9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ракетные катера пр. 206МР – 11 (11)

Большие торпедные катера проектов 206 и 206М

Создание удачного ракетного катера проекта 205 привело к разработке на его базе ряда катеров иного назначения. Одним из них стал торпедный катер проекта 206.

Большой торпедный катер (БТКА) проекта 206 предназначался для борьбы с транспортами и слабо вооруженными надводными кораблями. Он разрабатывался в ЦКБ-5 (с 1967 года — ЦМКБ «Алмаз») группой инженеров под руководством П. Г. Гойнкиса на базе ракетного катера проекта 205, что предопределило сущность многих технических решений в этом проекте. Катер данного проекта обладал меньшими габаритами и водоизмещением, что обеспечивало ему более высокую скорость хода.

ВООРУЖЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ

Артиллерийское вооружение БТКА соответствовало прототипу и состояло из двух спаренных 30-мм артустановок АК-230. Вместо ракет (как на проекте 205) катер вооружался четырьмя однотрубными 533-мм торпедными аппаратами. Имелись и два бомбосбрасывателя (12 глубинных бомб), но отсутствие гидроакустических средств не позволяло катеру эффективно бороться с вражескими субмаринами.

Катера комплектовались гирокомпасом, РЛС кругового обзора МР-102 «Баклан», РЛС управления стрельбой МР-104 «Рысь», РЛС опознавания «Нихром». Имелся также прибор управления торпедной стрельбой «Онега-4», который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность, направление и решал торпедный треугольник, а также вводил данные в головки самонаведения торпед.

СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Головной катер проекта 206 вошел в состав флота в октябре 1960 года. Строительство катеров продолжалось до 1974 года. Помимо СССР 10 катеров проекта 206 по лицензии построили в Югославии. ВМС этой страны получили также четыре катера из СССР. Наиболее крупным зарубежным эксплуатантом БТКА проекта 206 стали ВМС ГДР, получившие 18 таких катеров. 16 единиц поставили Вьетнаму, по 6 — Анголе, Болгарии и Египту 4 — КНДР, по 3 — Гвинее и Конго, по 2 — Камбодже (в т. ч. один бывший вьетнамский), Гвинее-Бисау и Кабо-Верде, наконец, один от Югославии унаследовала Хорватия. В ряде стран БТКА проекта 206 подвергались переоборудованию. Например, в Болгарии и Вьетнаме их переделывали в патрульные катера с демонтажем торпедных аппаратов и заменой артиллерии. Катера Египта и Кабо-Верде переделаны в артиллерийские (вместо торпедных аппаратов установлены пакеты НУРС).

НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

В 1967 году в ЦМКБ «Алмаз» под руководством инженеров И. П. Пегова и А. П. Городянко создан катер проекта 206М. Он отличался от оригинального проекта усиленным артиллерийским вооружением, более крупным корпусом, наличием носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой. Благодаря наличию опускаемой ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды катер мог бороться с подводными лодками.

Корпус катера гладкопалубный, стальной, удлиненный на 4 м в кормовой части для расположения 57-мм артустановки. В средней части находится протяженная надстройка из легких сплавов. Ходовую рубку сместили в переднюю часть надстройки, что улучшило обзор. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Торпедное вооружение БТКА проекта 206М соответствовало базовому катеру, а артиллерийское существенно отличалось: оно состояло из 57-мм спаренной артустановки АК-725 (в кормовой части) и 25-мм спарки 2М-3 (в носовой). РЛС управления стрельбой МР-103 «Барс» дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 57-мм калибра. РЛС автоматически устойчиво сопровождала малоразмерные морские и воздушные цели на дальности до 40 км.

Опускаемая ГАС МГ-329 «Ока» служила для прослушивания пространства, в опускаемой части находилась вращающаяся акустическая антенна, обеспечивавшая прием шумов при шумопеленговании и излучение/прием акустических импульсов в режиме эхопеленгования. Использовалась лишь на «стопе» и опускалась за борт из специального помещения. Дальность обнаружения подводной лодки в любом режиме не превышала 6 км. Система групповых атак (СГА) «Дозор-1» позволяла применять противолодочное оружие по данным целеуказания с других кораблей. С 1971 по 1976 для ВМФ СССР построено 24 корабля данного типа. Восемь катеров входили в состав Тихоокеанского флота и имели складывающееся крыло, что позволяло транспортировать их по железной дороге. Также с 1978 по 1985 годы на Владивостокском ССЗ на экспорт построили 16 катеров по проекту 206МЭ, на которые не ставилась опускаемая ГАС.

Ракетные катера пр. 206МР – 11 (11)


Большой ракетный катер пр.206МР — Общий вид

История создания проекта

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на проектирование РКА под шифром «Вихрь» на базе ТКА с носовым малопогруженным крылом проекта 206М. Исходный проект был переработан и получил номер 206МР. Полагали также, что эти малые РКА будут поступать на замену РКА проекта 183Р. Читать дальше.

Пр.02066: 1 единица
Р-44 в 1984-06.1985 установлены 2х4 ПУ КТ-184 ПКРК 3К24 «Уран» (8 ПКР 3М24) (вместо П-15М «Термит»), СУ АУ МР-123-02 «Вымпел-М» (вместо МР-123 «Вымпел»). 230/265 т, 42 уз. В 1987 1х12 30 мм АК-630М1-2 «Рой» (вместо АК-630). В 1996 установлена опто-электронная СУ СП-521 «Ракурс»
Р-221 — демонтировано подводное крыло

Распределение по флотам

БФ: Р-25 (с 05.1998 КВФ), 27 (с 05.1998 КВФ), 30 (с 1998 КВФ), 44 (с 1985 ЧФ), 50 (с 1998 КВФ), 221, 254
ЧФ: Р-15, 251, 260, 262, 265

Р-15: 957(1981), 960(1982), 952(1986), 961(1990), 967(1991)
Р-25: 851(1986), 822(1992), 701(2002)
Р-27: 840?(1978), 810, 860?, 819?, 841(1990)
Р-30: 801(1988), 830(1993), 702(2002)
Р-44: 947(1986), 966(1990)
Р-50: 809, 858(1994), 706(2002)
Р-221: 808(1989), 818(1994)
Р-251: 947(1981), 961(1982), 951(1986), 970(1990)
Р-254: 845 (1988), 837, 810(1993)
Р-260: 950(1981), 951(1982), 946, 950(1986), 969(1990)
Р-262: 953(1982), 965(1982), 962(1982), 960(1982), 949(1986), 968(1990)
Р-265: 965(1981), 957(1982), 948(1986), 967(1990)

1994 – Р-254 (5.07)
1998 – Р-221 (16.03)
2002 – Р-27 (10.04)
2008 – Р-44 (5.10)
2014 – Р-25, Р-30 (планируется как памятник в Михайловске), Р-50 (с 08.2015 памятник в Энгельсе «Покровский сторожевой»)

Читать еще:  Ракетно-ядерное оружие и современная война

Грузия: 1 единица
Тбилиси 302 (до 30.06.1999 Украина Конотоп). Подорван 13.08.2008 в Поти частями ВДВ РФ

Украина: 5 единиц
Конотоп U150 (до 12.08.1997 Р-15), Цюрупинськ U151 (до 10.01.1996 Р-251) списан в 2002, Умань U152 (до 30.12.1995 Р-260) списан 30.11.2004, Прилуки U153, с 2018 P153 (до 10.01.1996 Р-262), Каховка U154 (до 10.01.1996 Р-265) списан 7.11.2012. На U153 в 2011? установлена НРЛС SRN-206

Ракетные катера пр. 206МР – 11 (11)

Ракетные катера пр. 206МР – 11 (11)

Основные ТТЭ

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по КВЛ) 38,6 (37,5)

– ширина корпуса наибольшая 7,6

– ширина по крыльям 12,5

– осадка при полном водоизмещении (на стопе по корпусу) 2,1

– осадка по крыльям 3,26

Главная энергетическая установка:

– количество х тип (суммарная мощность, л. с.) ДД 3 х М-504 (15 000)

– количество х тип движителей 3 х ВФШ

– количество х тип (мощность, кВт) источников тока ЭЭС 1 х ДГ (200) + 1 х ДТ (100)

Скорость хода наибольшая, уз 43

Дальность плавания, мили:

– ходом 37 уз 600

– ходом 14 уз 1450

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 29 (5)

Автономность по запасам провизии, сут 5

Комплекс противокорабельных ракет:

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2 х 1 (палубная ненаводящаяся КТ с подъемом на угол старта)

– боезапас 2 КР П-15М

Зенитный ракетный комплекс:

– тип комплекса «Стрела-3»

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1 х 4 (ПЗРК)

– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 1-76/59 (АК-176)

– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 1 -30-мм (АК-630)

– СУАО «Вымпел» (МР-123/176)

– РЛС обнаружения НЦ «Гарпун»

– навигационная РЛС «Дон»

Схема общего расположения ракетного катера пр. 206МР.

1 – форпик; 2 – кубрик личного составана 12 человек; 3 – 76-мм АУ АК-176; 4 – барбет 176-мм АУ; 5 – цистерна пресной веды, 6 – трюм; 7 – кубрик личного состава на пять человек; 8 – кубрик старшин; 9 – ходовая рубка; 10 – АП РАС СУ АО «Вымпел»; 11 – выгородка ВЧ блоков; 12 – тамбур офицерских кают; 13 – каюты офицеров; 14 – расходная топливная цистерна; 15 – топливные цистерны; 16 – воздушно-вентилляционные шахты; 17 – носовое МО; 18 – ДГ; 19 – главные двигатели (ДД); 20 – штормовой коридор; 21 – ЦП /правления главными двигателями и ПЭЖ; 11 – кормовое МО; 23 – столовс-я личного состава; 24 – камбуз; 25 – боевые посты ПКРК П-15М («Термит»); 26 – 30-мм АУ АК-630М; 28 – эхгерпик.

Ракетный катер пр. 206МР

Схема общего расположения ракетного катера пр. 206МР.

1 – форпик; 2 – кубрик личного составана 12 человек; 3 – 76-мм АУ АК-176; 4 – барбет 176-мм АУ; 5 – цистерна пресной воды; 6 – трюм; 7 – кубрик личного состава на пять человек; 8 – кубрик старшин; 9 – ходовая рубка; 10 – АП РЛС СУ АО «Вымпел»; 11 – выгородка ВЧ блоков; 12 – тамбур офицерских кают; 13 – каюты офицеров; 14 – расходная топливная цистерна; 15 – топливные цистерны; 16 – воздушно-вентилляционные шахты; 17 – носовое МО; 18 – ДГ; 19 – главные двигатели (ДД); 20 – штормовой коридор; 21- ЦП управления главными двигателями и ПЭЖ; 22 – кормовое МО; 23 – столовая личного состава; 24 – камбуз; 25 – боевые посты ПКРК Г1-15М («Термит»); 26 – 30-мм АУ АК-630М; 28 – ахтергшк.

Ракетный катер пр. 206МР (шифр «Вихрь») спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством А. П. Городянко на базе торпедного катера пр. 206М. Предназначен для борьбы с малоразмерными надводными кораблями противника в прибрежной зоне. Корпус гладкопа- лубный, стальной, с носовым малопогружен- ным крылом. Он разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Дизельные двигатели расположены в двух отсеках (пятом и седьмом), между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами. Надстройки выполнены из легких сплавов. Использование оружия возможно на скоростях хода до 35 уз при волнении моря до 5 баллов. С 1976 г. по 1983 г. на Средне-Невском ССЗ в пос. Понтонный (ближайший пригород г. Ленинграда) было построено 11 катеров пр. 206МР.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота оставалось шесть РК пр. 206МР. Четыре однотипных корабля входят в состав ВМС Украины и еще один принадлежит правительству Грузии.

Р-27 (зав. № 241). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1977 г.

После вступления в строй входил в состав БФ, а с мая 1998 г.- в состав КФл.

Р-50(зав. № 243). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): •; •; 1978 г.

Входит в состав БФ.

Р-221 (зав. № 244). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1978 г.

После вступления в строй входил в состав БФ, а с мая 1998 г.- в состав КФл.

Р-254 (зав. № 245). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1979 г.

Входит в состав БФ.

Р-260 (зав. № 246). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1979 г.

Входил в состав ЧФ. В феврале 1996 г. корабль передали правительству Украины и переименовали в Умань.

Р-262 (зав. № 247). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1979 г.

Входил в состав ЧФ. В августе 1985 г. корабль вывели в резерв, законсервировали и в г. Черноморске поставили на прикол. В феврале 1996 г. его передали правительству Украины и переименовали в Прилуки.

Р-265 (зав. № 248). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1979 г.

Входил в состав ЧФ. В 1996 г. корабль передали правительству Украины и переименовали в Каховку.

Р-251 (зав. № 249). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): •; 1981 г.

Входил в состав ЧФ. В феврале 1996 г. корабль передали правительству Украины и переименовали в Цюрупинськ.

Р-15 (зав. № 250). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 29.10.1981 г.

Входил в состав ЧФ. В ноябре 1993 г. корабль поставили в средний ремонт. 12.08.1997 г. его передали правительству Украины и переименовали в Конотоп. Катер отбуксировали к причальной стенке АОА «Персей» (г. Балаклава), но из-за отсутствия финансирования какие-либо работы на нем не проводились. В конце 1997 г. корабль продали правительству Грузии. 30.07.1999 г. на нем завершили средний ремонт. Катер переименовали в Тбилиси и в начале августа 1999 г. он самостоятельно перешел в Поти.

Читать еще:  Докладная записка И.В. Сталину от 17 апреля 1946 г. об организации научно-исследовательских и опытных работ в области ракетного вооружения в СССР

Р-25 (зав. № 251). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): •; 1983 г.

После вступления в строй входил в состав БФ, а с мая 1998 г.- в состав КФл.

Р-30 (зав. № 252). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1983 г.

Входит в состав КФл. В мае 1995 г. был выведен в резерв, законсервировал и в г. Каспийске поставлен на прикол.

Ракетные катера проекта 206МР

  • 1х1 76 мм АК-176М – 300 выстрелов;
  • 1х6 30 мм АК-630М – 5000 выстрелов;
  • Система управления огнём МР-123 «Вымпел-А».
  • 2х1 ПУ КТ-97М ПКРК «Термит» (2 ПКР П-15М).
  • 1х4 ПУ ЗРК «Стрела-3М» — 16 ЗУР.

Содержание

Описание конструкции

Корпус

Катер имеет гладкопалубный стальной корпус с носовым малопогруженным крылом с круглоскулыми обводами в носовой части и управляемой транцевой плитой с остроскулыми обводами в кормовой части. На палубе расположена протяжённая надстройка из облегчённого сплава АМГ с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком в носовой части. Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 5 баллов на скоростях до 35 узлов и при 4 баллов без ограничений.

Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 10 отсеков:

Катер оставался на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков.

Главная энергетическая установка

ГЭУ трёхвальная с тремя дизелями главного хода М-504 по 5000 л.с. каждая машина с реверс-редукторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала и передавали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты.

Вспомогательная энергетическая установка

Электроэнергетическая система переменного тока включала 1 дизель-генератор ДГ-200 мощностью в 200 кВт и 1 дизель-генератор ДГ-100 мощностью в 100 кВт, расположенных по одному в двух машинных отделениях.

Вооружение

Противокорабельное вооружение

На катерах проекта 206МР устанавливались 2 ненаводящиеся, нестабилизированные, небронированные, неамортизированные контейнерные пусковые установки КТ-97М для пуска противокорабельных ракет П-15М «Термит» со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями. ПУ расположены в кормовой части по одной с каждого борта, имеют постоянный угол возвышения. Модернизированные ПКР П-15 «Термит» имели дальность полета 80 км. на высоте 25-50 м., маршевую скорость 350 м/с, массу боевой части 480 кг.

Зенитное ракетное вооружение

Катера комплектовались зенитной ракетной установкой и несколькими ПЗРК с полным боекомплектом 16 ЗУР ближней самообороны «Стрела-3». Зенитная установка размещена на корме и представляет собой стабилизированную морскую тумбовую установку с четырьмя направляющими для пуска 4-х ЗУР «Стрела-3». Скорость ЗУР 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 до 4500 метров, по высоте — от 15 до 3000 метров при скорости цели до 310 м/с.

Артиллерийское вооружение

На корме катеров для борьбы с низколетящими целями размещен шестиствольная 30-мм артиллерийская установка-автомат АК-630М с длинной стволов 54 калибра, двумя ленточными магазинами на 2000 патронов и запасной лентой в 1000 патронов каждый. Дальность стрельбы – 4000 м, скорострельность — 4000-5000 выстрелов/мин. В нормативном режиме стрельба ведётся 4-5 очередями по 20-25 выстрелов начиная с предельной дальности, на дистанции наиболее эффективного огня огонь ведётся очередями по 400 выстрелов с перерывом между очередями в 3-5 секунд.

Средства связи, обнаружения и управления огнём

Для автоматического правления артиллерийским огнём катера оснащались МР-123 «Вымпел-А», на случай выхода из строя носовая АУ АК-176М могла вести огонь в ручном режиме, а кормовая АК-630 с визирной колонки. Противокорабельный комплекс П-15М «Термит» управлялся с РЛС «Рангоут» (начиная с шестого корпуса — 4Ц53 «Гарпун»), навигационная РЛС «Омега» (отсутствует на катере Р-15).

Построенные корабли

Всего с 1976 по 1983 года на Средне-Невском судостроительном заводе построили 12 катеров проекта 206МР. Семь кораблей остались служить на Балтийском флоте, в последующем 1 переведён на ЧФ, а ещё 4 катера в конце 90ых переведены в состав Каспийской Военной флотилии. Пять катеров сразу же после принятия в состав флота по внутренним водным артериям были переведены на Черноморский флот, где служили вплоть до развала Советского Союза. С разделом Черноморского флота СССР 5 катеров вошли в состав Военно-Морского флота Украины, один из них «Р-15» в конце 90ых годов был продан Грузии и вошёл в состав её флота под именем «Тбилиси». Во время Принуждения Грузии к миру (август 2008 г.) ракетный катер был захвачен в порту города Поти русскими десятниками и уничтожен. Ракетный катер «Р-44» модернизированный по проекту 2066 остался служит в составе российского Черноморского флота.

В составе флотов

После развала Советского Союза 6 катеров отошли ВМФ России (все Балтийские), а из 6 Черноморских — пять были переданы в состав ВМС Украины, один остался в составе ВМФ России.

ВМФ России

После развала СССР 4 ракетных катера Балтийского флота проекта 206МР: «Р-25»; «Р-27»; «Р-30» и «Р-50» по внутренним водным артериям переведены на Каспийскую Военную флотилию. Один из них «Р-27» в апреле 2002 г. был выведен из состава флотилии и списан, три оставшиеся на конец 2014 г. всё ещё продолжают нести службу в составе флотилии. РКА «Р-44» после раздела Черноморского флота продолжил службу в составе ВМФ России. Катер входил в состав 295-го Сулинского дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров с базированием на Карантинную бухту Севастополя. К 2005 году находился в отстое. 05.10.2008 на корабле был спущен Военно-Морской флаг, и корабль был выведен из состава флота. 17.03.2009 г. катер был переведен из Каратнтинной бухты в Инкерманск. В марте-апреле 2009 года катер был разделан на металл на судоразделочной базе в Инкермане.

ВМС Украины

Конотоп U150 (до 12.08.1997 Р-15): Ракетный катер «Р-15» проекта 206МР был построен на Невском заводе в Ленинграде, вступил в строй Черноморского флота 29.10.1981 г. Входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров, базировавшейся на пос. Черноморское. После развала СССР перешел в Севастополь. 12.08.1997 г. катер был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины, где был переименован в «Конотоп» (бортовой — «U150»). 30.06.1999 г. по предварительной договоренности правительств Украины и Грузии состоялась передача катера грузинскому военному флоту, который до этого прошел ремонт в Украине.

Цюрупинськ U151 (до 10.01.1996 Р-251): Ракетный катер «Р-251» проекта 206МР вступил в состав Черноморского флота в 1981 году, и входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров, базировавшейся на пос. Черноморское. После развала СССР он 30 декабря 1995 года был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины, где был переименован в «Цюрупинськ» (бортовой — «U151»). Ракетный катер был списан на слом в 2002 году и разобран на металл турецкой фирмой в месте базирования в том же пос. Черноморское.

Читать еще:  МБОУ ДОД Детско-подростковый клуб клуб Ракета

Умань U152 (до 10.01.1996 Р-260): Ракетный катер «Р-260» был построен на Средне-Невскиом ССЗ (пос.Понтонный), заводской №246, вступил в строй Черноморского флота в 1979 г. Катер ходил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров, базировавшейся на пос. Черноморское. После развала СССР он 30 декабря 1995 года был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины, и там и переименован в «Умань» (бортовой — «U152»). В боевой состав ВМСУ катер так и не был введен, и после длительного отстоя катер в 2008 г. был исключен из списков и продан на металл частной фирме. Корпус ракетного катера со срезанными надстройками в декабре 2008 г. был отогнан к причалам частной судоразделочной фирмы у западного берега бухты Стрелецкой. Там он простоял вплоть до конца декабря 2010 года, когда от поступления забортной воды внутрь корпуса он затонул прямо у причала. В феврале 2011 г. катер подняли при помощи водолазов и плавкрана, однако через два дня корпус катера снова затонул на том же самом месте. В конце августа 2011 г. корпус вновь подняли на поверхность, заделав течи в корпусе и осушив отсеки. В сентябре 2011 г. корпус катера был отогнан на СМЗ, где он и находится в настоящее время. В начале «НУЛЕВЫХ» данный ракетный катер так же собирались продать ВМС Грузии, но из за плохого технического состояния сделка не была осуществлена.

Прилуки U153 (до 10.01.1996 Р-262): Ракетный катер «Р-262» проекта 206МР был заложен 30.11.1979 г. на Средне-Невском судостроительном заводе (заводской №247), вступил в строй 12.12.1980 г. Катер входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров Черноморского флота, базировавшейся на пос. Черноморское. После распада СССР он 30.12.1995 г. был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины. В 1996 году ракетный катер был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, и 10.01.1996 г. получил новое название «Прилуки», с присвоением бортового номера «U153». За время нахождения в составе ВМС Украины на счету катера многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы основным комплексом (в 1999 г.). Ракетный катер участвовал в учениях «Си Бриз», «Фарватер мира», BLACKSEAFOR, в парадах в честь ВМС Вооруженных Сил Украины и ЧФ РФ, сборах-походах кораблей ВМСУ. 20.03.2014 г. на корабле был спущен флаг ВМС Украины, и поднят флаг ВМФ России. 11.04.2014 г. ракетный катер «Прилуки» без флагов опознавания был выведен из Севастополя российскими буксирами за пределы 12-ти мильной территориальной зоны, где был передан украинскому гражданскому буксиру «Бакай» (Одесса) для буксировки в порт города Одесса.

Каховка U154 (до 10.01.1996 Р-265): Ракетный катер «Р-265» проекта 206МР был построен на Средне-Невском судостроительном заводе (заводской №248), вступил в строй 15.11.1980 г. Катер входил в состав 296-го дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров Черноморского флота, базировавшейся на пос. Черноморское. В 1990 г. катер получил название «Комсомолец Татарии», а с 15.02.1992 г он был вновь переименован в «Р-265». После распада СССР он 30.12.1995 г. был передан из состава Черноморского флота в состав Военно-Морских Сил Украины. В 1996 году ракетный катер был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, и 10.01.1996 г. получил новое название «Каховка» в честь одноименного украинского города, с присвоением бортового номера «U154». За время нахождения в составе ВМС Украины на счету катера многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы главным корабельным комплексом (в 1997 г.). В августе 2008 г. когда отряд российских боевых кораблей ЧФ возвращался от берегов Грузии, РКА «Каховка» встал на фарватере Севастопольской бухты и пытался воспрепятствовать заходу боевых кораблей ВМФ России. Но катер заглох и был снесён течением к берегу, после чего буксир ВМС Украины оттащил его к причальной стенке. Это был последний выход ракетного катера в море. Распоряжением Кабинета Министров Украины № 878-г от 07.11.2012 г. в связи с истечением установленных сроков службы, потерей тактико-технических характеристик и нецелесообразностью восстановления корабль был исключен из состава Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины. В декабре того же года корабль был разоружен. После полутора лет в отстое в Стрелецкой бухте Севастополя, 24.04.2014 г. корпус ракетного катера «Каховка» был отбуксирован в Инкерман для разделки на металл.

ВМС Грузии

В июне 1999 г. состав ВМС Грузии пополнился самым крупным на тот момент боевым кораблём. Им стал бывший РКА ВМС Украины «Конотоп», получивший в грузинском флоте новое название «Тбилиси и бортовой №302. В последующие 10 лет катер не раз выходил в море для участия в совместных учениях с флотами всех причерноморских государств, но из за слабо подготовленного экипажа особо ни где не проявил себя. В 2006, 2007 и первой половине 2008 годах несколько раз выходил на боевую службу к берегам Абхазии, участвовал в блокаде морских перевозок между портами Абхазии и Турции. В начале августа 2008 г. ракетный катер в последний раз вышел в море, но вскоре был вынужден вернутся в порт города Поти из за поломки дизелей (по непроверенным данным поломка машин была дезинформацией, на самом деле катер в ночь на 9 августа участвовал в боестолкновении с кораблями российского Черноморского флота и получил серьёзные повреждения). Как бы то ни было 13 августа 2008 года брошенный своим экипажем ракетный катер «Тбилиси» был подорван российскими военнослужащими у причала в порту г. Поти в ходе операции по принуждению Грузии к миру (военный конфликт 08-13 августа 2008 года между грузинской и южно-осетинской сторонами). В ходе последующего пожара ракетный катер выгорел практически полностью, затонув у причала.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector