16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец»

Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец»

История создания.

Сама идея создания подобного проекта была беспрецедентна.
Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное».

Вот что об этом говорил Владимир Федорович Уткин: ”Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?”
Для создания подобного комплекса требовалось колоссальное количество новых решений.
Одной из самых главных проблем была масса ракеты и пусковой установки, ракета с ТПК должна весить не более 130 тонн, иначе железнодорожное полотно не выдержит, а значит, нужны новые материалы; ракета не может быть длиннее обычного вагона-рефрижератора, но таких коротышек в КБ не создавали.
Тогда было принято решение убрать сопла в сами двигатели, хотя мировая практика ракетостроения не знала таких решений. С другого конца вагона высовывается головной обтекатель, без него нельзя — точности не будет, сперва сделали его надувным, но, по расчетам, он не смог бы преодолеть заслон ядерных взрывов противоракетной обороны, и тогда был сконструирован металлический складывающийся обтекатель!
Для того что бы огненный хвост ракеты не сжёг всё в округе использовался пороховой двигатель который выталкивает ракету на небольшую высоту.
Далее включался двигатель маневра ракеты, и газовая струя маршевого двигателя ракеты проходит мимо вагонов, контейнера и железнодорожного полотна.

Читать еще:  Реактивная система залпового огня 8У31 БМ-24 и БМ-24Т (СССР)

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 ) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов).
Последний ракетный комплекс снят с вооружения в 2005 году.

Состав комплекса

В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

  • три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;
  • командный модуль в составе 7 вагонов;
  • вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;
  • три тепловоза ДМ-62.

Командный модуль, особенностью которого стала повышенная защита от мощного электромагнитного излучения контактной сети. Для него разработаны уникальные антенны спецсвязи, которые гарантированно обеспечивают прием сигналов боевого управления через радиопрозрачные крыши вагонов. Наружу-то их выводить было никак нельзя, поскольку БЖРК должен во всем походить на обычный поезд.

Характеристики комплекса

  • Дальность стрельбы, км 10100
  • Точность стрельбы (предельное отклонение), км 0.2-0.5
  • Стартовый вес, т 104.50
  • Полетная надежность 0.98
  • Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс 31
  • Длина ракеты, м
    — полная 23.3
    — без головной части 19.0
    — в ТПК 22.6
  • Вес полезной нагрузки, кг 4050

Пусковая установка
  • Габариты, м:
    — длина 23.6
    — ширина 3.2
    — высота 5.0
  • Скорость движения, км/час 80
  • Стойкость БЖРК к ударной волне, кг/см2
    — в продольном направлении 0.3
    — в поперечном направлении 0.2

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.

Читать еще:  Стратегический ракетный комплекс PC-24 «Ярс» (Россия)

Ракетные поезда стали постоянной головной болью американцев. Пентагон тратил на их отслеживание больше средств, чем братья Уткины на создание. Двенадцать спутников-разведчиков искали их по всей нашей стране и даже из космоса не могли отличать эти поезда-призраки от обычных рефрижераторов.


Незавидная судьба

В начале 90-х годов наши потенциальные противники превратились едва ли не в приятелей, правда, тоже потенциальных. Мы взрывали шахты, резали ракеты.
Американцы поспешно выделили деньги на уничтожение ненавистных им ракет и даже предоставили новейшие режущие аппараты.
Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия.
В 2003—2005 годах все комплексы БЖРК были сняты с боевого дежурства. Завод в Павлограде (Украина) теперь вместо ракет делает троллейбусы. А Украина, став безъядерной державой, по условиям соглашения не может ни иметь, ни производить или обслуживать ядерное оружие.

Но всё таки есть надежды на возвращение в строй такого чуда инженерной мысли. 5 сентября 2009 г. заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления боевых железнодорожных ракетных комплексов

Где нельзя и где можно

Есть версия, что Советский Союз подтолкнула к созданию «Молодца» информация о разработке подобного боевого железнодорожного комплекса в Америке, где над аналогичными системами начали работать еще в начале 1960-х годов. Возможность погрузить ракету на железнодорожную платформу появилась после того, как были созданы твердотопливные двигатели: они были гораздо более устойчивыми к вибрациям при движении по железной дороге. В качестве вооружения боевых железнодорожных комплексов планировалось использовать ракеты «Минитмен».

Презентация модели ракетного поезда в корпорации «Боинг», конец 1960-х годов

Довольно быстро стало понятно, что проще построить достаточное количество шахтных установок: Советский Союз в тот момент не обладал достаточно точными боеголовками, и подземные пусковые комплексы в США оставались в относительной безопасности. Но со временем советские ракетчики сумели существенно повысить точность боеголовок, и в 1986 году американские военные вновь вернулись к идее «ракетного поезда». На сей раз в качестве главного оружия для него выбрали ракеты «Миротворец»: каждый состав специального назначения должен был нести две таких «сигары». Дело дошло даже до воплощения идеи в металле, но в конечном итоге Америка отказалась от использования боевых железнодорожных комплексов. Официально причиной такого решения стала излишняя дороговизна системы и повышенная нагрузка на железнодорожную сеть (не стоит забывать, что в США она находится в собственности нескольких частных компаний, что осложняет эксплуатацию систем железнодорожного ракетного пуска). В действительности работы над проектом завершились в 1991 году, когда Советский Союз уже не представлял для Соединенных Штатов такой опасности, как прежде, а его руководство послушно следовало в фарватере американской политики.

Читать еще:  Противокорабельный ракетный комплекс «Бастион» (СССР)

Так, по мнению западных художников, должен был выглядеть советский боевой железнодорожный комплекс на стартовой позиции в Сибири

Примечательно, что начало работ над вторым вариантом «ракетного поезда» в США совпало с окончанием конструирования и производства первого советского боевого железнодорожного комплекса. Судя по всему, получив точные данные разведки, что советские конструкторы сумели не только решить проблемы размещения ракет на железнодорожных пусковых установках, но и довести дело до серийных образцов, американские военные поняли, что СССР обладает оружием ответного удара, которое ставит под угрозу все планы по безответному нападению. Ведь ракетный состав, способный за сутки пройти расстояние в тысячу километров, причем так, что его практически невозможно отследить, подобен иголке даже не в стоге, а в горе сена!

Старт ракеты РТ-23УТТХ из пускового контейнера БЖРК «Молодец». Хорошо виден еще не до конца распрямившийся обтекатель

Это соображение и заставило заокеанских партнеров Михаила Горбачева и Бориса Ельцина изо всех сил давить на них на переговорах, добиваясь непременного уничтожения именно «Молодцов». Это в итоге и было сделано: из 12 «поездов-призраков», как их называла западная пресса, или «составов номер ноль», как их называли в СССР, осталось только два (да и то превращенных в музейные экспонаты).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector