0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Победы в космосе и вклад ракетчиков

Наука

Космос

«Российский вклад огромен»: кто замусорил космос

Эксперты сравнили объем космического мусора от России и США

Россия внесла наибольший вклад в замусоривание околоземного пространства. Подсчеты показали, что на долю России приходится половина всего созданного за десятилетия мусора.

Неуправляемый сход с орбиты огромной ступени китайской ракеты и взрыв на орбите бака российского разгонного блока «Фрегат» вновь обратили внимание на проблему космического мусора, которая с каждым годом не исчезает, а только усугубляется.

О проблеме космического мусора ученые говорят с каждым годом все больше – число рукотворных объектов на орбите растет, и даже самые мелкие частицы, летящие со скоростями в несколько километров в секунду, несут большую угрозу как действующим спутникам, так и пилотируемым кораблям и МКС.

Кроме того, сходя с орбиты под тормозящим действием атмосферы, крупные обломки не всегда сгорают полностью,

и иногда часть их долетает до Земли, что в случае неуправляемого схода может приводить к разрушениям и даже жертвам.

К космическому мусору относят недействующие спутники, ступени ракет, оставшиеся на орбите Земли, а также многочисленные обломки, возникающие при соударениях более крупных объектов.

Однако каким странам принадлежит большая часть мусора? Ответ нашли специалисты британской компании RS Components — крупного дистрибьютора электронных, электрических и механических компонентов.

Они подсчитали, что на орбите Земли отслеживалось 29874 космических обломка и чуть меньше половины (14403) имеет российское (советское) происхождение. Если точнее, то в эту категорию внесены все спутники производства стран СНГ, однако среди них подавляющее большинство – российские.

Далее с большим отрывом идут США (8734). Китай (4688), Франция (994) и Индия (517).

В эти выкладки включены как находящиеся в настоящее время на орбите и отслеживаемые обломки (12425), так и уже сошедшие с орбиты и сгоревшие в атмосфере (17449).

К примеру, из тысяч отслеживаемых сейчас в космосе обломков британский всего один – раньше было пять, однако четыре уже сошли с орбиты.

«Наши новые данные показали, что в действительности мусора становится все больше, и только пять ведущих стран за последние два года добавили 448 новых обломков, — пояснили составители отчета изданию Digital Trends.

– Российский вклад в замусоривание чрезвычайно огромен: почти на 10 тыс. обломков больше, чем у Китая, и на 6 тыс. больше, чем у США. Интересно, за два года Индия показала наибольший рост – 124 новых обломка, вращающихся вокруг Земли. Важно то, что мы заставляем общество осознавать масштаб роста».

При составлении статистики использовались данные сервиса space-track.org, отслеживающего объекты в околоземном пространстве.

По его данным в настоящее время американских обломков вокруг Земли вращается слегка больше, чем от СНГ: 4171 и 4068 соответственно. Правда, данные взяты в январе этого года, они не учитывают недавнего разрушения бака разгонного блока «Фрегат» и актуальные числа уже другие.

9 мая американские военные сообщили о взрыве в космосе бака отработавшей ступени российской ракеты, который разлетелся на десятки обломков. Сообщение об этом появилось в Twitter 18-й эскадрильи контроля космического пространства Военно-воздушных сил США.

По данным военных, разрушение бака произошло 8 мая в период 07.02-08.51 мск. Бак разрушился, образовав 65 обломков, которые отслеживаются наземными радарами.

Старт ракеты, частью которой был оставшийся на орбите разгонный блок, состоялся 18 июля 2011 года с космодрома Байконур – в тот день ракета «Зенит-2SLБ80» с разгонным блоком «Фрегат-СБ» вывела на орбиту российский космический радиотелескоп «Спектр-Р» («Ра̀диоастро́н»).

Накануне над Атлантикой неконтролируемо вошла в атмосферу Земли и сгорела над территорией Атлантического океана вторая ступень тяжелой китайской ракеты Long March 5B. Ракета стартовала неделю назад, выведя на орбиту прототип китайского пилотируемого корабля, совершившего успешную посадку 8 мая.

К оставшейся на околоземной орбите ступени было приковано внимание специалистов из-за ее размеров—в длину она составляет 30 метров, масса- 20 тонн.

Неконтролируемый сход с орбиты такого объекта несет потенциальную опасность из-за несгоревших обломков, которые могут долетать до Земли. Ступень могла упасть в любом месте планеты в диапазонах широт от -41 до +41 градуса.

«Это самый массивный неконтролируемо сходящий объект после 39-тонной станции «Салют-7», которая сошла в 1991 году», — пояснил Джонатан Макдауэлл, астрофизик из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. По данным американских военных, сход произошел в 08.33 PDT (18.33 мск). Достигли ли обломки ступени поверхности океана, пока неизвестно.

10 людей, без которых не было бы полетов в космос

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.

Читать еще:  На морских ракетоносцах

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально».

Вот так деловито, с техническими подробностями, звучало первое сообщение о космическом полете. Но как торжественно произносили этот текст наши дикторы – Левитан, Балашов…

И народ ответил искренним, не показным ликованием – как будто люди ждали именно этого полета, хотя готовился он сугубо секретно. Школьников отпускали с уроков, люди стихийно собирались на площадях, возле радиоточек. Обсуждали неслыханные новости. В этот день мы хотели бы вспомнить десять творцов космической победы – достойнейших, незабываемых. На самом деле их, конечно, было больше. Но этих уж точно нельзя забывать.

Константин Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935)

Основоположник теоретической космонавтики занимался не только ракетодинамикой и аэронавтикой. Он был философом и пророком межпланетных путешествий.

Ученый-самоучка, в своих прозрениях предвосхитил развитие науки, вплоть до появления многоступенчатых ракет. Он верил, что завоевание солнечной системы принесет человечеству энергию и простор. Молодые энтузиасты ракетостроения поддерживали связь с пожилым ученым, будущие космические конструкторы считали его своим учителем.

Сергей Королёв

Сергей Павлович Королев (1906 (12 января 1907 по новому стилю) – 1966)

Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.

В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…

Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.

Валентин Глушко

Валентин Петрович Глушко (1908 – 1989)

Академик Глушко, без преувеличений, основоположник ракетного двигателестроения. А говоря проще – один из отцов мировой космонавтики. С Циолковским он переписывался еще в первой половине двадцатых, тогда же написал свои первые статьи о космических полетах. Как и Королев, был арестован, работал в шарашках. После войны стал главным конструктором ОКБ-456, давшего стране жидкостные ракетные двигатели, которые и поднимут наши ракеты в космос. Двигатели Глушко остаются непревзойденными.

А в 1974 году он стал полноправным руководителем космической отрасли в СССР, возглавив ОКБ «Энергия», в котором объединились детища Королёва и самого Валентина Петровича. Он возглавил проект «Энергия – Буран» последнее реализованное великое начинание советской космонавтики.

Юрий Гагарин

Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968)

Его открытая улыбка, кажется, вместила всё лучшее, что было в России и в СССР в ХХ веке. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс клушинской сельской школы. Через полтора месяца деревню заняли гитлеровцы. Полтора года семья Гагариных терпела невзгоды оккупации. В 1954-м Гагарин – учащийся индустриального техникума – поступил в Саратовский аэроклуб. Его учителями стали фронтовые летчики – герои Советского Союза. Потом – авиационное училище и служба на Северном флоте. Старший лейтенант Гагарин прошел отбор в отряд космонавтов и, после тяжелых испытаний, был избран для самой опасной и ответственной миссии.

О дальнейшем знает весь мир. После полета Гагарин стал лицом страны – и с этой ролью он справлялся тоже безупречно. Не забывал и службу в отряде космонавтов. Но на славу ему было отведено лишь семь лет. 28 марта 1968 года первый в мире космонавт трагически погиб во время тренировочного полета. Оплакивала Юрия Гагарина вся страна. Не по разнарядке.

Николай Каманин

Николай Петрович Каманин (1908 – 1982)

Выдающийся летчик, он был одним из первых Героев Советского Союза – за спасение челюскинцев. Это была уникальная операция, которую молодой ас провел безукоризненно. В годы войны командовал 292-й штурмовой авиадивизией, а позже – корпусом. С 1960 года генерал-лейтенант Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. Стал «лётным отцом» для наших первых космонавтов.

Позже его должность называлась «помощник главкома ВВС по космосу». Досконально вникал в психологию космонавтов. Он участвовал в выработке всех главных решений по космическим делам – наравне с Королёвым. И наравне с ним нес ответственность за все полеты.

Читать еще:  Ракеты и реактивные снаряды класса «воздух — земля»

Герман Титов

Герман Степанович Титов (1935 – 2000)

Ему 12 апреля досталась сложная роль дублера. Все испытания он проходил наравне с Гагариным. А 6 августа настанет час Германа Титова. Титов первым в мире совершит длительный космический полет – он продолжался 25 часов. Фантастическое достижение по тем временам. Он и в наше время остается самым молодым космонавтом в истории – 6 августа 1961 года ему было 25 лет и 330 дней. В народном сознании имена Гагарина и Титова неразделимы.

Михаил Рязанский

Михаил Сергеевич Рязанский (1909 – 1987) и Георгий Николаевич Бабакин

Член-корреспондент Академии наук СССР Рязанский был главным ракетным «радистом». С 1930-х годов занимался радиоуправлением танков, самолетов и торпедных катеров, авиационными радиостанциями. Участвовал в разработке первого советского радиолокатора. После войны был назначен Главным конструктором НИИ-885 (ныне ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения»), который создавал аппаратуру радиосвязи для ракет. Его внук – Сергей Рязанский – стал космонавтом. Его первый космический полет состоялся в 2013-м.

Николай Пилюгин

Николай Алексеевич Пилюгин (1908 – 1982)

Разрабатывал системы управления ракет – в том числе легендарной «семерки», которая вывела на орбиту Гагарина. Королёв ценил его и за конструкторский талант, и за прямой характер.

Ракета – она как слепая коза!
Чтоб был в ней и смысл, и лоск,
Ракете нужно иметь глаза
И самое главное – мозг!
И вы среди вечных забот и шума,
Как первенца учит мать,
Учили ракеты смотреть и думать,
А это значит – летать!

Такие строки посвятили Пилюгину коллеги. Изобретатель наделял советские ракеты мозгами…

Владимир Бармин

Владимир Павлович Бармин (1909 – 1993)

Непременный участник «великолепной шестерки» главных ракетных конструкторов. В годы войны будущий академик Бармин был разработчиком конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши».

После войны возглавил государственное конструкторское бюро специального машиностроения. Под его руководством разрабатывались стартовые комплексы для пуска и подготовки ракет, на которых и состоялось покорение космоса. Создавал установки для работы на Луне и Венере…

Мстислав Келдыш

Мстислав Всеволодович Келдыш (1911 – 1978)

В газетах, соблюдая секретность, его называли Теоретиком Космонавтики. Сразу после войны математик и механик Келдыш стал заниматься ракетной тематикой. Помогал Королеву создать оптимальную конструкцию ракеты Р-7, которая и открыла космическую эру.

Под руководством Келдыша был создан баллистический вычислительный центр, вошедший в систему управления полетами космических аппаратов. Вскоре после полета Гагарина стал президентом Академии наук СССР. Как глава академии, он был публичной личностью, но его участие в космической программе оставалось засекреченным.

Краткое изложение освоения космоса СССР, типы ракет и самые значимые победы на этом поприще.

Знакомьтесь: огромный самолет, построенный в СССР для перевозки космического челнока

Чтобы доставить «Буран» и ракету «Энергия» на Байконур, Советскому Союзу пришлось срочно создавать гигантский транспортный самолет. За основу был взят топливозаправщик 3МН-2, но конструкторы вынуждены были сильно его переделать. Таким быстрым и изобретательным решением логистической проблемы трудно не восхититься.

Себастьен Роблин (Sebastien Roblin)

Космические полеты были жизненно важны для Советского Союза на всем протяжении холодной войны, так как он хотел сохранить свой престиж сверхдержавы, не уступающей США. Поэтому в 1980-е годы Москва вынашивала амбициозные планы по отправке в космос корабля многоразового использования «Буран» и ракеты «Энергия».

Но заводы, где делали стартовые ускорители для гигантской ракеты «Энергия» диаметром 7,75 метра, чтобы вывести космический корабль за пределы атмосферы, находились в Тушине и в Куйбышеве, а космодром Байконур — в сотнях километрах в южной части Казахстана.

Стартовые ускорители оказались слишком большими для существовавших на то время транспортных самолетов, и в то же время, слишком чувствительными к вибрации, чтобы перевозить их на такое расстояние автомобильным транспортом или по железной дороге. А строить шоссе длиной в сотни километров, чтобы доставить в Казахстан несколько ракет, было очень дорого.

Поэтому в 1976 году руководство космической программы поставило задачу: создать воздушный транспорт для гигантских ракет, пусть даже для этого работы придется проводить с нуля. От попытки использовать для доставки ракеты два тяжелых транспортных вертолета Ми-26 пришлось отказаться, когда летчики во время испытательного полета были вынуждены буквально сбросить ракетный ускоритель, который начал раскачиваться как маятник.

Конструкторское бюро Антонова, прославившееся своими разработками транспортных самолетов, начало работу по созданию гигантской машины Ан-225 «Мрия» (Мечта). Сегодня уникальный Ан-225 является самым тяжелым самолетом в мире, и имеет рекордный размах крыла.

Но с Ан-225 возникли проблемы. Его хотели построить на базе тяжелого транспортника Ан-124 «Руслан», но разработка этого самолета не была завершена. То есть, создать Ан-225 в короткие сроки не представлялось возможным.

Тогда программу передали в КБ Мясищева, которое было известно тем, что создало гигантский четырехмоторный стратегический бомбардировщик М-4. Мясищев предложил быстро переделать один бомбардировщик для перевозки крупногабаритных грузов на спине.

Для переделки отобрали три самолета-заправщика 3МН-2 модели М-4. Они получили обозначение 3М-Т. Однако в итоге для статических испытаний использовали только один такой самолет. Когда в 1978 году конструктор Владимир Мясищев скончался, самолет переименовали в его честь, назвав ВМ-Т.

Но размещение такого огромного веса посередине фюзеляжа грозило разбалансировкой, и поэтому конструкторы разработали для самолета новый хвост с двойными вертикальными стабилизаторами. Такая конфигурация встречалась и в других моделях, но вертикальные хвостовые кили 3М-Т предстояло сделать намного больше обычных, чтобы справиться с вихревыми потоками от крупных грузов, закрепленных на спине самолета.

Читать еще:  Технические характеристики ракеты Х-45

На самом деле, переделать предстояло весь М-4 полностью. Его надо было значительно усилить, чтобы он мог выдерживать такой колоссальный вес. Для этого необходимо было убрать бомболюки и турельные установки, сделать самолет на семь метров длиннее, изогнуть вверх заднюю часть фюзеляжа и установить турбореактивные двигатели Добрынина ВД-7МД с увеличенной тягой. Также нужны были новая система управления полетом, переделанный механизм подачи топлива и 14 надежных точек крепления четырех разных типов груза.

Модифицированный таким образом самолет «Атлант» совершил свой первый полет 29 апреля 1981 года, а спустя девять месяцев его испытали с полной нагрузкой. ВМ-Т мог перевозить ракетные ускорители, диаметр которых в два раза превышал диаметр «Атланта». Кроме того, он мог перевозить гигантские грузовые контейнеры размером с дом, получив в результате прозвище «летающая бочка». В контейнере 1ГТ перевозили водородный бак ракеты «Энергия» с носовым и хвостовым обтекателями, в контейнере 2ГТ — кислородный бак и двигательный отсек, а в контейнере 3ГТ — головной и хвостовой обтекатели обоих грузов.

В двух проектах принимали участие два самолета «Атлант». Первый перебросил части блока «Энергии» с куйбышевского аэродрома Безымянка на космодром Байконур на расстояние 1 250 километров. Они были использованы во время неудачного запуска платформы с лазерным орбитальным оружием «Полюс» в мае 1987 года.

Второй перевозил на спине советский шатл «Буран», а также ускорители «Энергии», на которой челнок выводился в космос.

Чтобы закрепить «Буран» на спине ВМ-Т, использовались два огромных крана. С 62-тонного челнока сняли все приборы, уменьшив его вес до 45 тонн. В 1983 году совершили первый пробный полет. Один из первых полетов едва не закончился катастрофой, когда во время посадки отказали электрические системы «Атланта». К счастью, произошло это уже после выпуска шасси, а вот закрылки остались на месте. А потом загорелся один из его турбореактивных двигателей! Но экипажу удалось посадить самолет на большой скорости без выпущенных закрылков.

Наконец, «Буран» доставили на Байконур, и 15 ноября 1988 года он совершил свой единственный орбитальный полет (непилотируемый). Всего самолеты ВМ-Т совершили 150 полетов, перевозя различные детали для советской космической программы. Работали они до тех пор, пока не было завершено строительство Ан-225, который занял их место.

Один инженер из КБ Антонова высмеял «Атлант», назвав его любительским проектом, но нет никаких сомнений, что ВМ-Т оказался весьма изобретательным решением сложной логистической проблемы.

Сегодня эти уникальные самолеты можно увидеть в международном аэропорту в Жуковском и в Рязани в музее дальней авиации. В последние годы их также несколько раз показывали на авиасалонах.

США в панике: у России появилась ракета, сбивающая спутники в космосе

Глава Космического командования США Джон Реймонд

Время от времени американские политики и военные любят играть с Москвой (говоря языком картежников) в «подкидного дурака». Вот вам свежий пример.

Россия испытала 15 апреля противоспутниковую ракету прямого перехвата, заявило Космическое командование ВВС США. «Российское испытание DA-ASAT (противоспутниковой ракеты прямого перехвата) показывает еще один пример, что угрозы космическим системам США и союзников реальны, серьезны и растут», — отметил глава Космического командования Джон Реймонд.

Отбросив в сторону ритуально провокационную американскую демагогию, так и хочется воскликнуть: «А поутру они проснулись!». Ибо уж кому-кому, а разведке США хорошо известно, что еще в начале 2010-х годов в России началась работа по созданию комплекса противоракетной и противокосмической обороны «Нудоль» с ракетой 14А042. Более того, минобороны России не один раз сообщало об испытаниях такой системы и о ее «способностях» (правда, говорилось об этом в рамках допустимого и главным образом о том, что данное изделие предназначено для усиления эффективности противоракетной обороны Москвы и центрального промышленного района РФ). Ну а что касается так называемого загадочного «изделия» DA-ASAT, — то это американский его псевдоним.

А почему спецы США называют его «противоспутниковой ракетой прямого перехвата»? Впрочем, если говорить совсем точно, то не только противоспутникового, но и противоракетного (чего мы не скрываем). Наши спецы очень неохотно комментируют суть «прямого перехвата», лишь намекают, что это — кинетический способ уничтожения цели. Иными словами, – поражающий элемент ракеты со снайперской точностью ударяется в ракету или в боевой спутник противника и уничтожает их со 100% гарантией.

Но почему именно сейчас американцы взвыли и «продрали глаза»?

Несмотря на многократные призывы Москвы к США не милитаризовать космос, американцы от своих планов не отказались. И уже наплодили огромный выводок боевых спутников и боевых космических платформ. И не только в России, но и в Китае (где тоже ведутся разработки противоспутникового оружия) хорошо знают, что США давно располагают большим арсеналом противоспутникового оружия и средств поражения космических аппаратов, разработанных в рамках программы Национальной Противоракетной Обороны. Наибольшим потенциалом, например, обладает комплекс наземного базирования GBMD, способный (потенциально) поражать своими ракетами орбитальную цель на высоте до нескольких сотен километров. И вот теперь, когда американцам стало понятно, что Россия обзавелась эффективным «противодействием», космическое командование США взвыло. И традиционно завопило о российской угрозе.

Цель понятна – нужно вышибить больше денег под новые военно-космические программы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector