1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ракетный корабль-экраноплан пр. 903 ~ 1(1)

Ракетный корабль-экраноплан пр. 903 ~ 1(1)

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по КВЛ) 73,3

– ширина по крыльям наибольшая 44

– осадка в водоизмещающем положении 2,5

Главная энергетическая установка:

– количество х тип ТРД (суммарная тяга, кгс) 8 х НК-87М (104 000)

Наибольшая скорость хода в аэродинамическом режиме, уз 270

Крейсерская высота полета, м от 1 до 4

Дальность плавания ходом 270 уз, мили 1100

Автономность по запасам провизии и топлива, сут 5

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 15 (6)

Комплекс противокорабельных ракет:

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2×3 (неповоротная КТ с подъемом на угол старта)

– боезапас 6 ПКР ЗМ80

– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-23-мм (ПИ-23)

– РЛС обнаружения НЦ и ВЦ «Получас»

– РЛС навигационная «Дон-2»

– комплекс средств РЭБ «Хиппер»

Схема внешнего вида малого ракетного корабля – экраноплана пр. 903 (вид сбоку и с носа)

Схема внешнего вида малого ракетного корабля – экраноплана пр. 903 (вид сверху)

Ракетный корабль-экраноплан пр. 903 (шифр «Лунь») спроектирован в ЦКБ по СПК в г. Горьком под руководством В.Н. Кирилловых. Предназначался для нанесения удара по надводным кораблям противника в условиях слабого противодействия со стороны средств его воздушного нападения. По конструкции является кораблем, использующим экранный эффект (резкое возрастание несущих свойств крыла на малых высотах полета). Корпус и крылья были выполнены из легких сплавов. В качестве главных механизмов использовали восемь авиационных ТРД тягой по 13 000 кгс. Данные корабли предполагалось построить се рией из восьми единиц. Однако эти планы реализовать не удалось из-за отсутствия финансирования и военной целесообразности. Дело в том, что ударный экраноплан должен был действовать в условиях сильного противодействия со стороны противника, а его зенитное вооружение и скорость хода оказались на уровне тихоходного самолета. При больших размерах корабля это обстоятельство делало его крайне уязвимым. Второй однотипный корабль предполагается достроить по пр. 9037 как спасатель.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе российского флота корабль пр. 903 не числился.

С-31 (зав. № 31). Опытный завод «Волга» (г. Горький): •; 1987 г.

Корабль испытывался на Каспийском море. В начале 1992 г. экраноплан был исключен из боевого состава флота и разобран на металл.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

6 пусковых установок с ракетами «Москит»

Содержание

История создания

Экраноплан «Лунь» разрабатывался с начала 70-х годов на основе конструкции и компоновки «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В.Н. Кирилловых.Проектировался как ракетоносец, главной целью какого было бы уничтожать надводные суда противника путём ракетного удара, чему способствовала его скорость и малозаметность на радарах того времени. Первый экраноплан «Лунь» начали собирать в 1983 году на опытном заводе «Волга». 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду, после чего его он был перенаправлен в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки.В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 закончились государственные испытания. В 1990 году «Лунь» был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году. Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии.На момент декабря 2001 года «Лунь» законсервирован в сухом доке на территории завода Дагдизель в Каспийске, а вся секретная электроника сдана на склады. Изначально планировалось создать восемь таких экранопланов, но из-за финансовых проблем, а также не целесообразности этот проект заморозили.Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов создавался ещё один корабль типа «Лунь», который был готов на 90%, но в итоге не был достроен.Изначально он тоже проектировался как ракетоносец, позже как спасательное судно которое случае необходимости брать на борт 150 пострадавших, либо до 500 человек в крайних ситуациях.

Описание конструкции

Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапециевидным крылом в плане.Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления.

Фюзеляж

Фюзеляж выполнен из прессованных панелей, листовых и профильных материалов алюминиево-магниевого сплава с толщиной обшивки — от 4 до 12 миллиметров.Корпус, имеет высоту – 19 метров, длину – 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков и три палубы для размещения оборудования и ракетного расчёта.Центроплан крыла находиться посередине, а под днищем расположено гидролыжное устройство.Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Читать еще:  Советские авиационные ракеты "Воздух-земля"

Крыло и оперение

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 м2.Крыло выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию.Топливо размещено в четырёх отсеках.Кроме хвостовой части и закрылок крыло сделано водонепроницаемым.Закрылки имеют клёпаную многолонжеронную конструкцию из листов и профилей, и разделены на 12 секций. Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 м2.Законцовка выполнена из пенопласта с наружными и внутренними поверхностями облицоваными стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный со сварной обшивкой из прессованных панелей. Руль направления состоит из нижней и верхней секции. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта.

Силовая установка

Восемь газотурбинных двигателей НК-87с диаметром 1455 мм, длиной 3638 мм, и массой 2200 кг каждый, расположены на горизонтальном пилоне в носовой части корпуса.

Вооружение и оборудование

В центре корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных крылатых ракет типа «Москит», с эффективной дальностью стрельбы 10-90 км.

Секретный ракетный экраноплан «Лунь»: «Каспийский Монстр»

Всего проект 903 «Лунь» был рассчитан на создание восьми ударных ракетных экранопланов, которые были разработаны талантливым конструктором Ростиславом Алексеевым. Проект был настолько секретным, что даже слово «экраноплан» было запрещено упоминать вне стен КБ. По западной классификации подобные аппараты называют WIG — Wing-In-Ground effect.

Впервые американцы столкнулись с прообразом «Луня» в 1967 году, когда на снимках самолета-шпиона из акватории Каспийского моря был обнаружен гигантский самолет, тут же названный «Каспийским Монстром» из-за вызванных опасений. Длина «монстра» составляла сто метров, а размах крыльев только сорок. При этом он мог летать со скоростью около пятисот км/ч на высотах, которые ПВО просто не контролировали.

Это был опытный экраноплан Алексеева – «КМ» (но не «Каспийский Монстр», а всего лишь «Корабль-Макет»). Весь гиганта составляли пятьсот сорок тонн, площадь крыльев была шестьсот шестьдесят два метра. Но в одном американцы не ошибались — предназначением разрабатываемых экран планов была борьба с помощью ракет с надводными целями.

После всесторонних испытаний «КМ» на его базе и был заложен «Лунь». При Горьковском ЦКБ находился завод «Волга», вот там то в 1983 году и началась постройка секретного экраноплана под руководством главного конструктора по проекту 903 Владимира Николаевича Кирилловых. Она была закончена в 1986-ом, а доработки и различные виды испытаний проходили до 1989 года, а в эксплуатацию «Лунь» передали в 91-ом, в 236- дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии.

При проектировании и постройке «Луня» применялась самолетная схема моноплан. Для снижения вес и понижения вероятности коррозии, корпус был изготовлен из магниево-алюминиевого сплава, толщиной от четырех до двенадцати миллиметров. Кабина для пилотов расположена в носовой части, кормовая оснащена Т-образным хвостовым оперением.

Корпус имел длину семьдесят три метра, и был поделен на десять отсеков. В корпусе было три уровня-палубы. Крыло имело размах сорок четыре метра и площадь в пятьсот пятьдесят кв.м. Внутри размещались баки для горючего. Для взлета и посадки применялась водная лыжа, крепившаяся снизу корпуса. Восемь двигателей НК-87, общей мощностью 104 кгс составляли силовую установку, располагавшуюся на пилоне в носовой части.

Видео с Youtube-канала Военная Техника

Распад СССР отыгрался и на «Луне». Работы по созданию остальных семи аппаратов были прекращены. И даже проект переделки второго «Луня» в спасательное судно «Спасатель» не был доведен до конца. А боевой «Лунь» уже много лет ржавеет в доке в городе Каспийске.

Экраноплан “Лунь” – гроза кораблей и морской спасатель

Экраноплан “Лунь” – один из проектов перспективного вида вооружения, созданный в 80-х годах в СССР. За границей этими машинами восхищались за их необычный вид, и, без преувеличения, боялись их из-за впечатляющих возможностей.

Но из-за перемен в стране эту боевую машину сначала хотели переделать из уничтожителя кораблей в их спасателя, а после вообще оставили незаслуженно ржаветь на одном из заводов. Данная статья посвящена истории этого уникального летательного аппарата.

История развития экранопланов

В начале 20-го века, во времена активного развития авиации, было обнаружено интересное явление, связанное с поведением самолёта в воздухе. Заметили и испытали его на себе первые лётчики.

Явление заключалось в следующем – при заходе на посадку или при полете на малой высоте над гладкой поверхностью самолёт начинал вести себя по-другому – было замечено увеличение скорости и уменьшение расхода топлива Но при этом какая-то сила мешала самолёту приземлиться, при посадке как бы отталкивая самолёт от земли, что затрудняло посадку и не раз приводило к авариям. Это явление получило название “экранного эффекта”, которое в дальнейшем стало основой передвижения для нового типа летательных аппаратов, названных экранопланами.

Проекты подобных летательных аппаратов разрабатывались инженерами во многих странах мира, но более всего в развитии этого вида транспорта преуспели в СССР.

С 50-х годов в Советском Союзе в ряде конструкторских бюро начались эксперименты с экранным эффектом, приведшие к созданию прототипов подобных машин. Вершиной же развития советских экранопланов являются несколько типов тяжелых машин, разрабатывавшихся с 60-х годов, одним из которых стал экраноплан-ракетоносец”Лунь” проекта 903 “Каспийский монстр”.

Читать еще:  Сверхзвуковой высотный ракетоносец «Т-4» («Сотка»)

Развитие экранопланов в СССР

Основным движителем развития экранопланов в СССР можно считать ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК) Ростислава Алексеева, которое с 50-х годов начало работу над этим видом транспорта. В начале 60-х годов этим КБ были представлены первые самоходные модели экранопланов СМ-1 и СМ-2. Они представляли собой летательные аппараты длиной 20 метров, движимые одним турбореактивным двигателем и экипажем их трёх человек.

Несмотря на ряд небольших аварий, испытания этих аппаратов были признаны успешными и вызвали одобрение у высокопоставленных лиц страны. Их полёт демонстрировались Д.Ф. Устинову и Н.С. Хрущёву, которые были впечатлены испытаниями. Возможно, благодаря этому вскоре были одобрены госпрограммы, предполагающие разработку боевых экранопланов, предназначавшихся в основном для военно-морского флота. В 1962 году всё тем же ЦКБ по СПК началась работа по созданию тяжелого экраноплана КМ, а в 1964 году – проекта Т-1, предназначавшихся для ВМФ.

Испытания КМ стартовали в 1966 году. Он имел поражающие размеры и характеристики ¬– длина 92 м, размах крыла – 37 м, взлётная масса ¬– 544 т. Создание КМ продемонстрировало весь возможный потенциал развития этих машин на ближайшие годы – по скорости он не имел равных среди кораблей и при этом имел лучшую грузоподъемность среди самолётов (до появления Ан-225 «Мрия»). Этим экранопланом были впечатлены и американцы, дав ему прозвище “Каспийский монстр”.

Проект Т-1, в дальнейшем получивший название “Орлёнок” был отправлен на испытания в 1972 году, а спустя 7 лет машина поступила на вооружение ВМФ СССР. Этот экраноплан предназначался для переброски десанта – он вмещал до 200 пехотинцев или 2 бронетранспортёра. Было построено 5 таких машин.

Помимо десантного “Орлёнка”, флоту требовался и боевой образец, способный противостоять вражеским кораблям.

Им стал ударный экраноплан-ракетоносец “Лунь”, работа по которому началась в ЦКБ в 70-х годах.

История создания

Проектное задание по разработке экраноплана-ракетоносца «Лунь» было выдано в 1970 году ЦКБ по СПК. Главным конструктором был назначен В.Н. Кирилловых. Задание предполагало создание тяжелого экраноплана массой более 200 т, способного нести противокорабельные ракеты ЗМ-80 “Москит”.

К 1980 году была готова техническая документация и началась разработка рабочих чертежей. При разработке конструкторы активно использовали результаты предыдущих наработок по КМ и “Орлёнку”, в частности были заимствованы многие бортовые системы и системы управления, что значительно сократило срок проектирования. С 1983 года началась постройка первого образца, и уже в 1986 экраноплан “Лунь” был введён в строй. С 1987 года начались испытания, а в 1990 – опытная эксплуатация ракетоносца.

Владимир Николаевич Кирилловых родился 30.03.1931 в селе Верхошижемо. С юношества увлекался яхтенным спортом, в яхт-клубе он впервые познакомился с Ростиславом Алексеевым. Закончил кораблестроительный факультет Нижегородского университета. С 1960 года начал работать в ЦКБ по СПК, последовательно повышался в должности, и в 1976 году был назначен главным конструктором по проекту 903 “Лунь”. Кирилловых считал экранопланы передовым средством вооружения, дававшим большое преимущество в гонке вооружений.

На строящийся “Лунь” Владимир Николаевич возлагал большие надежды и позиционировал его как универсальное средство против любых надводных сил противника, существовавших на то время.

Явление экранного эффекта

Для начала стоит рассказать, каким образом экранопланы осуществляют свой полёт, и какие трудности с этим связаны. Углубляясь в суть явления, можно подметить, что человечество наблюдало экранный эффект задолго до появления самолётов – его использовали некоторые виды птиц.

Например, чайки, пролетая над водной гладью, осознанно снижались к самой поверхности воды и продолжали полет так. При этом было заметно, что махать крыльями при таком полете чайки начинали гораздо реже. Таким образом, птицы пользуются экранным эффектом для облегчения полёта и экономии сил. Но как же этот эффект им помогает?

Разберёмся в сути данного явления.

Оно основывается на разности давлений над крыльями (самолёта или птицы) и под ними. Говоря простым языком, изменение давления происходит так – при горизонтальном полёте встречный поток воздуха как бы ударяется о поверхность крыла и какая-то его часть уходит вниз, под само крыло.

При полёте на высоте это бы не принесло практически никакого эффекта, но при движении низко над гладкой поверхностью (землёй, водой, льдом) поток воздуха, ушедший вниз, экранирует от поверхности и возвращается назад, как бы толкая крыло снизу, тем самым увеличивая подъёмную силу, чем и пользовались при полёте птицы.

Эффективность экранного эффекта зависит от следующих параметров:

  • ширины крыла (чем она больше, тем больший поток будет поддерживать крыло, и тем больше эффект);
  • высоты и скорости полёта (чем ниже полёт и меньше скорость, тем эффективнее полёт).

Но в казавшейся простоте использования этого эффекта, который освоили даже птицы, кроются и сложности. Связано это с балансировкой и маневрированием при полёте над экраном – даже при небольшом изменении высоты или скорости движения, меняется и центр давления экранного эффекта, что меняет балансировку летательного аппарата и может создать непредвиденный крен. Из-за этого те же чайки, если собираются изменить направление или нырнуть за рыбой, сначала поднимаются вверх от воды, чтобы экранный эффект не вызывал неудобств при маневрировании.

Читать еще:  Ракетные войска императора

Конструкция экраноплана

Внешне “Лунь” напоминает большой транспортный самолёт – длинный и широкий фюзеляж, крылья с большим размахом, большое хвостовое оперение. Но от самолётной компоновки тут довольно много отличий. “Лунь” имеет корпус длиной 73 м и высотой 19 м.

Фюзеляж состоит из панелей, изготовленных из алюминиево-магниевого сплава, толщиной до 12 мм.

Низ корпуса подобно кораблям имеет лакокрасочное покрытие и электрохимическую защиту от коррозии. Ещё несколько “морских” особенностей “Луня” – нижняя часть корпуса закрыта обтекателями, также на днище присутствует гидролыжа, предназначенная для смягчения посадки на воду.

В передней части корпуса находится пилон, на котором расположены 8 тяговых двигателей. Их сопла установлены под углом к воде, благодаря чему нагнетаемый ими поток уходит в воду и экранирует от неё в крылья, расположенные чуть позади, за счёт чего в данном случае и достигается экранный эффект. Крылья имеют трапециевидную форму, их размах – 44 м, площадь – 550 м2, также на них имеются закрылки, разделённые на 12 частей. Стабилизатор цельнометаллический, его площадь – 227м2. Его законцовка выполнена из пенопласта, облицованного стеклопластиком.

На фюзеляже экраноплана установлено вооружение – три пары противокорабельных ракет ЗМ-80 “Москит”. Под передней парой находится кабина стрелков-операторов, в которой имеются авиационные пушки ГШ-23. За установками находятся листы теплозащиты для предохранения корпуса от высокой температуры при пуске ракет. Ещё одна кабина стрелков с пушечной установкой находится в задней части корпуса.

Внутрь “Луня” можно попасть двумя путями – через двери в боках корпуса или через люк на крыше. Внутренние отсеки поделены на 4 группы: носовую, центральную, кормовую и отсеки киля. В носовой части находятся кабина пилотов и помещения со вспомогательными силовыми установками.

В центральной части размещено многочисленное оборудование экраноплана, а также каюты и помещения для экипажа.

Кормовая секция занята различным оборудованием, в районе киля расположена установка для снабжения экраноплана электроэнергией, а также находится радиоаппаратура и средства навигации, в верхней части киля расположена кабина стрелка.

Технические характеристики

В движение “Лунь” приводится восьмью авиационными турбореактивными двухконтурными двигателями НК-87, разработанными на базе турбин самолёта Ил-86. Они имеют взлётную тягу по 13000 кгс, и с этими двигателями “Лунь” способен разгоняться до 500 км/ч, а запас его хода при этом – 2000 км. Масса пустой машины составляет 243 т, а максимальная взлётная равняется 380 т. Экипаж состоит из 10 человек.

Основная высота полёта экраноплана – до 10 м, но он также может летать и вне экрана на высоте до 500 м. На практике, по рассказам пилотов, в таком режиме полёта машина становилась неустойчивой и плохо слушалась рулей, поэтому от экрана планировалось отрываться только в экстренных случаях.

Как и все экранопланы, в режиме экрана “Лунь” может летать не только над водой, но и над любой ровной поверхностью – например, надо льдом или над землёй. Но в отличие от десантного “Орлёнка”, у “Луня” отсутствует шасси, есть только гидролыжа, из-за этого он может садиться только на воду. И поэтому для его базирования на суше использовался специальный плавучий док.

Зато благодаря гидролыже “Лунь” мог эксплуатироваться при высоком волнении воды – до 5-6 баллов, против 3-4 у “Орлёнка”.

Рассмотрим вооружение экраноплана подробнее. Оно состоит из шести сверхзвуковых маловысотных противокорабельных ракет ЗМ-80 “Москит”. Предназначаются они для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность поражения ракет составляетот 10 до 250 км.

Характеристики ПКР “Москит”:

  • Высота полёта ракеты: 7-20 м.
  • Высота пуска: 20 м.
  • Дальность пуска: до 250 км.
  • Максимальная скорость полёта ракеты: М=2,8.
  • Темп стрельбы при залповом пуске: 5 сек.

Считалось, что четырёх таких ракет хватит для уничтожения любого корабля потенциального противника, в том числе и авианосца. Также одним из преимуществ “Луня” считается возможность пуска этих ракет на ходу. Помимо ракет, у экраноплана имеется вспомогательное вооружение ¬– две установки со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23, которые расположены в носовой и кормовой части.

Ещё одной важной характеристикой машины является её малозаметность для радаров. Вообще она присуща почти всем экранопланам и заключается в том, что высота их полёта слишком мала, чтобы авиационные РЛС засекли их. Для морских локаторов они также остаются невидимы, так как не касаются при полёте водной поверхности.

По рассказам лётчиков-испытателей, при испытаниях в Каспийском море они летали рядом с местом дислокации ракетного дивизиона по низколетящим целям, и они действительно не могли засечь экраноплан на радарах, хоть и видели его визуально.

Сравнение с аналогами

Говоря о вопросе сравнения “Луня” с аналогами, то сравнивать его особо не с кем ¬– кроме СССР тяжелые экранопланы никто не изготавливал, а по своему предназначению “Лунь” вообще можно назвать единственным боевым экранопланом в мире (советские КМ и “Орлёнок” были скорее транспортными).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector