3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж60 РТ-23 УТТХ «Молодец» (СССР)

БЖРК «Молодец»

РТ-23 УТТХ «Молодец»

Индекс ГРАУ — 15П961 и 15П060, код СНВ — РС-22Б и РС-22В, по классификации МО США и НАТО — SS-24 Mod 3 и Mod 2 Scalpel, англ. Скальпель (PL-4 — в период испытаний на полигоне)

Стратегические ракетные комплексы с твёрдотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60, подвижного железнодорожного и стационарного шахтного базирования соответственно. Является последующим развитием комплекса РТ-23.

Основной разработчик — Конструкторское бюро «Южное». Поступил на вооружение в 1987 году.

Ракетные комплексы

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 768—247 (от 9.08.1983) предусматривало создание единой ракеты для трёх вариантов базирования: стационарного (в шахте) и мобильных (железнодорожного и грунтового). В апреле 1984 года разработчикам комплексов на базе ракет РТ-23УТТХ были выданы уточнённые ТТТ, определившие, что создание единой ракеты должно учитывать особенности эксплуатации и боевого применения в составе подвижных и стационарного комплексов. Также была определена очерёдность разработки — сначала мобильные комплексы, затем — стационарный.

-Разработку грунтового подвижного комплекса с ракетой 15Ж62 (тема «Целина-2») производил МИТ. Для транспортировки ракеты был создан проект и собраны опытные образцы тягача МАЗ-7907. Однако дальнейшие работы по комплексу были прекращены, когда стало очевидным, что он не сможет обеспечить необходимых характеристик боевой эффективности.

-Разработка Боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) под руководством братьев Владимира и Алексея Уткиных стала дальнейшим развитием комплекса 15П952 на базе ракеты РТ-23 (15Ж52). Для нового комплекса была создана модификация ракеты Р-23 УТТХ 15Ж61 (обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4), СНВ-1: РС-22В), а сам комплекс получил индекс 15П961. На вооружение комплекс поступил 28 ноября 1987 года. На протяжении 2003—2007 годов все комплексы были сняты с вооружения и разрезаны на металолом.

-Стационарный шахтный комплекс также создавался на базе РТ-23 (комплекса 15П044 с ракетой 15Ж44). Комплекс получил обозначение 15П060 (БРК 15П161, обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 2, СНВ-1: РС-22Б). Пусковые установки 15П760 проекктировались как модернизация установок ракет УР-100Н УТТХ.

На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После развала СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993—2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для применения ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

В 2006 году Минобороны США согласилось выплачивать Украине согласованную стоимость за каждый пустой корпус двигателя. При этом НКАУ возьмёт на себя расходы на извлечение топлива из имеющихся 163 ракетных двигателей.

Конструкция ракеты

РТ-23 УТТХ сделана в одном калибре и по своей конструктивно-компоновочной схеме во многом схожа с американской ракетой «MX». Конструкция ракет 15Ж60 и 15Ж61 несколько различается. Ниже по умолчанию рассмотривается конструкция ракеты 15Ж61 (для БЖРК).

Конструкция первой ступени

Первая ступень МБР включает хвостовой и соединительный отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ. Масса полностью снаряжённой ступени составляет 53,7 т. Длина ступени 9,7 м. Двигатель коконной конструкции с одним центрально расположенным неподвижным соплом.

Для 15Ж60 был создан совершенно новый РДТТ 15Д305 с корпусом коконной конструкции и центральным поворотным соплом, в самом теплонапряжённом критическом сечении которого был применён вкладыш из углерод-углеродного композиционного материала. Топливо типа ОПАЛ на основе октогена.

Конструкция второй ступени

Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ 15Д290 и соединительного отсека. Маршевый РДТТ второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим сохранять исходные габариты и увеличить удельный импульс двигателя при работе на больших высотах. От двигателя 15Д207 второй ступени РТ-23 он отличался новым высокоэнергетическим смесевым топливом типа СТАРТ и повышенной стойкостью к ПФЯВ (поражающие факторы ядерного взрыва). Корпус РДТТ — коконной конструкции.

Конструкция третьей ступени

Третья ступень включает маршевый двигатель 15Д291 (заимствован с ракеты 15Ж52 без изменений), по своей конструкции аналогичный РДТТ второй ступени, и переходный отсек, состоящий из двух секций.

Головная часть

Ракета оснащается РГЧ ИН (разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения) с десятью ББ (боевой блок), расположенными в один ярус. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и включает ДУ и систему управления.

ГЧ прикрывается аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии (изначально надувной, позже — складывающийся). Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона.

На внешней поверхности обтекателя располагаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается.

Устройство БЖРК

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК собирался на Калининском вагоностроительном заводе.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три — по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные — «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером — 126 т. Дальность стрельбы — 10100 км, длина ракеты — 23,0 м, длина пускового контейнера — 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты — 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона использованы специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.

Читать еще:  Подвижный ракетный комплекс РК-55 «Рельеф» (СССР)

Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было произведено около 100 изделий.

Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж60 РТ-23 УТТХ «Молодец» (СССР)

РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) — железнодорожный ракетный комплекс

Создание комплекса РТ-23УТТХ «Молодец» стало результатом многолетних попыток создать БРК с твердотопливной МБР универсального базирования. Приказ Министерства общего машиностроения «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан еще 13 января 1969 г. Головным разработчиком было назначено ОКБ-586 (КБ «Южное»). Сложности, с которыми столкнулось КБ при создании железнодорожного варианта комплекса привели к тому, что задача была изменена и 23 июля 1976 г. КБ «Южное» было поручено создать ракетный комплекс РТ-23 с шахтной пусковой установкой.

Ракетный комплекс РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) — видео

Эскизный проект ракеты РТ-23 шахтного базирования, получившей индекс 15Ж44, был завершен в марте 1977 г. Он, однако, был признан неудовлетворительным и к декабрю 1979 г. был разработан другой эскизный проект, предусматривавший использование усовершенствованной двигательной установки и новой головной части.
В новом эскизном проекте предполагалось использовать разделяющуюся ГЧ 15Ф143, которой оснащались ракеты Р-36М (15А14). Одновременно шли работы по проектированию комплекса железнодорожного базирования с ракетой РТ-23, получившего индекс 15Ж52. Проект этого комплекса был завершен в июне 1980 г.
Летно-конструкторские испытания РТ-23 в шахтном варианте (15Ж44) начались 26 октября 1982 г., но ввиду большого количества аварий в ходе испытаний Совет обороны СССР 10 февраля 1983 г. принял решение не принимать ракету 15Ж44 на вооружение. Испытания комплекса РТ-23 железнодорожного базирования (15Ж52) были завершены в апреле 1985 г. Этот комплекс в ноябре 1987 г. был принят в опытную эксплуатацию.
9 августа 1983 г. было принято решение о создании ракетного комплекса РТ-23УТТХ, получившего название «Молодец», с единой ракетой и тремя видами базирования — шахтным, железнодорожным и автомобильным.8 От последнего варианта впоследствии отказались и ракета была создана только в двух вариантах.

РТ-23УТТХ представляет собой трехступенчатую ракету на твердом топливе с поперечным делением ступеней и разделяющейся головной частью. В варианте шахтного базирования, получившем индекс 15Ж60, на первой ступени используется поворотное сопло, в железнодорожном варианте (индекс 15Ж61) сопло двигателя первой ступени неподвижно. Двигатели второй и третьей ступеней снабжены выдвижными сопловыми насадками, позволяющими увеличить степень расширения сопла и соответственно удельный импульс, без увеличения общих габаритов ракеты. Для управления по крену на участке полета 1 и 2 ступеней используются 4 аэродинамических руля, установленных на внешней поверхности головного обтекателя.
В состав головной части входят 10 боевых блоков, размещенных в один ярус, и блок разведения с системой управления и двигательной установкой. Система управления обеспечивает предельное отклонение 0.5 км, что при мощности блоков 550 кт позволяет использовать их для поражения защищенных точечных целей. Ракета размещается в транспортно-пусковом контейнере и запускается методом минометного старта.
В варианте шахтного базирования ракеты размещаются в шахтах, ранее использовавшихся для размещения УР-100НУТТХ. В варианте БЖРК ракета в контейнере размещается внутри железнодорожного вагона. При осуществлении пуска крыша вагона открывается, специальное устройство отводит в сторону контактную электрическую сеть, контейнер поднимается в вертикальное положение и ракета выстреливается из него с помощью порохового аккумулятора давления. В обоих случаях габариты (шахты или железнодорожного вагона) ограничивают длину ракеты во время хранения. В связи с этим на ракете шахтного базирования используется складной обтекатель, створки которого закрываются после выхода ракеты из контейнера, а на ракете железнодорожного базирования-обтекатель с изменяемой геометрией («надувной”).

В состав БЖРК входит три пусковые установки с ракетами, командный пункт и вагоны с системами, обеспечивающими поддержание боеготовности и пуск ракет, а также жизнедеятельность состава дежурной смены. Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной электросети. Запуск ракет может осуществляться как с заранее намеченных стоянок, так и с любой точки маршрута.
Испытания РТ-23УТТХ в железнодорожном варианте (15Ж61) начались 27 февраля 1985 г. и завершились в декабре 1987 г., испытания БРК в шахтном варианте (15Ж60) проходили с 31 июля 1986 г. по ноябрь 1988 г. Оба варианта ракетного комплекса были приняты на вооружение 28 ноября 1989 г.
Первый полк с БЖРК был поставлен на боевое дежурство 20 октября 1987 г., а первый полк с комплексом шахтного базирования—19 августа 1988 г. Всего было развернуто 56 МБР РТ-23УТТХ шахтного базирования и 36 — железнодорожного. В настоящее время 46 ракет РТ-23УТТХ шахтного базирования, размещенных на Украине, сняты с вооружения и ликвидируются в рамках Договора СНВ-1. Ядерные боезаряды этих ракет были вывезены на территорию России.
По состоянию на 1 апреля 1997 г. на территории России находилось 10 ракетных комплексов РТ-23УТТХ шахтного базирования и 36 —железнодорожного базирования. В случае ратификации Россией Договора СНВ-2 все ракетные комплексы РТ-23УТТХ подлежат ликвидации.

Тактико-технические характеристики ракеты РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61)

Самый засекреченный проект 90-х: Сверхточная ракета «Молодец»

На заре распада Советского Союза в эксплуатацию ввели боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец». Экспериментируя не один десяток лет с различным вооружением, в СССР пришли к простому и незамысловатому решению, которое, вероятно, спасло в 90-х новоявленную РФ от атаки США.

«Скальпель» на страже

По рельсам Советского Союза курсировало двенадцать поездов, для которых всегда горел зеленый свет. Их пропускали в любое время, без досмотров и проверок. Поезда курсировали по городам, замаскированные под гражданские, чтобы ни у кого не возникло подозрений. Они перевозили РТ-23 УТТХ — ракеты под кодовым именем «Молодец».

В каждом из двенадцати курсирующих поездов имелось три баллистические ракеты, мощность одного орудия достигала половины мегатонны в тротиловом эквиваленте. Дальность ракеты была ужасающей в глазах противников — поезд мог атаковать на расстоянии 10 450 километров. К каждой ракете прилагалось 10 боевых боков. При этом, ракета отличалась невероятной точностью — до 300 метров. На вооружение ракетный комплекс был принят 28 ноября 1989.

Отследить невозможно

Снаружи поезда выглядели непримечательно. Даже количество вагонов военного поезда не отличалось от гражданских. В наличие имелись даже бутафорские окна, которых на самом деле не было — предполагается, что поезд был полностью бронированным.

Внутри же, положение было совершенно другим. Пассажирских вагонов было только три, в них размещался военный персонал. В остальных четырнадцати вагонах располагалось вооружение. К персоналу поезда были очень высокие требования. Проводился жесткий отбор на эту программу. Патриотический настрой отыгрывал немалую роль, когда очередного служащего зачисляли на должность. Даже машинист и помощник машиниста должны были отвечать высоким стандартам, иметь внушительный опыт. Кандидаты отбирались среди военных. Служить на этом посту было выгодно — отличные условия труда.

Читать еще:  Противокорабельный ракетный комплекс «Бастион» (СССР)

В одном таком боевом поезде несли вахту семьдесят человек. Во время остановок никому из них нельзя было выходить, кроме нескольких считанных на пальцах вахтовиков. Охрана тщательно следила за тем, чтобы никто не спутал поезд с обычным.

Отследить этот поезд было невозможно. Даже мощные спутники США не справлялись с этой задачей, так как ракетные комплексы затесались к гражданским поездам. Из-за их постоянного перемещения — а они могли двигаться на скорость в 100 км/ч, атаковать их было очень сложно. По подсчетам, потребовалось бы целых двенадцать подводных лодок класса «Айова», чтобы одолеть один такой полк. Самая могущественная морская держава в тот момент не могла противостоять такому внушительному военному комплексу. При том условии, что для запуска ракет потребовалось бы только три минуты, потому что состав поезда всегда был наготове.

Еще один примечательный факт об этом необычном вооружении — оно было укомплектовано всевозможной защитой, даже против химической атаки. В поезде имелась комната, которую обычно использовали как зона отдыха, однако в случае опасности, состав перемещался туда и помещение герметизировалось.

Последний рейс

Сейчас ракеты «Молодец» больше не курсируют по РФ. Поезда распилили на металл. Страны-соперники торжествовали в тот миг, ибо столь страшная угроза ушла. Но такой метод вооружения пришелся правительству по вкусу и по образу БЖДК были разработаны и другие проекты.

Конечно, было бы отлично, будь все эти эксперименты только теоретической частью какого-то безумства, ибо одно существование таких комплексов ставит под угрозу весь мир. Но, возможно столь радикальное соперничество когда-то останется в прошлом и тогда у сплоченного человечества будут шансы на хорошее будущее.

Если ты хочешь знать больше о технике, науке, изобретениях и технологиях и засекреченном, тогда нажимай на ПОДПИСКУ
А чтобы у меня было больше вдохновения, ставь лайк этой статье!

Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж60 РТ-23 УТТХ «Молодец» (СССР)

Межконтитенталъная баллистическая ракета «Молодец» РТ-23УТТХ. 15Ж60 (РС-22)

Эскизный проект ракеты РТ-23 с улучшенными тактико-техническими характеристиками разработан в КБ «Южное» под руководством Владимира Уткина в ноябре 1982 года. 9 августа 1983 года вышло постановление правительства о начале разработки комплекса «Молодец» РТ-23 УТТХ с единой ракетой для трех видов базирования — шахтного, железнодорожного и грунтового.

В сентябре 1984 года разработан эскизный проект комплекса 15Ж60. В ноябре 1984 года начаты огневые стендовые испытания РДТТ 15Д305 с поворотным соплом, имеющим разъем в дозвуковой части. Для шахтного комплекса, в отличие от железнодорожного, был использован вариант двигателя первой ступени с одним поворотным управляющим соплом. Маршевый двигатель второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, снабженное выдвижным насадком. По конструкции маршевый РДТТ третьей ступени схож с двигателем второй ступени.

Автономная инерциальная система управления шахтного варианта ракеты разработана в НПО «Хартрон» под руководством Владимира Сергеева. Смесевое топливо и твердотопливные заряды двигателей разработаны в ЛНПО «Союз» под руководством Бориса Жукова. Десять боевых блоков размещены в головной части ракеты в один ярус.

Испытания шахтного варианта ракеты проходили на полигоне Плесецк с 31 июля 1986 по 26 сентября 1988 года. 19 августа 1988 года первый полк РТ-23УТТХ поставлен на боевое дежурство в шахтные пусковые установки под украинским городом Перво- майск. Комплекс РТ-23 УТТХ в ШПУ ОС принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

Серийное производство ракет налажено на Павлоградском механическом заводе. С 1983 по 1991 год двигатели третьей ступени 15Д291 ракет 15Ж60 изготовлялись на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО). В мае 1986 года изготовление комплексов средств преодоления ПРО ракеты 15Ж60 передано с Украины смежным организациям России.

В 1980-е годы в ГНИП «ОКБ «Вымпел» под руководством Олега Баскакова начаты работы по переоборудованию ШПУ высокой защищенности снимаемых с дежурства ракет УР-100Н для размещения в них ракет РТ-23 (15Ж60). Всего было переоборудовано 56 шахтных пусковых установок. Из них 46 ШПУ переоборудованы под Первомайском, 10 ШПУ — под Татищеве. На вооружении полка шахтных РТ-23 находятся шесть или десять пусковых установок.

К 1997 году все 46 шахтных ракет, находившихся в ракетной дивизии под Первомайском на Украине, сняты с боевого дежурства. В 1999 году на вооружении российских РВСН находилось десять шахтных пусковых установок с ракетами РТ-23УТТХ. Все они расположены в ракетной дивизии, дислоцированной под Татищево.

«Молодец» РТ-23УТТХ. 15Ж60 (РС-22) [SS-24. Scalpel]

РТ-23 УТТХ — твердотопливная трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета для трех видов базирования. Оснащена РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработка комплекса «Молодец» РТ-23 УТТХ начата в КБ «Южное» под руководством Владимира Уткина 9 августа 1983 года. Испытания шахтного варианта 15Ж60 на полигоне Плесецк проходили с 31 июля 1986 года по 26 сентября 1988 года. Комплекс в ШПУ ОС поставлен на боевое дежурство 19 августа 1988 года. Принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

ШПУ разработана в ГНИП «ОКБ Вымпел» под руководством Олега Баскакова. Способ старта — минометный. Автономная система управления разработана в НПО «Хартрон» под руководством Владимира Сергеева. Смесевое топливо и твердотопливные заряды разработаны в ЛНПО «Союз» под руководством Бориса Жукова. Система температурно-влажностного режима и отвода тепла создана в Московском КБ транспортно-химического машиностроения. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО.

Серийное производство ракет было развернуто на Павлоградском механическом заводе. Производство прекращено в 1991 году. Максимальная дальность стрельбы — 10 450 км. Длина ракеты в ТПК — 22,4 м. Длина ракеты полная — 23,3 м. Максимальный диаметр корпуса — 2,4 м. Стартовая масса — 104,5 кг. Первоначально установленный гарантийный срок — 10 лет.

Межконтитентальная баллистическая ракета железнодорожного базирования «Молодец» РТ-23 УТТХ. 15Ж61 (РС-22)

В соответствии с договором ОСВ-2, требования которого соблюдались сторонами, СССР не мог создавать, испытывать или развертывать мобильные пусковые установки тяжелых МБР. При этом тяжелой считалась ракета, стартовый или забрасываемый вес которой превышает вес ракеты УР-100Н. То есть стартовый вес РТ-23 УТТХ не мог быть более 105,6 тонн, а забрасываемый — более 4,35 т. Конструкторам удалось уложиться в эти параметры.

Испытания ракеты проходили на полигоне Плесецк с 27 февраля 1985 по 22 декабря 1987 года. После ряда доработок по результатам испытаний, в декабре 1988 года БЖРК поставлен на боевое дежурство. 28 ноября 1989 года боевой железнодорожный ракетный комплекс РТ-23УТТХ был принят на вооружение. Ресурсные испытания поезда П-450 для БЖРК завершены в декабре 1991 года.

Читать еще:  Стратегический ракетный комплекс PC-24 «Ярс» (Россия)

В 1983 году началось оборудование трех маршрутов движения БЖРК с местами стоянок. В короткие сроки было проведено обустройство пунктов постоянной дислокации. В головном позиционном районе началось оборудование и подготовка к эксплуатации маршрута протяженностью свыше 1 500 километров.

Серийное производство ракет было развернуто на Павлоградском механическом заводе. Железнодорожная пусковая установка выпускалась серийно Юргинским машиностроительным заводом и Волгоградским ПО «Баррикады». В мае 1986 года изготовление комплексов средств преодоления ПРО передано с Украины смежным организациям России. Производство ракет остановлено в 1991 году.

Конструкторам пришлось решать целый ряд проблем, связанных с созданием железнодорожного комплекса. Требовалось обеспечить устойчивость вагона, имеющего вместе с пусковой установкой и ракетой в контейнере массу более 200 тонн. Нагрузка от колесной пары пускового вагона в полтора раза превышала предельно допустимую нагрузку, установленную Министерством путей сообщения.

Для решения проблемы избыточной массы был сконструирован трехвагонный сцеп. При старте ракеты, когда нагрузки очень велики, соседние вагоны с помощью специальных устройств «поддерживают» пусковой, обеспечивая его устойчивость. После пуска ракеты, когда вагон в одно мгновение становится легче более чем на сто тонн, боковые вагоны также с помощью специального устройства «догружают» пусковой, прижимая его к железнодорожному полотну.

Ракета состоит из трех ступеней и головной части. Первая ступень имеет маршевый РДТТ, хвостовой и соединительный отсеки. Маршевый двигатель коконной конструкции с одним центрально расположенным неподвижным соплом.

Вторая ступень имеет маршевый РДТТ с одним центрально расположенным соплом, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим увеличить удельный импульс двигателя на больших высотах, а также соединительный отсек. Корпус РДТТ коконной конструкции.

Третья ступень имеет маршевый РДТТ, аналогичный второй ступени, и переходный отсек.

В головной части ракеты размещены десять боевых блоков индивидуального наведения на цель с ядерными зарядами. Блоки размещены в один ярус. Ступень разведения блоков имеет двигательную и силовую установки. Головная часть прикрыта аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии — такая конструкция обусловлена ограничением длины железнодорожного вагона.

Пуск ракеты осуществляется из вертикального положения после отвода контактных электропроводов (для этого создана специальная система), открытия крыши и выхода из вагона транс- портно-пускового контейнера.

Конструкторами была решена сложная задача отклонения вышедшей из контейнера ракеты перед запуском маршевого двигателя. Из контейнера ракету выбрасывает маломощный ракетный двигатель — пороховой аккумулятор давления (ПАД). ПАД обеспечивает подъем ракеты на двадцать- тридцать метров. После окончания действия ПАДа включается маршевый двигатель первой ступени. Для того, чтобы факел работающего двигателя первой ступени не повредил вагон и пусковую установку, была разработана система управления, позволяющая отклонять ракету после старта так, чтобы струя раскаленных газов не касалась жизненно важных систем пускового вагона, а прошла мимо него. Отклонение ракеты до включения маршевого двигателя осуществляется за счет отклонения головной части.

Для ракеты были созданы специальные пусковые вагоны с распашной крышей. В состав комплекса вошли три пусковых установки (боевых модуля), командный пункт, вагоны для систем жизнеобеспечения и личного состава ракетчиков. Всего 17 вагонов. Боевое дежурство в автономном режиме комплекс может нести в течение одного- двух месяцев. Маршруты боевого патрулирования железнодорожных комплексов простираются на 1 500 километров от мест базирования. Стрельба может производиться как с любой точки на маршруте патрулирования, так и непосредственно на станции базирования во время стоянки. Полк железнодорожных РТ-23УТТХ имеет три ракеты на пусковых установках в составе эшелона.

Повышенная выживаемость комплекса может быть достигнута не только за счет его мобильности, но и за счет укрытия состава в период опасности в одном из скальных железнодорожных тоннелей, расположенных на маршрутах боевого патрулирования.

По мнению специалистов, существование боевых железнодорожных ракетных комплексов, с местами стоянок и оборудованными маршрутами боевого патрулирования протяженностью в несколько тысяч километров по всей стране способствовало сохранению единой системы Министерства путей сообщения России после распада СССР.

Железнодорожная пусковая установка разработана в Ленинградском КБ Спецмаш под руководством Алексея Уткина. Система управления разработана в НИИ АП под руководством Владимира Лапыгина. Система температурно-влажиостного режима и отвода тепла создана в Московском КБ транс- портно-химического машиностроения (КБТХМ). Командный модуль для управления пусковой установкой БЖРК разработан в ЦКБТМ под руководством Бориса Аксютина и Александра Леон- тенкова.

Всего было выпущено более двухсот ракет РТ-23 всех модификаций. В 1999 году 36 ракетных комплексов на железнодорожных ПУ несли боевое дежурство в ракетных дивизиях на станции Василек под Костромой (12 ПУ), под Гладкой Красноярского края (12 ПУ) и Бершетью Пермской области (12 ПУ).

С 1991 года комплексы находятся в пределах станций на пристанционных путях на удалении 20 километров, однако периодически меняют пункты своих стоянок.

В соответствии с договором СНВ-2, в случае ратификации его российским парламентом, комплексы РТ-23 УТТХ подлежат ликвидации, а производство ракет не может быть возобновлено на Павлоградском механическом заводе, расположенном на территории Украины.

«Молодец» РТ-23УТТХ. 15Ж61 (РС-22) [SS-24. Scalpel]

РТ-23 УТТХ — твердотопливная трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета для трех видов базирования. Оснащена РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработка боевого железнодорожного ракетного комплекса «Молодец» РТ-23 УТТХ начата в КБ «Южное» под руководством Владимира Уткина 9 августа 1983 года. Испытания ракеты 15Ж61 для БЖРК проходили с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года на полигоне Плесецк. БЖРК поставлен на боевое дежурство в декабре 1988 года. Принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

Пусковая установка разработана в Ленинградском КБ Спецмаш под руководством Алексея Уткина. Способ старта — минометный. Автономная система управления разработана в НИИ АП под руководством Владимира Лапыгина. Смесевое топливо и твердотопливные заряды разработаны в Л НПО «Союз» под руководством Бориса Жукова. Система темпера- турно-влажностного режима и отвода тепла создана в Московском КБ транспортно-химического машиностроения (КБТХМ). Командный модуль разработан в ЦКБ ТМ под руководством Бориса Аксютина и Александра Леонтенкова. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО.

Серийное производство ракет было развернуто на Павлоградском механическом заводе. Производство остановлено в 1991 году. Максимальная дальность стрельбы — 10 100 км. Длина ракеты в ТПК — 22,6 м. Длина ракеты полная — 23,3 м. Максимальный диаметр корпуса — 2,4 м. Стартовая масса ракеты — 104,5 кг. Масса ГЧ — 4,05 т. Масса ракеты с пусковым контейнером — 126 тонн. Масса первой ступени — 53,7 кг. Длина первой ступени — 9,7 м. Диаметр корпуса первой ступени — 2,4 м. Масса пускового вагона — более 200 тонн. Длина железнодорожной ПУ — 23,6 м. Ширина ПУ — 3,2 м. Высота ПУ — 5,0 м. Первоначально установленный гарантийный срок ракеты — 10 лет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector