5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советские авиационные ракеты класса — воздух-воздух: Ракета находит цель

Содержание

Советские авиационные ракеты класса — воздух-воздух: Ракета находит цель

Первое поколение авиационных ракет

Послевоенное развитие авиационной техники, сопровождавшееся стремительным возрастанием скорости боевых самолетов, преодолением звукового барьера и освоением больших высот полета, существенно изменило требования к авиационному вооружению. Неудовлетворительность прежних средств поражения была ощутимой прежде всего для истребителей, вступивших в реактивную эпоху с вооружением из авиационных пушек.

Достижение основной цели боя — уничтожение самолета противника — сковывалось возможностями бортового артиллерийского вооружения, эффективность которого стала явно недостаточной. Сверхзвуковые скорости, резко возросшие дистанции и относительные перемещения противников в воздушном бою при невысоких дальностях стрельбы и продолжительности прицельной очереди приводили к малой вероятности выполнения задачи. Другим недостатком была невысокая разрушительная мощь снарядов (так, при массе 400 г отечественный 30-мм осколочно-фугасный снаряд нес только 39 г ВВ, 23 мм — 170 г), во многих случаях недостаточная для надежного поражения самолета противника, конструкция которого теперь рассчитывалась на значительные нагрузки и скоростной напор.

Пушечное вооружение сковывало и развитие тактики воздушного боя. Чтобы открыть прицельный огонь по самолету противника, реактивному истребителю требовалось выйти сзади на небольшую дистанцию и малые курсовые углы. Бой, тем самым, строился по унаследованной от поршневых истребителей схеме, а область возможных атак сузилась и не позволяла использовать возможности современного самолета.

Не увенчались успехом попытки решить проблему простейшим способом — применением неуправляемых авиационных ракет, хорошо зарекомендовавших себя в борьбе с наземными целями. Простота их устройства и использования была привлекательна, но специфика воздушного боя с его большими перегрузками и относительными скоростями противников делала НАР совершенно неудовлетворительными из-за их малой дальности и точности. При невысокой скорости и значительном рассеянии НАР с малых дистанций они не давали преимуществ перед пушками, а на большом расстоянии использование сводилось к залповому пуску в расчете накрыть цель дождем разлетающихся ракет, одна две из которых могли бы накрыть вражеский самолет. Вероятность этого была невелика даже при стрельбе по крупной цели, не говоря уже о маневрирующем истребителе.

Надежный перехват воздушных целей могло обеспечить только создание качественно нового оружия, способного поразить цель на большом расстоянии с высокой точностью и надежностью. Таким оружием стали принятые на вооружение в 50-х годах XX века управляемые ракеты. Появление их стало возможным в результате бурного развития в первое послевоенное десятилетие электроники и радиолокации, создания новых материалов и технологий, теории управления и, конечно, самой ракетной техники.

Разработка управляемых ракет была начата не на голом месте — у советских конструкторов уже имелся солидный опыт создания и боевого применения реактивных снарядов, да и эксперименты с дистанционным управлением и системами самонаведения были начаты еще в 20-е годы.

Значительное влияние оказали трофейные германские разработки, — а у немцев было чему поучиться: ими были реализованы на практике разнообразные типы ракет, системы радиолокационного, теплового и телевизионного наведения. Традиционно высокий уровень немецкой технологической культуры и точного приборостроения стал основой для создания в Германии в годы войны ракетных систем и агрегатов, намного опередивших аналогичные разработки в других странах. Особенно высоким совершенством отличались двигатели, рулевые электро- и пневмоприводы, приборы и аппаратура ракет, захваченных советскими войсками в конце войны,

Среди трофеев оказались отработанные и доведенные до практического применения конструкции немецких неконтактных оптических, инфракрасных и радиовзрывателей. Установка их на ракете позволяла поразить противника и без непосредственного попадания — подрывом мощной боевой части вблизи вражеского самолета. Вместе с тем завершенных и удовлетворительных по характеристикам и надежности ракет «воздух -воздух» немцы создать не успели, а в ряде случаев шли тупиковым путем, и о прямом заимствовании говорить не приходилось. Весь объем работ с широким кругом проблем советским конструкторам пришлось вести самостоятельно, доведя изделия до приемлемого уровня к середине 50-х гг. (в США приняли первые образцы такого вооружения уже по окончании корейской войны).

Создание управляемого ракетного оружия происходило в тесной связи с совершенствованием бортового прицельного и радиолокационного оборудования самолетов-истребителей. Работы по созданию авиационных ракет развернулись в нескольких специализированных КБ, организованных в системе Министерств Оборонпрома и Авиапромышленности: ОКБ-2 МОП под началом П.Д. Грушина, (сегодня МКБ «Факел»), ОКБ-4 М.Р. Бисновата (до 1954 года — ОКБ-293, сегодня ГосМКБ «Вымпел»), ОКБ-134 И.И.Торопова МАП и других. Постановлением ЦК КПСС и Совмина № 2543-1224 от 30 декабря 1954 года работы предписывалось проводить совместно с самолетчиками и разработчиками радиолокационных систем.

Все истребительные КБ обязывались представить образцы своих изделий, оборудованные ракетами, для испытаний и оценки в качестве носителей.

Уровень приборостроения того времени не позволял снабдить небольшую по размерам и весу ракету автономной системой наведения достаточной точности. Для надежного поражения воздушного противника ракете необходима была помощь «со стороны» — управление ею производилось бортовыми радиоэлектронными средствами самолета с контролем наведения самим летчиком (в тогдашней отечественной терминологии способ именовался «телемеханическим управлением»).

Такими возможностями обладала уже отработанная на крылатых противокорабельных ракетных снарядах радиолокационная система наведения на цель (именовавшаяся тогда «способом телеориентирования по радиолучу»). Ракетная атака производилась следующим образом: пилот истребителя-ракетоносца обнаруживал цель с помощью бортовой РАС (или по командам с наземного пункта управления), переводил РАС в режим автоматического сопровождения захваченной цели направленным радиолучом и, при достижении разрешенной для атаки дистанции (об этом сигнализировала загоравшаяся на пульте в кабине лампочка), производил пуск ракеты. Дальность пуска определялась возможностями самой ракеты, в первую очередь, продолжительностью работы двигателя и систем, и устойчивого управления ею. Войдя в радиолуч, ракета удерживалась по его оси в равносигнальной зоне, а отклонения парировались рулями.

Реализовали эту систему при создании первого советского управляемого ракетного снаряда, на этапе разработки называвшегося К-5 (комплекс вооружения). Работа по системе ракетного вооружения истребителей-перехватчиков К-5 начались в «Бериевском» КБ-1, где были сосредоточены проектные изыскания по ракетной технике разнообразных направлений — от противокорабельных самолетов-снарядов до зенитных ракет. После отстранения от дел, следом за отцом, руководившего работами Серго Берия и передела организации разработку К-5 (уже вышедшей на испытания) передали в ОКБ-2 П.Д. Грушина. С его принятием на вооружение наименование системы вооружения изменилось на C-l-У, а самого управляемого реактивного снаряда — на РС-1У. Конструкция ракеты выполнялась из хорошо освоенных алюминиевых и магниевых сплавов, только двигатель изготавливался из стали. Компоновка ракеты полностью была подчинена избранному принципу наведения. Аппаратура управления с приемной антенной общим весом 14,67 кг была установлена в хвостовой части корпуса для устойчивого приема сигналов самолетной РАС, управляющего радиоприцела РП-1-У «Изумруд-2». Среднюю часть корпуса занимал реактивный твердотопливный двигатель (РДТТ) с максимальной тягой 1340 кгс с двумя выведенными по бокам корпуса соплами, а в головном отсеке находилась боевая часть весом 11,35 кг осколочно-фугасного действия с неконтактным радиовзрывателем РВ-1-У.

Авиационные ракеты «воздух-воздух»: характеристики

На сегодняшний день абсолютно понятно, что без истребительной авиации система ВКО (воздушно-космической обороны) не смогла бы функционировать в полной мере. Истребительная авиация – это важнейшая часть подсистемы поражения ВКО. Основным оружием истребителей являются ракеты класса «воздух-воздух». Сегодня мы с вами познакомимся с характеристиками этого вида вооружения, его состоянием и перспективами.

Предыстория

Самолеты-истребители начали вооружаться авиационными ракетами еще в 1930 годах. Первым советским самолетом, получившим на вооружение ракеты в дополнение к пулеметам, был истребитель модели И-16. Ракеты тогда были неуправляемыми, поэтому летчик мог повлиять на траекторию снаряда лишь до его пуска. Пилоту нужно было тщательно выдержать условия пуска по точности и дальности. Сделать это во время воздушного боя было довольно сложно. Кучность такого огня уступа показателям бортовых пулеметов и пушек. Единственным достоинством реактивных снарядов был их солидный калибр и тот факт, что для поражения вражеского самолета было достаточно одного попадания.

Первые испытания управляемых ракет состоялись в Германии во времена Второй мировой войны. Стоит отметить, что в те годы, нарезное авиационное оружие (пушки и пулеметы), достигло своего совершенства. Доказательством тому являются успехи летчиков-истребителей в различных сражениях. На тот момент авиационное вооружение идеально подходило под существующие самолеты, и в руках умелого летчика позволяло достичь успеха в маневренном воздушном сражении. Но когда появилась реактивная сверхзвуковая авиация, скорость самолетов возросла, а вместе с ней возрос и пространственный размах воздушного сражения, возникла необходимость в ракетном оружии нового уровня. Кроме того, оно было необходимо и раньше для решения боевых задач в ночное время и в условиях тяжелых метеорологических условий.

Читать еще:  Советские авиационные ракеты "Воздух-земля"

В послевоенное время в Америке появились первые управляемые ракеты «воздух-воздух». США стали новаторами на этом поприще, но созданию управляемых ракет поспособствовали специалисты из Германии, которые после поражения были вывезены в Америку. Немного позже успехов в разработке управляемых ракет достиг и СССР.

Управляемые ракеты «воздух-воздух»

На начальных этапах конструирования управляемых ракет был разработан и протестирован метод наведения обнаружения и прицеливания по радиолучу БРЛС (бортовой радиолокационный станции), действующей в режиме сопровождения в равносигнальной зоне. Главным достоинством метода стал тот факт, что он не зависел от погодных условий. Визуальная видимость цели не требовалась, поэтому пуск можно было осуществить даже в облаках. Недостатки у метода тоже были. Во-первых, радиолокационная станция могла перехватить заднюю полусферу вражеского самолета только в том случае, если он не маневрирует, или маневрирует, но слабо. Во-вторых, после пуска ракеты летчик не мог вывести истребитель из атаки, ему необходимо было сопроводить цель с минимальными угловыми погрешностями вплоть до попадания в нее ракеты или промаха.

В 1959 году истребительная авиация ВПО получила на вооружение ракету РС-2УС, которая наводилась по описанному методу. Ракеты «воздух-воздух» этой модели легли в основу вооружения перехватчиков МиГ-19 и Су-9, а позже начали устанавливаться и на истребитель МиГ-21ПФ вместе с другим вооружением. Наведение РС-2УС было связано с БРЛС, поэтому действия летчика ограничивал нижний предел работы радиолокационной станции по высоте. При спуске и автосопровождении ракеты летчик должен был проявить высокую точность пилотирования.

Самонаводящиеся ракеты

В 1962 году в серийное производство поступили первые самонаводящиеся ракеты Р-3С. Головки самонаведения реагировали на источник теплового излучения, которым, как правило, выступало реактивное сопло мотора вражеского самолета. Система была пригодна для маневренного воздушного сражения, но в случае резкого маневра цели в сторону ракеты, атака срывалась или заканчивалась промахом. В среднем воздушном бою из десяти пусков ракеты цели достигали не более двух. Самонаводящиеся ракеты могли атаковать только заднюю полусферу самолета противника и только в нормальных погодных условиях. Пуск под нулевым ракурсом мог привести к преждевременной активации дистанционного взрывателя. Причина тому – попадание ракеты в струю раскаленных газов реактивного мотора вражеского самолета.

У первых управляемых ракет оборудование для наведения и самонаведения оснащалось аналоговыми средствами обработки информации и имело жесткую логику работы. Когда тепловая головка самонаведения устойчиво захватывала цель, летчик мог это понять по характерному звуку, доносящемуся из наушников его шлемофона. Под уменьшением ошибки прицеливания звук усиливался.

Второе поколение

Следующим поколением отечественных ракет «воздух-воздух» стали модели Р-8М, Р-98М и Р-4. Ими вооружали истребители Су-11, Су-15 и Ту-128 соответственно. Главным отличием новых моделей стало использование полуактивных радиолокационных головок самонаведения, оборудованных аналоговым бортовым вычислителем. Кроме того, новое поколение ракет получило повышенные энергетические характеристики. Нововведения позволили выполнять атаку не только в заднюю, но и в переднюю полусферу. При этом летчик мог начинать плавно выходить из атаки сразу после пуска ракеты, но без срыва автосопровождения, которое обеспечивает радиолокационный подсвет цели. Так как скорость ракеты «воздух-воздух» в несколько раз превышает скорость предполагаемого врага, сопровождение не занимало много времени.

Третье поколение

С появлением нового поколения истребителей МиГ-23 и МиГ-25П, на вооружение приняли и новые ракеты «воздух-воздух»: Р-23, Р-24 и Р-40. Обозначение этих ракет заканчивалось на индекс «Т» или «Р», в зависимости от того, какие были применены головки самонаведения – тепловые или полуактивные РЛ. Головки самонаведения оснащались бортовым вычислителем. В них широко стали использовать интегральные микросхемы. Как правило, запуская ракеты «воздух-воздух», летчик не наблюдал цель даже в благоприятных метеоусловиях.

Тепловые координаторы охлаждались с помощью жидкого азота, что делало их более чувствительными. Дальность пуска ракет возросла в два раза по сравнению с предшествующим поколением. Также был расширен диапазон подходящих условий для пуска.

Вместе с экземплярами большой и средней дальности разрабатывалась и принималась на вооружение ракета «воздух-воздух», дальность работы которой начиналась с 300 метров. Ее использовали преимущественно в маневренном воздушном сражении. Ракеты малой дальности Р-60, Р-60м и Р-73 были приняты на вооружение в 1980-х. Максимальная перегрузка перехватываемых целей для них составила 6, 8 и 12 g соответственно. Во время атаки летчик не имел возможности выполнить пуск до того, как радиолокационный прицел не подаст команду «Захват головки» (ЗГ) и «Пуск ракеты» (ПР). Это изрядно отвлекало пилота от визуального контроля цели в процессе боя.

Четвертое поколение

Так как истребители непрерывно развивались, улучшались их боевые и защитные характеристики, а также возрастала скорость, ракеты «воздух-воздух» должны были им соответствовать. Пришествие на вооружение новых самонаводящихся ракет вновь было связано с созданием нового поколения истребителей. В 1981 году истребительная авиация ПВО приняла на вооружение самолет МиГ-31, вооруженный ракетами Р-33. Ракета «воздух-воздух» большой дальности могла запускаться в переднюю полусферу цели с расстояния до 120 км. Новая модификация самолета, получившая название МиГ-31М, вооружалась обновленной ракетой, на которой полуактивную РК головку самонаведения заменили на полуактивно-активную. При этом благодаря повышенной энерговооруженности ракеты дальность пуска стала достигать 200 км.

Этапными истребителями для СССР стали МиГ-29 и Су-27, которые поступили на вооружение в середине 1990 годов. В разных версиях они по сей день служат основой российской истребительной авиации и активно продаются в другие страны. Изначально истребители вооружались ракетами Р-27. Затем они получили ракету Р-27Э, обладающую повышенной энерговооруженностью. Эти ракеты класса «воздух-воздух» отличались комбинированными головками самонаведения. В последних воплощались различные методы наведения: инерциально-корректируемое, самонаведение с использованием полуактивной РК головки и самонаведение на ИК излучение цели. С внедрением комбинированных головок появилась возможность эффективной атаки цели вне зависимости от ракурса.

Возросшие требования

К концу 90-х стало очевидно, что в дальнейшем полуактивные РЛ головки перестанут удовлетворять все требования, предъявленные к системам управления ракетами. Нужна была активная радиолокационная головка более сложной конструкции.

Разработка новых ракет осложнялась использованием процессоров для быстрой цифровой обработки сигналов высокой помехозащищенности. Для летчика такая ракета была пределом мечтаний, ведь она воплощала принцип «Пустил и забыл».

На сегодняшний день в России продолжаются работы над созданием нового поколения ракет и радиолокационных самонаводящихся головок, имеющих в своем составе систему цифровой обработки сигнала в широком диапазоне частот и обладающих минимальной длиной аналоговой части тракта, а также многофункциональными высокопроизводительными процессорами. Радиолокационные головки, обладающие такими параметрами, смогут обнаруживать и сопровождать цель по дальности и скорости, осуществлять параллельный анализ, работать в режиме «без целеуказания по скорости», а также реализовать алгоритмы помехозащищенности.

РВВ-АЕ

В середине 2000-х годов появилась модель ракеты «воздух-воздух» (Россия), объединяющая в себе все описанные выше характеристики. В настоящее время она продолжает совершенствоваться. Экспортная версия ракеты «воздух-воздух» нового поколения не единожды демонстрировалась публике на авиационных салонах и международных выставках вооружения под именем РВВ-АЕ. В 2003 г. появилась доработанная версия под названием РВВ-СД. Многих интересует, какая скорость ракеты «воздух-воздух» РВВ-СД? Так вот, данная ракета способна развить скорость до 4500 км/ч.

Новая ракета получила двухдиапазонную линию радиокоррекции с повышенным быстродействием, а также высокоточную систему управления. Новый двухимпульсный твердотопливный мотор с управляемой паузой и увеличенной массой топлива может работать до 100 секунд, обеспечивая тем самым повышенную энерговооруженность ракеты. Благодаря адаптивному боевому снаряжению с возможностью управления полем поражения ракета может эффективно попадать в цель даже при повышенной возможности промаха.

Перспективы

В будущем ракета РВВ-АЕ должна получить пассивный режим самонаведения на цель и возможность активной защиты самолета-носителя. Кроме того, двигатель ракеты «воздух-воздух» может стать комбинированным ракетно-прямоточным. Такая модернизация позволит увеличить дальность пуска ракеты, особенно на небольших высотах.

Истребители пятого поколения предполагают размещение ракет «воздух-воздух» во внутренних отсеках. Это положительно сказывается на аэродинамических характеристиках самолета и улучшает его летные возможности в целом. Вместе с тем, данное требование накладывает жесткие ограничения на массу и габариты ракет, а также предполагает замену традиционных пусковых устройств на катапультные.

Перспективные ракеты получат радиолокационные головки самонаведения, который будут использовать допплеровский эффект и эффект вторичной модуляции. Таким образом повысится «избирательность» ракеты при атаке группы самолетов противника. Особым направление в развитии радиолокационных головок самонаведения станет их способность к использованию эффекта вторичной модуляции от несущего винта вертолета. Разумеется, авиационные ракеты «воздух-воздух» будут развиваться параллельно с БРЛС истребителей.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что основными тенденциями в развитии рассматриваемых ракет будут:

  1. Увеличение дальности пуска. Достигается при помощи совершенствования ракетных моторов и головок самонаведения.
  2. Повышение точности наведения на цель вплоть до идентификации ее отдельных частей.
  3. Усовершенствования боевых характеристик. Достигается в основном с помощью оптимизации зоны действия поражающих факторов.
  4. Повышение маневренности.
  5. Расширение диапазона задач, выполняемых самонаводящимися головками.
  6. Повышение помехозащищенности головок.
Читать еще:  Властелины воздушных ракетоносцев

Трудности

Вместе с тем есть факторы, которые препятствует быстрому решению указанных задач. Речь идет главным образом о необходимости минимизации массы, габаритов и стоимости ракет.

Требования к ракетам со стороны летчиков не ограничиваются принципом «Пустил и забыл». Летчикам хотелось бы, чтобы требования ракеты к условиям пуска были минимизированы. Нашлемная система целеуказания эффективно справляется с задачей в ближнем воздушном бою, однако совершенно не годится для дальнего ракетного боя, который становится все более перспективным направлением развития авиации ВКО.

Экипажи нуждаются в «умных» ракетах, но и для высокотехнологичных ракет нужны квалифицированные специалисты. Бытует мнение, что шестое поколение истребителей может стать беспилотным. Эта перспектива вполне реальная, учитывая стремительное развитие концепции «бесконтактных войн». Как бы там ни было, постепенное и — что самое главное – постоянное наращивание тактико-боевых характеристик ракет класса «воздух-воздух» приводит к получению ими качественно нового места в вооруженном конфликте и повышению роли истребительной авиации в ВКО в целом.

Российские ракеты класса «воздух-воздух». История, современность и перспективы

Современные российские управляемые ракеты класса «воздух-воздух» поражают не только истребители, бомбардировщики и ударные дроны неприятеля. Их основной целью могут стать баллистические ракеты и воздушные топливозапращики, обеспечивающие бесперебойное патрулирование стратегических бомбардировщиков США, а также оснащенные системой АВАКС самолеты связи и управления.

Управляемые ракеты для истребительной авиации

Сегодня ракеты класса «воздух-воздух» (ВВ по отечественной классификации или ААМ по классификации НАТО, от английского air-to-air missile) являются пусть и не самой, но очень важной частью системы вооружений ВВС и ПВО любой из стран мира. Они обеспечивают возможность ведения полноценного воздушного боя, позволяют перехватывать и уничтожать любые воздушные цели, включая планирующие бомбы и ракеты условного противника.

Советский Союз и затем Россия долгие годы значительно уступали США и другим странам НАТО по эффективности этого оружия. Но сегодня, благодаря оснащению ракет класса ВВ новейшими ракетными двигателями, а также системами навигации и управления, отечественному ОПК удалось практически полностью преодолеть это отставание.

Выпущенные российским перехватчиком МиГ-31БМ модернизированные ракеты Р-37М найдут и уничтожат цель, находящуюся на расстоянии до 300 км. И это при том, что практически все ее западные конкуренты бесполезны на расстоянии свыше 200-220 км.

Супероружие, которым Люфтваффе так и не удалось воспользоваться

Пионерами в области разработок ракет класса «воздух-воздух» стали конструкторы Великобритании и Германии, которые практически одновременно в 1943 году предложили собственные варианты ракетных вооружений для истребительной авиации.

Британская «Артемида» (Artemis) стала первым в мире детально проработанным проектом ракеты «воздух-воздух», способным уничтожать немецкие самолеты-снаряды Фау-1. Но она оказалась настолько дорогой в производстве, что экономные англичане благоразумно решили отказаться от производства, отложив его «на потом».

Для немцев только сверхновые типы вооружений являлись надеждой на перелом в войне. Поэтому к спроектированной в том же 1943 году ракете Ruhrstahl X-4 или «Крамер X-4» они отнеслись гораздо более внимательно.

Первая немецкая ракета класса «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4

Отличные результаты испытаний убедили Гитлера в необходимости обеспечить «Крамерами» винтокрылые истребители Фокке-Вульф Fw 190 и реактивные Месершмидт-262.

К началу 1945 года была готова первая партия этих ракет в количестве 1 тысячи штук, но беспощадный налет американской авиации на Старгардский завод BMW (западная Польша) оставил новое оружие без ракетных двигателей. А стремительное наступление Красной Армии на Берлин уже не оставило шансов на восстановление их производства.

Любители пользоваться чужими разработками

В первые же послевоенные годы американцы допустили «случайную» утечку информации о том, что их конструкторы разработали ракеты класса ААМ Hughes JB-3 Tiamat и Martin. Правда, они почему-то практически сразу же были признаны морально устаревшими, а для дальнейших разработок начали использовать документацию… «Крамеров».

Франция, наоборот, призналась, что попыталась наладить выпуск Ruhrstahl X-4 под названием АА.10, но трофейных документов катастрофически не хватало, а местные инженеры не могли похвастаться особыми знаниями в области ракетостроения.

В годы холодной войны империалистический и коммунистический лагеря готовились к открытому противостоянию. В 1955-56 годах на вооружение армии Великобритании поступили ракеты Fairey Fireflash, а Пентагон представил AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder, различные модификации которой с успехом используются и сегодня.

Советский Союз не стал отставать, продемонстрировав миру в том же 1956 году ракету К-5 класса «воздух-воздух» или изделие ШМ по классификации НАТО. И пусть она поражала цель лишь на расстоянии 5-10 километров, К-5 стала серьезным аргументом, с которым противникам пришлось считаться.

Для сравнения: AIM-9 Sidewinder поражала цели на расстоянии до 18, а AIM-7 Sparrow – до 70 км.

Профессиональный ответ советских спецслужб и отечественных конструкторов

В 1981 году Советский Союз принял на вооружение ракету Р-33 (АА-9 «Amos»), в которой военные эксперты НАТО опознали свою AIM-54 Phoenix. Разразился жуткий скандал, но советские военные заявили, что Р-33 имеет меньший радиус действия, чем ее американская сестра, а по соображениям секретности доступ к технической документации оказался надежно закрыт.

Ракета Р-33

Совсем недавно стало известно о том, что американцы были правы, обвиняя спецслужбы СССР в отлично проведенной спецоперации по похищению сверхсекретной технической документации, а ТТХ Р-33 практически полностью соответствовали AIM-54 Phoenix.

Только в начале 90-х годов минувшего столетия Россия начала догонять страны НАТО, представив ракету ближнего радиуса действий Р-73 (АА-11 «Archer» по западной классификации), а также управляемый реактивный боеприпас среднего радиуса действия Р-77 (АА-12«Adder») с максимальной дальностью пуска в 110 км.

Западных экспертов неприятно удивили результаты малайзийско-австралийских учений, в которых «противостоявшие» страны использовали российские и натовские типы вооружений. Тогда во время учебной атаки МиГ-29 ВВС Малайзии легко поразил воздушную цель с расстояния на 15 км дальше, чем его соперник, австралийский истребитель Hornet, вооруженный ракетами AIM-7 Sparrow.

Финишный спурт и блестящие перспективы

На сегодняшний день самой дальнодействующей ракетой мира класса «воздух-воздух» считается модернизированная версия российской Р-37М «Стрела» (по номенклатуре НАТО AA-13 «Arrow»), которая без труда подвешивается под крыльями Су-27 и Су-35, а также высотного истребителя-перехватчика МиГ-31БМ.

Уникальностью этого управляемого реактивного боеприпаса является то, что Р-37М в полете динамически неустойчива и обладает сверхманевренностью. Она без труда уклоняется от средств поражения противника и может достать любую воздушную цель, находящуюся на расстоянии до 300 км.

В июне 2017 года американский журнал The National Interest опубликовал статью под названием «Русские ракеты перекрыли кислород нашей авиации». В ней военный обозреватель Дэйв Маджумдар ужаснулся эффективности российских Р-37М и их китайских аналогов PL-15. По его мнению, эти ракеты без труда могут уничтожить американские топливозаправщики, обеспечивающие беспосадочное патрулирование стратегических бомбардировщиков В-52, а также самолеты дальнего обнаружения и управления AWACS, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и разведчики.

В условиях современной войны без этих вспомогательных авиасредств никак не обойтись, а российские и китайские ракеты класса «воздух-воздух» ставят под сомнение пресловутое превосходство США в воздухе.

Согласно информации из открытых источников, в настоящее время инженеры отечественного ОПК вышли на завершающий этап производства новой сверхдальней ракеты класса «воздух-воздух», которая будет лететь еще дальше, чем Р-37М.

Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)

Она получит двухрежимный ракетный двигатель, станет короче на 14 см, чем Р-37М, а ее цифровая начинка позволит более качественно наводить ракету на цель.

После того как стало известно о разработке Россией гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал» класса «воздух-поверхность», не стоит особо удивляться, если в ближайшее время нас обрадуют известием и об использовании гиперзвука в ракетных боеприпасах класса «воздух-воздух».

Авиационные ракеты «воздух-воздух»: основные характеристики

Для борьбы с воздушными целями предназначаются ракетные системы различных типов. Огромное разнообразие вооружения в первую очередь классифицируются по месту старта и местоположению цели. Например: “земля-воздух” — ракета наземного базирования (первое слово) для уничтожения объектов в воздушном пространстве (второе слово). Этот тип боеприпасов чаще всего именуется зенитным, то есть стреляющим в зенит – вверх. Значительная скорость ракеты “земля-воздух”, более чем в четыре раза превышающая скорость звука, позволяет эффективно бороться не только с самолетами и баллистическими ракетами, но и поражать высокоманевренные крылатые ракеты.

Авиационное вооружение

Вооружение современного боевого самолета представляет собой интегрированный высокотехнологичный комплекс нескольких систем, который условно состоит из системы управления и непосредственно подвесного и встроенного вооружения. Реактивные снаряды, предназначенные для запуска с воздушных подвижных платформ и поражения воздушных летательных аппаратов, в соответствии с отечественной системой классифицируются как ракеты “воздух-воздух” (В-В). На Западе для боеприпасов подобного класса принята в употреблении аббревиатура AAM от английского сочетания air-to-air missile. Эффективные образцы этого вооружения впервые появились в середине сороковых годов прошлого века. Первые отечественные самонаводящиеся боеприпасы были скопированы с американской ракеты “воздух-воздух”. Россия в настоящее время в этой области боевых технических средств признана безусловным лидером. Некоторые системы не имеют аналогов даже среди разрабатываемых зарубежных комплексов.

Дистанция атаки

По расстоянию, на котором уничтожается объект в воздухе, ракеты “воздух-воздух” подразделяются на несколько классов. Авиационные боеприпасы создаются для применения на трех видах дистанций боя:

  • Для уничтожения летательных аппаратов в пределах прямой видимости используются ракеты малой дальности. Эти боеприпасы оснащаются инфракрасными приборами самонаведения. Принятое обозначение стран НАТО – SRAAM.
  • На дистанциях до 100 км применяются ракеты средней дальности (MRAAM) с радиолокационной системой самонаведения.
  • Боеприпасы, применяющиеся на расстояниях до 200 км, большой дальности (LRAAM), имеют комплексную систему наведения, использующую разные принципы на марше и на конечном участке атаки.
Читать еще:  Боевые ракеты в России

Классифицируя таким образом по принципу дальнобойности, разработчики считают, что на заданных расстояниях ракета сможет гарантированно поразить цель. На языке специалистов это называется эффективной дистанцией стрельбы.

Системы наведения на цель

В головной части ракеты помещается измерительная аппаратура, позволяющая автономно, те есть без участия оператора, навести снаряд на цель и поразить ее. Автоматическое устройство на фоне окружающих физических полей способно определить цель, параметры ее движения, перемещение самой ракеты и сформировать команды для системы управления при необходимости совершения маневра. Системы самонаведения ракеты “воздух-воздух” используют различные виды излучений цели: оптические, акустические, инфракрасные, радиоизлучения. По месту расположения источника излучения, комплексы наведения бывают:

  • Пассивные – используют излучаемые целью сигналы.
  • Для полуактивных головок необходим отраженный от цели сигнал, излучаемый самолетом-носителем.
  • Активные сами подсвечивают цель, для чего снабжаются штатными передатчиками сигналов.

Поражающие элементы и детонаторы

В воздушной среде, особенно на больших высотах, фугасное действие взрывчатого вещества малоэффективно. Авиационные ракеты “воздух- воздух” вооружаются боевой частью осколочно-фугасного действия. Вследствие большой скорости перемещения как цели, так и самой ракеты, к боевой части применяются жесткие требования по формированию поражающей сферы. Необходимого результата можно добиться применив систему заданного дробления на осколки либо готовые поражающие элементы (шарики, стержни). В большинстве изделий используется вариант, формирующий радиальное поле из осколков цилиндрической боевой части, осколочной рубашки. При разлете поражающие элементы образуют конус с усеченной вершиной с направлением движения, попутным ракете.

Планируемое разделение на поражающие осколки достигается посредством точечной закалки лазером или высокочастотными токами, нанесением насечек или «маски» из инертного материала. Осколочными поражающими элементами оснащаются боевые части ракет ближнего боя. В ракетных системах средней дальности применяется боевая часть, сформированная из стержней. Поражающие элементы располагаются наклонно вокруг взрывчатого вещества и между собой попеременно свариваются верхними и нижними концами. При раскрытии стержни образуют замкнутое кольцо большой поражающей силы. Ведутся перспективные разработки по управлению формированием и направлением действия осколочного поля.

Подрыв боевой части на оптимальном расстоянии осуществляется радиолокационным взрывателем, оснащенным одной или двумя антеннами. Современные ракеты класса “воздух-воздух” оснащаются лазерными установками, непрерывно отслеживающими расстояние до цели. На всех ракетах имеется инерционный детонатор на случай прямого попадания в цель.

На страже воздушных просторов

Для нашей страны, с ее огромными расстояниями и слаборазвитой наземной инфраструктурой на восточном и северном направлениях, ключевым звеном обеспечения обороноспособности являются ракеты “воздух-воздух”. Россия, совершив в последние годы технологический рывок, обладает целым спектром высокоэффективных боеприпасов. Отечественные ракеты предназначены не только для оснащения существующих летательных аппаратов, но и перспективных пилотируемых и беспилотных авиационных комплексов, принятие на вооружение которых ожидается в ближайшем будущем. Современные российские самолеты оснащены некоторыми типами ракет. О них будет сказано дальше.

Управляемая ракета Р-73 малой дальности

Изделие принято на вооружение в 1983 году, в натовской классификации AA-11 «Archer». Предназначается для уничтожения активно маневрирующих пилотируемых и беспилотных целей на максимальной скорости до 2 500 км/ч днем и ночью в любых погодных условиях в передней и задней полусферах. Для стрельбы по преследующим целям используется режим обратного старта. Двигатель с изменяемым вектором тяги и другие ноухау позволили превзойти все существующие мировые аналоги по маневренности. Возможно использование против неуправляемых аэростатов, вертолетов и крылатых ракет. Ракета входит в штатный комплект вооружения МиГ-29 и Су-27 последних модификаций, а также тактических бомбардировщиков Су-34 и штурмовиков Су-25. Производится в двух вариантах модификаций РМД-1 и РМД-2. Может использоваться для борьбы с крылатыми ракетами. Ракета поставляется на экспорт. Боеприпас обладает следующими характеристиками:

  • Масса — 110 кг.
  • Длина — 2,9 м.
  • Масса стержневой боевой части 8 кг.
  • Дальность пуска — 40 км (РМД 2).

Ракета ближнего маневренного боя РВВ-МД

Новейший боеприпас имеет всеракурсное инфракрасное наведение. Применение аэрогазодинамической системы маневрирования позволяет уничтожать цели с любых направлений. Предполагается, что этим образцом будут вооружаться все типы самолетов истребительной авиации и вертолеты. РВВ-МД и ракета “воздух-поверхность” Х-38 составят основу боевой мощи истребителя пятого поколения.

  • Стартовый вес не более 106 кг.
  • Длина ракеты — 2,92 м.
  • Масса боевой части со стержневым поражающим элементом — 8 кг.
  • Дистанция поражения целей до 40 км.

Авиационные ракеты “воздух-воздух” Р-27

Управляемый боеприпас создавался для вооружения истребителей четвертого поколения. По натовской классификации АА-10 «Alamo». Специфический боеприпас предназначен для уничтожения самолетов противника в ближнем маневренном бою и на средних дистанциях при максимальной скорости цели до 3 500 км/ч. Применена новая концепция управления и твердотопливный двигатель. На некоторых модификациях используются ускорители. Скорость ракеты “воздух-воздух” Р-27 в четыре с половиной раза превышает скорость звука. Характеристики в зависимости от модификации следующие:

  • Масса различных образцов колеблется от 250 до 350 кг.
  • Максимальная длина от 3,7 до 4,9 м.
  • Масса боевой части стержневого типа — 39 кг.
  • Дальность поражения объектов от 50 до 110 км.

Авиационная ракета Р-77 средней дальности

Проектировалась для истребителя пятого поколения МиГ – 1.42, так и не пошедшего в серию. Западное наименование АА-12 «Adder». Принята на вооружение в 1994 году. Оснащена мощным двигателем и самыми совершенными радиолокационным и инфракрасным комплексами наведения. Предназначена для уничтожения движущихся и статичных воздушных объектов всех типов, в том числе крылатых ракет, летящих с огибанием рельефа местности, на фоне земли и морской поверхности во всех диапазонах высот. Радиус действия модификации с твердотопливными ускорителями достигает 160 км.

  • Масса — 700 кг.
  • Длина изделия – 3,5 м.
  • Масса стержневой боевой части с мультикумулятивными элементами — 22 кг.
  • Максимальная дальность поражения объектов — 100 км.

На базе этого боеприпаса создана модификация “земля-воздух”. Ракета наземного базирования отличается большим диаметром двигателя.

Самонаводящаяся ракета РВВ-СД средней дальности

Новейший образец вооружения отечественных самолетов предназначен для уничтожения целей всех типов, в том числе и крылатых ракет на высотах до 25 км в условиях интенсивного радиолокационного противодействия противника. Применен активный комплекс наведения с использованием инерциальной радиокоррекции. Детонационное устройство использует лазерный неконтактный датчик.

  • Стартовый вес до 190 кг.
  • Длина – 3,7 м.
  • Тип боевой части — мультикумулятивная стержневая, масса – 22,5 кг.
  • Дистанция пуска до 110 км.

Ракета РВВ-АЕ среднего радиуса действия

Этот вариант ракеты создан для оснащения истребителей четвертого ++ поколения и предназначен для борьбы со всеми существующими типами летательных аппаратов, в том числе и крылатыми ракетами. Боеприпас может использоваться в любое время суток над сушей и акваторией моря в прибрежной зоне. Разработчиками предусмотрена установка на иностранные типы самолетов. В качестве детонатора применен бесконтактный лазерный взрыватель. Для маневрирования применяются решетчатые рули с электроприводом – техническое устройство аналогов в мире не имеет.

  • Максимальный стартовый вес — 180 кг.
  • Наибольшая длина – 3,6 м.
  • Боевая часть стержневая мультикумулятивная, масса — 22,5 кг.
  • Дистанция стрельбы до 80 км.

Управляемая ракета Р-33 большой дальности

Предназначена для вооружения истребителей-перехватчиков территориальной ПВО со слаборазвитой наземной инфраструктурой. В натовских справочниках обозначается как AA-9 «Amos». В комплексе с МиГ-31-33 была принята на вооружение в начале 80-х годов и составила один из элементов многоканальной системы перехвата «Заслон». Комплекс позволяет одновременно использовать весь боекомплект звена из 4-х самолетов. При этом радиолокационное оборудование самолетов и полуактивная ГСН ракеты предоставляют возможность одновременно поражать четыре объекта четырьмя ракетами. Р-33 создана для уничтожения самолетов и низколетящих крылатых ракет при любых погодных условиях, на фоне земли во всех диапазонах высот и скоростей и обладает следующими техническими данными:

  • Масса — 490 кг.
  • Длина — 4,15 м.
  • Масса осколочно-фугасной боевой части 47 кг.
  • Дальность пуска – 120 км, при дополнительном подсвечивании цели – до 300 км.

«Длинная рука» Р-37

На базе Р-33 для вооружения новейшего комплекса перехвата на основе Миг-31БМ разработана ракета большой дальности Р-37. В некоторых источниках именуется РВВ-БД и К-37. По натовской классификации AA-13 «Arrow». Испытания последних образцов завершены в 2012 году. При ее создании использован новый двухрежимный двигатель на твердом топливе и новейшая аппаратура управления и наведения. Во время испытаний поразила цель на рекордном расстоянии 307 км.

  • Стартовая масса различных модификаций от 510 до 600 кг.
  • Длина ракеты — 4,2 м.
  • Боевая часть — осколочно-фугасная, вес — 60 кг.
  • Дальность ракеты “воздух-воздух” Р-73 — 300 км, в экспортном исполнении — 200 км.

Превосходство останется за нами

Поступление на вооружение российской армии высокотехнологичных изделий в последние годы позволило значительно опередить западные державы. Разрабатываемые управляемые ракеты “воздух-воздух” будут оснащаться еще более мощными бортовыми вычислительными комплексами и быстродействующими сигнальными процессорами. Новое поколение ракет будет способно не просто отслеживать цель в условиях сильного радиолокационного и инфракрасного противодействия, но и осуществлять скрытое сопровождение атакуемого воздушного объекта.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector