4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Второе поколение авиационных ракет

Поколения истребителей — от МиГ-15 до Т-50

Уже прошло 4 года с тех пор, как 29 января 2010 года в воздух поднялся первый российский и второй в мире истребитель пятого поколения — Т-50 ОКБ Сухого. Первым истребителем пятого поколения стал американский F-35. На данный момент ни та ни другая машина ещё не пошли в серию, и все ещё проходят испытания и доработки, однако сейчас видно, что F-35, хотя и воспользовался преимуществом «на старте», заметно уступает по скорости внедрения российскому аналогу. (Примечание: если уж «по-честному», то первым нужно считать F-22. Однако учитывая то, что этот самолет, во-первых, проигрывает в учебных боях даже «поколению 4,5», а во-вторых, хозяева постоянно находят причины, чтобы не пускать его работать по прямому назначению, будем считать его просто чрезвычайно дорогим экспериментом США).

Российский истребитель пятого поколения Т-50

Какие задачи решают истребители пятого поколения и почему в настоящее время сразу три страны (Россия, США и Китай) прилагают все усилия, чтобы обзавестись своей машиной этого класса? Чтобы ответить на этот вопрос, сперва необходимо разобраться – что представляют собой поколения истребителей.

Поколения истребителей

Первое поколение истребителей: Дозвуковые реактивные истребители – американские F-86 «Сейбр», советские МиГ-15, МиГ-17. Вооружение – пушки и авиабомбы. Середина 40-х, начало 50-х г.г. 20 века.

Знаменитый МиГ-15: лучший представитель «первого поколения истребителей»

Второе поколение истребителей: Сверхзвуковые истребители, такие как МиГ-19, МиГ-21. У этих боевых самолетов уже появилось ракетное вооружение, они до сих пор состоят на вооружение некоторых стран. Их время – 50-е, середина 60-х.

МиГ-21, истребитель второго поколения. Самолет рекордсмен — из 12 тысяч машин этого типа некоторые до сих пор стоят на вооружении в развивающихся странах

Третье поколение истребителей: Американские F-4 «Фантом», советские МиГ-23 и МиГ-27 – яркие представители военных самолетов третьего поколения. Оснащенные мощными радарами, крылом изменяемой стреловидности, они были почти в два раза тяжелее, и в то же время быстрее своих предшественников. Конец 60-х, середина 70-х.

МиГ-27 уже не встретить в воздушных войсках России, но в Индии это до сих пор основной боевой самолет

Четвертое поколение истребителей: Фактически «наше время» — знаменитые МиГ-29, Су-27, F-15 – все это боевые самолеты 4-го поколения. Каждый из них уже не может рассматриваться как единичный «самолет», наподобие истребителей Второй Мировой Войны, скорее здесь подойдет словосочетание «комплекс фронтовой авиации». Способные вести бой сразу с десятком целей, вооруженные высокоточным оружием, они состоят на вооружении большинства профессиональных армий современного мира.

Су-27 — летающая легенда. Видя его в воздухе, невозможно поверить, что эта машина весит почти 40 тонн!

В настоящее время на вооружении России и других крупных стран, уделяющих много внимания своим вооруженным силам, состоят так называемые истребители «поколения 4,5» — те же машины, но прошедшие модернизации, значительно повышающие их боевой потенциал и спектр решаемых задач. К ним относятся, например, МиГ-29СМТ, Су-35 и др.

Пятое поколение истребителей: как не парадоксально это звучит, но не смотря на наличие как минимум двух «летающих» представителей боевых самолетов пятого поколения (российский Т-50 и американский F-35), истребители пятого поколения сейчас существуют в основном в виде проектов.

Основные требования, предъявляемые к ним таковы:

  • Сверхманевренность
  • Повышенная скрытность самолёта по сравнению с предшественниками, как в радиолокационном, так и в инфракрасном диапазонах.
  • Универсальность в решении боевых задач – истребитель должен одинаково хорош при борьбе с воздушными, подводными и наземными целями.
  • Автоматическая многодатчиковая система обнаружения целей, управление огнем и анализа тактической информации.
  • Автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами установки помех.
  • Долговременный полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.
  • Способность вести бой с противником приближающимся с любого направления, в том числе, многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя с несколькими целями.
  • Возможность практически мгновенного изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта, иными словами, разворота «на месте», без потери скорости.

Су-35 — истребитель поколения «4,5»

Как видно из требований, боевая машина («перспективный комплекс фронтовой авиации») обладающая всеми вышеописанными качествами, способна в одиночку повлиять на успех военных кампаний. Её боевая ценность должна, при этом, компенсировать относительную немногочисленность таких истребителей, ведь по примерным подсчетам, стоимость того же Т-50 зашкаливает за 100 000 000 долларов (стоимость Су-27 примерно 30 000 000 долларов), а его «побратим» F-35 обходится дороже вдвое. При всем желании, даже богатейшие державы не смогут обеспечить себя сотнями истребителей пятого поколения.

Читать еще:  СУХОПУТНЫЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ

Армия

Техника и оружие

«Совершенно другое»: в России испытали гиперзвуковую ракету

В России испытали новую гиперзвуковую ракету с борта бомбардировщика

В России с борта бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 испытали новую гиперзвуковую авиационную ракету, сообщают СМИ. Ее название и технические характеристики не разглашаются. При этом известно, что она создается для модернизированной версии самолета Ту-22М3М. Ранее сообщалось, что этот бомбардировщик может нести как гиперзвуковые ракеты, так и крылатые ракеты Х-32.

В России недавно прошли испытания новой гиперзвуковой авиационной ракеты. Ее запустили с борта бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3. Ракета создается для модернизированной версии самолета Ту-22М3М, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.

По словам источника, работа над новым боеприпасом началась несколькими годами ранее. Его испытания должны завершиться вместе с работой над Ту-22М3М.

Собеседник агентства уточнил, что эта ракета не относится к линейке Х-32. Он подчеркнул, что это изделие «совершенно другое». Впрочем, характеристик нового боеприпаса собеседник не назвал.

Российский оборонно-промышленный комплекс ранее разработал два вида авиационных гиперзвуковых ракет. Одна из них — «Кинжал» — применяется на истребителе МиГ-31К. Она может разгоняться до десяти скоростей звука. Ее создали на базе ракеты наземного комплекса «Иксандер».

Другая гиперзвуковая авиаракета создается для истребителя пятого поколения Су-57. Ее планируют размещать внутри фюзеляжа самолета. Название боеприпаса и его характеристики неизвестны.

Дальний многорежимный бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 предназначен для поражения наземных и морских целей с больших, средних и малых высот. Его приняли на вооружение в 1989 году. Эти бомбардировщики участвовали в нанесении авиаударов по террористам в Сирии.

Всего было выпущено 268 самолетов данной модификации, а до уровня Ту-22М3М планируется модернизировать около 30. У обновленных машин будет современное бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение. В перспективе Ту-22М3М оснастят гиперзвуковыми ракетами авиационного комплекса «Кинжал». Дальность применения этого комплекса в составе ракетоносца-бомбардировщика оценивается в 3 тыс. км.

Свой первый полет опытный образец Ту-22М3М совершил 28 декабря 2018 года.

Он поднялся на высоту 1,5 км. Полет длился 37 минут. Машиной управлял экипаж во главе с летчиком-испытателем Олегом Петуниным. В полете были проверены обновленные системы и оборудование. Испытания машины и соответствующих компонентов прошли штатно.

Выкатка Ту-22М3М состоялась в середине августа того же года на Казанском авиастроительном заводе.

«Первый опытный самолет Ту-22МЗМ был создан в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев» в настоящее время. Следующий этап программы — глубокая модернизация первой партии строевых самолетов Ту-22МЗ», — объявил на церемонии генеральный директор «Туполева» Александр Конюхов.

После презентации Ту-22МЗМ передали на этап наземных и летных испытаний. «Решение о начале модернизации самолетов строя Минобороны примет по результатам государственных совместных испытаний. В целом программа модернизации авиационных комплексов позволит обеспечить эксплуатацию самолетов стратегической и дальней авиации на длительную перспективу и эффективное выполнение ими задач по предназначению», — обратил внимание Конюхов.

По словам командующего дальней авиацией Сергея Кобылаша, Ту-22М3М обладает искусственным интеллектом.

Бывший главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев, возглавляющий комитет Совфеда по обороне и безопасности, сообщал, что Ту-22М3М сможет нести как гиперзвуковые ракеты, так и крылатые ракеты Х-32.

Как рассказал РИА «Новости» доктор военных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук капитан первого ранга Константин Сивков,

ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3, оснащенный тремя крылатыми ракетами Х-32, способен поразить любой американский авианосец.

«Шансов перехватить подлетающий к авианосной группе ракетоносец практически нет, поскольку дальность действия ракеты Х-32 — около 1 тыс. км, а радиус перехвата целей палубной авиацией — порядка 400 км», — обратил внимание эксперт.

По его словам, если истребители дежурят в воздухе, это расстояние увеличивается максимум до 600 км, но этого тоже недостаточно. При этом гиперзвуковая скорость делает ракету неуязвимой для системы ПРО противника кораблей охранения авианесущей группы.

«Поэтому постановка на вооружение самолетов Ту-22М3М — серьезная угроза для авианесущего флота США», — пояснил специалист.

Второе поколение авиационных ракет

Второе поколение авиационных ракет

Ракеты первого поколения служили для вооружения перехватчиков ПВО, основной целью которых были бомбардировщики и крылатые самолеты-снаряды. Истребителям фронтовой авиации, имевшим дело с более маневренными самолетами требовалось иное оружие, тем более, что американцы с 1955 года уже располагали такой ракетой ближнего боя AIM-9 «Сайдвиндер». В начале 1958 года один из образцов «Сайдвиндера» через Китай попал в СССР. Эта ракета была пущена тайваньским летчиком во время прибрежной стычки, не взорвалась и упала в грязь рисового поля. Еще один «Сайдвиндер», в сентябре 1958 года попавший в борт китайского МиГ-17 и не разорвавшийся, так и был доставлен на аэродром.

Читать еще:  Ракетные комплексы ПВО

Появившаяся возможность ознакомиться с устройством «Сайдвиндера» ускорила работы по созданию ее отечественного аналога того же класса. Копирование в ноябре 1958 года поручили ОКБ-134, ввиду особой важности задания, одновременно отложив собственные разработки конструкторов. Для столь радикального решения были все основания: «синица» в руках была весомее того «журавля», которым могла стать К-7, требовавшая доработки (работы по К-6 и К-7 были свернуты Постановлением в апреле 1958 г.). Изучение трофея показало, что американцам удалось создать незаурядный образец — легкий, компактный, несложный конструктивно и в эксплуатации. Управление ракетой состояло всего из 20 подвижных деталей, сложнее было разобраться с устройством ГСН и электронными платами, 2000 элементов на которых были втиснуты в отсек 45-см длины и залиты пластиком для защиты от перегрузок (по рассказам ветеранов КБ, для извлечения миниатюрных деталей были привлечены мастера-косторезы из Якутии). Отечественное «изделие» Р-ЗС сохранило конструкцию и даже основные габариты «Сайдвидрера»( вплоть до соответствия их дюймовым мерам, но не стало полной копией, отличаясь деталями и увеличенной массой БЧ, а также устройством двигателя с более привычным пороховым зарядом из нитроглицеринового топлива НМФ-2К. Их первые пуски прошли уже в марте 1959 года с доработанного МиГ-19.

Похожие книги из библиотеки

Камуфляж и бортовые эмблемы авиатехники советских ВВС в афганской кампании

Афганская война стала не только первым крупномасштабным военным конфликтом нового времени с участием советской военной авиации, но и источником уникального боевого опыта для всех родов ВВС. Впервые после продолжительного послевоенного периода были опробованы новые схемы недавно введенного в советской авиации камуфляжа: на самолетах и вертолетах появились декоративные элементы — отметки о боевых вылетах, наградах летчиков и разнообразные эмблемы. «Бортовая живопись», столь излюбленная в авиации многих стран, долгое время у нас не приветствовалась, считаясь не отвечающей требованиям армейской дисциплины и строгого распорядка. Военная обстановка оказалась более демократичной, дав возможность самовыражению авиаторов и зримому воплощению их отношения к своим боевым машинам.

Своими эмблемами обзавелись штурмовики и разведчики, истребители и вертолетчики. Как известно, всякий самолет и вертолет обладает своим характером и повадками, выражающимися в особенностях техники пилотирования, удобстве в обращении, работоспособности и надежности. Под стать им были и появлявшиеся на бортах рисунки, предоставлявшие авторам большую свободу самовыражения в создании зрительного образа.

Практически все образцы известной «бортовой живописи» ушли в прошлое по завершении афганской кампании и в дальнейшем перестали существовать вместе со снятой с вооружения техникой. Лишь в единичных случаях доставшимся от Афганской войны эмблемам суждено было найти новое воплощение, продолжив жизнь с приходом самолетов нового поколения.

Поколения противотанковых ракетных комплексов. Маленький ликбез

Как следует из названия, ПТРК предназначены для поражения прежде всего бронированных целей. Хотя их применяют и по другим объектам. Вплоть до отдельного пехотинца, если уж денег много. ПТРК способны достаточно эффективно бороться и с низколетящими воздушными целями, например, вертолётами.

Фото с сайта Rosinform.ru

Противотанковые ракетные комплексы относят к высокоточному оружию. То есть к оружию, цитирую, » с вероятностью поражения цели выше чем 0.5 «. Чуть лучше, чем при бросании монетки орёл-решка )))

Разработками ПТРК занимались ещё в гитлеровской Германии, Массовое производство и поставка в войска противотанковых ракетных комплексов в странах НАТО и СССР было развернуто уже в конце 1950-х годов. И это были.

ПТРК первого поколения

Противотанковые управляемые ракеты комплексов первого поколения управляются по «трём точкам»:
(1) глаз оператора или визир при стрельбе на дистанции более километра.
(2) ракета
(3) цель

То есть оператору приходилось совмещать эти три точки вручную, управляя ракетой, как правило, по проводам. До самого момента поражения цели. Управлять при помощи различного рода джойстиков, рукояток управления, кнюппелей и прочего. Например, вот такого «джойстика» на приборе управления 9С415 советского ПТРК «Малютка-2»

Надо ли говорить, что это требовало длительного обучения операторов, их железных нервов и хорошей координации даже в состоянии усталости и в горячке боя. Требования к кандидатам в операторы были одними из самых высоких.
Также комплексы первого поколения имели недостатки в виде низкой полетной скорости ракет, наличия большой «мертвой зоны» на начальном участке траектории — 300-500 м (17-25% от всей дальности стрельбы). Попытки решения всех этих проблем привели к появлению.

ПТРК второго поколения

Противотанковые управляемые ракеты комплексов второго поколения управляются по «двум точкам»:
(1) Визир
(2) Цель
Задачей оператора является удерживание марки прицела на цели, всё остальное «на совести» автоматической системы управления, размещённой на пусковой установке.

Аппаратура управления при помощи координатора определяет положение ракеты относительно линии визирования на цель и удерживает её на ней, передавая по проводам или по радиоканалу команды на ракету. Положение определяется по излучению инфракрасный лампы-фары / ксеноновой лампы / трассера, размещённых в корме ракеты и направленных назад, на пусковую установку.

Читать еще:  Краткая история геофизических ракет

Частным случаем являются такие комплексы второго поколения, как скандинавский «Билл» или американский «Тоу-2» с ракетой BGM-71F, поражающие цель сверху на пролёте:

Аппаратура управления на установке «ведёт» ракету не по линии визирования, а в нескольких метрах выше неё. При пролёте ракеты над танком датчик цели ( к примеру, на «Билле»- магнитный + лазерный высотомер ) даёт команду на последовательный подрыв двух зарядов, размещённых под углом к оси ракеты

Также к комплексам второго поколения относятся ПТРК, применяющие ракеты с лазерной полуактивной головкой самонаведения (ГСН)

Оператор также вынужден удерживать на цели марку до её поражения. Прибор подсвечивает цель кодированным лазерным излучением, ракета летит на отражённый сигнал, как мотылёк на свет (или как муха на запах, как кому нравится).

Из недостатков этого метода- экипаж бронеобъекта практически оповещается о том, что по ним ведётся огонь, и аппаратура комплексов оптико-электронной защиты может успеть прикрыть машину аэрозольной (дымовой) завесой по команде датчиков предупреждения о лазерном облучении.
Кроме того, такие ракеты относительно дороги, так как аппаратура управления размещена на ракете, а не на пусковой.

Сходные проблемы и у комплексов с лазерно-лучевым управлением. Хотя они и считаются самыми помехозащищёнными из ПТРК второго поколения

Главное их отличие в том, что управление движением ракеты производится с помощью лазерного излучателя, луч которого ориентирован в направлении цели в хвост атакующей ракеты. Соответственно, приёмник лазерного излучения размещён в корме ракеты и направлен на пусковую, что значительно повышает помехозащищённость.

Для того, чтобы не оповещать заранее свои жертвы, некоторые комплексы ПТУР могут поднять ракету над линией визирования, и опустить её перед самой целью, учитывая полученную от дальномера дальность до цели. Что показано на втором рисунке. Но не стоит путать, ракета в этом случае попадает не сверху, а в лоб/борт/корму.

Почитать научпоп статью об этой системе управления можно здесь

Я же ограничусь придуманным Конструкторским Бюро Машиностроения (КБМ) понятием для чайников «лазерная тропа», на которой ракета собственно сама себя и удерживает. При этом оператор всё равно вынужден сопровождать цель до её поражения. Впрочем, учёные попытались облегчить им жизнь, создав

Они мало чем отличаются от своих старших братьев. В них возможно сопровождение целей не вручную, а автоматикой, посредством АСЦ, аппаратуры сопровождения цели. Оператор при этом может только пометить цель, и заняться поиском новой, и её поражением, как это осуществлено на российском «Корнет-Д»

Такие комплексы вплотную приближаются по своим возможностям к комплексам третьего поколения. Для них изобретён термин «вижу-стреляю«. Однако при всём прочем комплексы поколения II+ так и не избавились от основных своих недостатков. В первую очередь, опасности для комплекса и оператора/экипажа, так как прибор управления всё равно должен находится в прямой видимости цели до самого её поражения. Ну и во-вторых, связанной с этим же низкой огневой производительностью- возможностью поражать максимум целей за минимальное время.

Для решения этих проблем предназначены

ПТРК третьего поколения

Противотанковые управляемые ракеты комплексов третьего поколения не требуют в полёте участия оператора или размещённой на пусковой аппаратуры и потому относятся к «выстрелил-забыл«

Задача оператора при использовании таких ПТРК- обнаружить цель. обеспечить её захват аппаратурой управления ракетой и произвести пуск. После чего, не дожидаясь поражения цели, или покинуть позицию, или готовиться поразить новую. Ракета, ведомая инфракрасной или радиолокационной ГСН, долетит сама.

Противотанковые ракетные комплексы третьего поколения непрерывно совершенствуются, особенно в плане возможностей бортовой аппаратуры по захвату целей, и недалёк тот момент, когда появятся

ПТРК четвёртого поколения

Противотанковые управляемые ракеты комплексов четвёртого поколения не будут требовать участия оператора вообще.

Всё, что надо- запустить ракету в район целей. Там искусственный интеллект будет засекать цель, идентифицировать её, самостоятельно принимать решение на поражение и выполнять его.

В далёкой перспективе аппаратура «роя» ракет будет ранжировать обнаруженные цели по важности и поражать их начиная с «первой по списку». При этом не допуская направления двух и более ПТУР на одну цель, а так же перенаправляя на более важные в случае, если они из-за сбоя, или уничтожения предыдущей ракеты не были обстреляны.

У нас по различным причинам нет готовых к поставке в войска или к продаже за рубеж комплексов третьего поколения. Из-за чего мы теряем деньги и рынки. К примеру, индийский. Мировым лидером в этой сфере сейчас является Израиль.

Вместе с тем комплексы второго и второго плюс поколения остаются востребованы, особенно в локальных войнах. Прежде всего благодаря относительной дешевизне ракет и надёжности.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector