72 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ

Неуправляемый реактивный снаряд С-8.

Неуправляемый реактивный снаряд С-8.

Разработчик: ОКБ-16 (позднее КБ «Точмаш»)
Страна: СССР
Испытания: 1971 г.

В 1964 году ОКБ-51 П.О.Сухого приступило к разработке проекта ударного самолёта, первоначально обозначенного как Т-58М, впоследствии ставшего фронтовым бомбардировщиком Су-24. 21 августа 1965 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 648-241 о создании Т-58М, в этом же документе предусматривалось создание прицельно-навигационной системы «Пума» и новых неуправляемых и управляемых авиационных ракет С-8, С-24 и Х-24 (работы по ракете Х-24 были прекращены на стадии проекта). Разработка новых средств поражения стала необходимой в связи с совершенствованием бронетехники и средств ПВО сухопутных войск вероятного противника и недостаточной мощности и дальности действия НАРС семейства С-5.

Разработка НАРС типа С-8 (калибр — 80-мм) поручалась ОКБ-16 которым руководил А.Э.Нудельман. Впоследствии разработку модификаций С-8 стал осуществлять «Институт прикладной физики» в г. Новосибирске (сейчас ОАО). Это сопровождалось новыми требованиями к оружию, сформулированными на основе опыта эксплуатации в войсках авиационных реактивных систем калибра 57 мм. Заказчик требовал надежно защитить боеприпасы от аэродинамического нагрева, уменьшить влияние стрельбы ими на работу двигателя самолета-носителя, сократить временные интервалы между выстрелами, а также увеличить дальность стрельбы и снизить минимальную высоту применения. Усиление поражающего действия боевой части и установка более мощного двигателя были достигнуты увеличением калибра, относительно предшественницы С-5, с 57 до 80 мм. Ракета С-8 сохранила принципиальную схему и компоновку ракеты С-5. Для улучшения точностных характеристик 6 перьев стабилизатора при выходе ракеты из трубы принудительно раскрывались газовым поршнем под действием отбираемых из камеры сгорания твердотопливного двигателя пороховых газов. В раскрытом положении перья фиксировались (дело в том, что люфты в навеске оперения С-5, необходимые для их свободного раскрытия, снижали кучность стрельбы.)

НУРС С-8.

В сложенном положении узел стабилизатора был уложен между шестью соплами твердотопливного двигателя ракеты и закрыт стаканом, срывающемся при пуске. Для быстрого разгона и раскрутки более тяжелой ракеты С-8 тяга твердотопливного двигателя по сравнению с двигателем ракеты С-5 увеличена, а время его работы сокращено до 0,69 с. Рассеяние С-8 в полете и круговое вероятное отклонение составляло 0,3 % дальности, а дистанция эффективного пуска — 2000 м.

НУРС С-8 перед установкой.

Заводские (предварительные) испытания НАР С-8 прошла в 1969 году, а совместные (с заказчиком) государственные испытания — в 1971 году. Серийно С-8 производилась на заводе «Авиаагрегат» в Куйбышеве (ныне Самара).

Появление широкой номенклатуры снарядов этого семейства обусловили два фактора. Во-первых, НАРС нескольких марок составили комбинации ряда однотипных БЧ, оснащенных различными ракетными двигателями. Во-вторых, на основе наиболее удачных двигателей было создано большое количество типов боевых НАРС и снарядов вспомогательного назначения. На сегодня известны около 25 серийных НАРС калибра 80 мм и более десятка опытных моделей.

На основе базовой конструкции С-8 с универсальной кумулятивно-осколочной боевой частью было разработано несколько модификаций ракеты: С-8М и С-8КОМ с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия и твердотопливным двигателем, имеющим увеличенное время работы.

Полная длина ракеты С-8КОМ составляет 1570 мм. Стартовый вес ракеты 11,3 кг. Куммулятивно-осколочная боевая часть весом 3,6 кг содержит 900 г взрывчатого вещества. При попадании по нормали С-8КОМ может пробить 400-мм броню. Дальность пуска ракеты 1300–4000 м. Диапазон скорости самолета-носителя при боевом применении ракет С-8 всех типов 166–330 м/с.

Ракета С-8С имеет боевую часть, несущую 2000 стреловидных поражающих элементов для поражения живой силы. На конечном участке полета стрелы выбрасываются вперед вышибным зарядом.

Ракета С-8БМ имеет бетонобойную боевую часть проникающего действия, пробивающую слой железобетона толщиной до 0,8 м. Длина ракеты С-8БМ 1540 мм. Стартовый вес ракеты 15,2 кг. Боевая часть весом 7,41 кг содержит 600 г взрывчатого вещества. Дальность пуска ракеты 1200–2200 м.

Ракеты С-8Д и С-8ДМ имеют боевую часть с объемно детонирующей смесью; 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества смешиваются и образуют аэрозольное облако объемно детонирующей смеси. Взрыв по фугасному действию эквивалентен 5,5–6 кг тротила. Длина ракеты С-8ДМ — 1700 мм. Стартовый вес ракеты 11,6 кг. Вес боевой части 3,63 кг.

Ракеты С-8О и С-8ОМ осветительные. Их длина 1632 мм. Стартовый вес 12,1 кг. Вес боевой части 4,3 кг. Горючий состав весом 1,0 кг. Дает силу света порядка 2 млн. свечей.

Ракета С-8П предназначалась для создания пассивных помех РЛС противника. При срабатывании дистанционного взрывателя из боевой части ракет вышибным зарядом выбрасываются диполи из металлизированного стекловолокна. Первые образцы ракет за 3 секунды создавали облако диполей объемом 500 м8. Эти диполи предназначались для создания помех РЛС, работающих на длинах волн от 0,8 до 14 см.

В модификациях С-8А, С-8В, С-8АС и С-8ВС ракеты отличаются усовершенствованным РДТТ, измененным составом топлива и устройством узла стабилизации.

Пуск ракет осуществлялся из специальных пусковых устройств (блоков) Б-8М1 и Б-8В20А. Оба блока имели по 20 пусковых труб, открытых с казенной части. Длина блока Б-8М1 (Б-8В20А) составляла 2760 мм (1700 мм), диаметр блока 520 мм (520 мм). Вес пустого блока 160 кг (123 кг). Позже были разработаны пусковые устройства типа Б-8В7, имевшие 7 открытых пусковых труб. Вес пустого блока 40 кг. Длина 1780 мм. Диаметр 332 мм.

Носителями ракет С-8 были истребители Су-17М1, Су-17М2, Су-17МЗ, Су-17М4, Су-24, Су-25, Су-27, Миг-23 и МиГ-27 и вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-28, Ка-252 и Ка-50.

Орудийный блок Б-8М конструкции МКБ «Вымпел» в марте 1972 г. прошел заводские, государственные наземные и стендовые испытания стрельбой снарядами С-8. С апреля по июль 1974 года в ходе специальных летных испытаний авиационной реактивной системы АС-8 истребитель-бомбардировщик Су-17 оборудовали двумя 80-мм орудийными блоками Б-8М и двумя — Б-8М1. Ведущим инженером по блокам в ГК НИИ ВВС был назначен майор-инженер Н.Е.Башкиров. Разработчиков представлял ведущий конструктор МКБ «Вымпел» по орудийным блокам Б-8М и Б-8М1 А.Уткин.

Блок Б-8М1.

В заключений по госиспытаниям было отмечено, что орудийные блоки Б-8М1 более совершенны по своим техническим данным (испытатели отнесли к ним габариты, массу и технологию изготовления блока) и их предлагали принять на вооружение ВВС. В большей степени значительной являлась именно последняя характеристика, поскольку на основе опыта производства и эксплуатации у этого орудийного блока отказались от обшивки силового корпуса. Б-8М и Б-8М1 одновременно приняли на вооружение. Позже от Б-8М в ВВС отказались и в арсенале МиГов остались только более надежные Б-8М1. Они дополнили варианты вооружения МиГ-23 последних модификаций, МиГ-27, МиГ-29, Су-17, Су-25 и других самолетов.

Пара блоков НАР Б-8М1 под крылом Су-17М4.

Блок Б-8М1 на МиГ-29.

Су-25 ВВС Чехии с блоками Б-8М1.

Для пуска С-8 используются двадцати-зарядные блоки Б-8, модернизированные Б-8М и M1, а также Б-8-0 с теплозащитой. Вертолетное исполнение блока Б-8В20А отличается удлиненными пусковыми трубами и упрощенной конструкцией без носового обтекателя (при небольших скоростях полета вертолетов прирост аэродинамического сопротивления незначителен).

Блоки Б-8В, Б-8М1. Схема.

Пусковой блок Б-8В20А (на земле) для НАРС С-8.

Блоки Б-8В20А на вертолете Ми-24.

По эффективности применения и мощности БЧ С-8 значительно превосходят С-5. Так, залп 80-мм ракет из одного 20-зарядного блока Б-8 по поражающему действию сопоставим с одновременным пуском С-5 из трех 32-зарядных блоков УБ-32, а по дальности и точности превосходит их. Преимущества C8 привели к тому, что в настоящее время боевые самолеты и вертолеты комплектуются в основном 80-мм блоками НАРС, которые постепенно вытесняют С-5.

Пуск НАР С-8 из блока Б-8В20А на вертолете Ми-8.

К концу 90-х годов в КБ самарского объединения «Авиаагрегат» специально для продажи на экспорт разработали самолетный вариант семиствольного орудийного блока Б-8С7. Дело в том, что до сих пор состоящие на вооружении ВВС во многих странах мира истребители МиГ-21 последних серий переживают период «ренессанса». В связи с этим надежные машины переоснащают авионикой западного производства, но при этом вооружение на них остается прежним — 57-мм НАРС, хотя снятых с вооружения российских ВВС снарядов семейства С-5 уже катастрофически не хватает, а новые и более мощные НАРС калибра 80 мм «21-е» нести не могут. В перевооружении этих машин принимают самое деятельное участие и российские специалисты Не отстают от них и производители НАРС. МиГ-21 последних серий перевооружают 20-ствольными орудийными блоками Б-8М1, хотя при этом из-за ограничений по весовой группе подвесить их на самолетах можно лишь на внутренние подкрыльевые точки. Внешние же оказываются свободными. Специально для подобных ситуаций самарцы и разработали свое «семиствольное чудо», поскольку на консолях крыла оно в заряженном состоянии не превышает допустимых нагрузок. Таким образом, реактивное вооружение истребителя дополняют 14 снарядов единого калибра.

Модификации:
С-8 — базовая. Оснащена универсальной кумулятивно-осколочной БЧ.
С-8А — с доработанным двигателем.
С-8АС — с устройством стабилизации.
С-8Б — бетонобойная. Оснащена проникающей БЧ. Пробивает железобетонное перекрытие толщиной до 0,8 м.
С-8БМ — бетонобойная модернизированная. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8ВС — с уcтройством стабилизации.
С-8Д — объёмно-детонирующая. Содержит 2,15 кг компонентов жидких взрывчатых веществ, смешивающихся и образующих аэрозольное облако.
С-8ДМ — модернизированная объёмно-детонирующая. Разработана в 1997 году.
С-8КОМ — кумулятивно-осколочная. Пробивает броню толщиной до 400 мм. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8М — модернизированная. Отличается БЧ усиленного осколочного действия и двигателем с увеличенным временем работы.
С-8О — осветительная.
С-8ОМ — осветительная модернизированная. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8П — противолокационная. Предназначена для создания помех РЛС, работающим в диапазоне длин волн 0,8-14 см. Снаряжена дипольными отражателями из метализированного стекловолокна. Взрыватель дистанционный. При срабатывании вышибного заряда диполи выбрасываются и образуют облако объёмом 500 м3.
С-8ПМ — модернизированная противолокационная. Отличается двигателем с уменьшенным временем работы. Разработана в Новосибирске.
С-8С — начинённая 5 блоками стальных оперённых стрел (2200 шт.). Стрелы выбрасываются вперёд вышибным зарядом на конечном участке траектории полёта.

Читать еще:  Технические характеристики ракеты

НУРС С-8. Схема.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Олег Пресняков, Михаил Семиврагов. Стрелы Громовержцев.

Неуправляемые авиационные ракеты как средства поражения;

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие 🙂 — нам важно ваше мнение.

Авиационные боеприпасы ракетного вооружения. Назначение, состав и классификация НАР

Ракетное вооружение является неотъемлемой составной частью боль­шинства современных летательных аппаратов военного назначения. Его по­явление было обусловлено необходимостью успешного решения боевых за­дач авиацией во время ведения войн и конфликтов.

В настоящее время в состав авиационного ракетного вооружения входят:

— неуправляемые авиационные ракеты (НАР);

— управляемые авиационные ракеты (УАР);

— авиационные противолодочные ракеты (АПР);

— авиационные морские ракеты-мины.

В данной теме мы с вами остановимся на НАР.

По назначению НАР подразделяются на ракеты:

— ос­новного назначения (средства поражения);

— вспомогательного назначения (средства обеспечения).

И те, и другие делятся на отдельные группы по дру­гим признакам классификации, среди которых можно выделить два основ­ных: тип боевой части и калибр.

Тип боевой части и особенности ее устройства предопределяют не толь­ко целевое предназначение НАР, но и отражают особенности ее действия у цели. Так, рассматривают НАР с БЧ фугасного, осколочного, кумулятивного, проникающего, комбинированного (осколочно-фугасного, кумулятивно-осколочного и др.), осветительного типа и т. д.

По устройству БЧ НАР под­разделяются на ракеты с моноблочными БЧ, с БЧ разделяющегося типа, раке­ты с БЧ кассетного типа и др. Например, НАР с тандемным расположением кумулятивных БЧ; НАР с разделяющейся боевой частью, снаряжаемой бое­выми элементами объемно-детонирующего действия, и т. д.

Важным параметром НАР является ее калибр. Он определяется харак­терным размером камеры ракетного двигателя – обычно наружным диамет­ром камеры.

Для существующей системы твердотопливных ракет калибр РДТТ отражен в кратком условном наименовании ракеты. Так, в наименова­нии ракет типа С-8, С-13, С-25 и др. цифра означает калибр РДТТ, выражен­ный в см и соответствующий номинальному значению диаметра камеры дви­гателя. Если диаметр БЧ больше или меньше калибра РДТТ, то говорят: НАР с надкалиберной или подкалиберной БЧ. Их примерами могут служить соот­ветственно НАР-С-25О и С-13Т.

Иногда по величине калибра различают НАР малого, среднего и крупно­го калибра. Хотя такая классификация является условной, она все же дает не­которое представление о количестве ракет, подвешиваемых на одну точку подвески самолета (вертолета). Ясно, что НАР крупного калибра можно под­вешивать лишь по одной на каждую точку подвески с балочным держателем третьей группы (БД-3). На эту же точку подвески можно подвесить блок с несколькими десятками НАР малого калибра или пусковое устройство с 3-5 ракетами среднего калибра.

С момента появления на вооружении авиации и до настоящего времени НАР сохраняют свои позиции и неизменно входят в состав вооружения само­летов и вертолетов различных поколений. Объясняется это тем, что благода­ря своим специфическим свойствам НАР значительно увеличивают огневую мощь ударных авиационных комплексов и расширяют их возможности при решении задач поражения наземных и морских целей.

Отличительными признаками и особенностями неуправляемых ракет как боеприпасов основного назначения являются:

— возможность создать боевую часть большой массы, сопоставимую по мощности действия с авиабомбами калибра 100, 250 и даже 500 кг;

— значительная доля самой боевой части в общей стартовой массе ракеты (до 65%), что значительно больше, чем для УАР;

— большое разнообразие типов боевых частей, обеспечивающих высокую эффективность действия авиации по широкому спектру наземных целей;

— большой боекомплект НАР каждого самолета или вертолета благодаря применению многозарядных пусковых устройств для ракет малого и среднего калибров;

— достаточно высокая точность пуска ракет, обеспечивающая возможность поражения малоразмерных целей;

— широкий диапазон дальностей пуска ракет, обеспечивающий возможность поражения целей и в том случае, когда для артиллерийского оружия или авиабомб они оказываются недосягаемыми;

— относительная простота устройства и производства, позволяющая реализовать модульный принцип создания целого класса ракет одного и того же калибра, имеющих один и тот же двигатель, но различные типы БЧ (до 10 и более);

— простота эксплуатации как летной, так и наземной, которая практически мало чем отличается от эксплуатации авиабомб;

— достаточно большой срок службы, вследствие чего НАР входят в состав вариантов вооружения самолетов нескольких поколений (например, НАР типа С-24 находится на вооружении более полувека);

— относительно небольшая стоимость серийного производства НАР в сравнении с УАР сопоставимого калибра (например, стоимость неуправляемой ракеты типа С-25 и управляемой типа С-25Л оценивалась в соотношении 1:6 в масштабе одного и того же курса рубля);

— возможность реализовать менее затратную утилизацию НАР, запрещенных к использованию по прямому назначению.

В дополнение к перечисленному следует остановиться еще на одной особенности НАР. Представляя собой систему, состоящую из боевой (БЧ) и ракетной (РДТТ) частей, неуправляемые ракеты вследствие очевидных преимуществ начали применяться не только «в целом», но и «по частям», что послужило толчком к созданию боеприпасов других видов. Их приме­рами могут служить уже упоминавшиеся ранее противолодочные торпеды-ракеты АПР, всплывающие ракеты-мины РМ, бетонобойные авиабомбы БЕТАБ-500Ш, включающие тормозной и разгонные двигатели, работающие на твердом топливе, а также управляемая ракета С-25Л, созданная на основе НАР С-25, и др.

В настоящее время возможности НАР еще далеко не исчерпаны. Весьма актуальной и перспективной является задача создания НАР крупного калибра с кассетной боевой частью (КБЧ), обеспечивающей применение боевых элементов (бомб, мин и др.) в больших количествах – до нескольких тысяч штук в БЧ. На базе такой ракеты легко может быть создана НАР с плани­рующим полетом на пассивном участке траектории, позволяющая атаковать цели с больших дальностей (до 10 км и более). Разработка и принятие на воо­ружение планирующей НАР в значительной мере расширило бы боевые воз­можности современных носителей, в том числе и в плане успешного преодо­ления объектовой ПВО противника.

Особо следует остановиться на точностных характеристиках применения НАР. По параметрам, характеризующим техническое рассеивание, НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают управляемым ракетам. Уменьшение технического рассеивания НАР достигается несколькими спо­собами:

— во-первых, за счет небольшого времени полета ракет от момента пуска до встречи с целью. Имея большую скорость в конце активного участка траектории, ракеты пролетают оставшуюся часть пути за малое время, что исключает влияние многих случайных факторов, в том числе и турбулентности атмосферы, на характер их движения.

— во-вторых, как оперенный снаряд, ракеты имеют большой запас статической и динамической устойчивости. На пассивном участке траектории центр массы НАР из-за выгорания топлива смещается в сторону головной части. Хвостовое же оперение находится на значительном расстоянии от центра массы из-за двигателя, имеющего большую длину, поэтому в плане стабилизации является очень эффективным.

— в-третьих, использованием вращательного движения ракет. Все состоящие на вооружении НАР при движении проворачиваются вокруг продольной оси с угловыми скоростями, имеющими порядок от нескольких сотен (НАР типа С-24) до нескольких тысяч (НАР типа С-5, С-8) оборотов в минуту. Вращение ракет обеспечивается действием моментов, создаваемых путем направления действия силы тяги (у НАР с многосопельными двигателями), или за счет аэродинамических моментов, создаваемых стабилизатором, перья которого имеют либо установочный угол атаки, либо срез вдоль одной из граней перьев. Вращение (проворачивание) вокруг продольной оси позволяет исключить влияние несимметричности аэродинамической формы или эксцентриситета массы ракеты на траекторию ее движения. Если бы проворачивания ракеты не было, то под влиянием указанных факторов возникал бы боковой момент, уводящий ракету в сторону от направления стрельбы.

Реализация конструктивных мер позволила создать ракеты, техническое рассеивание которых определялось вероятным отклонением кругового рассеивания в картинной плоскости, равного 2-3 тысячных дальности стрель­бы. При таком рассеивании кучность стрельбы была достаточно высокой, что обеспечивало поражение малоразмерных, в том числе и воздушных, целей. Уместно еще раз напомнить, что первые ракеты типа С-5 были созданы для поражения именно воздушных целей.

С появлением первых управляемых ракет класса «воздух – воздух» НАР типа С-5 были «перенацелены» и стали использоваться для поражения наземных целей. В настоящее время все НАР применяются для поражения наземных целей.

Для повышения вероятности поражения малоразмерных наземных целей требуется увеличение количества ракет, применяемых в одной атаке. Поэтому для ракет типа С-5 были разработаны блоки УБ-16 и УБ-32, снаряжаемые соответственно 16 и 32 ракетами.

Из приведенной сравнительной оценки следует, что НАР, как средства поражения занимают промежуточное положение между авиабомбами и управляемыми авиационными ракетами и в значительной мере дополняют боевые свойства и возможности артиллерийского оружия. По точности попа­дания в цель НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают им по мощности взрыва (действия) боевых частей. НАР заметно превосходят авиа­бомбы при решении задач поражения особо прочных и заглубленных целей благодаря обеспечению высокой скорости соударения БЧ проникающего ти­па. В сравнении с боеприпасами высокоточного оружия (управляемыми авиационными ракетами и корректируемыми авиационными бомбами) НАР уступают им по точности попадания в цель, но превосходят по таким свойст­вам, как независимость от метеоусловий применения и помехоустойчивость.

Читать еще:  Ракета-носитель «Энергия»

НАР малого калибра, так же как и снаряды авиационного артиллерий­ского оружия, позволяют формировать при атаке наземных целей зоны рас­сеивания точек падения, имеющие такую форму и размеры, при которых дос­тигается максимальная эффективность поражения цели.

Таким образом, сис­тему НАР следует рассматривать как неотъемлемую составную часть (вид) вооружения современных боевых авиационных комплексов, значительно расширяющую боевые свойства и тактические возможности последних.

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ

СОВРЕМЕННОЕ НЕУПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ АВИАЦИИ. MODERN UNGUIDED ROCKET WEAPONS AVIATION

СОВРЕМЕННОЕ НЕУПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ АВИАЦИИ

MODERN UNGUIDED ROCKET WEAPONS AVIATION

Система управления вооружением даем современному российскому истребителю хорошие возможности для применения неуправляемого ракетного и пушечного вооружения. Использование лазерного дальномера в режимах бомбометания и стрельбы неуправляемым оружием по земле, а также применение современных методов прицеливания и индикации обеспечивают высокую точность поражения наземных целей — Е=6 мрад при стрельбе из пушки, 7 мрад при пусках НУРС. Поэтому номенклатура неуправляемых ракет достаточно широка, и включает 80-мм НУРС типа С-8, 122-мм НУРС типа С-13, 240-мм тяжелые НУРС С-24Б и др. От 57-мм реактивных снарядов из-за низкой эффективности их боевых частей в последнее время практически отказались.

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ С-8
Система С-8 — основной калибр в классе российского неуправляемого авиационного ракетного вооружения (НАРВ) — решает самые разнообразные задачи, стоящие перед авиацией.
Первые ракеты этого семейства создавались в ОКБ-16 (КБ «Точмаш») главного конструктора А.Э.Нудельмана, затем Новосибирский институт прикладной физики. В настоящее время совершенствованием НУРС С-8 занимается ГНПП «Сплав».
Разработка ракет С-8 была начата ОКБ-16 по Постановлению СМ № 648-241 от 24 августа 1965 года, им был определен срок начала государ¬ственных испытаний в IV квартале 1969 года. Завод¬ские испытания ракеты С-8 были закончены в 1969 году, совместные испытания С-8 начались в 1971 году.
Для улучшения точностных характеристик НУРС имеет шестиперый стабилизатор, который при выходе ракеты из трубы принудительно раскрывался газовым поршнем под действием отбираемых из камеры сгорания твердотопливного двигателя порохо¬вых газов, затем перья фиксировались. Рассеяние С-8 в полете и круговое вероятное отклонение составляет 0,3% дальности, а дистанция эффективного пуска — 2000 м. В сложенном положении узел стабилизатора уложен между шестью соплами твердотопливного дви¬гателя ракеты и закрыт стаканом, срывающемся при пуске.
Ракетный двигатель на снарядах типа С-8 на твердом топливе, суммарный импульс тяги 5800 нс и время работы 0,69-0,7 с. Для быстрого разгона до мак¬симальной скорости полета ракеты в 680 м/с и раскрутки НУПС С-8 тяга твердотопливного двигателя была увеличена, в сравнении с 57-мм НУРС типа С-5. В его конструкции используются прогрессивные методы формообразования корпуса из готового алюминиевого проката, оригинальные технические решения по отдельным элементам, направленные на снижение трудоемкости изготовления двигателя и его стоимости. Для стрельбы используются блоки НУРС типа Б-8, Б-8М, Б-8М1, разработанные в КБ «Вымпел».
В 1980-х годов ракеты типа С-8 широко применялись в боевых действиях в Афганистане Советской Армией. Они заменили менее мощные снаряды С-5 и использовались для поражения слабозащищенных целей, расположенных на открытой местности. Их использование позволило не входить самолетам и вертолетам в зону действия ПВО противника.
В настоящее время на вооружении ВВС России состоят и предлагаются для поставки на экспорт следующие типы ракет С-8: С-8КОМ — с кумулятивно-осколочной боевой частью (БЧ); С-8БМ — с бетонобойной (проникающей) БЧ; С-8ДМ — с БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью; С-8-ОМ — с осветительной БЧ; С-8ПМ — с БЧ, снаряженной дипольными отражателями.

Неуправляемая авиационная ракета С-8КОМ предназначена для поражения современных танков, легкобронированной и небронированной боевой техники. Благодаря осколочному действию ракета поражает и живую силу. Заводские испытания ракеты С-8КОМ с кумулятивно-осколоч¬ной БЧ в октябре-декабре 1969 года, государственные испытания С-8КОМ — в 1970 году, и в том же году было начато серий¬ное производство на кировском заводе «Сельмаш». НУРС С-8КО и С-8КОМ оснащаются пьезоэлектрическим взрывательным устройством В-5КП1, которое состоит из двух частей: головного пьезогенератора В-5КП (вес 40 г) и предохранительно-исполнительного механизма (ПИМ) В-5КП1 (вес 120 г). Время дальнего взведения составляет 1,1…1,7 с. В настоящее время это взрывательное устройство производится пермским Машиностроительным заводом имени Ф.Э.Дзержинского.
Неуправляемая авиационная ракета С-8БМ предназначена для поражения материальной части и живой силы в фортификационных сооружениях. Специально сконструированная боевая часть ракеты пробивает железобетонную преграду и взрывается, образуя большое количество поражающих осколков.
Неуправляемая авиационная ракета С-8ДМ предназначена для поражения различных видов целей, находящихся в окопах, траншеях, блиндажах, обвалованиях, в узких проходах, в россыпях камней, в складках местности, пещерах и прочих подобных укрытиях. Боевая часть ракеты снаряжена объемно-детонирующей смесью (ОДС).
Неуправляемая авиационная ракета С-8ОМ предназначена для освещения местности в ночное время, является ракетой вспомогательного назначения. Его предшественник, реактивный снаряд С-8О был создан для наблюдения малоразмерных целей с высот 1500-2000 м на дальностях до 3 км. Осветительные факелы для ракеты были созданы в НИИПХ.
Неуправляемая авиационная ракета С-8ПМ предназначена для индивидуальной защиты самолетов и вертолетов путем постановки в передней полусфере облаков противорадиолокационных отражателей (диполей), создающих пассивные помехи радиолокационным системам наведения зенитных и авиационных комплексов перехвата воздушных целей.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ ТИПА С-8

Неуправляемые авиационные ракеты Германии

До определенного времени руководство Люфтваффе не обращало никакого внимания на неуправляемые ракеты для самолетов. Несмотря на успешное применение реактивных снарядов советскими летчиками на Халхин-Голе и в первые месяцы Великой Отечественной войны, германские военачальники продолжали считать этот вид вооружения прерогативой исключительно сухопутных войск. Одной из причин такого отношения была сравнительно низкая точность разрабатываемых ракет, однако со временем этот вопрос был решен. Только спустя некоторое время после достижения приемлемых показателей точности Люфтваффе разрешило начать создание авиационных реактивных снарядов.

В Германии работы в направлении неуправляемых авиационных ракет (реактивных снарядов по тогдашней советской классификации) начались еще в 1937 году. Конструкторы фирмы Rheinmetall-Borsig предложили использовать имеющиеся наработки по теме реактивных снарядов в области авиации. Предполагалось, что высокая скорость такого снаряда обеспечит быстрое и надежное поражение самолета противника, находящегося на относительно небольшом расстоянии. Целью для нового оружия должны были стать в первую очередь бомбардировщики противника, медленные и неповоротливые. Однако по состоянию дел на 1937 год конструкции существующих неуправляемых ракет не позволяли вести огонь по небольшим целям. Отклонение ракет от расчетных траекторий имело совершенно неприемлемые значения, не помогало даже вращение реактивного снаряда в полете. Только в 1941 году специалистам «Рейнметалла» удалось добиться отклонения всего в одну сороковую от пройденного расстояния.

В 1943 году на испытания была отправлена неуправляемая ракета Wfr.Gr. 21 (Wurframmen Granate 21 – «Метательная граната калибра 21 см»), созданная на основе боеприпаса к реактивному миномету Nebelwerfer. Снаряд длиной 1260 миллиметров весил 110 кг, масса заряда взрывчатого вещества составляла 38,6 кг. В задней части снаряда имелся твердотопливный двигатель, обеспечивавший скорость до 300-320 метров в секунду. В конструкции Wfr.Gr. 21 было применено одно оригинальное решение: снаряд в полете стабилизировался вращением, однако не имел каких-либо стабилизаторов или т.п. плоскостей. Дело в том, что пороховые газы двигателя истекали сразу через несколько сопел. Одно, центральное, имело большой размер и работало как маршевый двигатель. Вокруг основного сопла располагалось 28 дополнительных малых сопел, отклоненных от горизонтальной оси. Во время полета часть пороховых газов выбрасывалась через малые отверстия, что придавало снаряду вращение. В советской и российской терминологии такая схема стабилизации снаряда носит название турбореактивной. Запаса твердого топлива хватало для полета на расстояние порядка семи километров. Конечно же, стрельбу по воздушным целям планировалось вести с гораздо меньших расстояний.

Отсутствие выступающих элементов конструкции позволило сделать для Wfr.Gr. 21 очень простую пусковую установку. Это была банальная труба длиной около полутора метров с системами крепления к носителю и проводкой электрического запала. Пусковая труба, как и ракета, была заимствована у наземного миномета, но получила новые кронштейны крепления. Система подвеса позволяла закреплять пусковые трубы с ракетами на стандартных бомбодержателях и при необходимости сбрасывать их. Именно такое вооружение было установлено на самолете Fokke Wulf FW-190A, выписанном для испытаний. Конструкция истребителя допускала подвешивание под крылья по одной пусковой трубе и еще одной при необходимости под фюзеляжем. Пробные стрельбы на полигоне подтвердили все прежние предположения: ракеты Wfr.Gr. 21 действительно могли эффективно поражать вражеские самолеты. Попадание боеприпаса с 38 килограммами взрывчатки гарантированно уничтожало даже тяжелые бомбардировщики. В то же время, в самолет противника еще нужно было попасть, а это было весьма непросто. Тем не менее, в начале лета 1943 года неуправляемую ракету Wfr.Gr. 21 приняли на вооружение и отправили в войска. Использовать ее рекомендовалось с истребителями FW-190A, которые после оснащения пусковыми трубами получали дополнительный индекс R6, либо с истребителями Bf-110. На «Мессершмитты» подвешивались как две, так и четыре ракеты.

Первое боевое применение ракет Wfr.Gr. 21 состоялось 17 августа 1943 года, во время знаменитой «Швайнфуртской мясорубки». После налета на цели в городах Швайнфурт и Регенсбург американские летчики недосчитались 60 бомбардировщиков B-17 и еще одиннадцать машин вернулись на базы буквально как в той песне, «на честном слове и на одном крыле» – в неремонтопригодном состоянии. Некоторое количество самолетов было сбито именно неуправляемыми ракетами. Кроме того, выяснилась одна особенность ракет: взрыв боевой части реактивного снаряда не только уничтожал самолет, но и в некоторых случаях серьезно повреждал его «соседей» по боевому порядку. Конечно, успех немецких истребителей, среди прочего, был обусловлен и отсутствием у самолетов союзников прикрытия, но Wfr.Gr. 21 подтвердили свою полезность. В дальнейшем неуправляемые ракеты этой модели неоднократно применялись в боевой обстановке. Со временем летчики-истребители перестали пытаться попасть во вражеские самолеты и стали использовать Wfr.Gr. 21 в качестве своеобразного отвлекающего средства. Особенно эффективным оно становилось во время ночных полетов: воющий и изрыгающий пламя снаряд отвлекал стрелков американских и английских бомбардировщиков, благодаря чему немец мог относительно спокойно провести атаку. Еще одно оригинальное применение ракет Wfr.Gr. 21 было связано с третьей пусковой трубой под фюзеляжем истребителей FW-190A. Некоторые летчики заряжали ракету задом наперед. Благодаря этому, заходя на цель, можно было выстрелить две ракеты, а на выходе из атаки пустить третью «себе за спину». Естественно, точность третьего пуска была еще ниже, чем у первых двух, но количество выпущенных ракет порой переходило в качество.

Читать еще:  Малый ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 – 1 ед.

И все же это «качество» имело недостаточный уровень, поэтому было решено увеличить количество перевозимых истребителем ракет. Специально для истребителя Me-410 была разработана оригинальная пусковая установка на шесть ракет Wfr.Gr. 21. В нижней части фюзеляжа был установлен барабан с шестью пусковыми трубами. Пуск ракет производился попарно, через специальные окна в носу самолета. Для выброса пороховых газов аналогичные трубы были смонтированы за пусковой установкой. Перед пуском барабан с ракетами проворачивался, производилось воспламенение порохового двигателя, а затем процесс повторялся. Однако таким образом дело обстояло только в теории. На практике все пошло совсем не так. Для проверки на базе планера Me-410 был собран экспериментальный стенд. Во время первого же пуска в феврале 1944 года прототип барабанной установки был почти полностью уничтожен. Еще до выхода из пусковой трубы ракета начинала вращаться и «разбрасывать» вокруг себя раскаленные газы. Их напор был настолько мощным, что обшивка самолета не выдержала и разрушилась. Ни о каком продолжении работ в этом направлении речи больше не шло.

Примерно в это же время произошел еще один инцидент на испытаниях другого турбореактивного снаряда. На этот раз планировалось оснастить истребитель Bf-110 одной пусковой установкой для ракеты RZ-100 калибра 420 миллиметров. 730-килограммовая ракета несла 245 кг взрывчатого вещества и могла пролететь несколько километров. Предполагалось, что в будущем тяжелые истребители при помощи этих ракет будут «выбивать» малокалиберную зенитную артиллерию противника, не входя в ее зону поражения. Как и в случае с Me-410, был собран испытательный стенд. На носовую часть планера Bf-110 поставили пусковые направляющие и оборудование электрического запала твердотопливного двигателя. Нетрудно догадаться, чем закончился этот эксперимент. 85-килограммовый блок твердого топлива своими газами буквально разметал по сторонам конструкцию самолета. Номенклатура перспективных систем неуправляемого ракетного вооружения для авиации сократилась на еще одну строчку.

До самого конца Второй Мировой войны немцы применяли Wfr.Gr. 21 исключительно с подвесных пусковых установок. Относительно успешный опыт их применения быстро послужил причиной для предложения по поводу расширения номенклатуры реактивного вооружения для истребителей. К концу 1943 года была готова конструкция пусковой установке на основе реек-направляющих, с которой можно было использовать ракеты 28 cm WK, заимствованные у реактивного миномета 28 cm Nebelwerfer 41. При той же длине, что и у Wfr.Gr. 21, ракеты 28 cm WK имели больший калибр (280 мм) и большую массу боевой части (50 кг). Одновременно с этим 280-мм ракеты были легче (82 килограмма) и медленнее – они разгонялись только до 150 м/с. Ввиду малой точности ракеты всех типов применялись исключительно при атаках больших соединений бомбардировщиков противника, что, тем не менее, тоже не давало высокой эффективности. Вне зависимости от веса и скорости, авиационные реактивные снаряды на основе наземных Nebelwerfer имели одни и те же характерные особенности. Самолет физически не мог нести большое их количество, а доступные две-три ракеты чаще были бесполезной нагрузкой или средством психологического воздействия, нежели надежным и эффективным оружием.

Во второй половине 44-го года наиболее перспективной схемой неуправляемой ракеты стали считать реактивный снаряд, вращающийся в полете за счет угла установки стабилизаторов. Такие снаряды не разбрасывали вокруг себя пороховые газы и не угрожали конструкции самолета. Однако размах стабилизаторов мог вызвать трудности при создании пусковых установок. Как результат, первый боеприпас с такой системой стабилизации в полете – RzHV 8 калибра 76 миллиметров – в серию не пошел. Стационарные стабилизаторы размахом 220 мм не позволяли подвешивать под крылья самолетов Bf-110 более восьми ракет. Тем не менее, характеристики RzHV 8 были вполне приемлемыми. Реактивный снаряд массой чуть более 10 кг нес около килограмма взрывчатого вещества и разгонялся до 750 м/с. Отклонение от предполагаемой траектории составляло 1/35 от ее длины. И все же, несмотря на нескладываемый стабилизатор, RzHV 8 имела достаточно хорошие перспективы. Целых восемь ракет, пусть даже и со сравнительно небольшим зарядом, в воздушном бою могли оказаться гораздо эффективнее двух тяжелых Wfr.Gr. 21.

Понимая это, руководство германских военно-воздушных сил заказало подобную ракету, но с возможностью еще более плотной компоновки пусковых устройств. Зимой 45-го фирма Curt Heber Maschinen-Apparate-Fabrik завершила разработку неуправляемой ракеты R4M. Твердотопливный реактивный снаряд имел вес всего в 3,85 кг и длину 81 сантиметр. Боевая часть ракеты весила 500 грамм, что, однако, посчитали достаточным. Как показала практика, многокилограммовые заряды предыдущих тяжелых ракет в большинстве случаев оказывались неэффективными из-за промахов. Для уничтожения самолета, в свою очередь, было достаточно и небольшой шашки взрывчатого вещества. Именно из этих соображений был совершен переход от «качества» к количеству. Ракеты R4M имели калибр всего в 55 миллиметров. Раскрытие стабилизатора размахом 242 мм происходило уже после схода с направляющей. Благодаря малым размерам и массе ракеты R4M можно было подвешивать по 12 штук на специальных блоках. Таким образом, один самолет FW-190F, Bf-110 или Me-262 можно было вооружить сразу двумя дюжинами реактивных снарядов, по одной под каждым крылом. Интересной особенностью R4M являлась их баллистика. По случайному стечению обстоятельств траектория полета этих ракет совпадала с траекторией снарядов 30-мм автоматической пушки MK 108, что помогало летчикам целиться при помощи одного и того же прицела, используя одни и те же поправки для ствольного и реактивного вооружения.

К концу войны пусковыми установками для R4M было оборудовано около 60 истребителей, в основном Me-262. На шести самолетах установили двойные пусковые блоки, что позволило увеличить боезапас одного истребителя до 48 ракет. В самом начале 1945 года производителю заказали крупную партию из 25 тысяч ракет. До конца войны была выполнена только половина заказа. Кроме того, в результате бомбардировок большая часть изготовленных реактивных снарядов R4M была потеряна при перевозке или на складах. За первые месяцы 45-го в боевой обстановке было выпущено около двух с половиной тысяч ракет. Особенности массового производства привели к сравнительно невысокой точности и вероятности попадания. Однако залп всеми 24-мя ракетами нередко приводил к результату – при стрельбе по большому строю бомбардировщиков одна-две ракеты достигали цели. При этом догадки по поводу эффективности полукилограммовой боевой части полностью подтвердились: попадание ракеты в фюзеляж приводило к гарантированному уничтожению B-17 или «Ланкастера».

Примечателен тот факт, что основная масса немецких неуправляемых авиационных ракет предназначалась для стрельбы по воздушным целям. Однако были и исключения. Видя эффективность советских бронебойных реактивных снарядов серии РБС, немецкие конструкторы сделали его аналог. За основу для него взяли ракету 8 cm WK, являвшуюся переработкой советской М-8. Немецкая ракета калибром 78 мм и длиной 70 см весила 6,6 килограмма и разгонялась до 360-370 метров в секунду. Стандартную осколочную боевую часть заменили кумулятивной, способной по нормали пробить до 90 мм брони. Новый противотанковый боеприпас получил название Panzerblitz I. Основным носителем этих ракет были самолеты FW-190F-9.

Все принятые на вооружение Люфтваффе реактивные снаряды использовались до самого конца Второй Мировой войны. В основном они создавались для борьбы с воздушными целями, хотя были и исключения. Применение ракет достигло своего пика к весне 45-го. С учетом тяжелой обстановки на фронтах реактивные снаряды, предназначенные для стрельбы по самолетам, все чаще использовались и для атак наземных целей. Со временем необходимость сдерживания наступающего противника привела к тому, что на учебные самолеты в кустарных условиях стали устанавливать противотанковые гранатометы Panzerfaust. Нетрудн догадаться, какой была эффективность этого технического решения – на практике далеко не все подобные «штурмовики» могли хотя бы добраться до района цели. В целом, достаточно позднее обращение к тематике реактивных снарядов для авиации имело для Германии достаточно неприятные последствия. Серийное производство достаточно эффективных (при правильном применении) типов вооружения в сочетании с неверным первоначальным выбором целей для него в итоге стали одной из причин поражения Третьего рейха. Ну а идеи использования складного стабилизатора или большого количества относительно маленьких и легких ракет позже получили развитие, но уже в странах-победительницах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector