2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разведчику: Изучение стоянок войск

Содержание

Разведчику: Изучение стоянок войск

Подготовка разведчика — система спецназа ГРУ

Сейчас очень много говорят и пишут о бойцах подразделений специального назначения армии, внутренних и пограничных войск. При этом речь обычно идет лишь об операциях бойцов спецназа, но не о том, благодаря чему они способны решать задачи, недоступные для основной массы военнослужащих.

Данная книга призвана заполнить этот пробел. Она представляет собой пособие по базовой подготовке армейских разведчиков-диверсантов (иногда такую подготовку называют «одиночной»). Книга рассчитана на сержантов, прапорщиков и младших офицеров (командиров взводов и рот), занимающихся подобной подготовкой. Книгу могут также использовать для работы с молодежью руководители военно-патриотических, военно-исторических и военно-спортивных клубов. Кроме того, она может быть полезной всем тем, кто интересуется вопросами выживания в экстремальных природных условиях, туризмом и модным сейчас ниндзюцу.

Сразу же хотим подчеркнуть, что бойцов-универсалов не существует. Опыт реальных боевых действий убедительно доказал, что подготовка супер-разведчика требует такого человеческого материала, столь больших сроков и средств, что практически неосуществима. Именно поэтому каждый боец спецназа имеет свой профиль: один — снайпер, другой — подрывник, третий — радист, четвертый — водолаз и т. д. Но сначала все они проходят базовую подготовку.

В соответствии с методикой армейского спецназа ГРУ, базовая подготовка разведчика-диверсанта осуществляется тремя взаимосвязанными способами. Первый из них, это обучение в условиях казармы: занятия в классах, на «тропе разведчика», в городке физподготовки, на стрельбище. Второй изучение приемов маскировки и следопытства, методов топографии и выживания, отработка тактико-специальных действий в учебно-тренировочном лагере, «в поле». Третий — закрепление и совершенствование выработанных навыков на соревнованиях разведывательно-диверсионных групп и на войсковых учениях.

Параллельно с базовой подготовкой (либо после нее) осуществляется изучение специальных предметов. Среди них такие, как стрелковое и минно-подрывное дело, радиосвязь, парашютно-десантная и горная подготовка, вождение транспортных средств, методы экспресс-допроса в полевых условиях, изучение вооруженных сил вероятного противника, иностранные языки и т. д. В данной книге дисциплины такого рода не рассматриваются, но указана соответствующая литература.

Необходимо отметить, что сведения, содержащиеся в предлагаемой книге, не являются секретными. Они неоднократно публиковались в открытой печати, в том числе в десятках книг, изданных Военным издательством бывшего Минобороны СССР в 19451991 годах. Работа авторов заключалась в первую очередь в том, чтобы отобрать ту информацию, которая в самом деле необходима и достаточна для базового обучения армейских разведчиков-диверсантов (при этом критерием отбора для авторов служил в первую очередь их собственный опыт). И в том, чтобы изложить отобранные сведения в доступном виде.

Авторы предлагаемого пособия знакомы со спецификой деятельности войск спецназначения отнюдь не с чужих слов. Федор Заруцкий проходил службу в Чучковской бригаде армейского спецназа, имеет боевой опыт. Анатолий Тарас был членом одной из групп осназа (технической разведки), участвовал в нескольких боевых операциях в дальнем зарубежье.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РАЗВЕДЧИК

Разведчик должен уметь:

— совершать прыжки с парашютом, десантироваться по канату с зависшего вертолета, управлять дельтапланом, парапланом, катамараном, моторной лодкой;

— в совершенстве знать военную топографию, уметь ориентироваться на любой местности по компасу и карте, по местным предметам, быстро и правильно засекать нужные объекты, указывать координаты разведанного объекта по радио;

— определять по внешнему виду любое оружие вероятного противника, знать его тактико-технические данные, уметь своевременно определять подготовку противника к применению ОМП;

— определять принадлежность личного состава противника по форме одежды и знакам различия, а техники — по опознавательным знакам и внешнему виду, по звукам определять местонахождение, численность и характер действий противника;

— знать тактику действий подразделений вероятного противника, уметь пользоваться его оружием и техникой;

— отлично владеть техникой маскировки и способами бесшумного передвижения на любой местности;

— владеть всеми способами ведения разведки: наблюдением, подслушиванием, засадами, налетами, разведкой боем, умело действовать в дозоре и в охранении;

— скрытно и бесшумно преодолевать инженерные заграждения полевого и городского типа, вброд или на подручных средствах преодолевать водные преграды, хорошо плавать;

— совершать длительные марш-броски пешим порядком и на лыжах, метко стрелять, далеко и точно метать гранату и нож, искусно действовать прикладом и ножом, в совершенстве владеть приемами рукопашного боя;

— знать военную терминологию на языке противника, иметь навыки перевода документов, допроса военнопленных;

— умело применять ВВ и СВ, штатные мины и заряды, находящиеся на вооружении как своих войск, гак и противника, уметь изготавливать ВВ из подручтах материалов;

— знать и умело применять приборы оптической, радиолокационной, инженерной и химической разведки;

— владеть «военной альпинистикой»;

— владеть умениями и навыками обеспечения жизнедеятельности и выживания в экстремальных условиях;

— уметь работать на переносной радиостанции в телефонном и в телеграфном режиме;

— уметь водить колесную и гусеничную технику как свою, так и противника;

— уметь наводить авиацию на стационарные и движущие объекты противника, устанавливать радиомаяки;

— знать систему охраны и обороны объектов противника, контрразведывательные меры, применяемые противником, способы обмана противника для сохранения боеспособности…

Это лишь основные знания, умения и навыки. Да и невозможно предвидеть все, что потребуется от разведчика-диверсанта в глубоком тылу противника. На практике перечисленные знания, умения и навыки распределяются между всеми бойцами РДГ, но в идеале ими должен владеть каждый боец, независимо от того, кто он по своей штатной специальности: подрывник, снайпер и т. п.

А если копнуть глубже? Взять, например, минноподрывную подготовку. В требованиях по этой дисциплине говорится: умело применять ВВ и СВ, штатные мины и заряды. Это значит, что разведчик должен:

— знать характеристики взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания (СВ);

— владеть огневым и электрическим способами взрывания;

— уметь готовить заряды и рассчитывать их для подрыва грунта, дерева, кирпича, камня, бетона, железобетона, металла.

Короче говоря, хотя разведчик-диверсант — не супермен, он должен знать и уметь многое, главное — как выполнять любые задания и оставаться при этом живым. Чем больше знает и умеет делать каждый боец, тем больше шансов выполнить поставленную РДГ задачу. Великая Отечественная война, Афганистан и Чечня убедительно подтверждают сказанное.

Полковник войск спецназа С.В. Бреславский, многоопытный профессионал специальной разведки, говорит следующее:

«…В Афганистане я убедился, что если солдат жалеют на учебных полях, если командиры сами не хотят пробежаться с полной выкладкой, если боевую подготовку заменяют хозяйственными работами, то в экстремальной ситуации доучиваться и наверстывать упущенное поздно, последний «неуд» ставит пуля…»

Читать еще:  Снятие часового. Тактика, приёмы, особенности

Как стать разведчиком: командир рассказал о необходимых навыках

Войсковая разведка представляет собой тактическое звено огромного комплекса разведывательных мероприятий. Ее задача – вскрыть расположение войск и коммуникаций противника. Получить данные о его боевых возможностях. «Кто предупрежден – тот вооружен».

Но насколько все это нужно в нашем, XXI веке? Веке, где царят высокие технологии, спецслужбы полностью прослушивают все и вся, включая переписку в социальных сетях, а над головой висят разведывательные беспилотники и спутники? Возникает вопрос: а зачем она нужна – войсковая разведка? Зачем парни должны, рискуя жизнью, идти в глубокий тыл противника, чтобы выявить склад с оружием или расположение артиллерийской батареи?

За океаном, похоже, считают, что войсковая разведка уже не особенно и нужна. Слишком велик риск, и слишком велики выплаты страховых компаний в случае гибели разведподразделения. Спутники и компьютеры проще. Может, поэтому высокоточное оружие США и их союзников бьет по площадям, не различая, где боевики, а где обычные, мирные люди. Может, им и не нужно различать? Может, на тех, кто не соответствует определенным одними ими стандартам, и не стоит обращать внимание? Классическая англо-саксонская многовековая колониальная позиция. Ничего нового.

Мы живем в реальном, невыдуманном мире. Наша разведка есть плоть и кровь нашего народа. Это наши парни, и они всегда на передовой. Благодаря им эффективность тех же «Калибров» на порядок превышает эффективность «Томагавков».

Разведчик не должен быть крутым, он должен быть незаметным

Про их деятельность мы практически ничего не знаем, но она очень важна. Они порой ценой своей жизни сохраняют десятки, сотни других. В преддверии праздника я поговорил с моим другом, командиром войскового разведывательного подразделения воздушно-десантных войск Олегом Волковым. Олег уже в запасе, но он служил, учил, участвовал. Бывших разведчиков не бывает!

Олег, в разведку могут попасть все или только особенные парни?

– В разведывательные подразделения всегда был и есть особый отбор. Здесь нужны те, кто обладает определенными умственными, физическими и моральными качествами. Я как командир отбирал тех, кто отслужил не менее полугода и соответствующим образом зарекомендовал себя. Да, у меня существовало право выбора.

Разведчикэто супермен? Насколько он соответствует образу Арнольда Шварценеггера?

– Нет, конечно. Физическая подготовка для разведчика очень важна, но только применительно к нашей специфике. Зачем в разведке груда мышц под два метра ростом? Мне как командиру подразделения нужен умный, выносливый, гармонично развитый человек. Он должен обладать определенными физическими, моральными и умственными способностями и навыками. Разведчик – это воин-универсал, но прежде всего он наблюдатель.

Какой-то мирный образ у нашего разведчика. А как же «взять языка»?

– Тут, конечно, важны навыки рукопашного боя, которые в этой ситуации необходимы. Но, кроме этого, разведчик должен уметь многое. Основной упор делается на специальные дисциплины, среди которых инженерная подготовка, техническая разведка, огневая подготовка. Все строится применительно к целям и задачам, которые стоят перед войсковой разведкой. Одной из важных задач войскового разведчика является наведение. Наведение авиации, артиллерии, в том числе и реактивной. Разведчик должен быть умным, а разведподразделение должно быть командой. Как говорится, «один за всех, и все за одного».

Сейчас основу войсковой разведки составляют контратники, а как было тогда?

– В моем подразделении были в основном солдаты-срочники. Отобранные, подготовленные, но обычные мальчишки. Такой тогда была организационная структура нашей армии. Поверьте, это никак не влияло на качество выполняемых задач. Конечно, как и сейчас, многое зависело от конкретных людей.

Какое образование необходимо разведчику?

– У меня в подразделении были люди после школы и института. Но, согласись, образование – это не признак ума, а диплом – это не конечная инстанция. У нас важную роль играет уровень интеллекта, а задача командира – определить этот уровень и подготовить бойцов, опираясь на него. Важно понимать, что разведподразделение выполняет свои задачи в отрыве от основных сил. Те же войска ВДВ выполняют задачи в тылу противника, но разведподразделение выполняет свои задачи практически в полном вакууме, без поддержки со стороны основных войсковых частей.

Какую подготовку он проходит?

– При подготовке войскового разведчика основной упор делается на специальные дисциплины, среди которых техническая разведка, инженерная и огневая подготовка и многое другое. Зачем разведчику стрелять на 500 м, если его противник находится на дистанции не более 100 м? Но разведчик должен гарантированно попасть в глаз противника безо всяких специальных прицельных приспособлений. Разведчик должен быть очень выносливым. Иногда нужно пробежать 10–15 км или пройти маршем в полной экипировке до 40–50 км. Задача разведки – не вступать в бой. Задача разведки – обнаружить, выявить то, что нужно, и передать эту информацию.

Расскажи про экипировку. Что нужно брать с собой на задание, как укомплектовать рюкзак.

– Про рюкзак, наверное, можно прочитать в Интернете, и про экипировку тоже, но в этом вопросе есть определенные принципы и подходы. Экипировка разведывательной группы зависит от поставленной задачи и от ее длительности. Командир должен решить, что необходимо взять с собой. Боекомплект всегда полный. Это не обсуждается. Инженерные средства, спецоборудование, сухпаек и другое определяются от конкретной задачи, она же предполагает, сколько времени группа будет работать в отрыве от основных сил.

Засада. И так бывает.

– Боеспособность разведподразделения мала по сравнению с основными силами, поэтому в прямое боестолкновение разведка старается не вступать. Главное – быть незаметными. Один из видов работы разведки – это засадные действия. Но здесь главным является не уничтожение противника, а получение информации. Засада производится тогда, когда ты понимаешь, что можешь выполнить задачу и получить то, что тебе нужно – информацию или образец вооружения с минимальным риском, – и быстро из этого района уйти, потому что когда подойдут основные силы противника, а в группе будут раненые, то считай, ты завалил задачу и погубил группу.

Какие правила поведения есть у разведчика?

– Комплекс правил передается из уст в уста. Это комплекс учебных, специальных дисциплин и обычной армейской жизни. В разведке на нем акцентируется больше внимания. Принцип принятия решения. Отличие общевойскового подразделения от разведывательного состоит в том, что в общевойсковом решения генерируются исключительно командирами, а в рамках разведподразделения все имеют право голоса. Да, окончательное решение принимает командир и несет за него полую ответственность, но все имеют право сказать свое слово, потому что все зависят друг от друга.

Насколько тренировочная жизнь отличается от боевой?

– Если мы говорим про учения, то мы на них работаем, работаем всем подразделением. Люди должны понимать свои действия в условиях боя, они должны быть отработаны до автоматизма, причем до боя. Ведь когда над головой свистят пули, мозг отключается, и все зависит от отработанных в ходе подготовки навыков и фактических рефлексов. Может, это прозвучит банально, но все происходит в строгом соответствии с фразой великого Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою». Бой и учения. В обоих случаях присутствует азарт, вот только цена ошибки разная.

Читать еще:  Тренировка ночного зрения

Расскажи случай из боевой жизни.

– Была весна, «Командировка» длилась уже три месяца. Нам поставили задачу по перекрытию путей возможного отхода противника при проведении спецоперации. Действовали мы совместно с подразделениями военной разведки. Ночью ушли в «зеленку». Около пяти утра мое подразделение должно было быть на месте. Когда мы вышли на точку, из-за листьев практически ничего не было видно. Был май месяц, и тут мы встретились в ночи. Как потом выяснилось, встреча произошла с дружественным подразделением, но реакция обоих подразделений была профессиональной. Разобрались быстро, и стрельбы не было.

Мое разведподразделение за 10–15 минут организовало засаду на тропе. Все действия были уже отработаны, каждый знал свой сектор стрельбы, а я прошел с проверкой по флангам. Один из разведчиков, который как раз не подходил под стандартное описание разведчика, успел выкопать окоп для стрельбы стоя. Я спросил его: «Как ты, Азамат, успел-то, да еще так тихо?» — «Жить захочешь – и не то успеешь, командир», – ответил он.

Что пожелаешь в этот день своим коллегам?

– Кто отслужил – вспоминайте те времена, вспоминайте наших товарищей. Поддерживайте тех, для кого разведка – это работа. Пусть разведка будет незаметной, пусть всегда выполняет свои задачи, и пусть все возвращаются домой.

День военного разведчика

Это профессиональный праздник наших военных, чья служба так или иначе связана с военной разведкой. Праздник установлен указом президента России № 549 от 31 мая 2006 года и отмечается 5 ноября.

Дата праздника выбрана неслучайно. В этот день в 1918 году в составе полевого штаба Красной армии в Петрограде было создано Регистрационное управление для координации усилий всех разведывательных органов армии. Хотя, конечно же, профессия разведчика ведет свою историю с более давних времен, но это уже другая история.

Подготовка разведчика — система спецназа ГРУ

Заруцкий Ф & Тарас Федор Подготовка разведчика — система спецназа ГРУ

Ф.Д.Заруцкий, Федор Тарас

Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ.

1. Что должен уметь разведчик.

2. Отбор кандидатов в разведчики.

3. Психофизическая тренировка.

4. Общефизическая тренировка.

5. Специальный курс рукопашного боя.

Удары саперной лопаткой.

Защита от ударов холодным оружием.

6. Метание ножа и гранат.

7. Тропа разведчика.

1. Оборудование постоянных укрытий.

Система базирования в тылу противника.

Требования к базированию.

Выбор места базирования.

Базирование в районах средней полосы.

Базирование в северных и горных районах.

Обеспечение безопасности баз.

2. Передвижение разведчиков в тылу противника.

Способы движения и преодоления препятствий.

Обеспечение скрытности марша.

Особенности передвижения ночью.

Способы сигнализации на марше.

Движение суровой зимой.

Движение в тайге.

Движение в горной местности.

Уход от преследования с собаками.

Передвижение в населенном пункте.

Транспортировка раненых и пленных.

Переход линии фронта.

3. Преодоление водных преград.

Использование подручных средств.

Переправа на плотах.

Переправа на лодках.

Переправа по льду.

4. Преодоление инженерных препятствий.

Типы мин и фугасов.

Средства обнаружения и обезвреживания мин.

Преодоление проволочных заграждений.

5. Топография и ориентирование.

Военные карты и пользование ими.

Азимуты и движение по азимутам.

Определение координат и целеуказание.

Определение расстояний на местности.

Ориентирование на местности.

Ориентирование при десантировании.

Составление кроки маршрута.

Определение местного времени без часов.

Маскировочная одежда и раскраска лица.

Табельные маскировочные комплекты.

Маски из подручных материалов.

Маскировочное окрашивание предметов.

Макеты и ложные сооружения.

Средства световой и тепловой маскировки.

Дымовые средства маскировки.

Средства оптического наблюдения.

Телевизионная и тепловизионная разведка.

Карта и местность.

Демаскирующие признаки объектов и людей.

Городок следопыта и занятия охотой.

Изучение стоянок войск.

Изучение следов техники.

Изучение следов людей и животных.

Определение давности следов.

Наблюдение за поведением животных.

9. Выживание в экстремальных условиях природы.

Оборудование укрытий от непогоды.

Гигиена в полевых условиях.

1. Тактико-специальная подготовка разведчиков.

Подготовка к операции и заброска в тыл врага.

Переход группы в заданный район.

Наблюдение за противником и связь со штабом.

Диверсионная работа и отрыв от преследования.

Захват пленных и документов.

2. Соревнования и войсковые учения разведгрупп.

3. Комплект приборов разведчика.

4. Походное снаряжение разведчика.

5. Ножи выживания и НАЗ.

6. Специальное стрелковое вооружение.

Рукопашка после Чечни.

Пособие по подготовке военных разведчиков, действующих за линией фронта, в глубоком тылу врага, впервые выходит в открытой печати на русском языке. Его авторы, в прошлом бойцы спецназа ГРУ, дают здесь рекомендации, необходимые для начального обучения военнослужащих в подразделениях глубинной (силовой) разведки.

Авторы освещают вопросы психофизической и тактической подготовки разведчиков, следопытства и маскировки, оборудования укрытий и преодоления минно-взрывных заграждений, рукопашного боя, выживания в экстремальных природных условиях, а также многое другое.

Это пособие принесет пользу сержантам, прапорщикам и офицерам специальных войск, членам военно-спортивных и военно-патриотических клубов, учащимся школ выживания, туристам, охотникам, рыбакам и вообще всем, кто хочет научиться преодолевать любые опасности.

Сейчас очень много говорят и пишут о бойцах подразделений специального назначения армии, внутренних и пограничных войск. При этом речь обычно идет лишь об операциях бойцов спецназа, но не о том, благодаря чему они способны решать задачи, недоступные для основной массы военнослужащих.

Данная книга призвана заполнить этот пробел. Она представляет собой пособие по базовой подготовке армейских разведчиков-диверсантов (иногда такую подготовку называют «одиночной»). Книга рассчитана на сержантов, прапорщиков и младших офицеров (командиров взводов и рот), занимающихся подобной подготовкой. Книгу могут также использовать для работы с молодежью руководители военно-патриотических, военно-исторических и военно-спортивных клубов. Кроме того, она может быть полезной всем тем, кто интересуется вопросами выживания в экстремальных природных условиях, туризмом и модным сейчас ниндзюцу.

Сразу же хотим подчеркнуть, что бойцов-универсалов не существует. Опыт реальных боевых действий убедительно доказал, что подготовка супер-разведчика требует такого человеческого материала, столь больших сроков и средств, что практически неосуществима. Именно поэтому каждый боец спецназа имеет свой профиль: один — снайпер, другой — подрывник, третий — радист, четвертый — водолаз и т.д. Но сначала все они проходят базовую подготовку.

В соответствии с методикой армейского спецназа ГРУ, базовая подготовка разведчика-диверсанта осуществляется тремя взаимосвязанными способами. Первый из них, это обучение в условиях казармы: занятия в классах, на «тропе разведчика», в городке физподготовки, на стрельбище. Второй изучение приемов маскировки и следопытства, методов топографии и выживания, отработка тактико-специальных действий в учебно-тренировочном лагере, «в поле». Третий — закрепление и совершенствование выработанных навыков на соревнованиях разведывательно-диверсионных групп и на войсковых учениях.

Параллельно с базовой подготовкой (либо после нее) осуществляется изучение специальных предметов. Среди них такие, как стрелковое и минно-подрывное дело, радиосвязь, парашютно-десантная и горная подготовка, вождение транспортных средств, методы экспресс-допроса в полевых условиях, изучение вооруженных сил вероятного противника, иностранные языки и т.д. В данной книге дисциплины такого рода не рассматриваются, но указана соответствующая литература.

Необходимо отметить, что сведения, содержащиеся в предлагаемой книге, не являются секретными. Они неоднократно публиковались в открытой печати, в том числе в десятках книг, изданных Военным издательством бывшего Минобороны СССР в 19451991 годах. Работа авторов заключалась в первую очередь в том, чтобы отобрать ту информацию, которая в самом деле необходима и достаточна для базового обучения армейских разведчиков-диверсантов (при этом критерием отбора для авторов служил в первую очередь их собственный опыт). И в том, чтобы изложить отобранные сведения в доступном виде.

Читать еще:  Эвакуации раненого из-под обстрела

Авторы предлагаемого пособия знакомы со спецификой деятельности войск спецназначения отнюдь не с чужих слов. Федор Заруцкий проходил службу в Чучковской бригаде армейского спецназа, имеет боевой опыт. Анатолий Тарас был членом одной из групп осназа (технической разведки), участвовал в нескольких боевых операциях в дальнем зарубежье.

1 декабря 1997 г.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РАЗВЕДЧИК

Разведчик должен уметь:

— совершать прыжки с парашютом, десантироваться по канату с зависшего вертолета, управлять дельтапланом, парапланом, катамараном, моторной лодкой;

— в совершенстве знать военную топографию, уметь ориентироваться на любой местности по компасу и карте, по местным предметам, быстро и правильно засекать нужные объекты, указывать координаты разведанного объекта по радио;

— определять по внешнему виду любое оружие вероятного противника, знать его тактико-технические данные, уметь своевременно определять подготовку противника к применению ОМП;

— определять принадлежность личного состава противника по форме одежды и знакам различия, а техники — по опознавательным знакам и внешнему виду, по звукам определять местонахождение, численность и характер действий противника;

Изучение стоянок войск

Изучение стоянок войск

Войска и вообще любые группы людей, располагаясь в районе сосредоточения, на привале, отдыхе, при передвижении, производстве инженерных работ, заправке техники, погрузке, выгрузке всегда оставляют следы своей деятельности, правильно прочитав которые можно получить ценные данные о количестве личного состава, технике, ее типе, времени пребывания, направлении передвижения, характере деятельности, национальной принадлежности. Разведчику нужно хорошо знать противника, в том числе его организационную структуру, оснащение, вооружение и технику, способы действия. Надо быть наблюдательным, иметь хорошую зрительную память, так как из отдельных «мелочей» складывается общее представление о составе и характере действий противника.

Разведчик, установив место бывшего привала войск, должен внимательно обследовать его. По площади примятой травы и снега, по количеству костров мест выдачи и приема пищи, по следам техники, неосторожно пролитым горюче-смазочным материалам, оставленной укупорке от боеприпасов и снаряжения можно определить род войск части (подразделения), ее примерный боевой состав. Нужно посмотреть, не осталось ли где разорванного конверта, письма, обрывка журнала, газеты, по которым можно установить наименование или номер воинской части, ее национальный состав, принадлежность, настроение солдат. Беспорядочная разбивка бивака, оставленное в нем или на привале имущество, обмундирование, снаряжение, предметы вооружения, неисправная техника свидетельствуют о плохом моральном состоянии противника и ослаблении воинской дисциплины. Оставленная техника, вооружение, следы перевязок (бинты, упаковки от лекарств), изношенная обувь, обрывки обмундирования и снаряжения являются показателем изнурения войск. И, наоборот, строгая разбивка лагеря (бивака), порядок на оставленном месте, отсутствие предметов снаряжения, обмундирования или вооружения показывают, что отдыхающие войска были в хорошем состоянии.

Малозначительные вещи, такие как карандаш, перочинный нож с инициалами владельца, номером части или наименованием города (фирмы), где производилась вещь, помогут установить мес�

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Изучение стоянок войск

Изучение стоянок войск Войска и вообще любые группы людей, располагаясь в районе сосредоточения, на привале, отдыхе, при передвижении, производстве инженерных работ, заправке техники, погрузке, выгрузке всегда оставляют следы своей деятельности, правильно прочитав

Изучение следов техники

Изучение следов техники Вид гусеничной боевой техники по следу можно установить довольно легко, зная ее основные характеристики, в первую очередь ширину колеи и особенности рисунка отпечатков гусениц, оставленных на почве. Эти данные для некоторых образцов вооружения и

Изучение следов людей и животных

Изучение следов людей и животных Люди при движении оставляют характерные следы. При внимательном изучении следов можно установить примерное количество прошедших и национальный состав солдат, так как армии разных стран имеют различную одежду и обувь, их физическое

Изучение трофейных самолетов люфтваффе в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы

Изучение трофейных самолетов люфтваффе в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы После нападения Германии на Советский Союз интерес к немецкой авиационной технике во много раз возрос, многие вопросы из сугубо теоретических перешли в область

Особый отдел войск охраны тыла Южной группы войск

Особый отдел войск охраны тыла Южной группы войск Кончился июль 1945 года. Рано утром шифровальщик отдела доложил мне шифровку, в которой мне предлагалось явиться в Москву. И снова сердце радостно забилось от предстоящей встречи с родным городом. И опять в сознании

Изучение следов пеших военнослужащих и лыжников

Изучение следов пеших военнослужащих и лыжников Шагая, человек вначале делает упор на каблук выставленной вперед ноги, затем тяжесть тела переносит на всю ступню и потом носком делает толчок, двигая тело вперед. В каждом из этих моментов воздействие на поверхность почвы

Изучение местности по карте

Изучение местности по карте Топографическая карта – один из основных источников получения сведений о местности. По карте можно сравнительно быстро изучить и оценить характер, тактические и защитные свойства местности в районе предстоящих действий независимо от того,

Изучение следов техники

Изучение следов техники Вид гусеничной боевой техники по следу можно установить довольно легко, зная ее основные характеристики, в первую очередь ширину колеи и особенности рисунка отпечатков гусениц, оставленных на почве. Эти данные для некоторых образцов вооружения и

Изучение следов людей и животных

Изучение следов людей и животных Люди при движении оставляют характерные следы. При внимательном изучении следов можно установить примерное количество прошедших и национальный состав солдат (так как армии разных стран имеют различную одежду и обувь), их физическое

Глава 4. Религиоведы из НКГБ. Изучение религиозной ситуации на оккупированной территории

Глава 4. Религиоведы из НКГБ. Изучение религиозной ситуации на оккупированной территории Тщательно изучалось социально-экономическое и духовно-культурное положение на оккупированных землях, мероприятия оккупационной администрации, отношение к ним населения,

Изучение стоянок войск

Изучение стоянок войск Войска и вообще любые группы людей, располагаясь в районе сосредоточения, на привале, отдыхе, при передвижении, производстве инженерных работ, заправке техники, погрузке, выгрузке всегда оставляют следы своей деятельности, правильно прочитав

Изучение следов техники

Изучение следов техники Вид гусеничной боевой техники по следу можно установить довольно легко, зная ее основные характеристики, в первую очередь ширину колеи и особенности рисунка отпечатков гусениц, оставленных на почве. Эти данные для некоторых образцов вооружения и

Изучение следов людей и животных

Изучение следов людей и животных Люди при движении оставляют характерные следы. При внимательном изучении следов можно установить примерное количество прошедших и национальный состав солдат (так как армии разных стран имеют различную одежду и обувь), их физическое

2.8.4. Вклад С.О. Макарова в изучение гидроакустических характеристик Тихого океана

2.8.4. Вклад С.О. Макарова в изучение гидроакустических характеристик Тихого океана Одним из выдающихся научных достижений XIX века были исследования, проведённые С.О. Макаровым во время командования им корветом «Витязь». Из-за ухудшения отношений между Российской империей

2 Изучение участия горцев в боевых действиях на фронтах войны

2 Изучение участия горцев в боевых действиях на фронтах войны Участию горцев Северного Кавказа в боевых действиях в период Великой Отечественной войны в составе частей Красной армии посвящено большое количество работ различного жанра. Наибольшее внимание

4. Изучение депортации некоторых народов региона в годы войны

4. Изучение депортации некоторых народов региона в годы войны Депортации некоторых народов Северного Кавказа во время Великой Отечественной войны в последнее время вызывают повышенный интерес со стороны различных исследователей. Это обосновано не только общей

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector