8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ежедневный заряд боевого настроения

Подавляющее число ЧП с ядерным оружием лежит на совести американской авиации. И это немудрено, ведь в самые весёлые годы Холодной войны в США было принято проводить тренировочные полёты и дежурства в воздухе с настоящими бомбами. Более того, бомбардировщики просто как « грузовики» перевозили бомбы с места на место.

Так за один лишь 1950 год произошло пять инцидентов! Например, гигант B-36, у которого отказывали двигатели, избавился от бомбы над морем прежде, чем экипаж покинул самолёт. Ещё по два эпизода произошли с B-29 и B-50 ( модернизированный B-29). Самый серьёзный прокол вышел с аварийной посадкой в Калифорнии, где от пожара не только рванула обычная взрывчатка в составе бомбы Mk.4, но и погибло 19 человек, включая аж бригадного генерала.

Хорошо демонстрирует нравы той поры происшествие 10 ноября 1950 года над Канадой. У бомбардировщика B-50, возвращавшегося с ядерной бомбой на борту после тренировочного и совершенно секретного развёртывания в Канаде, начались неполадки с двигателем. Экипаж не нашёл ничего лучше, как взвести бомбу на самоподрыв обычной взрывчатки ( плутониевое ядро не было установлено) на высоте 760 метров и скинуть её над речушкой. Сорок пять кило урана удобрили канадскую почву, а обывателям сказали, будто рванула лёгкая учебная бомба. В правде не признавались до 80-х годов.

Американцам бы задуматься: что-то идёт не так; но в дальнейшем в США произойдёт ещё очень много подобных эпизодов.

marafonec

Бег на месте к горизонту

«Волчья стая»: некоторые возможности комплекса П-500 «Базальт»

На пике противостояния в холодной войне военные ведомства по обе стороны океана сделали ставку на ракетное вооружение. Несмотря на то, что ракеты и сейчас крайне не дешевый вид оружия, с середины 60-х годов и вплоть до начала 80-х на них тратились серьезные, если не сказать огромные, средства.

Следует заметить, что огромные вложения оправдались – и в Советском Союзе и в Соединенных Штатах появилось ракетное вооружение, основанное на уникальных, передовых технологиях в ракетостроении и микроэлектроники. Во всей истории противостояния двух супердержав противокорабельные ракеты советского производства – отдельная тема для разговора.

Некоторые «изделия», разработанные и построенные в годы холодной войны, и по сей день могут решать крайне непростые оперативно-тактические задачи самого разного характера. Противокорабельная ракета П-500 «Базальт» во многих технических решениях долгие годы превосходила все существовавшие ракеты потенциального противника, а некоторых характеристик уникальной советской ракеты зарубежные производители ракетного вооружения не достигли до сих пор.

Дело техники

Читать еще:  Биография советских ракет

Военное руководство СССР, не без оснований полагавшее, что авианосная ударная группировка противника (АУГ) является лишь большой групповой целью, настояло на том, чтобы разработке и созданию ракетного вооружения уделяли самое пристальное внимание. Глобальное противостояние, к которому так долго готовились в Советском Союзе и Соединенных Штатах, заставило разработчиков отечественных крылатых ракет сразу же подходить к проектированию противокорабельных ракет с целью изготовить максимально мощное вооружение, способное выводить из строя корабль любого класса, будь то авианосец, фрегат или эсминец.

Советские инженеры путем исследований выяснили, что боевой части в 500 (а ведь были варианты и с тонной взрывчатого вещества) хватало, чтобы за одно-два удачных попадания вывести любое судно противника вывести из строя и лишить его возможности выполнять поставленную задачу.

Несмотря на ясность задачи, было необходимо, чтобы полтонны взрывчатки с реактивным двигателем добрались до борта корабля противника в целости, сохранности и за предельно короткое время. В НПО Машиностроения, носившем тогда название ОКБ-52, проект взяли в работу и, не откладывая дел в долгий ящик, разработчики вывели ряд ключевых схем и направлений, на которых предполагалось сосредоточить усилия военных инженеров.

Среди прочих требований предполагалось реализовать и высокую маршевую и подлетную скорость ракеты, благодаря которой время от пуска до поражения вражеского корабля сводилось бы к минимуму. «Базальт» среди всех противокорабельных ракет того времени с самого начала разрабатывалась в качестве совершенного, если не сказать идеального, средства для уничтожения корабля противника с любым водоизмещением.

Новые средства управления полетом, специальная электроника для наведения, проработка вопроса размещения боевой части и ее типа, защищенность ракеты на время полета — лишь некоторые пункты программы, по которым инженерам пришлось начинать тему ракетного вооружения почти что с чистого листа.

Первая по способностям

О массовом применении высоких технологий в ракете П-500 «Базальт» в силу срока давности почти никто не помнит, а ведь технических решений, чуть позже заимствованных для более современных ракет, у ракеты П-500 хватает. Несмотря на то, что дальность «прямого выстрела» ракетой колебалась на отметке в 500-550 километров, преодолевать спринтерскую дистанцию П-500 была в состоянии за очень короткое время.

Маршевый турбореактивный двигатель КР-17-300 позволял разогнать пятитонную ракету до скорости в две с половиной тысячи километров в час. Две с лишним скорости звука — это не шутки. Однако уникальный скоростной рекорд не был кратковременным явлением и сохранялся практически до момента касания ракеты о борт вражеского корабля.

«Трехсотка (имеется в виду двигатель) не просто был двигателем с действительно хорошими рабочими характеристиками. При всем прочем, он получился еще и мощнее всех предыдущих ракетных двигателей», — поясняет в интервью «Звезде» инженер-ракетостроитель РКЦ «Прогресс», кандидат математических наук Виктор Саблин.

Читать еще:  Сверхзвуковой ракетоносец

«Если говорить простыми словами, то двигатель П-500 мог выходить на пиковые нагрузки существенно быстрее двигателей ракет подобного класса. Если сравнивать, например, с автомобилями, представьте себе трехтонный внедорожник и спортивный автомобиль, у которого разгон до сотни всего пять секунд. Вот своеобразным спортивным автомобилем как раз и стала ракета П-500. Тяги двигателя было достаточно, чтобы транспортировать систему наведения и боезаряд в нужную точку со скоростями, значительно превышающими скорость звука», — добавил эксперт.

За выбор цели и распознавание кораблей противника в ракете П-500 отвечала сложнейшая вычислительная система на базе микрокомпьютера, позволявшая классифицировать цели и обеспечить практически мгновенное обнаружение главной в походном ордере. Приборы для прицеливания комплекса, системы радиотехнической защиты, даже аэродинамические рули для ракеты перерабатывались для реализации принципа «гарантированного попадания».

Однако, чтобы добраться до борта корабля противника, «Базальту» требовалась и защита. Первым элементом защиты была высокая скорость полета, а еще одним — специальная бортовая станция для постановки активных помех, буквально сводившая с ума любые зенитные ракеты. По сути, подходящая на сверхзвуке ракета, несущая полтонны взрывчатки на борту, для систем ПВО противника образца конца 70-х была неуязвима.

Авторитет

Походный ордер кораблей противника, по замыслу разработчиков «Базальта», могла атаковать целая «стая» ПКР, причем стрельба ракетами могла осуществляться в режиме залпового огня. Однако «дальнюю руку» Военно-Морского Флота обучили не только групповым атакам, но и научили разговаривать друг с другом — «волчья стая» из восьми ракет уже в конце 70-х годов прошлого века была способна обмениваться информацией о целях.

«Суть этой «волчьей стаи» проста — главная ракета поднимается после пуска, обнаруживает цель, сигнал с главной ракеты передается по радиочастотам остальным выпущенным ракетам группы, и они продолжают движение на высоте примерно 40-45 метров», — поясняет подполковник войск ПВО в отставке Евгений Смирнов. По словам военных, даже если ведущую ракету система ПВО противника сможет сбить, функции «вожака стаи» перейдут к ближайшей ракете и схема групповой атаки все так же будет работать.

Специалисты отмечают также, что групповой залп ракет обеспечивает наивысшую плотность ракет у противника, и даже если две-три ракеты системы противовоздушной обороны противника смогут уничтожить, то уцелевшие «убийцы авианосцев» непременно достигнут своей цели. Похожий принцип «коллективной охоты» заложен и в современных российских крылатых ракетах «Калибр».

Оснащение П-500 «Базальт» в духе отечественной оружейно-ракетной школы возможно не только боевыми частями «традиционного» типа. Для решения особо важных задач, в ходе выполнения которых важно уничтожить искомую цель с первого же попадания — ракеты «Базальт» могут быть оснащены и ядерной боевой частью мощностью 350 килотонн.

Читать еще:  Боевая машина 2С6 зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 «Тунгуска»

Несмотря на то, что современные авианосцы (построенные около 40 лет назад), обладают хорошо проработанной конструкцией, учитывающей возможные повреждения, попадание ракеты комплекса П-500 «Базальт» со спецбоеприпасом гарантированно сведет на нет все боевые возможности противника.

О секретности и важности

За секретами отечественных противокорабельных ракет, что во времена назревавшего мирового конфликта, что в более спокойные «перестроечные» годы, охотилось великое множество зарубежных спецслужб. Боязнь у заокеанских партнеров, по словам специалистов, помимо технических способностей «Базальта», вызывают и способы применения этих ракет надводными кораблями, ведь на одном только ракетном крейсере «Москва» проекта 1164 могло располагаться до 16 ракет.

Групповой пилотаж уникального ракетного вооружения — непопулярная тема для разговоров, и почти все военные эксперты и специалисты в области военной инженерии до сих пор неохотно рассказывают об истинных возможностях П-500.

Отмечается, что П-500 «Базальт» хоть и был разработан на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века, он до сих является предметом для пристального изучения зарубежных военных аналитиков, так как все возможности и реализованные технические решения полностью неизвестны ни одному специалисту за границей.

Стрельбы комплекса «Базальт», к большому счастью, случались только учебные. Однако в ходе многочисленных учений подтверждалась высокая точность стрельбы и минимальное время, за которое ракета преодолевает дистанцию до цели. Военные отмечают также, что в противокорабельных ракетах отечественного производства не так важно их количество, сколько электронная начинка и заложенные разработчиками характеристики.

Рассматривая вопрос об актуальности противокорабельных ракет, стоит принимать во внимание не только дату постановки на вооружение, но и помнить, что ракетами, подходящими к морским целям на сверхзвуковой скорости в данный момент обладает только Россия. У всех зарубежных государств блока НАТО, к примеру, противокорабельные ракеты к цели подходят на скорости 800-850 км/ч.

Уникальные технологии, реализованные в металле и поставленные на боевое дежурство в конце 70-х, до сих пор способны «дать жару», и, как отмечают сами военные, обнаружить отечественную ракету можно будет только после попадания. Огромная скорость и бортовое оборудование отечественных противокорабельных ракет до сих пор позволяют кораблям ВМФ России уверенно чувствовать себя и быть готовыми к решению любой боевой задачи в любой точке мирового океана.

Специалисты отмечают, что в век развития легких крылатых ракет о более «тяжелых» собратьях забывать нельзя и возврат к работам над тяжелыми крылатыми ракетами – обязательная программа для отечественного ВПК. Считается, что в сумме с современным средствами разведки и целеуказания (в том числе и воздушно-космическими) есть все шансы вывести тяжелые противокорабельные ракеты на новый, качественно иной уровень, недоступный ни одной другой стране.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector