1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ракеты и пушки класса «воздух-воздух»

Ракеты и пушки класса «воздух-воздух»

Ракеты и пушки класса «воздух-воздух»

Становившаяся все более насущной необходимость дать отпор тяжелым бомбардировщикам союзников заставила люфтваффе прибегнуть к помощи разнообразных тяжелых авиационных пушек и ракет. К концу войны первые управляемые ракеты класса «воздух — воздух» были готовы к тому чтобы поступить на вооружение.

Верфер-Гранате 21 (Wfr. Gr. 21)

Это была первая ракета класса воздух-воздух, принятая на вооружение люфтваффе в 1943 году. За основу при ее создании была взята ракета 21-сантиметровой армейской орудийной установки «Небельверфер 42», оборудованная более крупной 40,8-килограммовой осколочно-фугасной боеголовкой с дистанционным взрывателем. Смысл нового вида вооружений состоял в том, чтобы ракета рассеивала формирования бомбардировщиков союзников, после чего обычные истребители могли бы поодиночке уничтожать самолеты противника.

Несколько «Bf 109» и «Fw 190» были оборудованы пусковыми установками, которые располагались по одной под каждым крылом, а на отдельных «Bf 110» и «Me 410» таких установок под крыльями было по две. Самое раннее упоминание о боевом применении «Верфер-Гранате 21» эскадрильями JG 1 и JG 11 относится к 29 июля 1943 года, когда эти ракеты были выпущены по американским бомбардировщикам, атаковавшим Киль и Варнемюнде. Результаты ракетного удара оказались весьма впечатляющими — в одном случае, как сообщалось, ракета взорвалась непосредственно под «В-17», который был отброшен ударной волной на соседний в формировании бомбардировщик. После этого обломки двух взорвавшихся самолетов обрушились на третий «В-17», который также был сбит.

Однако подобные успехи были единичными — сильная отдача пусковых установок во время выстрела резко снижала скорость и маневренность самолетов-носителей, что обычно заканчивалось для них плачевно, если в бой вступали истребители союзников. Впрочем, самым серьезным недостатком системы была ее недостаточная точность — было очень сложно правильно оценить необходимую дистанцию, на которой следовало выпускать ракету, и подавляющее большинство из них взрывалось достаточно далеко от целей.

R4M Оркан (Ураган)

Проблемы «Wfr. Gr. 21» были решены с появлением в 1945 году ракеты «R4M». Это была неуправляемая твердотопливная ракета, достаточно легкая, чтобы ее могли брать на борт все истребители люфтваффе, хотя наиболее вероятным представляется, что вооружались ею только «Ме 262».

Стандартная «R4M» представляла собой ракету со складывающимся стабилизатором, оснащенную боеголовкой, содержащей 520 грамм взрывного заряда, что фактически гарантировало поражение цели при каждом выстреле. «Me 262» несли по 12 ракет под каждым крылом на легких деревянных рамах, и это практически никак не влияло на летные характеристики самолетов. Хотя максимальная дальность полета ракеты составляла чуть больше 1000 метров, обычно они отстреливались с дистанции, не превышающей 600 метров, так как на этом расстоянии их баллистика соответствовала аналогичным характеристикам установленных на «Me 262» 30-миллиметровым пушкам МК 108, что существенно упрощало процедуру прицеливания с помощью стандартных систем наведения.

Очень небольшое количество этих ракет поступило в боевые соединения, но они оказались крайне эффективными — как сообщалось, в марте 1945 года звено из шести вооруженных «R4M» истребителей «Me 262» из центра испытания самолетов в Обераммер-гау, возглавляемое генералом Гордоном Голлобандом, за один только вылет сбило четырнадцать «В-17».

Сравнение характеристик ракет класса «воздух — воздух»

(Характеристика …… Ракета Вурфгранате 21Ракета R4MРакета Х-4)

Длина …… 1,177 м — 0,812 м — 2,01 м

Максимальный диаметр …… 21,4 см — 5,5 см — 22 см

Размах крыльев …… нет данных (стабилизация вращением) — нет данных (складывающийся стабилизатор) — 0,726 м

Стартовая масса …… 112,5 кг — 3,85 кг — 60 кг

Боеголовка …… 40,8 кг ОФ — 0,815 кг — 20 кг ОФ

Дальность полета …… 1,2 км — 1,1 км — 3,5 км

? Постоянно растущая угроза, которую представляла собой бомбовая кампания союзников, начавшаяся в 1942-1943 годах, привела к разработке тяжелых пушек, которые были более эффективны против четырехмоторных бомбардировщиков, чем пулеметы и 20-миллиметровые пушки первых военных лет. Некоторые из них, такие как МК 101, ВК 3,7 и ВК 5, оказались слишком тяжелыми и медлительными, чтобы эффективно применять их в качестве оружия класса «воздух — воздух». Громадная ВК 7,5 некоторое время рассматривалась как действенное оружие для борьбы с бомбардировщиками, однако проблемы, присущие ВК 3,7 и ВК 5, стали причиной того, что эти три типа орудий были направлены в противотанковые эскадрильи люфтваффе. Казалось, что крупнокалиберные безоткатные пушки обладают большим потенциалом, чтобы стать эффективными противолодочными орудиями, но их разработка была прекращена после того, как участвовавший в испытаниях «Юнкерс Ju 88» едва не был полностью уничтожен чудовищной обратной взрывной волной пушки «Дука 88».

Безоткатные авиационные пушки в сравнении

(Характеристика …… Герат 104 / Дузенканоне Дука 88)

Вес …… 4837 кг / 1000 кг

Длина …… 10 м / 4,7 м

Длина ствола …… 10 м / —

Калибр …… 356 мм / 88 мм

Вес снаряда …… 700 км / 9,2 км

Дальность стрельбы …… 3,54 км / 1,5 км

Руршталь Х-4

«Х-4» была самым совершенным оружием класса воздух-воздух, едва не поступившим на вооружение в годы войны. Идея его создания возникла в ходе исследовательских работ доктора Макса Крамера в 1943 году, а на следующих год уже были готовы несколько прототипов.

Эта ракета действовала на жидком топливе, хотя более поздние серийные модели предполагалось оборудовать твердотопливными двигателями. Она была оснащена двумя установленными на крыльях осветительными снарядами, помогавшими оператору отслеживать ее траекторию и корректировать ее с помощью расположенного в кабине самолета маленького рычага управления. Команды направлялись по двум проводам, разматывавшимся с установленных на ракете катушек, и исправляли курс ракеты, меняя положение расположенных на хвосте рулей.

20-килограммовая осколочно-фугасная боеголовка обладала эффективным радиусом поражения около 8 метров и приводилась в действие акустическим неконтактным взрывателем. Оператор активировал взрыватель на расстоянии 40 метров от цели, но установленный на ней механизм замедленного действия позволял снаряду сблизиться с целью до пяти метров, и тогда боеголовка детонировала.

Первый испытательный запуск состоялся 11 августа 1944 года, когда опытный образец был выпущен с борта «Fw 190». Последующие тестовые стрельбы, к которым были привлечены «Ju 88» и «Me 262», продемонстрировали, что «Х-4» нельзя с полным правом назвать действительно подходящим оружием для одноместных истребителей, так как их единственному пилоту в условиях реального боя довольно затруднительно одновременно управлять и самолетом, и ракетой. Соответственно, было принято решение оснащать серийными образцами многоместные истребители, такие как «Ju 88».

К началу 1945 года на заводе «Руршталь» в Бракведе были собраны уже более 1000 корпусов, на которые оставалось установить ракетные двигатели, но их поставки задерживались из-за того, что выпускавший их завод BMW в Штаргарде подвергся бомбовым ударам союзников. Возможно, что считанные единицы «Х-4» все же были применены в последние недели войны, однако официально на вооружение люфтваффе они так и не поступили.

Российские ракеты класса «воздух-воздух». История, современность и перспективы

Современные российские управляемые ракеты класса «воздух-воздух» поражают не только истребители, бомбардировщики и ударные дроны неприятеля. Их основной целью могут стать баллистические ракеты и воздушные топливозапращики, обеспечивающие бесперебойное патрулирование стратегических бомбардировщиков США, а также оснащенные системой АВАКС самолеты связи и управления.

Читать еще:  Боевые ракеты середины XIX века; 1 — русская (1849 год); 2 — прусская (1850 год); 3 — французская (1857 год); 4 — русская (1859–1863 годы).

Управляемые ракеты для истребительной авиации

Сегодня ракеты класса «воздух-воздух» (ВВ по отечественной классификации или ААМ по классификации НАТО, от английского air-to-air missile) являются пусть и не самой, но очень важной частью системы вооружений ВВС и ПВО любой из стран мира. Они обеспечивают возможность ведения полноценного воздушного боя, позволяют перехватывать и уничтожать любые воздушные цели, включая планирующие бомбы и ракеты условного противника.

Советский Союз и затем Россия долгие годы значительно уступали США и другим странам НАТО по эффективности этого оружия. Но сегодня, благодаря оснащению ракет класса ВВ новейшими ракетными двигателями, а также системами навигации и управления, отечественному ОПК удалось практически полностью преодолеть это отставание.

Выпущенные российским перехватчиком МиГ-31БМ модернизированные ракеты Р-37М найдут и уничтожат цель, находящуюся на расстоянии до 300 км. И это при том, что практически все ее западные конкуренты бесполезны на расстоянии свыше 200-220 км.

Супероружие, которым Люфтваффе так и не удалось воспользоваться

Пионерами в области разработок ракет класса «воздух-воздух» стали конструкторы Великобритании и Германии, которые практически одновременно в 1943 году предложили собственные варианты ракетных вооружений для истребительной авиации.

Британская «Артемида» (Artemis) стала первым в мире детально проработанным проектом ракеты «воздух-воздух», способным уничтожать немецкие самолеты-снаряды Фау-1. Но она оказалась настолько дорогой в производстве, что экономные англичане благоразумно решили отказаться от производства, отложив его «на потом».

Для немцев только сверхновые типы вооружений являлись надеждой на перелом в войне. Поэтому к спроектированной в том же 1943 году ракете Ruhrstahl X-4 или «Крамер X-4» они отнеслись гораздо более внимательно.

Первая немецкая ракета класса «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4

Отличные результаты испытаний убедили Гитлера в необходимости обеспечить «Крамерами» винтокрылые истребители Фокке-Вульф Fw 190 и реактивные Месершмидт-262.

К началу 1945 года была готова первая партия этих ракет в количестве 1 тысячи штук, но беспощадный налет американской авиации на Старгардский завод BMW (западная Польша) оставил новое оружие без ракетных двигателей. А стремительное наступление Красной Армии на Берлин уже не оставило шансов на восстановление их производства.

Любители пользоваться чужими разработками

В первые же послевоенные годы американцы допустили «случайную» утечку информации о том, что их конструкторы разработали ракеты класса ААМ Hughes JB-3 Tiamat и Martin. Правда, они почему-то практически сразу же были признаны морально устаревшими, а для дальнейших разработок начали использовать документацию… «Крамеров».

Франция, наоборот, призналась, что попыталась наладить выпуск Ruhrstahl X-4 под названием АА.10, но трофейных документов катастрофически не хватало, а местные инженеры не могли похвастаться особыми знаниями в области ракетостроения.

В годы холодной войны империалистический и коммунистический лагеря готовились к открытому противостоянию. В 1955-56 годах на вооружение армии Великобритании поступили ракеты Fairey Fireflash, а Пентагон представил AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder, различные модификации которой с успехом используются и сегодня.

Советский Союз не стал отставать, продемонстрировав миру в том же 1956 году ракету К-5 класса «воздух-воздух» или изделие ШМ по классификации НАТО. И пусть она поражала цель лишь на расстоянии 5-10 километров, К-5 стала серьезным аргументом, с которым противникам пришлось считаться.

Для сравнения: AIM-9 Sidewinder поражала цели на расстоянии до 18, а AIM-7 Sparrow – до 70 км.

Профессиональный ответ советских спецслужб и отечественных конструкторов

В 1981 году Советский Союз принял на вооружение ракету Р-33 (АА-9 «Amos»), в которой военные эксперты НАТО опознали свою AIM-54 Phoenix. Разразился жуткий скандал, но советские военные заявили, что Р-33 имеет меньший радиус действия, чем ее американская сестра, а по соображениям секретности доступ к технической документации оказался надежно закрыт.

Ракета Р-33

Совсем недавно стало известно о том, что американцы были правы, обвиняя спецслужбы СССР в отлично проведенной спецоперации по похищению сверхсекретной технической документации, а ТТХ Р-33 практически полностью соответствовали AIM-54 Phoenix.

Только в начале 90-х годов минувшего столетия Россия начала догонять страны НАТО, представив ракету ближнего радиуса действий Р-73 (АА-11 «Archer» по западной классификации), а также управляемый реактивный боеприпас среднего радиуса действия Р-77 (АА-12«Adder») с максимальной дальностью пуска в 110 км.

Западных экспертов неприятно удивили результаты малайзийско-австралийских учений, в которых «противостоявшие» страны использовали российские и натовские типы вооружений. Тогда во время учебной атаки МиГ-29 ВВС Малайзии легко поразил воздушную цель с расстояния на 15 км дальше, чем его соперник, австралийский истребитель Hornet, вооруженный ракетами AIM-7 Sparrow.

Финишный спурт и блестящие перспективы

На сегодняшний день самой дальнодействующей ракетой мира класса «воздух-воздух» считается модернизированная версия российской Р-37М «Стрела» (по номенклатуре НАТО AA-13 «Arrow»), которая без труда подвешивается под крыльями Су-27 и Су-35, а также высотного истребителя-перехватчика МиГ-31БМ.

Уникальностью этого управляемого реактивного боеприпаса является то, что Р-37М в полете динамически неустойчива и обладает сверхманевренностью. Она без труда уклоняется от средств поражения противника и может достать любую воздушную цель, находящуюся на расстоянии до 300 км.

В июне 2017 года американский журнал The National Interest опубликовал статью под названием «Русские ракеты перекрыли кислород нашей авиации». В ней военный обозреватель Дэйв Маджумдар ужаснулся эффективности российских Р-37М и их китайских аналогов PL-15. По его мнению, эти ракеты без труда могут уничтожить американские топливозаправщики, обеспечивающие беспосадочное патрулирование стратегических бомбардировщиков В-52, а также самолеты дальнего обнаружения и управления AWACS, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и разведчики.

В условиях современной войны без этих вспомогательных авиасредств никак не обойтись, а российские и китайские ракеты класса «воздух-воздух» ставят под сомнение пресловутое превосходство США в воздухе.

Согласно информации из открытых источников, в настоящее время инженеры отечественного ОПК вышли на завершающий этап производства новой сверхдальней ракеты класса «воздух-воздух», которая будет лететь еще дальше, чем Р-37М.

Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)

Она получит двухрежимный ракетный двигатель, станет короче на 14 см, чем Р-37М, а ее цифровая начинка позволит более качественно наводить ракету на цель.

После того как стало известно о разработке Россией гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал» класса «воздух-поверхность», не стоит особо удивляться, если в ближайшее время нас обрадуют известием и об использовании гиперзвука в ракетных боеприпасах класса «воздух-воздух».

Авиационные ракеты «воздух-воздух»: характеристики

На сегодняшний день абсолютно понятно, что без истребительной авиации система ВКО (воздушно-космической обороны) не смогла бы функционировать в полной мере. Истребительная авиация – это важнейшая часть подсистемы поражения ВКО. Основным оружием истребителей являются ракеты класса «воздух-воздух». Сегодня мы с вами познакомимся с характеристиками этого вида вооружения, его состоянием и перспективами.

Предыстория

Самолеты-истребители начали вооружаться авиационными ракетами еще в 1930 годах. Первым советским самолетом, получившим на вооружение ракеты в дополнение к пулеметам, был истребитель модели И-16. Ракеты тогда были неуправляемыми, поэтому летчик мог повлиять на траекторию снаряда лишь до его пуска. Пилоту нужно было тщательно выдержать условия пуска по точности и дальности. Сделать это во время воздушного боя было довольно сложно. Кучность такого огня уступа показателям бортовых пулеметов и пушек. Единственным достоинством реактивных снарядов был их солидный калибр и тот факт, что для поражения вражеского самолета было достаточно одного попадания.

Первые испытания управляемых ракет состоялись в Германии во времена Второй мировой войны. Стоит отметить, что в те годы, нарезное авиационное оружие (пушки и пулеметы), достигло своего совершенства. Доказательством тому являются успехи летчиков-истребителей в различных сражениях. На тот момент авиационное вооружение идеально подходило под существующие самолеты, и в руках умелого летчика позволяло достичь успеха в маневренном воздушном сражении. Но когда появилась реактивная сверхзвуковая авиация, скорость самолетов возросла, а вместе с ней возрос и пространственный размах воздушного сражения, возникла необходимость в ракетном оружии нового уровня. Кроме того, оно было необходимо и раньше для решения боевых задач в ночное время и в условиях тяжелых метеорологических условий.

Читать еще:  Развитие ракетных технологий

В послевоенное время в Америке появились первые управляемые ракеты «воздух-воздух». США стали новаторами на этом поприще, но созданию управляемых ракет поспособствовали специалисты из Германии, которые после поражения были вывезены в Америку. Немного позже успехов в разработке управляемых ракет достиг и СССР.

Управляемые ракеты «воздух-воздух»

На начальных этапах конструирования управляемых ракет был разработан и протестирован метод наведения обнаружения и прицеливания по радиолучу БРЛС (бортовой радиолокационный станции), действующей в режиме сопровождения в равносигнальной зоне. Главным достоинством метода стал тот факт, что он не зависел от погодных условий. Визуальная видимость цели не требовалась, поэтому пуск можно было осуществить даже в облаках. Недостатки у метода тоже были. Во-первых, радиолокационная станция могла перехватить заднюю полусферу вражеского самолета только в том случае, если он не маневрирует, или маневрирует, но слабо. Во-вторых, после пуска ракеты летчик не мог вывести истребитель из атаки, ему необходимо было сопроводить цель с минимальными угловыми погрешностями вплоть до попадания в нее ракеты или промаха.

В 1959 году истребительная авиация ВПО получила на вооружение ракету РС-2УС, которая наводилась по описанному методу. Ракеты «воздух-воздух» этой модели легли в основу вооружения перехватчиков МиГ-19 и Су-9, а позже начали устанавливаться и на истребитель МиГ-21ПФ вместе с другим вооружением. Наведение РС-2УС было связано с БРЛС, поэтому действия летчика ограничивал нижний предел работы радиолокационной станции по высоте. При спуске и автосопровождении ракеты летчик должен был проявить высокую точность пилотирования.

Самонаводящиеся ракеты

В 1962 году в серийное производство поступили первые самонаводящиеся ракеты Р-3С. Головки самонаведения реагировали на источник теплового излучения, которым, как правило, выступало реактивное сопло мотора вражеского самолета. Система была пригодна для маневренного воздушного сражения, но в случае резкого маневра цели в сторону ракеты, атака срывалась или заканчивалась промахом. В среднем воздушном бою из десяти пусков ракеты цели достигали не более двух. Самонаводящиеся ракеты могли атаковать только заднюю полусферу самолета противника и только в нормальных погодных условиях. Пуск под нулевым ракурсом мог привести к преждевременной активации дистанционного взрывателя. Причина тому – попадание ракеты в струю раскаленных газов реактивного мотора вражеского самолета.

У первых управляемых ракет оборудование для наведения и самонаведения оснащалось аналоговыми средствами обработки информации и имело жесткую логику работы. Когда тепловая головка самонаведения устойчиво захватывала цель, летчик мог это понять по характерному звуку, доносящемуся из наушников его шлемофона. Под уменьшением ошибки прицеливания звук усиливался.

Второе поколение

Следующим поколением отечественных ракет «воздух-воздух» стали модели Р-8М, Р-98М и Р-4. Ими вооружали истребители Су-11, Су-15 и Ту-128 соответственно. Главным отличием новых моделей стало использование полуактивных радиолокационных головок самонаведения, оборудованных аналоговым бортовым вычислителем. Кроме того, новое поколение ракет получило повышенные энергетические характеристики. Нововведения позволили выполнять атаку не только в заднюю, но и в переднюю полусферу. При этом летчик мог начинать плавно выходить из атаки сразу после пуска ракеты, но без срыва автосопровождения, которое обеспечивает радиолокационный подсвет цели. Так как скорость ракеты «воздух-воздух» в несколько раз превышает скорость предполагаемого врага, сопровождение не занимало много времени.

Третье поколение

С появлением нового поколения истребителей МиГ-23 и МиГ-25П, на вооружение приняли и новые ракеты «воздух-воздух»: Р-23, Р-24 и Р-40. Обозначение этих ракет заканчивалось на индекс «Т» или «Р», в зависимости от того, какие были применены головки самонаведения – тепловые или полуактивные РЛ. Головки самонаведения оснащались бортовым вычислителем. В них широко стали использовать интегральные микросхемы. Как правило, запуская ракеты «воздух-воздух», летчик не наблюдал цель даже в благоприятных метеоусловиях.

Тепловые координаторы охлаждались с помощью жидкого азота, что делало их более чувствительными. Дальность пуска ракет возросла в два раза по сравнению с предшествующим поколением. Также был расширен диапазон подходящих условий для пуска.

Вместе с экземплярами большой и средней дальности разрабатывалась и принималась на вооружение ракета «воздух-воздух», дальность работы которой начиналась с 300 метров. Ее использовали преимущественно в маневренном воздушном сражении. Ракеты малой дальности Р-60, Р-60м и Р-73 были приняты на вооружение в 1980-х. Максимальная перегрузка перехватываемых целей для них составила 6, 8 и 12 g соответственно. Во время атаки летчик не имел возможности выполнить пуск до того, как радиолокационный прицел не подаст команду «Захват головки» (ЗГ) и «Пуск ракеты» (ПР). Это изрядно отвлекало пилота от визуального контроля цели в процессе боя.

Четвертое поколение

Так как истребители непрерывно развивались, улучшались их боевые и защитные характеристики, а также возрастала скорость, ракеты «воздух-воздух» должны были им соответствовать. Пришествие на вооружение новых самонаводящихся ракет вновь было связано с созданием нового поколения истребителей. В 1981 году истребительная авиация ПВО приняла на вооружение самолет МиГ-31, вооруженный ракетами Р-33. Ракета «воздух-воздух» большой дальности могла запускаться в переднюю полусферу цели с расстояния до 120 км. Новая модификация самолета, получившая название МиГ-31М, вооружалась обновленной ракетой, на которой полуактивную РК головку самонаведения заменили на полуактивно-активную. При этом благодаря повышенной энерговооруженности ракеты дальность пуска стала достигать 200 км.

Этапными истребителями для СССР стали МиГ-29 и Су-27, которые поступили на вооружение в середине 1990 годов. В разных версиях они по сей день служат основой российской истребительной авиации и активно продаются в другие страны. Изначально истребители вооружались ракетами Р-27. Затем они получили ракету Р-27Э, обладающую повышенной энерговооруженностью. Эти ракеты класса «воздух-воздух» отличались комбинированными головками самонаведения. В последних воплощались различные методы наведения: инерциально-корректируемое, самонаведение с использованием полуактивной РК головки и самонаведение на ИК излучение цели. С внедрением комбинированных головок появилась возможность эффективной атаки цели вне зависимости от ракурса.

Возросшие требования

К концу 90-х стало очевидно, что в дальнейшем полуактивные РЛ головки перестанут удовлетворять все требования, предъявленные к системам управления ракетами. Нужна была активная радиолокационная головка более сложной конструкции.

Разработка новых ракет осложнялась использованием процессоров для быстрой цифровой обработки сигналов высокой помехозащищенности. Для летчика такая ракета была пределом мечтаний, ведь она воплощала принцип «Пустил и забыл».

На сегодняшний день в России продолжаются работы над созданием нового поколения ракет и радиолокационных самонаводящихся головок, имеющих в своем составе систему цифровой обработки сигнала в широком диапазоне частот и обладающих минимальной длиной аналоговой части тракта, а также многофункциональными высокопроизводительными процессорами. Радиолокационные головки, обладающие такими параметрами, смогут обнаруживать и сопровождать цель по дальности и скорости, осуществлять параллельный анализ, работать в режиме «без целеуказания по скорости», а также реализовать алгоритмы помехозащищенности.

РВВ-АЕ

В середине 2000-х годов появилась модель ракеты «воздух-воздух» (Россия), объединяющая в себе все описанные выше характеристики. В настоящее время она продолжает совершенствоваться. Экспортная версия ракеты «воздух-воздух» нового поколения не единожды демонстрировалась публике на авиационных салонах и международных выставках вооружения под именем РВВ-АЕ. В 2003 г. появилась доработанная версия под названием РВВ-СД. Многих интересует, какая скорость ракеты «воздух-воздух» РВВ-СД? Так вот, данная ракета способна развить скорость до 4500 км/ч.

Новая ракета получила двухдиапазонную линию радиокоррекции с повышенным быстродействием, а также высокоточную систему управления. Новый двухимпульсный твердотопливный мотор с управляемой паузой и увеличенной массой топлива может работать до 100 секунд, обеспечивая тем самым повышенную энерговооруженность ракеты. Благодаря адаптивному боевому снаряжению с возможностью управления полем поражения ракета может эффективно попадать в цель даже при повышенной возможности промаха.

Перспективы

В будущем ракета РВВ-АЕ должна получить пассивный режим самонаведения на цель и возможность активной защиты самолета-носителя. Кроме того, двигатель ракеты «воздух-воздух» может стать комбинированным ракетно-прямоточным. Такая модернизация позволит увеличить дальность пуска ракеты, особенно на небольших высотах.

Истребители пятого поколения предполагают размещение ракет «воздух-воздух» во внутренних отсеках. Это положительно сказывается на аэродинамических характеристиках самолета и улучшает его летные возможности в целом. Вместе с тем, данное требование накладывает жесткие ограничения на массу и габариты ракет, а также предполагает замену традиционных пусковых устройств на катапультные.

Читать еще:  Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России

Перспективные ракеты получат радиолокационные головки самонаведения, который будут использовать допплеровский эффект и эффект вторичной модуляции. Таким образом повысится «избирательность» ракеты при атаке группы самолетов противника. Особым направление в развитии радиолокационных головок самонаведения станет их способность к использованию эффекта вторичной модуляции от несущего винта вертолета. Разумеется, авиационные ракеты «воздух-воздух» будут развиваться параллельно с БРЛС истребителей.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что основными тенденциями в развитии рассматриваемых ракет будут:

  1. Увеличение дальности пуска. Достигается при помощи совершенствования ракетных моторов и головок самонаведения.
  2. Повышение точности наведения на цель вплоть до идентификации ее отдельных частей.
  3. Усовершенствования боевых характеристик. Достигается в основном с помощью оптимизации зоны действия поражающих факторов.
  4. Повышение маневренности.
  5. Расширение диапазона задач, выполняемых самонаводящимися головками.
  6. Повышение помехозащищенности головок.

Трудности

Вместе с тем есть факторы, которые препятствует быстрому решению указанных задач. Речь идет главным образом о необходимости минимизации массы, габаритов и стоимости ракет.

Требования к ракетам со стороны летчиков не ограничиваются принципом «Пустил и забыл». Летчикам хотелось бы, чтобы требования ракеты к условиям пуска были минимизированы. Нашлемная система целеуказания эффективно справляется с задачей в ближнем воздушном бою, однако совершенно не годится для дальнего ракетного боя, который становится все более перспективным направлением развития авиации ВКО.

Экипажи нуждаются в «умных» ракетах, но и для высокотехнологичных ракет нужны квалифицированные специалисты. Бытует мнение, что шестое поколение истребителей может стать беспилотным. Эта перспектива вполне реальная, учитывая стремительное развитие концепции «бесконтактных войн». Как бы там ни было, постепенное и — что самое главное – постоянное наращивание тактико-боевых характеристик ракет класса «воздух-воздух» приводит к получению ими качественно нового места в вооруженном конфликте и повышению роли истребительной авиации в ВКО в целом.

Самонаводящиеся ракеты класса “воздух-воздух”

В обновлении War Thunder 1.85 “Звуковой барьер” в игре появляется новый вид вооружения — ракеты класса “воздух-воздух”. Для самолётов станут доступны ранние модели таких ракет: американская AIM-9B Sidewinder, советская Р-3С и британская Firestreak. У нескольких вертолётов в игре также появятся ракеты “воздух-воздух”, но более совершенные — о том, почему вертолётам достались более эффективные ракеты, мы рассказали в дневнике “Будущее авиации War Thunder: сверхзвук и ракеты “воздух-воздух”.

Все ракеты “воздух-воздух” в обновлении 1.85 имеют инфракрасную головку самонаведения (ГСН) со следящим координатором цели — ракета наводится методом пропорциональной навигации по кратчайшей траектории прямо в точку встречи с целью. Поскольку ГСН ранних ракет реагируют только на тепло горячих газов из двигателей самолётов, захват цели эффективен только с задней полусферы. Ранние ракеты “воздух-воздух” уверенно захватывают тепловой контур выхлопа реактивных, газотурбинных и мощных поршневых двигателей. При этом, например, многие бипланы или самолёты периода Второй мировой будут невидимы для ГСН на больших дистанциях. ГСН более новых ракет всеракурсные, то есть способны засекать также тепло, излучаемое корпусом летательных аппаратов, и могут применяться даже с передней полусферы. Поскольку в инфракрасном спектре фиксируется разнообразное излучение, ГСН в зависимости от конструктивных особенностей в той или иной степени реагируют на солнце, тепловые ловушки и средства активного оптико-электронного противодействия.

Довольно часто ракеты “воздух-воздух” наводились на солнце, как на самый интенсивный источник тепла в радиусе захвата цели. Эту “болезнь” инфракрасных головок самонаведения мы также реализовали в игре.

У некоторых ракет следящий координатор цели до пуска был всегда строго ориентирован по оси ракеты и пускать ракету можно было, только держа цель строго в прицеле. У других же после захвата координатор следил за целью, и самолёт-носитель мог маневрировать в некотором секторе относительно неё. Это позволяло брать упреждение при пуске ракеты и улучшать таким образом стартовые условия для неё при пусках по целям на пересекающихся курсах. Такие особенности мы реконструировали в игре, задав разные радиусы круга захвата цели для разных моделей ракет.

Если говорить о других особенностях прицеливания, захвата и удержания цели, важно помнить, что у головки самонаведения есть подготовительный период для “прогрева” электроники и запуска гироскопов. В режиме поиска цели ГСН находится ограниченный период времени, после чего отключается. Поэтому алгоритм применения УРВВ выглядит следующим образом: выход на позицию атаки, активация ГСН и ожидание её включения, после чего в течение ограниченного времени игрок должен осуществить захват цели и пуск — иначе ракета будет отключена, и нужно будет повторять процесс сначала. В меню можно назначить клавишу подготовки ГСН к целеуказанию, а также отдельную клавишу для запуска самой ракеты. Дистанция захвата цели в условиях, близких к идеальным (цель — реактивный истребитель на форсаже, т.е. хорошо “светится”, движется по прямой, запуск захвата производится с задней полусферы с траектории движения цели), составляет примерно 4000 метров, дистанция уверенного захвата цели — около 2500 метров.

Ракеты “воздух-воздух” имеют неконтактный взрыватель, который срабатывает при встрече с летательными аппаратами и землёй. При подлёте к цели ракета детонирует, создавая направленный или ненаправленный поток осколков, который собственно и поражает цель. Ушедшая в “молоко” ракета самоликвидируется по истечению некоторого времени.

Понятно, как захватить и поразить цель, но как уйти из-под атаки? Во-первых, можно уйти маневрированием. Ранние ракеты не были способны перехватывать маневрирующие цели, потому что не могли развить в полёте необходимую перегрузку и не могли следить за быстро перемещающейся целью, у более поздних ракет параметры лучше. В качестве имитации визуального обнаружения, все самолёты и вертолёты в игре будут получать сигнал о приближающейся ракете “воздух-воздух” — включая даже те модели, где подобные системы не устанавливались. Время появления сигнала о запуске ракеты будет определяться умением экипажа. Курс пассивной защиты, то есть противоракетного маневрирования, стал обязательным в подготовке боевых пилотов сразу после появления на поле боя ракет “воздух-воздух” — пилотам War Thunder также пригодятся такие навыки.

Ранние ракеты “воздух-воздух” не способны развить достаточно большие перегрузки для того, чтобы поразить маневрирующую цель, поэтому, получив оповещение о приближающейся ракете, побыстрее уходите с курса. Ракета не сможет совершить резкий поворот и потеряет вас из виду. Кроме того, запаса топлива ракет хватает лишь на несколько секунд собственного хода, после чего они продолжают двигаться по инерции. Маневренные качества ракеты падают по мере снижения скорости, поэтому, чем дальше пролетела ракета с момента выключения её двигателя, тем проще уйти от неё манёвром. Если же ракета была пущена с дальней дистанции, от неё можно просто убежать на большой скорости, развернувшись строго от неё.

Во-вторых, можно обмануть инфракрасную ГСН. В обновлении 1.85 “Звуковой барьер” некоторые вертолёты получат установки запуска ЛТЦ, ложных тепловых целей — тепловых ловушек, которые перехватывают “внимание” ракеты на себя и уводят её в сторону. Дополнительно в арсенале вертолётов появится станция постановки оптико-электронных помех, а также экранирующие выхлопные устройства — эти средства защиты осложняют захват цели в инфракрасном спектре. Против некоторых моделей ракет может помочь резкое отключение двигателя — сильный источник тепла исчезнет и ракета может потерять цель.

И ЛТЦ, и СОЭП реализованы в игре максимально реалистично. ЛТЦ создаёт тепловую сигнатуру, подобную теплу двигателя. Если в поле зрения ГСН ракеты вместе с самолётом окажется хоть одна такая ложная цель, ракета наведётся в некую усреднённую точку между ними. СОЭП же создаёт множество хаотичных ИК-сигналов, видимых в определённых секторах от цели и затрудняющих наведение ГСН на цель в этих секторах. СОЭП максимально эффективны только против ракет, головки самонаведения которых не оснащёны специальными конструктивными мерами по противодействию таким помехам.

Ракеты класса “воздух-воздух” — большая и важная страница в истории воздушных войн. Мы постарались сделать так, чтобы этот новый вид вооружения органично вписался в воздушные и смешанные бои War Thunder — надеемся, он понравится вам также, как и нам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector