18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Памятка разведчику: Основные принципы маскировки

Памятка разведчику: Основные принципы маскировки

Маскировка – совокупность способов сделать себя и снаряжение незаметными на фоне окружающей обстановки либо непохожими на то, чем они являются в действительности. Главные маскировочные характеристики:

Форма

Человеческое тело, шлем, снаряжение, оружие имеют чёткую форму, которую легко распознать потому, что в природе таких форм нет. Мы даже опознаём человека в тех вещах, которые обладают схожими формами. Форма головы-плеч распознаётся безошибочно. Сломает, деформирует эту привычную форму размещение на теле полос мешковины, использование капюшона, маскировочной и противомоскитной сетки, использование местной растительности. Нужно знать меру, чтоб маскировка не затрудняла доступ к снаряжению и функционирование оружия. Применимо также укрытие за элементами пейзажа.

Размещение на снаряжении петель и эластичных лент позволит легко в последующем крепить к ним элеме

нты локального камуфляжа. При этом надо отделять корни от растений, т.к. они не растут в воздухе. Растительность надо подбирать в соответствии с местом проведения операций, чтоб не оказалось, что камыши ходят по пустыне.

Листья с нижней стороны светлее, чем с верхней. Листья и ветви в разных местностях ориентированы под разными углами относительно горизонта. Растительность, срезанная во влажный период (ночь, дождь, роса), живёт дольше. Более прочные и крепкие листья, а также росшие на солнечном месте остаются свежими дольше.

Не следует маскировать таким же образом оружие полностью, т.к. это может помешать его функционированию и обращению с ним. Предпочтительнее покрыть его краской или камуфляжной лентой.

Блеска и бликов может быть достаточно, чтобы раскрыть местоположение.

Основная часть снаряжения бойца, которая хорошо отражает свет днём и ночью – это его кожа (даже очень тёмная). Чтобы исказить формы лица и уменьшить его видимость, можно использовать камуфляжный грим (кремы, краски). Камуфлирование лица с помощью грима пригодится даже при использовании маски на всё лицо, т.к. закрывает области вокруг глаз. Основной принцип раскраски лица – выступающие части (нос, скулы, подбородок, уши и лоб) красятся тёмными тонами, а впадины (глазницы, затенённые области у носа и подбородка) – светлыми. Грим наносить легче, если предварительно намазать лицо детским маслом, лосьоном или репеллентом. Пятнистый грим используется для лиственных и пустынных местностей, разрезный грим – для хвойных, травянистых и джунглей. Раковину и тыл ушей закрашивать минимум двумя цветами, разбивая очертания.

На современном военном снаряжении в основном используются матовые застёжки и пряжки. Если они по какой-то причине заблестели, их нужно скрыть краской или липкой лентой. Другие бликующие предметы – защитные шлемы без чехлов, бинокли и монокуляры, прицелы, часы и их браслеты, компасы, пластиковые планшеты, защитные очки, листы блокнотов и книг, посуда, зеркала, накрахмаленная одежда, блестящие козырьки головных уборов.

Блеск очков отчасти нейтрализуется низкими полями шляпы или противомоскитной сеткой, а остальное блестящее снаряжение нужно прятать и использовать осторожно, только по необходимости.

При расположении сетки перед линзами ухудшается видимость, но не значительно, и этим можно пренебречь. Солнечный фильтр представляет собой стандартную защиту передних линз, создающую на них тень. Годятся и сотовые (перфорированные) насадки.

Следует избегать разжигания открытого огня, курения и появления отблесков фонаря. От этого зависит жизнь не только того, кто курит или светит, но и его соратников.

Красные светофильтры на фонарях лучше способствуют маскировке, чем синий или зелёный. Частично скрывают оптику цилиндрические насадки из бумаги на объективы. Осветительные приборы транспорта следует держать выключенными, или использовать щелевые насадки.

Силуэт

Как и форма, силуэт выдаёт очертания снаряжения и фигуры.

Важно оценивать своё расположение с точки зрения наблюдателя (наземного и воздушного), и избегать появляться на контрастном фоне – в этом случае не поможет никакой камуфляж. Следует избегать проявляться на фоне неба, незанавешенного окна, пересекая линию горизонта, выходя поверх хребта, холма, или дома. Очертания фигуры можно скрыть очертаниями местных предметов. На открытых местах следует двигаться переползанием.

Для уменьшения заметности силуэта руки лучше держать прижатыми к корпусу, ноги сведёнными вместе. Даже приседание на корточки существенно изменяет привычную фигуру.

Люди шумят – скрипят ботинки, лязгают в подсумках магазины и инструменты, скрипит рюкзак, лязгает оружие, фонит радио. Кашель и речь разносятся далеко, особенно ночью, рано утром, после дождя, в туман. Необходимо плотно упаковываться, закреплять ремни и прочее снаряжение (с помощью липкой ленты и тому подобному), перед выходом проверять успешность маскировки подпрыгиванием на месте. Звуки нужно подавлять, устранять сами причины их появления. Лучше заменить приказы сигналами руками, а разговор – шёпотом.

Читать еще:  Меры безопасности от поражения снайперского огня противника

Окапываясь, часовых нужно выставлять на таком расстоянии, чтобы они заметили противника раньше, чем он услышит звуки копания.

В тени удобно прятаться, но она может быть и врагом, она увеличивает размеры предмета и «прикрепляет» к нему тёмное пятно. Нужно правильно располагаться относительно источников света, скрываясь в тени местных предметов, и избегать отбрасывать тень на освещённое пространство. Чем ближе к земле боец, тем короче отбрасываемая им тень.

Запах

Даже у городского человека хорошее обоняние (восстанавливается через несколько дней в поле), позволяя распознавать запахи двигателей, оружия, кухни, человеческого тела и испражнений. От некоторых запахов избавиться трудно.

Зубная паста, крем для бритья, дезодорант – под запретом. Нужно пользоваться мылом без ароматизатора, с осторожностью отнестись к выбору репеллента и готовить пищу днём, когда другие запахи сильнее, а воздух более теплый. Кухонные отходы нужно уносить из зоны действий, только при невозможности это сделать закапывая их на месте. Как правило, животные откапывают эти отходы, а по ним легко сделать выводы о численности группы и др.

Курильщики очень заметны. Даже если человек не курит в данный момент – куревом пахнет одежда и снаряжение. Сплюнутый жевательный табак отмечает путь и места остановок. Некурящие бойцы чувствуют запахи лучше.

Хотя современная униформа по большей части окрашена в разбивающий очертания рисунок, это не всегда помогает. Рисунок, не совпадающий с фоном, наоборот кричит «эй, посмотрите на меня». Растительность, использованная для маскировки, вскоре вянет и меняет цвет, высохшие листья сворачиваются. Зелень, подобранная для маскировки на лугу, выдаёт бойца, когда он перейдёт в лес. Природный камуфляж нужно вовремя менять.

Нахождение на границе цветов, особенно светлого и темного, затрудняет обнаружение. Цвет кожи нужно маскировать, применяя грим и другие способы из раздела «Блик».

Зимой в плотном лесу и на тропах для достижения наибольшей скрытности предпочтительно одевать «снеговые» брюки и «осеннюю» куртку. В кустарнике или низком, по пояс, подлеске – «снеговую» куртку и «осенние» брюки. На открытой местности и в горах выше растительности – полный «снеговой» костюм. В виду противника двигаться в белом костюме следует согнувшись или ползком, идущий в полный рост слишком заметен.

Обязательно маскировать снаряжение, приборы, оружие, обматывая их лентой, применяя нестойкую краску и тому подобное.

Расположение

Человеку привычно видеть определённые вещи на определённых местах, и внимание привлекает то, что выглядит неестественно, «не на своём месте». Например, камыш в чистом поле. Человеческая фигура в природном окружении выглядит лишней, поэтому необходимо применяться к местности, сливаясь с окружающей обстановкой, устраиваться на склонах холмов, избегать перекрёстков дорог, одиноких строений и – особенно – открытых пространств.

Людям свойственно соблюдать расстояние в 15 метров друг от друга, особенно пытаясь спрятаться группой, но в природе нет ничего равномерного. Классическое военное распределение – пятиметровый промежуток от человека до человека. Наблюдателю проще заметить кучку солдат, собравшихся вместе, чем такое же количество солдат, рассредоточившихся на местности. То же касается и техники.

Чтобы выглядеть естественнее, предпочтительно двигаться так, чтобы каждый видел двух человек впереди себя и двух позади (разумеется, кроме направляющих/замыкающих и если в группе есть хотя бы пять человек), впрочем, это зависит от местности. Таким образом можно передавать сигналы жестами в обоих направлениях.

Движение

Самый коварный предатель – шевеление. Можно нарушить один-два запрета из вышеперечисленных, и остаться незамеченным. Но стоит, соблюдая их, сдвинуться – и боец замечен. Заняв оборонительную позицию, следует соблюдать неподвижность:

  • Жрут комары и муравьи – спокойствие;
  • Хочется помочиться – надо терпеть или гадить в штаны;
  • Осматриваясь, нужно двигать глазами, сведя движения головой к минимуму.

В наступлении нужно перемещаться, пользуясь укрытием и/или прикрытием, выбирать пути, где наблюдение противником затруднено или невозможно. Желательно передвигаться, оставаясь в тени. Если двигаться приходится, нужно сперва продумать перемещения, и только потом – медленно – двигаться. Неподвижный объект может остаться невидимым, медленно перемещающийся заметить трудно, быстро перемещающийся будет замечен обязательно.

Полезно выбирать для перемещения моменты, когда, например, ветер шевелит ветви вокруг. В высокой траве следует менять направление движения, так как прямолинейное колыхание растительности привлекает внимание противника.

Читать еще:  Как вести себя во время городского боя

Сигналы руками следует подавать так, чтобы их могли заметить только свои бойцы, но не противник. Следует избегать резких поворотов головы, т.к. это движение более заметно, нежели плавное подымание и опускание её.

Приборы ночного видения

ПНВ уверенно обнаруживает источники самого слабого света, усиливая яркость наблюдаемого изображения. Демаскировке наблюдателя, использующего ПНВ, способствует как ИК-подсветка (у приборов с подсветкой), так и отблеск на лице наблюдателя из окуляра прибора.

Значение для маскировки имеет сходство отображения униформы и природного (искусственного) фона, а не светоотражающие свойства униформы самой по себе. Использование моющих средств, предназначенных для гражданской одежды, разрушает маскировочную пропитку униформы и способствует бОльшей заметности бойца в ПНВ. Завядшая растительность защищает от ПНВ хуже, чем свежая.

Тепловизоры

Костюмы для оптической маскировки («гилли», «леший», «кикимора», «шаман») в силу своей многослойности и структуры способствуют уменьшению заметности бойца в тепловом спектре и эффективно искажают силуэт. Следует использовать «тепловую тень» от предметов и сооружений, искажающую тепловые очертания.

История возникновения боевой раскраски

Известно, что боевую раскраску использовали ещё древние кельты, которые применяли для этого синий индиго, получаемый из вайды красильной. Кельты наносили полученный раствор на голое тело или раскрашивали его оголённые части. Хотя нельзя с полной уверенностью говорить, что кельты были первыми, кто придумал наносить боевую раскраску на лицо — вайда использовалась ещё в эпоху неолита.

Новозеландские маори наносили перманентные симметричные узоры на кожу лица и тела, которые назывались «та-моко». Такая татуировка была крайне важна в маорийской культуре; по «та-моко» можно было прочитать социальный статус человека, но, кроме того, это была попытка сделать «перманентный камуфляж» и одновременно создать прообраз военной формы. В 1642 году Абель Тасман впервые достиг берегов Новой Зеландии и встретился лицом к лицу с местными жителями. В дневниках, сохранившихся с того времени, нет ни слова о том, что ему встречались люди с татуировками на лицах. А экспедиция 1769 года, в составе которой был натуралист Джозеф Бэнкс, засвидетельствовала в своих наблюдения странные и необычные татуировки на лицах местных аборигенов. То есть прошло ещё как минимум сто лет, прежде чем маори стали использовать татуировки.

Североамериканские индейцы использовали краски для нанесения узоров на кожу, которые помогали им, как и в случае с маори, для персонификации. Индейцы верили, что узоры помогут им получить магическую защиту в бою, и цветные паттерны на лицах бойцов помогали выглядеть более свирепыми и опасными

Кроме раскраски собственного тела индейцы наносили узоры на своих коней; считалось, что определённый паттерн на теле лошади защитит её и даст ей магические способности. Некоторые символы означали, что воин выражает уважение к богам или благословлён на победу. Эти знания передавались из поколения в поколение, пока культура не была уничтожена во время захватнических войн.

Подобно тому, как современные солдаты получают награды за свои достижения в военном деле, индеец имел право нанести определённый узор только после того, как он отличился в бою. Поэтому каждая отметка и символ на теле несли важный смысл. Ладонь, например, обозначала, что индеец отличился в рукопашном бою и имеет хорошие навыки ведения боя. Кроме того, отпечаток ладони мог служить оберегом, символизирующим, что индеец будет невидимым на поле боя. В свою очередь, женщина из племени, которая видела индейца-воина с отпечатком руки, понимала, что с таким мужчиной ей ничто не угрожает. Символизм узоров выходил далеко за рамки только ритуальных действий и социальных маркировок, он был необходим как амулет, как телесное плацебо, которое вселяет силу и отвагу в воина.

Важны были не только графические маркеры, но и цветовая основа каждого символа. Символы, нанесённые красной краской, обозначали кровь, силу, энергию и успех в бою, но также могли иметь совсем мирные коннотации — красоту и счастье, — если подобными цветами раскрашивали лица.

Чёрный цвет означал готовность к войне, силу, но нёс больше агрессивной энергии. Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения. Так же поступали и древние римляне, возвращавшись в Рим на лошадях после победы, но они раскрашивали свои лица в ярко-красный цвет, подражая своему богу войны Марсу. Белый цвет означал скорбь, хотя существовало и другое значение — мир. Голубыми или зелёными цветами узоры наносились на самых интеллектуально развитых и духовно просвещённых членов племени. Эти цвета означали мудрость и выносливость. Зелёный цвет тесно ассоциировался с гармонией и силой провидения.

Читать еще:  12 ошибок при оказании первой помощи

Позже индейцы стали использовать раскраску не только для устрашения, но и в качестве камуфляжа — подбирали цвета раскраски в соответствии с условиями. Цветами «лечили», защищали, готовили к «новой жизни», выражали внутреннее состояние и социальный статус, и, конечно же, раскраску лица и тела наносили в качестве декоративных элементов.

Современная интерпретация боевой раскраски сугубо практическая. Военные наносят чёрную раскраску на лицо под глазами и на щёки для уменьшения отражения солнечных лучей от поверхности кожи, которая не защищена камуфляжной тканью.

Чёрным цветом помечали тех воинов, которые вернулись домой после победоносного сражения

Правила нанесения раскраски

Когда мы смотрим на изображение, мозг обрабатывает огромное количество информации, получаемой от глаз и других органов чувств. Для того чтобы сознание извлекало какой-то смысл из увиденного, мозг разделяет общую картину на составные части. Когда глаз смотрит на вертикальную линию с зелёными пятнами, мозг получает сигнал и идентифицирует это как дерево, а когда мозг воспринимает много-много деревьев — видит их уже как лес.

Сознание склонно признавать нечто как самостоятельный объект только в том случае, если этот объект имеет непрерывный цвет. Получается, что человек имеет гораздо больше шансов быть замеченным, если его костюм абсолютно однотонный. В условиях джунглей большое количество цветов в камуфляжном паттерне будет восприниматься как целостный объект, потому что джунгли буквально состоят из мелких деталей.

Открытые участки кожи отражают свет и привлекают внимание. Обычно, чтобы правильно нанести раскраску, солдаты помогают друг другу перед началом операции. Блестящие части тела — лоб, скулы, нос, уши и подбородок — окрашиваются в тёмные цвета, а теневые (или затемнённые) области лица — вокруг глаз, под носом и под подбородком — в светло-зелёные оттенки. Кроме лица раскраска наносится и на открытые части тела: заднюю часть шеи, руки и кисти.

Двухцветная камуфляжная раскраска чаще наносится случайным образом. Ладони рук обычно не маскируются, но если в военных действиях руки используются в качестве инструмента общения, то есть служат для передачи невербальных тактических сигналов, их тоже маскируют. На практике чаще других используются три стандартных типа краски для лица: суглинок (глиняный цвет), светло-зелёный, применимый для всех видов сухопутных войск в районах, где недостаточно зелёной растительности, и глиняно-белый цвет для войск на заснеженной местности.

В разработке защитных красок учитывают два главных критерия: защиту и безопасность солдата. Критерий безопасности означает простоту и удобство использования: при нанесении краски солдатом на открытые части тела она должна оставаться стойкой в условиях окружающей среды, устойчивой к потоотделению и подходить к обмундированию. Раскраска лица не снижает естественную чувствительность солдата, практически не имеет никакого запаха, не вызывает раздражений на коже и не наносит вреда при случайном попадании краски в глаза или рот.

Открытые участки кожи отражают свет и привлекают внимание

Современные методы

В настоящее время существует прототип краски, которая защищает кожу солдата и от тепловой волны при взрыве. Что имеется в виду: в действительности тепловая волна от взрыва длится не более двух секунд, её температура составляет 600 °С, но этого времени хватает, чтобы полностью спалить лицо и сильно повредить незащищённые конечности. Как заявлено, новый материал способен защитить открытую кожу от лёгкого ожога на 15 секунд после взрыва.

Существуют разработки раскраски для лица, которые отражают инфракрасные лучи и защищают солдат от москитов и других насекомых. Обычно солдат сперва наносил защитный слой крема против насекомых, защищающий открытые участки кожи от укусов, а после того как крем впитается в кожу, наносилась защитная краска для лица. Сегодня существуют разработки, в которых эти две функции уместились в одном флаконе.

Цифровая защита CV (Computer Vision, или система распознавания лиц) разрабатывается в военных институтах, но существует и гражданская версия, которая называется CV Dazzle. За её основу взят военно-морской камуфляж Dazzle времён Первой мировой войны — чёрные и белые линии наносятся на кожу лица, что не позволяет компьютерной системе распознать лицо. Проект стартовал в 2010 году и направлен на цифровую защиту человека от городских камер, которых становится всё больше год от года.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector