немецкие дивизии в полосе шириной 75 км начали контрнаступление против французских и британских позиций. В этом бою впервые была применена немецкая бронированная машина «Штурмпанцерваген А7V» (Sturmpanzerwagen A7V). Немецкое танкостроение в последующие 100 лет знало взлеты и падения, история которых поэтапно изложена в настоящей статье.

«Штурмпанцерваген А7V»

Немецкое танкостроение в Первой мировой войне.

На первое применение британских танков 15 сентября 1916 г. в Германии отреагировали достаточно нерешительно. Несмотря на большую неожиданность и панику в немецких окопах боевая эффективность танков была неубедительна. С ограниченным приоритетом в ноябре 1916 г. военное управление проявило первую активность в отношении строительства немецкой бронированной машины. Строительство первого образца машины A7V, оснащенной бронированным корпусом, завершилось в октябре 1917 г.

Фактически, 21 марта 1918 г. под Сент-Квентином состоялось первое боевое применение девяти «Штурмпанцерваген А7V». Согласно докладам, уже на марше к линии фронта имели место многочисленные технические неисправности. Хотя бронемашина A7V и показала низкую пригодность для движения по бездорожью, она проявила более благоприятные боевые характеристики, чем британские танки.

Во второй половине Первой мировой войны, концептуальное развитие немецкого танкостроения продолжалось, и это была уже одновременная работа над несколькими проектами. В частности, существовала концепция тяжелого танка (K-Wagen) с массой 140 тонн, а также велась разработка легкой боевой машины в классе от шести до восьми тонн «Кавалериепанцер» (Kavalleriepanzer, рус. – дословно «кавалерийский танк»).

Тяжелый танк K-Wagen

Период между двумя мировыми войнами

После окончания Первой мировой войны статья 171 Версальского договора, среди прочего, запрещала производство и ввоз бронеавтомобилей и танков в Германию. Это означало конец молодых механизированных войск. Вплоть до 1929 г. началось время без танков. Однако, это вызвало серьезную обеспокоенность командующего сухопутными войсками рейхсвера генерал-майора Ханса фон ЗЕЕКТА (Hans von SEECKT). Благодаря ему, оперативная и тактическая подготовка в кадрированных частях развивалась.

Ханс фон ЗЕЕКТ

В оставшихся отделениях механизированных войск (Kraftfahrabteilungen) наряду с теоретической подготовкой практиковались альтернативные практические тренировки на местности с макетами. Реальное обучение экипажей и приобретение конкретных навыков в этих условиях были невозможны. Здесь оказал помощь заключенный в 1922 г. в Рапалло (Rapallo) договор с Советским Союзом. Он, среди прочего, открыл возможность для взаимопомощи в военной области. Так, Советский Союз в 1928 г. под Казанью предоставил в распоряжение рейхсвера учебный и тренировочный полигон Кама.

Тренировки на местности с макетами

С целью сделать возможным обучение экипажей по основным дисциплинам вождения, радиосвязи, стрельбы, обслуживания и ремонта техники уже в 1925 г., при строгом сохранении секретности, заключаются договора на строительство шести «больших тракторов» («Großtraktoren») с компаниями «Крупп» (Krupp), «Райнметалл» (Rheinmetall) и «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz). Боевую технику после сборки в Германии без каких-либо тестовых прокатов в июле 1929 г. перевезли в танковую школу Кама, где и испытали.

«Большой трактор» производства компании «Крупп»

В этот период, как и в ходе Первой мировой войны, Германия снова хотела иметь (наряду с более тяжелой штурмовой и предназначенной для прорыва боевой машиной) более легкий и более быстрый «кавалерийский танк». В этой связи компании «Крупп» и «Райнметалл» в 1928 г. получили контракт на строительство «легкого трактора». До 1930 г. четыре «легких трактора» («Leichttraktor») были изготовлены и сразу же перевезены в танковую школу Кама.

«Легкий трактор»

Позднее данная серия разработок не получила продолжения. Вместо этого в 1932 г. принимается решение о развитии концепции «большого трактора». Из этих соображений последовало развитие «строительства нового бронированного автомобиля» («Neubaufahrzeug«). Пять новых «автомобилей» были отправлены в 1936 г. Концептуально к этому моменту они уже устарели, поэтому использовались преимущественно для учебных целей.

Neubaufahrzeug

В отношении развития оперативно-тактической мысли. Передовой концепцией боевого применения бронетехники с 1922 г. занимался Гайнц ГУДЕРИАН (Heinz GUDERIAN). В начале 1930-х годов ему удалось провести многочисленные выступления в различных организациях. Быстрое продвижение вперед в строительстве новых танковых войск согласно взглядам Гудериана стало возможным после захвата власти национал-социалистами в 1933 г.

Гайнц ГУДЕРИАН

Немецкое танкостроение в предвоенный период

Для оснащения танковых войск в начале 1930 гг. потребовались два типа боевых машин в классе 20 т. Вместе с тем, немецкой танковой промышленности потребовалось определенное количество времени для закупки оборудования и начала серийного производства этого вида крупной военной техники. В этой связи, было найдено промежуточное решение: как можно скорее начать производство учебной техники.

Panzerkampfwagen I

Временные решения изначально заключались в разработке и строительстве легких боевых бронированных машин «Панцеркамфваген» (Panzerkampfwagen, PzKpfWg) в классе 5 т (PzKpfWg I) и более тяжелых в классе 10 т (PzKpfWg II). Благодаря этому стало возможным проводить интенсивное обучение.

Panzerkampfwagen II

В 1934 г. тогдашнее ведомство по вооружению выдало заказы на разработку двух средних боевых машин в классах 15 т и 18 т. Эти типы боевых машин должны были позднее образовать основу оснащения танковых дивизий. При этом, более легкий вариант предполагалось оснащаться оружием для поражения танков, а 18-ти тонная машина предназначалась для использования в качестве поддерживающего средства. Она оснащалась оружием большего калибра.

Panzerkampfwagen III

Первая боевая техника, модели PzKpfWg III и IV, начала поступать в войска с 1936 г. Уже в первых боях проявились их недостатки. Приходилось проводить постоянные улучшения вооружения и защиты, что привело к неизбежному увеличению их веса.

Panzerkampfwagen IV

Немецкое танкостроение во Вторая мировая война

Позднее, в июле 1941 г. с появлением основного боевого танка Т-34 стало понятно, что философия интерпретации, разработанных до начала войны боевых машин, в отношении эффективности оружия и бронезащиты могла бы быть более верной. В основном в Германии с конца 1930-х гг. также проводится развитие тяжелых боевых машин. Однако, это происходит под некоторым нажимом. Напротив, в мае 1941 г. потребовалась разработка новой боевой машины с вооружением и защитой, превосходящими противника.

Соответствующие контракты на разработку получили компании «Хеншель» (Henschel) и «Порше» (Porsche). Они провели всю работу под большим временным прессингом. Для серийного производства модели «Тигр Е» (PzKpfWg VI Tiger E) была выбрана версия «Хеншель». Боевое крещение первые четырех «Тигр E» в августе 1942 г. в районе Ленинграда. Практически без предварительного испытательного тестирования техника пошла в бой в условиях тяжелой для транспортных средств совершенно неподходящей местности. При этом, уже в ходе первого боевого применения новый танк «Тигр Е» попал в руки к русским.

PzKpfWg VI Tiger E

«Райнметалл» в июле 1941 г. получил заказ на создание новой танковой пушки с новой башней, а в ноябре 1941 г. последовали новые заказы для компаний «Ман» (MAN) и «Даймлер-Бенц» на разработку нового танка. Категорическим требованием заказчика стало наклонное расположение броневых пластин.

Практически без испытаний началось немедленно массовое производство танка «Пантера» (PzKpfWg V Panther). Первый серийный танк компания «Ман» смогла выпустить в декабре 1942 г. Под литерой D в январе 1943 г. он поступил в войска. В июле 1943 г. 204 машины участвовали в операции «Цитадель» на Курской дуге — хотя танки были абсолютно не пригодны для использования. Ожидаемо это привело к драматическим (техническим) сбоям. Так, вечером первого дня сражения только 40 «Пантер» были готовы к бою.

«Пантера»

Вместо того, чтобы при производстве техники сосредоточиться на одном типе танка, в конце 1942 г. принимается решение начать еще одну новую разработку. Эта модель подобно «Пантере» должна была иметь скошенные бронелисты, но требовала реорганизации всех ключевых конструктивных узлов.

Гитлер в начале 1943 г. решил, что новая боевая машина должна получить более мощную пушку 8,8 см KwK 43 L / 71 и гораздо более сильное бронирование. Из представленных проектов в феврале 1943 г. одобрение получило предложение конструкторов от «Хеншель». Тут же приступили к производству.

Первый «Королевский тигр» (PzKPfWg Tiger B «King Tiger») был поставлен в феврале 1944 г. Машина с боевым весом в 69,8 т стала самых тяжелым из серийно изготавливавшихся боевых танков Второй мировой войны. В результате бронированные боевые машины «Тигр» превратились в легенду, для войск с большим количеством более легких, подвижных и надежных в эксплуатации машин. Господствующие к концу войны разновидности типов бронированной техники экстремально загружали эвакуационные и ремонтные подразделения.

«Королевский тигр»

Сверх тяжелые танки

В начале 1942 г. начались размышления относительно разработки сверх тяжелого боевого танка. В частности, управлением вооружения велись переговоры с компанией «Крупп», а рейхсканцелярия — с «Порше» относительно разработки танка весом в 100 т. Конкретный контракт в марте 1942 г. заключается с предприятием «Порше».

Первые чертежи были представлены летом 1942 г. Хотя уже было изготовлено десять экземпляров танка «Мышонок» (Maus), по указанию Гитлера, работу над проектами передали Kруппу. Два прототипа были завершены в декабре 1943 г. После заводских испытаний в г. Бёблинген (Böblingen) осенью 1944 г. обе машины перевезли на армейский испытательный полигон в г. Куммерсдорф (Kummersdorf). Однако, когда весной 1945 г. первые русские части подошли к Вюнсдорфу (Wünsdorf) обе машины были взорваны.

«Мышонок»

Наряду с разработкой тяжелых и сверх тяжелых бронированных машин в период 1942-43 гг. дополнительно начались работы над двумя монстрами весом 1000 т. (Проект получил обозначение «Ландройцер» (Landkreuzer), рус. — «наземный крейсер»)

«Ландройцер»

Командование танковых войск к этим гигантским машинам вообще не имело никакого интереса. Во-первых, массово пострадали бы нормы производства установленных моделей, а также возникли бы неразрешимые проблемы обслуживания и обеспечения запасными частями. В дополнение ко многим нерешенным техническим проблемам не была ясна реальная тактическая выгода от этих гигантов и отсутствовала убедительная тактическая концепция их применения.

Электронная книга
Танки блицкрига Pz.I и Pz.II
Автор: Михаил Барятинский
Из серии: Война и мы. Танковая коллекция

На проекты тяжелых танков с 1942 г. были бессмысленно завязаны ценные инженерные мощности немецких танковых заводов. Вместе с тем, несмотря на сложные условия немецкая оружейная промышленность во многих областях вплоть до конца войны работала на полную мощность и зачастую использовала весьма инновационные технологии (не всегда нужные войскам). После окончания войны с весны 1945 г. и до начала 1956 г. в Германии снова началось время без танков.

Читать еще:  Реактивная противотанковая граната РПГ-18

По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

Танк Pz. IV – средний немецкий танк времен Второй мировой. Он многократно улучшался и модифицировался, благодаря чему весьма эффективно противостоял другим средним танкам на протяжении всей войны.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.

Pz.Kpfw.IV Ausf.А

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 25 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – с 1936 по 1945;
  • Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
  • Всего выпущено – 8686 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5890 мм;
  • Ширина корпуса – 2880 мм;
  • Высота – 2680 мм.

Бронирование

  • Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
  • Лоб – 80 мм/градус;
  • Борт – 30 мм/градус;
  • Корма корпуса – 20 м/градус;
  • Лоб башни – 50 мм/градус;
  • Борт башни – 30 мм/градус;
  • Корма рубки – 30 мм/градус;
  • Крыша башни – 18 мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
  • Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
  • Боекомплект – 87;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.

Подвижность

  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 метра

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.

StuG IV

Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.

Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.

Pz. IV в Сирии

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.

Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены в игре War Thunder. На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.

Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Фото и видео

Советский солдат осматривает разрушенный PzKpfw IV

Средний немецкий танк Тигр Panzerkampfwagen IV. История и подробное описание

Самым известным и узнаваемым немецким танком времен Второй мировой войны, без всякого сомнения, является Pz.VI (Т-6) «Тигр». Тяжелый, обладавший мощной броней и убийственной 88-мм пушкой, этот танк отличался совершенной, поистине готической красотой. Однако самую важную роль в истории Второй мировой сыграла совсем другая машина — Panzerkampfwagen IV (или PzKpfw IV, а также Pz.IV). В отечественной историографии его обычно называют T IV.

Panzerkampfwagen IV – это самый массовый немецкий танк Второй мировой войны. Боевой путь этой машины начался в 1938 году в Чехословакии, затем была Польша, Франция, Балканы и Скандинавия. В 1941 году именно танк PzKpfw IV был единственным достойным противником советских Т-34 и КВ. Парадокс: хотя, по основным характеристикам T IV значительно уступал «Тигру», но именно эту машину можно назвать символом блицкрига, с ней связаны основные победы немецкого оружия.

Читать еще:  Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Биографии этой машины можно только позавидовать: этот танк сражался в африканских песках, в снегах Сталинграда, готовился к высадке в Англию. Активная разработка среднего танка T IV началась сразу после прихода к власти гитлеровцев, а свой последний бой T IV принял в 1967 году в составе армии Сирии, отражая атаки израильских танков на Голландских высотах.

Немного истории

После окончания Первой мировой войны союзники сделали все возможное, чтобы Германия больше никогда не стала могущественной военной державой. Ей запрещалось не только иметь танки, но даже заниматься работами в этой области.

Однако эти ограничения не могли воспрепятствовать германским военным работать над теоретическими аспектами применения бронетанковых войск. Концепция блицкрига, разработанная Альфредом фон Шлиффеном еще в начале XX века, была доработана и дополнена целым рядом талантливых немецких офицеров. Танки не только нашли в ней свое место, они стали одним из основных ее элементов.

Несмотря на ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, практические работы над созданием новых моделей танков продолжались. Также шли работы над организационной структурой танковых подразделений. Все это проходило в обстановке строгой секретности. После прихода к власти националистов Германия отбросила запреты и в ускоренном порядке начала создавать новую армию.

Первыми немецкими танками, запущенными в серийное производство, стали легкие машины Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. «Единичка», по сути, являлась учебной машиной, а Pz.Kpfw.II предназначался для ведения разведки и был вооружен 20-мм пушкой. Pz.Kpfw.III уже считался средним танком, он был вооружен 37-мм орудием и тремя пулеметами.

Решение о разработке нового танка (Panzerkampfwagen IV), вооруженного короткоствольной 75-мм пушкой, было принято в 1934 году. Основной задачей машины должна была стать непосредственная поддержка пехотных подразделений, этот танк должен был подавлять огневые точки противника (прежде всего противотанковую артиллерию). По своей конструкции и компоновке новая машина во многом повторяла Pz.Kpfw.III.

В январе 1934 года техническое задание на разработку танка получили сразу три компании: AG Krupp, MAN и Рейнметалл. В тот момент Германия еще старалась не афишировать работы над видами вооружения, запрещенными Версальскими соглашениями. Поэтому машине было присвоено название Bataillonsführerwagen или B.W., что переводится как «машина командира батальона».

Лучшим был признан проект, разработанный компанией AG Krupp, — VK 2001(K). Военных не устраивала его рессорная подвеска, они требовали заменить ее более продвинутой – торсионной, которая обеспечивает танку более плавный ход. Однако конструкторам удалось настоять на своем. Германская армия остро нуждалась в танке, а на разработку новой ходовой могло уйти много времени, то подвеску решено было оставить прежней, только серьезно ее доработать.

Производство танка и его модификации

В 1936 году началось серийное производство новых машин. Первой модификацией танка стала модель Panzerkampfwagen IV Ausf. A. Первые образцы этого танка имели противопульное бронирование (15-20 мм) и слабую защиту приборов наблюдение. Модификацию Panzerkampfwagen IV Ausf. A можно назвать предсерийной. После выпуска нескольких десятков танков PzKpfw IV Ausf. A, AG Krupp сразу получила заказ на производство улучшенной модели Panzerkampfwagen IV Ausf. В.

Модель В имела корпус другой формы, у нее отсутствовал курсовой пулемет, были улучшены смотровые приборы (особенно командирской башенки). Лобовое бронирование танка было усилено до 30 мм. PzKpfw IV Ausf. В получил более мощный двигатель, новую коробку передач, сократился его боекомплект. Масса танка увеличилась до 17,7 тонны, при этом его скорость благодаря новой силовой установке возросла до 40 км/ч. Всего с конвейера сошло 42 танка Ausf. В.

Первой модификацией T IV, которую можно назвать по-настоящему массовой, стала Panzerkampfwagen IV Ausf. С. Она появилась в 1938 году. Внешне эта машина слабо отличалась от предыдущей модели, на нее был установлен новый двигатель, были произведены еще некоторые незначительные изменения. Всего было изготовлено около 140 единиц Ausf. С.

В 1939 году начался выпуск следующей модели танка: Pz.Kpfw.IV Ausf. D. Ее основным отличием стало появление внешней маски башни. В этой модификации была увеличена толщина бортовой брони (20 мм), также были внесено еще несколько усовершенствований. Panzerkampfwagen IV Ausf. D – это последняя модель танка мирного времени, до начала войны немцы успели сделать 45 танков Ausf.D.

К 1 сентября 1939 года немецкая армия обладала 211 единицами танка Т-IV различных модификаций. Эти машины хорошо показали себя во время польской кампании и стали основными танками германской армии. Боевой опыт показал, что слабым местом Т-IV являлась его бронезащита. Польские противотанковые орудия с легкостью пробивали как броню легких танков, так и более тяжелых «четверок».

Учитывая опыт, полученный в первые годы войны, была разработана новая модификация машины — Panzerkampfwagen IV Ausf. Е. На этой модели лобовая броня была усилена навесными плитами толщиной 30 мм, а бортовой – 20 мм. Танк получил командирскую башенку новой конструкции, была изменена форма башни. Незначительные изменения внесли в ходовую часть танка, была улучшена конструкция люков и смотровых приборов. Масса машины увеличилась до 21 тонны.

Установка навесных броневых экранов была нерациональной и могла рассматриваться только в качестве вынужденной меры и способа улучшения защиты первых моделей Т-IV. Поэтому создание новой модификации, в конструкции которой учитывались бы все замечания, было только вопросом времени.

В 1941 году началось производство модели Panzerkampfwagen IV Ausf.F, в которых навесные экраны были заменены интегральной броней. Толщина лобовой брони составляла 50 мм, а бортов – 30 мм. В результате этих изменений масса машины увеличилась до 22,3 тонны, что привело к значительному повышению удельной нагрузки на грунт.

Чтобы устранить эту проблему, конструкторам пришлось увеличить ширину гусениц и внести изменения в ходовую часть танка.

Изначально Т-IV не был приспособлен для уничтожения бронетехники противника, «четверка» считалась танком огневой поддержки пехоты. Хотя, в боекомплект танка входили бронебойные снаряды, что позволяло ему бороться с бронетехникой противника, оснащенной противопульной броней.

Однако первые встречи немецких танков с Т-34 и КВ, обладавших мощной противоснарядной броней, повергли германских танкистов в шок. «Четверка» оказалась абсолютно не эффективной против советских бронированных исполинов. Первым тревожным звоночком, который показал бесполезность использования Т-IV против мощных тяжелых танков, стали боевые столкновения с английским танком «Матильда» в 1940-41 гг.

Уже тогда стало понятно, что на PzKpfw IV следует устанавливать другое орудие, которое больше бы подходило для уничтожения танков.

Сначала родилась идея установить на Т-IV 50-мм орудие с длиной 42 калибра, но опыт первых боев на Восточном фронте показал, что эта пушка значительно проигрывает советской 76-мм, которая была установлена на КВ и Т-34. Тотальное превосходство советской бронетехники над танками вермахта стало весьма неприятным открытием для немецких солдат и офицеров.

Уже в ноябре 1941 года начались работы над созданием новой 75-мм пушки для Т-IV. Машины с новым орудием получили аббревиатуру Panzerkampfwagen IV Ausf.F2. Однако броневая защита этих машин все еще уступала советским танкам.

Именно эту проблему хотели решить немецкие конструкторы, разработав в конце 1942 года новую модификацию танка: Pz.Kpfw.IV Ausf.G. В лобовой части это танка были установлены дополнительные броневые экраны толщиной 30 мм. На части этих машин была установлена 75-мм пушка с длиной 48 калибров.

Самой массовой моделью Т- IV стала Ausf.H, впервые она сошла с конвейера весной 1943 года. Эта модификация практически ничем не отличалась от Pz.Kpfw.IV Ausf.G. На ней была установлена новая трансмиссия и утолщена крыша башни.

Описание конструкции Pz.VI

Танк Т-IV выполнен по классической схеме, с размещением силовой установки в задней части корпуса, а отделения управления – в передней.

Корпус танка – сварной, наклон бронелистов менее рационален, чем у Т-34, но зато он обеспечивает большее внутреннее пространство машины. Танк имел три отделения, разделенных переборками: отсек управления, боевое и силовое отделение.

В отделении управления располагалось место механика-водителя и стрелка-радиста. Также в нем была расположена трансмиссия, приборы и органы управления, рация и курсовой пулемет (не на всех моделях).

В боевом отделении, расположенном в центре танка, находились три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. В башне были установлены пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, а также боекомплект. Командирская башенка обеспечивала прекрасную обзорность для экипажа. Башня поворачивалась электрическим приводом. Наводчик располагал телескопическим прицелом.

В корме танка находилась силовая установка. На Т-IV устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения разных моделей, разработанный компанией «Майбах».

«Четверка» имела большое количество люков, что облегчало жизнь экипажу и техническому персоналу, но снижало защищенность машины.

Подвеска – рессорная, ходовая часть состояла из 8 обрезиненных опорных катков и 4 поддерживающих катков и ведущего колеса.

Боевое применение

Первой серьезной кампанией, в которой принял участие Pz.IV, стала война против Польши. Ранние модификации танка имели слабое бронирование и становились легкой добычей польских артиллеристов. Во время этого конфликта немцы потеряли 76 единиц Pz.IV, 19 из которых – безвозвратно.

В боевых действиях против Франции противниками «четверок» были не только противотанковые орудия, но и танки. Достойно показали себя французские Somua S35 и английские «Матильды».

В немецкой армии танковая классификация происходила на основе калибра орудия, поэтому Pz.IV считался тяжелым танком. Однако с началом войны на Восточном фронте немцы увидели, что такое настоящий тяжелый танк. СССР имел подавляющее преимущество и в количестве боевых машин: в начале войны в западных округах находилось более 500 танков КВ. Короткоствольная пушка Pz.IV не могла причинить этим исполинам никакого вреда даже на ближних дистанциях.

Надо отметить, что германское командование очень быстро сделало выводы и начало модификацию «четверок». Уже в начале 1942 года на Восточном фронте начали появляться модификации Pz.IV с длинным орудием. Также была увеличена броневая защита машины. Все это дало возможность немецким танкистам бороться с Т-34 и КВ на равных. Учитывая лучшую эргономику немецких машин, отличные прицельные приспособления, Pz.IV стал весьма опасным соперником.

После установки на Т-IV длинноствольного орудия (48 калибров) ее боевые характеристики возросли еще больше. После этого немецкий танк мог поражать как советские, так и американские машины, не входя в зону досягаемости их орудий.

Следует отметить быстроту, с которой в конструкцию Pz.IV вносились изменения. Если брать советскую «тридцатьчетверку», то многие ее недостатки было вскрыты еще на этапе заводских испытаний. Для руководства СССР понадобилось несколько лет войны и огромные потери, чтобы приступить к модернизации Т-34.

Немецкий танк Т-IV можно назвать весьма сбалансированной и универсальной машиной. У более поздних тяжелых немецких машин наблюдается явный перекос в сторону защищенности. «Четверку» можно назвать уникальной машиной с точки зрения резерва для модернизации, заложенного в ней.

Нельзя сказать, что Pz.IV был идеальным танком. У него были недостатки, главными из которых можно назвать недостаточную мощность двигателя и устаревшую подвеску. Силовая установка явно не соответствовала массе поздних моделей. Использование жесткой рессорной подвески уменьшало маневренность машины и ее проходимость. Установка длинной пушки значительно увеличивала боевые характеристики танка, но она создавала дополнительную нагрузку на передние катки танка, что привело к его значительному раскачиванию машины.

Не слишком удачным решением стало и оснащение Pz.IV противокумулятивными экранами. Кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны только увеличивали массу машины, ее габариты и ухудшали обзор экипажу. Также весьма дорогостоящей идеей была окраска танков циммеритом – специальной противомагнитной краской против магнитных мин.

Однако самым большим просчетом немецкого руководства многие историки считают начало производства тяжелых танков «Пантера» и «Тигр». Практически всю войну Германия была ограничена в ресурсах. «Тигр» был действительно отличным танком: мощным, удобным, обладающим смертоносным орудием. Но и очень дорогим. Кроме того, и «Тигр», и «Пантера» так и смогли до конца войны избавиться от многих «детских» болезней, которые присущи любой новой технике.

Существует мнение, что если бы ресурсы, потраченные на производство «Пантер», были использованы для выпуска дополнительных «четверок», то это создало странам антигитлеровской коалиции гораздо больше проблем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector