7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ракетные катера пр

Ракетные катера пр. 205, пр. 205У, пр. 205Мод, пр. 205ЭР и пр. 205ЭМ – 177 (59)

Проект 205

Уже в 1955 г. началось проектирование катера пр. 203 с четырьмя ракетами, при этом предполагалось строительство в 1958-1960 гг. 29 таких кораблей. По постановлению от 17 июля 1956 г. было предложено вести дальнейшую разработку П-15 применительно к цельнометаллическому катеру пр. 205, а не к деревянному пр. 203, определив начало проведения испытаний на пр. 205 с конца 1958 г. Постановлением от 25 августа 1956 г., посвященном программе кораблестроения на 1956-1960 гг., было задано строительство 23 катеров пр. 205. В том же году флот выдал ТТЗ на катер пр. 205.

Головной катер пр. 205 ТК-36 (строительный номер 401) был заложен 11 июля 1958 г. в эллинге №3 ленинградского завода N95 и спущен на воду почти через год. После проведения швартовых испытаний 28 октября начались заводские испытания, продолжавшиеся до 2 ноября следующего года. Большая длительность этого этапа, по-видимому, определялась тем, что в это время на Черном море завершались испытания комплекса П-15. Их результаты желательно было учесть для доработки оборудования, поставляемого на большой катер. Образовавшийся «тайм-аут» можно было использовать для тщательного опробования и доводки традиционных для кораблестроения систем и агрегатов катера.

В ходе государственных испытаний, проходивших со 2 по 29 декабря 1960 г., состоялись бросковые испытания пуском с катера ТК-36 четырех массогабаритных макетов со штатными стартовиками СПРД-30. Кроме того, были проведены стрельбы четырьмя ракетами П-15, в том числе двумя по движущимся катерам-целям пр. 183КЦ.

Испытания прошли успешно. Была подтверждена возможность применения ракет без ограничений по скорости (до максимальной в 38,6 узлов) при волнении до 4 баллов. При 5 баллах скорость навстречу волне ограничивалась величиной 16-18 баллов, но при попутной волне не лимитировалась. В целом катер показал хорошую мореходность, маневренность и устойчивость на курсе. Примененные обводы корпуса обеспечили относительно мягкие, по сравнению с другими катерами, удары о волну.

Ракетные катера пр. 205.

Ракетный катер пр. 205. Хорошо видны открывающиеся крышки пусковых установок ангарного типа для ракет П-15.

Корабль пр. 60 (схема А.Н. Соколова).

Нарекания вызвали только не вполне надежные механизмы открывания крышек контейнеров. Кроме того, декабрь 1960 г. оказался на редкость теплым, так что было признано целесообразным после сдачи катера флоту дополнительно провести испытания комплекса в морозную погоду.

При испытаниях в условиях Балтики были уточнены возможности РЛС «Рангоут». Она уверено обеспечивала обнаружение крейсера на дальности почти 35 км, в то время как радиолокационные средства крейсера фиксировали катер на почти в полтора раза меньшем удалении.

Катер ТК-36 был сдан флоту в последние дни 1960 г. Позднее, как и другие первенцы ракетного «москитного» флота, он сменил наименование «торпедного катера» на более откровенное – Р-36.

До 1966 г. в Ленинграде выпустили 68 катеров пр. 205, во Владивостоке – 76 катеров (с 1961 по 1975 г.), в Рыбинске на заводе №341 (ныне ПО «Вымпел») – 46 единиц (с 1962 по 1973 г.).

Читать еще:  Конкурс стратегических ракетоносцев

На катере пр. 205 разместили четыре закрытые пусковые установки для П-15 ангарного типа. Направляющие передних ПУ были установлены под углом 11°, кормовых – 13° к горизонту. В соответствии с последними достижениями зенитной артиллерийской техники, на пр. 205 разместили две установки АК-230 калибра 30 мм, дистанционно управляемые от РЛС MP-103 «Рысь». Вместо четырехвальной энергетической установки с дизелями М-50 по 1200 л.с. на нем была применена трехвальная с дизеля ми М -501 по 4000 л.с., что обеспечивало скорость 38,5 узлов. В дальнейшем с установкой двигателей М-504 мощностью по 5000 л.с. скорость довели до 42 узлов. На всех скоростях оружие применялось при волнении до 4 баллов, а при 5 баллах – на скорости до 30 узлов. Корпус, выполненный с применением сталей, делился на 10 отсеков девятью переборками. Полное водоизмещение возросло до 209-226 т, длина – до 38,6 м, а экипаж составил 26 человек.

Проект 205 оказался очень удачным. Кроме ракетных модификаций на его базе был создан торпедный катер пр. 206. Тем самым как бы зеркально обратно повторилась ситуация с разработкой ракетоносца пр. 183Р на основе пр. 183. Основной «рабочей лошадкой» пограничной охраны стал «сторожевой корабль» (фактически – катер) пр. 205П. Кроме того, появились катера-цели пр. 1392КЦ и обеспечивающие их применение катера-водители пр. 1392В.

Ракетный катер пр. 205У — радиоуправляемая из покупного пластика

Прямоход длиной 350 мм, со стандартным «китайским игрушечным» движком, не представлял никакого интереса. Поэтому мы и решили сделать на основе этой модели полукопию фигурного курса для соревнований в классе F4A, «модели из покупных наборов без стендовой оценки». Поскольку масштаб мелкий, а требования к копийности понижены, сделали мы модель одновальной (у прототипа три винта), диаметр винта увеличили, а вместо руля поставили кольцевую насадку.


Поначалу я хотел обойтись минимальными переделками, но когда внимательно рассмотрел предложенную конструкцию с «сальниковой коробкой» вместо дейдвуда и заметным углом между осями вращения двигателя и вала, то взял бормашинку, да и вырезал все это безобразие из корпуса. На дейдвуд пошла тонкостенная трубочка 3 мм – секция телескопической антенны. Сальник и упорный подшипник выточил из фторопласта. Поскольку вал у меня диаметром 2 мм (тоньше не нашел подходящей прямой проволоки), сверлить и развертывать отверстия пришлось на подшипниках, уже запрессованных в дейдвуд. Готовый дейдвуд вклеил в корпус на циакрине, «зашпатлевав» место вклейки циакрином с содой, как делают стендовики. Посомневался, а не вклеить ли кусочек стеклоткани на эпоксидке, но вовремя остановился – вес при таком размере модели критичен, забегая вперед скажу, что осадка все равно получилась больше копийной – не знаю, как должна сидеть эта модель в стандартном виде, но «начинка» там предлагается чуть ли тяжелее моей.

Гельмпорт до примитивности прост. Приклеил циакрином к днищу колодец, скрученный из ПВХ 1 мм, сверху приклеил рамку из того же ПВХ с гнездом под рулевую микромашинку (6 г), а потом в готовой конструкции просверлил сквозное отверстие под баллер.

Читать еще:  Стратегический двухрежимный самолет- ракетоносец М-20 ОКБ В.М. Мясищева


Набил колодец графитовой смазкой через тонкую трубочку. Румпель дюралюминиевый, кольцевая насадка спаяна на оправке из жести. Эффективность насадки оказалась недостаточной, потом пришлось в нее впаять небольшое рулевое перо.

Мотор «неопознанный приборный», от какого-то старого принтера, имеет удобные плоские бока, что позволило прижать его хомутиком на двух винтах к кусочку стеклотекстолита, вклеенному в корпус при помощи нехитрого шаблона, уже после вклейки дейдвуда. Муфта – стандартной для нашего кружка конструкции, две дюралевые полумуфты с резьбой М3 под винты-фиксаторы соединены трубкой от автомобильного омывателя, купленной на авторынке.


Пока я занимался механикой, сын начал собирать «стенд». С самого начала оказалось, что детали надо дорабатывать напильником, и прилично дорабатывать! С тоской вспомнились идеально собираемые пластиковые модели производства ГДР из моего пионерского детства… В общем, «Моделист» к моделистам как-то недружелюбен, как мне показалось. Некоторые детали попросту кривые, как будто их вынули из пресс-формы раньше времени, и они успели «оплыть». Общими усилиями собрали контейнеры, ракеты, надстройку…


Мачту собирал, конечно, я – для четвероклассника сложновато. Мелкие детали окрасили «стендовыми» красками для пластика, кстати, тут обнаружился сюрприз – эмалевые краски в хоббийных магазинах продаются мало, везде лежит акрил, в водостойкости которого я засомневался. На крупные поверхности пошла автомобильная эмаль в баллончике.


Спуск на воду показал, что модель перетяжелена, сидит глубоко. Чтобы хоть как-то исправить положение, пришлось убрать ракеты из закрытых контейнеров, оставить только ту, которая торчит на стартовой позиции, спилить изнутри толщину стенок контейнеров ракет, вырезать кусок палубы под всей надстройкой, снять корпус с приемника… В итоге получилось приемлемо. Но вообще, если кто-то вдруг будет делать подобное :), сразу снимайте изнутри толщину стенок на надстройке до минимума.

Как я уже упоминал, к кольцу пришлось добавить еще и небольшой руль. В итоге модель получилась вполне ходкой и хорошо управляемой. Закончили ее перед самыми соревнованиями, поэтому пока результат – пятое место в городе, в тройку не попали. Но управляемостью сын доволен, думаю, призовые места еще впереди :)!

Регулятор: https://ru.aliexpress.com/item/F05427-RC-10A-Brushed-ESC-Two-Way-Motor-Speed-Controller-No-Brake-For-1-16-1/953123743.html?detailNewVersion=2 (на Паркфлаере он одно время тоже продавался, но сейчас что-то не вижу )

Аккумулятор: или подобный. Ну и видео первого выхода в нашем тренировочном кружковском бассейне:

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 36

Юрий Валентинович Апальков

Ударные корабли. Часть 2 Малые ракетные корабли и катера

(КОРАБЛИ ВМФ СССР – 2)

КОРАБЛИ ВМФ СССР СПРАВОЧНИК В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ

ВТОРОЙ том УДАРНЫЕ КОРАБЛИ ЧАСТЬ ВТОРАЯ МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА

Апальков Ю.В. Корабли ВМФ СССР: Справочник. В 4-х томах. Том II. Ударные корабли. Часть II. Малые ракетные корабли и катера. -СПб: «Галея Принт», 2004.- 122 е.: ил.

ISBN 5-8172-0087-2 (Справочник, том II, часть II)

Справочник содержит сведения о корабельном составе ВМФ СССР по состоянию на декабрь 1991 г. Однако в нем прослежена судьба кораблей советского флота до 2001 г. Приведены данные по находившимся в строю, строившимся и проектировавшимся боевым кораблям, их названиям, заводским номерам, датам закладки, спуска, вступления в строй, вывода из боевого состава флота, модернизаций или переоборудования, предприятиям (заводам, фирмам)-строителям и фирмам-про- ектантам. Рассказано об особенностях проектов, проектировании, строительстве, ремонтах и модернизациях, наиболее характерных авариях и важных этапах активной службы. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы всех проектов и их модификаций, многочисленные фотографии.

Читать еще:  Ракетные истребители

Справочник издается в четырех томах: т. I. Подводные лодки (в двух томах); т. II. Ударные корабли (в двух томах); т. III. Противолодочные корабли; т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. В приложениях к каждому тому приводятся основные тактико-технические характеристики вооружения кораблей советского и российского ВМФ: ракетного, артиллерийского, противолодочного, радиотехнического и авиационного.

Справочник составлен по материалам открытой отечественной и зарубежной печати. Впервые корабельный состав ВМФ СССР представлен с максимально возможной полнотой. Рекомендуется всем, кто интересуется состоянием и развитием отечественного флота.

МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ И РАКЕТНЫЕ КАТЕРА

В класс ракетно-артиллерийских кораблей входили ракетные катера и малые ракетные корабли. Своим появлением ракетный «москитный» флот обязан исключительно советскому ВМФ. Здесь впервые появились как идея оснащения катера противокорабельной ракетой, так и само оружие. По разным причинам первоначально не воспринятая практически ни в одной стране, после потопления в 1967 г. египетским ракетным катером советской постройки израильского эсминца эта идея завоевала умы моряков буквально во всем мире.

Новой система оружия явилась очень эффективным средством борьбы с надводными кораблями в прибрежной зоне, причем независимо от «величия» военно-морской державы.

Далее, в развитие идеи ракетного катера, в Советском Союзе создаются очень удачные, так называемые, малые ракетные корабли. Их появление обусловлено некоторыми традиционными недостатками советских боевых катеров. Дело в том, что со времен первых торпедных катеров подобные корабли для самообороны вооружались крупнокалиберными пулеметами, а затем зенитными автоматами калибра до 30 мм. Несмотря на опыт Великой Отечественной войны, когда боевые столкновения советских и германских торпедных катеров для первых, как правило, заканчивались плачевно, в послевоенный период ничего не изменилось.

Первые же боевые столкновения, на этот раз с израильскими катерами, подтвердили уже имевшийся опыт. Однако общая ситуация усугубилась тем, что эффективности 30-мм зенитных автоматов стало явно недостаточно и для борьбы со средствами воздушного нападения противника. Это потребовало вооружить ракетные катера артиллерией среднего калибра и зенитными ракетными комплексами самообороны. Естественно, подобное усиление зенитного вооружения повлекло за собой увеличение водоизмещения, но последнее отчасти оправдали увеличением ударных возможностей. Правда, в экспортном варианте на малых ракетных кораблях в основном сохранили такой же ударный ракетный комплекс, как на ракетных катерах.

Впоследствии в состав отечественного флота вошли ракетные катера с 76-мм артиллерийской установкой, по своим размерам почти соизмеримые с новыми малыми ракетными кораблями. Поэтому можно считать, что эти два подкласса – ракетные катера и малые ракетные корабли – практически слились в единый класс боевых кораблей.

Малые ракетные корабли пр. 1234 и пр. 12341 -136 (34) (1*)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: