Реактивные системы залпового огня БМ-21 и БМ-24
Содержание
Реактивные системы залпового огня БМ-21 и БМ-24
«БМ-8-48» | |
Реплика БМ-8-48 обр. 1942 г. на шасси Шевроле Г7117 в Музее военной техники УГМК | |
Классификация | Реактивная система залпового огня |
Шасси | Studebaker US6, Chevrolet G, Ford Marmon, ЗиС-6, Танк Т-60 |
История | |
Страна-разработчик | СССР СССР |
Годы производства | с 1942 |
Размеры | |
Вооружение | |
Калибр | 82 мм |
Длина ствола | 2000 мм |
Количество направляющих | 24 (48 снарядов) |
Дальность стрельбы максимальная | 5500 м |
Максимальный угол возвышения | от -3 до + 45 ° |
Перевод системы из походного положения в боевое не более | 1,5 — 2 мин |
Время залпа | 8-10 с |
Подвижность |
Реактивные снаряды (неуправляемые ракеты) М-8, запускавшиеся с БМ-8-48 и БМ-8-24. Музей космонавтики и ракетной техники; Санкт-Петербург
— модификация гвардейских реактивных минометов типа «Катюша» из двух пакетов направляющих установки БМ-8-24 на шасси Шевроле Г7117 (
Chevrolet G 7117
США) или Форд-Мармон-Херрингтон ХХ6-КОИ4 (
Ford-Marmon-Herrigton HH6-COE4
США) или Студебекер ЮС6 (
Studebaker US6
США) (с 4.1943 только на шасси Студебекер ЮС6)[1].
Основной задачей боевой машины БМ-24 являлось подавление и уничтожение опорных пунктов, живой силы, укреплений, артиллерийских и миномётных батарей. Организационно боевые машины входили в бригады корпусной артиллерии. В каждом корпусе насчитывалось по 54 боевых машины БМ-24 [1] .
БМ-24 была выполнена на базе грузовика ЗИС-151, на раме которого устанавливалась артиллерийская часть. В состав артиллерийской части входили [3] :
- 12 направляющих;
- Фермы;
- Поворотная рама;
- Тумба;
- Уравновешивающий механизм;
- Электрооборудование;
- Прицел;
- Механизм вертикального наведения;
- Механизм горизонтального наведения.
Во время выстрела снаряды направлялись по направляющим, которые закреплялись в ферме. Ферма выполнялась в виде сварной пространственной конструкции и закреплялась в кронштейнах поворотной рамы, образуя таким образом с направляющими качающуюся часть. В свою очередь, поворотная рама, в которой размещались качающаяся часть, прицелы, подъёмный и уравновешивающий механизмы, образовывала вращающуюся часть. На лонжеронах автомобильного шасси закреплялся надрамник, к которому приваривалась неподвижная тумба, на тумбе размещалась вращающаяся часть. Подъёмный механизм винтового типа обеспечивал вертикальные углы наведения от +10° до +50° в горизонтальном секторе ±70°, при горизонтальных углах наведения более ±25° обеспечивалась наводка по вертикали в секторе от 0 до +50°. Для снижения усилия на рукоятке механизма вертикального наведения, качающаяся часть снабжалась уравновешивающим пружинным механизмом толкающего типа. Горизонтальное наведение осуществлялось червячным механизмом горизонтального наведения. Воспламенение пороховых зарядов в реактивных снарядах производили контакт-свечи снаряда, на которые поступал ток от аккумуляторных батарей боевой машины. Сигнал о подаче тока мог подаваться с пульта из кабины машина, а также с выносного пульта из укрытия на расстоянии до 80 метров от машины. Кабина была полностью герметична и защищала экипаж от воздействия газовой струи выстрелов. Для придания устойчивости при стрельбе, а также для разгрузки задних мостов, на раме машины были установлены домкраты. [3] .
Вооружение
В качестве основного вооружения использовались турбореактивные снаряды. Кроме фугасных, в номенклатуру вооружения БМ-24 входили химические снаряды. Площадь поражения при одном залпе могла составлять до нескольких гектаров [1] .