564 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженерная техника Советской Армии

Гусеничный минный заградитель ГМЗ предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

Базовой машиной для ГМЗ явилась самоходная 100-мм. пушка послевоенной разработки СУ-100П (объект 105). Эта артсистема была принята на вооружение, но изготовлено было всего 24 изделия, и в связи с мнением Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева о том, что ракеты в состоянии заменить и авиацию и артиллерию, от нее отказались.. Однако на базе этой артсистемы в 1960 году началось создание минного заградителя ГМЗ.

Базовая машина (объект 105) воплотила в себе новейшие разработки пятидесятых годов. Это резинометаллические шарниры соединения траков гусеницы, что резко снизило шумность гусеничного движителя и увеличило пробег гусеницы более чем в три раза. Это и коробка передач нового типа, позволяющая вращать гусеницы левого и правого борта в разном направлении. Таким образом, машина получила способность разворачиваться на месте вокруг собственной оси. Это и внедрение дымовой термоаппаратуры. В качестве дымосмеси использовалось дизельное топливо из основных баков. Через форсунку топливо впрыскивалось в выхлопную трубу, распылялось выхлопными газами. Это позволяло машине создавать в короткое время дымовую завесу любой плотности и протяженности. Это и нашлемный прибор ночного видения ПНВ-57Т, который позволял механику-водителю управлять машиной в полной темноте при открытом люке. Это обеспечивало хороший обзор. Это и система ПАЗ — противоатомной защиты, которая по вспышке ядерного взрыва автоматически запирала люки, останавливала двигатель и включала фильтро- вентиляционную установку.

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ

Тип машины.миноукладчик гусеничный
Базовое шасси.объект 105
Типы устанавливаемых мин.ТМ-57 со взрывателем МВЗ-57 и ТМ-62М со взрывателями МВЗ-62, МВЧ-62
Боекомплект.208 мин
Шаг минирования.4 или 5.5. м.
Количество устанавливаемых рядов мин.1 ряд
Скорость минирования
— на грунт.до 16 км/час
— в грунт.до 6 км/час
— в снег.до 10 км/час
Время вкладки боекомплекта мин.4-10 минут
Протяженность ряда мин.832 или 1144 м.
Минимальный радиус поворота при выкладке мин в грунт.150 м.
Максимальный угол подъема и крена при выкладке мин.15 градусов
Категории грунтов, позволяющие установку мин в грунт.I-III
Время перезарядки заградителя боекомплектом ( с привлечением сап. взв.).15-20 минут
Экипаж.3 чел.
Масса в снаряженном состоянии и с боекомплектом.27.5 т.
Габаритные размеры ( в транспортном положении):
длина.9.3 м.
ширина.3.25 м.
высота.2.7 м.
Колея.2.72 м.
Клиренс. .45 см.
Удельное давление на грунт.0.57 кг./кв.см.
Средняя скорость движения
-по шоссе.40-45 км/час
— по бездорожью.25-27 км/час
Максимальный угол подъема.30 градусов
Максимальный угол крена.25 градусов
Преодолеваемый брод.1 м.
Двигатель.дизельный V-образный В-105-В
Мощность двигателя.294.2 квт. (400 л.с.)
Запас хода по топливу
— по шоссе.350 км.
— по грунту.250 км.
Вооружение.пулемет ПКТ на турели (1500 патронов), два автомата АКМ (по 600 патронов), сигнальный пистолет СПШ (20 ракет), гранаты Ф-1 (10 шт.)
Средства связи.радиостанция Р-113 (Р-123М), ТПУ Р-124
Читать еще:  Универсальная бронированная машина Wisent 2 (Германия)

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

На снимке слева: механизм выкладки мин в боевом положении. Плужное устройство в грунт еще не заглублено.

Время перезарядки машины составляет от 15 до 40 минут. Для этого требуется привлекать еще саперный взвод, который готовит мины к укладке (открывает ящики, снаряжает мины взрывателями и подает мины расчету наверх). Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

Существенным недостатком ГМЗ было то, что если при минировании была израсходована лишь часть боекомплекта, дозарядка была невозможна. Требовалось выложить весь боекомплект, чтобы получить возможность зарядить машину снова. Этот недостаток был устранен в модифицированной версии машины, получившей обозначение ГМЗ-2 (объект 123). Кроме того, в ГМЗ-2 предусматривалась возможность отключения механизма приведения взрывателей в боевое положение, что позволяло использовать машину для установки мин с другими взрывателями (взрыватели в этом случае приводились в боевое положение вручную). Мощность двигателя в ГМЗ-2 была увеличена до 520 л.с., что позволило поднять транспортную скорость до 60 км/час.

ГМЗ — 3 машины состояли на вооружении взвода ГМЗ инженерно-саперного батальона мотострелковой или танковой дивизии. По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника.
По штатам некоторых дивизий в конце восьмидесятых годов взвод ГМЗ был введен в штат инженерно-саперной роты мотострелкового или танкового полка.

Источники

1. Инструкция по материальной части и эксплуатации гусеничного минного заградителя ГМЗ. Военное издательство.. Москва 1968г.
2. Изделие 672 (ИО и ТЭ). Представитель заказчика. п/я 14659. 1960г.
3. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
4. Средства механизации минирования. Книга вторая. Военное издательство. Москва. 1980г.
5. Сайт «Броня» (http://www.crosswinds.net/

Читать еще:  Разведывательный БПЛА «Орион-Э» (Россия)

Заметки на полях. Воевать на машине, в которой более полутора тонн взрывчатки — занятие не для слабонервных. А ведь задача у экипажа гусарская — не спеша, аккуратно проехать на виду у танков противника, выставляя у них перед носом мины. Одна надежда, что супостат не поймет, что это за машины и что они делают. Шансов остаться в живых, если танки начнут стрелять, никаких. Первый же попавший в машину снаряд вызовет взрыв мин и не то, что от экипажа — от машины ничего не останется.

ГМЗ поступили на вооружение к середине шестидесятых годов. В большинстве источников указывается год принятия на вооружение 1968, однако автор впервые увидел ГМЗ в парке Калининградского высшего военно-инженерного училища осенью 1966 года. В 1967 изучал и водил.

Эти машины опередили американцев лет на десять. Тогда те не уделяли никакого внимания минной войне и не подозревали, что мины можно ставить с помощью машин.

Модификации

  • Объект 118 — базовый вариант
  • ГМЗ-2 — модифицированная версия, устранён ряд недостатков базового варианта, в том числе появилась возможность дозарядки боекомплекта мин (в базовом варианте перед перезарядкой необходимо было израсходовать весь боекомплект мин)
  • ГМЗ-3 — современная модификация ГМЗ, разработанная на УЗТрМ. Из особенностей: вместе с ТДА(термо-дымовой аппаратурой) установлены 6 81-мм гранатомётов системы «Туча» для постановки дымовых завес [4]

Конструкция минного заградителя Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 выполнен на базе шасси «Изделие 303» (развитие шасси «Изделия 123», т.е. ЗРК «Круг» и, частично, «Изделия 105», т.е. САУ СУ-100П).

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования 6–16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. Принцип укладки мин в грунт прост – плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользящий по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен.

Читать еще:  Гусеничный плавающий транспортер ПТС-4 (Россия)

Задняя часть ГМЗ-3, виден «плуг» миноукладчика

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега – до полуметра. Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

ГМЗ-3 стал оснащаться устройством самоокапывания, позволяющим в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, за 1–1,5 часа.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

• Справочник бронетехники • Советская бронетехника •

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: