18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стань мастером ближнего боя

Стань мастером ближнего боя. Часть 2: Тактическая схема помещений в CQB

В первой части серии «Стань мастером ближнего боя» мы обсудили опасность линейного мышления при огневом контакте в ограниченных пространствах (в западной терминологии CQB — Close Quarters Battle, или CQC — Close Quarters Combat). В большинстве случаев при обучении ближнему бою основное внимание уделяется работе в классической «коробке» — квадратной или прямоугольной ​комнате с четырьмя углами. На наших курсах CQB одно из первых действий, которое я жду от бойцов штурмовой команды ещё до того, как они спланировали тактику захвата объекта — это создание специальной тактической схемы помещения для определения наилучшего способа штурма.

Не все помещения в CQB одинаковы

На нашей практике везде и всегда встречались помещения разных форм и размеров — от совсем небольших, до откровенно здоровых. Мы называем их просто — малые (short rooms) и большие комнаты (large rooms). В таких местах например, как Афганистан, великое множество малых комнат — как по размеру, так и по высоте, и этот факт был ключевым при работе там.

Примером малой комнаты может служить небольшой дом или пристройка, сарай, туалет, склад. Зачистка таких небольших объектов обычно выполняется двумя бойцами. А теперь вспомним понятия «сильной» (heavy) и «слабой стороны» (weak side) помещения, которые мы разбирали в первой части.

Как вы можете видеть на рисунке, в «коробке» с входом, расположенным справа, «heavy side» находится слева. То есть это большая по размеру и неизвестная область. Помещение зачищается от известных областей к неизвестным, поэтому в данном случае правая сторона будет первостепенной целью для штурмовой команды.

А теперь о том, почему в CQB так важно расположение входа в помещения. Посмотрим на структуру комнаты снова, но на этот раз — начнём с углов. Углы, которые наблюдаются с точки входа, называют «лёгкие углы» (easy corners), а углы, которые не видны с точки входа — соответственно «сложные углы» (hard corners). В обычной квадратной комнате «легкие углы» будут расположены на противоположной от точки входа стороне. Это почти всегда верно — «лёгкие углы» находятся дальше от входа.

Это важно, потому что с места входа мы можем видеть лёгкие углы и работать по ним до того, как переступим порог и нам придётся контролировать ещё и тяжелые углы. Если мы заметим проблемы — признаки угрозы, ловушки, растяжки, мы можем вовремя изменить план и выбрать другой вариант входа, тем самым получив преимущество по времени и пространство для манёвра. Сложные же углы вы не будете видеть до тех пор, пока не войдете в комнату, поэтому это, по сути, слепые пятна, если конечно у вас нет наблюдательных устройств, таких как специальный перископ или камера под дверь, которые позволят рассмотреть опасные места до проникновения в помещение.

Помните, что вам придётся сталкиваться с помещениями, в которых будет больше сложный углов, чем лёгких, и наоборот. Взять хотя бы L-образную комнату — никогда не знаешь, что за поворотом. Кроме того, в комнатах с входом по центру всегда есть два сложных угла, тогда как в «коробке» с угловым входом «сложный угол» всего один. Это тактически важно — зачищать помещение из центрально расположенной точки входа сложнее, потому что так существует больше «слепых» областей, которые мы не видим и не контролируем с «порога».

Все остальные углы, которые не учитывались в первичной схеме входа, или которые не предполагалось обнаружить — это также «сложные углы», но второстепенные, мы зовём их «последующие сложные углы» (follow-on hard corners), на схеме выше они отмечены знаком #. Вы можете называть их «неизвестными углами», например, «неизвестный слева» — терминология не имеет значения, главное чтобы бойцы в вашей команде понимали друг друга. Относитесь к таким углам как к любым другим — дальше в статьям мы поясним, почему.

Прежде чем двигаться дальше, давайте пройдёмся по принятой в рамках данной серии терминологии.

Обозначение помещений в CQB

  • Комната с центральным входом (center-fed room) — помещение, точка входа в которое расположена в центре одной из стен. Это не означает, что обе части стены слева и справа от двери, одинаковой длины, это означает что вход ведёт в центр помещения.
  • Комната с угловым входом (corner-fed room) — помещение, входная точка в которое расположена ближе к углу стены, или в самом углу.
  • Коробчатая комната, «коробка» (box-shaped room) — прямоугольной или квадратной формы помещение с четырьмя углами.
  • Линейная комната (linear room) — обычно прямое и растянутое по длине помещение, например, коридор. Это помещение имеет легко просматриваемые углы.
  • L-образная комната (L-shaped room) — два объединённых прямоугольных помещения, представляющий в итоге латинскую букву L. Бывают лево-направленными (когда вторичное помещение уходит влево) и право-направленными.
  • Сильная сторона комнаты (heavy side of the room) — сторона помещения справа или слева от точки входа, являющаяся большей по площади.
  • Слабая сторона комнаты (weak side of the room) — сторона помещения справа или слева от точки входа, являющаяся меньшей по площади.
Читать еще:  Ведение боевых действий в условиях подземных коммуникаций

Обозначение углов в CQB

  • Сложный угол (hard corner) — тот угол в помещении, которые нельзя увидеть и оценить с точки входа, для этого требуется как минимум войти внутрь. Такие углы также называют невидимыми (unseen corners) или неизвестными (unknown corners) углами.
  • Лёгкий угол (easy corner) — угол, который можно наблюдать непосредственно с точки входа, до или во время входа в помещение. Такие углы могут быть известны как простые (soft corners), дальние (deep corners), видимые (seen corners), известные (known corners) углы.
  • Главные углы (primary corners) — углы, которые мы ожидаем увидеть внутри помещения или той его части, в которую попадаем непосредственно через точку входа. Это и сложные углы, и легкие углы.
  • Вторичные углы (secondary corners) — один (обычно) или несколько углов, на которые натыкаешься уже после входа в помещение и которые не входил в первичный план по зачистке, ввиду сложной структуры помещения и/или недостатка информации. То есть это и есть «последующий сложный угол» (follow-on hard corner).

Последняя деталь «анатомии помещений», которую мы рассмотрим в сегодняшней статье — это различие между «короткой стеной» и «длинной стеной». Как мы говорили — не все помещения одинаковы, и это в частности подразумевало, что смежные стены даже одной комнаты почти всегда разной длины.

На первый взгляд этот факт может показаться малозначительным, но в условиях CQB вам придётся «двигаться по длинной стене» (running the short wall) или «двигаться по короткой стене». Это можно использовать для достижения преимущества, например перемещаясь от точки входа вдоль длинной стены, что даст вам дополнительное время. Запомните этот момент на будущее — мы ещё коснёмся его.

Обозначение стен в CQB

  • Короткая стена (short wall) — наиболее короткая стена, начинающаяся от точки входа в помещение, которую может использовать штурмовая команда.
  • Длинная стена (long wall) — наиболее длинная от точки входа в помещение стена, с которой также может работать штурмовая команда.

Тактическая схема CQB

Это базовая тактическая схема, та самая, которую мы называли «анатомия помещения». Далее мы узнаем, как её использовать и делать правильные выводы с помощью приведённых концепций. Затем мы объясним, какие препятствия могут возникать при работе с базовой схемой.

Вообще, в науке ближнего боя CQB, или если точнее — огневого контакта в ограниченных пространствах, существует огромный объём информации, которую нужно знать. Тактическое различие между помещениями с окнами и без, Т-образные и U-образные комнаты, смежные двери и двери, расположенные напротив друг друга, открытые и закрытые двери, «сильная» и «слабая» сторона двери, единичные, смежные и последовательные комнаты, открытые и закрытые области, балконы, выступы, лестницы и так далее — о многом нам хотелось бы рассказать, но это потребует отдельных и обширных публикаций, поэтому пока давайте остановимся на том, что уже знаем.

Итак, все необходимое, что относится к «анатомии помещений» — базовой тактической схеме, мы рассмотрели. Теперь научимся это использовать.

Позавчера в Тюмени произошло жуткое ДТП с пьяным силовиком. Зам начальника следственного управления области в пьяном виде врезался в дорожных рабочих.
Вчера депутат ЕР Анатолий Выборный заявил что не стоит СМИ акцентировать внимание на должности человека, который совершил правонарушение. Своих жалко?
Что характерно Пикабу это предсказывал в постах и комментах про национальность. А что дальше? Будут скрывать государственную принадлежность государственных преступников? Ведь и браконьер Рашкин и пьяный следак Шадрин государственные чиновники. Живут за счёт нас с вами. Как и некоторые «нельзяупоминаемые» народы. А значит в новостях будет «человек» сбил двоих холопов и в сопровождении кортежа из 5 геликов скрылся в никуда.
Ссылка на источник.
https://72.ru/text/incidents/2021/11/25/70275464/

Читать еще:  Как противостоять снайперу

Основным элементом любой войсковой операции, проходящей в населенном пункте, является штурм зданий. Собственно говоря, сама операция по большей части и состоит из многочисленных, следующих один за другим штурмов.

Существует два основных варианта овладения зданием:
1. Атака в лоб с ходу или так называемый динамичный штурм.
2. Детально разработанная операция по захвату.

Динамичный штурм

Этот вариант приемлем лишь в том случае, когда атакующая сторона обладает подавляющим преимуществом в огневой мощи и действует при поддержке бронетехники и артиллерии. Кроме этого в штурмуемом здании не должны находиться заложники, которые почти наверняка пострадают от шквального огня на уничтожение.

Динамичный штурм проводится по следующей схеме:

  1. Атакующее подразделение и поддерживающая его бронетехника открывают огонь по всем огневым точкам и даже просто окнам подлежащего захвату здания. Задача этого обстрела нанести как можно больший урон противнику, деморализовать его, сломить волю к сопротивлению. Особую роль в этом обстреле играют снайперы, которые под шумок иных огневых средств имеют возможность спокойно делать свою работу.
  2. Подразделение делится на две группы, одна ― непосредственно идущая на штурм, другая ― обеспечивающая прикрытие. Между обеими этими группами должна быть налажена связь, а если таковая невозможна, командиры обеих групп обязаны заранее договориться о дальнейшем плане совместных действий.
  3. Как только штурмующая группа отправляется в атаку, группа прикрытия переносит весь огонь на верхние этажи здания, в противном случае существует реальная опасность зацепить своих. Одновременно с сигналом к атаке артиллерия полностью прекращает обстрел, а бронетехника использует лишь пулеметы, которые также сосредотачивают огонь на верхних этажах.
  4. Проникновение в здание лучше осуществлять сквозь свежие проломы в стенах, которые обеспечила артиллерия или проделала сама штурмующая группа с помощью взрывчатки или гранатометов. Используя проломы можно миновать пристрелянные обороняющимися сектора, а так же уберечься от установленных на входах мин и ловушек.

Подготовленный штурм

В случае если атакующее подразделение не имеет достаточно сил для лобового штурма с ходу, не стоит даже пытаться этого делать, поскольку потери при этой затеи могут оказаться неоправданно высоки, вплоть до гибели большей части бойцов.

Итак, если командир определил, что штурм здания с ходу не возможен, его подразделение занимает позиции на подходе к объекту, стараясь по возможности охватить его как можно больше, а в идеале окружить. Это необходимо не только, чтобы прервать связь обороняющихся с их основными силами, а и для того чтобы иметь возможность изучить все здание и отыскать наиболее уязвимый участок в обороне противника.

По результатам наблюдений разрабатывается план штурма, который должен быть максимально неожиданным для обороняющейся стороны. Разумеется, каждый штурм глубоко индивидуален, поэтому говорить о шаблоне или взятой из учебника схеме его проведения не приходится, однако существует ряд рекомендаций, которые пригодятся в подавляющем большинстве случаев.

  1. Штурму здания должна предшествовать тщательная разведка, которая может продолжаться даже в течение нескольких дней. С ее помощью собираются сведения о численности противника, его огневых точках, о системе организации огня, о толщине стен и перекрытий, о расположении входов, о скрытых амбразурах, об инженерных заграждениях и минах, о планировке помещений и т. д.
  2. Атакующее подразделение делится на три части: штурмовая группа (или группы), группа закрепления и резерв.
  3. Штурмовая группа экипируется только легким вооружением: автомат с подствольным гранатометом, одноразовые огнеметы типа «Шмель», ручные гранаты, нож, малая саперная лопатка. Следует особо обратить внимание на количество ручных гранат. Их должно быть как минимум 10–12 штук. Еще в наставлении защитникам Сталинграда говорилось: «Солдат, прежде чем шагнуть за угол, зайти в комнату или спуститься в подвал, брось туда гранату. Следующее помещение — следующая граната». Кроме большого количества гранат штурмовикам так же выдается увеличенный боекомплект, так как в ходе захвата бойцы не должны останавливаться, снижать ритм наступления и напор в ожидании, когда им поднесут боеприпасы.
  4. Штурмовая группа разбивается на двойки или тройки, бойцы которых должны действовать вместе и страховать друг друга.
  5. Штурм здания следует проводить в светлое время суток. В темноте, имея весьма смутное представление о планировке помещений, не владея информацией о внутренних укреплениях и заложенных минах, атакующее подразделение рискует угодить в ловушку и быть полностью уничтожено. Атаковать здание ночью может лишь специально обученное подразделение, в экипировку которого входят ПНВ, тактические фонари, бесшумное оружие, индивидуальные средства связи и т. д.
  6. Штурм здания следует начинать с самой короткой дистанции, какая только возможна. 25–30 метров ― это расстояние стало неписаным правилом для российских солдат во время боев в Грозном. Для того чтобы так близко подобраться к объекту, им приходилось продвигаться через подвалы, туннели подземных коммуникаций, а порой по нескольку ночей рыть траншеи, которые на рассвете тщательнейшим образом маскировались. Так же для скрытного подхода к зданию может быть использована дымовая завеса или ночная темнота.
  7. Штурм здания должен начинаться внезапно и проходить максимально быстро, так как любая заминка позволяет противнику опомниться, перегруппироваться и организовать оборону.
Читать еще:  Оборудование укрытия: Тренировочный лагерь

Зачистка здания

После того как штурмовая группа ворвалась в здание, начинается его зачистка.

Некоторые правила при зачистке:

  1. Двигаться внутри здания следует очень быстро, не останавливаться посреди комнат и лестничных пролетов.
  2. В помещения или за повороты входить только после броска гранаты, но даже после этого будет не лишним прострелить особо подозрительные части комнаты, особенно мебель.
  3. Выглядывать углов нужно как можно ближе к уровню пола. При этом следует следить, чтобы ствол автомата, амуниция или другие части тела не высунулись первыми и тем самым не предупредили неприятеля.
  4. Темные углы и коридоры проверять автоматной очередью.
  5. Метая гранату вверх, следует просчитывать вариант, что она может отскочить от препятствия и вернуться к своему владельцу.
  6. Следует не светиться в оконных проемах, иначе можно получить пулю как от засевшего в соседнем здании врага, так и от своей же группы прикрытия.
  7. При движении пар или троек ни в коем случае нельзя допускать, чтобы противник вклинился между бойцами. В этом случае враг имеет возможность беспрепятственно открыть огонь, а члены группы рискуют перестрелять друг друга.
  8. Огонь по противнику следует открывать только при визуальном контакте. На звук стрелять запрещается, в противном случае атакующие могут поразить своих же товарищей, вошедших в здание с другого входа.
  9. Внутри здания следует помнить про рикошет, как от своих пуль, так и от огня противника.

Приведенные выше правила являются минимальным набором знаний, который следует усвоить солдату. Однако зачистка здания является сложным оперативным мероприятием и требует серьезной специальной подготовки, которой армейские подразделения не располагают. Ее можно почерпнуть только из специальных методических разработок для бойцов СОБР и спецподразделений ФСБ.

Отзывы и комментарии:

Сергей 11.01.15
Приведу документальный случай из обороны Сталинграда. В разбитом здании в ходе боя ночью остались два бойца: наш сержант и немец этажом ниже. Началась охота друг за другом. И сержант поймал немца на «удочку»: натянул верёвку, привязанную к кирпичам. Немец в темноте таки набрёл на верёвку, нашумел, после чего и получил очередь из автомата.

Укроп 26.04.17
Мнение о том что штурм проводят быстро ошибочное. И наказуемо смертью личного состава. Например, группа из 4 человек молнейносно залетает в здание и задевает растяжку МОН 50 (например) в итоге 500 осколков в морду и 4 трупа. Данная статья правдивая только в том случае если здание не минированое

Шовкуненко Олег
Уважаемый, вдумайтесь в то, что вы написали: штурмовать здания опасно, так как там могут быть мины! Тогда и ходить в атаку тоже опасно, ведь можно нарваться на минное поле. А как опасно ездить по дорогам, ведь на обочинах тоже могут быть заложены фугасы! Наличие минной опасности не отменяет выполнение боевой задачи. Другое дело, что личный состав должен быть подготовлен к действиям в случае обнаружения мин, укрепленных огневых точек и т.д.

Richard 02.07.17
При постоянном забросе гранат в каждое новое помещение, действительно можно «выдавливать» противника, но до попадания его в тупик. Из тупика на очередной бросок гранаты противник, скорее всего, выскочит на штурмовиков на прорыв, т.к. терять ему уже нечего и отступать некуда. Штурмовики о тупике знать не будут, и прорыва не ждут, а ждут взрыва как сигнала к атаке. Выход — после каждого заброса, оттягивать щитового с вторым номером под прикрытие третьего.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector