4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психофизическая тренировка

Психофизическая тренировка

В ходе исследования разработан комплекс психофизических упражнений, направленных на оптимизацию неблагоприятных функциональных состояний в напряжённой профессиональной деятельности. Комплекс включает пять структурных компонентов: разминка, нервно-мышечная релаксация, биоэнергетические упражнения, тряска, релаксационные упражнения.

During the research a complex of psychophysical exercises aimed at optimizing negative functional states in the process of intense occupational activity was designed. The complex includes five structural components: warm-up, neuromuscular relaxation, bioenergetic exercises, jiggling, relaxation exercises.
Ключевые слова: функциональные состояния, психофизические упражнения, телесно ориентированная психология.

Keywords: functional status, psychophysical exercises, body-oriented psychology.

Проблема оптимизации функционального состояния (ФС) работающего человека неизменно сохраняет свою актуальность на протяжении более чем ста лет, так как данный показатель непосредственно связан с эффективностью деятельности. Поиском оптимальных способов нормализации ФС продолжают заниматься многие исследователи [1-5]. В последние годы интерес к данной проблеме только усиливается, что обусловлено постоянным изменением в структуре трудовых видов деятельности. Возрастает доля умственных видов труда в
целом и когнитивных компонентов в структуре каждой профессии. Кроме того, непрерывно внедряются новые технологии, модернизируется производство, увеличивается информационная насыщенность, коммуникативные нагрузки.

Эти процессы предъявляют повышенные требования к психологическим ресурсам профессионала и обусловливают необходимость поиска быстрых, простых и эффективных способов оптимизации ФС. В настоящее время изучению и применению методов оптимизации ФС субъекта труда посредством движения не уделяется достойного внимания. Еще в 1907 г. М.С. Уваров и Л.М. Лялин помимо обеденного перерыва предлагали устраивать утренний и вечерний перерывы с гимнастикой [6]. Общеизвестен факт широкого практического применения производственной гимнастики в советский период. Однако с того времени многое изменилось, в мировой и отечественной практической психологии накоплен богатейший опыт применения телесно ориентированных подходов [7-9]. В последние годы начали появляться и научные работы, ставящие себе целью разобраться в эффективности техник телесно-ориентированной психологии (ТОП) и иных психофизических упражнений. В частности, изучается влияние психофизических техник в детском, подростковом и юношеском возрасте [10-14]. Существует ряд исследований по коррекции психосоматических и психических расстройств средствами ТОП [15-17]. Разработаны научно обоснованные запатентованные авторские методы, одним из которых является метод антистрессовой подготовки «Ключ» Х.М. Алиева [18].

В организационной психологии общепризнанным является, что физические упражнения способны корректировать ФС. При этом актуальные психофизические техники воздействия на ФС взрослых людей в рабочей обстановке, которые бы отвечали требованиям современной жизни и использовали опыт,
накопленный мировой психологической наукой, сегодня день отсутствуют. Это и обусловило актуальность данного исследования.

В связи с этим целью данной работы стала разработка комплекса психофизических упражнений, направленного на оптимизацию ФС человека в процессе профессиональной деятельности и повышение работоспособности.
Формирование комплекса упражнений проводилось на основе системного подхода, принципов целесообразности, уместности, эффективности. При подготовке упражнений был интегрирован современный общемировой опыт ТОП, традиционных восточных духовных практик (йога и цигун) [19-23]. При отборе
упражнений в комплекс были включены только наиболее эффективные и быстродействующие упражнения, взаимодополняющие друг друга, а также наиболее уместные в контексте рабочей обстановки и дефицита времени.

Комплекс рассчитан в первую очередь на работников профессий «человек-знак» и «человек-человек» [24], то есть представителей специальностей, занятых преимущественно интеллектуальным трудом, связанным с переработкой и анализом информации, предполагающим общение с людьми. Мобильность таких работников сильно ограниченна в течение рабочего дня, основная рабочая поза сидячая, напряжены зрительный и слуховой анализаторы. Работа отличается высокой плотностью простых и сложных сигналов, высокими требованиями к объёму оперативной памяти.

Данный комплекс направлен на освобождение организма и психики от избыточного напряжения. В связи с тем, что «мышечное напряжение свидетельствует о наличии бессознательного контроля по удерживанию неотреаги-
рованных аффектов, оно опосредует снижение остроты чувственного восприятия и переживания» [11, с. 128], его снятие посредством психофизических упражнений способствует снижению выраженности неблагоприятных ФС. Предотвращение перенапряжения способствует полноте восстановления сил в периоды отдыха, нормализует эмоциональный фон деятельности. Выполнение данных упражнений способствует частичному освобождению мышечных зажимов, улучшению концентрации внимания на телесных ощущениях, более полному осознанию себя в настоящем моменте, повышении энергетического потенциала организма, что в свою очередь сказывается на увеличении работоспособности и развитии способности к самоконтролю.

Выполнение комплекса сопровождается специально подобранной музыкой, что способствует его лучшему усвоению, а также помогает стабилизировать психоэмоциональное состояние. Первый блок упражнений сопровождается жизнерадостной, активной музыкой; четвертый блок – музыкой с мелким, быстрым ритмом, удобным для тряски. В остальных случаях использовалась релаксационная музыка.
Комплекс упражнений выполняется непосредственно на рабочем месте. При этом у всех участников должно быть достаточно свободного пространства, чтобы развести руки в стороны, отвести согнутую в колене ногу. Если организация располагает такой возможностью, работники для применения комплекса могут перейти в отдельное просторное помещение.

Время проведения комплекса: обеденный или иной достаточно длительный перерыв в середине или второй половине рабочего дня. Продолжительность 33 минуты. Может выполняться как индивидуально, так и в группе. Никакое специальное оборудование не требуется. Все упражнения рекомендуется выполнять в положении стоя, часть упражнений по желанию может выполняться также сидя на стуле, если это отдельно оговорено.

Все упражнения комплекса поделены на пять блоков, каждый из которых содержит в себе ряд упражнений сходной направленности: разминка (12 минут); нервно-мышечная релаксация (7 минут); биоэнергетические упражнения Александра Лоуэна (3 минуты); тряска (4 минуты); релаксационные упражнения (7 минут).

Психофизическая тренировка;

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие 🙂 — нам важно ваше мнение.

Известно, что состояние здоровья и работоспособность человека определяются не только физической, но и психической тренированностью, умением сознательно управлять состоянием своего организма, настроением, эмоциями.

Методы психической саморегуляции в связи с их профилактическим воздействием помогают сохранять и укреплять психическое здоровье человека и способствуют предупреждению развития нервно-эмоционального переутомления.

Что же такое психофизическая тренировка? Это метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемый дыханием, образным представлением нормального функционирования органов, словесным внушением с целью воспитания воли, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители.

Важнейшим условием для овладения психофизической тренировкой является умение регулировать процессы:

Главное — единство телесного (соматического) и психического. Психический тонус тесно связан с мышечным тонусом, между ними существует обратная связь.

На первом, этапе занятий важно научиться концентрировать своё внимание на освоении навыков сознательного регулирования процесса дыхания. При выполнении дыхательных упражнений сначала следует дышать в привычном для себя ритме, чётко и свободно, испытывая удовольствие от каждого вдхоха. Дыхание не нужно углублять или сдерживать. Упражнение выполняется 3-5 минут. При этом могут возникнуть ощущения тепла, покоя
и приятной отрешённости. В последующем дыхательные упражнения усложняются за счёт добавления элемента пассивно-удлинённого выдоха. Основная задача — научиться управлять продолжительностью выдоха. Дыхание с выдохом, более продолжительным, чем вдох, называется «вечерним», успокаивающим. Оно хорошо снимает повышенную нервно-эмоциональную возбудимость, способствует быстрому расслаблению и ускоренному засыпанию.Во время дыхательных упражнений рекомендуется произносить про себя следующие формулы:

Я отдыхаю. Моё дыхание становится ровным, спокойным и совершенно свободным.

Я дышу легко и непринуждённо. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит естественное наслаждение.

Дыхание слегка замедляется, выдох становится длиннее вдоха.

На выдохе мышцы тела расслабляются всё больше и больше, возникает ощущение приятной слабости и раскованности.

Для освоения техники дыхания используются следующие упражнения.

«Погружение». Закрыв глаза, сконцентрировать внимание на дыхании и постараться ощутить его как движение по вертикали: вдох — подъём вверх, выдох – свободное падение вниз. «Погружайтесь» на выдохе всё глубже и глубже.

«Дыхание по кругу». Глаза закрыты. Удлинённый вдох идёт как бы по левой стороне тела, начиная от большого пальца левой ноги вверх до макушки головы. Продолжительный выдох — по правой стороне тела, начиная о макушки, вниз по правой ноге до большого пальца.

«Восхождение». Закрыв глаза, сконцентрировать внимание на дыхании, постараться представить себя образе большого лёгкого пузыря, качающегося на волне. На вдохе — лёгкий подъём вверх, на выдохе — вместе с волной опускаемся вниз, с каждым вдохом — всё выше и выше.

Читать еще:  Тактика действий когда преследуют с использованием служебно-розыскных собак » Военные люди

«Утреннее» дыхание, или тонизирующее дыхание, при котором вдох длиннее, чем выдох (медленный глубокий вдох — быстрый короткий выдох), важно освоить для выхода из состояния глубокого расслабления с целью активизации и тонизации всех жизненных процессов в организме.

Освоив технику дыхательных упражнений, можно приступить к освоению приёмов мышечного расслабления в одной из следующих поз мышечной релаксации.

Поза «кучера». Сидя на стуле, следует наклонить туловище вперёд, опустить голову на грудь, удобно поставить ноги на полную ступню, а руки положить на передние поверхности бёдер. Сделать вдох, с выдохом закрыть глаза, расслабить мышцы и связки. При этом весь груз тела без мышечного напряжения переносится на связочный аппарат позвоночника.

«Пассивная» поза — полулёжа в кресле с высоким подголовником, руки и ноги при этом не перекрещивать.

Поза «лёжа на спине». Руки вдоль туловища, чуть согнуты в суставах, ноги несколько развести и развернуть кнаружи. Занимая исходное положение, следует принять максимально удобную позу, исключая даже минимальное напряжение мышц. На первых занятиях исключаются также и внешние раздражители: шум, свет, тесная одежда. Однако не следует забывать и о внутренних раздражителях. Нельзя приступать к занятиям после сытного обеда или испытывая ощущение голода. Переполненный мочевой пузырь также является помехой для занятий.

Вторым этапом в освоении приёмов мышечного расслабления будет тренировка навыков в достижении ощущения тепла и приятной тяжести в конечностях, умение предельно расслаблять мышцы лица, шеи, рук, ног, туловища. При этом обучаемый, повторяя про себя мысленные команды, должен стараться ярко и образно представить их содержание, всё время направляя внимание на свой организм, на те части своего тела, о которых идёт речь в данный момент. Следует научиться мысленно представлять свои руки, ноги, лицо, всё время как бы рассматривая их по деталям, мысленно перемещая свой взгляд от кончиков пальцев рук и ног до головы. Для этого
используют специальные подготовительные упражнения.

Напряжение и расслабление рук. Выполняется сидя или лёжа. Вытяните руки вперёд и удерживайте их в горизонтальном положении до ощущения лёгкой усталости (30-60 с). Затем медленно опустите их на колени. Когда руки коснутся опоры, ощутите расслабление, приятный отдых, лёгкое тепло в руках. Согните правую руку в локтевом суставе, сильно сожмите кисть в кулак,
напрягая все мышцы руки, и затем мгновенно расслабьте руку так, чтобы под своей тяжестью она опустилась вниз; проанализируйте свои ощущения.

Напряжение и расслабление мышц лица. Стисните зубы, максимально напрягая жевательные мышцы, потом медленно расслабьте челюсти и мышцы шеи, слегка приоткройте рот. Ощутите облегчение от снятого напряжения.

Напряжение и расслабление ног. Выполняется сидя или лёжа. Прямые ноги поднимите на 20-30 см от пола и удерживайте их в таком положении до появления ощущения тяжести и лёгкой усталости (20-60 с). После этого медленно опустите ноги. Когда они коснутся пола, почувствуйте расслабление, приятный отдых, лёгкое ощущение тепла и удовольствие от расслабления мышц. При освоении приёмов мышечного расслабления рекомендуется воспроизводить следующие формулы самовнушения:

На выдохе мышцы тела расслабляются всё больше и больше.

В расслабленных мышцах появляется приятное ощущение тепла.

Начинаю расслаблять правую руку.

Под моим мысленным взором правая рука спокойно и естественно расслабляется.

Правая рука теплеет всё больше и больше.

Тепло вливается в пальцы, ладони, предплечье и плечо.

Дышу ровно, легко, свободно.

Начинаю расслаблять левую руку.

И т.д. с другими частями тела.

Освоив приёмы расслабления, можно переходить к третьему этапу тренировки, который заключается в освоении приёмов активации и тонизации. Активация необходима для того, чтобы снять чувство расслабленности, дремоты после занятия. Умение погрузиться в дремоту, затем выйти из этого состояния, снова погрузиться и снова выйти на протяжении одного занятия — вернейший признак хорошего овладения психической саморегуляцией. Поэтому обучение тонизации начинается с того, что обучаемый должен мысленно увидеть себя бодрым, жизнерадостным, настроенным на деятельное состояние. Указанные представления при смене дыхания на «утреннее» дополняются следующими формулами самовнушения:

Возникает чувство лёгкого озноба.

Состояние как после прохладного душа.

Из всех мышц уходит чувство тепла и расслабленности.

В мышцах начинается лёгкая дрожь.

По телу побежали «мурашки».

Дыхание глубокое, учащённое.

Сердце бьётся мощно и ровно.

Все мышцы лёгкие, упругие, сильные.

Я всё бодрее и бодрее.

Я полон сил и энергии.

Я полностью мобилизован.

Я готов действовать.

Количество формул самовнушения сокращают по мере освоения приемов психофизической тренировки. Это делают для того, чтобы вводить себя в нужное состояние в считанные минуты.

Психофизическая тренировка бойцов спецназа

Психофизическая тренировка – это комплекс таких упражнений, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они представляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями.

На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет психический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания:

Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время затраченное на прохождение доски оказывалось намного больше. Высота давит на психику и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле.

Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот. Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты.

Страх – это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх – драгоценность, если боец умеет владеть ею. Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это – врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса – сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное – постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение.

Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая – дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется, кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездонная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится «сам бог велел». А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил – не пустые слова. Такая вот психофизическая тренировка.

Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему воевать, ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, пошевелиться. Но у человека есть прекрасное свойство – он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

Читать еще:  Искусство снайпера: Определение дальности

Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целенаправленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т.п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника», и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков – типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы связи, пусковые установки ракет и т.п.).

Маршруты РДГ (Разведывательно-Диверсионной Группы — примечание LastDay.Club) следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные поля, мины – ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, приготовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскировкой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном положении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.

Примерный набор некоторых упражнений, из которых состоит психофизическая тренировка:

  • упражнения на «тропе разведчика»;
  • «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;
  • упражнения горной подготовки;
  • упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;
  • переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;
  • преодоление проволочного забора под напряжением электрического тока;
  • действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;
  • «борьба с танками» – «обкатка танками»;
  • скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным решением тактических задач;
  • упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замкнутого пространства;
  • переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;
  • плавание в обмундировании и с оружием;
  • ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;
  • ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;
  • рукопашный бой с двумя-тремя противниками;
  • сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересеченной местности со стрельбой на 2-х – 3-х рубежах и с ориентированием по карте и компасу;
  • ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автоматом с прикрепленным к нему штык-ножом;
  • уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;
  • выдерживание ударов тупыми предметами;
  • сопротивление болевым и удушающим приемам;
  • адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому существу;
  • специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить животное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;
  • посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;
  • метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;
  • преодоление маршрута 25-35 км по пересеченной местности ночью по азимуту. Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий.

Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:

« …Мы изготавливали чучело – манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам.

Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишок, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело «грохнуть» низа что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых «облетов».

После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на Максудяна вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки – однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости – также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров, либо попадают в исправительно-трудовые учреждения».

Психофизическая тренировка

Боевая подготовка спецназа, Ардашев Алексей Николаевич

Психофизические упражнения – это вид упражнений, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они представляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и психическими напряжениями.

На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет психический фактор.

В ВДВ проводились следующие испытания.

Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске , лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время, затраченное на прохождение доски, оказывалось намного больше. Высота давит на психику, и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения.

Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле.

Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот. Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском.

Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты. Страх – это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх – драгоценность, если боец умеет владеть им.

Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это врожденная, спасительная боязнь высоты.

Но если страху поддаться , то с человеком начинают твориться такие чудеса, что он сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным .

А научиться управлять страхом можно . И как во всяком ученье, главное – постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение.

Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель – убедить, что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

Читать еще:  Искусство снайпера: Дневное выдвижение на позицию

Или возьмем горную подготовку . Цель горных тренировок простая – дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности.

В горах выясняется, кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо – и бездонная бездна, кажется, магнитом тянет вниз, в свою глубину.

Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы. А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил – не пустые слова. Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук.

Где ему воевать, ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю.

Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, пошевелиться. Но у человека есть прекрасное свойство – он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх , подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целенаправленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т. п.) с элементами тактической и огневой подготовок.

Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника» и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков, – типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы связи, пусковые установки ракет и т. п.).

Маршруты РДГ следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды), располагая на них минные поля, мины-ловушки и «сюрпризы».

Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, приготовление пищи из местной растительности, дичи и живности с маскировкой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном положении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стала правилом, сюрприз – закономерностью, а внезапное изменение ситуации – обычным делом.

Примерный набор некоторых упражнений психофизического характера:

– упражнения на «тропе разведчика»;

– «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;

– упражнения горной подготовки;

– упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;

– переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;

– преодоление электризованного проволочного забора под напряжением;

– действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;

– «борьба с танками» – «обкатка танками»;

– скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным решением тактических задач;

– упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замкнутого пространства;

– переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;

– плавание в обмундировании и с оружием;

– ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;

– ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;

– рукопашный бой с двумя-тремя противниками;

– сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересеченной местности со стрельбой на 2–3 рубежах и с ориентированием по карте и компасу;

– ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автоматом с прикрепленным к нему штык– ножом;

– уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;

– выдерживание ударов тупыми предметами;

– сопротивление болевым и удушающим приемам;

– адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому существу;

– специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить животное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову, и, задержав дыхание, выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;

– посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;

– метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;

– преодоление маршрута 25–35 км по пересеченной местности ночью по азимуту.

(Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий.)

Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:

«…Мы изготавливали чучело – манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам. Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишок, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо.

Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая собака.

Психологически очень тяжело «грохнуть» ни за что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника.

Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику. Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства.

Ветеран вспоминает, как в марте 1984 г. мы полетели на один из наших первых «облетов».

После столкновения с противником он решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки – однако не каждый сможет съесть это блюдо.

Преодоление брезгливости – также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров, либо попадают в исправительно-трудовые учреждения».

Основой психофизической подготовки в спецназе должна стать рукопашная подготовка .

Совершенствуя уже ранее приобретенные (до поступления на службу) навыки защиты и нападения без применения оружия (спецсредств) или с использованием холодного оружия (подручных предметов), бойцы гораздо эффективнее смогут развивать психофизические способности.

Эти способности позволяют сохранить жизнь и силы в экстремальных условиях, а также эффективно действовать в любых ситуациях, в том числе и в условиях современного реального боя.

Фундаментом рукопашной подготовки у нас, в России, должно стать боевое самбо (в некоторых версиях оно называется рукопашным боем), нацеленное на минимум ограничений.

При таком обучении боец не только будет уверенно чувствовать себя в поединке, но и будет шлифовать специальную психическую подготовку, позволяющую, в том числе, обходиться без травм…

В элитных спецподразделениях возрастает роль психотехник , использование которых позволит развить и закреплять повышенные способности, помогающие более эффективно действовать в экстремальных ситуациях.

Наряду с традиционными методами, использующими элементы индийской йоги, дзенских техник, рукопашной подготовки (при определенном подходе ее можно рассматривать как форму динамической медитации) и т. п., будут применяться новейшие разработки.

Например, такие как нейролингвистическое программирование, остановка внутреннего монолога, дистантное координатное манипулирование…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector