9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Береговой противокорабельный ракетный комплекс «Рубеж-МЭ» (Россия)

На «каждый» USS «Boxer» найдётся «Рубеж-МЭ» с Х-35УЭ

Очередное обострение между США и Ираном актуализировало иранскую риторику о формировании эффективной системы береговой обороны. Связана такая риторика в том числе и с участившимися (в очередной) раз проходами американских военных кораблей в непосредственной близости от территориальных вод Ирана.

Напомним также, что президент США Дональд Трамп заявил о сбитом иранском беспилотнике с борта универсального десантного корабля ВМС США USS Boxer. Несмотря на то, что официальные власти Ирана атаку на беспилотник опровергают, в блогосфере появились заявления о том, что тому же «Боксеру» было бы гораздо менее безопасно подходить к иранским территориальным водам, если бы у ВМС Ирана в распоряжении имелись современные береговые ракетные комплексы.

При этом отсылка идёт и к БРК тактического назначения «Рубеж-МЭ», который был продемонстрирован несколько дней назад на площадке 9-го Международного военно-морского салона (МВМС) в Санкт-Петербурге.

Характеристики этого БРК таковы, что его можно использовать не только для защиты военно-морских баз и иных береговых объектов, но и для контроля территориальных вод и проливов. Именно возможность контроля проливных зон с помощью БРК «Рубеж-МЭ» вызвала особый интерес у иранских экспертов. Видимо, как вариант для осуществления контроля в районе Ормузского пролива. Ширина пролива на наиболее узком участке – около 54 км. При этом дальности пуска ракет «Рубежа-МЭ» – от 7 до 260 км. Таким образом, тот же Иран мог бы защищать свои интересы с помощью этого БРК не только в Ормузском проливе, но в территориальных водах Персидского залива – на всей протяжённости.

Из важных характеристик «Рубежа-МЭ»: высота развёртывания комплекса – до 1000 метров над уровнем моря; дальность обнаружения целей пассивной РЛС – до 750 км, активной РЛС – до 250 км; число одновременно обнаруживаемых целей – до 200; температурный режим работы – от минус 40 до плюс 50 при влажности до 98 процентов и любых метеоусловиях, включая дождь, туман или снег; боекомплект — четыре Х-35УЭ.

ПКР «Рубеж-МЭ» может применяться как в одиночном варианте, так и в составе дивизиона (бригады) – с пуском противокорабельных Х-35УЭ ракет залпом с автоматическим распределением по целям. Ракетами «Рубежа-МЭ» можно уничтожать как отдельные корабли, так и военно-морские корабельные группы. Дополнительно — уничтожать береговые цели. Итоговый вариант: получение господства на море на площади по дальности применения ракет.

Другими словами, на каждый USS «Boxer» (и не только) найдётся «Рубеж-МЭ» с Х-35УЭ от Калужского приборостроительного завода «Тайфун».

БРК заинтересовались, кстати, не только иранские эксперты.

Новый береговой ракетный «Рубеж» представлен на МВМС-2019

IX Международный военно-морской салон, открывшийся 10 июля в Санкт-Петербурге, преподнес немало сюрпризов. Пожалуй, одной из наиболее любопытных новинок отечественного ОПК, продемонстрированных на салоне, стал подвижный береговой ракетный комплекс (БРК) «Рубеж-МЭ». Корреспондент Федерального агентства новостей познакомился с ним поближе.

«Ракетный катер на колесах»

Прародителем этого комплекса можно считать советский подвижный БРК «Рубеж», принятый на вооружение в 1978 году. Он обладал несколькими плюсами по сравнению с ранее принятым на вооружение БРК «Редут».

Прежде всего, это отказ от тяжелых больших сверхзвуковых ракет в пользу сравнительно легких и малогабаритных ракет дозвуковых. Затем, на пусковой установке размещалась не одна ракета, а две — де-факто заимствованные у ракетных катеров и несколько доработанные. Наконец, на той же пусковой установке располагались РЛС и командный пункт с аппаратурой управления стрельбой, заимствованные у ракетных катеров.

В силу этих качеств «Рубеж» изрядно проигрывал «Редуту» в дальнобойности. Но от «Рубежа» никто и не требовал гвоздить по бродящим посреди океана американским авианосным ударным группам. Стихией нового БРК была оборона побережья и проливов, когда бы скрывающийся до поры до времени в складках местности «Рубеж» внезапно выкатывался на стартовую позицию, за 5 минут готовился к стрельбе, устраивал «мясорубку» десантному соединению вероятного противника и вновь исчезал в никуда.

Читать еще:  Проект ракетного комплекса «Golden Arrow» (США)

Главное, «Рубеж» практически не нуждался в «обозе» из дополнительных машин, несущих РЛС, командные пункты и узлы связи. Фактически каждая боевая машина «Рубежа» являлась автономной и воплощала в себе концепцию «ракетного катера на колесах». Это не только снижало стоимость БРК «Рубеж», но также заметно повышало скрытность и живучесть берегового ракетного комплекса.

По совокупности своих ТТХ «Рубеж» получился настолько удачным, что не только был принят на вооружение в СССР, но и успешно продавался за рубеж. Им обзавелись Вьетнам, Сирия, Куба, Египет, Алжир, Ливия, Йемен, ГДР, Румыния, Болгария. Есть информация, что в ряде стран, включая Россию, БРК «Рубеж» остается на вооружении до сих пор.

Тем не менее, будем честными: к 2019 году БРК «Рубеж» изрядно устарел. Неудивительно, что он еще с 2008 года в Береговых войсках ВМФ РФ активно заменяется новейшим подвижным БРК «Бал»: он также использует дозвуковые ракеты, однако бьют они уже не на 80, а на все 120 км. При этом каждая пусковая установка «Бала» несет уже не пару противокорабельных ракет (ПКР) П-15М, как это было у «Рубежа», а целых восемь ПКР Х-35.

Подобно своему знаменитому предшественнику, «Бал» предназначен для контроля территориальных вод и проливных зон, защиты военно-морских баз, других береговых объектов и инфраструктуры побережья, а также для защиты побережья на десантоопасных направлениях.

«Эконом-вариант» «Бала»

Казалось бы, все хорошо? И да, и нет. Почему да, понятно — смотрим перечисленные преимущества «Бала» над «Рубежом». А почему нет? Потому что за все приходится платить — как в буквальном, так и в переносном смысле.

«Бал» оказался куда дороже «Рубежа», а требование военных максимально увеличить количество ПКР на пусковой установке привело к тому, что на белорусском шасси МЗКТ-7930, используемом для «Бала», просто не осталось места для РЛС. Пришлось к новому БРК дополнительно «пристегивать» самоходную загоризонтную РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б», смонтированную на том же шасси МЗКТ-7930.

В общем, из «Бала» нового «ракетного катера на колесах» не получилось. Впрочем, Береговые войска ВМФ РФ этот нюанс мало печалил, благо суммы на приобретение «Балов» из бюджета исправно выделялись, «Монолитов» на шасси МЗКТ-7930 тоже хватало, а понижение уровня автономности пусковых установок в глазах российских военных с лихвой перекрывалось увеличением ПКР на одной ПУ с двух до восьми.

Однако для значительной части потенциальных иностранных покупателей приобретение даже упрощенной и удешевленной экспортной версии БРК «Бал-Э» оказалось не по карману. Идеальным вариантом для таких заказчиков стало бы появление «эконом-варианта» БРК, при котором ракеты «Бала», пусть и в меньшем количестве, устанавливались бы на более дешевое и легкое шасси, чем МЗКТ-7930. В идеале самоходная пусковая установка «эконом-варианта» БРК должна была, подобно «Рубежу», нести собственную РЛС. Пусть и не такую мощную, как «Монолит-Б».

Вероятно, эти соображения и подтолкнули в конце концов конструкторов Калужского приборостроительного завода «Тайфун» к кооперации с коллегами из корпорации «Тактическое ракетное вооружение» для разработки нового варианта «ракетного катера на колесах». Его облик совершенно не походил на БРК «Рубеж». Но название новинки — «Рубеж-МЭ» — прямо указывало на «источник вдохновения» разработчиков.

Впервые публично новый БРК был представлен на МВМС-2019. Он сразу привлек внимание как отечественных, так и иностранных специалистов. Да и немудрено — выглядит «Рубеж-МЭ» крайне оригинально.

Огневую мощь «Бала» разработчики БРК урезали вдвое: на пусковой красовалось не восемь транспортно-пусковых контейнеров с дозвуковыми ПКР X-35, а четыре. Зато — с ПКР Х-35УЭ, имеющими увеличенную дальность. К четырем ТПУ конструкторам удалось добавить РЛС загоризонтного обнаружения надводных целей, аппаратуру боевого управления и аппаратуру управления стрельбой, после чего все это смонтировать на отечественном шасси — единой мобильной платформе повышенной проходимости КамАЗ-6560.

Важная деталь: численность боевого расчета пусковой установки «Рубежа-МЭ» — всего два человека.

Читать еще:  Проект Lockheed Greyhound (США)

По словам разработчиков, БРК «Рубеж-МЭ» обеспечивает загоризонтное обнаружение, сопровождение и поражение одиночных надводных целей, корабельных соединений и групп, а также наземных целей на дальности 260 км. Если потенциальным покупателям этого покажется мало, то они могут дополнить «Рубеж-МЭ» упомянутой выше мощной РЛС «Монолит-Б», только «переставленной» с МЗКТ-7930 на КамАЗ-6560.

Как говорится, любой каприз за ваши деньги.

Облегченный, но не беззубый

Решение разработчиков нового российского БРК отказаться от белорусского шасси МЗКТ-7930 вызвало у «диванных экспертов» множество околополитических инсинуаций, увязываемых с неким «охлаждением отношений» между Москвой и Минском.

Заместитель генерального директора АО «Тайфун» Дмитрий Кушнерев в беседе с корреспондентом ФАН решительно опроверг эти предположения.

Он подчеркнул, что одной из основных причин создания «Рубежа-МЭ» именно на камазовском шасси являлось стремление разработчиков дать новому «облегченному» БРК возможность свободно передвигаться по дорогам общего пользования. Пусковые установки «Бала» на увесистом шасси МЗКТ-7930, как известно, такой возможностью не обладают.

Ну и, конечно, не стоит забывать о стоимости. КамАЗ-6560 стоит дешевле, чем МЗКТ-7930.

Еще раз подчеркнем, «Рубеж-МЭ» — это «эконом-версия» «Бала». Она будет востребована там, где нет денег на «Бал» или где «Бал» с его огневой мощью банально избыточен.

Но это вовсе не означает, что «Рубеж-МЭ» — «беззубый» БРК. Один дивизион БРК «Рубеж-МЭ» — это восемь самоходных пусковых установок, то есть 32 современных дозвуковых ПКР в залпе, обладающих дальностью 260 км. Добавим сюда реализованную концепцию «ракетного катера на колесах» и поймем, что даже одна пусковая «Рубежа-МЭ» способна на многое.

Стоит держать в уме и то, что для перезарядки пусковой установки «Бала» требуется специальная транспортно-перегрузочная машина, а для пусковой «Рубежа-МЭ» сгодится любой подходящий по грузоподъемности кран. А также то, что потенциальный противник, даже обнаружив пусковую установку «Рубежа-МЭ», может сразу и не понять, что перед ним такое: использование шасси КамАЗ-6560 придало пусковым установкам БРК «Рубеж-МЭ» весьма «цивильный» вид.

Таким образом, новый БРК обладает достаточным количеством достоинств, чтобы всерьез заинтересовать иностранных покупателей. Ну, а у Российской армии есть «Бал».

В данный момент БРК «Рубеж-МЭ» проходит заводские испытания. Разработчики надеются, что комплекс успешно закончит их к концу следующего года.

Береговой противокорабельный ракетный комплекс «Рубеж-МЭ»

противокорабельный ракетный комплекс «Рубеж-МЭ» / Фото: bmpd, Михаил Жердев

На открывающемся в Санкт-Петербурге 10 июля 2019 года IX Международном военно-морском салоне МВМС-2019 представлены машины подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса «Рубеж-МЭ», представляющего собой фактически облегченный вариант подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса «Бал-Э» с противокорабельными ракетами семейства 3М24Э, но выполненный шасси автомобилей «КамАЗ» (8х8).

Как явствует из обозначения, комплекс «Рубеж-МЭ» ориентирован в основном на иностранных заказчиков. Разработчиком является, видимо, АО «Научно-производственное предприятие «Калужский приборостроительный завод «Тайфун» (входящее в состав АО «Концерн «Моринформсистема-Агат»).

Самоходная пусковая установка на шасси автомобиля «КамАЗ» (8х8) подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса «Рубеж-МЭ» в экспозиции IX Международного военно-морского салона МВМС-2019. Санкт-Петербург, июль 2019 года / Фото: bmpd , Михаил Жердев

Согласно ранее обнародовавшимся Калужским приборостроительным заводом «Тайфун» рекламным данным о данном комплексе в период его разработки, комплекс «Рубеж-МЭ» включает самоходный командный пункт управления и связи (СКПУС), оснащенный РЛС «Монолит-Б», и автономные самоходные пусковые установки (СПУ). Также в состав комплекса входят транспортно-перегрузочные машины. Все элементы комплекса выполнены на шасси автомобилей «КамАЗ» (8х8).

Централизованное управление стрельбой реализовано применением самоходного командного пункта управления и связи (СКПУС), который обеспечивает целеуказание и оптимальное целераспределение между пусковыми установками в зависимости от их боеготовности и месторасположения на боевой позиции. Наличие высокоточных активного и пассивного каналов радиолокационного обнаружения позволяет осуществлять гибкую стратегию обнаружения, в том числе скрытного. Предусмотрена также возможность получения оперативной информации от вышестоящих командных пунктов и внешних средств разведки и целеуказания как СКПУС, так и отдельными пусковыми установками.

Система боевого управления средствами комплекса реализована с применением цифровых методов передачи всех видов сообщений, автоматизированного установления связи, обработки сообщений и их распределения, засекречивания информации с гарантированной стойкостью.

Читать еще:  Крылатая ракета КСР (СССР)

Самоходный командный пункт управления и связи (СКПУС), оснащенный РЛС «Монолит-Б», на шасси автомобиля «КамАЗ» (8х8) подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса «Рубеж-МЭ» в экспозиции IX Международного военно-морского салона МВМС-2019. Санкт-Петербург, июль 2019 года / Фото: bmpd, Михаил Жердев

Шильдик с названием комплекса / Фото: bmpd, Михаил Жердев

Наличие приборов ночного видения, аппаратуры навигации, топографической привязки и ориентирования в СКПУС и СПУ позволяет комплексу в любое время суток при любых погодных условиях быстро менять стартовые позиции и позиции перезаряжания после выполнения боевой задачи, а также рассредоточено осуществлять перебазирование в новый район боевых действий.

Наличие комплекта боезапаса ПКР на транспортно-перегрузочных машинах дает возможность проведения повторного залпа после перезаряжания пусковых установок, что повышает огневую мощь и боевую эффективность комплекса.

Энергоснабжение систем каждой машины на боевой позиции обеспечивается автономным, либо внешним источником электропитания.

Размещение аппаратуры в защищенных постах на шасси высокой проходимости обеспечивает комплексу высокую мобильность и обеспечивает боевое применение в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения воздушного пространства в зоне боевых действий.

bmpd

На открывающемся в Санкт-Петербурге 10 июля 2019 года IX Международном военно-морском салоне МВМС-2019 представлены машины подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса «Рубеж-МЭ», представляющего собой фактически облегченный вариант подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса «Бал-Э» с противокорабельными ракетами семейства 3М24Э, но выполненный шасси автомобилей «КамАЗ» (8х8). Как явствует из обозначения, комплекс «Рубеж-МЭ» ориентирован в основном на иностранных заказчиков. Разработчиком является, видимо, АО «Научно-производственное предприятие «Калужский приборостроительный завод «Тайфун» (входящее в состав АО «Концерн «Моринформсистема-Агат»).

Самоходная пусковая установка на шасси автомобиля «КамАЗ» (8х8) подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса «Рубеж-МЭ» в экспозиции IX Международного военно-морского салона МВМС-2019. Санкт-Петербург, июль 2019 года (с) Михаил Жердев

Согласно ранее обнародовавшимся Калужским приборостроительным заводом «Тайфун» рекламным данным о данном комплексе в период его разработки, комплекс «Рубеж-МЭ» включает самоходный командный пункт управления и связи (СКПУС), оснащенный РЛС «Монолит-Б», и автономные самоходные пусковые установки (СПУ). Также в состав комплекса входят транспортно-перегрузочные машины. Все элементы комплекса выполнены на шасси автомобилей «КамАЗ» (8х8).

Централизованное управление стрельбой реализовано применением самоходного командного пункта управления и связи (СКПУС), который обеспечивает целеуказание и оптимальное целераспределение между пусковыми установками в зависимости от их боеготовности и месторасположения на боевой позиции. Наличие высокоточных активного и пассивного каналов радиолокационного обнаружения позволяет осуществлять гибкую стратегию обнаружения, в том числе скрытного. Предусмотрена также возможность получения оперативной информации от вышестоящих командных пунктов и внешних средств разведки и целеуказания как СКПУС, так и отдельными пусковыми установками.

Система боевого управления средствами комплекса реализована с применением цифровых методов передачи всех видов сообщений, автоматизированного установления связи, обработки сообщений и их распределения, засекречивания информации с гарантированной стойкостью.

Наличие приборов ночного видения, аппаратуры навигации, топографической привязки и ориентирования в СКПУС и СПУ позволяет комплексу в любое время суток при любых погодных условиях быстро менять стартовые позиции и позиции перезаряжания после выполнения боевой задачи, а также рассредоточено осуществлять перебазирование в новый район боевых действий.

Наличие комплекта боезапаса ПКР на транспортно-перегрузочных машинах дает возможность проведения повторного залпа после перезаряжания пусковых установок, что повышает огневую мощь и боевую эффективность комплекса.

Энергоснабжение систем каждой машины на боевой позиции обеспечивается автономным, либо внешним источником электропитания.

Размещение аппаратуры в защищенных постах на шасси высокой проходимости обеспечивает комплексу высокую мобильность и обеспечивает боевое применение в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения воздушного пространства в зоне боевых действий.

Самоходная пусковая установка на шасси автомобиля «КамАЗ» (8х8) подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса «Рубеж-МЭ» в экспозиции IX Международного военно-морского салона МВМС-2019. Санкт-Петербург, июль 2019 года (с) Михаил Жердев

Самоходный командный пункт управления и связи (СКПУС), оснащенный РЛС «Монолит-Б», на шасси автомобиля «КамАЗ» (8х8) подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса «Рубеж-МЭ» в экспозиции IX Международного военно-морского салона МВМС-2019. Санкт-Петербург, июль 2019 года (с) Михаил Жердев

Шильдик с названием комплекса (с) Михаил Жердев

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector